Научная статья на тему 'К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия'

К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2719
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVE CAPACITY OF ENTERPRISES / FACTORS ENHANCING COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смольянова Елена Леонидовна, Малицкая Виктория Борисовна

Статья посвящена классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности на предприятии. Представленный подход основан на логическом и экспертном анализе. Рассматриваются резервы управления конкурентным развитием предприятия, приводятся факторы обеспечения конкурентоспособности на предприятии согласно трем уровням: мега, макро и микро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of classification of factors and reserves developing competitive capacity of enterprises

The article is focused on classification of factors and reserves enhancing enterprises' competitive ability. The proposed approach is based on logic and expert analysis. It touches upon the reserves of management of competitive development of the enterprise, and shows the factors improving competitive capacity of enterprises according to three levels: mega, macro and micro

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия»

стие в процессе разработки и выполнения социальных программ, социального заказа;

- предусмотреть и законодательно закрепить участие представителей общественных организаций во всех стадиях законодательного процесса (разработка, принятие, исполнение);

- закрепить право граждан на доступ к информации, касающейся нормативных актов, затрагивающих их интересы;

- вводить систему гражданского образования в школах, вузах, специальных центрах гражданского образования;

- содействовать появлению независимых СМИ.

Реализация перечисленных мер будет способствовать противодействию коррупции, главное в этом вопросе - это коренное изменение общественного сознания, доведение борьбы с коррупцией до уровня национального проекта, национальной идеи.

1. Адрианов В. Коррупция как глобальная проблема современности // Общество и экономика. 2008. № 3-4.

2. Максимов В., Наумов Ю. Коррупция (социально-экономические и криминологические аспекты). М., 2006. С. 28.

3. Банецкий А. Коррупция. М., 2005. С. 148.

4. Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 228.

5. Петрова Л. Ненаучные заметки о некоммерческих организациях // Пчела. 2005. № 44.

6. Кордонский С. Государство, гражданское общество и коррупция // Отечественные записки. 2006. № 5.

7. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества / под ред. М.Б. Горного. СПб., 2000.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Yukhachev S.P. Development of civil society institutes in the context of perfection of instruments for corruption opposition. The article analyzes peculiar features of development of civil society institutes in Russia, their role in formation of effective mechanisms of corruption opposition on the basis of mutual cooperation, development of social partnership relations.

Key words: corruption, civil society, state.

УДК 300.331

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Е.Л. Смольянова, В.Б. Малицкая

Статья посвящена классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности на предприятии. Представленный подход основан на логическом и экспертном анализе. Рассматриваются резервы управления конкурентным развитием предприятия, приводятся факторы обеспечения конкурентоспособности на предприятии согласно трем уровням: мега, макро и микро.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, факторы повышения конкурентоспособности.

Актуальность разработки и реализации концепции повышения конкурентоспособности предприятия на основе гармонизации промышленно-торговой политики с учетом тенденций мирового развития приобретает особую значимость для российской экономики, характеризующейся нерешенностью ряда социально-экономических проблем переходного периода, требующих проведения структурных преобразований с необходимостью

одновременного обеспечения глобальной конкурентоспособности экономики страны.

Одной из причин низкого уровня конкурентоспособности отдельных субъектов хозяйствования и отечественной экономики в целом является недостаточная разработанность теоретических и методологических основ взаимодействия конкурентного потенциала и конкурентной стратегии, формирующих конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования.

Многообразие теоретико-методологи-

ческих подходов к изучению конкуренции служит подтверждением многогранности, сложности и внутренней противоречивости этой экономической категории.

Анализ дефиниций конкуренции и смежных понятий (конкурентный рынок, конкурентные отношения, конкурентная

стратегия, конкурентная позиция и др.) позволяет определить ее суть как борьбу за ограниченные ресурсы и эффективный набор конкурентных преимуществ между субъектами, каждый из которых имеет намерение использовать ограниченные ресурсы в своих целях.

Одна из ключевых проблем России заключается в необходимости формирования конкурентной среды. Исследованию содержания конкурентных отношений на современном этапе развития рыночного хозяйства предшествует анализ возникновения и закономерностей их развития, а также изучение альтернативных трактовок сущности конкуренции представителями различных экономических течений.

В экономической литературе еще не выработаны единое понятие «конкурентоспособность» и методы оценки уровня конкурентоспособности производителя. Конкуренция (от лат. сопсиггепс1а - сталкиваться) -соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики конкуренция имеет основополагающее значение, исполняет роль двигателя про-

гресса, роста эффективности производства, стимулирует снижение издержек производства и реализации.

Хотя еще физиократы рассматривали конкуренцию как естественную форму рыночных отношений. Конкуренцию как научное понятие связывают с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им «невидимой рукой», формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.

Основной вклад в теорию конкуренции и различных конкурентных рынков внесли А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс, П. Самуэльсон и др. К настоящему времени данные теоретические положения можно считать завершенными. Теория конкурентного рынка включает в себя классификацию рынков по типам конкуренции и анализ механизмов функционирования, присущих каждому из данных типов [1].

По мнению М. Портера, конкуренция характеризуется пятью основными силами (рис. 1) [1, с. 239]. В соперничестве за часть рынка в конкуренции участвуют не только основные игроки. Все могут быть конкурентами: потребители, поставщики, новые участники, продукты-заменители.

Рис. 2. Пять конкурентных сил, определяющих прибыльность отрасли, по М. Портеру

Подробный анализ и изучение конкурентных сил в отрасли позволяет промышленному предприятию выявить свои слабые и сильные стороны, вовремя заметить новых участников, определить время появления товаров-заменителей. В итоге компания сможет выбрать оптимальную конкурентную стратегию и занять выгодное положение в отрасли (на рынке) с целью получения максимальной прибыли, а также занять правильную позицию для защиты от конкурентов.

На основе анализа статистических материалов отраслей промышленности восьми экономически развитых стран М. Портер выявил наиболее важные причины успехов и неудач в конкурентной борьбе фирм этих стран. Им предложена концепция конкурентоспособности. Основу этой концепции составляет идея т. н. «национального ромба», раскрывающего четыре свойства-детерминанта страны, формирующих среду, в которой действуют фирмы этой страны (рис. 2).

«Национальный ромб» характеризует систему детерминантов конкурентоспособности, компоненты которой, находясь во взаимодействии, создают эффект эмерджент-ности (целостности), т. е. усиливают либо

ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности предприятий этой страны.

Учитывая прикладной характер исследования, далее в работе понятие конкуренции будет рассматриваться в пределах одной отрасли промышленности и определяться как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [2].

Конкурентоспособность, по определению Р.А. Фатхутдинова, есть способность фирмы выпускать конкурентную продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Автор также указывает на то, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары [2].

Согласно М.И. Круглову, конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью товарной массы, и эффективности производства в определяемом интервале времени [2].

Рис. 2. Детерминанты конкурентоспособности («национальный ромб»)

С точки зрения управленческого процесса конкурентоспособность - характеристика, определяемая, в первую очередь, комплексом финансовых факторов, складывается под влиянием существующего уровня спроса и определяет эффективность работы предприятия в сравнении с конкурентами или эталоном.

Конкуренция трактуется как форма проявления конкурентных отношений в рыночной системе, как атрибутивный признак рыночного хозяйства, который позволяет рыночной системе воспроизводиться, повторяться как экономическому явлению и определяет всю совокупность присущих ему элементов -издержек производства, формирования цены, адаптивности предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворения потребности в товарах и услугах и т. д.

Следуя неоинституциональной традиции, исходящей из деления институтов на «правила игры» и взаимодействующих «игроков», в работе конкурентные отношения рассматриваются в двух аспектах, а именно: во-первых, анализируются институциональные условия функционирования и развития конкуренции, во-вторых, анализируется собственно конкуренция как взаимодействие «игроков» (субъектов рынка). В качестве институциональных условий функционирования и развития конкуренции рассматриваются все формы ограничений, созданных для придания определенной структуры конкурентным отношениям, а также структуры побудительных мотивов повышения конкурентоспособности, стимулов и ограничительных рамок, способные организовать взаимодействие между хозяйствующими субъектами. Сама конкуренция раскрывается как взаимодействие между фирмами, субъектами рынка, как стратегия «игроков», как основной агент институциональных изменений в процессе движения к цели.

Таким образом, многообразие дефиниций конкуренции рассматривается как следствие многогранности данного явления и наличия различных подходов к нему.

Управление конкурентоспособностью предприятия для менеджмента является центральной задачей как в тактическом, так и в стратегическом плане. В настоящее время общепринятых подходов к управлению конкурентоспособностью предприятий нет. Оно

часто отождествляется с управлением конкурентоспособностью товара, что не совсем верно. Успешный на сегодня товар - это результат вчерашних усилий, а деятельность по повышению конкурентоспособности, прежде всего, должна быть ориентирована на будущее.

На современном этапе развития экономики крайне важными являются получение и поддержание предприятием долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат его выживание и успешную работу на рынке, что приобретает особое значение в связи с принципиальным решением России о вступлении в ВТО.

В результате усиления конкуренции на рынке, усложнения механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов повышается актуальность разработки и применения современных адаптивных систем управления предприятиями [4].

Рассмотрим явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности

предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия. Эти явления и процессы определены автором как основные факторы, влияющие на конкурентоспособность и характеризующиеся многочисленностью и высоким динамизмом.

Проведем классификацию факторов, влияющих на создание эффективной конкурентной среды, по степени возможного контролирующего воздействия со стороны государства и промышленного предприятия. Факторы разделены на три группы по уровню их контролируемости (табл. 1):

- неконтролируемые государством (мегауровень);

- контролируемые государством, неконтролируемые предприятием (макроуровень);

- контролируемые предприятием (микроуровень).

Так, к «мегафакторам» мы относим следующие: глобализация, влияние ТНК, международная специализация и разделение труда, информационная революция и научнотехнический прогресс, географическое положение, климатические условия.

Таблица 1

Классификация факторов, влияющих на формирование и развитие конкурентоспособности промышленного предприятия

Уровень Факторы, влияющие на формирование и развитие конкурентоспособности промышленного предприятия

Мегауровень Глобализация Влияние ТНК Международная специализация и разделение труда Информационная революция и научно-технический прогресс Географическое положение Климатические условия

Макроуровень Несовершенство государственного механизма, необходимость создания эффективной институциональной среды Уровень образования и квалификации населения Уровень развития общей инфраструктуры Уровень развития технологий Демографическая ситуация Наличие и степень влияния естественных монополий на экономическое развитие Особенности геополитического положения России

Микроуровень Качество продукции Распространение продукции основных производителей в торговых точках Технология производства Стабильность работы Степень известности марки Уровень цен Дизайн упаковки Количество наименований Уровень и гибкость обслуживания Скорость и своевременность выполнения заказа Ориентация на потребителя Финансовая политика Управление персоналом, производительность труда

Основными факторами («макрофакторы»), контролируемыми государством, которые влияют на создание эффективной конкурентной среды и повышают степень конкурентоспособности промышленности, являются: несовершенство государственного механизма и необходимость создания эффективной институциональной среды, поскольку без эффективной институциональной среды невозможно формирование эффективной конкурентной среды.

Роль государства в формировании и развитии конкурентной среды многогранна. Государство, будучи субъектом, само вступает на определенном этапе развития общества (особенно заметно на стадии глобализации) в состояние конкуренции на международном уровне.

Особенности геополитического положения России, тенденции в сфере образования и демографической ситуации, наличие и более значительная роль естественных монополий в экономике диктуют необходимость

особого подхода к рассмотрению вопросов формирования эффективной конкурентной среды в российской экономической системе.

Одним из значимых, контролируемых государством факторов формирования конкурентной среды является регулирование деятельности естественных монополий. Ограничение возможности регулирования естественных монополий приводят к значительному снижению эффективности деятельности других экономических агентов, высокой стоимости вводимых производственных активов, к ухудшению инвестиционного климата в рамках естественных монополий, нецелевому использованию инвестиционных средств, собираемых в монопольных секторах рынка. Неблагоприятная демографическая обстановка вынуждает Россию активизировать миграционную политику, поэтому программа государственного регулирования в этой сфере должна предусматривать: разработку и реализацию мер социально-экономического характера, способствующих

существенному уменьшению оттока наиболее социально-активной части населения из страны, а также облегчение процедуры получения российского гражданства.

Глобализация экономики, начавшаяся в последней трети XX в., привела не только к обострению конкуренции, но и появлению такого понятия, как «новая конкуренция». Главными факторами перемен в современном мире стали технические, экономические и конкурентные. Опыт развития Южной Кореи, Японии, Финляндии, Канады, Новой Зеландии, Австралии и ряда других государств показывает, что одним из основных факторов конкурентоспособности государства на мировом рынке являются уровень, качество и структура образования населения.

На современном этапе развития экономики крайне важными являются получение и поддержание предприятием долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат его выживание и успешную работу на рынке, что приобретает особое значение в связи с принципиальным решением России о вступлении в ВТО. Часто организационноуправленческие решения в области создания

и управления конкурентными преимуществами на промышленных предприятиях не имеют системного характера и являются результатом случайного поиска, приводящим к неудачам с экономическими и социальными последствиями.

Анализ конкурентных преимуществ предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Совершенствование эффективной системы конкурентных преимуществ представляет собой непрерывный процесс достижения наибольшего количества элементов в системе с последующей фильтрацией и упорядочиванием наиболее эффективных ее элементов.

Нами определены следующие внутренние факторы («микрофакторы»), влияющие на формирование и развитие конкурентоспособности промышленного предприятия на микроуровне (рис. 3).

Уровень обслуживания, система скидок, гибкость при выполнении спецзаказов

Уровень технологии

Скорость поставки товара, выполнения заказа, своевременность, іп 1;іте

Ориентация на потребителя

Финансовое состояние

Распространение в торговы: точках

Количество наименований

Уровень цен

Степень известности

Дизайн

Управление персоналом

Стабильность Уровень качества

□ Показатели организации

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование и развитие конкурентоспособности промышленного предприятия на микроуровне

Повышение эффективности системы конкурентных преимуществ предприятия -фундаментальная проблема современной экономики. Ее решение во многом зависит от качества производственных процессов, уровня квалификации кадров, совершенствования системы управления персоналом на предприятии и адаптации их к рыночным условиям с последующим экономическим ростом.

Среди причин отставания отечественного производства, на наш взгляд, ведущее место занимает человеческий фактор, проблемы управления персоналом. Не умаляя значение других конкурентных преимуществ промышленного предприятия, мы подчеркиваем все возрастающую роль субъективного фактора: это способность и решимость руководителей компаний, ведущих предпринимателей внедрять и осуществлять новый курс, связанный с реализацией совершенствования системы конкурентных преимуществ на предприятии, а именно: готовность персонала к нововведениям, заинтересованность руководителей и специалистов на уровне предприятий, их подразделений, творческая активность широких масс работников, простых исполнителей. Следует подчеркнуть, что формирование рабочей силы в новых условиях не ограничивается подготовкой квалифицированных кадров, хорошо знающих технику и технологию, методы управления и т. п. Они должны, кроме того, обладать умением вырабатывать инновации самостоятельно в процессе трудовой деятельности и находить новое во внешней среде, в опыте других организаций, изобретениях и открытиях, своевременно использовать их в работе своей организации.

Управление персоналом выступает в форме непрерывного процесса, направленного на целевое изменение мотивации работников для получения от них максимальной отдачи, а следовательно, и достижения высоких конечных результатов в деятельности предприятий. Основной целью работы с персоналом в современных условиях является формирование личности, обладающей высокой ответственностью, коллективистской психологией, высокой квалификацией, развитым чувством сохозяина предприятия.

Следует заметить, что именно идентификация и классификация факторов, влияющих на формирование и развитие конкурен-

тоспособности промышленного предприятия, позволяет нам выявить резервы обеспечения конкурентоспособности отраслевых предприятий, в т. ч. пищевой промышленности.

Факторы определяют средства и методы использования резервов конкурентоспособности, поэтому могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Наличия самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

В экономической литературе различают два основных понятия резервов: 1) резервы как планируемые запасы, наличие которых в производстве и обращении необходимо для непрерывного развития производства как на уровне любого субъекта хозяйствования, так и на макроэкономическом уровне; 2) резервы как неиспользованные возможности развития субъекта хозяйствования. Именно эти резервы, обусловленные совершенствованием техники, технологии, живого труда; эффективным использованием сырья, материалов.

Понятие резервов конкурентоспособности гораздо шире и многоаспектнее. Резервами мы называем неиспользованные возможности предприятия по формированию и реализации системы конкурентных преимуществ промышленного предприятия на конкретном рынке в целях повышения его конкурентоспособности.

Следует отметить, что в известной степени резервы конкурентоспособности самого предприятия обуславливаются его макроэкономическими резервами, выступающими как условия, определяющие, в известных пределах, структуру и величину внутренних резервов конкурентоспособности предприятия.

Потенциальные возможности повышения конкурентоспособности предприятия, прежде всего, связаны с устранением всякого рода нерациональных потерь имеющихся ресурсов и неиспользованных возможностей рыночной ситуации.

Резервы конкурентоспособности как неиспользованные возможности связаны, с одной стороны, с особенностями использования отдельных элементов внутреннего потенциала предприятия, а с другой, что также

немаловажно, с использованием факторов внешней рыночной среды. Исходя из такого подхода предлагается классификация резервов повышения конкурентоспособности предприятия по трем основным блокам, представленная нами в таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резервы конкурентоспособности предприятия представляют собой невыявленные и нереализованные возможности рыночной конь-юктуры, организационно-экономического и производственно-технологического потен-

циала.

В группу резервов использования конь-юктуры отнесены внешние финансовые резервы (резервы использования налоговых

льгот, резервы использования государственных дотаций, субсидий, кредитов, резервы привлечения инвестиций, резервы использования страхования деятельности) и ОЯ-ре-зервы (резервы использования государственных и региональных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия, резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы предпринимательской деятельности), т. е. резервы, связанные с тем, насколько предприятие эффективно использует возможности повышения своей конкурентоспособности за счет максимального использования государственных целевых программ и законодательства.

Таблица 2

Классификация резервов повышения конкурентоспособности промышленного предприятия

Классификация резервов Область применения

1. Резервы коньюктуры Внешние финансовые резервы Резервы использования налоговых льгот, резервы использования государственных дотаций, субсидий, кредитов, резервы привлечения госинвести-ций, резервы использования страхования деятельности

ОЯ-резервы Резервы использования государственных и региональных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия, резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы предпринимательской деятельности

2. Резервы организационноэкономического потенциала Резервы маркетинговой деятельности Резервы правильного выбора целевого рынка и его сегмента и условий деятельности на целевом рынке, резервы повышения эффективности рекламы, резервы улучшения качества изделий и его технико-экономических параметров с ориентацией на потребителя, определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность эксплуатации, улучшение внешнего оформления, выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями, изучение мероприятий конкурентов по производству и реализации аналогичных товаров и использование этих данных, резервы сервисного обслуживания, резервы гарантийного обслуживания, разработка дизайна упаковки, количества наименований товара, резервы повышения и степени известности марки, ориентация на потребителя, уровень и гибкость обслуживания, скорость и своевременность выполнения заказа и др.

Резервы управления персоналом Резервы уменьшения потерь рабочего времени, резервы повышения квалификации кадров, резервы повышения творческой активности кадров, резервы повышения производительности труда и др.

Внутренние финансовые резервы Резервы финансовой устойчивости предприятия, резервы использования собственного капитала, резервы привлечения заемного капитала, резервы инвестиционной привлекательности предприятия, резервы использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности предприятия - скидок с цены, сроков и объемов гарантий

3. Резервы производственнотехнологического потенциала Производственные резервы Резервы использования и обновления структуры основных фондов, резервы использования производственных площадей, резервы использования времени работы оборудования, резервы использования инструментария

Технологические резервы Резервы использования научно-технического потенциала предприятия, в т. ч. реализация патентно-правовой работы, резервы совершенствования технологии производства, резервы интенсификации технологических процессов, резервы улучшения материально-технического обеспечения, резервы совершенствования монтажных и ремонтных работ, резервы совершенствования логистической деятельности предприятия, резервы обеспечения технико-экономических и качественных показателей и ее сертификации, резервы по постпроизводственному обслуживанию продукции и др.

Во второй блок объединены резервы, связанные с использованием возможностей организационно-экономического потенциала предприятия:

- резервы маркетинговой деятельности (резервы правильного выбора целевого рынка и его сегмента и условий деятельности на целевом рынке, резервы повышения эффективности рекламы, резервы улучшения качества изделий и его технико-экономических параметров с ориентацией на потребителя, определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность эксплуатации, улучшение внешнего оформления, выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями, изучение мероприятий конкурентов по производству и реализации аналогичных товаров и использование этих данных, резервы сервисного обслуживания, резервы гарантийного обслуживания, разработка дизайна упаковки, количества наименований товара, резервы повышения и степени известности марки, ориентация на потребителя, уровень и гибкость обслуживания, скорость и своевременность выполнения заказа и др.);

- резервы управления персоналом (резервы уменьшения потерь рабочего времени, резервы повышения квалификации кадров, резервы повышения творческой активности кадров, резервы повышения производительности труда);

- внутренние финансовые резервы (резервы финансовой устойчивости предприятия, резервы использования собственного капитала, резервы привлечения заемного капитала, резервы инвестиционной привлекательности предприятия, резервы использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности предприятия).

Следует отметить, что привлечение инвестиций из внешних источников мы относим к внутренним финансовым резервам, поскольку предприятие самостоятельно занимается их поиском, а резервы использования государственных дотаций, субсидий и кредитов - к резервам рыночной коньюкту-ры, т. к. предоставляются государством, а предприятие само принимает решение о целесообразности их использования.

Особого внимания заслуживают резервы производственно-технологического потенциала:

- производственные резервы (резервы использования и обновления структуры основных фондов, резервы использования производственных площадей, резервы использования времени работы оборудования, резервы использования инструментария);

- технологические резервы (резервы использования научно-технического потенциала предприятия, в т. ч. реализация патентно-правовой работы, резервы совершенствования технологии производства, резервы интенсификации технологических процессов, резервы улучшения материально-технического обеспечения, резервы совершенствования монтажных и ремонтных работ, резервы совершенствования логистической деятельности предприятия, резервы обеспечения технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции предприятия на рынке, резервы совершенствования качества продукции и ее сертификации, резервы по постпроизводст-венному обслуживанию продукции).

На наш взгляд, приведенная выше классификация не ограничивается имеющимся в ней составом резервов конкурентоспособности, поскольку данный перечень может быть усовершенствован с учетом особенностей условий деятельности промышленного предприятия и конкретных условий рыночной коньюктуры.

1. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М., 2003.

2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2004.

3. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М., 1998.

4. Фасхиев X Модель управления конкурентоспособностью предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 2. С. 69-80.

Поступила в редакцию 24.11.2008 г.

Smolyanova E.L., Malitskaya V.B. The problem of classification of factors and reserves developing competitive capacity of enterprises. The article is focused on classification of factors and reserves enhancing enterprises’ competitive ability. The proposed approach is based on logic and expert analysis. It touches upon the reserves of management of competitive development of the enterprise, and shows the factors improving competitive capacity of enterprises according to three levels: mega, macro and micro.

Key words: competitive capacity of enterprises, factors enhancing competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.