Научная статья на тему 'Особенности педагогического управления'

Особенности педагогического управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / CONTROL MECHANISM / GROUP OF PUPILS / TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Л.Н.

В статье дана характеристика педагогического управления, названы особенности педагогического управления и представлен критерий оценки эффективности педагогического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SPECIAL FEATURES OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT

The article presents the characteristics of pedagogical management, states its main features and describes the criteria of evaluation of the effectiveness of pedagogical management.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогического управления»

использование интерактивных и интегративных технологий в практике вузовской подготовки.

1. Проведение факультетского этапа конкурса как необходимой составляющей всей программы подготовки студентов к профессиональной деятельности.

2. Проведение 2-го этапа университетского конкурса на базе Городского Дома Учителя, что позволяет знакомить студентов с одним из профессионально значимых центров для учительского сообщества г. Москвы.

3. Участие в конкурсе в качестве зрителей и болельщиков студентов, преподавателей, представителей деканатов всех факультетов и ректората МПГУ.

4. Исполнение гимна МПГУ, слова к которому написаны студентами МПГУ поколения пятидесятых, знаменитыми поэтами-бардами Ю. Визбором и Ю. Ряшенцевым, и посвящение конкурса общественно и профессионально значимой проблеме современной образовательной реальности.

5. Включение в состав жюри университетского конкурса замечательных выпускников МПГУ разных лет, которые являются авторитетными директорами лучших московских школ, учителями и руководителями методических центров, а также победителями профессиональных конкурсов «Учитель года Москвы» и «Учитель года России».

6. В роли ведущих конкурса всегда выступают победители и лауреаты городского конкурса «Педагогический дебют» прошлых лет.

7. Участие в проведении конкурса творческих коллективов студентов МПГУ различных факультетов.

Все перечисленные традиции имеют большое значение для развития конкурсного движения как нового интерактивного метода образовательной интеграции по нескольким основаниям:

1) интеграция теории и практики в процессе подготовки и проведения конкурсных заданий не в привычной учебной аудитории вуза или помещении родной школы, а некоем свободном пространстве, которое необходимо с помощью профессиональных компетенций превратить в пространство эффективного педагогического взаимодействия с совсем незнакомыми людьми разного возраста средствами учебного предмета во всей полноте его межпредметных связей;

2) межпредметная или междисциплинарная интеграция, позволяющая на основе ее особенностей использовать всю полноту теоретического владения предметом обучения и познания психовозрастных особенностей восприятия для включения всей аудитории в заинтересованный процесс поиска решения поставленной проблемы предметного знания;

3) интеграция различных методов применения традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ, с учетом их влияния на здоровое всестороннее развитие познавательных и этико-эстетических составляющих личности обучаемого.

Тот же анализ результатов участия студентов МПГУ в Московском городском конкурсе педагогического мастерства и общественного признания показал, что под его

воздействием существенно изменились три основных фактора организации обучения в системе высшего и среднего профессионального образования, поскольку:

а) интерактивные и проективные формы организации обучения и в школе, и в вузе становятся основными обучающими формами взаимодействия субъектов образования;

б) публичность предъявления результатов обучения и готовность к этой новой форме деятельности становится одним из основных требований новой образовательной ситуации;

в) участие в конкурсах становится одним из важнейших показателей, по которому судят об эффективности результатов деятельности образовательного учреждения.

На основе изучения опыта участия МПГУ в организации и проведении конкурсов педагогического мастерства можно сделать следующие выводы:

1. Участие в конкурсах становится важным фактором подтверждения высокого статуса образовательного учреждения, своеобразным знаком качества реализуемых образовательных программ и квалификации профессорско-преподавательского состава.

2. Значительно расширяются возможности публичного и предметного предъявления высокого качества обучения студентов на факультетах университетов, что может составить основы для формирования внутриунивер-ситетских, и шире - общегородских систем мониторинга качества образования.

3. Конкурсы становятся местом представления новейших образовательных технологий, которые за счет интернет-трансляции конкурсных испытаний внедряются в реальную практику образования.

4. Создается новая основа для развития сотрудничества с образовательными учреждениями Департамента образования г. Москвы на основе их прямого предложения к совместному осуществлению различных образовательных и исследовательских программ.

5. Значительно увеличивает возможности обмена опытом для ППС университета как на межфакультетском, так и на межвузовском уровне, проверки эффективности используемых методов и форм в организации образовательного процесса в современных условиях.

6. Становится важным звеном учебно-воспитательной и профориентационной работы для студентов всех курсов и уровней обучения.

В заключение хочется отметить, что дальнейшая практика развития конкурсов профессионального мастерства создает важные основы для перевода столичного образования на инновационные модели развития.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Городские профессиональные конкурсы: «Учитель года Москвы - 2010», «Педагогический дебют», «Воспитатель года Москвы», «Педагог-внешкольник», «Педагог-психолог», «Сердце, отданное детям», «Самый классный классный» / отв. ред. М. Ю. Тихонов. М.: Школьная книга, 2009. 64 с.

2. Лебедев С. А. Философия науки: словарь основных терминов. М.: Академический проект, 2006. 320 с.

3. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Пионерские идеи, подходы, методы для столичного образования / отв. ред. С. П. Пим-чев.- М.: МИОО, 2003. 132 с.

4. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы»: школьный урок для пост-новой эры (урок

как социальный проект) / науч. ред. С. П. Пим-чев, Л. А. Савинкова. М.: МИОО, 2004. 128 с.

5. Пимчев С. П., Сиденко А. С. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Я учусь Будущему. М.: МИОО, 2005. 71 с.

6. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998-1999.

7. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 444 с.

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ON SPECIAL FEATURES OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Л. Н. Павлова

В статье дана характеристика педагогического управления, названы особенности педагогического управления и представлен критерий оценки эффективности педагогического управления.

Ключевые слова: педагогическое управление, ученический коллектив, механизм управления и технология педагогического управления.

L. N. Pavlova

The article presents the characteristics of pedagogical management, states its main features and describes the criteria of evaluation of the effectiveness of pedagogical management.

Keywords: pedagogical management, group of pupils, control mechanism, technology of pedagogical management.

Актуальность рассматриваемого вопроса определяется сложностью и многосторонностью самого объекта исследования - управления.

Целью рассмотрения особенностей педагогического управления является позиционирование значимости данного управления в образовательном учреждении с точки зрения обеспечения демократического, государственно-общественного характера управления образованием [1].

Характеристика педагогического управления

Таблица 1

Критерии классификации управления Группа целей

Период установления Стратегическая, тактическая, оперативная

Содержание Организационная

Функциональная структура Производственная

Среда Внутренняя

Приоритетность Приоритетная

Измеряемость Количественная, качественная Результативность педагогической деятельности. Результативность развития ученического коллектива и личности обучающегося

Повторяемость Периодичная в условиях нового ученического коллектива

Иерархия Часть структуры управления образовательного учреждения

Стадии жизненного цикла Формирование, становление и развитие ученического коллектива

Понятие «педагогическое управление», место в структуре управления образовательного учреждения и сущность педагогического управления, механизм педагогического управления нами описаны в статье «Управление развитием детского коллектива» [2].

Рассматривая особенности педагогического управления, мы опираемся на выводы, сделанные ранее в работах «Теория и практика педагогического управления развитием школьного детского коллектива», «Некоторые вопросы методического обеспечения самоуправления студентов в педагогическом образовательном учреждении», «Оценка эффективности педагогического управления ученическим коллективом как показатель безопасности управления образовательным процессом» и др. [3-8].

Определимся в позициях различия педагогической деятельности и педагогического управления.

Педагогическая деятельность является видом профессиональной компетентности педагога; охватывает все образовательное пространство; является практической реализа-

цией профессиональной компетентности, выраженной уровнем готовности и осуществления педагогом функциональных обязанностей.

Педагогическое управление - это вид управления образовательного учреждения; являет собой практическую реализацию специальной управленческой компетенции педагога, выраженной в осуществлении цикла управления; реализуется в процессе управления образовательным учреждением и через функции управления ученическим коллективом.

Понятие «педагогическая деятельность» шире понятия «педагогическое управление». Следовательно, педагогическое управление является составляющей содержания педагогической деятельности.

Словосочетание «педагогическое управление» говорит о том, что данное управление - это управление с педагогическими свойствами. Другими словами, педагогическое управление как разновидность социального управления имеет особенности, определенные педагогической деятельностью, и характеризуется особенностями образовательного процесса.

Характеристика педагогического управления на основе критериев классификации управления позволяет нам иллюстрировать положение того, что оно соответствует природе социального управления (табл. 1).

Педагогическое управление как феномен организационно строится только в образовательных учреждениях для осуществления образовательного процесса, входит в функциональную структуру управления учреждения, имеет внутреннею направленность, статус приоритетного на определенном уровне управления учреждения и является частью структуры управления образовательного учреждения. Педагогическое управление может реализовывать стратегические, тактические и оперативные цели управления. Стратегические цели берут задачи по формированию и развитию ученического коллектива для создания условий по усвоению образовательных стандартов. Доля ответственности за выполнение данных целей у административного и педагогического управления определяется локальными документами образовательного учреждения. Тактические цели педагогического управления рассчитаны на конкретный временной период, обусловленный стратегией управления. Формулирование тактических целей осуществляется на основе программно-целевого принципа управления и выражается в деятельности в виде выполнения программ воспитания и обучения. Оперативные цели можно рассматривать как цель педагогического управления по формированию, становлению и развитию ученического коллектива. Так как педагогическое управ-

ление имеет программное обеспечение, то оценить результативность управления можно через количественные и качественные показатели управления, исходя из стратегической и тактической целей. В силу сменяемости обучаемого контингента педагогическое управление имеет свойство повторяемости.

Исходя из данных табл. 1, мы можем выделить особенности педагогического управления образовательного учреждения. Они следующие: педагогическое управление является видом управления, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательного учреждения; на основе принципа программно-целевого управления обеспечивается зона ответственности административного и педагогического управления образовательного учреждения; педагогическое управление имеет свойство повторяемости на основе реализации образовательной программы в условиях нового ученического коллектива. Данные особенности педагогического управления имеют статус обобщенных, так как мы охарактеризовали педагогическое управление через обобщенные критерии классификации управления.

Теперь рассмотрим характеристику особенностей педагогического управления через внутренний статус управления (табл. 2). Показателями, характеризующими особенности педагогического управления, являются: природа педагогического управления, субъект-объектные отношения в осуществлении педагогического управления, временной диапазон, пространство, механизм, технология реализации данного управления, оценка эффективности педагогического управления.

Природа педагогического управления характеризуется двойственностью, которая выражается функциональными обязанностями, связанными с обучением и управленческой деятельностью по отношению к ученическому коллективу. Педагогическое управление нацелено на функционирование и развитие ученического коллектива. Особенностью является субъект-объектные отношения: педагог совершает управленческие действия по отношению к уче-

Таблица 2

Характеристика особенностей педагогического управления

Особенности педагогического управления Характеристика особенностей педагогического управления

Природа управления Двойственная природа: управление и деятельность

Субъект-объектные отношения Управление нацелено на функционирование и развитие ученического коллектива

Временной диапозон Период обучения

Пространство реализации Образовательный процесс

Механизм реализации Характеристика системы и процесса управления

Технология реализации Вид организационно-методического инструментария

Оценка эффективности педагогического управления Практическая реализация профессиональной компетентности, выраженная уровнем готовности и осуществления педагогом функциональных обязанностей

Таблица 3

Педагогическое управление как вид управления и педагогическая деятельность: основные различия

Основания для различия Педагогическое управление как вид управления Педагогическое управление как педагогическая деятельность

Функции Реализуются функции управления Реализуются функции по должности

Объект Процесс формирования, функционирования, развития коллектива Образовательный процесс

Предмет Коллектив Личность

Самоуправление Самоуправление коллектива Самоуправление личности

Оценка эффективности Уровень управленческой компетенции педагога Качество образовательного процесса

Результат Качественные изменения коллектива Качественные изменения личности

ническому коллективу, который отличается возрастными особенностями, особенностью цели организации и существования ученического коллектива и особенностью предполагаемого результата управления. В целом педагогическое управление как управление нацелено на коллектив, целью организации которого является учебная деятельность, а не профессиональная деятельность в силу возрастных и социальных особенностей данного коллектива. Педагогическое управление реализуется во время периода обучения и в рамках образовательного процесса. Управление характеризуется механизмом педагогического управления, каждый «виток» которого является единицей развития ученического коллектива. Поэтому предполагается обеспечение педагогического управления соответствующим видом организационно-методического инструментария. Механизм педагогического управления сопровождается конкретными педагогическими технологиями, которые применяются в соответствии с качественной характеристикой ученического коллектива.

Двойственность природы педагогического управления определяет разные подходы к оценке педагогического управления.

При рассмотрении педагогического управления необходимо определить позицию, с точки зрения которой будет идти речь: педагогическое управление как вид управления с присущими всеми функциями управления; педагогическое управление как вид деятельности педагогов с присущими ему направлениями и критериями оценок реализации деятельности (табл. 3).

При рассмотрении педагогического управления как вида управления образовательного учреждения предполагается изучение вопросов об ученическом коллективе как об объекте управления. Предметом рассмотрения будет ученический коллектив и его самоуправление как результат педагогического управления.

Педагогическое управление как деятельность подразумевает реализацию функции по педагогической должности, объектом управления является образователь-

ный процесс, предметом управления - личность, самоуправление проявляется в самоуправлении личности обучающегося, оценка эффективности лежит в плоскости оценки качества образовательного процесса, и результатом педагогического управления будет качественные изменения личности (уровень сфор-мированности образовательной компетентности).

Управление характеризуется интеграцией процессов функционирования и развития образовательного учреждения. Этот постулат позволяет рассмотреть различия педагогического управления с позиции тактических целей управления, но с различными установками на осуществление педагогического управления: направленность педагогического управления на функциональность ученического коллектива или направленность педагогического управления на развитие ученического коллектива. В том и в другом случае стратегические цели педагогического управления будут реализованы, и получим разный результат качества общественно-государственного управления образовательного учреждения (табл. 4).

Педагогическое управление, нацеленное на осуществление функционирования ученического коллектива, рассматривает коллектив как средство педагогического управления, поэтому самоуправление коллектива осуществляется с этой же позиции, следовательно, самоуправление является формализованной структурой управления ученического коллектива, а органы самоуправления работают эпизодически или периодически, и их решения трудно выполнять. Педагог осуществляет развитие коллектива через коллектив, и в результате происходит развитие личности обучающегося.

Ученический коллектив, являющийся целью педагогического управления, характеризуется развитием на основе самоуправления и, как следствие, развитием личности обучающегося. Самоуправление ученического коллектива представлено социально значимым органом коллектива. Развитие и расширение функций деятельности самоуправления ученического коллектива предполагает передачу части функций педагогического управления органам самоуправления ученического коллектива.

Значит ли это, что эффективность педагогического управления можно определить по качественному состоянию ученического коллектива? Практика управления образовательного учреждения говорит о сложности и неоднозначности данной оценки. В чем определяется баланс между функционированием и развитием ученического коллектива? Ориентировочные оценки, которые выража-

ются в виде эмоциональных оценок, состоят из формальных параметров оценки собственно своей педагогической деятельности, оценки руководителя образовательного учреждения и оценок коллектива педагогов, общественности, социальных партнеров. К таким выводам мы пришли на основе исследования аналитического материала образовательных учреждений и интервьюирования педагогов.

В качественных и количественных показателях развития (изменений) ученического коллектива лежит механизм педагогического управления. Педагогическое управление использует программно-целевой метод управления. Критерием развития ученического коллектива является самоуправление. Цель педагогического управления, в конечном счете, представляется в виде качественного изменения ученического коллектива, то есть его развития, которое будет выражаться в самоуправлении ученического коллектива и в самоуправлении обучающихся. Изменения в личности обучающегося в образовательном процессе связаны с формированием компетентности. Аспект «уровень компетентности обучающихся» можем взять как критерий оценки эффективности педагогического управления. В конечном результате сформирован-ность компетентности обучающихся является показателем качества педагогического управления. Вместе с тем данный показатель может демонстрировать уровень владения педагогом управленческой компетенции как составляющей профессиональной компетентности [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследуя феномен педагогического управления в 29 образовательных учреждениях г. Челябинска, мы пришли к выводу, что использование педагогами программно-целевого метода управления ученическим коллективом

позволяет применять механизм педагогического управления ученическим коллективом, базирующийся на целостности процесса взаимодействия управляющей и управляемой подсистем. Реализация механизма педагогического управления основана на педагогической технологии, соответствующей уровню развития ученического коллектива. В результате чего стал возможен переход от педагогического руководства (направленная педагогическая деятельность по отношению к ученическому коллективу) к педагогическому управлению ученического коллектива (управленческая деятельность). Это означает проявление модификации педагогической деятельности (видоизменение деятельности).

Вопрос оценки эффективности педагогического управления является актуальным, так как затрагивает аспекты формирования компетентности обучающихся, качество управления образовательного учреждения и вопрос подготовки педагогов к управленческой деятельности. Педагогическое управление - это сознательное воздействие на ученический коллектив, и всякие изменения имеют цель обеспечить устойчивость данной системы и ее дальнейшее совершенствование и развитие. Педагогическое управление - это управление ученическим коллективом с целью его качественного изменения. Программа педагогического управления ученическим коллективом является оценочным видом педагогической деятельности, прогностическим видом педагогической деятельности и конструктивным видом педагогической деятельности.

Понятия «технология» и «механизм» разнятся при рассмотрении способности ученического коллектива к самоуправлению по содержанию и предполагаемому результа-

Таблица 4

Различия педагогического управления функционированием ученического коллектива и развитием ученического коллектива

Параметры сравнения Педагогическое управление как вид управления

Педагогическое управление функционированием ученическим коллективом Педагогическое управление развитием ученического коллектива

Позиция педагогического управления Ученический коллектив как средство педагогического управления Ученический коллектив как цель педагогического управления

Способ развития Через ученический коллектив — развитие личности обучающегося Развитие ученического коллектива — развитие личности обучающегося

Место органов самоуправления Самоуправление коллектива как средство педагогического управления Самоуправление ученического коллектива как цель педагогического управления

Позиционная характеристика самоуправления Самоуправление — формализованная структура управления ученического коллектива Самоуправление — социально значимый орган ученического коллектива

Деятельность органов самоуправления Органы самоуправления работают эпизодически или периодически, их решения трудно выполнять Развитие и расширение функций деятельности самоуправления ученического коллектива, передача части функций педагогического управления органам самоуправления ученического коллектива

ту педагогического управления. Механизм педагогического управления - это система связей и отношений между субъектами образовательного процесса, обусловленными функциональными обязанностями и педагогическими условиями его реализации. Педагогическая технология предполагает осуществление руководства (как форма управления) через систему объект-субъектных отношений. Профессиональная подготовка педагогов к управленческой деятельности обеспечивается изучением применения педагогической технологии в процессе осуществления управления ученическим коллективом. Механизм педагогического управления ученическим коллективом рассматриваем как педагогические процессы (действия).

Эффективность педагогического управления необходимо проводить, определив понятийное пространство педагогического управления. Оценивание педагогического управления на основе механизма означает оценивание функционирования ученического самоуправления. Оценивание педагогического управления на основе технологии означает оценивание организации педагогической деятельности по отношению к ученическому коллективу. Оценкой эффективности педагогического управления в первом случае является уровень развития самоуправления ученического коллектива, во втором - профессиональная компетентность педагога. Программно-методическое обеспечение педагогического управления выражается критериями и показателями мониторинга самоуправления ученического коллектива, обеспечивая технологичность педагогического управления. Эффективность педагогического управления ученическим коллективом выражается в виде оценки профессиональной деятельности педагога. Данная оценка дает качественную характеристику итогов педагогической деятельности, определяя степень соответствия итогов деятельности запланированной цели. При оценке эффективности педагогической деятельности необходимо рассматривать осуществление уровня качества образовательного процесса. При определении эффективности педагогического управления берем во внимание уровень сформированности управленческой компетенции педагога.

Подведем итоги результатов исследования особенностей педагогического управления. Рассматриваем их по группам: группа особенностей педагогического управления обобщенного статуса управления и группа особенностей педагогического управления внутреннего статуса управления. Первая группа характеризует особенности педагогического управления в сравнении с другими видами управления. Вторая группа характеризует особенности педагогического управления относительно управления образовательного учреждения.

Особенности педагогического управления обобщенного статуса управления заключаются в следующем:

1. Педагогическое управление присуще образовательному учреждению. Это положение определяет его специфичность.

2. Педагогическое управление является составляющей педагогической деятельности.

3. Педагогическое управление как всякое управление можно охарактеризовать через критерии классификации управления, на основе которых определяются соответствующие цели педагогического управления.

Особенности педагогического управления внутреннего статуса управления заключается в следующем:

1. Педагогическое управление является составляющей педагогической деятельности. Педагогическое управление можно рассматривать с точки зрения управления образовательного учреждения и с точки зрения педагогической деятельности. Это обусловливает двойственность природы педагогического управления и определяет возможность двух подходов к оценке педагогического управления образовательного учреждения.

2. Использование понятий «педагогическая технология» и «механизм педагогического управления» позволяет определить организационно-методический инструментарий педагогической деятельности и описать систему, процесс педагогического управления.

3. Имеются различия в качественных результатах педагогического управления по отношению к ученическому коллективу с точки зрения целевой направленности управления функционированием или развитием ученического коллектива.

4. Оценка эффективности педагогического управления будет максимально объективной, если определить понятийное пространство педагогического управления образовательного учреждения; определить критерии результативности педагогического управления образовательного учреждения; определить «нулевую» точку уровня сформирован-ности управленческой компетенции педагога с целью возможности соотношения уровня эффективности деятельности и практических результатов деятельности педагога; создать программы педагогического управления образовательного учреждения различного уровня. Программа педагогического управления ученического коллектива является оценочным видом педагогической деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266. Гл. 1, ст. 2, п. 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_ 1.html#p79 (дата обращения 27.06.2012).

2. Павлова Л. Н. Управление развитием детского коллектива // Наука и школа. 2008. № 6. С. 16-23.

3. Павлова Л. Н. Теория и практика педагогического управления развитием школьного детского коллектива: моногр. Челябинск: Образование, 2008. 132 с.

4. Павлова Л. Н. Технология организации ученического самоуправления как условие реализации механизма педагогического управления // Все для администратора школы! (науч.-метод. журн.). М.: Основа, 2012. № 1. С. 15-19.

5. Павлова Л. Н. Употребление понятия «механизм педагогического управления» в педагоги-

ке: необходимость и обоснованность // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы». Челябинск: Цицеро, 2009. С. 23-25.

6. Павлова Л. Н. Самоуправление как технология безопасности образования // Безопасность пространства образования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 25-26 ноября 2009 г. Челябинск: СИМАРС, ЧГПУ, 2009. С. 112-114.

7. Павлова Л. Н. Некоторые вопросы методиче-

ского обеспечения самоуправления студентов в педагогическом образовательном учреждении: моногр. Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2010, 197 с.

8. Павлова Л. Н. Оценка эффективности педагогического управления ученическим коллективом как показатель безопасности управления образовательным процессом // Безопасность пространства образования Челябинской области: кол. моногр. М.: ЛИР, 2011. С. 214-229.

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

THE BOLOGNA PROCESS IN SOCIOLOGICAL FRAMEWORK

В. И. Баранова

В статье на основании вторичного анализа социологических исследований академического сообщества выявлена широкая палитра мнений об особенностях протекания Болонского процесса в нашей стране. Проведенный анализ позволил выделить ряд принципиальных позиций, которые отражают суть мнений ученых, преподавателей и студентов по отношению к основным положениям Болонской декларации.

Ключевые слова: Болонский процесс, опрос экспертов, инновации, опрос педагогов и студентов региональных вузов, реформирование образования.

Россия, стремясь позиционировать себя в европейском образовательном пространстве, присоединилась к Болонскому процессу, подписав в 2003 г. Бо-лонскую декларацию в Берлине. Это потребовало кардинальной перестройки образования под западноевропейские форматы и требования. Болонский процесс накладывает ряд принципиальных обязательств по реформированию российского образования. Для социологов встает вопрос об интегральной оценке Болонского процесса в России: о достигаемых результатах, социальной цене этих реформ, необходимости рассмотрения адекватности реформ специфике российского образования, перспективах решения актуальных проблем российского образования, которые не исчерпываются Болонской реформой. Проводимая политика инноваций вызывает необходимость систематического и глубокого изучения отношения к реформам научного и педагогического сообщества. Напомним ключевые позиции Болонского процесса [цит. по: 1, с. 205].

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

V. I. Baranova

In this article based on a secondary analysis of sociological studies of the academic community a broad palette of opinions about the features of the Bologna Process in our country has been revealed. The analysis enabled us to identify a number of basic items that reflect the essence of the views of scientists, teachers and students as regards the basic tenets of the Bologna Declaration.

Keywords: Bologna Process, interviewing experts, innovation, survey of teachers and students of regional universities, educational reform.

2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.