УДК 373.08
Павлова Лариса Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Челябинского государственного педагогического университета, [email protected],
Челябинск
характеристика управления и менеджмента в аспекте профессиональной деятельности педагога
Аннотация: В статье даны характеристики педагогического управления и педагогического менеджмента. Рассмотрено содержание управленческой компетенции педагога и организаторской профессиональной компетенции педагога. Сделан анализ статуса управленческой компетенции. Общее и различие в содержании деятельности по управлению и менеджменту педагога автор определил через понятийно-терминологический разбор словосочетаний «педагогическое управление», «педагогический менеджмент». Даны определения понятиям «педагогический менеджмент», «педагогическое управление» и соотношение их как части к целому. Эти понятия обусловливают общепрофессиональные и специфические профессиональные умения педагога.
Ключевые слова: педагогическое управление, педагогический менеджмент, профессиональная компетентность, управленческая компетенция педагога, организаторская профессиональная компетенция.
Pavlova Larisa Nikolaevna
Candidate ofpedagogical sciences, Associate professor of the Department of Pedagogics and Psychology of Professional Education, [email protected], Chelyabinsk
leadership and managenent of the teacher
Abstract: In the article the characteristics of pedagogical management and pedagogical management. Consider the content of managerial competence of the teacher, and organizational expertise of the teacher. The analysis of the status of managerial competence. General and the difference in the content of the management and management by the teacher identified through analysis of the conceptual and terminological phrases "pedagogical management", " pedagogical leadership". The definitions of the terms "educational management", " pedagogical leadership" and as a part of their relationship to the whole. These concepts are responsible for general professional and specific professional skills of the teacher.
Keywords: pedagogical management, pedagogical management, professional competence, managerial competence of the teacher, organizational expertise.
Перед нами стоит задача теоретического осмысления управленческой компетенции педагога в целях определения линей практической реализации педагогического управления и педагогического менеджмента. Указанная проблема обозначена потребностью модификации педагогической деятельности в аспекте компетентностного подхода. Ведущая идея исследования состоит в описании содержания управленческой деятельности педагога как составляющей педагогической деятельности. Основанием использования представленного терминологического аппа-
рата является диссертационное исследование автора и научно-практический материал, опубликованный в открытом доступе.
Тема управленческой компетенции педагога в различных ракурсах раскрыта в работах Е. М. Зарубиной, О. Ю. Заславской, Г. Н. Серикова, Н. В. Некрасовой, В. А. Шевченко и др. На основании анализа данных исследований, мы пришли к следующему пониманию. Управленческая компетенция педагога входит в комплекс компетенций, представляющих профессиональную компетентность. Она характеризу-
ется двойственной природой, выраженной в реализации педагогом управленческой функции на основе деятельности в методических, творческих, профессиональных объединений и деятельности по отношению к ученическому коллективу, а так же осуществлением функции управления ученическим коллективом в образовательном процессе.
Статус управленческой компетенции педагога определяется организационной структурой управления образовательного учреждения и в практике реализовывается через педагогическое управление в форме программ образовательной деятельности (воспитательной и учебной), которые характеризуются объективными условиями и субъективными условия проявления управленческой компетенции педагога. В основу реализации управленческой компетенции педагога положена модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива, опирающаяся на общепедагогические, общедидактические, специфические принципы и отражающая цели, задачи, условия, организационный механизм педагогического управления, опубликованные раннее нами в печати. Содержание педагогического управления определяется целеполаганием и конструированием управляющих воздействий, а так же их реализацией по отношению к ученическому коллективу с целью его качественного изменения (развития). Данная деятельность необратима, направлена в конечном результате на развитие личности обучающегося. Следовательно, педагогическое управление является проявлением управленческой компетенции педагога [1].
Изменение содержания образования влечет за собой изменение профессионального мышления и профессиональной деятельности педагогов. За время реформирования, модернизации образования и определения стратегических направлений образовательной политики в научных исследованиях и в практике встречается употребление словосочетаний «педагогическое руководство», «педагогическое управление», «педагогический менеджмент». Понятийно-терминологический анализ «педагогического управления» позволил сделать следующие выводы. «Педагогическое управление» - это видовое понятие, которое используется в педагоги-
ческой теории, образовано от родового понятия «управление». Понятие «педагогическое управление» обладает эмерджентными свойствами, благодаря чему может рассматриваться как вид управления, как уровень управления и как форма профессиональной деятельности. Понятию «педагогическое управление» присуще явление дублетности. На основании этого положения может быть допущено параллельное использование терминов «педагогическое управление», «педагогическое руководство», «педагогический менеджмент», «организация образовательного процесса». Употребление терминов характеризует профессиональную компетентность и уровень понимания проблемы.
Педагогическое управление соотносится с управлением образовательного учреждения как его уровень управления, являясь частью системы управления образовательного учреждения, поэтому данное управление можно рассматривать как компонент системы управления образовательного учреждения по вертикали управления. Педагогическое управление реализуется через процесс субъект-объектных отношений. По отношению к объекту управления педагогическое управление рассматриваем как вид ресурсного обеспечения формы самоуправления ученического коллектива. Педагогическому управлению присущи все функции управления образовательного учреждения, что обусловливается позиционным определением указанного процесса, а именно: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование.
Нами определены три ракурса рассмотрения педагогического управления в исследованиях ученых: педагогическое управление как вид управления образовательного учреждения, педагогическое управление как уровень управления образовательного учреждения, педагогическое управление как форма управления образовательного учреждения. Система «педагогическое управление - вид управления образовательного учреждения» характеризуется структурой управления по типовому признаку образовательного учреждения. Примером служат следующие диссертационные материалы: Н. С. Толстов, «Научно-педагогические основы управления общеобразовательной школой: Теория и практика совершен-
ствования внутришкольного контроля»; Н. М. Халимова, «Педагогическая система управления качеством начального профессионального образования в условиях его модернизации: на примере Республики Хакасия». Система «педагогическое управление - уровень управления образовательного учреждения» рассматривается в структуре уровня педагогической деятельности и уровня профессиональной компетентности. Например, А. М. Бондарькова, «Педагогическое управление профессиональным саморазвитием студентов технических вузов, обучающихся дистанционно»; И. В. Касьянова, «Педагогическое управление иноязычным образованием будущих юристов в процессе профессиональной подготовки»»; Е. Ю. Никитина, «Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования»; Л. Н. Павлова, «Педагогическое управление развитием детского школьного детского коллектива». Система «педагогическое управление - форма управления образовательного учреждения» рассматриваются через структуру форм педагогической деятельности (формы педагогического управления и самоуправления обучающихся, ученического коллектива, педагогов и педагогического коллектива). Например, Г. С. Абузярова, «Основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах»; Я. С. Безродная, «Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости старшеклассников»; Э. Э. Слабунова, «Педагогические условия научно-методического обеспечения развития многопрофильного лицея»; С. Г. Азариашвили, «Научно-методическая работа педагогов в совершенствовании образовательной системы в условиях малого города»; Н. В. Сенченко, «Педагогическое управление процессом самореализации студентов в образовательной среде вуза». Исследования В. Д. Беликовского, К. Я. Ва-зиной, Ф. И. Гизатулина, А. Ф. Лебедева, Ю. Н. Петрова, Е. В. Пичугиной, В. П. Симонова, А. Г. Соколова посвящены педагогическому менеджменту, На основании этих работ нами сделаны следующие выводы.
Педагогический менеджмент является видом управления и характеризует многообразные аспекты управленческой деятель-
ности. Педагогический менеджмент можно рассматривать как систему методов управления, сущность которой выражается в оперативной корректировки методов воспитания и обучения через процесс субъект-субъектных отношений. Так же педагогический менеджмент может быть охарактеризован как компонент организационной системы управления. Функции педагогического менеджмента - планирование, мониторинг, анализ. Педагогический менеджмент - это управление образовательным процессом.
Рассмотрим в сравнении педагогическое управление и педагогический менеджмент. Результаты данной работы позволят рассмотреть содержание педагогической деятельности в практической реализации управленческой компетенции педагога. Педагогическое управление имеет статус специального профессионального умения, т.к. является узкопрофессиональным умением, реализуемое только в рамках образовательного учреждения. Оно представлено как компонент системы управления образовательного учреждения по вертикали управления (административное управление образовательного учреждения, педагогическое управление и самоуправление педагогов и ученического коллектива, самоуправление родительской общественности) [2]. В частности, педагогическое управление рассматривается как управление ученическим коллективом, который является в свою очередь структурой управления образовательного учреждения. Специфичность управления определяется объектом педагогического управления (ученический коллектив) и предметом деятельности (самоуправление ученического коллектива и педагогического коллектива). Концептуальное положение педагогического управления заключается в переходе из одного функционального состояния (педагогического управления) в другое (ученическое самоуправление), проявляясь в перераспределении функциональной нагрузки субъектов управления образовательного учреждения. Педагогическое управление осуществляется на основе организационного механизма.
Педагогический менеджмент имеет статус общепедагогического умения, реализуется через организационно-педагогические умения (планирование воспитательного про-
Таблица - Характеристики педагогического управления и педагогического менеджмента
№ Основания для сравнения Педагогическое управление Педагогический менеджмент
1. Категория понятия Уровень управления образовательным учреждением Вид управления образовательным учреждением
2. Статус в профессиональной компетентности Специальные профессиональные умения Общепедагогические умения
3. Место Компонент системы управления образовательного учреждения по вертикали управления. Управление структурой (ученическим коллективом) Различные аспекты управленческой деятельности, вид управления, компонент организационной системы управления по горизонтали управления образовательного учреждения
4. Эмпирическая форма Управленческая компетенция педагога (специальная компетенция) Организаторская профессиональная компетенция, компонент организационной структуры управления
5. Функции Анализ, планирование, организация, контроль, регулирование Планирование, мониторинг, анализ
6. Объект деятельности Ученический коллектив Образовательный процесс обучающегося
7. Предмет деятельности Самоуправление ученического коллектива, самоуправление педагогов Деятельность обучающихся
8. Концептуальные положения Переход из одного функционального состояния (педагогическое управление) в другое (ученическое самоуправление): перераспределение функциональной нагрузки управления образовательным учреждением Создание «развивающего пространства», с целью саморазвитие обучающегося (По К. Я. Вазиной)
9. Инструментарий деятельности Механизм педагогического управления Педагогические технологии организации образовательного процесса
10. Методы управления Программно-целевой Программный
11. Форма реализации Управление учреждением /организацией Организация педагогического процесса
12. Показатель результативности Качественные изменения ученического коллектива, личности обучающегося и педагога. Степень обученности, воспитанности и развитости (По В.П.Симонову)
13. Оценка эффективности Уровень развития самоуправления ученического коллектива Соответствие процесса обучения результатам образования по критериям эффективности
14. Показатель реализации Уровень реализации управленческой компетенции Организация образовательного процесса в учреждении / организации
15. Ресурсный потенциал Формы и виды деятельности самоуправления педагогического коллектива и ученического коллектива Оперативная корректировка методов воспитания и обучения
цесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной
направленности личности обучающихся) [2]. Педагогический менеджмент представляет различные аспекты управленческой деятельности, поэтому объектом деятельности
педагога являются различные стороны образовательного процесса с целью создания «развивающего пространства» для саморазвития личности обучающегося. Используются педагогические технологии организации образовательного процесса.
Данные положения обобщены в таблице «Характеристики педагогического управления и педагогического менеджмента» (Таблица).
Выводы.
1. Мы соотносим понятие «педагогическое управление» к «педагогическому менеджменту» как целое к части.
2. Педагогическое управление определено как управление образовательного учреждения по вертикали соответствующего уровня, а педагогический менеджмент - по горизонтали управления образовательным учреждением / организацией соответствующего вида управления.
3. Педагогическое управление обусловлено специфичностью умений профессиональной деятельности, т.к. данное управление присуще только образовательным учреждениям / организациям.
4. Педагогический менеджмент характерен педагогической деятельности и реализуется в образовательном процессе учреждения / организации; данный менеджмент присущ профессиональной деятельности педагога, выражается через общепрофессиональные умения.
5. Содержание педагогического управления определяется уровнем управления образовательного учреждения / организацией и содержанием специфики управления ученическим коллективом и самоуправлением педагогического коллектива.
6. Содержание педагогического менеджмента определяется видовым показателем управления и содержанием организацион-
но-педагогической деятельности в рамках конкретного образовательного учреждения/ организации.
7. Практическая реализация управленческой компетенции педагога осуществляется через общепрофессиональные умения педагога, осуществляемые в образовательном процессе в форме педагогического менеджмента и через специфические умения педагога, реализуемые на основе управления образовательным учреждением / организацией в форме педагогического управления.
8. Педагогическое управление и педагогический менеджмент различны по показателю результативности деятельности, оценки эффективности, показателю реализации управления и потенциалу деятельности педагога.
Данные положения определяют двойственную природу управленческой компетенции педагога, выраженную в двойственном содержании управленческого характера педагогической деятельности и обусловливают общепрофессиональные и специфические профессиональные умения педагога.
Библиографический список
1. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Приказ Минздравсоц-развития России от 26 августа 2010г. № 762. [портал]. URL: http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html - [Дата обращения 28.02.2013]
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 г. № 788(квалификация (степень) «бакалавр»). -[портал]. URL: http://sgpa.ucoz.ru/fgos/ pravo/050100-bakalavr.doc - [Дата обращения 28.02.2013]