Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной продукции'

Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2669
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдразаков Раис Ильясович, Буткова Дарина Андреевна, Петрулев Дмитрий Сергеевич, Тимофеева Анастасия Юрьевна

В данной статье представлены результаты краткого анализа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. На основе выявленных плюсов и минусов основных классификаций факторов конкурентоспособности, а также учитывая специфику строительной отрасли, была разработана классификация факторов конкурентоспособности на региональном уровне строительной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной продукции»

Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной продукции

The factors influencing competitiveness of construction products

Раис Ильясович Абдразаков, канд. экон. наук, доцент каф.экономики в строительстве;

Дарина Андреевна Буткова, аспирант каф.экономики в строительстве;

Дмитрий Сергеевич Петрулев, аспирант каф.экономики в строительстве;

Анастасия Юрьевна Тимофеева, аспирант каф.экономики в строительстве;

Rais I. Abdrazakov, PhD of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economics

in construction;

Darin A. Butkov, postgraduate student of the Department of Economics in construction;

Dmitry S. Petroleu, post-graduate student of the Department of Economics in construction;

Anastasiya y. Timofeeva, PhD student of the Department of Economics in construction;

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет». Россия, 652001, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38. Тел: +7 (912) 996-08-73; эл. почта: darinabutkova@mail. ru

Аннотация

В данной статье представлены результаты краткого анализа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. На основе выявленных плюсов и минусов основных классификаций факторов конкурентоспособности, а также учитывая специфику строительной отрасли, была разработана классификация факторов конкурентоспособности на региональном уровне строительной организации.

Abstract

In this article results of the short analysis of the factors influencing business competitiveness are provided. On the basis of the revealed pluses and minuses of the main classifications of factors of competitiveness, and also considering specifics of a construction industry, classification of factors of competitiveness at the regional level of the construction organization was developed.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция,

конкурентоспособность строительного предприятия, факторы

конкурентоспособности.

Keywords: competitiveness, competition, competitiveness of the construction entity, competitiveness factors.

Введение

В настоящие время происходит мировая интеграция увеличениямеждународной конкуренции. При этом на первый план выходитконкурентоспособность, которая в период мирового финансового кризиса является главным условием становления в достижении эффективности функционирования, обеспечивая совершенствование экономических субъектов. Такое положение, отвечает проблемам обновления и изучения подходов к систематизации факторов конкурентоспособности предприятий, путем определения наиболееконкурентоспособных строительных предприятий.

Для более подробного изучения факторов конкурентоспособности, необходимо изучитьпонятие. В научной литературе принято: "Понятие «фактор» происходит от латинского «factor» - делающий, производящий, в связи с этим можно сформулировать определение как -движущая сила процесса, определяющая его характер или отдельные его черты".

Основной раздел

Поэтому приведем наиболее распространенные классификации факторов конкурентоспособности продукции:

1) Артур А. Томпсон-младший и А. Дж. Стрикленд предлагают выделять ключевые факторы успеха организации: качество и характеристики продукции; репутация (имидж); производственные мощности; использование технологий; дилерская сеть и возможности распространения; инновационные возможности; финансовые ресурсы; издержки по сравнению с конкурентами; обслуживание клиентов. Данная классификация подходит к системам малого бизнеса, направленная на розничную торговлю [7].

2) Французские экономисты А. Дайан, А. Олливье, и Р. Урсе определили 8

факторов конкурентоспособности предприятия:

• концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

• качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

• финансы — собственный капитал и заемный;

• цена товара с возможной наценкой;

• торговля — по мнению коммерческих методов и средств деятельности;

• послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

• внешняя торговля предприятия, позволяющая позитивно справляться с отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

• предпродажная подготовка, свидетельствующая о способности организации не только предвидеть возможные запросы будущих потребителей, но и убедить их в своих исключительных возможностях удовлетворить эти потребности [3].

Анализ данных факторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон, как в деятельности предприятия, так и в работе конкурентоспособных организаций, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

3) М. Ю. Портер представляет факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия, в виде нескольких групп:

• общие (налаженность автомобильных дорог, капитал организации , сотрудники с высшим образованием и др.) и специализированные факторы (базы данных в определенных отраслях знаний, специфическую инфраструктуру и др.);

• основные (объединяющие природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированную и

полуквалифицированную рабочую силу, дебетовый капитал) и развитые факторы (современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, исследовательские отделы).

• трудовые ресурсы (стоимость рабочей силы, квалификация, количество и др.), природные ресурсы (стоимость, климатические условия, доступность участков и др.), ресурс знаний (научно-исследовательские институты, количество лабораторий, банки данных и др.), капитал и инфраструктура (транспортные системы, системы связи, системы платежей и др.) [4].

АнализируяМ. Портера, можно выделить по нашему мнению минусы классификации факторов конкурентоспособности, предложенной, является то, что он выделяет лишь один признак их деления на группы (по степени специализации, в соответствии с которым факторы подразделяются на общие и специализированные), не указывая, по какому принципу выделяются основные, развитые, естественные и искусственно созданные факторы.

4) Е.С. Брулёв классифицирует факторы конкурентоспособности по сферам направленности:

• влияющие на эффективность производственно-хозяйственной деятельности (экономическая эффективность производства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, внепроизводственной деятельности; производственная активность предприятия; финансовая устойчивость предприятия; объемы инвестиций);

• определяющие интенсивность маркетинговых усилий (позитивное отношение к покупателям; престижность рекламы; положительный имидж предприятия; сила конкуренции, участие в благотворительных акциях; инновационный маркетинг);

• определяющие удовлетворенность потребителя (соответствие качества продукции предприятия условиям потребления; наличие на предприятии условий для повышения качества продукции; насыщение рынка товарами предприятия; наличие на предприятии тенденций к увеличению своей доли рынка; своевременность выхода продукта на рынок; приемлемость цен на

продукцию);

• определяющие качество менеджмента (эффективность управления трудовыми ресурсами; наличие систем управления качеством и стратегического менеджмента; эффективность экологического менеджмента; автоматизация управления; развитость образовательного потенциала предприятия)[1].

5) Р.А. Фатхутдинов классифицирует факторы конкурентоспособности, разделяя их на две группы:

• внешние факторы - социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна (правовое регулирование; уровень конкурентоспособности региона, отрасли, страны; государственная поддержка развития предпринимательства; правовое регулирование функционирования страны и региона; открытость общества и рынков; научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона; национальная система стандартизации и сертификации; государственная поддержка развития человека, науки и инновационной деятельности;качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии; налоговые, процентные ставки в стране и регионах; система подготовки и переподготовки персонала; климатические условия и географическое положение страны или региона; уровень конкуренции в данной сфере деятельности).

• внутренние факторы - объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (потенциал маркетинговых служб; научно-технический потенциал; производственно-технологический потенциал; финансово-экономический потенциал; кадровый потенциал; уровень материально-технического обеспечения; условия хранения, транспортировки; подготовку и разработку производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства; уровень технического

обслуживания в пост производственный период; уровень сервисного и гарантийного обслуживания) [9].

Предложенная автором классификация, несмотря на ее удобство группировки и многообразие выделенных составляющих, не учитывает всех факторов, влияющих на конкурентоспособность. Современные веяния времени, проблемы и тенденции социально-экономического развития различных стран предполагают учет таких факторов как сформированный уровень национальной культуры и менталитета в обществе; имидж продукции, компании, региона, отрасли, страны; уровень развития маркетинговой составляющей в компании, регионе, стране; экологичность продукции и производства и др.

6) В работах Е.Л. Смольяновой и В.Б. Малицкой, предлагается группировка в зависимости от степени возможного влияния на конкурентоспособность со стороны государства и предпринимателей. В соответствии с данным подходом, факторы конкурентоспособности организации делятся на три группы:

•неконтролируемые государством (мегауровень);

•контролируемые государством, неконтролируемые предпринимательской структурой (макроуровень);

•контролируемые предпринимательской структурой (микроуровень) [5].

Предложенный авторами подход позволяет не только определить наиболее значимые факторы обеспечения конкурентоспособности, но и сконцентрироваться на тех факторах, на которые предпринимательская структура может оказывать непосредственное влияние. Недостатком данной классификации можно считать отсутствие факторов регионального уровня, связанных с инфраструктурой региона, в котором функционирует компания.

7) И.Н. Герчиковапредлагает классифицировать факторы конкурентоспособности предприятия в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда.Для предприятий, создающих товары потребительского назначения:

• коммерческие условия (кредиты, скидки, бартер);

•организация сбытовой сети (размещение, доступность, выставки, ярмарки,

реклама);

•организация техобслуживания (объем услуг, сроки, стоимость); •представление потребителей о фирме (репутация, товарный знак); •воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке [2].

Такие классификации факторов конкурентоспособности предприятия Герчаковой И.Н., Смольяновой Е.Л. и В.Б. Малицкой являются неполными, т.к. не затрагивают факторы производства, и они большеподходят к торговым предприятиям, а не к производственным.

Рассмотренные подходы к классификациям факторов конкурентоспособности позволяют рассматриватьсистемы классификаций факторов с учетом различных признаков:

■ по степени специализации: общие и специализированные;

■ по приоритетности воздействия: основные и развитые;

■ в зависимости от источника возникновения: естественные и искусственно

созданные;

■ в зависимости от окружения предприятия: внешние и внутренние;

■ в зависимости от степени возможного контроля со стороны государства и предприятия: неконтролируемые государством, контролируемые государством и неконтролируемые предприятием, контролируемые предприятием.

Заключение

Проанализировав данную информацию, можно сделать вывод, что не все классификации подходят к строительным организациям, в силу специфики отрасли. Понятие конкурентоспособностьв строительстве раскрывает свою экономическую сущность на региональном уровне, поэтому и конкурентная среда формируется в регионе.

Конкурентоспособность строительного предприятия может складываться из следующих факторов:

• научно-технический потенциал;

• качество выполняемых строительных работ и услуг;

• эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;

• производственно-технологический потенциал;

• кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный

состав);

• финансово-экономический потенциал;

• уровни материально-технического обеспечения.

Строительное производство имеет ряд отличительных особенностей, а именно:

- продолжительное по времени производство;

- высокую капиталоемкость;

- повышенные требования к качеству выпускаемой продукции,

- стационарность, неподвижность строительной продукции, как в период ее создания, так и в течение всего времени эксплуатации[10].

Учитывая многообразие работ и специфику отрасли можно предложить структурировать факторы конкурентоспособности на региональном уровне. Результат можно увидеть в таблице* представленной ниже. (*таблица составлена автором)

Таблица - Классификация факторов конкурентоспособности на региональном

рынке

Факторы региональных конкурентных преимуществ

Уровень обеспеченности производственными фондами Качество произведенных работ(продукции)

Уровень технического состояния производственной базы

Инвестиционная деятельность

Управленческие

Уровень менеджмента организации Эффективность системы управления качеством организации

Уровень работы с заказчиками

Человеческие ресурсы

Доступ к рынку производственных ресурсов Эффективная система маркетинга

Доступность новых технологий в строительстве и управлении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие рынков сбыта и эффективность системы реализации строительной продукции

Эффективность функционирования организации

Финансовая устойчивость Рентабельность строительного производства и в целом деятельности организации

Доступность источников финансирования

Интенсивность использования капитала

Развитие конкуренции строительной продукции способствует внедрению инноваций, повышению качества продукции, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни и здоровья, окружающей среды и экономии всех видов ресурсов.

Кроме того, качество строительной продукции - основной фактор, влияющий на экономичность и рентабельность законченного строительного объекта, обеспечивающий его надежность и долговечность.

Для постоянного улучшения деятельности предприятий строительной индустрии необходимо совершенствование процессов за счет улучшения их характеристик и повышения качества продукции.

Следует отметить, что все вышеперечисленные факторы конкурентоспособности, призваны обеспечить два самых главных конкурентных преимущества любой организации цену и качество выпускаемой продукции. Именно сочетание этих преимуществ и позволяет любой организации в конечном итоге занять свою нишу на рынке.

Подводя итог, мы должны отметить о значительном количестве факторов, которые оказывают свое влияние на строительную организацию и ее конкурентоспособность. Кроме того, содержание факторов и характер их влияния на хозяйствующий субъект таковы, что каждый из них воздействует сразу же на несколько аспектов деятельности организации, вследствие чего нельзя рассматривать влияние какого-либо одного из факторов изолированно от воздействия других на деятельность хозяйствующего субъекта в целом. Таким образом, рассмотренные блоки факторов конкурентоспособности предприятия представляют собой единую систему. Эти блоки и составляющие их элементы, каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой создается и функционирует предприятие.

Библиографический список

1. Брулев Е.С. Управление конкурентоспособностью предприятий // автореферат / Е.С. Брулев, 2006. 26с

2. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2010. -512 с.

3. Олливье А. Международный маркетинг / А. Олливье, А. Дайан, Р. Урсе // Академия рынка: Маркетинг / пер. с фр. А. Дайан, Ф. Бруккерель и др. - М.: Экономика, 1993. - 560 с.

4. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. Санкт - Петербург.: Вильямс, 2005. 608 с.

5. Смольянова Е.Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия / Е.Л. Смольянова, В.Б. Малицкая // Вестник ТГУ, выпуск 2 (70), 2009. - С. 336-344.

6. Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 1.С. 4-17.

7. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. М., 2006.

8. Фасхиев Х.А. Модель управления конкурентоспособностью предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 6. С. 107-124.

9. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов//учебное пособие. - Москва: Маркет ДС, 2008. - 432 с.

10.Шуваев М.А Проблемы оценки конкурентоспособности строи тельного предприятия / А.И Плотников, М.А. Шуваев // Предпринимательство, региональная экономика и стратегия развития России - Межвуз. сб науч. трудов. Вып 7 - СПб.' Изд-во Политехи, ун-та, 2005 - С. 176-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.