Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность педагога по управлению ученическим коллективом'

Профессиональная деятельность педагога по управлению ученическим коллективом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MANAGEMENT COMPETENCE / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА / SPECIAL COMPETENCE OF A TEACHER / САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / A SET OF CONDITIONS FOR MANAGEMENT COMPETENCE REALIZATION OF A TEACHER / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / READINESS OF A TEACHER FOR MANAGEMENT COMPETENCE REALIZATION / ORGANIZING PROFESSIONAL COMPETENCE / SELF-MANAGEMENT OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Лариса Николаевна

В статье даётся определение сущности управленческой компетентности педагога, её содержание, определяется комплекс условий реализации управленческой компетентности как возможность реализации организаторской профессиональной компетенции и управленческой специальной компетенции педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A TEACHER IN MANAGING PUPILS

The author of the article defines the essence of management competence of a teacher and its contents. A set of conditions for management competence realization as the possibility of realization of organizing professional competence and management special competence of a teacher is determined.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность педагога по управлению ученическим коллективом»

YÄK 373 ББК 74.214

Л.Н. ПАВЛОВА

L.N. PAVLOVA

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО УПРАВЛЕНИЮ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A TEACHER IN MANAGING PUPILS

В статье даётся определение сущности управленческой компетентности педагога, её содержание, определяется комплекс условий реализации управленческой компетентности как возможность реализации организаторской профессиональной компетенции и управленческой специальной компетенции педагога.

The author of the article defines the essence of management competence of a teacher and its contents. A set of conditions for management competence realization as the possibility of realization of organizing professional competence and management special competence of a teacher is determined.

Ключевые слова: педагогическое управление, управленческая компетентность, управленческая компетенция, организаторская профессиональная компетенция, специальная компетенция педагога, самоуправление ученического коллектива, комплекс условий реализации управленческой компетенции педагога; готовность педагога к реализации управленческой компетенции.

Key words: pedagogical management, management competence, management competence, organizing professional competence, special competence of a teacher, self-management of pupils, a set of conditions for management competence realization of a teacher; readiness of a teacher for management competence realization.

Проблема профессиональной деятельности педагога лежит в области этических отношений и не всегда является предметом оценки рейтинговой системы. Вместе с тем существует показатели и критерии, которые характеризуют эффективность профессиональной деятельности, в частности, педагогическое управление ученическим коллективом. Профессиональная деятельность педагога по управлению ученическим коллективом относится к сфере управленческой компетентности педагога.

Целью статьи является описание педагогического управления ученическим коллективом. В этой связи нами поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание управленческой компетентности педагога, определить условия реализации управленческой компетентности педагога и обосновать оценку профессиональной педагогической деятельности по отношению к ученическому коллективу.

Понятие «педагогическое управление» классифицируем как вид управления образовательного учреждения. Учитывая область применения, данное управление представляется как педагогическая деятельность по отношению к ученическому коллективу в структуре управления образовательного учреждения, тем самым, демонстрируя уровень управления, объектом которого является ученический коллектив.

Педагогическое управление, обладающее свойствами системы и в системном сочетании с объектом и субъектами образовательного процесса, может проявлять одновременно свойства характерные виду и уровню управления образовательного учреждения. Дефиниция термина позволяет специальному понятию определить точные границы. Это поможет выделить и сформулировать условия педагогического управления ученическим коллективом.

Педагогическое управление как вид управления характеризуется структурой управления по типовому признаку образовательного учреждения. Педагогическое управление как уровень управления образовательного

учреждения рассматривается в структуре уровня педагогической деятельности и уровня профессиональной компетентности. Педагог осуществляет свою деятельность на функциональном (тактическом) уровне управления образовательного учреждения, исполняя её в соответствии с готовностью к реализации управленческой компетенции педагога (мотивация к профессиональной деятельности, уровень профессиональной подготовки и личностные качества педагога).

В этой связи управленческая компетентность представляет собой проявление организаторской и собственно управленческой компетенции. Управленческая компетенция педагога определяется специальными профессиональными умениями управления ученическим коллективом. Е.Ю. Зимина считает развитие «управленческой компетентности педагога... образовательным феноменом системы подготовки студентов к управленческой деятельности» [2].

Т.А. Щучко, исследовав проблемы формирования управленческой компетентности, определила её как «интегративное качество личности, позволяющее в рамках правовой... системы. выбирать средства и способы действий, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; осуществлять эффективную организационно-управленческую деятельность, как в обычных, так и в чрезвычайных (экстремальных) обстоятельствах в условиях повышенной личной ответственности и автономии в принятии решений; выступает ведущим регулятором профессионального развития и саморазвития личности; предполагает глубокое понимание профессиональной среды и своего места в ней» [6].

К.А. Баженова считает, что «формирование организационно-управленческой компетентности педагогов . определяется, с одной стороны, реализацией форм и методов коллективной деятельности, обеспечивающих продуктивность совместного взаимодействия и самореализацию участников образовательного процесса, включением педагогов-руководителей в проектирование личностно значимого» [1]. Н.В. Некрасова предлагает для точности и ёмкости определения содержания управленческой компетенции педагога прибегнуть к классификации, используя кластеры: функциональный (деятельностный); продуктивный (результативный); коммуникативный (взаимодействие) [4].

Мы считаем, что педагогическое управление по отношению к ученическому коллективу надо рассматривать в ракурсе уровня управления и вида управления, его реализация осуществляется на фоне организационных и управленческих условий, которые рассматриваются комплексно с целью усиления воздействий данных условий.

Ранее нами давалась характеристика управления в аспекте профессиональной деятельности педагога в сравнении с педагогическим менеджментом. Результатами исследования стали следующие выводы: практическая реализация управленческой компетенции педагога осуществляется через общепрофессиональные умения педагога, осуществляемые в образовательном процессе в форме педагогического менеджмента и через специфические умения педагога, реализуемые на основе управления образовательным учреждением в форме педагогического управления; педагогическое управление обусловлено специфичностью умений профессиональной деятельности, т. к. данное управление присуще только образовательным учреждениям; содержание педагогического управления определяется уровнем управления образовательного учреждения и содержанием специфики управления ученическим коллективом и самоуправлением педагогического коллектива.

Данные положения определяют двойственную природу управленческой компетенции педагога, выраженные в двойственном содержании управленческого характера педагогической деятельности и обусловливающие общепрофессиональные и специфические профессиональные умения педагога [5, с. 142].

С позиции уровня управления к организационным условиям относится функциональное определение деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу. С позиции вида управления к организационным условиям относится: структура связи педагога и ученического коллектива, которая определяет тип организационной структуры педагогического управления ученическим коллективом, т.е. возможный уровень развития самоуправления ученического коллектива.

С позиции уровня управления образовательного учреждения к управленческим условиям относятся: уровень сформированности цели в области управления ученическим коллективом, способствующей реализации миссии образовательного учреждения; согласованность целей ученического коллектива, педагогического управления и социального заказа, социальных партнёров; возможности использования необходимых педагогических технологий; организация мониторинга разных уровней, определение критериев эффективности педагогического управления ученическим коллективом.

С позиции вида управления к управленческим условиям относятся определение типа организационной структуры управления на основе уровня самоуправления ученического коллектива (линейный, функциональный, матричный и др.) и программное обеспечение деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу, позволяющее систематизировать ресурсы для достижения цели образования.

При определении понятийного пространства педагогического управления немаловажно сделать акцент на позиции, с которых будет рассматриваться феномен, следовательно, определить возможности оценивания педагогического управления ученическим коллективом.

Рассматривая педагогическое управление как вид управления, оцениваем соответствие структуры педагогического управления фактическому уровню развития самоуправления ученического коллектива и качество программного обеспечения данной деятельности.

Рассматривая педагогическое управление как уровень управления, оцениваем педагогическую деятельность по отношению к ученическому коллективу. Показателем педагогического управления ученическим коллективом выступает наличие педагогической деятельности, критериями её служат базовые организационно-управленческие условия.

В свете идеи исследования нас интересует из разряда основных элементов профессиональной педагогической компетентности организаторская компетенция педагога. Реализация данной компетенции способствует включению обучающихся в различные виды деятельности и обеспечивает организацию деятельности ученического коллектива, превращающая его из объекта в субъект образования. Из специальных компетенций педагога выделяем компетенцию в области управления - управленческую компетенцию [3]. С целью смыслового определения и избегания путаницы в терминах обозначим данную компетенцию как «собственно управленческая компетенция». Термин отражает специфику компетенции, которая обуславливается профессиональными и личностными качествами педагога.

На основании вышесказанного, мы пришли к следующему выводу: условия реализации управленческой компетентности педагога представляет собой совокупность организационных и управленческих позиций. Указанные позиции представляет собой взаимовлияние форм и содержания педагогической деятельности, т.е. формы педагогической деятельности подразумевают определённое содержание профессиональной деятельности.

Для выявления условий реализации управленческой компетентности педагога необходимо рассмотреть суть организаторской компетенции и собственно управленческой компетенции, которые являются компонентами данной компетентности. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сущность управленческой компетентности педагога

Позиции сравнения Организаторская компетенция педагога Собственно управленческая компетенция педагога

Характеристика компонентов Разряд основных элементов профессиональной педагогической компетентности Специальная компетенция педагога

Форма практической выраженности Структура управления ОУ Уровень профессиональной компетентности

Способ реализации Включение обучающихся в различные виды деятельности, обеспечение организации деятельности ученического коллектива Реализация управленческих функций (анализ, планирование, деятельность)

Результат реализации компетенции Переход объекта образования (ученического коллектива) в субъект образования (самоуправленческая деятельность ученического коллектива) Оценка профессиональной деятельности субъектами образовательного процесса

Оценка качества Оценка форм профессиональной деятельности Оценка содержания профессиональной деятельности

Условия реализации Структура связи педагога с ученическим коллективом как возможность достижения определенного уровня самоуправления ученического коллектива; Программное обеспечение педагогического управления ученическим коллективом Определение содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу. Согласованность цели педагогического управления ученическим коллективом с социальным заказом. Использование педагогических технологий в соответствии с профессиональной готовности и личностных качеств педагога. Определение критериев эффективности педагогического управления ученическим коллективом

Показатели оценки качества Формализованная оценка Уровень ученического самоуправления, Качество программного обеспечения Содержательная оценка Содержание собственно педагогической деятельности управлением ученического коллектива

Критерии оценки качества Наличие документов. Оценка качества документов, Мониторинг самоуправления ученического коллектива, личностные достижения обучающихся Описание опыта, качество портфолио педагога (личностные достижения педагога в профессиональной деятельности)

Практическая выраженность управленческой компетентности педагога определяется структурой управления образовательного учреждения и уровнем профессиональной компетентности педагога.

По способу реализации компоненты управленческой компетентности педагога разнятся. Реализация организаторской компетенции педагога предполагает включение обучающихся в различные виды деятельности, обеспечение организации деятельности ученического коллектива. Собственно управленческая компетенция педагога заключается в осуществление функций управления.

Результатом реализации управленческой компетентности является переход объекта образования (ученический коллектив) в субъект образования, выраженный в самоуправленческой деятельности ученического коллектива. Передача педагогом части функций управления непосредственно ученическому коллективу представляется как переход педагогического управления в ученическое самоуправление. Так осуществляется организаторская компетенция педагога. Собственно управленческая компетенция педагога материализуется в оценке профессиональной деятельности педагога субъектами образовательного процесса.

Оценка качества управленческой компетентности педагога даётся соответственно компетенциям через оценку соответствия форм содержанию профессиональной деятельности.

Показатели оценки качества, которые существуют у каждого компонента управленческой компетентности педагога разные. Оценка качества реализации организаторской компетенции педагога заключается в формализованной оценке уровня ученического самоуправления и качества программного обеспечения педагогического управления ученическим коллективом. Обязательными критериями оценки качества являются наличие формальных документов, оценка их качества, мониторинг самоуправления ученического коллектива в соответствии с возможным реальным уровнем развития конкретного коллектива, объем личностных достижений обучающихся данного коллектива. Оценка качества организаторской компетенции педагога находится в зоне ответственности управленческих структур образовательного учреждения.

Оценка собственно управленческой компетенции педагога предполагает содержательную оценку педагогической деятельности по управлению ученическим коллективом, которая может быть выражена в описании педагогического опыта в виде его обобщения, публикации статей, участие в профессиональных конкурсах и пр., а так же в демонстрации личностных достижений педагога в профессиональной деятельности. В оценке собственно управленческой компетенции педагога принимают участие субъекты образовательного процесса.

Следовательно, при оценке профессиональной педагогической деятельности необходимо определить что оценивается: организаторская или управленческая компетенция педагога, или управленческая компетентность педагога (организаторская компетенция и собственно управленческая компетенция). В буквальном смысле это означает рассмотрение профессиональной деятельности на основе формализованной оценки или содержательной оценки, или по совокупности оценок компонентов управленческой компетентности.

Управленческая компетентность педагога нами рассмотрена содержательно на основе кластеров. Данный приём позволил определить функциональность компонентов компетентности, предполагаемую продуктивность компетенций и обеспечение возможных коммуникативных связей внутри каждой компетенции (табл. 2).

Таблица 2

Содержание управленческой компетентности педагога на основе кластеров

Кластеры Организаторская компетенция педагога Собственно управленческая компетенция педагога

Функциональный Форма организации профессиональной деятельности зависит от цели деятельности Содержание уровня и вида управления

Продуктивный Уровень самоуправления ученического коллектива Содержание самоуправленческой деятельности ученического коллектива

Коммуникативный Взаимодействие структур педагогического управления и самоуправления ученического коллектива, внутриструк-турное взаимодействие ученического самоуправления, структурно-профессиональное взаимодействие педагогов, структурно-организационное взаимодействие ученических коллективов, структурно-организационное взаимодействие педагога и ученического коллектива, структурно-организационное взаимодействие членов ученического коллектива Содержание взаимодействия педагога и ученического коллектива, внутриколлективное взаимодействие обучающихся, взаимодействие педагога и обучающихся

Анализ содержания педагогического управления ученическим коллективом на основе кластерного подхода расширил описание организаторской и собственно управленческой компетенций. Функциональный кластер содержит организаторскую и управленческую деятельность. Продуктивный кластер отражает результативность организации ученического коллектива, выраженную в его уровне самоуправления и содержание самоуправленческой деятельности ученического коллектива. Коммуникативный кластер содержит взаимодействие структур педагогического управления и самоуправления ученического коллектива, внутриструктурное взаимодействие ученического самоуправления, взаимодействие педагога и обучающихся, структурно-профессиональное взаимодействие педагогов, структурно-организационное взаимодействие ученических коллективов, структурно-организационное взаимодействие педагога и ученического коллектива, структурно-организационное взаимодействие членов ученического коллектива.

Следовательно, показатель содержания педагогического управления ученическим коллективом выражается формой организации профессиональной деятельности (организаторская компетенция) и внутренним содержанием формы организации профессиональной деятельности (собственно управленческая компетенция).

Таким образом, организаторская компетенция как основной элемент профессиональной компетентности и собственно управленческая компетенция как специальная профессиональная компетенция педагога в практической профессиональной деятельности реализуются в виде педагогического управления ученическим коллективом, и выражается в качестве управленческой компетентности педагога.

Рассмотрев сущность и содержание управленческой компетентности, мы пришли к пониманию того, что условия реализации управленческой компетентности представляют комплекс, состоящий из условий реализации организаторской компетенции и условий реализации собственно управленче-

ской компетенции, учитывая ракурс рассмотрения вопроса (через уровень или через вид управления). Комплекс условий реализации управленческой компетентности представлен в таблице 3.

Таблица 3

Комплекс условий реализации управленческой компетентности педагога

Формы условий Содержание условий

1. Видовые и уровневые условия реализации управленческой компетентности педагога

1.1. Вид управления Определение структуры управления по типовому признаку образовательного учреждения

1.2. Уровень управления Определение уровня мотивации к профессиональной деятельности по управлению ученическим коллективом, определение уровня профессиональной подготовки в области организаторской компетенции и собственно управленческой компетенции, личностные качества педагога

2. Организационные и управленческие условия реализации управленческой компетентности педагога

2.1. Организационные условия педагогического управления Функциональное определение деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу и определение структуры связи педагога и ученического коллектива

2.2. Собственно управленческие условия педагогического управления Определение цели управления ученическим коллективом на основе миссии образовательного учреждения и систематизацией ресурсов для достижения цели образования

3. Условия реализации управленческой компетентности педагога по существу

3.1. Организаторская компетенция Определение структуры связи педагога с ученическим коллективом как возможность достижения планируемого уровня самоуправления ученического коллектива. Программное обеспечение педагогического управления ученическим коллективом

3.2. Собственно управленческая компетенция Определение содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу. Согласованность цели педагогического управления ученическим коллективом с социальным заказом. Использование педагогических технологий в соответствии с профессиональной готовности и личностных качеств педагога. Определение критериев эффективности педагогического управления ученическим коллективом

Нами определены три формы условий реализации управленческой компетентности педагога: видовые и уровневые; организационные и управленческие и условия реализации управленческой компетентности педагога по существу.

Видовые и уровневые условия содержат условия реализации управленческой компетентности педагога соответственно с учётом вида управления, с помощью которого определяется управление по типовому признаку образовательного учреждения и уровню управления, который позволяет предопределить необходимую мотивацию к профессиональной деятельности по управлению ученическим коллективом и определить требования к уровню профессиональной подготовки в области организаторской компетенции и собственно управленческой компетенции, а так же к личностным качествам педагога.

Организационные и управленческие условия реализации управленческой компетентности педагога состоят из организационных условий, которые требуют функционального определения деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу, и определение структуры связи педагога и ученического коллектива из собственно управленческих условий педагогического управления, которые предполагают определение цели педагогического управления ученическим коллективом на основе миссии образовательного учреждения и систематизацию всех ресурсов для достижения цели образования.

Условия реализации управленческой компетентности педагога по существу определяются исходя из компонентов управленческой компетентности. Условия реализации организаторской компетенции предполагают определение структуры связи педагога с ученическим коллективом как возможность достижения планируемого уровня самоуправления ученического коллектива и программное обеспечение педагогического управления ученическим коллективом. Условия реализации собственно управленческой компетенции заключаются в определении содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу и в согласованности цели педагогического управления ученическим коллективом с социальным заказом.

Комплексность условий реализации управленческой компетентности педагога обусловливает указанную компетентность как сложную в практической и качественной реализации, что в свою очередь, говорит о неоднозначности оценки качества исполнения профессиональной деятельности педагогом, её зависимости от качества управления и самоуправления в образовательном учреждении.

Таким образом, профессиональная деятельность педагога по управлению ученическим коллективом лежит в области понимания сущности и содержания управленческой компетентности педагога. Немаловажным являются определение комплекса условий реализации данной компетентности.

Литература

1. Баженова, К.А. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / К.А. Баженова. - Красноярск, 2009. - 197 с.

2. Зимина, Е.Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Е.Ю. Зимина. - Екатеринбург, 2004. - 172 с.

3. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н [портал]. - Режим доступа : http://www. rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html.

4. Некрасова, Т.В. Педагогическая рефлексия в формировании управленческой компетенции менеджера / Т.В. Некрасова // Известия Уральского государственного университета. - 2008.

5. Павлова, Л.Н. Характеристики управления и менеджмента в аспекте профессиональной деятельности педагога / Л.Н. Павлова // Сибирский педагогический журнал. - 2013.

6. Щучка, Т.А. Категории «управленческая компетентность» и «профессиональная компетентность» в педагогических исследованиях / Т.А. Щучка. -Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Режим доступа : http://www.emissia.org/offline/2012/1858.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.