Научная статья на тему 'О включении специальности 40. 02. 02 "Правоохранительная деятельность" в чемпионатное движение WorldSkills'

О включении специальности 40. 02. 02 "Правоохранительная деятельность" в чемпионатное движение WorldSkills Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLDSKILLS / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюзева Наталья Валентиновна

В статье доказывается актуальность включения компетенций специальности 40.02.02 "Правоохранительная деятельность" в чемпионатное движение WorldSkills. Приводятся примеры компетенций и конкурсных заданий по специальности 40.02.02 "Правоохранительная деятельность", которые могут быть включены в перечень компетенций WorldSkills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О включении специальности 40. 02. 02 "Правоохранительная деятельность" в чемпионатное движение WorldSkills»

50 |

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О включении специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность в чемпионатное движение WorldSkills

СЮЗЕВА

Наталья Валентиновна,

кандидат культурологии, преподаватель Екатеринбургского экономико-технологического колледжа, Екатеринбург

Аннотация

В статье доказывается актуальность включения компетенций специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность в чемпионат-ное движение WorldSkШs. Приводятся примеры компетенций и конкурсных заданий по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, которые могут быть включены в перечень компетенций WorЫSkiUs

Ключевые слова:

WorldSkills, правоохранительная деятельность, оперативно-служебная деятельность, профессиональное образование, мастерство

Россия постепенно, но довольно уверенно вливается в движение WorldSkills. В частности, Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает развитие олимпиадного движения профессионального мастерства WorldSkills Russia [9]. Победители чемпионата WorldSkills Russia, международного конкурса WorldSkills привлекаются к обсуждению проектов профессиональных стандартов [2]. В последнем Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию также содержится упоминание о том, что опыт участия в WorldSkills значим для повышения престижа рабочих профессий, рабочих специальностей [1].

И дело не только в том, что участие в мероприятиях WorldSkills способствует профессиональной ориентации и определению профессиональных траекторий участников, но и в том, что специалисты с развитыми профессиональными навыками и сформированными компетенциями способствуют экономическому росту региона и достижению собственной самореализации (акмэ). В то же время в перечне компетенций по наиболее востребованным специальностям, заявленных союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», ряд возможных компетенций востребованных на рынке специальностей, пока не представлен.

Сегодня стратегия WorldSkills рассматривается многими авторами лишь в рамках популяризации рабочих профессий и технических специальностей [5; 6; 7]. Между тем миссия WorldSkills, согласно Конституции WorldSkills International, заключается в «повышении на основе сотрудничества стран-членов информированности о значимости вклада в улучшение экономического развития и в самореализацию личности на основе профессиональных навыков и высоких стандартов компетентности». Среди намерений в Конституции WorldSkills International заявлена поддержка «молодых людей, их преподавателей, наставников и работодателей в их стремлении достичь

Сюзева Н. В. О включении специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность в чемпионатное движение WorldSkills // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 1. — С. 50-54.

компетенций мирового уровня в сфере торговли, услуг и промышленности и продвижении статуса профессионального образования и мастерства» [4]. Именно положение о «продвижении статуса профессионального образования и мастерства» свидетельствует о возможности расширения границ компетенций среднего профессионального образования, включаемых в чемпионат. Кроме того, соревнования по нетехническим специальностям уже проводятся. Так, в перечень компетенций WorldSkills включена компетенция «Дошкольное воспитание».

В ближайшем будущем многие «рабочие руки» специалистов технического профиля заменят машины и механизмы, однако «светлые головы» работников интеллектуального труда останутся востребованными. Взять, например, квалификацию «юрист» по специальностям СПО. Многие сочтут, что для присвоения квалификации достаточно приобрести соответствующие знания, закрепить — осмыслить — понять, написать выпускную квалификационную работу, и на выходе мы увидим «готового юриста», осуществляющего консультационные услуги и работающего с нормативно-правовой документацией. Это далеко не так. Почти все сотрудники правоохранительных структур также являются юристами, включая оперативных работников, которые, согласно ФГОС специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность [3], должны уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты, читать топографические карты, применять средства специальной техники, осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и прочие виды деятельности. И если вопрос совершенствования профессиональной подготовки кадров является актуальным для бизнес-сообщества и сферы промышленности, то он актуален и для системы правоохранительных органов, где особое значение приобретает четкая, тактически грамотная организация работы органов предварительного следствия по эффективному и качественному расследованию и раскрытию каждого совершенного преступления. Однако о включении компетенций специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность в перечень WorldSkills Russia автор данной статьи пока не нашел никаких упоминаний.

На чемпионатах WorldSkills конкурсанты демонстрируют свои качества и способности к управлению сложными производствами, передовым оборудованием, решают задачи, максимально приближенные к реальной производственной деятельности, что, согласно Конституции WorldSkills International [4], мотивирует молодых людей для прохождения дальнейшей учебы и профессиональной подготовки. Думается, что такой важный вид деятельности, как правоохранительная, также заслуживает внимания организаторов этого авторитетного международного движения. Более того, если обратиться к положениям уже упоминавшейся Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, то мы увидим, что одним из направлений успешной социализации и эффективной самореализации молодежи является выработка «единых подходов к получению востребованных профессиональных и социальных навыков и компетенций при прохождении выпускниками профессиональных образовательных организаций военной службы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

52 | 1 /2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

[9], а прохождение военной службы является одним из условий трудоустройства на службу в правоохранительные органы.

Таким образом, целесообразно привлекать к участию в движении WorldSkills не только молодых квалифицированных рабочих, специалистов, обучающихся сферы инженерных технологий, услуг, обслуживания гражданского транспорта, готовых к работе с передовым промышленным оборудованием, но и будущих специалистов системы правоохранительных органов. В перечень компетенций можно включить, например, «Применение мер административного пресечения правонарушений», «Осуществление оперативно-служебных мероприятий, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений».

Так, в техническое описание компетенции «Осуществление оперативно-служебных мероприятий» могут входить такие умения, как осуществление сбора образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, составление плана оперативно-розыскных мероприятий, обнаружение, фиксация и изъятие следов, составление фоторобота и т. п. Специалист также должен уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, читать топографические карты, проводить измерения и ориентирование по карте и на местности, выбирать и тактически правильно применять средства специальной техники в различных оперативно-служебных ситуациях и документально оформлять это применение. Ключевые навыки, присущие специалисту, могут быть в полной мере публично оценены и проверены с помощью конкурсных заданий. Помимо возможности получения практических навыков и высокой квалификации представление отдельных компетенций специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность в очередной раз продемонстрирует престиж данного вида деятельности, востребованного на рынке труда1.

Кроме того, для успешного трудоустройства выпускников недостаточно освоения только предусмотренных ФГОС учебных предметов, профессиональных модулей и прохождения производственной практики. Для повышения конкурентоспособности будущего специалиста в образовательный процесс необходимо включить участие студентов в чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia. В частности, среди прочего предусмотреть в содержании программы обучения специалиста специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность следующее (см. табл.).

Конкурсными заданиями могут стать, например: криминалистическое исследование следов рук человека (дактилоскопия), в рамках которого участник чемпионата должен будет выявить и обнаружить следы, закрепить их (измерить, описать, составить схему), изъять следы, сохранить для последующего исследования специалистами-криминалистами; оказание первой (доврачебной) медицинской помощи (ПК 1.9 ФГОС СПО специальности 40.02.02), в рамках которой необходимо будет продемонстрировать знания основных признаков нарушения жизненно важных функций организма человека, определить характер травмы, освободить

1 Согласно Указу Президента РФ В. В. Путина с 01.01.2018 г. предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел РФ составляет 746 859 человек) [8].

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Содержание учебного материала

Измерения и ориентирование по топографической карте и на местности Практические навыки обращения с огнестрельным оружием (извлечение оружия из кобуры, приведение его в боевую готовность, производство выстрела, устранение задержек при стрельбе и др.)

Пресечение противоправных действий с помощью табельного огнестрельного оружия и тактика его применения (принятие решения на открытие огня, выбор цели для поражения, стрельба в различных условиях и др.)

Осуществление сбора образцов для сравнительного исследования (проведение дактилоскопирования, взятие проб, соскоб части вещества, отделение части предмета, фотографирование, сопоставление и оценка фактов, свойств или признаков двух или более объектов и др.)

пострадавшего от действия опасных и вредных факторов, оценить состояние пострадавшего, определить последовательность приемов первой доврачебной помощи и показать умение их использовать, выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановление проходимости дыхательных путей; проведение искусственного дыхания, наружного массажа сердца; остановка кровотечения; иммобилизация места перелома; наложение повязки и т. п.); при необходимости использовать подручные средства при оказании помощи, вызвать скорую медицинскую помощь.

Указанные виды профессиональной деятельности могут занять достойное место в чемпионате WorldSkills, если первым этапом реализации данного проекта станет проведение конкурсов профессионального мастерства внутри образовательных организаций СПО или ГИА по стандартам WorldSkills с привлечением специалистов системы правоохранительных органов в качестве наставников и/или экспертов.

Литература

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/ (дата обращения — 23.02.2019).

2. Приказ Минтруда России от 30.09.2014 № 671н «Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=120704&fld=134&dst=1000000001,0 &rnd=0.012560339616886518#015393171223100843 (дата обращения — 23.02.2019).

3. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 509 (ред. от 24.07.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности

Осуществление оперативно-служебных мероприятий

54 | 1 /2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

40.02.02 Правоохранительная деятельность» [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. Действующее законодательство российской федерации. URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-12.05.2014-N-509/ (дата обращения — 21.02.2019).

4. Конституция WorldSkills International [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http:// worldskillsrussia.org/ (дата обращения — 23.02.2019).

5. Мифтахова Л. М. Организация работы специализированного центра компетенций в рамках движения Worldskills Russia // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 4. — С. 55-58.

6. Немых А. А. Актуализация образовательных программ учетом стандартов Worldskills по направлению «Мехатроника» // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: Сб. материалов IV Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2017. — С. 212-216.

7. Петроченко С. В. Движение Worldskills и колледж: пути и условия взаимодействия // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: Сб. материалов IV Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2017. — С. 153-159.

8. Путин сократил максимальную численность штата МВД [Электронный ресурс] // Газета Тасс.ру. URL:https://tass.ru/politika/4853979 (дата обращения — 21.02.2019).

9. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПплюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=256447&fld=134&dst=1000000001, 0&rnd=0.24594663208563805#06792874929320565 (дата обращения — 23.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.