УДК 338.242
В.В. СМИРНОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ, КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Ключевые слова: дифференциация, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, конкуренция, оптимальность, развитие, структура, теория, функциональность, экономика.
Показана потребность в систематизации теоретических аспектов конкуренции, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности. Раскрыта причинно-следственная связь деятельности в развивающемся экономическом пространстве с явлениями конкуренции и конкурентных преимуществ объектов. Сформулированы понятия конкурентоспособности товара, фирмы (предприятия), отрасли, региона (страны).
V.V. SMIRNOV
THEORETICAL ASPECTS OF THE COMPETITION, COMPETITIVE ADVANTAGES AND COMPETITIVENESS
Key words: the differentiation, competitive advantages, competitiveness, a competition, optimality, development, structure, the theory, functionality, economy.
The requirement for ordering of theoretical aspects of the competition, competitive advantages and competitiveness is shown. Activity relationship of cause and effect in developing economic space with the phenomena of a competition and competitive advantages of objects is opened. Concepts of competitiveness of the goods, firm (enterprise), branch, region (country) are formulated.
На этапе посткризисного развития мировой экономики происходят естественные качественные и количественные изменения функционального состояния социально-экономических систем, связанные с усилением процесса глобализации, асимметричностью развития и обострением конкурентной борьбы между странами (регионами). В условиях, когда рынок приобретает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства в большей степени будут определяться его конкурентоспособностью.
Для Российской Федерации с её огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства обеспечение конкурентоспособности регионов является необходимым условием преодоления социально-экономического кризиса, упрочнения территориальной целостности страны. В то же время страны и регионы динамично развиваются в многополярной конкурентной среде. В условиях конкурентной среды обеспечение возможности для цивилизованного и динамичного развития рынка, создание высокого уровня конкурентоспособности экономики являются ключевыми элементами в числе национальных и региональных приоритетов любой страны и, следовательно, важнейшими функциями государственного регулирования.
В условиях нестабильной экономики применение рыночных методов управления сопровождается рядом негативных последствий, основным из которых является нарастание существенных различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. Вследствие чего зарождается необходимость функциональной структуризации экономики региона с целью формирования оптимальной структуры регионального хозяйства. При этом следует учитывать, что экономика региона - это подсистема общеэкономической системы федеративного государства, т.е. она должна быть рационально интегрированной с другими региональными экономическими подсистемами РФ.
Решение вопроса о противоречиях и закономерностях социально-экономического развития субъектов РФ требует теоретического переосмысления концепции функционирования и развития региональных социально-экономических
систем, прежде всего с точки зрения их конкурентоспособности. В основу решения проблемы формирования условий для конкурентоспособного функционирования и развития региональных социально-экономических систем должен быть положен современный методологический механизм использования и воспроизводства конкурентных преимуществ экономики региона.
В рыночных условиях механизм обеспечения конкурентоспособности региона является ключевым инструментом реализации государственной региональной экономической и социальной политики. При этом существующий недостаток информации и знаний о возможных вариантах развития социальноэкономических процессов в субъектах РФ, отсутствие эффективной системы выявления и передачи практических методов в области конкурентоспособности региона являются серьёзной проблемой для развития РФ.
Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на условия функционирования и развития государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований, а также неоднозначно конституирует условия реализации социально-экономической политики. В дореформенный период эти различия сглаживались политикой выравнивания условий жизнедеятельности населения, путём перераспределения бюджетных ресурсов, надбавочных коэффициентов, налоговых льгот и преференций, усреднения транспортных тарифов и т.п. [12. С. 127].
Нарастание межрегиональной дифференциации было вызвано последствиями рыночных реформ и, как следствие, усилением кризисных явлений в процессе функционирования и развития экономики РФ. Данное явление связано со структурными трансформациями в экономике РФ и её субъектах, обусловленными, как минимум:
1) введением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам. При этом проявилась различная способность к формированию рыночных отношений в регионах с разной структурой экономики и менталитетом регионального сообщества;
2) ослаблением регулирующей роли государства, сокращением государственных инвестиций в развитие экономики регионов, отменой существенных экономических и социальных субсидий;
3) неравенством различных субъектов РФ в экономическом отношении с Федеральным центром.
На условия социально-экономического функционирования и развития регионов оказали влияние и другие факторы, а именно: темпы и масштабы экономических преобразований, взаимоотношения региональной элиты с центром. При этом существенное значение приобрела исторически сложившаяся специализация региона, возможность использовать природно-ресурсный потенциал и выгоды географического положения для внешнеэкономического сотрудничества [13. С. 96].
В целом постановка задачи оценки дифференциации в социальноэкономическом положении регионов приобрела актуальность лишь в условиях постсоветского развития, когда региональные и муниципальные органы власти получили возможность активно воздействовать на процесс социальноэкономического развития. Сравнительно равномерная освоенность территории страны и выравнивание производственного потенциала регионов на постсоветском пространстве резко контрастируют с новой реальностью.
В России с её огромной территорией, спецификой природного и социально-экономического потенциала, культурно-конфессиональными и полити-
ческими условиями никакие реформы невозможны без учёта территориальных факторов. Однако до сих пор власти РФ уделяли им недостаточно внимания, что отчасти объясняет неудачи и затруднения в проведении реформ.
В результате отсутствия необходимого уровня понимания федеральными органами власти специфики экономического пространства РФ проявились диспропорции между производством валового регионального продукта и среднедушевым доходом населения в субъектах РФ. Следствием нарастающей дифференциации в уровне социально-экономического развития регионов РФ стали неизбежное расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизма межрегионального экономического сотрудничества и нарастание межрегиональных противоречий.
Любая сфера деятельности в развивающемся экономическом пространстве связана с явлениями конкуренции и конкурентных преимуществ объектов. Конкуренция, как внешнее воздействие на объект, существенно предопределяет изменение траектории естественного движения системы для достижения определённой цели [1].
Сложность восприятия причинно-следственных явлений конкуренции, а также отсутствие целостных теоретических положений о движущих силах конкурентной борьбы побудило учёных в области классической политической экономии в середине XVIII в. представить конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Ярким представителем классической школы политической экономии был А. Смит, который в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» [15] представил результаты анализа формы и содержания конкуренции в ряде научных положений [17. С. 13-14]:
- сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);
- сформулировал главный принцип конкуренции - принцип «невидимой руки», в соответствии с которым, «дергая» за ниточки марионеток-предприни-мателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;
- разработал теоретически очёнь тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;
- определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);
- разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом.
Впоследствии, опираясь на теоретические положения о существовании конкуренции А. Смита, научным сообществом было дано множество частных определений, применительно к определённым факторам. «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», - считал американский экономист П. Хайне [17].
Ф. Найт определял конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы [6]. К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю считали, что конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его [8. С. 52].
Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями [19]. Ф.А. фон Хайек отмечал, что конкуренция - процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Конкуренция ведёт к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путём состязания, конкуренции [21].
М. Портер в книге «Международная конкуренция» отмечал, что конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [10]. Г.Л. Азоев под конкуренцией понимал соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [1. С. 7].
А.И. Субетто предложил следующее определение конкуренции: «Конкуренция - это соревнование в определённом смысле взаимозаменяемых сущностей на ограниченном пространстве существования, определяющее механизм эволюционного отбора», при этом: «Конкуренция стремится разрушить организмическую целостность, сдвинуть её в сторону менее связанной популяционной целостности» [16. С. 89]. А.Ю. Юданов утверждал, что рыночная конкуренция - борьба фирм за ограниченный объём платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка [20].
Следует отметить, что основное внимание в трудах классической школы уделялось ценовой конкуренции. Развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, Д. Рикардо отмечал: «Когда говорят о предмете потребления, его меновой стоимости и о законах, регулирующих его цены, то всегда имеют в виду такой товар..., на производство которого оказывает огромное влияние конкуренция». В «Принципах политической экономии и налогообложения» Д. Рикардо построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции [3. С. 15-144].
Идея совершенной конкуренции помогла понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономики. Совершенно определенно на этот счёт высказался Д.С. Милль: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования» [11]. Дополнил модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости, К. Маркс в «Капитале» [9. С. 329].
Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического
потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных производителями целей за счёт ущемления интересов других производителей. При этом в качестве «субъектов конкуренции» могут быть любые социальные, производственные или биологические системы. Носителями конкуренции являются товар или услуга, посредством которых фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя [14. С. 37].
Одной из наиболее важных составляющих конкуренции являются конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др.
Конкурентные преимущества формируются многочисленными факторами: более эффективным производством, обладанием патентами, хорошей рекламой, грамотным менеджментом и хорошим отношением с потребителями. Конкурентное преимущество, внутреннее превосходство в отношении издержек производства позволяют добиться меньшей себестоимости, приобрести устойчивость к снижению продажной цены, навязанной рынком и конкуренцией.
На основе изложенного выше следует выделить научный и практический интерес к исследованию причинно-следственных связей, определяющих систему конкурентных преимуществ. Например, внутри производственной системы могут быть реализованы новшества путём превращения их в инновации в любой сфере деятельности.
В целом конкурентные преимущества воплощаются в товарах, изготовляемых производственной системой и реализуемых на рынке. Реализация товара, имеющего конкурентное преимущество или произведённого в системе, обладающей внутренним конкурентным преимуществом, позволяет получить доход.
Производственная система полученный доход распределяет на внутреннее потребление либо на получение новой конкурентоспособной продукции (товара). При этом важно полученный доход направлять на приобретение эффективных и конкурентоспособных технологий, которые могут быть реализованы в конкурентные преимущества производственной системы.
Таким образом, анализ теоретической и практической проблематики экономического развития как формы реализации конкурентных преимуществ создает предпосылки к пониманию сущности конкурентоспособности. Так, Ю. Кормнов утверждает, что универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а всё зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится [7. С. 28-36].
П.С. Завьялов отмечает, что необходимость терминологической регламентации в данной области и попытка сформулировать определение конкурентоспособности как экономической категории сводятся к дефиниции качества. При этом в процессе исследования конкурентоспособности как обобщённой экономической проблемы следует учитывать следующие факторы [5. С. 20-32]:
- необходима количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носят субъективный характер;
- универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;
- к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;
- конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;
- сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности.
М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова подчеркивают, что конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, его уровнем. В этой связи можно утверждать, что основополагающий уровень обеспечения конкурентоспособности - макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идёт мезоуровень, формирующий перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающий группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества [4. С. 76].
В. Андрианов предполагает, что синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В самом общем виде её можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных её граждан [2. С. 33-42].
Проведя анализ различных трактовок термина «конкурентоспособность», можно выделить дифференцированные по основным факторам составные части:
1) конкурентоспособность товара - способность продукта воздействовать на потребности субъекта в сравнении с другими изделиями;
2) конкурентоспособность фирмы (предприятия) - латентная составляющая организации, формируемая с использованием ценовых и неценовых показателей производимого и/или реализуемого товара, которая позволяет конкурировать за более эффективные сегменты рынка;
3) конкурентоспособность отрасли - специфические возможности производителей однородной продукции конкурировать на рынке;
4) конкурентоспособность региона (страны) - способность административно-территориального образования наиболее эффективно использовать природно-ресурсный потенциал в рамках сложившегося регионального (национального) хозяйства.
В общем виде понятие конкурентоспособности ориентировано на раскрытие способности выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемым качеством и рациональными затратами в условиях конкурентной среды. Конкурентоспособность какого-либо объекта должна рассматриваться в сопоставлении результатов хозяйственной деятельности аналогичных объектов.
Характеристика конкурентоспособности относится к оценочной показателям, следовательно необходимо наличие оценивающего субъекта, объекта оценивания, цели и критериев оценки. Субъектами оценки, как правило, выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты, инвесторы и покупатели. Объектами оценки могут стать страна, регион, организация и товар. Целью и критериями оценки являются положение на рынке, темпы
роста и/или развития, способность расплачиваться за полученные заёмные средства, потребительские свойства по отношению к цене товара и т.д.
Многогранный термин «конкурентоспособность» следует рассматривать в различных аспектах в зависимости от цели и способов решения задач. При этом необходимо применять совокупность различных методов оценки конкурентоспособности, построенных на основе экспертных оценок, статистических показателей, рейтингов и т.д.
Таким образом, конкурентоспособность национальной экономики является результатом комплекса социально-экономических мероприятий по оценке и обеспечению конкурентоспособности микро- и макроэкономических моделей (предприятия, отрасли, региона, страны). Стратегия конкурентоспособности национальной экономики в наибольшей степени зависит от механизма реализации путей повышения уровня конкурентоспособности региона за счет качественного использования ресурсов, обеспечивающих наиболее эффективный экономический рост, развитие интеграционных и инвестиционных экономических отношений.
Литература
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.
2. Андрианов В.А. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. 1997.
№ 10.
3. Всемирная история экономической мысли: от Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса / А.В. Аникин, В.С. Афанасьев, С.З. Бубликов и др. М.: Мысль. 1988. 574 с.
4. Гельвановский М.И., Жековская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, ме-зо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3.
5. Завьялов П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей // Маркетинг. 1996. № 2.
6. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: учебник для вузов. М.: Инфра-М. 1997. 512 с.
7. Кормнов Ю. Кооперация как фактор преодоления кризиса // Экономист. 1999. № 7.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т.: пер. с англ. 11-е изд. М.: Республика. 1992. Т. 2. 400 с.
9. Маркс К. Процесс производства капитала (I т. «Капитала») / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23. 906 с.
10. Портер М.Э. Международная конкуренция: пер. с англ. / под ред. и предисл. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
11. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 472 с.
12. Салжаницын А.И. Особенности состояния и развития отраслей социальной сферы в субъектах Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2001. № 2. С. 127-133.
13. Сидорова Н.И. Возможности использования налоговых инструментов для регулирования регионального развития // Проблемы прогнозирования. 2003. № 1. С. 96-107.
14. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 271 с.
15. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
333 с.
16. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии). М.: Логос. 1992. 204 с.
17. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.
18. Хайне П. Экономический образ мышления: пер. с англ. М.: Дело; Catallaxy, 1993. 704 с.
19. Шумпетер Й. Теория экономического развития: пер. с нем. М.: Прогресс. 1982. 455 с.
20. Юданов А.Ю. Конкуренция: Теория и практика: учеб.-практ. пособие для вузов. М.: АКАЛИС, 1996. 272 с.
21. Hayek F.A. Individualism and Economic Order. Chicaco: Univ. of Chicago Press. 1948.
СМИРНОВ ВАЛЕРИИ ВЛАДИСЛАВОВИЧ. См. с. 469.