Научная статья на тему 'Оценка потенциала конкурентоспособности российских производителей цемента на мировом рынке с точки зрения модели «Конкурентного ромба М. Портера»'

Оценка потенциала конкурентоспособности российских производителей цемента на мировом рынке с точки зрения модели «Конкурентного ромба М. Портера» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1656
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫТОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИИ / МОДЕЛЬ «КОНКУРЕНТНЫЙ / РОМБ М. ПОРТЕРА» / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СТРАН / РЫТОК ЦЕМЕНТА / MARKET COMPETITION / COMPANY''S COMPETITIVENESS / MODEL OF «COMPETITIVE DIAMOND OF M. PORTERCOMPETITIVE ADVANTAGES OF COUNTRIES / CEMENT MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шутько Лариса Геннадьевна, Мерзлякова Светлана Борисовна

Рассматривается российский рынок цемента и его динамика в современных условиях. Отмечено, что производство цемента является одной из важнейших отраслей промышленности, и цементная отрасль по своей значимости может встать в ряд с такими отраслями, как электроэнергетическая, металлургическая, химическая и машиностроения. Однако конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке значительно уступает зарубежным конкурентам. В данном контексте возникают вопросы, связанные с поиском причин, обусловливающих обозначенную ситуацию. Дан анализ причин и способов решения проблемы низкой конкурентоспособности отечественных производителей цемента на мировом рынке на основе применения модели конкурентоспособности и конкурентных преимуществ М. Портера. Акцентировано внимание и проанализирован факт вступления России в ВТО и, как следствие, изменение ситуации на отечественном и мировом рынках цемента. Делается вывод, что Россия в достаточной степени обладает минерально-сырьевыми и трудовыми ресурсами для осуществления производства цемента, как и многие мировые лидеры в цементной отрасли. Однако в нашей стране не развиты те факторы производства, которые могут обеспечить конкурентоспособность российской цементной продукции на мировом рынке. Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что в работе представлены рекомендации по решению основных проблем, негативно влияющих на развитие российского рынка цемента, и совершенствованию государственной политики в данной сфере, определяются основные тренды развития российского цементного рынка на основе использования модели конкурентоспособности и конкурентных преимуществ М. Портера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As the object of study of this research work examines the Russian cement market and its dynamics under modern conditions. Cement production is one of the most important industries. Today, the cement industry in importance may stand in the ranks with such industries as electricity, metallurgy, chemical and engineering industry. However, the competitiveness of domestic enterprises on the global market is greatly inferior to foreign competitors. In this context, questions arise related to the search of causes of the situation. In research work the analysis of the causes and ways to solve the problem of low competitiveness of domestic producers of cement in the world market through the application of models of competitiveness and competitive advantages of M. Porter is presented. The attention is focused on and the fact of Russia's accession to the WTO is analyzed and, as a consequence, the change of the situation on the domestic and world market of cement. The work concludes that Russia is sufficiently possesses mineral and human resources to implement the production of cement, like many world leaders in the cement industry. However, in our country the factors of production that can ensure the competitiveness of Russian cement products in the world market are not developed. The practical significance of this study is that the paper presents recommendations for addressing key issues affecting development of Russian market of cement, and improvement of the state policy in this sphere, defines the main trends of development of Russian cement market through the use of models of competitiveness and competitive advantages of M. Porter

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала конкурентоспособности российских производителей цемента на мировом рынке с точки зрения модели «Конкурентного ромба М. Портера»»

УДК 658. 012.2

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЦЕМЕНТА НА МИРОВОМ РЫНКЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОДЕЛИ «КОНКУРЕНТНОГО РОМБА М. ПОРТЕРА»

ASSESSMENT OF POTENTIAL COMPETIVIENESS OF RUSSIAN CEMENT PRODUCERS IN THE WORLD MARKET IN TERMS OF THE MODEL «COMPETITIVE RHOMBUS OF M. PORTER»

Л.Г. Шутько,

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово [email protected]

L. Shutko,

Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev, Kemerovo

С.Б. Мерзлякова,

аудиторская компания ООО «Аудит-Оптим-К», г. Кемерово

[email protected]

S. Merzlyakova,

аudit company

OOO «Audit-Optim-K»,

Kemerovo

Рассматривается российский рынок цемента и его динамика в современных условиях. Отмечено, что производство цемента является одной из важнейших отраслей промышленности, и цементная отрасль по своей значимости может встать в ряд с такими отраслями, как электроэнергетическая, металлургическая, химическая и машиностроения. Однако конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке значительно уступает зарубежным конкурентам. В данном контексте возникают вопросы, связанные с поиском причин, обусловливающих обозначенную ситуацию. Дан анализ причин и способов решения проблемы низкой конкурентоспособности отечественных производителей цемента на мировом рынке на основе применения модели конкурентоспособности и конкурентных преимуществ М. Портера. Акцентировано внимание и проанализирован факт вступления России в ВТО и, как следствие, изменение ситуации на отечественном и мировом рынках цемента. Делается вывод, что Россия в достаточной степени обладает минерально-сырьевыми и трудовыми ресурсами для осуществления производства цемента, как и многие мировые лидеры в цементной отрасли. Однако в нашей стране не развиты те факторы производства, которые могут обеспечить конкурентоспособность российской цементной продукции на мировом рынке. Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что в работе представлены рекомендации по решению основных проблем, негативно влияющих на развитие российского рынка цемента, и совершенствованию государственной политики в данной сфере, определяются основные тренды развития российского цементного рынка на основе использования модели конкурентоспособности и конкурентных преимуществ М. Портера

Ключевые слова: рыночная конкуренция, конкурентоспособность компании, модель «конкурентный ромб М. Портера», конкурентные преимущества стран, рынок цемента

As the object of study of this research work examines the Russian cement market and its dynamics under modern conditions. Cement production is one of the most important industries. Today, the cement industry in importance may stand in the ranks with such industries as electricity, metallurgy, chemical and engineering industry. However, the competitiveness of domestic enterprises on the global market is greatly inferior to foreign competitors. In this context, questions arise related to the search of causes of the situation. In research work the analysis of the causes and ways to solve the problem of low competitiveness of domestic producers of cement in the world market through the application of models of competitiveness and competitive advantages of M. Porter is presented. The attention is focused on and the fact of Russia's accession to the WTO is analyzed and, as a consequence, the change of the situation on the domestic and world market of cement. The work concludes that Russia is sufficiently possesses mineral and human resources to implement the production of cement, like many world leaders in the cement industry. However, in our country the factors of production that can ensure the competitiveness of Russian cement products in the world market are not developed. The practical significance of this study is that the paper

presents recommendations for addressing key issues affecting development of Russian market of cement, and improvement of the state policy in this sphere, defines the main trends of development of Russian cement market through the use of models of competitiveness and competitive advantages of M. Porter

Key words: market competition, company's competitiveness, model of «competitive diamond of M. Portercompetitive advantages of countries, cement market

В настоящее время актуализируются вопросы, связанные с необходимостью повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых товарных рынках, что обусловлено вхождением России в ВТО, а также развитием инновационных технологий производства и усилением рыночной конкуренции в целом. Оценка потенциала конкурентоспособности и формирование конкурентных преимуществ российских компаний на зарубежных рынках на основе модели «конкурентного ромба М. Портера» («бриллианта конкурентного преимущества страны») приобретают важное значение [6]. «Конкурентный ромб» М. Портера имеет четыре основополагающих фактора, определяющих рыночную среду, в которой фирмы данной страны создаются и функционируют, и от которых зависит достижение успеха в международной конкуренции. К ним относится состояние факторов производства, спроса, смежных и вспомогательных отраслей, структура и соперничество компаний на рынке.

Одним из динамично развивающихся внутренних рынков в России является рынок цемента. Однако мы сталкиваемся с ситуацией, когда крупные цементные холдинги в зарубежных странах являются намного более конкурентоспособными, чем российские компании-производители цемента. Возникают вопросы, связанные с поиском причин, обусловливающих более высокий уровень конкурентоспособности иностранных производителей цемента, с необходимостью исследовать зависимость конкурентоспособности национальных компаний непосредственно от их хозяйственной деятельности или от страновой принадлежности. Рассмотрим факторы, определяющие рыночную среду российского рынка цемента с точки зрения модели «конкурентного ромба М. Портера».

Прежде всего дадим оценку состоянию факторов производства в отечественной цементной отрасли. По мнению М. Портера, наличие таких базовых факторов производства, как земля, рабочая сила и природные ресурсы, не является моментом, определяющим характер торговли страны. Если А. Смит и Д. Рикардо утверждают, что большую часть экспорта должны составлять товары, производимые за счет базовых факторов производства, имеющихся в большом количестве, то М. Портер считает, что наиболее важные для конкурентоспособности страны на мировом рынке факторы производства не достаются стране по наследству, а создаются [9]. Речь идет, прежде всего, о высококвалифицированных трудовых ресурсах и научной базе, которые являются конкурентным преимуществом в той или иной отрасли и требуют эффективного применения знаний и внедрения новых технологий производства. Для создания подобных факторов производства необходимы постоянные инвестиции, поэтому они встречаются реже и иностранным конкурентам их труднее воспроизвести.

Проведенное авторами исследование «Мониторинг российского рынка цемента с точки зрения практического применения модели конкурентоспособности и конкурентных преимуществ М. Портера в условиях вступления России в ВТО» в рамках XIII Санкт-Петербургского открытого конкурса им. профессора В.Н. Вениаминова и результаты, представленные в других публикациях, позволяют сделать следующие выводы относительно оценки факторов производства цементной промышленности. Россия в достаточной степени обладает минерально-сырьевыми и трудовыми ресурсами для осуществления производства цемента, как и многие мировые лидеры в цементной отрасли. Однако в нашей стране

не развиты те факторы производства, которые могут обеспечить конкурентоспособность российской цементной продукции на мировом рынке. Отечественное производство попадает в технологическую и техническую зависимость от иностранных фирм, что связано с тем, что крупные российские производители не проявляют должного интереса к научному потенциалу нашей страны, предпочитая импорт технологий как более быстрый способ модернизации производства, хотя и не всегда дешевый.

Вместе с тем, именно модернизация технологической структуры производства цементной промышленности способна сделать российских производителей потенциально и реально конкурентоспособными на зарубежных рынках. Следует отметить, что выбор технологических приемов подго-

товки сырьевых смесей к обжигу обусловливает «мокрый», «сухой» и «комбинированный» способы производства клинкера (обожженная смесь известняка и глины), который получают на первой стадии производства цемента. Затраты на первую стадию составляют около 70 % себестоимости конечного продукта. На второй стадии происходит измельчение клинкера совместно с гипсом и другими минеральными добавками и получение сырьевой смеси постоянного состава [5]. По оценкам экспертов, наиболее перспективным является «сухой» способ производства цемента. Большинство стран мира, за исключением Китая и России, производят цемент на основе «сухого» способа, о чем свидетельствуют данные, представленные на рис. 1.

Россия Китай Казахстан США ЕС Испания Индия Япония

19 72 3 б

50 3 47

53 47

82 18

90 3 7

91 4 5

93 7

100

- сухой способ

- мокрый способ

- полусухой способ I - обжиг в печи

0 20 40 60 80 100 %

Рис. 1. Структура производства цемента по видам технологий в мире, 2010 г. [5]

В советский период в нашей стране основу цементной промышленности составлял «мокрый» способ производства. В настоящее время он применяется примерно на 78 % российских предприятиях по производству цемента. Для изготовления смеси подобным образом используется большое количество воды, которая впоследствии выпаривается в печи. «Мокрый» способ проще, чем «сухой», который требует более сложного и дорогостоящего оборудования. Однако именно «мокрый» способ является наиболее затратным - расход топливных

ресурсов (угля, газа) в 2...3 раза выше, чем при использовании «сухого» метода, к тому же он наносит больше вреда окружающей среде (выбросы в атмосферу выше по ряду показателей) [8]. Применение «сухого» способа производства влечет за собой снижение объема печных газов примерно на 35.40 %, что в итоге отражается на стоимости обеспыливания в сторону снижения и предоставляет большие возможности по использованию теплоты отходящих газов для сушки сырья. Кроме того, одним из достоинств «сухого» способа производства яв-

ляется более высокий съем клинкера с 1 м3 печного агрегата [2].

Российские производители сталкиваются с целым рядом проблем, связанных с использованием устаревшей технологии «мокрого» способа производства цемента и необходимостью перехода на технологию «сухого» производства. К ним относятся недостаток собственных средств для технической модернизации производства и высокая стоимость привлеченного капитала; высокий уровень себестоимости цемента, связанный с ростом тарифов на энергоносители и транспортные услуги. Недостаток финансовых вложений в техническую модернизацию заводов со стороны собственников цементных предприятий, позволяющих снизить себестоимость продукции и увеличить рентабельность производства, объясняется тем, что их текущие затраты, как правило, постоянно растут в связи с повышением тарифов на энергоносители и транспорт.

Таким образом, основной проблемой предприятий цементной промышленности в России являются высокие затраты топливных ресурсов. Сравнительный анализ показывает, что в России на заводах с использованием «мокрого» способа производства расход топлива составляет порядка 212 кг у.т./т клинкера, а на заводах, при-

меняющих «сухой» способ, — 154 кг у.т/т клинкера. В среднем затраты топливно-энергетических ресурсов на российских цементных предприятиях составляют около 206 кг у.т./т клинкера. В Испании, Индии, Японии, США и других странах, где производство цемента основывается на высокоэффективном «сухом» способе, уровень совокупных затрат топлива не превышает 115...120 кг у.т/т клинкера [3]. Российские предприятия, которые функционируют на основе «сухого» способа производства, в основном применяют устаревшие технологии, которые не могут дать экономии в затратах, типичной для этого способа изготовления цемента в других странах. Доля расходов на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости цемента составляет 50.57 %. Для российских предприятий себестоимость на 1 т продукта, произведенного по «мокрому» способу производства, составляет порядка 3 тыс. р., себестоимость цемента, произведенного по «сухому» способу, может быть в 1,5.2 раза ниже [1].

Результаты опроса, проведенного среди крупнейших игроков рынка цемента в России компанией EY и связанного с проблемами использования источников энергии предприятиями для производства цемента, представлены на рис. 2.

Электричество

Газ

Уголь

Альтернативные источники энергии (торф, бытовые отходы, шины и прочее

Теплоэнергия

0 5 10 15 20 25 30 35 %

Рис. 2. Источники энергии, которые использует Ваша компания [6]

Большая часть производителей цемента в качестве источника энергии при производстве цемента использует электричество, газ и уголь. Таким образом, очевидной является прямая зависимость цены цемента от тарифов на энергоносители, устанавливаемых государством. При этом в течение нескольких десятилетий цена на газ в России искусственно сдерживалась. По мнению ряда специалистов, либерализация внутренних цен на данный вид топлива и рост тарифов на электроэнергию могут оказать негативное влияние на рентабельность производства в случае, если темп роста уровня спроса на цемент окажется ниже ожидаемого. Как следствие, произойдет повышение цен для конечного потребителя либо его активное замещение импортом с заводов с более низкой себестоимостью производства, например, с предприятий Беларуси, Китая, Турции или Ирана [7].

Неотъемлемой составляющей формирования конечной цены цемента являются затраты на его транспортировку потребителям. Доля транспортных расходов достигает порядка 18 % продажной стоимости цемента [8]. Высокий уровень транспортных расходов обусловлен неравномерным распределением цементных производственных предприятий на территории России. В одних регионах существует переизбыток производства, в других наблюдается нехватка производственных мощностей, что объясняется тем, что рынок цемента зависит от двух факторов: географического и потребительского. Последний подразумевает размещение предприятий цементной промышленности вблизи крупных потребителей: промышленных центров, городов с высокой численностью населения, иными словами, тех мест, где активно ведется строительство. Однако без удобного расположения минерально-сырьевой базы даже при наличии крупного потребителя не обойтись - сырьевой фактор имеет важное значение. Именно поэтому все заводы Центральной части России расположены южнее границы зоны последнего оледенения. Причина этого - в определенном строении почвы севернее этой границы: там цемент-

ное сырье скрыто глубоко под землей. Добыча сырья для цементной промышленности не происходит подземным способом, т.к. это нерентабельно и его можно найти в другом, удобном для открытых разработок месте.

Полное использование мощностей цементных заводов для покрытия внутреннего спроса в субъектах их нахождения продуцирует ввоз цемента из других, в свою очередь, увеличивая среднюю дальность перевозки этой продукции до потребителя и рост транспортной составляющей в конечной его стоимости. Например, в 2013 г. дефицит цемента в ЦФО и СЗФО составлял соответственно 21 и 22 % от общего объема потребления, поэтому он завозился из других регионов страны. В ЮФО выявлено снижение потребления цемента в связи с завершением строительства олимпийских объектов, что привело к незначительному перепроизводству в районе 5 %. В СФО и ПФО перепроизводство в 2013 г. составило 8 и 18 % соответственно [8]. Перевозка цемента осуществляется всеми видами транспорта, но основная роль в данном направлении принадлежит железнодорожному транспорту, на долю которого приходится около 56 % перевозок [4]. Объемы транспортировки цемента на железнодорожном транспорте зависят от пропускной способности, сезонности перевозок, а также от фактического наличия и качества подвижного состава. Перевозка цемента осуществляется в хоппер-вагонах. При устойчивом росте внутреннего потребления возможна нехватка тоннажа для осуществления перевозок внутри страны как от российских производителей цемента до потребителей, так и со стороны импортеров. Для решения данной проблемы возможно применение следующих мер: переход на осуществление перевозок автомобильным транспортом либо приобретение или лизинг собственного подвижного состава.

Следующим основополагающим фактором в модели «конкурентного ромба» М. Портера является состояние спроса на рынке. Формирующийся спрос на рынке обусловливает создание производителя-

ми своих конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками рынка. Производители вынуждены реагировать на «вызовы» со стороны спроса, что побуждает их внедрять инновации, придерживаться строгих стандартов качества, снижать себестоимость продукции и т.д. С точки зрения М. Портера, добиться конкурентного преимущества по сравнению с другими производителями на мировом рынке национальная компания может в случае, если отечественные покупатели данного продукта являются наиболее разборчивыми и требовательными покупателями в мире. По оценкам специалистов, отечественные потребители не предъявляют высоких требований к качеству производимого цемента, что обусловлено действием целого ряда факторов. В РФ сертификация цемента не является обязательной. Федеральный закон «О техническом регулировании», принятый Государственной Думой 15 декабря 2002 г., подразумевает обязательную сертификацию только при наличии Технического регламента на цемент, который в России пока не принят [7]. Технический регламент Таможенного союза (Евразийского союза) вступает в силу только 1 октября 2015 г., а выданные ранее документы соответствия будут действительными до 2017 г. Ещё одной важной проблемой является отсутствие утвержденного перечня сертификационных организаций. Наличие множества аккредитованных сертифицированных организаций и недостаточное регулирование их деятельности приводят к снижению уровня контроля качества продукции. В связи с этим необходимо формирование нормативной, испытательной, производственной базы в соответствии с требованиями ЕС, а также их гармонизация в соответствии с европейскими и международными стандартами [2].

Вступление России в ВТО в 2012 г. способствовало изменению ситуации на рынке цемента в целом. Произошло усиление конкуренции за счет вхождения на отечественный рынок продукции иностранных производителей лучшего качества по более низкой цене, а также уменьшилась

доля продукции отечественных цементных производителей в объеме рынка, что обусловлено действием ряда факторов. Прежде всего, при вступлении в ВТО на нашу страну возложены следующие обязательства: отмена существующих и запрет на установление новых количественных ограничений на импорт промышленной продукции; снижение импортных тарифов (с 5 до 3 %); установление внутренней цены на газ для промышленных предприятий на основе коммерческих принципов; обеспечение равных условий для отечественных и импортных поставщиков при проведении государственных закупок, а также применение Единой системы преференций стран Таможенного союза (Евразийского союза) для развитых и наименее развитых стран и т. д. Последний пункт предполагает, что импорт цемента из развивающихся стран облагается 75 % от установленной ставки импортной пошлиной [8]. В этот список включены основные импортеры цемента в Россию, такие как Китай, Иран и Турция. Данное условие вступления в ВТО, как и перечисленные ранее, может негативно отразиться на российской цементной промышленности. В целом, анализ производства и потребления цемента в 2013 г. показывает, что в России сохраняется совокупный дефицит производства цемента в размере около 3 млн т [3].

Формирование спроса на российском рынке цемента в большой степени зависит от таких факторов, как темпы роста жилищного строительства и инфраструктуры; реализация нескольких крупных проектов в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу FIFA в 2018 г. На территории нашей страны ведется одновременное строительство 12 многофункциональных и современных спортивных сооружений. Также повышение потребления цемента в России может возрасти благодаря реализации стратегии долгосрочного развития ОАО «РЖД», согласно которой до 2030 г. планируется ввести в эксплуатацию сеть скоростных и высокоскоростных магистралей общей протяженностью 11,2 тыс. км. По предварительным подсчетам, на реализа-

цию данного проекта может потребоваться более 160 млн т цемента [8].

С точки зрения М. Портера, наличие в стране смежных и вспомогательных отраслей, обладающих конкурентоспособностью на мировом уровне, способствует созданию конкурентного преимущества страны в рассматриваемой отрасли [10]. Это происходит посредством обеспечения экпорто-ориентированных отраслей необходимым оборудованием, комплектующими изделиями, информацией и т.п. Результаты оценки состояния смежных и вспомогательных отраслей, связанных с производством цемента в рамках модели «конкурентного ромба» в России, показывают следующее. Конкурентоспособные на международном уровне отечественные поставщики создают преимущества для обслуживаемых ими отраслей несколькими способами. Во-первых, они обеспечивают своевременные и льготные условия поставки своим потребителям, предоставляют простой доступ к компонентам и оборудованию. Во-вторых, поставщики и конечные потребители, чьи предприятия расположены недалеко друг от друга, могут пользоваться теми конкурентными преимуществами, которые дают короткие линии связи, быстрое и постоянное движение информации и непрерывный обмен идеями и изобретениями. Кроме того, это способствует ускорению внедрения инновационных технологий производства. Однако исследования показывают, что в России слабо развиты важные для цементной промышленности вспомогательные отрасли. Это приводит к тому, что в России не производится инновационное оборудование для цементной отрасли, оно закупается за рубежом, отсутствует налаженная система машиностроительных, пуско-наладочных и ремонтных производств.

К основополагающему фактору модели «конкурентного ромба» М. Портера, играющему важную роль в обеспечении национального конкурентного преимущества страны в той или иной отрасли экономики, относится структура самого рынка [6]. Структура товарного рынка обусловливает характер соперничества и непосредствен-

но выбор рыночных стратегий компании, действующих на нем. Если конкурентная среда и соперничество между компаниями внутри страны отсутствуют, если стратегии компаний не ориентированы на деятельность в условиях рыночной конкуренции, то у таких компаний и на мировом рынке конкурентного преимущества не возникает. Наличие отечественных конкурентов на внутреннем рынке является мощным стимулом для модернизации производства и улучшения качества продукции для каждого из участников рынка. Компании вынуждены искать источники конкурентного преимущества, чтобы обеспечить сбыт товара. Таким образом, именно ожесточенное соперничество внутри страны вынуждает национальные компании ориентироваться на мировые рынки и добиваться успеха.

Мониторинг состояния цементной промышленности в России показывает, что в настоящее время сформировалась олигопо-листическая структура российского рынка цемента. При этом на внутреннем российском рынке действуют более 50 производителей цемента, которые представляют три группы: отечественные холдинговые компании; заводы, которые не входят в состав промышленных объединений, а также производители, принадлежащие иностранным холдингам. Ведущими российскими холдинговыми компаниями данного сектора экономики являются «Евроцемент Групп» и «Сибирский цемент».

К крупнейшим зарубежным предприятиям, представленным на российском рынке, относятся французская группа предприятий «Lafarge», немецкая группа «Heidelberg» и швейцарская группа предприятий «Holderbank» (в мае 2003 г. переименована в «Holcim») [8]. Российские предприятия, не включенные в состав холдинговых компаний, производят небольшие объемы цементной продукции (за исключением предприятий «Новоросцемент» и «Мордовцемент», которые входят в первую пятерку наиболее крупных производителей цемента в России). Данные, представленные на рис. 3, позволяют сделать вывод, что совокупная доля первых пяти

наиболее крупных производителей цемента составляет 56,3 % рынка. Иностранным цементным холдингам в сумме принадлежит 18,0 %. Остальная часть рынка приходится на региональных игроков. Именно олигополистическая структура российского цементного рынка объясняет тот факт, что, несмотря на конкуренцию между крупными игроками рынка, большинство из них

не осуществляет техническую модернизацию производства, мотивирую это, как правило, отсутствием инвестиций. Можно утверждать, что четвертый фактор модели «конкурентного ромба» М. Портера оказывает мощное стимулирующее воздействие на остальные факторы конкурентоспособности компаний.

■ "Евроцемент Груп"

■ "Новоросцемент" Н "Мордовцемент"

ЕЭ "Сибирский цемент" □ Heidelberg Cement BHolcim

■ "Себряковцемент"

■ Dyckerhoff

■ Lafarge

В "Востокцемент"

■ "Искитимцемент"

11 "Горнозаводскцемент"

■ "БазэлЦемент"

■ Прочие

Рис. 3. Российский рынок производителей цемента в 2013 г., % [6]

В модели «конкурентного ромба» М. Портера выделяются еще два дополнительных фактора, от которых зависят национальные конкурентные преимущества страны в международной конкуренции — это случайные события и действия государства. К случайным событиям относятся войны, крупные технологические сдвиги, резкие изменения цен на ресурсы, те или иные политические решения и другие непредвиденные обстоятельства. Государство, по мнению М. Портера, не может создавать конкурентоспособные отрасли экономики, это могут сделать только сами компании. Успех приносит скорее политика правительства, создающая условия для развития конкурентной среды, в которой компании могут добиться большего конкурентного преимущества, чем политика, предусматривающая прямое вмешательство государства в данный процесс. Государство играет скорее косвенную, чем непосредственную роль и может как пози-

тивно, так и негативно воздействовать на основные детерминанты «национального ромба». В частности, оно может оказывать содействие развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортоориентированны-ми отраслями, оказывать инвестиционную поддержку для технического перевооружения уже существующих цементных производств. Так, стоимость строительства нового современного завода с «сухой» технологией составляет 300.500 млн евро. Средний срок строительства составляет от трех до пяти лет, а средний срок окупаемости нового завода — до восьми лет [1].

Государственная поддержка отечественных производителей цемента способствует повышению их конкурентоспособности и осуществляется в соответствии с действующей «Стратегией развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года». Реализация первого этапа

(2011-2015) данной Стратегии предполагает увеличение доли производства цемента «сухим» способом до уровня 40 % [8]. Для преодоления негативных факторов и решения проблемы роста производства строительных материалов, в том числе цементной промышленности, в Стратегии предусматривается:

- создание инновационных кластеров в экономически развивающихся регионах (Сибирском, Дальневосточном и Северо-Кавказском ФО);

- обеспечение соответствия производственных технологических процессов и качества продукции требованиям экологической безопасности;

- обеспечение устойчивых темпов жилищного строительства и строительства промышленных и инфраструктурных объектов;

- модернизация оборудования, строительство эффективных очистных сооружений на действующих и строящихся предприятиях цементной отрасли за счет собственных средств организаций и предприятий, а также привлеченных внебюджетных средств, в том числе средств иностранных инвесторов;

- создание на территориях Центрального, Приволжского и Уральского ФО строительной базы по производству современного оборудования для предприятий промышленности строительных материалов;

- совершенствование нормативно-правового регулирования, касающегося данной сферы экономики [7].

Итак, исследование проблем развития предприятий цементной промышленности позволяет сделать вывод о необходи-

Список литературы _

мости повышения конкурентоспособности российских производителей цемента как на внутреннем, так и на международном уровнях. Сформировавшийся недостаточно высокий уровень конкурентоспособности российских производителей цемента обусловлен техническим состоянием самой цементной отрасли, которое характеризуется высоким уровнем физического и морального износа производственных мощностей российских заводов. Загруженные мощности действующих цементных заводов все меньше справляются с запросами строительной отрасли. В связи с большим спросом на внутреннем рынке Россия активно импортирует цемент, который значительно превышает экспорт данной продукции. В целом, необходимость модернизации и существенной реконструкции технической структуры производства отечественных цементных заводов обусловлена усилением конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Таким образом, использование модели «конкурентного ромба» М. Портера позволило выявить проблемы формирования конкурентных преимуществ и определить пути повышения конкурентоспособности российских производителей цемента за счет развития отраслевых факторов производства, соответствующих мировым стандартам; удовлетворения спроса на основе использования инновационных технологий производства; совершенствования системы управления качеством продукции; развития смежных и вспомогательных отраслей, комплекса пуско-наладочных и ремонтных организаций; привлечения в отрасль инвестиционных ресурсов, в том числе государственных.

1. Бернштейн Л.Г. Цементная промышленность России. Мифы, реальность и перспективы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.giprocement.m/about/aгticles.Ы:ml/p=12 (дата обращения: 20.12.2015).

2. Бикбау М.Я. Производство цемента, высокопрочных и долговечных бетонов [Электронный ресурс]. Режим доступа: bikbau-marsel.narod.rU/olderfiles/1/zement.pdf (дата обращения: 20.12.2015).

3. Буров М. Как восстановить цементную промышленность России [Электронный ресурс] // Научный журнал Строительство.т. Режим доступа: http://rcmm.ru/content/topics/117.html (дата обращения: 17.03.2015).

4. Губанов А. Тенденции развития цементной промышленности [Электронный ресурс] // Капитал страны от 02.02.2011. Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/article/18165 (дата обращения: 16.02.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пономарев В. «Осушение» промышленности [Электронный ресурс] // Эксперт. № 47 (780) 28.11.2011. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2011/47/osushenLe-promyishIennosti/ (дата обращения: 23.02.2015).

6. Портер М. Конкурентные преимущества стран [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// lukyanenko.at.ua/_ld/3/300_.pdf (дата обращения: 12.01.2015).

7. Потапов В. Обзор цементной отрасли стран Таможенного союза / / Ernst & Young Global Limited,

2013. Режим доступа: ey.com (дата обращения: 03.03.2015).

8. Хрусталев Е. Обзор цементной отрасли стран Таможенного союза / / Ernst & Young Global Limited,

2014. Режим доступа: ey.com (дата обращения: 23.01.2015).

9. Porter M.E. On Competition. Updated and Expanded Ed. Boston: Harvard Business School Publishing, 2008. 397 p.

10. Porter M.E. The Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. NY: Free Press, 1998. 592 p.

List of literature _

1. Bernstein L.G. Tsementnaya promyshlennost Rossii. Mify, realnost i perspektivy (The cement industry of Russia. Myths & Realities and Prospects) Available at: http://www.giprocement.ru/ about/articles.html/ p=12 (accessed 01.02.2015).

2. Bikbau M.Ya. Proizvodstvo tsementa, vysokoprochnyh i dolgovechnyh be-tonov (Production of cement, high strength and durable concrete) Available at: bikbau-marsel.narod.ru/olderfiles/1/zement.pdf (accessed 20.01.2015).

3. Burov M. Kak vosstanovit tsementnuyu promyshlennost Rossii (How to restore the cement industry in Russia): Scientific Journal Stroitelstvo.ru Available at: http://rcmm.ru/content/topics/117.html (accessed 17.03.2015).

4. Gubanov A. Tendentsii razvitiya tsementnoy promyshlennosti (Trends in the development of the cement industry): Capital of the country by 02.02.2011 Available at: http://kapital-rus.ru/articles/article/18165 (accessed 16.02.2015).

5. Ponomarev V. Ekspert (Industry expert), no. 47 (780) 28.11.2011 Available at: http://expert.ru/ expert/2011/47/osushenie-promyishlennosti/ (accessed 23.02.2015).

6. Porter M. Konkurentnye preimushhestva stran (Competitive advantages of the countries) Available at: http://lukyanenko.at.ua/_ld/3/300_.pdf (accessed 12.01.2015).

7. Potapov V. Obzor tsementnoy otrasli stran Tamozhennogo soyuza (Overview of the cement industry of the Customs Union): Ernst & Young Global Limited, 2013 Available at: ey.com (accessed 03.03.2015).

8. Khrustalev E. Obzor tsementnoy otrasli stran Tamozhennogo soyuza (Overview of the cement industry of the Customs Union): Ernst & Young Global Limited, 2014 Available at: ey.com (accessed 23.01.2015).

9. Porter M.E. On Competition. Updated and Expanded Ed [On Competition. Updated and Expanded Ed]. Boston: Harvard Business School Publishing, 2008. 397 p.

10. Porter M.E. The Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance [The Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance]. NY: Free Press, 1998. 592 p.

Коротко об авторах-

Шутько Лариса Геннадьевна, канд. экон. наук, доцент, Кузбасский государственный технический университет им.

Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, Россия. Область научных интересов: рыночная конкуренция

[email protected]

Мерзлякова Светлана Борисовна, аудитор, аудиторская компания ООО «Аудит-Оптим-К», г. Кемерово Россия. Область научных интересов: рыночная конкуренция [email protected]

Briefly about the authors _

Larisa Shutko, candidate of economic sciences, associate professor, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, Kemerovo, Russia. Sphere of scientific interests: market competition

Svetlana Merzlyakova, auditor, audit company OOO «Audit-Optim-K», Kemerovo, Russia. Sphere of scientific interests: market competition

Образец цитирования_

Шутько Л.Г., Мерзлякова С.Б. Оценка потенциала конкурентоспособности российских производителей цемента на мировом рынке с точки зрения модели «конкурентного ромба М. Портера» // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 4. С. 129-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.