ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
| 27
Конкурс WorldSkills как необходимое условие развитие профессионализма будущего педагога
ДИКОВА
Виктория Вячеславовна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, директор Центра тестирования и профориентации Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета), г. Нижний Тагил, Свердловская область
МАЩЕНКО
Майя Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета), г. Нижний Тагил, Свердловская область
Аннотация
В статье анализируются психолого-педагогические аспекты подготовки будущих педагогов в контексте компетентностного подхода. Сопоставляется содержание видов деятельности педагога, обозначенных в различных стандартах: образовательном, WorldSkШs, профессиональном. Рассматриваются возможности конкурса WorldSkШs как инструмента независимой оценки компетенций выпускника и качества профессиональной подготовки
Ключевые слова:
новые образовательные стандарты, стандарты WorldSkШs, надпрофесси-ональные компетенции, компетентностный подход, практико-ориентированная подготовка
Н
еобходимым условием эффективного развития экономики страны становится процесс модернизации системы профессионального образования, которое должно быть направлено на решение проблемы обеспечения рынка труда подготовленными на высоком уровне кадрами. В условиях глобализации мировой экономики это означает, что образовательные стандарты профессионального образования должны согласовываться с требованиями работодателей, выраженными в профессиональных стандартах как Российской Федерации, так и других стран. Однако в настоящее время российские работодатели не спешат активно участвовать в профессиональном образовании, далеко не все из них могут выдвинуть необходимые требования для профессиональных и тем более образовательных стандартов. В этой связи проблема новых образовательных стандартов в профессиональном образовании становится очевидной.
Благодаря модернизации ФГОС вузы получили возможность выбора конкретных видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, исходя из потребностей
Дикова В. В., Мащенко М. В. Конкурс как необходимое условие раз-
витие профессионализма будущего педагога // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 27-32.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов образовательной организации. Однако требования вовлечения работодателей в процесс разработки стандартов и процедуру итоговой аттестации выпускников поставили перед вузами новые методические и организационно-управленческие задачи, связанные как с формированием компетентностной модели выпускника, так и с объективной оценкой результатов освоения образовательной программы.
Например, в рамках обучения по направлению «Педагогическое образование» такие компетенции, как способность работать в команде, толе-рантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5), готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6), способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) всегда проявляются в зависимости от целого ряда взаимообусловленных условий, и обеспечить такие условия в квазипрофессиональных ситуациях в образовательном процессе практически невозможно.
Одним из решений проблемы практико-ориентированной современной подготовки в высшем образовании может стать ориентация на стандарты WorldSkills. Миссией этого движения является развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и в мире в целом [2]. Российская Федерация является членом WorldSkills International с апреля 2012 года, но до недавнего времени конкурс проводился только по рабочим профессиям. В 2017 году конкурс WorldSkills впервые проводился по направлениям высшего образования и компетенциям, связанным с профессией учителя. Вузовские соревнования по профессиональному мастерству — третье чемпи-онатное направление, которое развивает WorldSkills Russia. Основная цель проведения вузовского чемпионата — повышение востребованности профессионального образования, ориентированного на реальные запросы работодателей. По результатам соревнований будут разработаны рекомендации на основе стандартов WorldSkills по совершенствованию образовательных программ вузов. Кроме того, участие в чемпионате даст возможность студентам адекватно оценить свой уровень подготовки и шансы на трудоустройство после завершения учебы.
В соревновательную программу на межвузовском чемпионате были включены четыре демонстрационные компетенции, инициированные вузами («Общий и стратегический менеджмент», «Социальная работа», «Учитель технологии» и «Учитель основной и средней школы»). Соревнования по ним проводились впервые, а результаты пока не учитываются в общем зачете.
Остановимся более подробно на компетенции «Учитель основной и средней школы», цель развития которой заключается в содействии повышению качества школьного образования; создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности обучающихся, формирования у них моти-
вации к непрерывному образованию; осуществлении педагогической коммуникации с опорой на уважение человеческого достоинства, честь и репутацию обучающихся. Необходимо отметить, что виды деятельности, предусмотренные компетенцией «Учитель основной и средней школы», в целом согласуются как с образовательным, так и с профессиональным стандартом педагога (см. табл.).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Виды деятельности педагога, предусмотренные различными стандартами
Образовательный стандарт, 2015 г. Стандарт WorldSkills Профессиональный стандарт
педагогическая, проектная, педагогическая деятельность по проектирова-
проектная, организационная, нию и реализации
исследовательская, контрольно-оценочная, образовательного процесса в образовательных
культурно-просвети- исследовательская, организациях основного общего, среднего
тельская коммуникативная общего образования:
обучение, воспитательная деятельность,
развивающая деятельность
Однако стандарт WorldSkills дополнительно предусматривает коммуникативную и организационную деятельность, которые опираются не на конкретные профессиональные навыки, а на soft skills — гибкие, «мягкие» навыки, или неспециализированные надпрофессиональные компетенции.
Для профессии учителя в качестве soft skills можно выделить такие, как системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, экономность, клиентоориентированность, мультикультурность, толерантность к неопределенности, креативность [1, с. 9-28]. Но указанные качества и способности, действительно необходимые в условиях динамичного рынка труда, сложно не только сформировать, но и оценить. В связи с этим возникает проблема независимой оценки компетенций выпускника, а также разработки инструментария, комплексно оценивающего ключевые для профессиональной педагогической деятельности компетенции.
Обратимся к содержанию выделенных стандартом WorldSkills видов деятельности в компетенции «Учитель основной и средней школы» (см. рис.) и проанализируем, с каким трудностями столкнулись студенты, участвовавшие в первом вузовском чемпионате на базе филиала РГППУ в Нижнем Тагиле.
В процессе проектирования будущий учитель должен уметь разрабатывать программу преподаваемого учебного предмета и внеурочной деятельности; проектировать процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся; проектировать и представлять в виде технологической карты учебные занятия по предмету или внеурочной деятельности с применением активных форм и методов обучения, учитывающих познавательные потребности обучающихся, а также различных обучающих средств для организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности обучающихся; использовать в процессе
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Виды деятельности в компетенции «Учитель основной и средней школы»
педагогического проектирования современные информационные и коммуникационные технологии.
Как организатор будущий учитель должен уметь применять активные формы и методы обучения для включения обучающихся в образовательный процесс на основе учета их познавательных потребностей и образовательных запросов; разрабатывать различные обучающие средства для организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности обучающихся, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; осуществлять различные форматы и этапы исследовательской и проектной деятельности; обеспечивать организационное и научное сопровождение индивидуальной и групповой исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
В процессе контрольно-оценочной деятельности будущий учитель должен продемонстрировать знание требований ФГОС к результатам общего образования с учетом преподаваемого учебного предмета и возраста обучающихся; умение проводить мониторинг образовательных результатов обучающихся основной и средней школы в рамках преподаваемого учебного предмета; умение осуществлять всесторонний контроль и оценку достижения образовательных результатов обучающихся основной и средней школы во внеурочной деятельности.
При организации педагогической коммуникации будущий учитель совместно с родительским активом должен уметь анализировать реальное состояние дел в учебной группе; поддерживать в подростковом коллективе деловую, дружелюбную атмосферу (применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании закономерностей развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде, разрешать конфликтные ситуации); строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий, половозрастных и индивидуальных особенностей детей (проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу подростка (культуру переживаний и ценностные ориентации), применять способы и прие-
мы включения в образовательный процесс всех обучающихся); проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с учетом особых образовательных потребностей. Кроме того, будущий учитель совместно с родителями обучающихся должен уметь проектировать средства для поддержания в детском коллективе деловой, дружеской атмосферы с учетом индивидуальных культурных и социальных различий семей; формировать детско-взрослые сообщества с целью достижения образовательных результатов, требуемых основной образовательной программой школы. Будущий учитель должен уметь проводить обсуждение проблемной темы с группой родителей или индивидуально по их запросу; применять современные ИК-технологии для организации взаимодействия с родителями; организовывать и проводить с использованием современных сетевых технологий обсуждение педагогических проблем с группой профессиональных педагогов; совместно с коллегами разрабатывать (проектировать) программу развития образовательной организации в целях создания безопасной образовательной среды комфортной для жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; сотрудничать с педагогами и другими специалистами школы в постановке и решении различных задач относительно воспитания и развития школьников.
Проверка вышеописанных требований проводилась в течение трех дней, за которые соревнующимся было необходимо разработать и провести учебное занятие в соответствии с требованиями ФГОС; написать сценарий и организовать внеурочную деятельность по предмету; разработать цифровой образовательный ресурс на незнакомую тему, а также продемонстрировать навыки педагогической коммуникации при решении конкретных проблемных ситуаций с родителями и коллегами.
Участники были поставлены в жесткие временные рамки (3 часа на выполнение каждого задания), были ограничены в использовании внешних ресурсов (только то, что заранее было заявлено в toolbox); кроме того, были ограничены в консультациях более опытных специалистов.
Результатом первого вузовского чемпионата, безусловно, стал профессиональный рост всех участников (они научились решению конкретных профессиональных задач в установленные сроки, получили бесценный личный опыт педагогической деятельности, оценили со стороны ошибки других участников и др.).
В ходе проведенных соревнований с помощью самих участников и экспертов удалось выявить основные проблемы в существующем профессиональном образовании педагога и наметить пути их решения.
Среди общих проблем были отмечены следующие: неумение поставить диагностичные, достижимые задачи на основе имеющейся цели занятия; недостаточный уровень развития профессиональной речи; неумение планировать разные способы контрольно-оценочной деятельности, позволяющие организовать мониторинг требуемых результатов на протяжении всего занятия со стороны всех субъектов образовательного процесса; неумение включить в образовательный процесс исследовательскую деятельность учащихся; недостаточное умение организовывать и сопровождать проектную деятельность учащихся; отсутствие
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
навыков визуализировать результаты дискуссий; неумение эффективно применять современные информационные и коммуникационные технологии; неуверенность при общении с родителями.
В качестве основных направлений решения выявленных проблем можно назвать следующие:
- обучать студентов профессиональной риторике и осуществлять текущий контроль за речью студентов со стороны всех педагогов;
- в преподавании курса методики обучения предмету акцентировать внимание студентов на организации контрольно-оценочной, проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- увеличить количество учебных занятий в форме дискуссии с использованием активных методов обучения;
- внедрять практико-ориентированный подход за счет организации непрерывной педагогической практики или систематических стажировок студентов и педагогов вуза в образовательных организациях;
- активно применять проектную технологию обучения, в процессе которой для каждого студента создаются условия, имитирующие реальную профессиональную деятельность и возможность получить продукт, который в дальнейшем будет использоваться на практике.
Одна из задач — создание системы независимой оценки профессиональных компетенций, например квалификационный экзамен или демонстрационный экзамен по версии ШБ. Квалификационный экзамен на основе нового профессионального стандарта должен упрощать вход в профессию и позволять оценивать качество подготовки.
Для России XXI века сфера образования должна стать стратегической точкой роста, для этого необходимо достичь эквивалентного мировым образовательным стандартам и образцам качества и уровня образования на всех его ступенях. Достижению этой цели будет способствовать использование сопоставимых процедур, инструментов и средств контроля качества образования, в частности полноценной системы индикаторов, которой могут послужить стандарты ШогЫБкИк.
Литература
1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. — 2017. — № 9. — С. 9-28.
2. Кочетков В. В. Движение ШогЫБкШ8Кш81а как система независимой оценки квалификаций // История и педагогика естествознания. — 2016. — № 1. — С. 23-25.
3. Парахонский А. П., Венглинская Е. А. Современные тенденции развития профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. — 2009. — № 3. — С. 18-20.