КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНТЕРАКТИВНЫМ ФОРМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILLS AND INTERACTIVE FORMS OF INTEGRATION OF THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION
В. Л. Матросов, Н. Ю. Борисова, Д. А. Мельников, Л. М. Аунапу
Статья посвящена анализу становления в г. Москве системы конкурсов профессионального мастерства педагогов как открытой формы образовательной интеграции психолого-педагогической теории и практики. На основе изучения опыта МПГУ по организации и участию в данных конкурсах характеризуются универсальные факторы совершенствования системы подготовки педагогических кадров.
Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, номинация «Педагогический дебют», формы интеграции педагогической теории и практики, совершенствование системы подготовки педагогических кадров.
Развитие образования - многофакторный процесс, нацеленный на будущее и опирающийся в поиске перспективных идей и профессионального опыта на разнообразные источники, одним из которых за последние два десятилетия стали различные профессиональные конкурсы, которые позволяют практически любому работнику социально-педагогической сферы принять в них участие [1]. Самым популярным и ведущим среди них выступает конкурс «Учитель года», который имеет большое количество модификаций и номинаций и позволяет стать участником конкурса не только многочисленной группе учителей общеобразовательных предметов, но и психологам, дефектологам, педагогам дополнительного образования.
В настоящее время профессиональные конкурсы стали одной из важнейших составляющих не только профессиональной педагогической реальности, но и социально значимым событием в жизни и образовательных учреждений, и локального сообщества, и всей страны в целом. Такую популярность и значимость конкурсы приобрели в соответствии с двумя своими важнейшими особенностями, в которых раскрываются характерные приметы происходящей трансформации основных составляющих педагогической деятельности: развитие различных форм образовательной интеграции на всех уровнях системы образования и настойчивое проникновение интерактивных форм обучения в современную педагогическую практику.
V. L. Matrosov, N. Yu. Borisova, D. A. Melnikov, L. M. Aunapu
This article deals with analysis of formation in Moscow the system of teachers' professional skills' competitions as open form of educational integration in psychology-pedagogical theory and practice. The universal factors of perfecting of the system of training for pedagogical personnel are characterized on the ground of experience of MSPU in organization and participation in such competitions.
Keywords: competitions of professional skills, "Pedagogical debut" category, forms of integration of pedagogical theory and practice, perfecting of the system of training for pedagogical personnel.
Все это позволяет характеризовать профессиональные конкурсы как новую открытую форму образовательной интеграции психолого-педагогической теории и практики, осуществляемую посредством применения интерактивных методов для обучения инновационным аспектам педагогической деятельности, что создает возможность для проявления инновационных элементов развития системы образования, проверки их эффективности на основе здесь и сейчас проводимого педагогического эксперимента при непосредственном и полноценном участии и исполнении самого разработчика новации - представителя любого сегмента социально-педагогической деятельности.
С конца 1990-х гг. возможность включиться в новую форму обучения педагогической деятельности получили студенты московских педагогических вузов, поскольку в этом году в структуре конкурса «Учитель года Москвы» появилась номинация для работающих студентов «Педагогический дебют» (далее - «ПД»).
МПГУ стал одним из трех педагогических вузов (совместно с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) и Московским гуманитарным педагогическим институтом (МГПИ)), которые включились в новую форму подготовки студентов 4-5-х курсов на основе публичного представления своего профессионального мастерства на уровне его формирования, что по сути и представляло собой первоначальное участие в конкурсе
«Учитель года Москвы» в номинации «ПД». При этом уже с 2002 г. при организации университетского этапа конкурса можно начинать отсчет применения интерактивных методов обучения.
Важно заметить, что значимость студенческого конкурса как эффективной формы обучения современным интерактивным методам не всеми факультетами была изначально признана, и потому некоторые факультеты отнеслись к проведению факультетского этапа достаточно формально, что не замедлило сказаться на результатах и общеуниверситетского, и городского этапа конкурса в течение ряда лет.
Напомним, что с 2002 г. родилась традиция проводить общеуниверситетский этап конкурса в помещении Московского Дома Учителя в присутствии студентов всех факультетов, представителей деканатов и профессорско-преподавательского состава различных факультетов и ректората, а также независимого жюри, участниками которого становятся директора и учителя московских школ, выпускники МПГУ - победители больших конкурсов «Учитель года Москвы» и «Учитель года России», представители университетской прессы. Студенты-конкурсанты выполняли 4 вида различных заданий, в которых участники самопрезентуют выбранную специальность и свое видение школы будущего, выполняют ряд психолого-педагогических практических заданий, частично приготовленных дома, частично выполняемых по здесь и сейчас получаемым заданиям. В финал, по результатам независимого жюри, из общего числа участников в течение 2002-2008 гг. выбиралось 6-7 студентов, из числа которых формировалась команда МПГУ на третьем заключительном этапе - городском конкурсе с участием студентов других педвузов г. Москвы.
Важно заметить, что если проведение общеуниверситетского конкурса изначально строилось на применении интерактивных методов взаимодействия в процессе организуемого профессионального общения, то проведение городского этапа в 2002-2008 гг. дублировало известную студентам форму предъявления результатов педагогической практики - открытый урок, который был единственным заданием городского этапа.
Тем не менее с 2003 по 2008 г. студенты нашего вуза неоднократно становились и победителями, и призерами Московского городского конкурса «Учитель года» в номинации «ПД», а в 2005 г. заняли все 3 призовых места.
Таким образом, усложнение заданий на этапе общеуниверситетского конкурса с использованием интерактивных методов обучения позволяло студентам МПГУ в условиях конкурсного урока демонстрировать высокий уровень профессиональной готовности к педагогической деятельности, превосходящий уровень подготовки студентов других вузов.
В 2008-2009 гг. на волне развития инновационных процессов на всех уровнях системы образования, обновления как его содержания, так и форм организации произошли кардинальные изменения в условиях проведения Московского городского конкурса «Учитель года» в номинации «ПД»:
1) увеличилось количество вузов - участников конкурса до 4 (за счет включения Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ));
2) было зафиксировано количество студентов - финалистов университетских конкурсов, имевших право стать участниками городского этапа от одного вуза - не более 5, поэтому получилось фиксированное число финалистов -20 от четырех вузов, борющихся за звание победителя;
3) к участию в конкурсе были допущены студенты всех направлений подготовки, существующие в педагогическом, психолого-педагогическом и дефектологическом образовании;
4) возросло количество конкурсных заданий городского этапа, в том числе и за счет представления своей студенческой научно-исследовательской работы, ужесточились условия проведения конкурсного открытого урока, критерии оценки заданий. Все это резко повысило требования к качеству подготовки финалистов городского этапа конкурса и не могло не сказаться на росте качества выполняемых заданий;
5) кардинально изменились: порядок проведения городского этапа конкурса, который стал выездным и публичным; количественно-качественный состав жюри, которое теперь включало в себя 16 независимых представителей образовательных учреждений г. Москвы - директора и учителя-предметники, а также руководители и профессора вузов Москвы, студенты которых не принимали участие в конкурсе; увеличилось число абсолютных победителей конкурса в номинации «Педагогический дебют» до трех.
В новых условиях проведения городского этапа конкурса в марте 2009 г. студенты МПГУ подтвердили высокий статус вуза как лидера педагогического образования и проявили высокие командные качества - 2 студента из команды МПГУ были удостоены звания абсолютного победителя (из трех возможных) и один - лауреата конкурса, в то время как 2 других финалиста оказались на 4-м и 6-м месте.
Все это, несомненно, позволило в очередной раз публично подтвердить не только высокий уровень качества обучения студентов МПГУ, но и правильную стратегию в организации двух этапов университетского конкурса на основе использования интерактивных методов и технологий и высокий уровень профессиональной готовности к работе в условиях инновационного обновления системы образования.
В 2011 г. произошли очередные изменения в организации и проведении конкурса, которые поставили и перед студентами, и перед руководителями университетской команды новые сложные задачи, поскольку иными оказались: место проведения; критерии оценивания всех заданий; состав жюри за счет включения большего количества представителей высшей школы и восьми директоров известных школ Москвы, в том числе инновационных, представителей родительской общественности и педагогических СМИ. Поэтому в ходе подготовки команды МПГУ к городскому этапу конкурса были освоены и применены новейшие интерактивные технологии, на основе которых была разработана трехмесячная индивидуальная образо-
вательная программа 5 членов команды как единого интегрированного коллектива, включавшая в себя разработку индивидуальной образовательной стратегии каждого члена команды, общегрупповые занятия по ключевым проблемам педагогического проектирования и психолого-педагогические тренинги личностного роста.
Именно такая подготовка позволила команде студентов МПГУ продемонстрировать высокий уровень выполнения конкурсных заданий в новых условиях проведения городского этапа, что потребовало отличного владения методами публичного самопредъявления и предъявления своих достижений. Особенно выразительно наши студенты продемонстрировали свою компетентность во владении методами интерактивного взаимодействия, причем не только с определенной группой обучаемых, но и со всеми присутствующими при проведении открытого занятия. Способность студентов-конкурсантов нашего вуза продемонстрировать высочайший уровень качества обучения, растущий профессиональный уровень были оценены по достоинству: по решению жюри 2 студента из команды МПГУ заняли 1-е место и получили звания абсолютных победителей (всего было 3 абсолютных победителя) и один получил звание лауреата. Вторая оценка качества профессиональной и личностной подготовки студентов МПГУ носила непубличный характер, но по сути своей являлась более значимой: все 5 членов команды МПГУ как в ходе конкурса, так и по его окончании получали предложения по своему трудоустройству как от директоров школ - членов жюри конкурса, так и директоров, присутствующих в роли гостей.
Еще одним важным результатом конкурса «ПД-2011» стало значительное увеличение спроса на студентов МПГУ со стороны руководителей образовательных учреждений г. Москвы, что нашло свое выражение в последовавших приглашениях студентов вуза не только на работу, но и для участия в различных образовательных и исследовательских проектах; в обращениях директоров школ - членов жюри конкурса «ПД-2011» за помощью в поиске учителей из числа студентов или выпускников МПГУ.
Третий этап трансформации Московского городского конкурса «Учитель года Москвы» в номинации «ПД» происходил в второй половине 2011 и начале 2012 г. В результате этих изменений началась новая жизнь студенческого конкурса «ПД»: вместо номинации он стал полноправным конкурсом в числе 8 других московских конкурсов в области образования и был объединен под эгидой городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания, который стартовал 1 ноября 2011 г. с появлением собственного сайта в сети Интернет: http://pedagog.msk.ru/.
Произошедшие перемены не могли не коснуться и сущностных сторон организации и проведения конкурса «ПД-2012». В 2012 г. вновь изменились: цели и задачи конкурса; состав жюри номинации; условия участия и место проведения; количество заданий и критерии их оценивания; уровень публичности предъявления заданий; условия работы счетной комиссии. Вновь оказались серьезно изменены па-
раметры организации и проведения финальных конкурсных испытаний, причем о некоторых параметрах становилось известно в ходе самих конкурсных испытаний.
Такие структурные изменения позволили принять участие в конкурсе «ПД-2012» более чем 200 студентам ведущих педагогических вузов Москвы в заочном туре и 20 из них стали финалистами.
Впервые все конкурсные испытания проходили в одном современном образовательном учреждении параллельно с обычным учебным процессом, что создавало свои дополнительные трудности. Самопрезентации конкурсантов и защита научно-исследовательской работы происходили в актовом зале школы, что позволило нашим студентам продемонстрировать высокий уровень владения современными средствами ИКТ и компетентность в использовании методов визуализации своих теоретических представлений по самому широкому спектру исследуемых проблем, а также способы организации интерактивного включения аудитории в их обсуждение.
Поскольку в этом году студентов-конкурсантов впервые уравняли с признанными педагогами-профессионалами в условиях проведения своих открытых занятий (мастер-классов), то каждый конкурсант давал свое занятие на незнакомых детях из числа учеников гимназии. Студенты команды МПГУ блестяще справились с ситуацией, что подтвердили оценки жюри за проведение конкурсных занятий: 4 члена команды из 5 получили очень высокие баллы, все выше 35 (из 40 возможных), что подтвердило безоговорочное преимущество школы МПГУ в методической и предметной подготовке своих студентов. Ну и ставшее традиционным подтверждение официального рейтинга студентов МПГУ - очередь предложений от директоров школ - членов жюри к нашим студентам с предложением трудоустройства в свои школы на самых выгодных условиях. Поэтому закономерно, что при объявлении результатов один член команды был назван абсолютным победителем конкурса в номинации «ПД-2012», 2 студентки стали лауреатами конкурса, а 2 других конкурсанта отстали менее чем на 1-2 балла от пятерки лауреатов (согласно опубликованным на сайте конкурса результатам).
По результатам анализа участия МПГУ в организации и проведении конкурса «ПД» на всех его этапах в течение 10 лет можно выделить некоторые особенности его организации на разных этапах. На уровне университетского конкурса МПГУ это: сочетание традиционности и иннова-ционности; ежегодное совершенствование содержания и форм заданий в соответствии с новыми требованиями к качеству обучения студентов; наличие сформировавшихся традиций в организации университетского конкурса.
Остановимся на последней особенности и посмотрим на те 7 историко-педагогических традиций в организации университетского конкурса, которые обеспечивают ежегодно повышающийся градус включения различных факультетов МПГУ в самое активное освоение этапов организации и проведения конкурса как необходимой современной составляющей учебного процесса на основе включения и студентов, и преподавателей в эффективное
использование интерактивных и интегративных технологий в практике вузовской подготовки.
1. Проведение факультетского этапа конкурса как необходимой составляющей всей программы подготовки студентов к профессиональной деятельности.
2. Проведение 2-го этапа университетского конкурса на базе Городского Дома Учителя, что позволяет знакомить студентов с одним из профессионально значимых центров для учительского сообщества г. Москвы.
3. Участие в конкурсе в качестве зрителей и болельщиков студентов, преподавателей, представителей деканатов всех факультетов и ректората МПГУ.
4. Исполнение гимна МПГУ, слова к которому написаны студентами МПГУ поколения пятидесятых, знаменитыми поэтами-бардами Ю. Визбором и Ю. Ряшенцевым, и посвящение конкурса общественно и профессионально значимой проблеме современной образовательной реальности.
5. Включение в состав жюри университетского конкурса замечательных выпускников МПГУ разных лет, которые являются авторитетными директорами лучших московских школ, учителями и руководителями методических центров, а также победителями профессиональных конкурсов «Учитель года Москвы» и «Учитель года России».
6. В роли ведущих конкурса всегда выступают победители и лауреаты городского конкурса «Педагогический дебют» прошлых лет.
7. Участие в проведении конкурса творческих коллективов студентов МПГУ различных факультетов.
Все перечисленные традиции имеют большое значение для развития конкурсного движения как нового интерактивного метода образовательной интеграции по нескольким основаниям:
1) интеграция теории и практики в процессе подготовки и проведения конкурсных заданий не в привычной учебной аудитории вуза или помещении родной школы, а некоем свободном пространстве, которое необходимо с помощью профессиональных компетенций превратить в пространство эффективного педагогического взаимодействия с совсем незнакомыми людьми разного возраста средствами учебного предмета во всей полноте его межпредметных связей;
2) межпредметная или междисциплинарная интеграция, позволяющая на основе ее особенностей использовать всю полноту теоретического владения предметом обучения и познания психовозрастных особенностей восприятия для включения всей аудитории в заинтересованный процесс поиска решения поставленной проблемы предметного знания;
3) интеграция различных методов применения традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ, с учетом их влияния на здоровое всестороннее развитие познавательных и этико-эстетических составляющих личности обучаемого.
Тот же анализ результатов участия студентов МПГУ в Московском городском конкурсе педагогического мастерства и общественного признания показал, что под его
воздействием существенно изменились три основных фактора организации обучения в системе высшего и среднего профессионального образования, поскольку:
а) интерактивные и проективные формы организации обучения и в школе, и в вузе становятся основными обучающими формами взаимодействия субъектов образования;
б) публичность предъявления результатов обучения и готовность к этой новой форме деятельности становится одним из основных требований новой образовательной ситуации;
в) участие в конкурсах становится одним из важнейших показателей, по которому судят об эффективности результатов деятельности образовательного учреждения.
На основе изучения опыта участия МПГУ в организации и проведении конкурсов педагогического мастерства можно сделать следующие выводы:
1. Участие в конкурсах становится важным фактором подтверждения высокого статуса образовательного учреждения, своеобразным знаком качества реализуемых образовательных программ и квалификации профессорско-преподавательского состава.
2. Значительно расширяются возможности публичного и предметного предъявления высокого качества обучения студентов на факультетах университетов, что может составить основы для формирования внутриунивер-ситетских, и шире - общегородских систем мониторинга качества образования.
3. Конкурсы становятся местом представления новейших образовательных технологий, которые за счет интернет-трансляции конкурсных испытаний внедряются в реальную практику образования.
4. Создается новая основа для развития сотрудничества с образовательными учреждениями Департамента образования г. Москвы на основе их прямого предложения к совместному осуществлению различных образовательных и исследовательских программ.
5. Значительно увеличивает возможности обмена опытом для ППС университета как на межфакультетском, так и на межвузовском уровне, проверки эффективности используемых методов и форм в организации образовательного процесса в современных условиях.
6. Становится важным звеном учебно-воспитательной и профориентационной работы для студентов всех курсов и уровней обучения.
В заключение хочется отметить, что дальнейшая практика развития конкурсов профессионального мастерства создает важные основы для перевода столичного образования на инновационные модели развития.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Городские профессиональные конкурсы: «Учитель года Москвы - 2010», «Педагогический дебют», «Воспитатель года Москвы», «Педагог-внешкольник», «Педагог-психолог», «Сердце, отданное детям», «Самый классный классный» / отв. ред. М. Ю. Тихонов. М.: Школьная книга, 2009. 64 с.
2. Лебедев С. А. Философия науки: словарь основных терминов. М.: Академический проект, 2006. 320 с.
3. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Пионерские идеи, подходы, методы для столичного образования / отв. ред. С. П. Пим-чев.- М.: МИОО, 2003. 132 с.
4. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы»: школьный урок для пост-новой эры (урок
как социальный проект) / науч. ред. С. П. Пим-чев, Л. А. Савинкова. М.: МИОО, 2004. 128 с.
5. Пимчев С. П., Сиденко А. С. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Я учусь Будущему. М.: МИОО, 2005. 71 с.
6. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998-1999.
7. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 444 с.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ON SPECIAL FEATURES OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT
Л. Н. Павлова
В статье дана характеристика педагогического управления, названы особенности педагогического управления и представлен критерий оценки эффективности педагогического управления.
Ключевые слова: педагогическое управление, ученический коллектив, механизм управления и технология педагогического управления.
L. N. Pavlova
The article presents the characteristics of pedagogical management, states its main features and describes the criteria of evaluation of the effectiveness of pedagogical management.
Keywords: pedagogical management, group of pupils, control mechanism, technology of pedagogical management.
Актуальность рассматриваемого вопроса определяется сложностью и многосторонностью самого объекта исследования - управления.
Целью рассмотрения особенностей педагогического управления является позиционирование значимости данного управления в образовательном учреждении с точки зрения обеспечения демократического, государ ственно-общественного характера управления образованием [1].
Характеристика педагогического управления
Таблица 1
Критерии классификации управления Группа целей
Период установления Стратегическая, тактическая, оперативная
Содержание Организационная
Функциональная структура Производственная
Среда Внутренняя
Приоритетность Приоритетная
Измеряемость Количественная, качественная Результативность педагогической деятельности. Результативность развития ученического коллектива и личности обучающегося
Повторяемость Периодичная в условиях нового ученического коллектива
Иерархия Часть структуры управления образовательного учреждения
Стадии жизненного цикла Формирование, становление и развитие ученического коллектива
Понятие «педагогическое управление», место в структуре управления образовательного учреждения и сущность педагогического управления, механизм педагогического управления нами описаны в статье «Управление развитием детского коллектива» [2].
Рассматривая особенности педагогического управления, мы опираемся на выводы, сделанные ранее в работах «Теория и практика педагогического управления развитием школьного детского коллектива», «Некоторые вопросы методического обеспечения самоуправления студентов в педагогическом образовательном учреждении», «Оценка эффективности педагогического управления ученическим коллективом как показатель безопасности управления образовательным процессом» и др. [3-8].
Определимся в позициях различия педагогической деятельности и педагогического управления.
Педагогическая деятельность является видом профессиональной компетентности педагога; охватывает все образовательное пространство; является практической реализа-