Научная статья на тему 'Конкурентоспособность региональной экономики'

Конкурентоспособность региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2638
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белякова Е. В., Веретнова Н. В.

Проблема конкурентоспособности регионалъной экономики носит актуальный характер в современном мире. От того насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни как региона, так и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETITIVENESS OF THE REGION ECONOMICS

A problem of competitiveness of regional economy is rather pressing in today's world. A great deal in economic and social life of both the region and the country as a whole depends on the successful solution to this problem.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность региональной экономики»

УДК 338.2

Е. В. Белякова, Н. В. Веретнова КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Проблема конкурентоспособности региональной экономики носит актуальный характер в современном мире. От того насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни как региона, так и страны в целом.

В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами, отдельными фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизованной ценности, мощь любого государства во все большей степени определяется конкурентоспособностью его производителей. Именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона или фирмы.

Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и, в первую очередь, от конкуренции фирм. Но конкурентное преимущество фирм создается и удерживается в тесной связи с местными условиями. Несмотря на глобализацию отраслей, роль стран и региона базирования фирмы в последнее время усилилась, и успех фирм в состязании с конкурентами прежде всего зависит от положения дел в стране и регионе. В свою очередь, страны и регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание (формирование) конкурентоспособности - ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными.

Понимание сущности межрегиональной конкуренции (в том числе между городами как местами концентрации экономического и интеллектуального потенциалов регионов) и овладение методами укрепления конкурентоспособности регионов приобретают все большее значение для региональных политиков и администраций. Необходимо понять, овладеть, научиться применять и использовать в управлении ключевые аспекты конкурентоспособности регионов, модели и показатели ее оценки, выбирать направления повышения конкурентной силы в условиях конкретных регионов, знать и учитывать тенденции развития регионов-конкурентов и возможности сотрудничества с ними. Эти проблемы актуальны для макрорегионов всего мира. Усиливается их осознание и в Российской Федерации, где региональный протекционизм все еще преобладает в сознании властей, снижая общую конкурентоспособность страны в евроазиатском и мировом пространстве. В то же время развитие межрегиональной конкуренции может быть тем фактором, который ищет центральная власть для резкого усиления темпов роста России, ибо сильные конкурентоспособные регионы означают сильную страну.

Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и кон-

курентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Рикардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г. Л. Азое-вым, А. Ю. Юдановым и др. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В. Д. Андрианов, П. С. Завьялов, Р. А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы их обеспечения.

Сравнительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится.

В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.

Конкурентоспособность - сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях [1]. Между всеми этими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимосвязь (см. таблицу).

Анализируя опыт зарубежных стран и формулируя применительно к российским условиям понятие конкурентоспособности, необходимо уточнить сущностный подход к понятию конкурентоспособности продукции как определяющей и положение отдельного производителя в борьбе за покупателя, и способность страны в условиях свободной конкуренции предлагать на мировом рынке товары и услуги, реализация которых увеличивает благосостояние страны в целом.

Проведя анализ определения конкурентоспособности на разных уровнях, можно сделать следующие выводы:

1. В понятие «конкурентоспособность товара» вкладывается такие характеристики, как цена товара и условия ее реализации. В определении конкурентоспособности широко используется подход, сравнивающий качественные и стоимостные характеристики. Таким образом, конкурентоспособность товара определяется совокупностью его характеристик, которые учитываются потребителем, и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами. Данный подход широко применим среди отечественных авторов.

2. Применительно к организациям и предприятиям понятие конкурентоспособности связывается с понятием эффективности их функционирования, предпосылкой которой является производство и реализация конкурентоспособных товаров, т. е. конкурентоспособностью обладают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно фун-

кционируют и представляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги. Данная позиция разделяется как зарубежными, так и отечественными авторами.

3. Проблема определения конкурентоспособности отрасли в настоящее время проработана не достаточно. Более подробный анализ конкурентоспособности отрасли проведен М. Портером.

4. Понятие конкурентоспособности региона основывается на том, насколько эффективно в регионе используются имеющиеся ресурсы, и может быть выражено в качестве валового регионального продукта. По мнению М. Портера, единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне региона, -это продуктивность использования ресурсов [2]. Подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать, опираясь на концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером. Роль региона в создании конкурентных преимуществ можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим региональный ромб:

- параметрам факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.);

- условиям спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.);

- родственным и поддерживающим отраслям (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами);

- стратегиям фирм, их структуре и соперничеству (создают конкурентные преимущества).

В свою очередь, каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.

Однако главным субъектом региона является население, поскольку именно здесь люди реализуют свои экономические интересы и удовлетворяют потребности. Поэтому при определении конкурентоспособности ре-

гиона целесообразно учитывать критерии, характеризующие уровень и качество жизни населения. Данный подход широко распространен в мировой практике. Например, страны Организации экономического сотрудничества и развития определяют конкурентоспособность как «способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции» [3].

В итоге наиболее полным будет такое определение конкурентоспособности региона, которое включает три основополагающих аспекта:

- необходимость достижения высокого уровня жизни населения (конкурентоспособность на рынке труда или конкурентоспособность, обеспечиваемая населением);

- эффективность функционирования хозяйственного механизма региона (конкурентоспособность на рынке товаров или конкурентоспособность, обеспечиваемая производством);

- инвестиционная привлекательность (конкурентоспособность на рынке капитала или конкурентоспособность финансов).

Поэтому можно сделать вывод, что под конкурентоспособностью региона следует понимать его способность обеспечить высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и услуг. В конечном счете конкурентоспособность региона определяет его роль и место в экономическом пространстве России, этот показатель необходим для комплексного представления о позиции региона, его сильных и слабых сторонах. Каждая из составляющих конкурентоспособности имеет важное значение для постановки глобальных целей развития региона, а интегрирует эти составляющие именно показатель конкурентоспособности.

5. Единого подхода в определении конкурентоспособности страны в целом не выработано до сих пор. М. Портер считает, что единственно разумной концепцией на национальном уровне является изучение производитель-

Характеристика уровней конкурентоспособности

Уровень конкурентоспособности Объект или субъект конкурентоспособности Факторы конкурентоспособности

Товарный Товары (работы, услуги) Качество продукции, соответствие нормам и стандартам. Цена. Соответствие потребительскому спросу

Микроуровень Товаропроизводитель (организация, фирма) Сравнительная конкурентоспособность продукции. Эффективность производственной деятельности. Финансовые показатели деятельности. Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля

Мезоуровень Объединение предприятий, отрасли Внутренняя структура отрасли. Влияние внешней среды. Конкурентоспособность отдельных элементов. Взаимодействие между элементами системы

Макроуровень Страновая конкурентоспособность, конкурентоспособность регионов Инвестиционный климат. Научно-технический уровень. Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом

ности, при этом концентрировать внимание необходимо на определенных отраслях и сегментах отрасли, а не на экономике в целом. Всемирный экологический форум, Мировой банк оценивают конкурентоспособность экономики страны по 330 критериям, выделяя ряд определяющих факторов, таких как совокупная мощь страны (экономический потенциал); интернационализация (степень участия в международной торговле и инвестиционных потоках); правительство (стимулирующая роль государства); финансы (функционирование рынка капиталов и качество финансовых услуг); инфраструктура (соответствие ресурсов базовым потребностям бизнеса); наука и технология (потенциал и результативность НИОКР); люди (численность и качество трудовых ресурсов). Конкурентоспособность экономики страны определяется как результат взаимодействия перечисленных факторов, особенностей хозяйственно-политической среды, организационных способностей и эффективности механизма функционирования экономики, хозяйствующих субъектов [4].

В результате проведенного анализа понятия конкурентоспособности на различных уровнях можно сделать вывод, что основной и наиболее значимой целью повышения конкурентоспособности является улучшение и рост уровня жизни населения. Безусловно, что уровень жизни населения неразрывно связан с функционированием экономики региона, активной и профессиональной деятельностью региональной власти, других институциональных структур, выражающих интересы граждан. Потенциал региона реализуется в результате функционирования регионального рынка, вовлекающего в производственный процесс все имеющиеся в регионе ресурсы и эффективно их использующего.

Конкуренция заставляет и будет все больше заставлять регионы как можно полнее использовать тот общий потенциал, которым они обладают. Следовательно, оценить конкурентоспособность можно на основе определения наличия и уровня развития тех составляющих потенциалов, которыми обладает регион. Оценка этих потенциалов позволит повысить эффективность их использования и будет способствовать повышению уровня региональной конкурентоспособности. Остановимся более подробно на каждом из них.

1. Человеческий потенциал подразумевает наличие, сохранение и привлечение нового, трудоспособного населения, высококвалифицированных кадров, молодежи и молодых семей с детьми. На достижение благоприятных условий оказывает влияние ряд факторов: наличие рабочих мест, соответствующих образованию и квалификации населения региона; уровень заработной платы; система социальной поддержки, действующей в регионе; наличие и качество жилья; экологическое благополучие; состояние торговли, снабжения, уровень потребительских цен; культурная среда, духовная жизнь; качество и эффективность транспортной системы; учреждения детского и юношеского воспитания; система высшего образования; развитие образования и здравоохранения как отраслей специализации; уровень криминогенности; природно-климатические условия; степень демократизации местного управления, не высокая степень коррумпированности; развитие электронного управления и доступ к информации.

2. Организационный потенциал - это способность региональных властей мобилизовать факторы развития территории и организовать сотрудничество целевых групп местного сообщества. Основными характеристиками организационного потенциала выступают политическая стабильность в регионе, эффективность структур регионального и муниципального управления, наличие документов стратегического видения, разработанной и реализуемой стратегии развития региона, применение методов регионального маркетинга и активного позиционирования, обеспечение участия граждан в принятии политических решений и управлении [5].

3. Инфраструктурный потенциал - это рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей природной среды, здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, общественное питание, транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, промышленность. Каждый регион заинтересован в увеличении удельного веса конкурентоспособной продукции организаций

и, соответственно, в увеличении массы прибыли как отдельных организаций, так и всего региона. От качества работы инфраструктуры региона во всех отраслях во многом зависит устойчивость и эффективность работы каждой организации. Поэтому регион как глобальная система по отношению к организации должен оказывать всяческую помощь своим компонентам (подсистемам). Эффективность глобальной системы будет увеличиваться при совершенствовании связей в системе [6].

4. Финансовый потенциал оказывает важнейшее влияние на развитие экономики, создание благоприятного и привлекательного инвестиционного климата и обеспечение бесперебойной работы социальной сферы. Финансовый потенциал определяют бюджетная сила региона (профицит бюджета, степень бюджетной задолженности в расчете на одного жителя), уровень развития инфраструктуры банковских, финансовых и страховых учреждений, надежность функционирования финансовой сферы, параметры инвестиционного климата. Положительное развитие финансового потенциала достигается за счет следующих факторов: размещения новых промышленных предприятий; сохранения существующих промышленных предприятий; создания новых центров компетенции; размещения науки и новых технологий; основания новых строительных предприятий; создания новых торговых предприятий и усиления торговой специализации; размещения банков и страховых компаний; получения новых инвестиций из различных источников в сферу экономики; открытия головных офисов крупных фирм; развития транспортно-транзитных функций.

5. Природные ресурсы - это географическое положение, наличие природных ресурсов и характеристики климатических условий развития, земельные ресурсы. Степень экологичности региона занимает все более значимую роль для роста качества жизни и обеспечения его устойчивого развития, что служит существенным критерием для определения конкурентной силы территории. Поэтому характеристиками благоприятного экологического потенциала выступают качество воды и воздуха, состояние окружающей природы, красота ландшафтов [5].

6. Инновационный потенциал подразумевает приоритетное развитие наукоемкой продукции, использование новых технологий в финансовых схемах, в проектировании предприятий, применение современных технологий в менеджменте, современную структуру регионального рынка труда.

7. Информационный потенциал - информатизация и внедрение принципов электронного управления, в первую очередь это российский сектор Интернета - Рунет, характеризующийся количеством серверов, пользователей, средним временем работы в сети, посещаемостью сайтов, а также электронные средства коммуникации, которые являются самой современной и эффективной информационно-коммуникационной технологией, способной обеспечить регионам серьезные конкурентные преимущества в презентации региона во внешней среде; активном маркетинге сильных конкурентных преимуществ региона; активном содействии привлечению в регион инвестиций; возможности внедрения принципов электронного управления в направлении дебюрократизации и повышения эффективности регионального управления; повышении информированности жителей региона; облегчении проведения выборных кампаний, референдумов, опросов; усилении принципов демократического общества и обеспечении более значительного участия граждан в региональном и местном управлении; возможности участия в сетевом межрегиональном и международном Интернет-партнерстве [5].

8. Культурный потенциал включает наличие в регионе привлекательных историко-архитектурных и культур-

ных объектов; наличие туристического интереса к посещению региона; качество туристической инфраструктуры и цены на слуги туристического комплекса; транспортная доступность особо привлекательных объектов региона; благоприятность экологии и наличие красивых природных ландшафтов; эффективность регионального маркетинга; структура типов туризма, которые имеют предпосылки развития в регионе; проведение ярких событий: традиционных праздников, ярмарок, выставок, фестивалей, чемпионатов и других крупных спортивных мероприятий, конгрессов, конференций, семинаров; активность позиционирования в Интернете. Достижение благоприятного климата в культурной среде региона возможно за счет привлечения туристов всех типов отдыха (историко-культурного, делового, спортивного, экономического, семейного); открытия новых туристических маршрутов; приращения исторического и архитектурного потенциалов; создание новых музеев, театров и их филиалов; размещения головных офисов учреждений культуры и туризма; получения новых инвестиций из различных источников в сферу культуры, туризма и спорта; исполнения административных функций государственного, международного и мирового масштаба.

Оценка уровня конкурентоспособности регионов является важным этапом в цикле повышения их конкурентной силы и продвижения их позитивного имиджа в межрегиональном и международном пространстве. Она может выполняться на основе различных методических подходов.

Анализ региональных условий имеет в России довольно давнюю историю. Такой анализ проводился и в «допе-

Определение цели анализа конкурентоспособности региона

Выбор уровня оценки конкурентоспособности региона (в масштабе РФ, среди членов региональной ассоциации, по сравнению с другим регионом)

Расчет показателей конкурентоспособности региона

Вывод по конкурентоспособности региона, прогноз его дальнейшего развития

Выявление показателей, по которым конкурентное положение региона хуже (лучше)

Выделение тех частей регионального рынка, которые понижают (повышают) конкурентоспособность региона

Выработка практических рекомендаций хозяйствующим субъектам по повышению конкурентоспособности региона

Алгоритм оценки конкурентоспособности региона

рестроечное» время при плановой экономике - в ходе учета региональных особенностей при определении показателей эффективности капитальных вложений, и в «по-стперестроечное» время - в ходе применения для оценки регионального инвестиционного климата различных, в основном зарубежных, методик (индексы Доу-Джонса, БЕРИ, промышленной активности, системы конъюнктурных опросов руководителей предприятий, методики Гарвардской школы бизнеса, Тейна-Уотерса, Котлера-Хейзера, журналов «The Economist», «Fortune», «Euro money») [3].

За последние годы появилось значительное количество отечественных или специально адаптированных к российским реалиям зарубежных методик оценки региональной конкурентоспособности, складывающейся в различных регионах России. При анализе методических подходов был определен примерный алгоритм оценки конкурентоспособности региона (см. рисунок).

Сравнительный анализ новых методик и результатов их применения показал, что, несмотря на определенные позитивные сдвиги, достигнутые за последние годы в изучении и оценки в области конкурентоспособности регионов сдвиги происходят только в направлении оценки положения организаций и отдельных товаров. Оценка сравнительного положения регионов осуществляется по показателю инвестиционной привлекательности, что совершенно не достаточно для определения перспектив развития регионов, выделения тех из них, которые имеют высокий неиспользованный потенциал, а также тех регионов, которые по ряду причин просто незаслуженно не востребованы инвесторами, экспортерами товаров, людь-

ми [7]. Таким образом, в рейтингах инвестиционной привлекательности учитывается только привлекательность для инвесторов, но этот показатель не может быть самым объективным, ибо миграции подвержены не только капиталы, но и другие ресурсы: товарные и трудовые, информационные и технологические.

Библиографический список

1. Прахова, Т. С. Понятие и сущность конкурентоспособности / Т. С. Прахова // Сб. науч. тр. Сев.-Кавк. гос. техн. ун-та. Сер. «Экономика». 2005. № 2.

2. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер. М. : Дело, 1994.

3. Ушвицкий, Л. И. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние / Л. И. Ушвицкий, В. Н. Парахина // Сб. науч. тр. Сев.-Кавк. гос. техн. ун-та. Сер. «Экономика». 2005. N° 1.

4. Андрианов, В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В. Д. Андрианов // Экономист. 1997. № 10.

5. Гринчель, Б. М. Важнейшие факторы повышения конкурентоспособности регионов (краткая версия) / Б. М. Гринчель ; Институт «Евроград». СПб., 2003.

6. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью / Р. А. Фатхутдинов // Стандарты и качество. 2000. № 1.

7. Шахназаров, А. Национальная система гарантирования инвестиций на региональном уровне / А. Шахназаров, И. Гришина, И. Ройзман // Инвестиции в России. 1999. № 12.

E. V. Belyakova, N. V Veretnova

THE COMPETITIVENESS OF THE REGION ECONOMICS

A problem of competitiveness of regional economy is rather pressing in today s world. A great deal in economic and social life of both the region and the country as a whole depends on the successful solution to this problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.