Научная статья на тему 'Эффективная конкурентоспособность экономики'

Эффективная конкурентоспособность экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНЦИЯ / КРИТЕРИЙ / МОДЕЛЬ / ОБРАЗ / ПОНЯТИЕ / ТЕОРИЯ / ТИПОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / CATEGORY / COMPETITIVE ADVANTAGES / A COMPETITION / CRITERION / MODEL / AN IMAGE / CONCEPT / THE THEORY / TYPOLOGY / EFFECTIVE COMPETITIVENESS OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Валерий Владиславович, Кадышева Ольга Евгеньевна

Рассмотрены теоретические основы конкуренции, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности, разъяснено понятие эффективности и раскрыта её этимология. Установлены основополагающие положения, необходимые для релевантного воспроизведения сущности эффективной конкурентоспособности экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETE EFFECTIVELY ECONOMY

The theoretical basis of competition, competitive advantage and competitiveness, explained the concept of efficiency and disclosed its etymology. Established the basic provisions necessary for the relevant entities play an effective economic competitiveness.

Текст научной работы на тему «Эффективная конкурентоспособность экономики»

УДК 330.101

В.В. СМИРНОВ, О.Е. КАДЫШЕВА ЭФФЕКТИВНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: категория, конкурентные преимущества, конкуренция, критерий, модель, образ, понятие, теория, типология, эффективная конкурентоспособность экономики.

Рассмотрены теоретические основы конкуренции, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности, разъяснено понятие эффективности и раскрыта её этимология. Установлены основополагающие положения, необходимые для релевантного воспроизведения сущности эффективной конкурентоспособности экономики.

V.V. SMIRNOV, O.E. KADYCHEVA COMPETE EFFECTIVELY ECONOMY

Key words: category, competitive advantages, a competition, criterion, model, an image, concept, the theory, typology, effective competitiveness of economy.

The theoretical basis of competition, competitive advantage and competitiveness, explained the concept of efficiency and disclosed its etymology. Established the basic provisions necessary for the relevant entities play an effective economic competitiveness.

На современном этапе развития теоретических представлений о формах существования системы экономических отношений в структуре знаний, формализованных в экономической теории, зарождается потребность введения нового термина «эффективная конкурентоспособность экономики» (далее ЭКЭ). Понятийный образ ЭКЭ материализуется в форме рациональной совокупности двух терминов - эффективность и конкурентоспособность.

С целью раскрытия генезиса понятия ЭКЭ рассмотрим сущность конкурентоспособности и эффективности. Впоследствии предпримем попытку рационально объединить данные понятия и получить новую функциональную форму восприятия экономических отношений в структуре накопленных знаний в области экономической теории.

Следует отметить, что любая сфера деятельности в развивающемся экономическом пространстве связана с явлениями конкуренции, конкурентных преимуществ и, как следствие, конкурентоспособностью. При этом основой для понимания сущности конкурентоспособности является конкуренция как движущая сила, определяющая изменение траектории эволюционирования экономического пространства.

Сложность восприятия причинно-следственных явлений конкуренции, а также отсутствие целостных теоретических положений о движущих силах конкурентной борьбы побудило учёных в области классической политической экономии в середине XVIII в. представить конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Ярким представителем классической школы политической экономии был шотландский экономист, философ А. Смит (1723-1790). А. Смит в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.) представил результаты анализа формы и содержания конкуренции в ряде научных положений [6. С. 13-14]:

- сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);

- сформулировал главный принцип конкуренции - принцип «невидимой руки», в соответствии с которым, «дергая» за ниточки марионеток-предприни-мателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеаль-

ным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

- разработал теоретически очёнь тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;

- определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);

- разработал модель усиления и развития конкуренции и доказал, что в условиях рыночных отношений возможны максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом.

Конкуренция была и остаётся формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, достижению поставленных производителями целей за счёт ущемления интересов других производителей. При этом в качестве «субъектов конкуренции» могут быть любые социальные, производственные или биологические системы. Носителями конкуренции являются товар или услуга, посредством которых фирмы-соперники стремятся завоевать признание, деньги потребителя [4. С. 37].

Одной из наиболее важных составляющих конкуренции являются конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др.

Конкурентные преимущества формируются многочисленными факторами: более эффективным производством, обладанием патентами, хорошей рекламой, грамотным менеджментом и хорошим отношением с потребителями. Конкурентное преимущество - внутреннее превосходство в отношении издержек производства, которое позволяет добиться меньшей себестоимости, приобрести устойчивость к снижению продажной цены, навязанной рынком и конкуренцией. В целом конкурентные преимущества воплощаются в товарах, изготовляемых производственной системой и реализуемых на рынке. Реализация товара, имеющего конкурентное преимущество или произведённого в системе, обладающей внутренним конкурентным преимуществом, позволяет получить доход.

Производственная система полученный доход распределяет на внутреннее потребление либо на получение новой конкурентоспособной продукции (товара). При этом важно полученный доход направлять на приобретение эффективных и конкурентоспособных технологий, которые могут быть реализованы в конкурентные преимущества производственной системы.

Анализ теоретической и практической проблематики экономического развития в формате реализации конкурентных преимуществ создаёт предпосылки к пониманию сущности конкурентоспособности. М. Гельвановский с соавт. утверждал, что конкурентоспособность представляет собой сложное много-

уровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. В этой связи можно уверенно утверждать, что основополагающий уровень обеспечения конкурентоспособности - макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идёт мезоуровень, где формируются перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающий группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества [1. С. 76].

В процессе пояснения термина «эффективность» следует учесть, что эффективность как цель осуществления любой хозяйственной деятельности редко подвергается теоретико-методологическому анализу из-за неясности восприятия её признаков. Сложность и многогранность явления эффективности обусловлены отсутствием единой интерпретации понятия «эффективность» и её этимологии, материализующей сущность и меру в формате наиболее воспринимаемой экономической категории.

Принято считать, что термин «эффективность» появился первоначально в экономической литературе в работах У. Пети (1623-1687), английского экономиста, родоначальника классической политэкономии, основоположника трудовой теории стоимости, и главы школы физиократов, французского экономиста Ф. Кенэ (1694-1774). Однако экономическое понятие «эффективность» как самостоятельное ими не разрабатывалось. Они употребляли этот термин в значении результативности и использовали его для оценки тех или иных правительственных или частных мер в зависимости от того, способствовали те или нет оживлению экономической жизни [3. С. 119].

В конце XIX в. термин «эффективность» утратил своё чисто экономическое значение и используется уже для оценки разнообразных действий и движений. Этому способствовали метаморфозы хозяйственной деятельности. Во-первых, сама экономика перестала быть уделом только экономистов. Расширяющееся машинное производство продуцировало определённую смену задач, функций и сферы ответственности инженеров. Во-вторых, расширению понятия «эффективность» на другие сферы деятельности способствовали теоретические разработки, связанные с действиями вообще, в частности разработки в праксиологии - как «общей теории эффективной организации деятельности» [2. С. 20].

В экономической литературе понимание эффективности как отношения объема произведённой продукции к затратам претерпело определённые изменения. С одной стороны, они были связаны с тем, что приходилось пересматривать представления о том, что есть «экономический эффект», особенно в части его инвестиционной и результирующей составляющей, тенденций многократного использования потребительской стоимости, множественности и разнонаправ-ленности эффектов, отсутствия жёсткой детерминации результатов деятельности от дополнительных затрат. С другой стороны, экономисты имплицитно исходили из того, что эффект адекватно объективирует цель деятельности [5].

Эффективность достигается тогда, когда ресурсы распределяются таким образом, чтобы позволить получить максимально возможный чистый выигрыш от их использования. Распределение ресурсов в экономике, взятой как целое,

будет эффективным, когда ресурсы в течение данного периода времени используются таким способом, который делает невозможным увеличение благосостояния одного лица без причинения вреда благосостоянию другого [7. С. 89].

В формате представленных выше теоретических аспектов конкурентоспособности и эффективности материализуем понятийный образ ЭКЭ. При этом выделим основополагающие положения, необходимые для релевантного воспроизведения сущности ЭКЭ:

1) системная ориентация хозяйственной деятельности на организацию перманентного процесса повышения эффективности и конкурентоспособности экономики в контексте существующих ресурсных ограничений;

2) стратегическая направленность на эффективную и конкурентоспособную модальность экономики в формате эволюционных изменений её структуры и трансформации системных ограничителей;

3) эффективная и конкурентоспособная организация процессов хозяйственной деятельности в конфигурации гармоничной совокупности социальной, экономической, политической, культурной и других проявлений государственного устройства должна показать наиболее рациональную форму функционирования экономики.

Предложенный порядок основополагающих положений ЭКЭ должен обеспечить оптимизацию процесса систематизации паттернов к выбору цели и задач в контексте назначенных приоритетов. При этом создаются предпосылки формирования определённых границ ЭКЭ, обеспечивая целевую ориентацию на наиболее важные факторы (детерминанты) развития.

Исходя из вышеизложенных основополагающих положений, сформулируем определение ЭКЭ. Эффективная конкурентоспособность экономики -способность экономической системы обеспечить оптимальную устойчивость функциональных взаимосвязей и структурных взаимодополнений общества, государства и хозяйствующих субъектов, имеющих свои ресурсы, подчиняющихся определённым законам эволюции, выполняющих уникальную функцию по поддержанию структуры экономики.

Литература

1. Гельвановский М., Жековская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо-и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3.

2. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика. 1975.

3. Проблема эффективности в современной науке / под ред. А.Д. Урсула. Кишинев: Шти-инца, 1985. 256 с.

4. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 271 с.

5. Солодкая М.С. Надежность, эффективность, качество систем управления // Credo. 1999.

№ 5.

6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.

7. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2 т. / под ред. с предисл. и послесл. С.В. Валдайцева. М.: Финансы и статистика, 1992. 362 с.

СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ. См. с. 439.

КАДЫШЕВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА - аспирантка кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (fuip@chuvsu.ru).

KADYCHEVA OLGA EVGENYEVNA - post-graduate student of Industrial Economics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.