Научная статья на тему 'КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурсное движение / профессия / профориентация / самооценка / компетенции / чемпионат / competitive movement / profession / career guidance / self-assessment / competencies / championship

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найденова Людмила Викторовна, Иванчикова Екатерина Борисовна

Статья посвящена анализу конкурсного движения профессиональной направленности, как приоритетного стратегического направления для современных школьников. Акцент делается на влияние этого движения на определение специальных способностей учеников, на развитие их волевых, коммуникативных и когнитивных качеств личности. Участие в конкурсном движении помогает выявлять индивидуальные особенности и направленности школьников, определить профориентационные перспективы. Оно позволяет школьникам попробовать свои силы в разных сферах знаний, предоставляя возможность понять собственный интерес и предрасположенность к той или иной профессии, дает возможность раскрыть внутренний потенциал, оценить свои силы, умения, сравнивая себя с другими. Это дает дополнительный стимул к саморазвитию, правильной самооценке себя в конструктивном сравнении и здоровой конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найденова Людмила Викторовна, Иванчикова Екатерина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the competitive movement of professional orientation as a priority strategic direction for modern schoolchildren. The emphasis is on the influence of this movement on the definition of special abilities of students, on the development of their volitional, communicative and cognitive qualities of personality. Participation in the competitive movement helps to identify individual characteristics and orientations of schoolchildren, to determine career guidance prospects. It allows students to try their hand at different fields of knowledge, providing an opportunity to understand their own interest and predisposition to a particular profession, gives them the opportunity to reveal their inner potential, evaluate their strengths, skills, comparing themselves with others. And this gives an additional incentive to self-development, proper self-esteem in constructive comparison and healthy competition.

Текст научной работы на тему «КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Найденова Людмила Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); магистрант Иванчикова Екатерина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу конкурсного движения профессиональной направленности, как приоритетного стратегического направления для современных школьников. Акцент делается на влияние этого движения на определение специальных способностей учеников, на развитие их волевых, коммуникативных и когнитивных качеств личности. Участие в конкурсном движении помогает выявлять индивидуальные особенности и направленности школьников, определить профориентационные перспективы. Оно позволяет школьникам попробовать свои силы в разных сферах знаний, предоставляя возможность понять собственный интерес и предрасположенность к той или иной профессии, дает возможность раскрыть внутренний потенциал, оценить свои силы, умения, сравнивая себя с другими. Это дает дополнительный стимул к саморазвитию, правильной самооценке себя в конструктивном сравнении и здоровой конкуренции.

Ключевые слова: конкурсное движение, профессия, профориентация, самооценка, компетенции, чемпионат.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the competitive movement of professional orientation as a priority strategic direction for modern schoolchildren. The emphasis is on the influence of this movement on the definition of special abilities of students, on the development of their volitional, communicative and cognitive qualities of personality. Participation in the competitive movement helps to identify individual characteristics and orientations of schoolchildren, to determine career guidance prospects. It allows students to try their hand at different fields of knowledge, providing an opportunity to understand their own interest and predisposition to a particular profession, gives them the opportunity to reveal their inner potential, evaluate their strengths, skills, comparing themselves with others. And this gives an additional incentive to self-development, proper self-esteem in constructive comparison and healthy competition.

Key words: competitive movement, profession, career guidance, self-assessment, competencies, championship.

Введение. На сегодняшний день современное российское конкурсное движение приобрело множество форм реализации (таблица1). Оно является прогрессивным фактором в образовании и является точкой отсчета для самоопределения в выборе профессии. Активное участие в различных конкурсах формирует целеустремленность, способность добиваться поставленной цели и уверенность в успехе.

На современном этапе это школьники, на которых делает ставку общество, планируя на несколько лет вперед экономическое развитие страны, региона, края. В российском образовании выявление мотивированных детей является приоритетным стратегическим направлением. Здесь каждый участник имеет право на выбор в зависимости от интересов, возможностей и способностей. Конкурсное движение способствует выявлению талантливых, изобретательных, самостоятельных и целеустремленных в своей области; положительно влияет на инновации в образовании; дает оценку их профессионализму; стимулирует личностный рост, поиск не стандартных решений; создает условия для обмена опытом, а самое главное, раскрывает потенциал страны, позволяющий ей развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Это одна из идей, поддерживаемая указом и планом до 2024 года президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204. [4]. Поэтому, проводимые конкурсные мероприятия уже стали традиционными и актуальными во всех уголкахРоссии.

Таблица 1

Конкурсное движение_

Виды Определение понятия

1 Соревнование Форма деятельности (работы, игры), при которой участвующие стремятся превзойти друг друга.

2 Турниры Форма проведения личных или командных соревнований.

3 Викторины Игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой-нибудь общей темой.

4 Фестивали массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства, а также спортивных достижений.

5 Олимпиады Соревнования, состязания спортивные, художественные.

6 Выставки-конкурсы публичный показ каких-либо работ, имеющий целью выявить лучшие из них.

7 Смотры-конкурсы Основная задача смотр-конкурса заключается в показе достижений и оценке уровня мастерства участников. Смотр-конкурс может проводиться в различных сферах: вокал, танцы, фотография, живопись, научные исследования и многое другое.

8 Марафоны дисциплина лёгкой атлетики, представляющая собой забег на дистанцию 42 километра 195 метров.

Они направлены на развитие способностей в научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной сферах, а также связанны с патриотическим воспитанием и ранней ориентацией школьников на выбор профессии.

В связи с этим, целью данной статьи является рассмотрение вопроса о конкурсном движении и значении его для реализации задач социально-экономического развития Хабаровского края, расширение юниорского движения, а также повышения выбора рабочих профессий. Главными задачами в этом являются создание целенаправленной образовательной среды и мотивация на участие в конкурсах профессионального мастерства.

Изложение основного материала статьи. Оператором конкурсного движения на территории России является «Агентство развития профессионального мастерства (AHO)» - правопреемник Союза «Молодые профессионалы».

Официально наша страна вступила в международное движение во время проведения Генеральной ассамблеи (17.05.2012г.), став шестидесятой страной -участницей. В ноябре этого же года состоялся Московский открытый чемпионат. Конкурс получил быстрый старт и при активной поддержке Президента и Правительства РФ быстро развивается по всей территории России. [2]. В этом году Министерством просвещения РФ был подписан приказ №58 от 27.01.2023 года о развитии Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству, пришедшего на смену международного движения Ворлдскилс.

Чемпионатный цикл состоит из:

- внутреннего отбора (отбор участников для проведения дальнейших региональных соревнований);

- регионального этапа (предполагает соревнование по перечню компетенций, востребованных в конкретном субъекте страны);

- отборочного (межрегионального) этапа;

- финала.

Основная цель направления - помочь школьникам достичь высоких результатов в своем развитии, определиться с образовательной траекторией и правильно выбрать профессию, чтобы далее, в будущем найти свое значимое место на рынке труда. И как показывает практика, многие участники юниорского движения покоряют впоследствии наши сердца своими работами и результатами [1]. Кроме этого, на чемпионатах, за счет открытости и прозрачности подведения итогов конкурсов, видно что наши учащиеся обладают высокой квалификацией и конкурентоспособностью в реальной среде.

В феврале 2022г. В IX региональном чемпионате Хабаровского края «Молодые профессионалы» были сформированы команды по 16 компетенциям. Количество участников, подавших заявку, составило 145 чел., это 87 команд. По итогу отборочных туров на Чемпионат вышло - 35 команд, 128 участников. Общее количество участников, включая экспертов-компатриотов составило -201 чел. [5]. Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края) поддерживает развитие юниорского направления на территории Хабаровского края. К примеру, в 2021 году в этом движении приняло участие 87 участников -по9 компетенциям. В 2022 г. было введено еще 5 новых компетенций. Компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» и «Изготовление прототипов» имеют две возрастные группы 12-14 и 14-16 лет. [6], (таблица 2).

Таблица 2

2021 2022 2023

1 Ремонт и обслуживание легковых автомобилей + +

2 Электромонтаж +

3 Технология моды + +

4 Изготовление прототипов + +

5 Сетевое и системное администрирование + +

6 Спасательные работы + +

7 Медицинский и социальный уход + +

8 Инженерный дизайн + +

9 Разработка виртуальной и дополнительной реальности + +

10 - Промышленный дизайн -

11 - Графический дизайн -

12 - Столярное дело -

13 - Эксплуатация беспилотных авиационных систем -

14 - 3-D моделирование компьютерных игр -

Изучая опыт российских регионов, следует отметить широкий перечень компетенций, разнопрофильный и постоянно расширяющийся. Несомненно, первая и основная роль вхождения в мир компетенций в руках уважаемых педагогов. Необходима серьезная работа по организации и практической подготовке школьников для того, чтобы довести его до уровня участника, призера и победителя:

- использовать традиционные и инновационные формы профориентации (естественно проекты Junior Skills, а также сопутствующие «Творческая мастерская», «Моя будущая профессия», «Билет в будущее», профориентационные мастерские и др.);

- проводить «эксперименты» по новым профессиям в партнерстве с технологическими компаниями;

- внедрять в учебный процесс профессиональные испытания по направлениям;

- проходить курсы повышения квалификации педагогов.

Эффективность профориентационной работы обеспечивается, прежде всего, осознанным выбором педагогом личностно-ориентированных педагогических технологий, характеризующихся гуманистической и психотерапевтической направленностью, вариативностью, индивидуальным и дифференцированным подходом. В отношении юниорского движения основополагающим является разработанные стандарты, по которым создаются программы. В целом уникальность программы «Профессионалы» в категории юниоры заключается в том, что она нацелена на профессиональную подготовку школьников; содержательным ядром является техническое описание стандарта профессиональной компетенции, на основе которого строится конкурсное задание и программа подготовки; юниоры выполняют профессиональные заказы от реальных заказчиков, требующие профессиональной компетенции; к обучению и чемпионатам привлекаются профессионалы -«носители компетенции».

В целом развитие системы профориентационной работы в Хабаровском крае обусловлено необходимостью достижения целей эффективного развития региональной экономики и обеспечения ее квалифицированными кадрами, востребованными не только в настоящее время, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе, ориентированной на прогнозные изменения в сфере труда до 2030 года. По данным Агентства национальных инициатив в «Атласе новых профессий» делается прогноз, что к 2030 году исчезнет около 60 профессий и появится более 180 новых. Наиболее значительные изменения в сфере труда, по прогнозам специалистов, будут связаны с увеличением высокопроизводительных рабочих мест. В первую очередь это будет происходить в таких отраслях, как: сельское хозяйство, промышленность, строительство,

транспорт n связь. Это приведет к сокращению численности занятого персонала и повышению требований к работающим специалистам. Также существенные изменения произойдут в сфере сервиса, финансового и страхового секторов, здравоохранения и образования.

Следует отметить, что в настоящее время востребованы не только профессиональные, но и над профессиональные компетенции: умение работать в команде; умение принимать решения и нести за них ответственность; умение находить решения для нестандартных неформализованных задач; готовность положительно принимать и внедрять изменения, а также генерировать новые.

Выпускник должен быть готов к работе в быстро меняющемся мире, в ситуации непрерывного образования.

Несмотря на то, что конкурсные движения дают очевидные положительные результаты, существуют расхождения между желаниями школьников и заказами общества, которому требуются определенные им профессии, актуальные на сегодня. Поэтому, существует не мало проблем профориентации современных школьников. В школах ощущается нехватка профориентационной работы по востребованным специальностям. Не все дети готовы к определению своих предпочтений к выбору будущей специальности, поэтому участвуют в мероприятиях по профориентационной деятельности без особой на то заинтересованности. Можно сказать, что не всегда учителя образовательных организаций готовы заниматься выявлением, подготовкой и патронажем даже мотивированных на профессию школьников. Отсюда появляется проблема: острая необходимость в подготовке современных школьников к серьезному, осознанному выбору своей будущей профессии, учитывая при этом их индивидуальные особенности, умственное, физическое и нравственное развитие.

Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую образования и помогает учащимся определиться с профессией. Понимание термина «профессиональное (полупрофессиональное) самоопределение» школьников в сфере неформального образования тесно связано с положениями, заявленными в Программе ранней профессиональной подготовки и профориентации школьников 10-16 лет «Профессионалы». Это позволяет сделать вывод о том, что именно сфера дополнительного образования может стать площадкой освоения учащимися различных профессиональных испытаний под руководством педагогов-наставников.

В соответствии с проектом Распоряжения министерства образования и науки Хабаровского края № от 13.03.2023 «Об организации и проведении мероприятий Регионального этапа Чемпионата профессионального мастерства "Профессионалы" - 2023» в Хабаровском крае управлению дополнительного образования и летнего отдыха края было дано задание: сформировать команды по 8 компетенциям. («Сетевое и системное администрирование», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Технологии моды», «Изготовление прототипов», «Спасательные работы», «Медицинский и социальный уход», «Инженерный дизайн», Разработка виртуальной и дополненной реальности»).

Общее количество участников, подавшим заявки на участие в отборочном этапе - 115 человек, (из г. Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре, Ванинского, Верхнебуреинского, Вяземского, Комсомольского, Советско-Гаванского, Хабаровского муниципальных районов края).

На Региональный этап чемпионата в результате внутренних отборов вышло 75 конкурсантов, из городов Хабаровска и Комсомольска на Амуре и 5 муниципальных районов края (Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, Советско-Гаванского и Хабаровского районов) площадками проведения стали учреждений. Базой для реализации программ стали учреждения среднего профессионального образования: КГАП ОУ «Хабаровский технологический колледж», КГБП ОУ «Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий»; КГБП ОУ «Хабаровский автомеханический колледж»; КГАП ОУ «Хабаровский техникум транспортных технологий имени Героя Советского Союза A.C. Панова»; КГБП ОУ «Хабаровский государственный медицинский колледж» министерства здравоохранения Хабаровского края и КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» Г61.

Выводы. На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что популярность Всероссийского движения «Профессионалы» растет. Увеличивается число компетенций, растет перечень специальностей и количество участников. Это движение охватило уже почти все регионы России, в каждом из которых делается упор на реализацию конкретных задач региона, повышения престижа рабочих профессий, с помощью активизации конкурсного движения. В связи с актуальностью изучаемой темы Министерством просвещения в школах регионов с 1 сентября 2023 г. внедряется Гдиная модель профессиональной ориентации - профориентационный минимум. В этом учебном году он будет реализован на базе проекта "Билет в будущее" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка».

Литература:

1. Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro.firpo.ru/o-nas/dokumenty/ (дата обращения 21.09.2023)

2. Международный проектно-исследовательский Альянс (R&D Альянс) - (Ворлдскиллс Россия)» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rda.worldskills.ru/ (дата обращения 21.09.2023)

3. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка онлайн [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов. - Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?Wordid=11701 (дата обращения 21.09.2023)

4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474.

5. ПОЛОЖЕНИЕ о Всероссийском чемпионатном движении по профессиональному мастерству от «6» Февраля 2023 г. № 1/2023 [Текст]: КОНЦЕПЦИЯ Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству от «6» Февраля 2023 г. № 1/2023.

6. Сайт КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (региональный модельный центр дополнительного образования детей хабаровского края)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn-blatfbladk.xn—plai/resource-centers/center/Зб/ (дата обращения 21.09.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.