стоятельный механизм образования и развития, тогда как в не-росте и неразвитая такового нет; они заимствуют его у роста и развития и в одном случае «переворачивают» его, формируя падение, а в другом проводят неадекватную компоновку, которая может произойти в результате «сбоя» в системе. Совершенно другое дело с антиростом и антиразвитием. Здесь имеет место нормальный механизм организации и развития. В нем имеются все те же элементы, структуры и механизмы, как и в развитии, но базисный элементы и сам принцип антиразвития и развития, антироста и роста совершенно противоположные. Полагаем, что в этом суть этих двух явлений.
Список литературы:
1. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/ wiki/Экономический_рост.
2. Бизенгин Б., Рахаев Б. Прогнозирование экономического роста // Маркетинг. - 2013. - № 3 (130).
3. Скворцова Г. Структурные и институциональные факторы экономического роста // МЭиМО. - 2010. - № 3.
4. Хрусталев Е., Славянов А. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно-ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 3.
5. Пестова А., Сухарева И., Солнцев О. О стимулировании притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику с целью повышения «качества» экономического роста // Проблемы прогнозирования. - 2011. -№ 1.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА МИРОВОМ РЫНКЕ
© Харченко Т.О.*, Харченко Д.О.*
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Рассматриваются факторы и ключевые стратегии конкурентоспособности российских предпринимательских структур на мировом рынке, детерминируются основные причины стабильно низкой конкурентоспособности национального производства и предлагаются пути повышения конкурентного статуса отечественных производителей.
Ключевые слова: ВТО, конкурентоспособность, «национальный ромб», мировой рынок, предпринимательские структуры, стратегия.
* Студент.
* Старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета и статистики, кандидат экономических наук.
Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособные предприятия. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены приоритетной на сегодня цели - обеспечению конкурентоспособности российских предприятий, а следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.
В настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизацион-ной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей. Степень усиления рыночных позиций на внешних рынках отдельного предприятия все в большей мере смещается от уровня конкурентоспособности предприятия к уровням конкурентоспособности государства (региона, отрасли).
Однако, учитывая, что предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных рынках в рамках стратегий диверсификации, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Поэтому в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам.
Как известно, конкурентоспособность зависит от ряда факторов.
Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.
Можно выделить следующие существенные факторы конкурентоспособности современной предпринимательской организации [1]:
- способность постоянного совершенствования процесса оказания услуг;
- освоение и внедрение пользующихся спросом новых видов услуг;
- использование передовых технологий;
- повышение качества услуг;
- управление стоимостью предоставляемых услуг;
- совершенствование и развитие кадрового персонала;
- международная деятельность;
- численность и сравнительная сила конкурирующих предприятий.
Каждый предприниматель стремится сформировать комплекс стратегических и тактических управленческих решений по повышению уровня конкурентоспособности и механизмов взаимодействия при создании конкурентных преимуществ и по усилению рыночных позиций.
В качестве одной из самых ярких стратегий такого рода авторами определяется «национальный ромб» [2].
Портер М. в сотрудничестве с учеными из 10 стран создал систему из четырех показателей, формирующих среду для конкурирующих фирм. Данная система получила название «конкурентного ромба» и представляет собой следующие показатели.
1. Факторные условия:
- физические и природные ресурсы;
- научно-информационный потенциал;
- капитал;
- инфраструктура;
- людские ресурсы.
Портер пояснял, что основные для конкурентоспособности факторы не наследуются страной, а создаются. Большое значение имеют темпы создания факторов и механизм их совершенствования, нежели их наличие.
2. Условия внутреннего спроса.
От условий внутреннего спроса в стране сильно зависит ее конкурентоспособная позиция на мировой арене. В конкурентной борьбе выигрывают те государства, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание, и где отечественный спрос был высок.
3. Смежные и обслуживающие отрасли.
Неотъемлемым показателем, определяющим национальные преимущества в отрасли, является наличие в стране отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.
4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.
Майкл Портер считал, что конкурентная позиция страны тесно связана
с тем, как управляются национальные компании и какова их структура.
Однако, самым главным движимым фактором в данной группе является внутриотраслевая конкуренция. Отечественные конкуренты лучше стимулируют процесс совершенствования продукции, чем иностранные. Постоянные «трения» в кластерах отраслей заставляют компании постоянно диверсифицировать и улучшать продукцию, вводить инновации, преодолевая инерцию и соглашательства между конкурентами.
5. Роль случайности и политики государства.
Детерминанты, определяющие национальные преимущества, создают в отдельных отраслях особую внутреннюю среду. Однако в истории большинства успешных конкурирующих отраслей сыграл свою роль и случай, то есть такие события, которые имеют мало общего с условиями развития в стране и влиять на которые не могут ни фирмы, ни даже национальные правительства.
Портер М. не включил государство в свой «конкурентный ромб», однако в описании факторов, от которых зависит уровень национальной конкуренте-
способности, оно занимает особое место. По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности.
По данным индекса конкурентоспособности, рассчитанного Всемирным экономическим форумом [3], в 2005 г. российская экономика находилась на 75-м месте среди 117 стран. Движение в направлении преимущественно экспортно-сырьевой модели обрекает страну на замедление экономического роста и дальнейшее снижение конкурентоспособности, постоянное отставание от других стран в области научно-технического прогресса и эффективности производства, что в перспективе создает реальные предпосылки утраты способности экономической системы к самостоятельному развитию.
Для иллюстрации данной ситуации авторами был смоделирован пример (табл. 1) для группы компаний «Ростсельмаш», подтверждающий, что производство в России не только не приносит прибыли, но и является убыточным [4].
Как следует из таблицы, перенос производства тракторов из Канады в Россию экономически нецелесообразен, так как либо ведет к прямым убыткам, либо к росту цены на продукцию.
Для расширения спектра исследования авторы проанализировали результаты вступления России в ВТО. Было замечено, что ухудшения в различных сферах производства связаны не столько с тем, что наша страна пошла на этот шаг, сколько с тем, что к вступлению в ВТО Россия не была готова.
Таблица 1
Расчет коммерческой целесообразности переноса производства тракторов из Канады в Российскую Федерацию
Статья расходов Экономический эффект
Оплата труда -10,0 млн. долларов США
Проценты по кредитам +14,4 млн. долларов США
Газ -0,7 млн. долларов США
Электроэнергия +2,1 млн. долларов США
Перевозки +4,2 млн. долларов США
Охрана +0,9 млн. долларов США
Учет +1,0 млн. долларов США
Налоги +26,1 млн. долларов США
Итого разница -38,0 млн. долл.
Чистая прибыль в Канаде 16,4 млн. долларов США
Чистый убыток в России -21,7 млн. долларов США
Отсюда можно вывести парадокс: несмотря на самые длительные 18-летние переговоры, присоединение произошло неожиданно, и беспорядки на внутреннем рынке РФ не позволили извлечь нашему государству выгоду из этого долгожданного мероприятия [5].
Таким образом, в результате проведенного исследования были сформулированы основные причины стабильно низкой конкурентоспособности национального производства:
1. Значительная монополизация российской экономики (по фактическому состоянию конкурентной среды Россия занимает 120 из 138 стран; прежде всего данный аспект, на наш взгляд, связан с декоративной ролью антимонопольного аппарата в нашей стране).
2. Ухудшение позиций крупных национальных компаний в связи с изменением расстановки сил на мировом рынке.
3. Бездействие государственного сектора по отношению к национальному производителю.
Для решения указанных проблем могут быть предложены следующие пути их решения:
1. Борьба с доминирующим положением неэффективных компаний (свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства; это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя).
2. Поддержка стратегий научно-технического прорыва и развития инновационной деятельности.
3. Переход к кластерной стратегии развития, т.к. вступление предприятия в кластер повышает его статус и благоприятствует росту его международной репутации.
4. Ослабление курса национальной валюты, которое позволит стране увеличить экспортные доходы.
5. Снятие запрета на параллельный импорт, т.к. данная мера позволит снизить цены на соответствующие товары в нашей стране в среднем на 15 %.
6. Создание государством, прежде всего, долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских предприятий на внутреннем и мировом рынке, поскольку только эффективная государственная поддержка национальных производителей в обостряющихся конкурентных условиях может помочь России достигнуть ведущих позиций на мировых рынках.
Список литературы:
1. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки // Проблемы современной экономики. - 2011 - № 1 (37). - С. 15-18.
2. Семак Е.А., Ковальчук А.А. Теоретические проблемы конкурентоспособности страны в современной науке [Электронный ресурс]. - Режим дос-
тупа: http://eИb.bsu.by/bitstoam/Ш456789/30391/1/semak_kovalchuk_2012_ Trudy.pdf.
3. Конкурентоспособность России в международных рейтингах: 10 лет спустя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/sobyti-ya-column/rynki/78617-konkш•entosposobшst-rossii-v-mezhdunarodnyh-reitin-gah-10-let-spustya.
4. Бабкин К. Почему тракторный завод останется в Канаде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://babkin-k.livejournal.com/182898.htmI.
5. «Выгоды» от вступления в ВТО отправят Россию в нокаут [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Финмаркет». - Режим доступа: http://finance.rambler.ru/news/economics/136107030.htmI.