Научная статья на тему 'КОНКУРС КИНОРЕЦЕНЗИЙ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

КОНКУРС КИНОРЕЦЕНЗИЙ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС КИНОРЕЦЕНЗИЙ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ЭСТЕТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маринченко Ирина Александровна, Васильева Елена Васильевна

Цель статьи - рассмотреть конкурс кинорецензий как форму организации медиаобразования в педагогическом вузе на основе эстетически ориентированного подхода. Проанализирован практический опыт проведения конкурса кинорецензий на короткометражные фильмы преподавателями кафедры русского языка, литературы и методики преподавания филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики). Материалом для рецензирования служат курсовые и дипломные киноработы студентов кинематографических вузов России и стран СНГ. Научная новизна определяется реализованным в статье эстетически ориентированным подходом к конкурсу кинорецензий как мероприятию, объединяющему аналитическую, эстетическую, коммуникативную и практическую деятельность обучающихся в медиасреде. Результаты исследования показывают, что конкурс кинорецензий является востребованной у молодежи формой организации медиаобразовательного процесса. Участие в конкурсе кинорецензий совершенствует навыки поиска информации в медиапространстве; восприятия, интерпретации и оценки медиатекстов; создания и презентации собственных медиаматериалов, способствуя формированию критического мышления и эстетического вкуса. Анализ конкурсных работ позволяет выявить уровень художественного развития будущих педагогов в области медиакультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM REVIEW COMPETITION AS FORM OF ORGANIZING PEDAGOGICAL STUDENTS’ MEDIA EDUCATION

The paper examines a film review competition as a form of organizing pedagogical students’ media education on the basis of the aesthetically oriented approach. The authors analyse experience of School of Education of the Far Eastern Federal University (Branch in Ussuriysk) in organizing short film review competitions. Course and diploma works of film school students from Russia and the CIS countries served as material for review. Scientific originality of the study involves the aesthetically oriented approach to organizing a film review competition as an event that promotes students’ analytical, aesthetic, communicative and practical activities in the media environment. The findings indicate that a film review competition is a relevant form of young people’s media education. Competition activities help to develop students’ aesthetic taste, information search skills, skills of the media text perception and interpretation, skills to create the media content, presentation skills and critical thinking skills. Competition papers analysis allows identifying the level of future teachers’ artistic development.

Текст научной работы на тему «КОНКУРС КИНОРЕЦЕНЗИЙ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

i rpQnhÖTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 3. С. 419-426 | 2021. Volume 6. Issue 3. P. 419-426

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Конкурс кинорецензий как форма организации медиаобразования студентов педагогического вуза

Маринченко И. А., Васильева Е. В.

Аннотация. Цель статьи - рассмотреть конкурс кинорецензий как форму организации медиаобразования в педагогическом вузе на основе эстетически ориентированного подхода. Проанализирован практический опыт проведения конкурса кинорецензий на короткометражные фильмы преподавателями кафедры русского языка, литературы и методики преподавания филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики). Материалом для рецензирования служат курсовые и дипломные киноработы студентов кинематографических вузов России и стран СНГ. Научная новизна определяется реализованным в статье эстетически ориентированным подходом к конкурсу кинорецензий как мероприятию, объединяющему аналитическую, эстетическую, коммуникативную и практическую деятельность обучающихся в медиасреде. Результаты исследования показывают, что конкурс кинорецензий является востребованной у молодежи формой организации медиаобразовательного процесса. Участие в конкурсе кинорецензий совершенствует навыки поиска информации в медиапространстве; восприятия, интерпретации и оценки медиатекстов; создания и презентации собственных медиаматериалов, способствуя формированию критического мышления и эстетического вкуса. Анализ конкурсных работ позволяет выявить уровень художественного развития будущих педагогов в области медиакультуры.

EN

Film Review Competition

as Form of Organizing Pedagogical Students' Media Education

Marinchenko I. A., Vasil'eva E. V.

Abstract. The paper examines a film review competition as a form of organizing pedagogical students' media education on the basis of the aesthetically oriented approach. The authors analyse experience of School of Education of the Far Eastern Federal University (Branch in Ussuriysk) in organizing short film review competitions. Course and diploma works of film school students from Russia and the CIS countries served as material for review. Scientific originality of the study involves the aesthetically oriented approach to organizing a film review competition as an event that promotes students' analytical, aesthetic, communicative and practical activities in the media environment. The findings indicate that a film review competition is a relevant form of young people's media education. Competition activities help to develop students' aesthetic taste, information search skills, skills of the media text perception and interpretation, skills to create the media content, presentation skills and critical thinking skills. Competition papers analysis allows identifying the level of future teachers' artistic development.

Введение

Актуальность проблемы поиска эффективных форм организации медиаобразовательного процесса в педагогическом вузе обусловлена тем, что в настоящее время образование неразрывно связано с медиапотреблением -«использованием коммуникационных средств (медиа) для получения и освоения символического содержания и осуществления социальных связей и взаимодействий» [11, с 61]. Специалисты отмечают, что под влиянием медиа в общественном сознании формируется устойчивая и непосредственная связь между изображением, отображением и образованием, которое «понимается как самостоятельное построение образа окружающего мира на основе экранных информационных представлений» [10, с. 17]. Результаты изучения российской медиасре-ды показывают, что «именно молодежь выступает социальной группой, на которую ориентируются как создатели новых коммуникационных средств, так и творцы контента для этих средств, что приводит к повышению роли современных средств коммуникации как социализирующего института» [11, с 65]. Региональные исследования

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210057

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

взаимодействия школьников с информационно-коммуникативными ресурсами, с одной стороны, «фиксируют переход данной аудитории в Интернет при одновременном частичном сохранении традиционных образцов информационного потребления», а с другой стороны, отмечают низкий уровень знаний о конкретных содержательных и субъектных характеристиках информационного пространства, неразвитость навыков эстетического восприятия, анализа и оценки медиатекстов, несформированность критического мышления [1]. Медиатизация общества вносит принципиальные изменения в образовательный процесс, побуждая к внедрению методик, основанных на применении аудиовизуальных способов восприятия. Как следствие, возрастает роль медиаобразо-вания и существенно расширяются его задачи в педагогических вузах: «...на плечи студентов, выбравших для себя стезю педагога, ложится двойная нагрузка в плане профессиональной подготовки, поскольку они должны овладеть всеми навыками исследования медиатекстов (анализа интернет-материалов, СМИ, видео- и аудиопродукции), а также приобрести навыки по формированию медиаграмотности у своих будущих учеников» [9, с. 69]. Изучение и использование различных форм, методов и приемов организации медиаобразования в педагогическом вузе является одним из важных направлений медиапедагогики, о чем свидетельствуют работы Д. О. Бере-зуцкой [4], Е. В. Мурюкиной [13], А. В. Федорова [20; 21], И. В. Челышевой [22], в которых описаны различные виды литературно-аналитических, литературно-имитационных, театрализованно-ролевых и изобразительно-имитационных творческих заданий, формирующих медиакультуру будущих учителей. Однако возможности современных медиа в комплексном решении проблем эстетического воспитания и художественного развития студентов еще недостаточно исследованы. По нашему мнению, одной из форм организации медиаобразова-тельного процесса в педагогическом вузе, объединяющей аналитическую, эстетическую, коммуникативную и практическую деятельность студентов в медиасреде, может стать конкурс кинорецензий.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать общую концепцию российского медиаобразования и особенности ее реализации в авторских методиках;

- рассмотреть конкурс кинорецензий как форму организации медиаобразовательного процесса на основе эстетически ориентированного подхода к образованию;

- проанализировать практический опыт проведения конкурса кинорецензий в педагогическом вузе;

- выявить влияние рецензирования на уровень художественного развития будущих педагогов в области медиакультуры.

В статье применяются сравнительные, эмпирические, интерпретационные методы исследования.

Теоретической основой статьи послужили результаты исследований влияния медиасреды на различные сферы жизни М. Е. Аникиной, М. Ю. Галкиной и А. Ю. Образцовой [1], В. П. Коломийца [11], А. П. Короченского [12], С. Л. Троянской [18]; труды, посвященные теории медиакультуры, М. М. Бахтина [3], В. С. Библера [5]; работы, раскрывающие различные аспекты теории и истории медиаобразования, Е. В. Мурюкиной [13], А. В. Федорова [21], И. В. Челышевой [22]; авторские медиаобразовательные методики О. А. Баранова [2], С. М. Одинцовой [14], С. Н. Пензина [4], Ю. М. Рабиновича [16], Ю. Н. Усова [19], А. В. Федорова [20].

Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования для организации медиаобразовательных занятий со студентами и школьниками разных возрастных групп, а также для оценки уровня художественного развития обучающихся в области медиакультуры.

Концепция российского медиаобразования и особенности ее реализации в авторских методиках

Российская педагогическая наука рассматривает медиаобразование как: 1) «направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.)» [17, с. 555]; 2) «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [21, с. 19].

Одним из основных направлений отечественной медиапедагогики является «медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах и вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным в традиционные дисциплины или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.)» [Там же, с. 21]. На протяжении ХХ века в России активно развивалось общее медиаобразование, связанное с эстетически ориентированным изучением киноискусства, которое представлено в трудах О. А. Баранова [2], Е. В. Мурюкиной [13], С. М. Одинцовой [14], С. Н. Пензина [4], Ю. М. Рабиновича [16], Ю. Н. Усова [19], А. В. Федорова [20; 21], И. В. Челышевой [22; 23].

Современная эстетическая (художественная) концепция медиаобразования основана на принципах культурологической теории медиа и теории «диалога культур» М. М. Бахтина [3] и В. С. Библера [5], в рамках которых медиатекст рассматривается как система значений и кодов, предполагающая неограниченную вариативность трактовок в зависимости от фоновых знаний, социального опыта и личностных качеств медиапо-требителя. Сторонники данной концепции видят главную цель медиаобразования в том, «чтобы помочь учащимся понять основные законы и язык художественного спектра медиаинформации, развить эстетическое (художественное) восприятие и вкус» [21, с. 15]. Важная роль в анализе произведений медиакультуры отводится выявлению авторской концепции и выражению личного отношения к ней [2; 4; 16; 19]. На базе

эстетической концепции разработаны многочисленные программы клубных, факультативных занятий и спецкурсов. Сравнительный анализ методических моделей, проведенный А. В. Федоровым, показывает, что в практике медиаобразования школьников и студентов педагогических вузов существуют программы, рассматривающие киноискусство в связи с литературой, живописью, музыкой и др. видами искусства (С. М. Одинцова, Н. С. Горницкая, Р. М. Халлиева); программы, которые акцентируют внимание на изучении художественной образности и киноязыка, воспитательных и эстетических функций киноискусства, возрастных особенностей аудиовизуального восприятия (Е. В. Горбулина, О. Ф. Нечай, Н. С. Пензин, Г. А. Поличко); программы, ориентированные на сетевые или поисковые модели обучения, включающие элементы практической работы в медиасреде (А. В. Шариков, Ю. Н. Усов, И. В. Челышева) [20; 21]. Медиапедагоги «используют различные способы учебной деятельности: дескриптивный (пересказ медиатекста, перечисление действующих лиц и событий); личностный (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиа-текст); аналитический (анализ структуры медиатекста, языковых особенностей, точек зрения); классификационный (определение места произведения в историческом контексте); объяснительный (формирование суждений о медиатексте в целом или о его части); оценочный (заключение о достоинствах медиатекста на основе личностных, нравственных или формальных критериев)» [21, с. 17].

Таким образом, в российской медиапедагогике на основе эстетической концепции сложилась научно-обоснованная система развития восприятия, анализа и интерпретации различных медиатекстов, для которой характерны: эстетически ориентированный подход, внимание к художественной структуре произведения, осмысление авторской позиции и формирование своего отношения к ней, тесная связь с нравственным воспитанием. Методика медиаобразовательных занятий предполагает использование проблемных, эвристических, игровых, практических видов деятельности с медиаматериалом.

Конкурс кинорецензий как форма организации работы с медиатекстом

Профессиональная подготовка будущих педагогов строится на основе комплексного применения таких подходов к образованию, как системный, деятельностный, личностный, креативный, культурологический и др. [7, с. 117]. Одной из личностно-ориентированных форм организации работы, способствующей интеграции медиа и образовательного пространства в педагогическом вузе и привлечению студентов к ме-диапродуктивной деятельности, является конкурс кинорецензий. По мнению медиакритика А. П. Корочен-ского, жанр кинорецензии обладает значительным медиаобразовательным потенциалом, поскольку «представляет собой общение с аудиторией, в ходе которого на основе анализа, интерпретации и оценки всего комплекса медийного содержания и жанрово-стилевых форм его воплощения оказывается влияние на восприятие этого содержания публикой, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании получателей информации» [12, с. 32].

Создание кинорецензии включает следующие этапы: 1) восприятие произведения; 2) размышление над прочитанным, увиденным или услышанным; 3) «разъятие гармонии» (по В. Г. Белинскому) - осуществление анализа, то есть автор рецензии должен определить тему, идею, особенности композиции и системы образов, языка и стиля, выражающие замысел художника; 4) само написание текста рецензии [6, с. 69]. Содержание каждого этапа создает условия для эвристической деятельности. Практический опыт показывает, что организация конкурса кинорецензий строится на принципах проектного подхода: прогностичность, поша-говость, нормирование, продуктивность, обратная связь, культурная аналогия, саморазвитие [10; 15]. Медиа-продуктивный метод работы (медиапроектирование) создает условия для самостоятельной деятельности студентов, обеспечивает равноправный, партнерский характер взаимотношений с преподавателем.

С позиции компетентностного подхода конкурс кинорецензий рассматривается как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов - комплекса мотивов, знаний, умений, способностей, позволяющих им ориентироваться в медиасреде и осуществлять профессиональную медиаобразовательную деятельность в школе. Процесс создания и презентации кинорецензий актуализирует у студентов поисковые, коммуникативные, исследовательские, творческие и др. компетенции, позволяя «получить наряду с предметным еще и педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений» [10, с. 4].

Итак, конкурс кинорецензий выступает как форма проектного медиаобразования студентов педагогического вуза на основе эстетически ориентированного подхода, которая совмещает личностный, деятель-ностный, креативный, компетентностный аспекты с учетом требований к информатизации современного образовательного процесса.

Организация конкурса кинорецензий в педагогическом вузе

Ориентируясь на описанные выше характеристики конкурса кинорецензий как формы организации ме-диаобразования, преподаватели кафедры русского языка, литературы и методики преподавания филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики) совместно с сотрудниками библиотеки филиала разработали и провели конкурс кинорецензий на короткометражные студенческие фильмы «МНЕНИЕ». Предметом рецензирования были выбраны короткометражные фильмы, созданные студентами кинематографических вузов -

режиссерами, начинающими свою творческую карьеру. Такой выбор обусловлен тем, что авторы короткометражных фильмов охотно экспериментируют с выразительными средствами и приемами киноязыка, чтобы за несколько минут раскрыть сюжет, передать основную идею, показать глубину и серьезность представленной в художественной форме проблемы. Отзывы, широко представленные на различных сайтах Интернета, свидетельствуют о том, что тематика и язык курсовых и дипломных киноработ находят эмоциональный отклик у молодежной аудитории, и для многих студентов короткометражное кино представляет личностно значимый материал для рецензирования.

Конкурс «МНЕНИЕ» проходил в течение месяца с 9 марта по 9 апреля 2021 года. Для рецензирования членами жюри был отобран короткометражный художественный фильм «...за имя Мое», подготовленный в качестве курсовой работы Марией Можар по сценарию Марии Козловой. Фильм снят в 2005 году на учебной киностудии Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова. В основе сюжета - «реальная история девочки (Любови Костиной), рождённой в немецком концлагере города Свине-мюнде. Название фильма - слова Иисуса Христа из Напутствования на проповедь своим апостолам о непринятии их людьми и гонениях» [8]. На конкурс принимались работы студентов образовательных учреждений СПО и ВО (бакалавриат, специалитет, магистратура).

Целью конкурса кинорецензий являлось развитие способности студентов к эстетическому восприятию, пониманию и оценке медиатекстов на основе анализа фильма как художественного целого. Участие в конкурсе кинорецензий рассматривалось нами как форма коммуникативной деятельности, предоставляющая ее автору возможность выразить личное мнение о произведении киноискусства, поделиться мыслями и впечатлениями со сверстниками, вести диалог с автором фильма. Приобретенный опыт, на наш взгляд, может служить инструментом самовыражения и позиционирования языковой личности в социальной среде, средством формирования коммуникативных жанрово-стилистических компетенций, развивает логику и творческое мышление.

Написание рецензии, представляющее собой первый этап проекта, осуществлялось индивидуально. Преподаватель рекомендовал дополнительные источники информации по теме исследования, поисковые системы в Интернете и т.д., не влияя на формулировку проблемы, поиск и непосредственное принятие решения. С подробными требованиями к структуре, содержанию и оформлению конкурсной работы можно было ознакомиться на постоянно действующей странице конкурса, созданной его организаторами на сайте Школы педагогики до начала отборочного этапа.

Работа оценивалась согласно таким критериям, как оригинальность, информативность, иллюстративность, последовательность, логичность, связность, стилистическое единство изложения; наличие структурно-композиционных блоков; аргументированное мнение рецензента о фильме; умение анализировать замысел режиссера, особенности повествовательной структуры фильма (сценарий, сюжет, стиль), монтажа, роль актерской игры, костюмов, декораций, музыки и спецэффектов в создании образности; умение выявлять семиотические и интертекстуальные связи рецензируемого фильма; соответствие текста кинорецензии техническим требованиям к оформлению работы.

Жюри определяло победителей конкурса, набравших максимальное количество баллов в соответствии с критериями оценки в основном конкурсе (1, 2, 3 место) и в дополнительных номинациях: «Глубина проработки темы и неравнодушие», «Оригинальная форма рецензии», «Оригинальное мнение».

Конкурс кинорецензий проходил в дистанционном формате, в нем приняли участие студенты филиала ДВФУ в г. Уссурийске (ШП) и других учебных заведений Приморского края. Наиболее яркие и интересные фрагменты из кинорецензий, отобранные членами жюри конкурса, прозвучали на церемонии вручения дипломов и наград, на которой студенты выступали одновременно в роли авторов и зрителей, имея возможность получить «общественное признание», принять непосредственное участие в обсуждении других конкурсных работ и дать им оценку, поделиться впечатлениями об участии в проекте, организации конкурса и т.д.

В качестве веб-платформы использовался сайт Школы педагогики: в разделе «Новости» размещалась информация об итогах конкурса; на странице конкурса «МНЕНИЕ»: https://www.dvfu.ru/schools/school_ of_education/contests/2021/mnenie/ представлены в открытом доступе кинорецензии победителей и лауреатов в дополнительных номинациях, можно познакомиться с информацией об участниках, посмотреть их дипломы и сертификаты. Специальный раздел на интерактивной странице конкурса «МНЕНИЕ» посвящен лучшим цитатам из конкурсных работ.

Влияние конкурса кинорецензий как формы организации медиаобразования на уровень художественного развития будущих педагогов в области медиакультуры

Поскольку конкурс кинорецензий проводился впервые, основной целью мероприятия было выявить отношение будущих педагогов к данной форме организации медиаобразования и их готовность участвовать в медиапродуктивной деятельности на основе киноискусства; определить факторы, влияющие на интерес к конкурсу и активность студентов; оценить возможности конкурса кинорецензий в диагностике эстетического развития обучающихся. Задача повышения общего уровня медиакультуры участников конкурса за столь короткий срок не ставилась, хотя предполагалось, что конкурс кинорецензий окажет положительное влияние на формирование критического мышления и художественного вкуса. Анализ конкурсных работ был направлен на то, чтобы выяснить, как в них реализуются навыки поиска информации в медиапространстве,

эстетического восприятия, интерпретации и оценки фильма; создания и презентации собственных медиа-продуктов; творческие и коммуникативно-речевые навыки. Применялись методы включенного наблюдения, беседы, количественного и интерпретационного анализа.

Согласно Положению о конкурсе кинорецензий «МНЕНИЕ», принять участие в нем мог студент любого образовательного учреждения СПО и ВО (бакалавриат, специалитет, магистратура), но, в первую очередь, организаторы мероприятия ориентировались на будущих учителей-филологов филиала ДВФУ в г. Уссурийске (123 чел.). Использовались разные способы информирования о конкурсе: печатные афиши, баннер на сайте вуза, объявления о конкурсе на страницах Школы педагогики в социальных сетях (ВКонтакте и др.), репосты в Инстаграме (сервисы Reposta, Stories), групповые и индивидуальные беседы со студентами. Количество обучающихся по образовательной программе «Русский язык и литература» среди активных участников конкурса составило 12 чел. (10% от общего количества обучающихся по данной программе): 5 курс -11 чел. (46% от состава курса - 24 чел.), 3 курс - 1 чел. (5% от состава курса - 19 чел.). Остальных студентов можно условно отнести к пассивным участникам, которые имели возможность следить за ходом соревнования и прочитать кинорецензии победителей на веб-странице конкурса. В ходе бесед было выявлено, что большинство пассивных студентов не испытывали трудностей в поиске и просмотре фильма «...за имя Мое» в сети Интернет; во время конкурса они познакомились с киноработой, которая произвела на многих из них сильное эмоциональное впечатление. Свой отказ участвовать в конкурсе они объясняли отсутствием свободного времени вследствие большой учебной нагрузки.

Студенты-филологи пятого курса продемонстрировали наибольшую активность в ходе конкурса кинорецензий, что может свидетельствовать об изначально высоком уровне медиакультуры у данной аудитории. Пятикурсники были зрителями на церемонии награждения, где имели возможность поделиться впечатлениями о конкурсе и оценить предложенную форму медиаобразования (все отзывы были положительными). Значимым стимулом к участию, по мнению студентов, участвовавших в обсуждении, является не только общественное признание, но и получение диплома победителя (сертификата участника) конкурса кинорецензий, что улучшает портфолио студента. Следует отметить, что победители и лауреаты конкурса кинорецензий чаще всего принимают участие и в других мероприятиях вуза. Кроме того, к факторам, повышающим активность студентов, можно отнести следующие: широкое включение компонентов медиаобразовательного характера в содержание занятий по дисциплинам учебного плана (при изучении семиотики и др.); хороший морально-психологический климат в группе, способствующий открытому выражению своего мнения и здоровой соревновательности; индивидуальный и групповой опыт проектной деятельности; комплексное применение методов информирования; постоянный контакт и творческое взаимодействие с преподавателем на этапах создания кинорецензии и подготовки к презентации конкурсной работы.

Интерес студентов вуза к данной форме организации медиаобразования отражает количество посещений веб-страницы конкурса (266 на момент окончания конкурса). Статистика просмотров заметок о конкурсе на сайте Школы педагогики (ШП) и в соцсетях (ВКонтакте), представленная в Таблице 1, свидетельствует о росте интереса к мероприятию в ходе конкурса.

Таблица 1. Статистика просмотров заметок о конкурсе кинорецензий МНЕНИЕ на сайте Школы педагогики (ШП) и в соцсетях (ВКонтакте)

Дата публикации Название Количество просмотров (20.04.2021)

Сайт ШП ВК Всего

20.02.2021 Кафедра русского языка, литературы и методики преподавания филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школа педагогики) объявляет конкурс кинорецензий на студенческие короткометражные фильмы «МНЕНИЕ» 33 240 273

05.04.2021 Подведены итоги конкурса кинорецензий на студенческие короткометражные фильмы «МНЕНИЕ» 91 324 415

15.04.2021 Участникам конкурса кинорецензий вручены награды 139 566 705

В качестве критериев влияния конкурса кинорецензий на уровень развития студентов педагогического вуза в области медиакультуры нами были использованы следующие показатели, выделенные А. В. Федоровым: понятийный, сенсорный, мотивационный, оценочный и креативный [20; 21]. На полноценном уровне развития понятийный (ориентационный) показатель подразумевает «знание истории, теории и терминологии медиакультуры»; сенсорный (контактный, по определению Е. В. Мурюкиной [13]) - «систематическое общение с медиа, умение выбирать любимые жанры, темы и пр.»; мотивационный - «разносторонние мотивы контакта с медиа: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические, терапевтические и др.»; оценочный (объединяющий два аспекта) - «уровень художественного восприятия, близкий к "комплексной идентификации"» и «способность к анализу и синтезу пространственно-временной формы медиатекста, понимание и оценка авторской концепции в контексте структуры произведения»; креативный - ярко выраженный уровень творческого начала в различных аспектах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа [21, с. 10]. По нашему мнению, содержание этих компонентов позволяет оценить влияние различных форм медиаобразования на уровень художественного развития студентов педагогического вуза.

В процессе создания и презентации кинорецензий нашли отражение все перечисленные показатели: понятийный (в текстах студенческих кинорецензий присутствует информация об авторах фильма и истории создания, рассказывается об участии киноработы в кинофестивалях и о конкурсных наградах фильма; правильно используется специальная терминология (киноязык); прослеживаются знания о жанрово-стилистических особенностях и структурных компонентах кинорецензии); оценочный (все кинорецензии содержат элементы интерпретации авторской концепции и выражение собственного отношения к ней, оценку актуальности и социальной значимости рецензируемого произведения; авторы рецензий высказывают личное суждение о произведении на основе эмоционально-чувственного восприятия, индивидуального и общественного опыта); креативный (оригинальные заголовки кинорецензий, в которых обыгрывается название фильма «.за имя Мое», отражается трактовка авторской концепции, устанавливаются интертекстуальные связи и проводится аналогия с другими произведениями искусства и историческим контекстом: «Я есть имя мое», «Душа моя переродится во имя твое», «Урок любви», «Счастье мгновенно», «Луч света в темном царстве», «Сын за отца не отвечает»; использование различных выразительных средств языка для создания текста кинорецензии); сенсорный (использование технических средств коммуникации в процессе создания, презентации и обсуждения конкурсных работ; отражение информации о ходе конкурса и его итогах на сайте вуза и обмен мнениями в соцсетях ВК и др.); мотивационный (выражение личного мнения о произведении киноискусства, обмен мыслями и впечатлениями со сверстниками, диалог с автором фильма, самопрезентация, повышение самооценки и др.). Наиболее информативными, с нашей точки зрения, являются оценочный показатель и тесно связанные с ним понятийный и креативный показатели, воплощенные в содержании и стилистическо-жанровых характеристиках созданных студентами работ. Ниже мы приводим цитаты, иллюстрирующие проявление таких аспектов оценочного показателя уровня художественного развития в области медиакуль-туры у участников конкурса, как художественное восприятие, анализ и синтез пространственно-временной формы медиатекста, понимание и оценка авторской концепции (имена авторов и названия конкурсных работ указаны в скобках после цитаты, орфография и пунктуация источников сохраняются):

- личное суждение о произведении на основе эмоционально-чувственного восприятия фильма: На мой взгляд, «...за имя Мое» - это история девочки, которая вызовет сильные эмоциональные переживания и слезы даже у равнодушных к чужим судьбам людей. У меня лично она вызвала сильное чувство тревоги, боязни потери родителей, брата и близких мне людей, затронула отдельные уголки моего сердца. Посмотрев фильм, я задумалась, насколько мне дороги мои родные (Софья П. «И счастья миг так близок был...»).

Самое главное после просмотра фильма - это то, какие эмоции он за собой оставляет. После этой картины остается грустное, но очень-очень светлое чувство. И какой-то необъяснимый мир на душе (Юлия К. «Я не фашистка! Я Анна!»);

- элементы анализа работы режиссера и оператора, игры актеров, роли музыки: Поражает глубина режиссерской работы, как тонко, и в то же время ярко автор показывает, как человек меняется, когда у него появляется имя. Происходит настоящее перерождение личности (Елена К. «Я есть имя мое»).

Стоит сказать про актерскую игру. Маша Корнеева словно «пропускает» через себя все тяготы жизни, которые её героиня проживает в фильме. Вместе с главной героиней не только плачешь, но и пытаешься прочувствовать все, что испытывала на тот момент Анна (Татьяна Ж. «Урок любви»).

Музыка является неотъемлемой частью создания настроения данного фильма. Тяготы послевоенной жизни, судьба сироты, несправедливость суда над людьми во времена Сталина, когда можно было оклеветать в два счета человека - печальную картину событий дополняет мелодия, полная грусти и тревоги (Татьяна Г. «Сын за отца не отвечает»);

- понимание художественной ценности кинопроизведения как единого целого: «.за имя Моё» -сложное, глубокое, многоуровневое кино, позволяющее испытать катарсис, временами отталкивающее, временами трогательное, временами поражающее четкостью мысли. Мария Можар и Мария Козлова создали красивую, умную, эпическую по охвату картину, в которой подняли вопросы религии, человечности, семейных отношений. Это идеально написанное полотно, на котором сошлись те линии, которые ведут прямо к сердцу, к душе, к её перерождению (Юлия Ш. «Душа моя переродится. во имя твоё»);

- выявление ключевых эпизодов кинопроизведения и интерпретация авторской концепции: Но не только лишь с маленькой Анной связано название данного короткометражного фильма, весь сюжет сосредоточен на том, чтобы зритель понял, как много простое имя значит для человека. Одно лишь оно способно как убить, так и вселить маленькую, но надежду (Екатерина Г._«Сын за отца не отвечает»).

«Меня назвали, значит я есть на этой земле, значит я буду бороться за свою жизнь!» Имя меняет отношение человека к миру, и даже отношение к нему других людей (Елена К. «Я есть имя мое»).

Данная кинокартина является зеркалом, отражающим нашу историю, то, сколько всего происходило с русским народом за многие тысячелетия: войны, реформы, бунты. Сколько всего пережито? Но при всем этом, мы всегда оставались людьми, в каждом из нас всегда была вера и надежда на светлое будущее, в этом и заключается наше единство. Фильм «...за имя Мое» заставляет задуматься о вечных ценностях: семье, любви, взаимоуважении и взаимопринятии - которые дают нам силы жить (Аделина К. «Всегда есть место добру и свету»).

Итак, полученные результаты подтверждают, что конкурс кинорецензий позволяет реализовать целый комплекс понятийных, сенсорных, мотивационных, оценочных и креативных медиаобразовательных навыков, творческие и коммуникативно-речевые навыки. Эта форма организации медиаобразовательного процесса

вызывает интерес у молодежи и оказывает положительное влияние как на активных участников, так и на студентов, наблюдающих за ходом конкурса и оценивающих медиапродукт (кинорецензию). Необходим поиск механизмов привлечения пассивных студентов к участию в конкурсе кинорецензий, а также изучение воздействия данной формы медиаобразования на уровень медиакультуры будущих педагогов.

Заключение

Таким образом, практика проведения конкурса кинорецензий на основе эстетически ориентированного подхода позволяет сделать вывод о том, что данная форма организации медиаобразования студентов педагогического вуза интегрирует не только аналитическую (поиск, осмысление и оценка медиаматериала), эстетическую (восприятие медиатекста как художественного осмысления действительности) и коммуникативную (презентация своего мнения о художественных качествах фильма), но и практическую деятельность в ме-диасреде (поиск информации в Интернете, создание аккаунтов в социальных сетях, дизайн и наполнение страницы конкурса, разработка логотипа, афиши и др.). Соревновательная деятельность и использование личного опыта повышают уровень мотивации студентов к изучению и критическому осмыслению произведений киноискусства. Формулируя отношение к проблемам, затронутым создателями фильма, автор кинорецензии определяет собственные художественные и ценностные приоритеты. Анализ кинорецензий студентов педагогического вуза помогает сформировать представление об уровне художественного развития будущих педагогов в области медиакультуры.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются, на наш взгляд, в детальном изучении возможностей применения других конкретных форм медиаобразования в развитии творческих способностей личности, формировании восприятия и критического мышления у студентов и школьников разных возрастных групп.

Источники | References

1. Аникина М. Е., Галкина М. Ю., Образцова А. Ю. Медиапотребление школьников в российских регионах: опыт эмпирического исследования в г. Владивостоке // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 1. С. 90-101.

2. Баранов О. А. Экран становится другом: из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1979. 96 с.

3. Бахтин М. М. Эстетическое наследие и современность: в 2-х ч. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. Ч. 2. 368 с.

4. Березуцкая Д. О. Медиаобразование студентов в работах педагога-новатора С. Н. Пензина: теоретический и методический аспекты // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 179-182.

5. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.

6. Винникова А. Кинорецензия как жанр журналистики // Медиасреда. 2007. № 2. С. 66-70.

7. Гусарова Е. Н. Современные подходы профессионального педагогического образования, направленные на развитие творческого потенциала // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1 (11). С. 117-119.

8. За имя моё [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ ■вдИ/За_имя_моё (дата обращения: 20.04.2021).

9. Каменев Р. В., Крашенинников В. В., Троцкая А. И. Медиаобразование и профессиональная подготовка педагогов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 65-71.

10. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2008. 288 с.

11. Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1 (309). С. 58-65.

12. Короченский А. П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов н/Д: Изд-во Междунар. ин-та журналистики и филологии, 2002. 272 с.

13. Мурюкина Е. В. Эстетические традиции медиаобразования в современных киноклубах для школьников и студентов / под ред. И. В. Челышевой. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та им. А. П. Чехова, 2014. 200 с.

14. Одинцова С. М. Анализ фильма как один из факторов совершенствования профессиональной подготовки студентов-филологов педагогических институтов: дисс. ... к. пед. н. М., 1981. 199 с.

15. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010. 368 с.

16. Рабинович Ю. М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. 120 с.

17. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. Т. 1. А - М / гл. ред. В. В. Давыдов. 607 с.

18. Троянская С. Л. Формирование медиакомпетентности школьников и студентов в условиях цифровой культуры // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социо-кинетика». 2020. Т. 26. № 1. С. 23-28.

19. Усов Ю. Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. 2006. № 1. С. 57-60.

20. Федоров А. В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. 124 с.

21. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

22. Челышева И. В. Практика медиаобразования: формы, методы и приёмы занятий в школе и вузе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. № 3. С. 165-180.

23. Челышева И. В. Развитие интегрированного медиаобразовательного подхода в системе эстетического образования и воспитания во второй половине ХХ века // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 1. 137-145.

Информация об авторах | Author information

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RU

EN

Маринченко Ирина Александровна1, к. филол. н., доц. Васильева Елена Васильевна2

1 2 Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Marinchenko Irina Aleksandrovna1, PhD Vasil'eva Elena Vasil'evna2 1 2 Far Eastern Federal University, Vladivostok

1 irmarinchenko@yandex.ru, 2 biblioussdvfu@bk.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 29.04.2021; опубликовано (published): 30.06.2021.

Ключевые слова (keywords): конкурс кинорецензий; медиаобразование; студенты; педагогический вуз; эстетически ориентированный подход; film review competition; media education; students; pedagogical higher school; aesthetically oriented approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.