Научная статья на тему 'Конкурс WorldSkills как необходимое условие развитие профессионализма будущего педагога'

Конкурс WorldSkills как необходимое условие развитие профессионализма будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS / НАДПРОФЕССИ-ОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дикова Виктория Вячеславовна, Мащенко Майя Владимировна

В статье анализируются психолого-педагогические аспекты подготовки будущих педагогов в контексте компетентностного подхода. Сопоставляется содержание видов деятельности педагога, обозначенных в различных стандартах: образовательном, WorldSkills, профессиональном. Рассматриваются возможности конкурса WorldSkills как инструмента независимой оценки компетенций выпускника и качества профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дикова Виктория Вячеславовна, Мащенко Майя Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурс WorldSkills как необходимое условие развитие профессионализма будущего педагога»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

| 27

Конкурс WorldSkills как необходимое условие развитие профессионализма будущего педагога

ДИКОВА

Виктория Вячеславовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, директор Центра тестирования и профориентации Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета), г. Нижний Тагил, Свердловская область

МАЩЕНКО

Майя Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета), г. Нижний Тагил, Свердловская область

Аннотация

В статье анализируются психолого-педагогические аспекты подготовки будущих педагогов в контексте компетентностного подхода. Сопоставляется содержание видов деятельности педагога, обозначенных в различных стандартах: образовательном, WorldSkШs, профессиональном. Рассматриваются возможности конкурса WorldSkШs как инструмента независимой оценки компетенций выпускника и качества профессиональной подготовки

Ключевые слова:

новые образовательные стандарты, стандарты WorldSkШs, надпрофесси-ональные компетенции, компетентностный подход, практико-ориентированная подготовка

Н

еобходимым условием эффективного развития экономики страны становится процесс модернизации системы профессионального образования, которое должно быть направлено на решение проблемы обеспечения рынка труда подготовленными на высоком уровне кадрами. В условиях глобализации мировой экономики это означает, что образовательные стандарты профессионального образования должны согласовываться с требованиями работодателей, выраженными в профессиональных стандартах как Российской Федерации, так и других стран. Однако в настоящее время российские работодатели не спешат активно участвовать в профессиональном образовании, далеко не все из них могут выдвинуть необходимые требования для профессиональных и тем более образовательных стандартов. В этой связи проблема новых образовательных стандартов в профессиональном образовании становится очевидной.

Благодаря модернизации ФГОС вузы получили возможность выбора конкретных видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, исходя из потребностей

Дикова В. В., Мащенко М. В. Конкурс как необходимое условие раз-

витие профессионализма будущего педагога // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 27-32.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов образовательной организации. Однако требования вовлечения работодателей в процесс разработки стандартов и процедуру итоговой аттестации выпускников поставили перед вузами новые методические и организационно-управленческие задачи, связанные как с формированием компетентностной модели выпускника, так и с объективной оценкой результатов освоения образовательной программы.

Например, в рамках обучения по направлению «Педагогическое образование» такие компетенции, как способность работать в команде, толе-рантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5), готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6), способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) всегда проявляются в зависимости от целого ряда взаимообусловленных условий, и обеспечить такие условия в квазипрофессиональных ситуациях в образовательном процессе практически невозможно.

Одним из решений проблемы практико-ориентированной современной подготовки в высшем образовании может стать ориентация на стандарты WorldSkills. Миссией этого движения является развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и в мире в целом [2]. Российская Федерация является членом WorldSkills International с апреля 2012 года, но до недавнего времени конкурс проводился только по рабочим профессиям. В 2017 году конкурс WorldSkills впервые проводился по направлениям высшего образования и компетенциям, связанным с профессией учителя. Вузовские соревнования по профессиональному мастерству — третье чемпи-онатное направление, которое развивает WorldSkills Russia. Основная цель проведения вузовского чемпионата — повышение востребованности профессионального образования, ориентированного на реальные запросы работодателей. По результатам соревнований будут разработаны рекомендации на основе стандартов WorldSkills по совершенствованию образовательных программ вузов. Кроме того, участие в чемпионате даст возможность студентам адекватно оценить свой уровень подготовки и шансы на трудоустройство после завершения учебы.

В соревновательную программу на межвузовском чемпионате были включены четыре демонстрационные компетенции, инициированные вузами («Общий и стратегический менеджмент», «Социальная работа», «Учитель технологии» и «Учитель основной и средней школы»). Соревнования по ним проводились впервые, а результаты пока не учитываются в общем зачете.

Остановимся более подробно на компетенции «Учитель основной и средней школы», цель развития которой заключается в содействии повышению качества школьного образования; создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности обучающихся, формирования у них моти-

вации к непрерывному образованию; осуществлении педагогической коммуникации с опорой на уважение человеческого достоинства, честь и репутацию обучающихся. Необходимо отметить, что виды деятельности, предусмотренные компетенцией «Учитель основной и средней школы», в целом согласуются как с образовательным, так и с профессиональным стандартом педагога (см. табл.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Виды деятельности педагога, предусмотренные различными стандартами

Образовательный стандарт, 2015 г. Стандарт WorldSkills Профессиональный стандарт

педагогическая, проектная, педагогическая деятельность по проектирова-

проектная, организационная, нию и реализации

исследовательская, контрольно-оценочная, образовательного процесса в образовательных

культурно-просвети- исследовательская, организациях основного общего, среднего

тельская коммуникативная общего образования:

обучение, воспитательная деятельность,

развивающая деятельность

Однако стандарт WorldSkills дополнительно предусматривает коммуникативную и организационную деятельность, которые опираются не на конкретные профессиональные навыки, а на soft skills — гибкие, «мягкие» навыки, или неспециализированные надпрофессиональные компетенции.

Для профессии учителя в качестве soft skills можно выделить такие, как системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, экономность, клиентоориентированность, мультикультурность, толерантность к неопределенности, креативность [1, с. 9-28]. Но указанные качества и способности, действительно необходимые в условиях динамичного рынка труда, сложно не только сформировать, но и оценить. В связи с этим возникает проблема независимой оценки компетенций выпускника, а также разработки инструментария, комплексно оценивающего ключевые для профессиональной педагогической деятельности компетенции.

Обратимся к содержанию выделенных стандартом WorldSkills видов деятельности в компетенции «Учитель основной и средней школы» (см. рис.) и проанализируем, с каким трудностями столкнулись студенты, участвовавшие в первом вузовском чемпионате на базе филиала РГППУ в Нижнем Тагиле.

В процессе проектирования будущий учитель должен уметь разрабатывать программу преподаваемого учебного предмета и внеурочной деятельности; проектировать процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся; проектировать и представлять в виде технологической карты учебные занятия по предмету или внеурочной деятельности с применением активных форм и методов обучения, учитывающих познавательные потребности обучающихся, а также различных обучающих средств для организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности обучающихся; использовать в процессе

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Виды деятельности в компетенции «Учитель основной и средней школы»

педагогического проектирования современные информационные и коммуникационные технологии.

Как организатор будущий учитель должен уметь применять активные формы и методы обучения для включения обучающихся в образовательный процесс на основе учета их познавательных потребностей и образовательных запросов; разрабатывать различные обучающие средства для организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности обучающихся, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; осуществлять различные форматы и этапы исследовательской и проектной деятельности; обеспечивать организационное и научное сопровождение индивидуальной и групповой исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

В процессе контрольно-оценочной деятельности будущий учитель должен продемонстрировать знание требований ФГОС к результатам общего образования с учетом преподаваемого учебного предмета и возраста обучающихся; умение проводить мониторинг образовательных результатов обучающихся основной и средней школы в рамках преподаваемого учебного предмета; умение осуществлять всесторонний контроль и оценку достижения образовательных результатов обучающихся основной и средней школы во внеурочной деятельности.

При организации педагогической коммуникации будущий учитель совместно с родительским активом должен уметь анализировать реальное состояние дел в учебной группе; поддерживать в подростковом коллективе деловую, дружелюбную атмосферу (применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании закономерностей развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде, разрешать конфликтные ситуации); строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий, половозрастных и индивидуальных особенностей детей (проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу подростка (культуру переживаний и ценностные ориентации), применять способы и прие-

мы включения в образовательный процесс всех обучающихся); проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с учетом особых образовательных потребностей. Кроме того, будущий учитель совместно с родителями обучающихся должен уметь проектировать средства для поддержания в детском коллективе деловой, дружеской атмосферы с учетом индивидуальных культурных и социальных различий семей; формировать детско-взрослые сообщества с целью достижения образовательных результатов, требуемых основной образовательной программой школы. Будущий учитель должен уметь проводить обсуждение проблемной темы с группой родителей или индивидуально по их запросу; применять современные ИК-технологии для организации взаимодействия с родителями; организовывать и проводить с использованием современных сетевых технологий обсуждение педагогических проблем с группой профессиональных педагогов; совместно с коллегами разрабатывать (проектировать) программу развития образовательной организации в целях создания безопасной образовательной среды комфортной для жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; сотрудничать с педагогами и другими специалистами школы в постановке и решении различных задач относительно воспитания и развития школьников.

Проверка вышеописанных требований проводилась в течение трех дней, за которые соревнующимся было необходимо разработать и провести учебное занятие в соответствии с требованиями ФГОС; написать сценарий и организовать внеурочную деятельность по предмету; разработать цифровой образовательный ресурс на незнакомую тему, а также продемонстрировать навыки педагогической коммуникации при решении конкретных проблемных ситуаций с родителями и коллегами.

Участники были поставлены в жесткие временные рамки (3 часа на выполнение каждого задания), были ограничены в использовании внешних ресурсов (только то, что заранее было заявлено в toolbox); кроме того, были ограничены в консультациях более опытных специалистов.

Результатом первого вузовского чемпионата, безусловно, стал профессиональный рост всех участников (они научились решению конкретных профессиональных задач в установленные сроки, получили бесценный личный опыт педагогической деятельности, оценили со стороны ошибки других участников и др.).

В ходе проведенных соревнований с помощью самих участников и экспертов удалось выявить основные проблемы в существующем профессиональном образовании педагога и наметить пути их решения.

Среди общих проблем были отмечены следующие: неумение поставить диагностичные, достижимые задачи на основе имеющейся цели занятия; недостаточный уровень развития профессиональной речи; неумение планировать разные способы контрольно-оценочной деятельности, позволяющие организовать мониторинг требуемых результатов на протяжении всего занятия со стороны всех субъектов образовательного процесса; неумение включить в образовательный процесс исследовательскую деятельность учащихся; недостаточное умение организовывать и сопровождать проектную деятельность учащихся; отсутствие

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

навыков визуализировать результаты дискуссий; неумение эффективно применять современные информационные и коммуникационные технологии; неуверенность при общении с родителями.

В качестве основных направлений решения выявленных проблем можно назвать следующие:

- обучать студентов профессиональной риторике и осуществлять текущий контроль за речью студентов со стороны всех педагогов;

- в преподавании курса методики обучения предмету акцентировать внимание студентов на организации контрольно-оценочной, проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

- увеличить количество учебных занятий в форме дискуссии с использованием активных методов обучения;

- внедрять практико-ориентированный подход за счет организации непрерывной педагогической практики или систематических стажировок студентов и педагогов вуза в образовательных организациях;

- активно применять проектную технологию обучения, в процессе которой для каждого студента создаются условия, имитирующие реальную профессиональную деятельность и возможность получить продукт, который в дальнейшем будет использоваться на практике.

Одна из задач — создание системы независимой оценки профессиональных компетенций, например квалификационный экзамен или демонстрационный экзамен по версии ШБ. Квалификационный экзамен на основе нового профессионального стандарта должен упрощать вход в профессию и позволять оценивать качество подготовки.

Для России XXI века сфера образования должна стать стратегической точкой роста, для этого необходимо достичь эквивалентного мировым образовательным стандартам и образцам качества и уровня образования на всех его ступенях. Достижению этой цели будет способствовать использование сопоставимых процедур, инструментов и средств контроля качества образования, в частности полноценной системы индикаторов, которой могут послужить стандарты ШогЫБкИк.

Литература

1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. — 2017. — № 9. — С. 9-28.

2. Кочетков В. В. Движение ШогЫБкШ8Кш81а как система независимой оценки квалификаций // История и педагогика естествознания. — 2016. — № 1. — С. 23-25.

3. Парахонский А. П., Венглинская Е. А. Современные тенденции развития профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. — 2009. — № 3. — С. 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.