Научная статья на тему 'Программа учебного курса «История кино» ( для отделения «Культурология, мировая художественная культура»)'

Программа учебного курса «История кино» ( для отделения «Культурология, мировая художественная культура») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1792
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КИНО / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминова М. А.

История кино рассматривается в контексте освоения слушателями предмета «История искусств». При подготовке учителя культурологии и мировой художественной культуры представляется важным ознакомление со всеми ведущими видами искусства, составляющими целостную художественную картину мира. В этом ключе курс «История кино» направлен на ознакомление с основными этапами становления и развития искусства кино, освоение киноязыка как особого языка искусства, созданного на основе синтеза разных видов искусств при помощи специальных технологий, что выделяет кино в системе искусств. В курсе рассматриваются процессы становления мирового кино (Россия, Западная Европа, Америка, Индия, Япония, Китай, Корея). Особое внимание уделяется закономерностям развития языка кино, этапам формирования видов и жанров. Представляется важным формирование представлений о взаимодействии разных видов искусств в XX веке, о развитии выразительных возможностях языка кино, выражающих идейно-эстетические идеи эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа учебного курса «История кино» ( для отделения «Культурология, мировая художественная культура»)»

Учебные программы

Программа учебного курса «История кино»

( для отделения «Культурология, мировая художественная

культура»)

Автор программы - М.А. Фоминова, кандидат педагогических наук, доцент

Московский институт открытого образования. Кафедра эстетического образования и культурологии.

Специальность: «Учитель культурологии и мировой художественной культуры».

Учебно-тематический план по программе «История кино». Цель: профессиональная переподготовка.

Категория слушателей: учителя образовательных учреждений города. Москвы, ведущие преподавание предметов эстетического цикла и культурологии.

Учебно-тематический план по программе «История кино»

№ Наименование разделов, дисциплин, тем Всего час. В том числе Форма контро ля

Лекц ии ВТЗ, стажировка, деловые игры и др. Практич еские, лаборат орные, семинар ские занятия

1. Введение 2 2

1.1. Кино как вид искусства. Кино на стыке достижений науки, техники и синтеза искусств 2 2

2. История развития кино как вида искусства в исторической проекции 28 16 18 зачет

2.1. Рождение кино. «Великий немой» как образ кино 10-х годов XX века. Становление языка кино на основе синтеза искусств 4 2 2

2.2. Мировое кино 20-х годов XX века. Развитие киножанров. Связь с изобразительным искусством авангарда. 4 2 2

2.3. Мировое кино 30-х годов. XX века. Изменение киноязыка с приходом 6 2 4

в кино звука и цвета. Киноискусство тоталитаризма.

2.4. Развитие кино в 40-е годы XX века. Мировая война и роль кино в жизни государства - общества -человека. 6 2 4

2.5 Ведущие направления развития послевоенного кино. Неореализм и его влияние на мировое кино. 4 2 2

2.6 Развитие языка кино в 60-70-е годы XX века. Авторское кино. 2 2

2.7. Кино последних десятилетий XX века. Влияние информационных технологий на изменение киноязыка. 2 2

2.8. Кино третьего тысячелетия. Тенденции развития. 2 2

3. Методика освоения кино в контексте Мировой художественной культуры 4 4

3.1. Анализ кинопроизведения как явления художественной культуры. Методика развития аудиовизуальной грамотности 4 4

ИТОГО: 36 18 18

Пояснительная записка

История кино рассматривается в контексте освоения слушателями предмета «История искусств». При подготовке учителя культурологии и мировой художественной культуры представляется важным ознакомление со всеми ведущими видами искусства, составляющими целостную художественную картину мира. В этом ключе курс «История кино» направлен на ознакомление с основными этапами становления и развития искусства кино, освоение киноязыка как особого языка искусства, созданного на основе синтеза разных видов искусств при помощи специальных технологий, что выделяет кино в системе искусств. В курсе рассматриваются процессы становления мирового кино (Россия, Западная Европа, Америка, Индия, Япония, Китай, Корея). Особое внимание уделяется закономерностям развития языка кино, этапам формирования видов и жанров. Представляется важным формирование представлений о взаимодействии разных видов искусств в XX веке, о развитии выразительных возможностях языка кино, выражающих идейно-эстетические идеи эпохи.

Формы организации учебного процесса. Программой курса предусмотрено чтение лекций по тематике каждого из разделов и проведение занятий в виде семинаров, семинаров-диспутов, семинаров-уроков по содержанию курса. На каждом занятии предусматривается просмотр фрагментов произведений киноискусства в соответствии с темой занятия с целью формирования навыка анализа кинопроизведений.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса. В ходе изучения разделов данного курса слушателям предложено сочетать лекционный материал с самостоятельной работой над учебной и специальной литературой, а также просмотром кинопроизведений.

Требования к знаниям и умениям в соответствии с квалификационными требованиями. В результате изучения курса слушатель должен усвоить основные знания об этапах становления и развития искусства кино, об особенностях киноязыка и взаимодействии кино с явлениями художественной культуры XX века. Слушатели должны приобрести навык анализа киноповествования и «прочтения» кадра фильма как единицы художественного текста.

Цели и задачи курса

Цель: сформировать устойчивые представления об истории становления искусства кино и его значении в контексте художественной культуры XX века в условиях профессиональной переподготовки.

Задачи:

-рассмотреть этапы становления киноискусства;

-сформировать устойчивые представления о своеобразии языка искусства кино;

-дать обзор ключевых произведений киноискусства, выражающих художественное своеобразие мирового кинематографа.

Категория слушателей: учителя образовательных учреждений города Москвы, ведущие преподавание предметов эстетического цикла и культурологии.

Краткое содержание курса

Содержание курса по истории кино включает в себя формирование представлений об искусстве кино как синтетическом виде искусства, развивающемся в контексте художественной культуры XX века. Программа, наряду с другими программами, посвященными истории разных видов искусства, призвана продемонстрировать закономерности развития кино как вида искусства, составляющего элемент единой художественной картины мира. В программу входит обзор наиболее значимых явлений в истории мирового кино, ознакомление с историко-культурологическим контекстом становления этого вида искусства, рассмотрение взаимовлияний кино и других видов искусства на протяжении всей истории развития кино (театр, литература, пластические искусства, музыка). В программе дается представление об этапах становления кино на рубеже XIX-XX века, о формировании киноязыка и развитии национальных мировых кинематографий. Кино рассматривается как один из видов экранной культуры, основывающихся на достижениях науки и техники, как явление художественной и массовой культуры. Дается представление об авторском и массовом кино в кинематографе стран России, Европы и Америки. Каждая лекция сопровождается просмотром и анализом эпизодов из кинофильмов, составивших вехи развития языка кино и отмеченных ярко выраженным жанровым своеобразием.

Тема № 1. Введение.

Кино как вид искусства. Кино на стыке достижений науки, техники и синтеза искусств. Рождение кино в 1895 году как закономерный итог развития техники (от фотографии с 1839 года). И одновременно как синтез разных искусств (живописи, архитектуры, литературы, музыки, театра). Исторические предпосылки - наскальные рисунки, рисунки в Древнем Египте (в гробницах фараонов), рисунки на колонне Траяна и т.п. -стремление человечества запечатлеть «движение жизни».

Тема № 2. «Великий немой» как образ кино 10-х годов XX века. Становление языка кино на основе синтеза искусств.

Кинематограф бр. Люмьер. Опыты Ж.Мельеса. Рождение кино в России. Развитие кино в этих двух направлениях: как искусства и как технического достижения. Споры о том, чего в кино больше - искусства или производства. Формирование специфического языка кино. Творчество Д.У Гриффита. Невербальный язык, полный знаков и символов, нацеленный на диалог, на восприятие зрителя. Немое кино как язык общемирового общения. Обозначение тенденция к синтезу живописи, архитектуры, музыки, литературы, театра - возникновение художественного образа нового типа.

Пример. Фрагмент из фильма Ч.Чаплина «Малыш». Развитие литературной традиции («маленький человек»). Многослойность повествования. Становление школы киноактера. Роль режиссера в создании фильма. Формирование кинопрофессий и кинематографических школ.

Тема № 3. Мировое кино 20-х годов XX века. Развитие киножанров. Связь с изобразительным искусством авангарда.

Многообразие жанров в мировом кино (драма, мелодрама, комедия, вестерн и т.д.). Развитие выразительных возможностей киноязыка. Творчество Д.Вертова («Человек с киноаппаратом»). Кино немецкого экспрессионизма (К.Вине, Ф.Ланг). Кино сюрреализма (С.Дали, Л.Бунюэль -«Андалузский пес»).

Тема № 4. Мировое кино 30-х годов XX века. Изменение киноязыка с приходом в кино звука и цвета. Киноискусство тоталитаризма.

Развитие кино как массового искусства. Развитие киножанров на основе использования музыки. Голливуд и его роль в становлении жанра мюзикла. Г.Александров. «Веселые ребята». Работа композитора в кино. С.Эйзенштейн и С.Прокофьев («Александр Невский»). Музыка закадровая и внутрикадровая. Особенности кино тоталитаризма. Л.Риффеншталь. «Олимпиада», «Триумф воли». А.Роом «Строгий юноша».

Тема № 4. Развитие кино в 40-е годы XX века. Мировая война и роль кино в жизни государства - общества - человека.

Влияние исторических событий на развитие кино. Усиление агитационной роли кино в СССР (боевые киносборники). Роль и влияние кинохроники на кино 40-х годов. Новые открытия в мировом кино. О.Уэллс «Гражданин Кейн». М.Кертис «Касабланка».

Тема № 5. Ведущие направления развития послевоенного кино. Неореализм и его влияние на мировое кино.

Итальянский неореализм. Творчество П.Джерми, Р.Росселини, Ф.Феллини, Л.Висконти и др. Антифашистская тема в кино. Ален Рене («Герника», «Ночь и туман»).

Послевоенное кино в СССР. М.Калатозов («Летят журавли»), Г.Чухрай («Баллада о солдате»), А.Тарковский («Иваново детство»).

Кино Японии. Творчество А.Курасавы («Расемон»). Кино Индии. Р.Капур («Бродяга»).

Тема № 6. Развитие языка кино в 60-70-е годы XX века. Авторское

кино.

Интерес к человеку в киноискусстве этого времени. Творчество А.Тарковского, Г.Козинцева, М.Ромма и др. Общая характеристика кино Италии (Б.Бертолуччи, Л.Висконти, Ф.Феллини). Общая характеристика кино Франции (Новая волна). Общая характеристика кино США (С.Крамер, С.Поллак, С.Кубрик и др.).

Тема № 7. Кино последних десятилетий XX века. Влияние информационных технологий на изменение киноязыка.

Обзор наиболее заметных явлений в развитии искусства кино. Связь с освоением новых технических возможностей. Эксперименты З.Рыбчинского. Кино постмодернизма (П.Гринуэй «Книги Просперо», С.Дебижев «Два капитана-два» и др). Развитие анимационного кино (Ю.Норштейн, А.Хржановский и др.).

Кино Китая и Южной Кореи. Национальная самобытность и влияние американских традиций. В.Кар-вай, К. Ки-дук.

Тема № 8. Кино третьего тысячелетия. Тенденции развития.

Активизация использования информационных технологий в кино. Трехмерная анимация. Кино и компьютерная игра. Виртуальные миры. Использование мифологических и средневековых сюжетов в современном кино («Властелин колец», «Троя», «Одиссея», «Удивительные приключения Геракла», «Гарри Поттер» и др.).

Тема № 9. Анализ кинопроизведения как явления художественной культуры. Методика развития аудиовизуальной грамотности на материале кино.

Практические упражнения, позволяющие развивать восприятие экранного повествования. Упражнения на «прочтение» экранного текста.

Пример № 1. Просмотр начальных титров фильма «Звезда пленительного счастья» (задание: ответить на вопрос: «Какую художественную информацию мы можем почерпнуть из этого эпизода фильма? Каким путем эта информация передается?»).

Пример № 2. Просмотр двух версий экранизаций литературного произведения (один и тот же эпизод из экранизаций «Гамлета» Г.Козинцева и Ф.Дзеффирелли; «Ромео и Джульетты» Ф.Дзеффирелли и Б.Лурмана; «Бесприданницы» Я Протазанова и «Жестокого романса» Э.Рязанова и т.п.). Задание: сопоставить версии экранизаций одного и того же произведения, сделанных в разное время и ответить на вопросы: «Какую художественную задачу ставил перед собой режиссер и какими средствами ее решал?»).

Пример № 3. Просмотр эпизода фильма с использованием музыки (например, эпизод «Ледовое побоище» из фильма «Александр Невский»). Эпизод просматривается сначала без звука, затем с включенным звуком. Задание: что изменяется в эпизоде с присутствием музыки?

Методика реализации содержания курса

Курс строится как лекционно-семинарский. Лекционные занятия направлены на формирование представлений о становлении кино как вида искусства и особенностях его образного языка. Рассматриваются этапы развития кино в соответствии с техническими возможностями кинопроизводства, жанры кино, выразительные возможности этого вида искусства, строящегося на синтезе искусств. Практические занятия предусматривают анализ кинопроизведений на предмет их принадлежности к определенной художественной школе и национальным традициям.

На семинарах предусмотрено обсуждение эпизодов наиболее характерных кинопроизведений, выражающих идеи времени, своеобразие мироощущение авторов в контексте художественно-исторических событий XX века.

Занятия, посвященные методике интеграции искусства кино в культурологический контекст, строятся на основе моделирования занятий, посвященных освоению конкретных кинопроизведений. Определяются принципы отбора содержательного материала, круг изучаемых произведений, критерии соотнесения кинопроизведений с художественными произведениями XX века.

В качестве зачета предлагается практическая работа по анализу произведения в культурологическом контексте с целью определения художественного образа и стиля его воплощения в определенном жанре. Слушателям предлагаются по два эпизода (отнесенных к разным киножанрам, созданных в разные исторические периоды XX века представителями разных национальных культур). Предлагается работа в парах, направленная на анализ эпизодов с целью выявления наиболее характерных выразительных языковых средств, наполняющих образную составляющую киноповествования в соответствии с авторскими идеями и временем создания произведения.

Список рекомендуемой литературы Алексеева В.В. Что такое искусство. М.: Просвещение, 1991. Андроникова М.И. Сколько лет кино? М.: Искусство, 1968.

Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с. Баженова Л.М. Наш друг экран. Вып. 1, 2. М.: Пассим, 1995. 77 с. + 74 с. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. унта, 2002. 87 с.

Баранов О. А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. 96 с.

Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся

молодежью. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. 188 с.

Бондаренко Е.А. В мире кино. М., 2003.

Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для 5-6 кл. М.: SvR-Аргус, 1994. 96 с.

Бондаренко Е.А. Основы экранной культуры. Программа для 5-6 классов//Основы экранной культуры/Под ред. Ю.Н.Усова. М.: Просвещение, 1994. Бондаренко Е.А. Творческая реабилитация средствами медиакультуры. Омск, 2001. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск: Изд-во Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2000. 91 с.

Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для 7 класса. М.: SvR-Аргус, 1994. 64 с.

Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Изд-во политической литературы, 1981. Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с Х музой: Беседы о киноискусстве. В 2-х т. М.: Просвещение, 1981. Т.1. 223 с. Т.2. 175 с. Война на экране. М.: Материк, 2006. 224 с.

Головской В. Между «оттепелью» и «гласностью»: кинематограф 70-х. М.: Материк, 2004. 390 с.

Жабский М.И, Тарасов К.А., Фохт-Бабушкин Ю.У. Кино в современном обществе: Функции - воздействие - востребованность. М.: Министерство культуры РФ, НИИ киноискусства, 2000. 376 с.

Звезды Голливуда /Ред. Е.Н.Карцева. М.: Искусство, 1995. 400 с. Зоркая Н.М. История советского кино. СПб.: Алетейя, 2005.

Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство. М.: Искусство, 1981. 167 с.

История зарубежного кино. 1945-2000. Учебник для вузов/Сост. и отв. ред. В.А.Утилов. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

История отечественного кино. Учебник для вузов/Отв. ред. Л.М.Будяк. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 528 с.

История советского кино/Ред. Х.Абул-Касымова, С.Гинзбург и др. В 4 т. М.: Искусство, 1969-1978.

Капралов Г.А. Человек и миф: Эволюция героя в западном кино (1965-1980). М.: Искусство, 1984. 397 с.

Караганов А.В. Первое столетие кино. М.: Материк, 2006. 386 с.

Кино. Энциклопедический словарь. Сов. энциклопедия. 1986.

Кино: Политика и люди (30-е годы)/Отв. ред. Л.Х.Маматова. М.: Материк, 1995.

231 с.

Кино: Энциклопедический словарь/Гл.ред. С.И.Юткевич. М.: Сов. энциклопедия, 1986. 640 с.

Киномания-97. Энциклопедия российского киноискусства. М.: Коминфо, 1997 (CD-ROM).

Краснова Г.В. Европейцы в Голливуде. М.: Материк, 2006. 308 с.

Кудрявцев С.В. + 500. М.: Прогресс, 1994. 396 с.

Кудрявцев С.В. 500 фильмов. М.: СП ИКПА, 1991. 381 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кудрявцев С.В. Все - кино. М.: Каскад, 1995. 376 с.

Кудрявцев С.В. Последние 500. М.: Каскад, 1995. 404 с.

Левшина И.С. Любите ли вы кино? М.: Искусство, 1978. 254 с.

Левшина И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989. 176 с.

Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. Тамбов: Изд-во

Тамбов. гос. ун-та, 1999. 147 с.

Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989. 288 с.

Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства. Учебное пособие для

некинематографических вузов. Минск: Выш. школа,1985. 368 с.

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000/Гл.ред. Л.Аркус. СПб: Сеанс,

2001.

Новые аудиовизуальные технологии/Отв. ред. К.Э.Разлогов. М.: Едиториал УРСС, 2005. 488 с.

Нусинова Н. «Когда мы в Россию вернемся...»: Русское кинематографическое зарубежье

(1918-1939)». М.: НИИ киноискусства, Эйзенштейн-центр, 2003. Паркинсон Д. Кино. М.: РОСМЭН. 1996.

Пензин С.Н. Американское кинопутешествие. Воронеж: Изд-во Киновидеоцентр им В.М.Шукшина, 2001. 84 с.

Пензин С.Н. Анализ фильма. Учебно-методическое пособие для студентов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. 31 с.

Пензин С.Н. Кино в системе искусств: проблема автора и героя. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1984. 188 с.

Пензин С.Н. Основы киноискусства. Методические указания для студентов естественных и гуманитарных факультетов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001.

Пензин С.Н. Уроки кино. М.: Изд-во ВБПК, 1986. 66 с. Первый век кино. Энциклопедия. М., 1996.

Первый век нашего кино/Ред. К.Э.Разлогов. М.: Локид, 2006. 910 с. Поличко Г. А. Киноязык, объясненный студенту. М.: Русское слово, 2006. 201 с. Режиссерская энциклопедия. Кино Европы /Отв. Ред. Г.Н.Компаниченко. Сост. М.М.Черненко. М.: Материк, 2002. 204 с.

Режиссерская энциклопедия. Кино США /Отв. Ред. Е.Н.Карцева. М.: Материк, 2000. 276 с.

Российский иллюзион. М.: Материк, 2003. 732 с.

Российское кино: Парадоксы обновления/Ред. А.Г.Дубровин, М.Е.Зак. М.: Материк, 1995. 141 с.

Рыбак Л.А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем. М.: Изд-во БПСК, 1980. 57 с.

Садуль. Ж. История кино. М.: Иностранная литература. 1987

Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М.: 8УЯ-Аргус, 1995. 224 с.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и

художественного развития школьников. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989.

Усов Ю.Н. О принципе формирования аудиовизуальной грамотности//Место и

функции массовой коммуникации в процессе педагогического воздействия. М.:

Педаг. общество РСФСР, 1975.

Усов Ю.Н. О формировании аудиовизуальной грамотности, навыков вербального типа мышления//Проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников. Тбилиси, 1980.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: МП Новая школа, 1993. 90 с. Усов Ю.Н. Формирование эстетической оценки кинофильмов у старшеклассников//Основы киноискусства школьникам. М.: Педагогика, 1974. Утилов В. А. Сумерки цивилизации: XX век в образах западного киноэкрана. М.: Глобус, 2001.

Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. Ростов: Ростов. книж. изд-во, 1990. 80 с.

Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. М.: Киноцентр, 1989. 66 с. Фомин В.И. Правда сказки. Кино и традиции фольклора, М.: Материк, 2001. Фрейлих С.Н. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. М.: Искусство, 1992. Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура: Словарь. Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос. инта культурологии, Омск. гос. ун-т, 2000. 149 с.

Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. 96 с.

Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. М.: Смысл, 2002. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. М., 2002 (CD-ROM). Энциклопедия кино США. Актеры. М.: Материк, 2003. 388 с. Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. М.: Академия, 1997. 288 с.

Список литературы по тематике медиаобразования, опубликованный в России в 2007 году

Монографии, учебные пособия, научные сборники Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. М.: Наука, 2007. 203 с. Возчиков В.А. Медиасфера философии образования. Бийск: Изд-во Бийск. педаг. гос. ун-та, 2007. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Ростов: Изд-во Южного федерального ун-та, 2007. 320 с.

Журналистика и медиаобразование - 2007. В 2-х т./Ред. А.П.Короченский, М.Ю.Казак. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. 300 с. + 140 с.

Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2007. 256 с. Кириллова Н.Б. История отечественного и зарубежного киноискусства. Метод. рекомендации к программе учебного курса. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2007. 58 с.

Кириллова Н.Б. Основы медиакультуры. Программа спецкурса для вузов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2007. 27 с.

Максимова, Г.П. Медиавоспитание в высшей профессиональной школе. Ростов: Изд-во Ростов. гос. педагог. ун-та, 2006. 180 с.

Максимова, Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде. Ростов: Изд-во Ростов. гос. эконом. ун-та, 2007. 300 с. Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. 346 с.

Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов/Отв. ред. А.В.Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 162 с.

Новиков К.Ю. Психология массовой коммуникации. М.: Аспект-пресс, 2007. 123 с.

Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных

экранных искусств. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 188 с.

Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности. СПб.: Изд-во СПб гос. ун-та, 2007. 148 с. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с. Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с. Федоров А.В., Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 256 с.

Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Новикова А.А., Федорцова С.С.

Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н.Усова. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 198 с.

Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы медиаобразования. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. 212 с.

Статьи

Fedorov, A. (2007). Media Violenœ and Young Audienz (NGO Russian Assotiation for Film and Media Ed^ation Survey). In: International NGO Journal. Vol. 2 (3), pp.041-050. Fedorov, A. (2007). NGO Russian Assodation for Film and Media Ed^ation: Experts' Dis^ssion. In: International NGO Journal. Vol. 2 (1), pp.012-026.

Fedorov. A. (2007). Media Study in the Classroom: Creative Assignments for Charadter Analysis. Thinking Classroom. 2007. N 3. p.13-19.

Александров Е.П. Социокультурная адаптация студентов к образовательной среде вуза посредством интегрированного медиаобразования//Медиаобразование. 2007 N 3. С.10-16. Александров Е.П., Борисова А.А. Опыт анализа интенциональных моделей субъектов социокультурного взаимодействия в медийном пространстве//Медиаобразование. 2007 N 1.С.16-25.

Атамалян Т.И. Медиаобразование как форма преподавания в школе предметов «Мировая художественная культура» и «Москвоведение»//Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. М.: Изд-во Моск. ин-та открытого образования, 2007. Баженова Л.М. История лаборатории экранных искусств в контексте медиаобразования//Медиаобразование. 2007 N 2. С.19-51.

Баканов Р.П. К вопросу о назначении телевизионной критики в современной российской журналистике/Журналистика и медиаобразование - 2007. Т.1./Ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007.

Бондаренко Е.А. Творческий проект как элективный курс Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.188-194. Возчиков В.А. Медиакультурный фактор философии образования//Философия образования. 2007. № 1. С.152-159.

Герасимова С.А. Культурологический анализ качества телевизионной продукции//Медиаобразование. 2007 N 2. С. 116-121.

Голдахе Э. Международная научно-практическая конференция «Журналистика и медиаобразование в XXI веке»//Медиаобразование. 2007 N 1. С.4-6.

Голубева Е.Н. Роль библиотеки в реализации целей медиаобразования//Медиакультура новой России/Под ред. Н.Б.Кирилловой и др. Т. 2. Екатеринбург-Москва: Академический Проект, 2007. 512 с.

Гончаренко Н.М. Об опыте использования элементов медиаобразования в преподавании культурологических дисциплин/Журналистика и медиаобразование-2007. Т.1./Ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. С.259-262.

Грибанова Е.Е. Медиадидактические возможности образовательных сайтов Образовательные технологии XXI века 0Т'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.90-96.

Григорова Д.Е. Кризис культуры: массовая культура и личность (на материале реалити-шоу)//Искусство и образование. 2007. N 4. С.53-67.

Григорова Д.Е. Факторы выбора медийной информации (на материале реалити-шоу)//Медиаобразование. 2007 N 3. С.28-33.

Гудилина С.И. Инновационная деятельность в области медиаобразования Образовательные технологии XXI века 0Т'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.8-13.

Гура В.В. Всероссийская научно-практическая конференция «Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики»//Медиаобразование. 2007 N 1. С.7-8. Гура В.В. Новые виды интеллектуальной деятельности в медиасреде как основа развития медиакомпетентности//Медиаобразование. 2007 N 2. С.87-98.

Демидов А.А. Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина - новый системообразующий элемент русскоязычного сегмента киберпространства и потенциальный вектор развития системы медиаобразования//^, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция/Отв. сек. Л.Н.Гончаренко. СПб: Изд-во СПб гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 118-125.

Дьякова Е. Г. «Электронный гражданин» в «электронном государстве»: роль медиаобразования//Медиакультура новой России/Под ред. Н.Б.Кирилловой и др. Т.2. Екатеринбург-Москва: Академический Проект, 2007. 512 с.

Жилавская И. В. Медиаобразование как фактор формирования аудитории СМИ//Медиакультура новой России/Под ред. Н.Б.Кирилловой и др. Т.2. Екатеринбург-Москва: Академический Проект, 2007. 512 с.

Жилавская И.В. От медиаобразовательной среды - к образованным медиа/Журналистика и медиаобразование - 2007. Т.1./Ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. С.233-238.

Жилавская И.В. От медиапроектов - к системе медиаобразования//Медиаобразование. 2007 N 2. С.4-8.

Калач Е.В., Пензин С.Н. Медиаобразование в Серебряном веке//Медиаобразование. 2007 N 2. С.9-19.

Кантор А.Р. Медиапроект как педагогическая модель развития творчества в сфере дополнительного образования//^, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция/Отв. сек. Л.Н.Гончаренко. СПб: Изд-во СПб гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 87-93.

Ковшарова Т.В. Эффективность формирования медиобразованности старшеклассников в эколого-информационном педагогическом пространстве урока//РЛ, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция/Отв. сек. Л.Н.Гончаренко. СПб: Изд-во СПб гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 105-113. Колесниченко В.Л. Основные тенденции развития медиаобразования в Канаде

50-х-80-х годов XX века//Медиаобразование. 2007. № 4. С.55-67.

Корконосенко С.Г. Культура чтения как основа медиаобразования специалиста//^^ бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция/Отв. сек. Л.Н.Гончаренко. СПб: Изд-во СПб гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 118-125.

Короченский А.П. В поиске новых путей научного познания журналистики//Журналистика и медиаобразование - 2007. Т.1./Ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. С.11-17/

Короченский А.П. Медиаобразование и журналистика на юге России//Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура/Отв. ред. И.Т.Шатохин. Белгород: изд-во Белгород. гос. ун-та, 2006. Т.1. С.316-323.

Кругликова Л.С. Составляющие профессиональной компетентности в медиаобразовательной деятельности Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.30-34.

Минбалеев А.В. Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи//Медиаобразование. 2007 N 1. С.12-16.

Мурюкина Е. В. Основы медиаобразовательных занятий со студентами и технология их проведения//Медиакультура новой России/Под ред. Н.Б.Кирилловой и др. Т. 2. Екатеринбург-Москва: Академический Проект, 2007. 512 с.

Мурюкина Е. В. Развитие критического мышления студентов в процессе медиаобразовательных занятий//'Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства. 2007. № 1. С.115-120.

Мурюкина Е.В. Медиаобразовательные занятия со студентами педагогического вуза в контексте личностно-ориентированных подходов//Медиаобразование. 2007 N 2. С. 11-115. Мурюкина Е.В. Межрегиональная конференция «Информационное общество и молодежь»//Медиаобразование. 2007 N 1.С.8-11.

Назарова В.В. Роль элективных кинообразовательных курсов в развитии учащихся четвертых-седьмых классов Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.202-205.

Нескрябина О.Ф. Правосознание и журналистика: задачи медиаобразования//Журналистика и медиаобразование - 2007. Т.1./Ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. С.248-252.

Огольцова, Н.Н., Стародубцев В.А. Мультимедийные проекты в повышении квалификации преподавателей вузов и учителей средних школ//Известия Томского политехнического университета. 2007. № 2. С.254-257.

Огольцова, Н. Н., Стародубцев В.А. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий //Информатика и образование. 2007. № 7. С.104-106.

Онкович А.В. Медиадидактика//Журналистика и медиаобразование - 2007. Т.1./Ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. С.243-248.

Павлова Е.Д. Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры//Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации//Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М.: ИНИОН РАН, 2007. С.204-208.

Пензин С.Н. Учитель кино (к пятидесятилетию педагогической деятельности Олега Александровича Баранова)//Медиаобразование. 2007 N 1. С.83-92

Сальный Р.В. Восприятие экранных произведений на медиаобразовательных занятиях//Медиаобразование. 2007 N 3. С.104-108.

Сальный Р.В. Концепция Ю.Н. Усова и проблема медиавосприятия//Медиаобразование. 2007 N 2. С.122-124.

Сальный Р.В. Медиавосприятие и медиакомпетентность//^Д бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция/Отв. сек. Л.Н.Гончаренко. СПб: Изд-во СПб гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 179-182. Сальный Р.В. Медиакомпетентность студентов педагогических вузов как актуальная проблема//Медиаобразование. 2007 N 3. С.108-112.

Самыкина И. В. Журнал «Медиатека» в развитии медиакультуры библиотечных специалистов//Медиакультура новой России/Под ред. Н.Б.Кирилловой и др. Т.2. Екатеринбург-Москва: Академический Проект, 2007. 512 с.

Смирнов Д.О., Зубакин М.В. Медиапсихология: теория, практика и перспективы развития//Медиаобразование. 2007 N 1. С.26-35.

Страшнов С.Л. О задачах и перспективах массового медиаобразования//Новое в массовой коммуникации. Альманах. 2007. Вып. 1-2 (64-65). С.75-79.

Талалаева Е.М. К чему проводит медиабезграмотность/Журналистика и медиаобразование -2007. Т.1./Ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. С.238-242. Талалаева Е.М. Неограниченные возможности медиаобразования и люди с ограниченными возможностями//Медиакультура новой России/Под ред. Н. Б. Кирилловой и др. Т.2. Екатеринбург-Москва: Академический Проект, 2007. 512 с.

Тихомирова К.М. Методический прием в системе медиаобразовательных технологий Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.263-271.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фатеева И.А. Медиалогия и медиаобразование в их отношениях к филологии: история и современность//Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 1. С. 122-128. Федоров А.В. «Тайна двух океанов» - роман и его экранизация: возможности структурного анализа на медиаобразовательных занятиях//Медиаобразование. 2007 N 3. С.17-27. Федоров А.В. Программа учебного курса для педагогических вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования»//Медиаобразование. 2007 N 3. С.83-103 Федоров А.В. Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность»//Медиаобразование. 2007 N 3. С.34-60.

Федоров А.В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории//Инновации в образовании. 2006. N 6. С. 24-38.

Федоров А.В. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях: творческие задания//Перемена. 2007. N 3. C.15-21.

Федоров А.В. Герменевтический анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории//Инновационные образовательные технологии. 2007. N 3.

Федоров А.В. Журнальные анкеты и реальный бокс-оффис//Вестник электронных и печатных СМИ. 2007 № 3.

Федоров А.В. Идентификационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории//Медиаобразование. 2007 N 1. С.36-43.

Федоров А.В. История российского кино: взгляд из Америки//Медиаобразование. 2007 N 1. С.98-99

Федоров А.В. Классификация показателей развития медиаграмотности студентов//Журналистика и мир культуры/Ред. С.Г.Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2007.

Федоров А.В. Классификация уровней интерпретационного/оценочного показателя медиакомпетентности личности//PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция/Отв. сек. Л.Н.Гончаренко. СПб: Изд-во СПб гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 208--217.

Федоров А.В. Контент-анализ на медиаобразовательных занятиях Образовательные технологии XXIвека ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.163-165. Федоров А.В. Критический анализ медиатекста, содержащего сцены насилия, на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма «Груз 200»)//Медиаобразование. 2007. № 4. С.29-54.

Федоров А.В. Культивационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории/Инновации в образовании. 2007. № 6. С.64-77.

Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям//Телекоммуникации и информатизация образования. 2007 № 3. C.26-54. Федоров А.В. Медиаобразование в России//Исследователь (Казахстан). 2007. № 7. С.112-129 Федоров А.В. Медиаобразование как один из путей противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию/Молодежь и общество. 2007. N 1. С.110-116.

Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла/'/Инновации в образовании. 2007. № 7. С.107-116.

Федоров А.В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. N 1. С. 141-151.

Федоров А.В. Обучение критическому анализу медиатекстов: «за» и «против»//Журналистика и медиаобразование - 2007. Т.1./Ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. С.229-233.

Федоров А.В. Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия их контакта с экранным насилием//Педагогическая диагностика. 2007. N 2. С.129-139.

Федоров А.В. Отношение школьных учителей к проблеме насилия на экране/Молодежь и общество. 2007. N 1. С.90-109.

Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия/Инновации в образовании. 2007. № 4. С.30-47.

Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе//Инновации в образовании. 2007. № 3. С.40-51.

Федоров А.В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов//Медиаобразование. 2007 N 1. С.44-82.

Федоров А.В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов//Медиатека. 2006. N 3. С.27-33. 2007. N 1. С.26-33.

Федоров А.В. Сравнительный анализ уровней показателей развития медиаграмотности студентов//Инновации в образовании. 2007. N 1. С.43-75.

Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов//^ в образовании. 2007. N 2. С.4-26.

Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы//Молодежь и общество. 2007. N 2. С.112-135.

Федоров А.В. Учебные программы по медиаобразованию в вузах: сравнительный анализ//'Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства. 2007. № 1. С.133-137.

Федоров А.В. Феномен медийного успеха//Вестник электронных и печатных СМИ. 2007 № 1. Федоров А.В. Центр изучения медиа и коммуникаций в Центрально-Европейском университете//Медиаобразование. 2007 N 1. С.96-97.

Федоров А.В. Школьники и насилие на экране: ситуативные тесты//Педагогическая диагностика. 2007. № 4. С.131-157.

Федоров А.В. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории//Медиакультура новой России/Под ред. Н.Б.Кирилловой и др. Т.2. Екатеринбург-Москва: Академический Проект, 2007. 512 с.

Федоров А.В. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории//Инновационные образовательные технологии. 2007. № 2.

Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах на современном этапе//Исследователь (Казахстан). 2007. № 7. С. 90-111.

Федоров А.В., Рыжих Н.П. Программа учебного спецкурса для вузов «История медиакультуры»//Медиаобразование. 2007 N 3. С.60-83.

Федоров А.В., Челышева И.В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей//Медиаобразование. 2007 N 2. С.52-86.

Федоров, А. В. Основные исторические этапы развития медиаобразования в зарубежных странах//РЛ в образовании. 2007. № 3. C.15-64

Фоминова М.А. Интеграция медиаобразования в систему повышения квалификации учителей мировой художественной культуры//Медиаобразование. 2007. № 4. С.18-29.

Фоминова М.А. Программа учебного курса «История кино»//Медиаобразование. 2007. № 4. С.83-91.

Фоминова М.А. Программа учебного курса «Медиаобразование в системе работы учителя мировой художественной культуры»//Медиаобразование. 2007. № 4. С.68-82.

Хилько Н. Ф Медиатворчество в контексте субкультурных движений молодежи//Медиакультура новой России/Под ред. Н.Б.Кирилловой и др. Т. 2. Екатеринбург-Москва: Академический Проект, 2007. 512 с.

Челышева И. В. Анализ, оценка и интерпретация медиатекста в процессе вузовского медиаобразования//Медиакультура новой России/Под ред. Н.Б.Кирилловой и др. Т. 2. Екатеринбург-Москва: Академический Проект, 2007. 512 с.

Челышева И.В. Генезис проблемы анализа медиатекста в российском медиаобразовании и развитие познавательных интересов студентов//Медиаобразование. 2007 N 2. С.99-110. Челышева И.В. Критический анализ медиатекста: теоретические аспекты

проблемы//Медиаобразование. 2007. № 4. С.9-17.

Челышева И.В. Проблемы и перспективы современного российского медиаобразования на материале мультимедийных технологий Образовательные технологии XXI века ОТ'07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С. 165-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.