Научная статья на тему 'Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России'

Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2746
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оболенский Владимир Петрович

В статье анализируются условия и факторы расширения масштабов инвестиционной и инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественного производства и задачи государства и крупного бизнеса в содействии созданию конкурентоспособной экономики, укреплению позиций страны на рынках высоких технологий. Исходя из опыта развитых стран, подчеркивается необходимость расширения набора внешнеторговых инструментов поддержания конкурентоспособности отечественных товаров и услуг в условиях присоединения к ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

В статье анализируются условия и факторы расширения масштабов инвестиционной и инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественного производства и задачи государства и крупного бизнеса в содействии созданию конкурентоспособной экономики, укреплению позиций страны на рынках высоких технологий. Исходя из опыта развитых стран, подчеркивается необходимость расширения набора внешнеторговых инструментов поддержания конкурентоспособности отечественных товаров и услуг в условиях присоединения к ВТО.

В процессе глобализации мировой экономики повышается степень открытости национальных хозяйств и как следствие происходит относительное выравнивание условий конкуренции. Правительства большинства стран мира, придерживаясь норм Всемирной торговой организации (ВТО), обеспечивают иностранному бизнесу на своей территории режим либо наибольшего благоприятствования, либо национальный. В результате на рынках отдельных стран или их союзов национальные и зарубежные фирмы и предприятия оказываются примерно в сходных условиях хозяйственной деятельности.

Конкурентоспособность выступает универсальным требованием, предъявляемым открытым хозяйством к любому национальному экономическому субъекту. Быть конкурентоспособным - значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего или внешнего.

Преимущества в экономическом соревновании национального хозяйства, отдельных его отраслей и предприятий обусловливают динамику производства товаров и услуг, уровень занятости и доходов населения. В зависимости от уровней конкурентоспособности отраслей и фирм складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой конкретной страны. Следовательно, мирохозяйственные позиции стран, в том числе и России, в решающей мере определяются их конкурентоспособностью1.

Современная Россия располагает масштабным промышленным потенциалом. Однако так называемые детерминанты ее конкурентных преимуществ - факторы производства, условия спроса в стране, состояние родственных и поддерживающих отраслей, стратегии фирм - недостаточно развиты в качественном отношении2, что определяет низкую конкурентоспособность отечественных готовых изделий. В результате иностранные фирмы занимают прочные позиции на российском рынке готовой продукции, а российские производители выходят на внешние рынки сбыта в основном с сырьем и изделиями первого передела. В международном товарном обмене Россия участвует, таким образом, в роли кладовой сырьевых ресурсов, что характерно, главным образом, для развивающихся стран.

Возможности стабильного экономического роста и изменения положения страны на мировых рынках, следовательно, во многом зависят от того, как будет решаться в новом веке задача повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

1 В последнее время отечественные исследователи уделяют заметное внимание анализу конкурентоспособности России и определению путей ее повышения. См., например, [1].

2 О качестве детерминант конкурентных преимуществ России см. [2].

Расширение источников конкурентных преимуществ: роль государства и бизнеса. Теория международной конкуренции рассматривает экономический рост в направлении усложнения источников конкурентных преимуществ и укрепления позиций высокоэффективных сегментов и секторов. Уровни экономического развития различных стран представлены в ней в виде ряда стадий конкуренции, различающихся масштабами использования вышеперечисленных детерминант конкурентных преимуществ (четырех сторон конкурентного «ромба»).

Стадия развития конкуренции на основе факторов производства, которую не миновала по существу ни одна страна в мире, характерна тем, что конкурентные преимущества обеспечиваются лишь благодаря производственным факторам -природным ресурсам, благоприятным условиям для выращивания сельскохозяйственных культур, избыточной и дешевой рабочей силе. Круг отраслей, способных выдержать требования международной конкуренции на основе использования только этих факторов, остается чрезвычайно узким. Кроме того, на этой стадии экономика чрезвычайно чувствительна к изменениям конъюнктуры на внешних рынках (например, сокращению спроса в ходе циклических кризисов) и валютных курсов.

Стадия развития конкуренции на основе инвестиций предполагает готовность и способность национальных фирм к активному инвестированию. На этой стадии фирмы вкладывают средства в современное, эффективное оборудование и прогрессивные технологии, которые можно приобрести на мировом рынке. За счет этих инвестиций закупаются лицензии и создаются совместные предприятия. Решающим условием выхода на эту стадию является, однако, способность фирм не столько использовать, сколько совершенствовать приобретенные иностранные технику и технологии, выпускать продукцию улучшенного ассортимента.

Активное инвестирование экономики происходит вследствие общенационального признания приоритетности направления средств в производство и обеспечения устойчивого экономического роста по сравнению с текущим потреблением. Государство в этих условиях играет важную роль, способствуя направлению капиталовложений в отдельные отрасли, стимулируя приобретение передовой технологии и поощряя экспорт.

Повышение конкурентоспособности на основе инвестиций возможно, главным образом, в капиталоемких отраслях, использующих эффект масштаба выпуска стандартизованной продукции, но еще широко применяющих ручной труд.

Эта стадия характеризуется быстрым ростом занятости, заработной платы и издержек. Поэтому ресурсами конкурентоспособности в данном случае выступают уже производственные факторы, растущий внутренний спрос, стратегия и соперничество фирм (три стороны конкурентного «ромба»). Круг отраслей, в которых национальные фирмы проявляют высокую конкурентоспособность, на этой стадии гораздо шире, чем на предыдущей.

Стадия развития конкуренции на основе нововведений достигается при действии всех составляющих конкурентного «ромба» в широком круге отраслей. На этой стадии создаются и развиваются новые специализированные производственные факторы, усложняется структура спроса, бурно развиваются родственные и поддерживающие отрасли, фирмы переходят к разработке глобальных стратегий, становясь менее уязвимыми от ценовых шоков и изменений валютных курсов. Круг сегментов, в которых национальные фирмы успешно конкурируют на мировом рынке, все время расширяется, причем не только за счет отраслей, выпускающих товары, но и во многом за счет сферы услуг.

Повышение конкурентоспособности на этой стадии инициируется дефицитом производственных факторов, стимулирующим введение новых техники и технологий. Развиваются все аспекты конкурентного соперничества - номенклатура про

дукции, производственные процессы, система организации сбыта и т. д. Главную роль играет частный сектор, указывающий ориентиры изменений и принимающий на себя риск внедрения новшеств. Поэтому государство, в отличие от предыдущей стадии, в меньшей степени использует формы прямого вмешательства в экономические процессы, переходя к косвенному регулированию, т. е. к стимулированию создания все более прогрессивных факторов, повышения качества внутреннего спроса, поощрению новых сфер и внутренней конкуренции.

Стадия развития конкуренции на основе богатства характеризуется неминуемым спадом производства. Происходит это потому, что заинтересованность инвесторов, менеджеров и индивидов смещается в направлении, подрывающем устой-

~3

чивость процессов инвестирования и нововведений .

Очевидно, что Россия находится лишь на стадии развития конкуренции на основе факторов производства. Очевидно также, что для обеспечения стабильного экономического роста и укрепления позиций в мировой экономике ей в настоящее время жизненно необходимо расширить круг конкурентных преимуществ на основе активизации использования инвестиций и инноваций.

Без существенного повышения инвестиционной активности окажутся невозможными формирование постиндустриальной структуры экономики и ликвидация последствий однобокой индустриализации (выражающейся, в частности, в слабой механизации сельского хозяйства и неразвитости транспортных коммуникаций), приближение к мировому уровню технологий производства товаров и услуг.

Активизация инвестиционного процесса предполагает соответственно увеличение (абсолютное и относительное в процентах к ВВП) валового сбережения, резко сократившегося за 90-е годы из-за неспособности отечественных предприятий компенсировать уход государства из сферы капиталообразования. Рост сбережений окажется возможным, если основной массе российских предприятий удастся повысить рентабельность производства и стабильно наращивать объем прибыли - главный источник сбережения. Поэтому важнейшим условием роста сбережений представляется улучшение финансового состояния реального сектора, включая реструктуризацию или ликвидацию убыточных предприятий.

Но для интенсификации процессов восстановления и обновления основного капитала недостаточно только увеличения сбережений. Особенность современной ситуации в отечественной экономике заключается в том, что объем капиталовложений существенно уступает величине валового сбережения, значительная часть которого уходит либо в теневой сектор4, либо за рубеж, в том числе на погашение внешнего долга. Согласно исследованиям, сбережение в последние годы остается чрезмерным по сравнению с реальными возможностями инвестирования внутри страны и причины этого - в отсутствии нормального инвестиционного климата [5, с. 45]. Поэтому улучшение условий инвестирования - первоочередная проблема, которую предстоит решить в целях обеспечения роста капиталовложений. Важную роль в этом должны сыграть меры, направленные на снижение инфляции, укрепление банковской системы, дальнейшее реформирование налогообложения, декриминализацию бизнеса и др.

Увеличение сбережений и накоплений позволит приступить к преобразованию морально устаревшего отечественного технологического базиса: к началу нынешнего века износ основных фондов в промышленности составлял 52,4% при коэффициенте их обновления 1,1%. Располагая такими основными фондами, сложно, если вообще возможно, выпускать конкурентоспособную на мировых рынках про

3 Указанные стадии развития конкуренции подробно описаны М. Портером (см. [3]).

4 По оценке группы экономистов во главе с проф. Ф. Шнайдером (Австрия), доля теневой экономики в ВВП России достигает 40% и по этому показателю она находится на 6-м месте в мире. Той же цифрой оперирует комитет Госдумы по безопасности. Данные Госкомстата РФ значительно меньше — 23% ВВП (см. [4]).

дукцию. Для замены существенной части технологического базиса требуется громадный объем капитальных вложений - более 2 трлн. долл. в ближайшие 20 лет [6, с. 5]. Это означает, что среднегодовой объем инвестиций в основной капитал предстоит увеличить в 2,5 раза по сравнению с концом прошлого века, а темпы их прироста -до 8% в год. Поддержание таких темпов на протяжении 20-летия при неизбежных колебаниях хозяйственной конъюнктуры представляется непростой задачей, даже с учетом того, что в условиях экономического роста Россия уже достигла в 1999-2001 гг. более высокого среднегодового прироста инвестиций - 10,3%.

Не менее сложной проблемой ближайшего будущего является активизация использования инновационного фактора развития. В этих целях предстоит решить ряд серьезных вопросов, связанных с финансированием исследований и разработок, их внедрением в производство и массовым выпуском инновационной продукции.

Инновационная система рыночного типа в России пока не сложилась из-за ограниченности направляемых на поддержку науки ресурсов федерального бюджета и платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны предпринимательского сектора, ухудшения качественных характеристик научных кадров и материально-технической базы исследований.

К началу нынешнего века расходы на исследования и разработки в стране составляли немногим более 1% ВВП, что соответствовало в абсолютном выражении затратам начала 60-х годов. Между тем развитые страны, задающие тон в сфере обновления технологий и торговле высокотехнологичной продукцией, тратят на НИОКР значительно больше - 2-2,5% ВВП. В условиях, когда ранее накопленный Россией потенциал НИОКР во многом израсходован, объем их финансирования представляется недостаточным для поддержания передового технологичекого уровня. Значительное недофинансирование науки в течение последнего 10-летия -периода, сопоставимого со средним сроком разработок в авиационной, космической и других ведущих наукоемких отраслях, - создало, по мнению специалистов, потенциальную угрозу замедления экономического роста и даже нового спада, дальнейшего технологического отставания от развитых стран [7, с. 8].

За последние 10 лет прошлого века в России число научных сотрудников сократилось почти вчетверо - с 3 млн. до 800 тыс. [8], часть оборудования в конструкторских бюро и научных лабораториях морально и физически устарела и требует замены. В связи с отсутствием финансирования уникальное экспериментальное оборудование, которым располагают научные академические центры, находится в законсервированном состоянии и используется лишь периодически.

В результате инновационная активность отечественной промышленности невысока: удельный вес внедряющих инновации промышленных предприятий и доля отгружаемой ими инновационной продукции в объеме промышленного производства ничтожно малы - около 1 и 2% соответственно [9, с. 176, 278, 279].

При таких незначительных масштабах инвестиционной и инновационной деятельности существенное повышение конкурентоспособности отечественных отраслей и предприятий маловероятно. Поэтому рост инвестиций, разработка и внедрение инноваций объективно становятся первоочередными задачами российского государства и отечественных предпринимательских кругов.

Возможности национальных предприятий и фирм сохранять и приумножать конкурентные преимущества во многом определяются состоянием экономической среды, которая благоприятствовала бы поддержанию конкурентоспособности на фирменном уровне. Поэтому формирование такой среды - одна из важнейших задач государства в рыночной экономике. Не случайно в развитых странах за последние 20 лет участие государства в повышении конкурентоспособности отечест

венных производителей заметно возросло. В этих странах разрабатываются и реализуются специальные программы обеспечения конкурентоспособности, развития и удешевления необходимой для этого инфраструктуры - науки, систем связи, сбора информации, - пересматривается налоговое законодательство в целях поощрения конкурентоспособных отраслей.

В России ничего похожего не наблюдается. Целями экономической политики государства в 90-е годы являлись хозяйственная либерализация, приватизация и финансовая стабилизация. Эта политика, как известно, не привела к появлению эффективных собственников, которые были бы заинтересованы, прежде всего, в росте производства на принадлежащих им предприятиях, изыскании финансовых ресурсов для инвестиций в основной капитал и внедрения инноваций. Следствием этой политики стали постоянный дефицит оборотных средств у значительной части отечественных предприятий, ограничение возможностей осуществлять расширенное воспроизводство и проводить техническую модернизацию. Оказались по существу вне поля зрения расширение производственной базы экспорта в отраслях высоких технологий, развитие перспективных импортозамещающих производств, коренное совершенствование транспортной и информационной инфраструктур. Отечественный капитал концентрировался, главным образом, в торгово-финансовой сфере и вывозился за рубеж.

На текущее 10-летие разработана стратегия социально-экономического развития, цель которой - обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва в уровне благосостояния с ведущими зарубежными странами. Стратегией намечено создание условий для модернизации и подъема отечественной экономики, более активного ее включения в систему мирохозяйственных связей.

Цели стратегии нашли отражение в среднесрочной программе развития страны, утвержденной правительством в июле 2001 г. [10]. В ней предусмотрено решение важных социальных, институциональных, макроэкономических и структурноинвестиционных задач, намечены меры, необходимые для совершенствования экономической среды, улучшения инвестиционного и предпринимательского климата. Предполагается, в частности, обеспечить защиту прав собственности, уменьшить налоговую нагрузку на юридических и физических лиц, усовершенствовать процедуру банкротства, снять бюрократические преграды развитию бизнеса, наладить работу по принуждению к исполнению. Кроме того, планируется выровнять условия конкуренции путем отмены различных льгот и привилегий, предоставленных ранее отдельным экономическим субъектам, реформировать естественные монополии. Намечается также завершить реструктуризацию банковской системы, обратить особое внимание на ее связь с реальным сектором, снизить стоимость кредита, решить проблему неплатежей и уменьшить степень натурализации обмена.

Государство намерено поощрять привлечение в экономику инвестиций частного сектора, в том числе иностранных, и обеспечивать максимальную эффективность инвестирования бюджетных средств. Оно предполагает поддерживать своими инвестициями в основном социальную сферу, экономическую инфраструктуру, охрану окружающей среды и оборонно-промышленный комплекс, а также развитие высоких технологий. Годовые темпы прироста инвестиций в основной капитал в период 2002-2004 гг. прогнозируются на уровне соответственно 6, 4,5 и 7%.

Научно-техническая и инновационная политика нацелены на содействие созданию конкурентоспособной экономики, укрепление позиций страны на рынках высоких технологий. Государство намечает сформировать механизм своего участия в поддержке инвестиций в инновации, прежде всего, в новые секторы и отрасли экономики. Кроме того, оно предполагает постепенно увеличивать финансирование фундаментальных исследований и научно-технических разработок, реализуемых в рамках государственных программ. Перечень приоритетных направлений развития

науки уже определен: в него включены 53 критические технологии в 9-ти областях научных исследований [11].

Правительственные идеологи реформ ставят во главу угла задачи проведения либеральной внешнеэкономической политики, совершенствования судебной системы и государственного управления, стимулирования предпринимательства [12]. Складывается, однако, впечатление, что правительство в эйфории от улучшения ситуации в экономике в результате девальвации рубля и улучшения внешнеэкономической конъюнктуры рассчитывает на автоматическое решение проблемы повышения конкурентоспособности отечественных производителей под воздействием институциональных преобразований.

К сожалению, исполнительная власть в своих действиях продолжает придерживаться сложившихся ранее шаблонов. В частности, с большим трудом изживается чисто фискальный подход к решению многих проблем, ряд решений правительства, как и ранее, принимается, главным образом, в интересах российских олигархов, объединившихся ныне в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Часто полностью игнорируются те обоснованные рекомендации специалистов, которые идут вразрез с выводами правительственных аналитиков.

Конечно, при осуществлении намеченных среднесрочной программой мер можно в принципе ожидать определенного улучшения состояния конкурентной среды. Вместе с тем в планах дальнейшего реформирования экономики, на наш взгляд, в недостаточной мере учитываются потребности развития таких факторов конкурентных преимуществ России, как расширение совокупного внутреннего спроса и формирование кластеров конкурентоспособных отраслей. В этом плане важное значение имело бы стимулирование малого бизнеса, в том числе в сфере услуг, способного гибко приспосабливаться к потребностям рынка, оперативно переналаживать производство и, кроме того, обеспечивать рост занятости и доходов населения. В последние годы проблемы развития малого бизнеса только обозначались, но не решались, поэтому удельный вес этого сектора в производстве ВВП составляет, по различным оценкам, всего 12-15%, тогда как в европейских странах он в 3-4 раза выше.

В расширении внутреннего спроса государство должно играть более активную роль. Оно имеет возможности обеспечивать законодательным путем увеличение потребительского спроса, исполнение принятых законов, касающихся роста минимального уровня оплаты труда, зарплаты работников бюджетной сферы, пенсий, стипендий, денежного содержания военнослужащих, стимулировать инвестиционный спрос путем дальнейшего снижения уровня налогообложения предприятий, размещения на конкурсной основе государственных заказов, долевого финансирования отдельных важных производственных проектов, кредитования модернизации производств через банки с государственным участием и т. д.

Принципиально важен вопрос разработки и осуществления государством четко обоснованной промышленной политики. Правительству не удалось сформулировать ее в предыдущие годы, современные же правительственные стратеги не видят в ней смысла, считая объективно невозможным выбор отраслевых приоритетов в условиях постиндустриального общества. По нашему мнению, промышленная политика стране необходима. Ее основной целью и должно стать постепенное формирование взаимосвязанных конкурентоспособных отраслей и производств. В пользу такой политики говорят также прагматические соображения: при присоединении России к ВТО неизбежно предстоит определить, какие отрасли и в какой мере необходимо поддерживать и защищать на протяжении переходного - 5-7 лет-периода после присоединения.

От способности правительства реализовать намеченную на перспективу программу действий во многом зависят результаты решения проблемы повышения

конкурентоспособности. Без целенаправленной деятельности государства, улучшающей состояние экономической среды, отечественный бизнес, которому предстоит сыграть ключевую роль в развитии конкурентных преимуществ, не будет иметь необходимых для этого мотиваций.

На рынках товаров и услуг в конечном итоге конкурируют не столько государства, сколько конкретные предприятия и фирмы. В процессе дальнейшей адаптации к рыночным отношениям российскому предпринимательству неизбежно придется менять прежние ориентиры, утвердившиеся в период «дикого» капитализма, и осваивать нормы цивилизованного ведения бизнеса, формировать новую этику деловых отношений, использовать в своей деятельности стратегии, нацеленные на развитие предприятий, удовлетворение потребностей рынка при одновременной максимизации прибыли, поддержание надлежащего уровня конкурентоспособности.

Отечественные предпринимательские круги приходят к пониманию необходимости изменения характера взаимоотношений в бизнесе: под эгидой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг разработан кодекс корпоративного поведения. У российских предпринимателей формируется осознание того, что обновление основного капитала и внедрение инноваций - ключ к повышению конкурентоспособности предприятий.

Чтобы инвестиции превратились в надежный источник конкурентных преимуществ, отечественным предприятиям в предстоящем 20-летии потребуется, исходя из имеющихся оценок, использовать на капитальные вложения примерно 1,2 трлн. долл. собственных средств - прибыли и амортизационных отчислений. Кроме того, им предстоит привлечь еще около 0,4 трлн. долл. в виде банковских кредитов, портфельных и прямых иностранных инвестиций. При этом основные объемы инвестиций следует направлять не на восстановление старых и выбывающих мощностей, как это практикуется сейчас, а на модернизацию производства и повышение его технологического уровня, в том числе путем закупок импортного оборудования. Это - чрезвычайно масштабная и сложная задача, требующая для своего решения существенного роста прибыли предприятий.

Увеличить массу прибыли в масштабе всего народного хозяйства первоначально возможно, главным образом, за счет использования действующих производственных мощностей и роста выпуска продукции, конкурентоспособной преимущественно на внутреннем рынке. По оценкам специалистов, более полная загрузка имеющихся мощностей позволит увеличить объемы производства в период до 2005 г. на 35-40% [13]. Это даст возможность примерно в той же степени увеличить массу прибыли и сбережений в реальном секторе. Наращиванию прибыли объективно будет способствовать также прогнозируемый правительством рост цен и умеренная инфляция (6% в 2010 г.) на внутреннем рынке, в первую очередь цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий.

Превращение инвестиций в один из источников конкурентных преимуществ предприятий зависит не только от увеличения их объемов, но и от изменения их отраслевой направленности, которая в настоящее время не способствует прогрессивной перестройке структуры промышленности: примерно половина вложений в основной капитал приходится на топливно-энергетический комплекс и транспорт. Перелив капитала из сырьевых отраслей в обрабатывающую промышленность незначителен по объему и осуществляется, главным образом, в рамках спонтанно развивающихся диверсифицированных промышленных холдингов типа «Северстали», «Русала» или «Интерроса». Однако их вложения кардинально не меняют ситуацию, доля обрабатывающих отраслей в общем объеме инвестиций остается весьма низкой, в том числе пищевой промышленности - 3,3%, машиностроения и металлообработки - 3, химии и нефтехимии - 1,7% [14, с. 320].

В этой связи важное значение для отечественных предпринимателей приобретает вопрос укрупнения бизнеса. Не секрет, что в настоящее время всерьез конкурировать с иностранными фирмами могут по существу только российские естественные монополии и отдельные нефтяные компании (по итогам 2001 г. в число 500 крупнейших компаний мира вошли российские «Газпром», ЮКОС, «ЛУКойл» и «Сургутнефтегаз»). Без концентрации промышленного и финансового капиталов в рамках, установленных антимонопольным законодательством, противостоять транснациональным корпорациям на рынках чрезвычайно сложно. Естественно, что процесс укрупнения бизнеса отнюдь не подразумевает поглощения относительно крупными структурами всех имеющихся родственных средних и мелких предприятий, малого предпринимательства. Многие из них, очевидно, сохранятся как самостоятельные производственные единицы либо как партнеры крупных предприятий.

Основной массе руководителей отечественного бизнеса, если они рассчитывают удержаться на рынке, придется уделять больше внимания инновациям, внедрение которых не является приоритетной задачей даже у большинства крупных компаний. Результаты опросов показывают, что только треть российских предприятий считает инновации необходимым условием повышения своей конкурентоспособности, улучшения качества либо снижения себестоимости продукции. Исходя из этого, они самостоятельно ведут НИОКР, заказывают их у других организаций, закупают лицензии. В результате доля предпринимательского сектора во всех расходах страны на научные разработки составляет всего около 16%. Это намного меньше, чем в развитых странах, где частные компании обеспечивают 60-70% общенациональных затрат на НИОКР. Для российского бизнеса эти показатели могли бы стать ориентиром в процессе мобилизации дополнительных ресурсов для финансирования научных исследований.

Расширению масштабов проведения научных разработок и их внедрению в производство могла бы способствовать активизация венчурного (рискового) финансирования. Отечественные компании, объединенные в Российскую ассоциацию венчурного инвестирования, уже вложили в экономику около 400 млн. долл., что примерно в 1,3 раза больше объема инвестиций в нематериальные активы во всем народном хозяйстве в 2000 г. Однако по оценке Минпромнауки, успешные вложения в развитие высоких технологий чрезвычайно редки. Поэтому государство намерено показать пример частному бизнесу в сфере венчурного финансирования и направить в сферу высоких технологий примерно 200 млн. долл. в течение двух ближайших лет [15, с. 157].

Обеспечение конкурентоспособности средствами внешнеэкономического регулирования. Экономический рост в России, как показывают результаты последних 3-х лет, стал возможным благодаря открытости экономики и активному использованию внешнеэкономического фактора. Без развития активного обмена с внешним миром России не обойтись и в ближайшей перспективе. При этом она вынуждена использовать в полной мере имеющиеся у нее, хотя и недостаточно ощутимые, конкурентные преимущества. Вместе с тем бесспорно, что сегодняшнюю однобокую топливно-сырьевую внешнеэкономическую специализацию, которая не может служить надежной основой для стабильного роста, необходимо сменить.

Стратегия дальнейшего включения страны в мировую экономику, по мнению специалистов, должна состоять в ориентации на формирование «двухполюсной» международной специализации, базирующейся на использовании и природноресурсного, и научно-технологического потенциала [16, с. 37]. Необходимость продвижения в этом направлении вытекает из анализа обеспеченности страны факторами производства, на которых основывается специализация, - трудом, капиталом, природными ресурсами и технологиями.

Труд и капитал в ближайшей перспективе не смогут выступать надежной основой изменения специализации страны. Россию ожидает сокращение численности экономически активного населения, что ограничит ее возможности расширения производства трудоемкой продукции. Абсолютное и относительное снижение валового сбережения и накопления, произошедшее в 90-е годы, не позволяет рассчитывать на то, что отечественный капитал уже сейчас может стать мощным источником обновления основных фондов в отраслях, для которых важнейшим элементом производства является овеществленный капитал.

Природными ресурсами страна, напротив, не обделена. В таких условиях неизбежна опора на использование естественного ресурсного преимущества в качестве источника развития, что характерно для развитых стран (Великобритания, Канада, Норвегия и др.). Специализация на добыче сырья предполагает прогресс в технологиях его добычи, углубление переработки, обновление и расширение транспортной инфраструктуры, снижение производственных и транспортных издержек.

Сохраняющийся высокий технологический потенциал в оборонных и некоторых других отраслях промышленности, наличие передовой науки и сферы прикладных исследований - еще один реальный источник развития. Его всемерное использование диктуется не только интересами укрепления позиций страны на внешних рынках. С помощью современных отечественных технологий могут быть удовлетворены потребности модернизации производственного аппарата в добывающей промышленности и отраслях по первичной переработке сырья. Это в свою очередь создаст предпосылки для увеличения Россией экспорта готовой продукции.

В рамках стратегии формирования «двухполюсной» международной специализации ближайшие задачи внешнеэкономической политики:

- не допускать снижения ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта и импортозамещающего производства;

- стимулировать экспорт, особенно продукции, созданной на основе высоких технологий;

- обеспечивать защиту отраслей и производств, потенциально конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

Набор механизмов для сохранения ценовой конкурентоспособности основной массы российских экспортных товаров - сырья и полуфабрикатов, а также импортозамещающей продукции - в условиях рынка достаточно ограничен. Один из таких механизмов - регулирование цен на продукцию и услуги естественных монополий - газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки. От уровня этих цен в немалой степени зависит объем затрат на производство продукции во всех отраслях экономики. Так, доля затрат на электроэнергию в производственных затратах народного хозяйства в целом составляет 8%, а в промышленности - 10,4%, причем за счет ценового фактора эта доля постепенно растет. За 1990-1998 гг. цены на электроэнергию, например, выросли в 6,7 тыс. раз при увеличении цен в других отраслях промышленности в 1,6-3,9 тыс. раз [17, с. 6, 80].

Регулирование цен естественных монополий в условиях сохраняющейся инфляции, очевидно, не должно сводиться к их «замораживанию» либо минимальному уровню роста цен. Но, видимо, не следует допускать и того, чтобы темпы роста цен монополий были намного выше темпов роста в народном хозяйстве в целом.

Второй действенный механизм поддержания конкурентоспособности отечественных товаров и услуг - целенаправленное воздействие на валютный курс рубля Центрального банка (ЦБ) России. Обменный курс, на наш взгляд, вряд ли продуктивно рассматривать только как макроэкономический индикатор, по динамике которого оценивается состояние народного хозяйства, только как «якорь», удерживающий экономику от гиперинфляции. Нелишне, наконец, извлечь уроки из миро

вого опыта, который показывает, что в развивающихся странах и странах с переходной экономикой сознательно поддерживается заниженный относительно паритета покупательной способности (ППС) валютный курс. Делается это потому, что указанные страны, как правило, обременены внешней задолженностью и страдают от утечки капиталов. Для финансирования того и другого требуется, чтобы экспорт товаров и услуг устойчиво превышал их импорт. Заниженный валютный курс как раз и помогает поддерживать положительное торговое сальдо. Использование же валютного курса только для борьбы с инфляцией может быть чревато чрезмерным ростом реального курса и валютным крахом.

Общеизвестно, что повышение курса национальной валюты или «подтягивание» его к ППС сближает внутренние цены с мировыми. В результате неизбежно снижается ценовая конкурентоспособность отечественных производителей, что, в принципе, ведет к сокращению экспорта и росту импорта .

Для России, сталкивающейся с перманентными трудностями в обслуживании государственного внешнего долга и испытывающей недостаток иностранных инвестиций, по нашему мнению, неприемлема линия на неуклонное повышение реального курса рубля. Отечественный опыт это подтверждает: преждевременный переход к фиксированному курсу в рамках «валютного коридора» закономерно привел к масштабной девальвации национальной валюты осенью 1998 г.

После девальвации ЦБ придерживается политики «плавающего» валютного курса и стремится не допускать резких курсовых колебаний. При этом он исходит из необходимости обеспечить конкурентоспособность важнейших экспортных отраслей, умеренный протекционизм для отраслей жизнеобеспечения населения и поддержание значительного активного сальдо по текущим операциям платежного баланса, что позволило бы России выполнять обязательства по внешнему долгу. В 1999-2001 гг. режим «плавающего» курса способствовал укреплению рубля: в реальном выражении по отношению к доллару США за 2000 г. он «подорожал» более чем на 11%, а за 7 мес. 2001 г. - на 14% [18].

Расчеты Банка России показывают, что экспорт основной массы отечественных товаров (более 60%) оставался до конца 2001 г. рентабельным, поскольку возрастание закупочных цен на внутреннем рынке в последние 3 года компенсировалось ростом мировых цен. Текущий рыночный курс рубля, согласно банку, обеспечивал значительный запас эффективности внешнеторговых операций с экспортными товарами. Вместе с тем приводимые самим банком данные показывают, что с середины 2001 г. происходило снижение эффективности экспорта, к концу года составившее примерно 20 проц. п. - с 55 до 35% [19, с. 21-22].

Представляется, что возможности дальнейшего повышения реального курса рубля близки к исчерпанию, поэтому было бы желательно перейти к обеспечению относительной стабильности рубля в режиме «плавания». Под стабильностью в данном случае понимается плавная девальвация рубля, соответствующая величине превышения национальных темпов инфляции над зарубежными. При проведении курсовой политики следовало бы также учитывать опыт стран, сохраняющих соотношение между рыночным курсом рубля и ППС в диапазоне 40-50%.

Между тем долгосрочной стратегией правительства намечается последовательное повышение реального курса рубля. Среднегодовой обменный курс может составить в 2010 г. 41,3 руб. за долл. США по сравнению с 28,4 в 2000 г., т. е. рубль формально «подешевеет» примерно на 45% (в среднем на 3,9% ежегодно). Темпы инфляции ожидаются заметно более высокими и только во второй половине

Неблагоприятное воздействие завышения реального курса рубля на отечественную экономику и внешнюю торговлю в последние годы неоднократно подчеркивалось Илларионовым А., Поповым В., Шмелевым Н. и др. По этой проблеме см. также «.Проблемы прогнозирования». 2002. № 5, с. 94-113. (Прим. ред.)

10-летия могут снизиться до 6% в год, что неминуемо окажет сдерживающее влияние на экспортное и импортозамещающее производства, приведет к сокращению размера активного сальдо по текущим операциям.

По нашему мнению, намечаемая линия повышения реального курса рубля - это, по меньшей мере, «забегание вперед». Возможности существенного роста курса рубля и сближения его с ППС возникнут у России лишь с формированием общеэкономических предпосылок - роста эффективности производства и производительности труда, улучшения структуры экспорта, снижения темпов инфляции, повышения конкурентоспособности продукции, особенно по качественным параметрам.

В стимулировании экспорта, прежде всего готовой продукции, как показывает мировая практика, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов. К ним относятся льготное кредитование и налогообложение, предоставление государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства и поставки продукции в кредит, страхование экспорта от рисков, государственное содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки.

В долгосрочной стратегии правительства они не предусмотрены. В ней только отмечается, что должна оказываться поддержка авиастроению, запуску космических объектов, а также некоторым другим наукоемким и капиталоемким производствам в формах, исключающих возможность легального применения протекционистских инструментов со стороны торговых партнеров.

Этих мер явно недостаточно для обеспечения прогрессивных сдвигов в структуре экспорта. Рассчитывать на увеличение поставок за рубеж продукции, в которой воплощаются научно-технические достижения, при такой ограниченной поддержке государства было бы иллюзорно. В этой связи имело бы смысл, на наш взгляд, при выработке предложений о дальнейшем снижении налогов на юридических лиц рассмотреть на основе углубленных расчетов вопрос о введении льготного налогообложения высокотехнологичных производств, их научных подразделений и государственных банков, намеревающихся кредитовать эти производства по льготным ставкам. Более низкий, чем по народному хозяйству в целом, уровень налогообложения этого сектора промышленности мог бы способствовать улучшению финансового состояния его предприятий и дополнительному притоку в сферу высоких технологий отечественного и иностранного капитала, немаловажного для усиления ее экспортной ориентации.

Складывается впечатление, что значение экспорта для экономического развития страны недооценивается. Между тем увеличение поставок за рубеж в 1992-1995 гг. позволило предотвратить дополнительное сокращение промышленного производства примерно на 20%. После финансового кризиса 1998 г. именно экспорт придал ощутимый импульс экономическому подъему: его вклад в рост производства составил в 1999 г. 87%, в 2000 г. - 66%. В 2001 г. на предприятия цветной металлургии приходилось 80% выручки от экспорта, нефтегазовой промышленности - 62, черной металлургии -56%6.

К сожалению, рациональный подход к проблемам развития экспорта, который закреплен в принятой в начале 1996 г. соответствующей федеральной программе, так и не был реализован. Программа предусматривала проведение до 2005 г. комплекса мер, имеющих своей целью облагораживание экспорта: расширение ассортимента и улучшение качества экспортируемой продукции, совершенствование товарной и географической структуры экспорта, использование прогрессивных форм международ

6 Оценки Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института и Института экономики РАН (см. [20]).

ного торгово-экономического сотрудничества [21]. В программе обоснованно подчеркивалось, что развитие экспорта, прежде всего продукции обрабатывающей промышленности, и услуг должно стать частью стратегического структурного маневра, направленного на технологическую модернизацию и прогрессивную перестройку национального хозяйства, повышение международной конкурентоспособности страны.

Намечалось оказание государством финансового содействия развитию экспортного потенциала страны путем выдачи гарантий под привлекаемые экспортерами в коммерческих банках кредитные ресурсы, страхования и гарантирования экспортных кредитов. Предполагалось, что государство будет также принимать долевое участие в реализации перспективных инвестиционных экспорториентированных проектов, финансируя до 40% их общей стоимости.

Поощрять экспорт намечалось также с помощью налоговых льгот, оказания экспортерам информационных, маркетинговых и консультативных услуг через общенациональную государственную сеть таких услуг. Государство намеревалось, кроме того, содействовать участию российских производителей в международных выставках и ярмарках, продвигать отечественную продукцию на внешние рынки с помощью средств экономической дипломатии.

Программа была разработана с учетом международного опыта, который показывает, что в современных условиях расширение экспорта товаров и услуг и укрепление позиций национальных производителей на внешних рынках весьма сложно обеспечить без финансовой и иной поддержки государства, даже если предлагаемые зарубежному потребителю товары и услуги вполне конкурентоспособны. Поэтому на содействие экспорту предполагалось ежегодно выделять бюджетные ассигнования, эквивалентные 0,3-0,35% ВВП.

Реализация этой программы должна была привести к формированию новой модели участия страны в международном разделении труда, для которой были бы характерны:

- эффективный экспорт сырья и продуктов его переработки при постепенном увеличении роли и повышения качества последних;

- активное проникновение на внешние рынки российских поставщиков готовой, в первую очередь наукоемкой, продукции, сравнимой с зарубежными аналогами (а в ряде случаев превосходящей их) за счет применения уникальных технологий и технических решений;

- сравнительно масштабный экспорт капиталоемкой продукции, прежде всего, комплектного оборудования, поставляемого в рамках технического содействия развивающимся странам.

Основные положения данной программы по-прежнему весьма актуальны и было бы крайне желательно реализовывать их на практике.

Для защиты национальных отраслей и поддержания их конкурентоспособности в мире используется широкий арсенал средств - тарифное регулирование, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, нетарифные ограничения, включая квотирование и лицензирование, так называемые технические барьеры в торговле. Все эти инструменты в соответствии с действующим законодательством могут применяться и в России. Однако на практике этого не происходит, импорт регулируется, главным образом, с помощью таможенного тарифа.

Защищать отечественный рынок, на наш взгляд, необходимо, чтобы помочь «встать на ноги» потенциально способным выдерживать конкуренцию предприятиям, секторам и отраслям экономики. Защита, конечно, должна носить не сплошной, а исключительно выборочный и временный характер, уровень ее по мере роста конкурентоспособности отечественных производителей следует снижать.

При этом защитные меры не должны препятствовать «выбраковке» неэффективных производств, полной либо частичной замене импортом отдельных видов

отечественной продукции и услуг. В этом случае неизбежны консервация технической отсталости и высокой ресурсоемкости отечественного производства, сохранение непригодных в рыночных условиях форм управления и организации хозяйственной деятельности.

На 10-летнюю перспективу для защиты внутреннего рынка из всего спектра регулирующих импорт мер правительством выбраны только тариф и нетарифные виды пошлин с акцентом на уже проведенное снижение и унификацию тарифных ставок, что вполне объяснимо. Повышенная в последнее время заинтересованность России в ускорении процесса присоединения к ВТО позволяет с большой степенью вероятности говорить о том, что основная цель реформирования тарифа состояла в упрощении ситуации для российской делегации на переговорах о вступлении в эту организацию: меньше тарифных позиций, ниже ставки - короче процесс согласования.

Присоединение к ВТО, бесспорно, требует снижения действующих в стране ставок импортного тарифа. Однако вряд ли можно признать нормальным в условиях низкой конкурентоспособности отечественной промышленности установление пика ставок на уровне 30%; многие страны мира, как известно, применяют на особенно чувствительные к иностранной конкуренции виды товаров, в первую очередь сельскохозяйственные продукты, весьма высокие пошлины - до 300% и более. Целесообразность проведенной унификации ставок также сомнительна. Ее ведь можно квалифицировать, как сужение диапазона возможностей государства в использовании классической функции тарифа в качестве инструмента структурного регулирования. В связи с этим избранная линия на реформирование импортного тарифа представляется недостаточно продуманной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, интересы повышения национальной конкурентоспособности требуют внесения корректив во внешнеэкономическую политику, которую намечено проводить в предстоящем десятилетии.

Возможности изменения структуры отечественной внешней торговли. Результаты формирования «двухполюсной» международной специализации России в предстоящем 10-летии будут непосредственно зависеть от нацеленности экономической политики на решение проблем повышения конкурентоспособности, от способности отечественных предпринимателей реализовывать стратегии расширения конкурентных преимуществ.

Предполагается, что к 2010 г., по прогнозу правительства, объем ВВП увеличится в 1,7-1,8 раза, удельный вес инвестиций в основной капитал в ВВП - на

9-10 проц. п., доля затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции

- в 2,5 раза. Реальный курс рубля укрепится примерно на треть, удельный вес чистого экспорта в ВВП снизится до 3-4%. К концу этого периода экспорт вырастет по сравнению с 1999 г. примерно на 40%, импорт - в 2,4 раза.

Наблюдаемый в России в последние 3 года экономический рост и намечаемая на перспективу до 2010 г. экономическая политика дают основание рассчитывать на определенное улучшение конкурентных преимуществ отечественных предприятий. Объем совокупного спроса в стране, по нашей оценке, может увеличиться примерно в 2 раза. По мере усиления конкуренции на внутреннем рынке постепенно возрастут его требовательность и дифференциация по секторам, что должно привести к изменению целевых установок в деятельности менеджмента предприятий, их окончательной адаптации к условиям рынка. Вполне вероятно постепенное формирование конкурентоспособных кластеров отраслей, в том числе при участии иностранного капитала. В результате увеличения внутреннего потребления снизится степень экспортной ориентации отечественной промышленности, сложатся предпосылки для ускоренного роста импорта.

Однако на серьезное расширение источников конкурентных преимуществ вряд ли стоит рассчитывать, поскольку наращивание инвестиций и инноваций не может дать мгновенного результата и проявится с 5-7-летним временн>м лагом, т. е. к 2010 г.

Как отразятся прогнозируемые сдвиги на отечественной внешней торговле? Какой в этих условиях может оказаться ее структура к концу 10-летия?

Ответить на эти вопросы можно было бы, приняв во внимание возможные темпы прироста экспорта и импорта по агрегированным товарным группам - продовольствию, топливу и другим видам минерального сырья, готовым изделиям. Оценивая их динамику, целесообразно исходить из следующего:

- среднегодовые темпы прироста ВВП до 2010 г. составят 5%, как это предусмотрено в прогнозе правительства, что, в принципе, должно благоприятствовать увеличению экспорта и импорта;

- экономическая политика, в том числе и ее внешнеэкономическая компонента, будет содействовать росту импорта и сдерживать рост экспорта;

- ориентирами возможного прироста экспорта и импорта по товарным группам могут служить изменения их объемов в 1996-2000 гг. (См. Приложение);

- возможности расширения отечественного экспорта будут ограничиваться спросом на международных рынках, обусловленным снижением в последнее время темпов роста мировой экономики и усилением протекционистской защиты своих рынков развитыми странами, в частности США и ЕС.

Возможная динамика физических объемов экспорта. В настоящее время Россия, превратившаяся в прошлом веке из экспортера в импортера продовольствия и сельскохозяйственного сырья, начинает возрождать экспорт сельхозпродукции, в первую очередь в европейские страны. Преимущества отечественных аграрных товаров очевидны - они сравнительно дешевы и экологически чисты. Поэтому в ближайшей перспективе при некотором улучшении ситуации в агропромышленном комплексе ежегодные приросты вывоза этой группы товаров могут быть достаточно высокими - до 6%7.

Экспорт топливно-энергетических товаров и других видов минерального сырья имеет ограниченный потенциал дальнейшего роста. Об этом свидетельствует, в частности, его увеличение в 1997-2000 гг. всего на 3%. Вывозимые в настоящее время за рубеж объемы топливных ресурсов, как неустанно подчеркивают специалисты, являются для народного хозяйства предельно возможными, следовательно, дальнейшее их заметное наращивание маловероятно. Не случайно в 2010 г. прогнозируется уменьшение экспорта нефти и нефтепродуктов в среднем на 19% и угля на 59% по сравнению с современным уровнем. Экспорт газа, напротив, может увеличиться в среднем на 34%, электроэнергии - в 2,1 раза [22]. В результате за

10-летие поставки за рубеж топливно-энергетических товаров могут вырасти по наиболее оптимистическому прогнозу только на 4%.

Высокие приросты объемов экспорта продукции обрабатывающей промышленности (7-13% за 4 последние года прошлого века) и неполная загрузка ее мощностей, казалось бы, позволяют рассчитывать на дальнейший ускоренный рост поставок готовой продукции на внешние рынки. Однако для тех ее секторов, которые располагают значительным вещественным капиталом в виде основных фондов и выпускают изделия первого передела и полуфабрикаты - металлы, удобрения, лесоматериалы - это, по нашему мнению, сомнительно.

7 Отдельные экономисты (например, И. Королев, В. Орешкин, Г. Попов) считают, что в нынешней ситуации, когда отечественное сельское хозяйство использует сравнительно мало химических удобрений, средств защиты растений, гормональных препаратов. Россия имеет хорошие перспективы экспорта экологически чистой продукции, которая на мировом рынке стоит на 30-40% дороже выращиваемой с применением химических средств. См. также «Проблемы прогнозирования». 2002. № 4. (Прим.ред.)

Рост экспорта упомянутых товаров осложнится вследствие целого ряда причин. Стимулировавший вывоз за границу эффект девальвации рубля, который существенно повысил рентабельность экспорта металлургической, химической и лесной продукции, к настоящему времени в основном исчерпан. Высокий уровень износа основных фондов в данных секторах промышленности (более 50%) ставит под вопрос сохранение достигнутых объемов экспорта в условиях ожидаемого увеличения внутреннего потребления их продукции. Из-за ухудшения мировой конъюнктуры и ограничений на импорт из России со стороны отдельных стран российские экспортеры, в частности производители цветных и отдельных видов проката черных металлов, уже в 2001 г. столкнулись с серьезными трудностями в реализации своей продукции на внешних рынках. Поэтому в рассматриваемой перспективе можно ожидать более умеренных, чем в конце прошлого века, приростов экспорта данных видов готовой продукции (3-5% в среднем за год).

Положение, сложившееся в машиностроении, также не дает оснований рассчитывать в ближайшие годы на ускоренное увеличение экспорта машин, оборудования и транспортных средств. Возможности российских машиностроителей, и прежде незначительные, производить продукцию, удовлетворяющую по потребительским свойствам и качеству требованиям мировых рынков, за последние годы сузились в результате усиливающегося отставания отечественного производства от мирового технологического уровня. Некоторые аналитики считают, что отечественные машины и оборудование гражданского назначения вообще не могут стать серьезной альтернативой вывозу сырья. Надежды на улучшение структуры экспорта они связывают исключительно с авиакосмической промышленностью, программированием, ядерной энергетикой и высокими технологиями (см. [23]). Во многом они, конечно, правы. Однако не стоит безоговорочно сбрасывать со счетов экспортный потенциал других отраслей, в частности судостроения и электронной промышленности, а также возможности поставок комплектного оборудования за рубеж предприятиями энергетического и металлургического машиностроения.

Кроме того, в предстоящем 10-летии увеличение российского экспорта машин и оборудования в значительной степени будет зависеть от военно-политической ситуации в мире и спроса развивающихся стран на вооружения и военную технику, на которые приходится заметная доля отечественного машинно-технического экспорта. Не исключено, что поставки военной продукции будут увеличиваться.

В целом же приросты экспорта данной группы товаров могут составить около 3% в год. Некоторого увеличения темпов прироста экспорта машин и оборудования можно ожидать только к концу периода при условии проведения технической

8

модернизации в отдельных отраслях машиностроения .

Возможная динамика физических объемов импорта. В условиях расширения внутреннего спроса и снижения в последние годы мировых цен на товары российского импорта вполне возможен динамичный рост ввоза из-за границы продукции и производственного, и потребительского назначения.

Приросты импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, в том числе текстильного, могут кратно увеличиться по сравнению с концом 90-х годов, когда они составляли около 2% в год. Вместе с тем по мере насыщения внутреннего рынка ежегодные приросты закупок за рубежом продовольственных товаров, скорее всего, будут снижаться.

Можно ожидать незначительного увеличения импорта минерально-сырьевых ресурсов. Вполне вероятны достаточно быстрые годовые приросты импорта гото

8 Авторы монографии «Наука и высокие технологии в России на рубеже третьего тысячелетия» подчеркивают, что «в настоящее время отсутствуют условия не только для расширенного, но и простого воспроизводства научного и технологического потенциала России. Поэтому в среднесрочной перспективе (до середины следующего 10-летия) следует ожидать сохранения негативных тенденций его сокращения» (см. [24, с. 627]).

вой продукции, прежде всего товаров химической и целлюлозно-бумажной промышленности (5-6%), потребности отечественной промышленности в которых традиционно высоки. Несколько меньшими (3%) могут оказаться темпы роста ввоза металлов и изделий из них.

Модернизация российской экономики объективно потребует расширения ввоза в страну современных машин и оборудования. При улучшении финансового состояния предприятий, в том числе в результате снижения налогового бремени, улучшения платежной дисциплины и действия других факторов, можно ожидать ускоренного увеличения объемов поставок техники и технологий из-за рубежа (около 5% в год).

Конечно, было бы упрощением предполагать, что развитие внешней торговли будет происходить только по восходящей линии. Не исключено, что темпы прироста экспорта и импорта по товарным группам в отдельные годы будут колебаться, оказываясь то выше, то ниже прогнозных значений. Это естественно в силу неравномерности развития отраслей экономики и изменения отраслевых предпочтений предпринимателей, уже сегодня осуществляющих перелив капитала в рамках крупных промышленных холдингов.

Возможная структура внешней торговли. При ожидаемых среднегодовых темпах прироста физических объемов экспорта и импорта по товарным группам структура внешней торговли страны к концу 10-летия в сравнении с его началом может выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Удельный вес основных товарных групп в экспорте и импорте России, %

Товарная группа Экспорт Импор г

2000 г. 2010 г. 2000 г. 2010 г.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 1,3 2 23,1 22

Топливно-энергетические товары и другое минеральное сырье 54,2 45 4,6 4

Готовые изделия 44,5 53 72,3 74

в том числе машины, оборудование и транспортные средства 8,6 9 30,6 32

Согласно данным табл. 1, возможно некоторое улучшение структуры отечественного экспорта. Удельный вес топливно-сырьевых товаров в нем сократится на

9-10 % и соответственно увеличится доля готовой продукции. Вместе с тем доля в экспорте машин и оборудования останется практически на прежнем уровне. Даже при удвоении возможных среднегодовых темпов прироста поставок машиностроительной продукции (до 6% в год) ее доля в экспорте вырастет примерно до 12%9 Структура импорта серьезных изменений не претерпит. Доля продовольствия уменьшится на 2% и примерно на столько же вырастет удельный вес готовой продукции, главным образом, за счет машин и оборудования.

В итоге удельные веса готовой продукции в экспорте и импорте, машин и оборудования в российском импорте будут примерно такими же, как и в развивающихся странах в начале 90-х годов прошлого века. По величине доли машин и оборудования в экспорте она будет примерно вдвое отставать от соответствующего показателя этих стран. Иными словами, роль страны в международном обмене вряд ли заметно изменится: в текущем 10-летии Россия останется для стран остального мира источником

9 Федеральной программой развития экспорта, принятой правительством в 1996 г., намечалось повысить к концу 2005 г. долю машин и оборудования в экспорте до 20-25%, а высокотехнологичной продукции — до 40% всего машинно-технического экспорта.

сырья и материалоемкой продукции, т.е. территорией концентрации преимущественно «грязных» производств, и рынком сбыта их готовых изделий.

Влияние ценового фактора. Структура экспорта и импорта в текущем десятилетии будет зависеть не только от динамики их физических объемов, но и от измене-

10

ния цен на мировых товарных рынках .

Контрактные цены на экспортируемую и импортируемую Россией продукцию за последние 4 года прошлого века в целом снизились. При увеличении экспортных цен на топливно-энергетические товары и другое минеральное сырье на 28% и импортных цен на них на 15% общее снижение цен по экспортным товарам составило 2,5%, по импортным - почти 38%. В наименьшей мере падение цен затронуло группу машин и оборудования (экспорт - 18%, импорт - 38%).

Разработать достаточно достоверный прогноз движения мировых цен на

10-летний период весьма затруднительно: на протяжении последних 30-ти лет прошлого века определенной тенденции ценовой динамики на мировых рынках не проявляется. Это наглядно иллюстрируют данные табл. 2 [25, с. 37-38].

Таблица 2

Индексы экспортных цен в мировой торговле*

(1980 г. = 100)

Товарная группа 1986 г. 1990 г. 1995 г. 1996 г.

Все товары 88 113 123 122

Продовольствие и сырье 63 79 72 77

Продовольствие 74 88 92 92

Непродовольственные сельскохозяйственные

75 100 106 98

товары

Топливо 57 70 57 66

Готовые изделия 101 131 143 152

Машины и оборудование 118 148 182 176

* Индексы цен на готовую продукцию и сырьевые товары рассчитываются по разным методологиям,

вследствие чего использование этих индексов при разработке прогнозов требует известной осторож-

ности

За 1981-1996 гг. цены на все товары, обращающиеся в мировой торговле, выросли более чем на 20%. При этом готовые изделия устойчиво дорожали и поднялись в цене в 1,5 раза. Цены на сырье и продовольствие постоянно колебались и снизились к концу периода по сравнению с его началом примерно на четверть.

Сходные тенденции, видимо, могут проявляться и в перспективе. Это будет способствовать росту удельного веса готовой продукции в экспорте и уменьшению доли продовольствия в импорте, увеличению доли индустриальной составляющей - машин, оборудования и транспортных средств в объемах вывоза и ввоза России.

Резюме. 1. В условиях глобализации позиции стран в мировой экономике и торговле в решающей мере определяются их конкурентоспособностью. В зависимости от уровней конкурентоспособности отраслей и фирм складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой конкретной страны.

2. Формирование экономической среды, которая благоприятствовала бы поддержанию конкурентоспособности на фирменном уровне, - одна из важнейших задач государства. Поэтому императивом для законодательной и исполнительной власти на ближайшую перспективу становятся последовательные действия, направленные на формирование условий, которые благоприятствовали бы расшире

10 Влияние ценового фактора очень весомо. Укажем, например, что в результате роста мировых цен прогнозировавшееся правительством увеличение экспорта к 2010 г. на 40% произошло уже в 2000 г. Прирост

импорта оказался выше прогнозных среднегодовых темпов его прироста — 13,7% по сравнению с 8,4%, соответственно.

нию источников конкурентных преимуществ страны: рост совокупного спроса, инвестиционной и инновационной активности, сохранение научно-технического потенциала, в том числе за счет расширения государственного финансирования фундаментальной науки, исследований и разработок, а также образования.

3. В решении проблем повышения конкурентоспособности ключевую роль должен играть отечественный бизнес. В конечном итоге, на рынках конкурируют не столько государства, сколько конкретные предприятия и фирмы. Поэтому для российского предпринимательства неизбежна смена прежних ориентиров, утвердившихся в период «дикого» капитализма. Ему предстоит осваивать нормы цивилизованного ведения бизнеса, формировать новую этику деловых отношений, использовать в своей деятельности стратегии, нацеленные на развитие предприятий и удовлетворение потребностей рынка. Однако без целенаправленной деятельности государства по улучшению состояния экономической среды отечественный бизнес не сформирует необходимых для этого мотиваций.

4. Россия стоит перед необходимостью введения «двухполюсной» международной специализации, базирующейся на природно-ресурсном и научно-техническом потенциале. В связи с этим в предстоящий период с помощью внешнеэкономического регулирования было бы необходимо:

- не допускать снижения ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта и импортозамещающих производств;

- стимулировать экспорт, в первую очередь продукции высокотехнологичных отраслей;

- обеспечивать защиту возрождающихся и модернизируемых отраслей и производств, потенциально конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

5. В ближайшем 10-летии сколько-нибудь серьезное изменение структуры внешнеторгового оборота страны, прежде всего экспорта, в направлении увеличения доли продукции машиностроения и товаров с более глубокой степенью обработки вряд ли возможно. Очевидно, что формирование «двухполюсной международной специализации» займет более продолжительное время.

6. В стратегической перспективе изменение роли страны, выступающей в качестве «кладовой ресурсов» в системе мирохозяйственных связей, представляется неизбежной. Российские природно-географические условия таковы, что отечественное сырье и продукция первого передела за редким исключением, просто не могут стоить дешевле, чем аналогичные товары других стран-экспортеров, в силу высоких издержек добычи и транспортировки. Они вряд ли окажутся в будущем более конкурентоспособными, если, конечно, не удешевлять их путем регулярных девальваций национальной валюты. Таким образом, Россия по существу «обречена» на расширение своей международной специализации за счет изготовления продукции, в которой воплощены достижения научно-технической мысли и фундаментальных научных разработок.

Литература

1. Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановой макроэкономический анализ. М.: ИМЭМО РАН,

2000; Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике //МЭиМО. 2000. № 3.

2. Оболенский В. Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности //Проблемы прогнозирования. 2001. № 4.

3. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

4. Коммерсантъ, 1999, 31 августа; 2001, 30 января; Ведомости, 2001, 30 января.

5. Булатов А. Особенности капиталообразования в современной России // Деньги и кредит. 2001. № 7.

6. Инвестиционный климат в России //Вопросы экономики. 1999. № 12.

7. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. М.: Наука, 2001.

8. Коммерсантъ, 2001, 28 сентября.

9. Россия в цифрах. М.: Госкомстат РФ, 2001.

10. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу

(2002-2004 годы). СЗ Российской Федерации. 2001. № 31.

11. Коммерсантъ, 2002, 21 марта.

12. Мау В. Экономико-политические итоги 2001 года и перспективы устойчивого экономического роста //Вопросы экономики. 2002. № 1.

13. Узяков М. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. М.: ИСЭПН, 2000.

14. Россия в цифрах. М.: Госкомстат РФ, 2001.

15. Инновационная экономика / Под ред. А. Дынкина, Н. Ивановой. М.: Наука, 2001; Ведомости, 2002, 27мая.

16. Орешкин В. Внешнеэкономический комплекс России — проблемы и перспективы //МЭиМО. 2001. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Вопросы экономики. 2000. № 4.

18. Коммерсантъ, 2001, 26 января; Деньги и кредит, 2002, № 2.

19. Можайсков О. Курсовая политика Банка России: критерии реализма //Деньги и кредит. 2001. № 1.

20. Экономика и жизнь, 1996, № 4; Ведомости, 2000, 4 апреля; 2001, 18 апреля и 21 сентября.

21. О Федеральной программе развития экспорта. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. СЗ РФ. 1996. № 8.

22. Ведомости, 2000, 23 ноября.

23. Немков М. Основные проблемы РФ при экспорте товаров высоких технологий // Внешнеэкономический бюллетень, 2001, № 4.; Мухина Т. Программное управление без станков // Эксперт. 2000. № 26.

24. Наука и высокие технологии в России на рубеже третьего тысячелетия. М.: Наука, 2001.

25. Мировая экономика и торговля. Стат. спр. М.: ТПП РФ, 1998.

Приложение Таблица 1

Индексы физического объема экспорта и импорта по товарным группам, % к предыдущему году

Товарная группа 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2000 г. /1996 г.

Экспорт, всего Продовольственные товары и сельскохо- 101,8 99,7 109,4 110,2 122,4

зяйственное сырье Топливно-энергетические товары и другое 98,5 100,5 72,4 175,1 125,5

минеральное сырье Продукция химической промышленности, 102,4 98,4 98,6 104,3 103,6

каучук Древесина и целлюлозно-бумажные изде- 98,2 100,2 118,2 110,6 128,6

лия 107,2 107,3 125,1 115,2 165,8

Металлы и изделия из них Машины, оборудование и транспортные 113,3 94,4 118,6 107,9 136,9

средства 86,7 97,8 112,8 136,3 130,4

Импорт, всего Продовольственные товары и сельскохо- 121,1 89,0 84,4 129,2 117,5

зяйственное сырье Топливно-энергетические товары и другое 126,6 86,3 98,2 101,6 109,0

минеральное сырье Продукция химической промышленности, 99,7 84,9 72,6 126,4 77,7

каучук Древесина и целлюлозно-бумажные изде- 115,6 93,8 89,7 142,9 139,0

лия 137,7 100,9 72,3 134,1 134,7

Металлы и изделия из них Машины, оборудование и транспортные 92,4 91,3 90,2 143,5 109,2

средства 122,9 87,3 70,8 141,9 107,8

По данным Государственного таможенного комитета РФ. Данные за 1992-1996 гг. не публиковались.

Таблица 2

Темпы прироста экспорта и импорта, %

Экспорт Импорт

Товарная группа прирост за 1996-2000 гг. среднегодовые темпы прироста до 2010 г. прирост за 1996-2000 гг. среднегодовые темпы прироста до 2010 г.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 25,5 6 9,0 4

Топливно-энергетические товары и другое минеральное сырье 3,6 0,4 -22,3 0,5

Продукция химической промышленности, каучук 28,6 5 39,0 6

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 65,8 6 34,7 5

Металлы и изделия из них 36,9 4 9,2 3

Машины, оборудование и транспортные средства 30,4 3 7,8 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.