Научная статья на тему 'Об опыте проведения отборочного чемпионата World Skills на базе НТГСПИ (ф) РГППУ по компетенции учитель основной и средней школы'

Об опыте проведения отборочного чемпионата World Skills на базе НТГСПИ (ф) РГППУ по компетенции учитель основной и средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLDSKILLS / CHAMPIONSHIP / SECONDARY SCHOOL TEACHER / HIGH SCHOOL TEACHER / COMPETENCES / TOOLBOX / ВОРЛДСКИЛЛС / ЧЕМПИОНАТ / УЧИТЕЛЬ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ / УЧИТЕЛЬ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТУЛБОКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Зоя Игоревна

Статья посвящена опыту проведения отборочного чемпионата World Skills на базе НТГСПИ (ф) РГППУ по компетенции учитель основной и средней школы 9-11 ноября 2017 г. На сегодняшний день это крупнейшее и известное во всем мире соревнование, в котором приняли участие в качестве участников студенты университета и профессионалы, преподаватели, наставники в качестве экспертов, оценивающих выполнение заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубина Зоя Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCES OF HOLDING OF THE QUALIFYING WORLD SKILLS CHAMPIONSHIP ON THE BASIS OF NTSSPI (BRANCH) RSVPU ON THE COMPETENCE OF SECONDARY AND HIGH SCHOOL TEACHER

The article focuses on the experience of holding of the qualifying World Skills championship on the basis of Nizhniy Tagil State Social Pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University on the competence of secondary and high school teacher in November 9-11, 2017. Today this competition is known throughout the world and it was attended by University students as participants, professionals, teachers, tutors as compatriots who assessed the tasks.

Текст научной работы на тему «Об опыте проведения отборочного чемпионата World Skills на базе НТГСПИ (ф) РГППУ по компетенции учитель основной и средней школы»

- реферат представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой вопросов по учебной теме;

- эссе - оценочное средство, которое позволяет преподавателю оценить умение студентов письменно излагать свои мысли по теме, проводить самостоятельный анализ, формулировать выводы, в которых обобщается научная и авторская точки зрения.

Также в статье мы предложили вопросы к экзамену, разработали уровни и критерии итоговой оценки результатов освоения дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» студентами.

Библиографический список

1. Одинцова В.И. Лечебная физическая культура массаж // [Электронный ресурс]. - 2017. URL: http://umkd.donstu.ru/specialties/1138 (дата обращения: 02.11.2017).

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата // [Электронный ресурс]. - 2012. URL: Ы^://минобрнауки.рф/документы/924 (дата обращения: 02.11.2017).

Reference

1. Odintsova V.I. (2017). Medical physical culture, massage / V. I. Odintsova // URL: http://umkd.donstu.ru/specialties/1138 (In Russian).

2. Federal state educational standards of higher professional education in areas of bachelor degree (2012) / URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn-p1ai/

%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/924 (In Russian).

УДК 377.3

ББК 74.5

Т771

Трубина Зоя Игоревна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, теории и методики обучения Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург). Нижний Тагил, Россия.

ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРОЧНОГО ЧЕМПИОНАТА WORLD SKILLS НА БАЗЕ НТГСПИ (Ф) РГППУ ПО КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЬ ОСНОВНОЙ И

СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена опыту проведения отборочного чемпионата World Skills на базе НТГСПИ (ф) РГППУ по компетенции учитель основной и средней школы 9-11 ноября 2017 г. На сегодняшний день это крупнейшее и известное во всем мире соревнование, в котором приняли участие в качестве участников студенты университета и профессионалы, преподаватели, наставники - в качестве экспертов, оценивающих выполнение заданий.

Ключевые слова: Ворлдскиллс, чемпионат, учитель основной школы, учитель средней школы, компетенции, тулбокс.

Z. I. Trubina

Nizhniy Tagil, Russia

THE EXPERIENCES OF HOLDING OF THE QUALIFYING WORLD SKILLS CHAMPIONSHIP ON THE BASIS OF NTSSPI (BRANCH) RSVPU ON THE COMPETENCE OF SECONDARY AND HIGH SCHOOL TEACHER

The article focuses on the experience of holding of the qualifying World Skills championship on the basis of Nizhniy Tagil State Social Pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University on the competence of secondary and high school teacher in November 9-11, 2017. Today this competition is known throughout the world and it was attended by University students as participants, professionals, teachers, tutors as compatriots who assessed the tasks.

Keywords: WorldSkills, championship, secondary school teacher, high school teacher, competences, toolbox.

WorldSkills - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством

организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом [Worldskills в России. История международного движения. URL: http://worldskills.ru/].

Проект проведения первого национального чемпионата WorldSkills Russia был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) под председательством Президента России Владимира Путина в октябре 2011 года.

В апреле 2012 года по инициативе АСИ и Минобрнауки был организован визит в Россию Президента WSI (WorldSkills International) Саймона Бартли, в результате которого было принято решение о включении Российской Федерации в состав организации. 12 мая 2012 года на очередном заседании Генеральной ассамблеи WSI оно было одобрено всеми странами-участницами [WorldSkills. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki?curid=4857558].

Сегодня насчитывается 78 стран-членов WorldSkills.

Основанная в 1950 году WorldSkills - международная организация, продвигающая профессиональное, техническое и ориентированное на сферу услуг образование и обучение.

WorldSkills объединяет молодёжь, производства и педагогов, чтобы научить молодых людей профессиональному мастерству и показать им, как стать лучшими в выбранной ими специальности. На сегодняшний день это известное во всем мире и крупнейшее соревнование, в котором принимают участие молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве участников, и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники - в качестве экспертов, оценивающих выполнение заданий.

Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в различных странах и являются важнейшим событием в области повышения профессиональной подготовки и совершенствования мастерства. Конкурсантами являются победители национальных чемпионатов профессионального мастерства стран-членов WorldSkills. Они демонстрируют как уровень своей технической подготовки, так и индивидуальные и коллективные качества, решая поставленные перед ними задачи, которые они изучают и/или выполняют на своем рабочем месте.

Их успех или провал говорит не только об их личных профессиональных качествах, но и об уровне профессиональной подготовки в той стране, которую они представляют, и общем уровне качества услуг на родине участников.

В чемпионатах WorldSkills компетенции объединены в 6 тематических блоков: строительная сфера, IT технологии, промышленное производство, обслуживание гражданского транспорта, сфера услуг, творчество и дизайн [Мащенко, 2017; Компетенция «Учитель основной и средней школы» вошла в программу межвузовского чемпионата WorldSkills Russia, 2017].

В НТГСПИ (ф) РГППУ проходил отборочный чемпионат по компетенции Учитель основной и средней школы. Он состоялся 9-11 октября 2017 года. Главный экспертом выступила Криштофик Ирина Сергеевна, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ. Вторым экспертом являлась Никитина Татьяна Алексеевна, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ [Новости чемпионата. URL: https: //www.ntspi.ru/worldskills/?ELEMENT_ID=28719].

Основными критериями оценки компетенции Учитель основной и средней школы являлись [Конкурсное задание. Компетенция «Учитель основной и средней школы». URL: https://drive.google.eom/file/d/0B60HpD8rrMRRdTd0SVVFZGZBNkE/view]:

- подготовка и проведение учебного занятия;

- организация внеурочной деятельности;

- разработка обучающего средства;

- профессиональная педагогическая коммуникация.

Конкурсное задание состояло из четыре модулей.

Модуль 1 Учебное занятие

Модуль включал задание, содержащее:

- проектирование учебного занятия по теме учебного предмета, соответствующего профилю профессиональной подготовки конкурсанта;

- проведение фрагмента учебного занятия, демонстрирующего один или несколько этапов спроектированного учебного занятия.

Модуль также включал задание по демонстрации техники текущего оценивания учебной деятельности обучающихся.

Время выполнения модуля каждым участником: - 2 часа 25 мин, включая подготовку (120 мин) и демонстрацию фрагмента занятия (25 мин).

Конкурсант мог принести с собой и использовать тулбокс - оборудование, специфичное для преподаваемого учебного предмета, необходимое для проведения урока, - согласовав его с главным экспертом на первой стадии подачи заявки об участии в чемпионате.

Во время выполнения Модуля 1 участникам разрешалось использовать устройства для хранения информации и выхода в Интернет.

Модуль 2 Внеурочная деятельность

Этот Модуль включал задание по организации проектной и/или исследовательской деятельности обучающимися основной и средней школы.

Время выполнения модуля каждым участником: - 2 часа 25 мин, включая подготовку (120 мин) и демонстрацию фрагмента занятия (25 мин).

Конкурсант также мог принести с собой и использовать тулбокс.

Проектирование внеурочной деятельности занимало 2 часа. Сюда входило:

- определение темы внеурочного занятия;

- постановка цели и задач внеурочного занятия;

- разработка структуры и хода занятия;

- подбор содержания занятия, в том числе практических заданий;

- оформление в письменном виде сценария занятия;

- подготовка необходимых для занятия материалов и оборудования.

Демонстрация фрагмента занятия длилась 25 мин и включала в себя:

- организацию пространства для внеурочной деятельности;

- демонстрацию способов организации исследовательской или проектной деятельности обучающихся, уместных во внеурочной деятельности по выбранной теме;

- демонстрацию техники текущего контроля и оценивания внеурочной деятельности обучающихся;

- демонстрацию техник педагогической коммуникации с обучающимися с учетом их возрастных особенностей.

Модуль 3 Обучающие средства

Модуль включал в себя следующие задания:

- по разработке плана-схемы интерактивного образовательного контента, для так называемого перевернутого класса, т. е. для самообучения;

- по поиску, анализу и систематизации обучающего мультимедийного материала по определённой теме; (видео- и аудиозаписи, графический материал, проверочные вопросы, перекрестные ссылки, гиперссылки на различные источники информации и т. п.);

- по созданию интерактивных обучающих средств для наполнения информационной образовательной среды. Формат предполагался свободный: сайт, презентация, блог, дистанционный курс, электронная платформа и др.;

- по подготовке презентации созданного интерактивного обучающего средства. В презентации обязательно должна быть заложена возможность для ознакомления экспертов с продуктом: гиперссылки, скриншоты.

Созданная конкурсантами интерактивная лекция должна была иметь нелинейный характер, включать в себя текст и мультимедийный материал. Она должна была служить средством организации самостоятельной работы обучающихся по изучению предложенной темы с возможностью самоконтроля усвоения знаний.

Начало выполнения Модуля 3 - день второй.

Завершение выполнения Модуля 3 - день третий.

На выполнение модуля каждому участнику отводилось 8 часов. Модуль выполняется в два этапа, по 4 часа каждый.

Организаторы чемпионата предоставили для выполнения модуля необходимое оборудование и возможность выхода в Интернет.

Темы для Модуля 3 являлись закрытыми и не были опубликованы вместе с Конкурсным заданием.

Оценка за модуль выставлялась каждый день поэтапно, эти этапы были определены в Конкурсном задании.

Тема, предложенная конкурсантам из НТГСПИЮ, звучала так: «Как жить в мире VUCA - нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном?». (Аббревиатура от английских слов volatility, uncertainty, complexity и ambiguity).

Модуль 4 Профессиональная педагогическая коммуникация

Модуль включал в себя задания:

- по демонстрации техники коммуникации с родителями обучающихся. В роли родителей выступали независимые эксперты чемпионата;

- по демонстрации методики организации и проведения обсуждения с группой педагогов педагогической проблемы («Причины снижения успеваемости во второй четверти») с использованием современных сетевых технологий;

- по демонстрации техники профессиональной коммуникации с коллегами-педагогами.

Общее время выполнения модуля составляло 4 часа. Оно распределялось между двумя заданиями модуля - по 2 часа на каждое задание.

Время выполнения каждым участником:

1 задание данного модуля - 65 мин, включая подготовку 60 мин и демонстрацию выполненного задания 5 мин;

2 задание данного модуля - 95 мин, включая индивидуальную подготовку 30 мин, работу в чате - онлайн 30 мин, работу в паре 30 мин, выступление в рамках групповой дискуссии - офлайн 5 мин.

Основными проблемами в методической подготовке конкурсантов, выявленными в ходе проведения Модулей чемпионата, оказались следующие [3]:

1. Отсутствие диагностичных контрольно-оценочных материалов.

2. Неумение организовать самооценку.

3. Неумение подводить итоги каждого этапа занятия при переходе к следующему.

4. Неумение отслеживать результаты обучения на протяжении всего занятия.

5. Неумение эффективно использовать ресурсы образовательной среды, особенно информационных технологий.

6. Недостаточно высокий уровень профессиональной речи.

7. Использование традиционных методов и приемов обучения.

8. Неумение организовать исследовательскую деятельность учащихся.

После отборочного чемпионата в НТГСПИ была проведена секция по обсуждению вопросов подготовки и проведения вузовских чемпионатов. В ней приняли участие 41 человек. Обсуждались вопросы соотнесения образовательных стандартов, профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills, затруднения, которые испытывают конкурсанты при подготовке к заданиям, сложности организации чемпионатов [Новости чемпионата. URL: https://www.ntspi.ru/worldskills/?ELEMENT ID=28719].

После конструктивной работы на WorldSkills, в рамках подведения итогов, участники отметили важность проведения подобных мероприятий и рекомендовали администрации вуза продолжить участие в подобных чемпионатах.

Библиографический список

1. Компетенция «Учитель основной и средней школы» вошла в программу межвузовского чемпионата WorldSkills Russia // Учительская газета. 2017. 29 ноября 2017. - URL: http://www.ug.ru/news/23628 (дата обращения: 10.12.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Конкурсное задание. Компетенция «Учитель основной и средней школы» // [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.eom/file/d/0B60HpD8rrMRRdTd0SVVFZGZBNkE/view (дата обращения: 10.01.2018).

3. МащенкоМ. В. Формирование компетенций World Skills в вузе // [Электронный ресурс]. -2017 URL: http://www.rsvpu.ru/filedireetory/13007/

Mashhenko M.V. Formirovanie kompetencij WorldSkills v vuze.pdf (дата обращения: 10.01.2018).

4. Новости чемпионата // [Электронный ресурс]. - 2017 URL: https://www. ntspi.ru/worldskills/?ELEMENT ID=28719 (дата обращения: 10.01.2018).

5. WorldSkills // [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki?curid=4857558 (дата обращения: 10.01.2018).

6. Worldskills в России. История международного движения // [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).

References

1. Mashchenko M. V. Formation of the World Skills competences in higher education // [Electronic resource] / M. V. Mashchenko. - Mode of access: http://www.rsvpu.ru/filedirectory/13007/Mash-henko_M.V._Formirovanie_kompetencij_WorldSkills_v_vuze.pdf (date of access: 10.01.2018). (in Russian)

2. News of the championship // [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.ntspi.ru/worldskills/?ELEMENT ID=28719 (date of access: 10.01.2018). (in Russian)

3. The competence "Teacher of secondary and high schools" is included into the program of the interu-niversity championship WorldSkills Russia // Uchitelskaya Gazeta. - 2017. - 29 Nov. - Mode of access: http://www.ug.ru/news/23628 (date of access: 10.12.2017). (in Russian)

4. The contest task. The competence "Teacher of secondary and high schools." // [Electronic resource] - Mode of access: https://drive.google.com/file/d/0B60HpD8rrMRRdTd0SVVFZGZBNkE/view (date of access: 10.01.2018). (in Russian)

5. Worldskills Russia. History of the international movement // [Electronic resource]. - Mode of access: http://worldskills.ru/ (date of access: 10.12.2017). (in Russian)

6. WorldSkills // [Electronic resource]. - Mode of access: https://ru.wikipedia.org/wiki?curid=4857558 (date of access: 10.01.2018). (in Russian)

УДК 372.881.111.1

ББК 74.58:73

Х61

Хлызова Наталья Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент Иркутского государственного университета. Иркутск, Россия.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ

В статье изучен потенциал образовательного квеста, выявлено его определение, проанализирована его суть, практический опыт использования в организации образовательного процесса зарубежных и российских исследований. Представлен вариант проведения областной олимпиады по регионоведению США для школьников в форме образовательного квеста. Разработана его структура и содержание.

Ключевые слова: образовательный квест; олимпиада; регионоведение; США; школьник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.