Научная статья на тему 'Особенности этапов развития теории конкуренции'

Особенности этапов развития теории конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1096
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИЯ / СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / COMPETITION THEORY / COMPETITIVENESS / COMPETITION MODELS / COMPETITION / MONOPOLY / FREE COMPETITION / COMPETITION POLICY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корелин Владимир Владимирович, Хоанг Виет Хунг

Сегодня процесс глобализации способствует не только расширению интеграции, но и обострению конкуренции между игроками рынка. Ужесточение конкурентной борьбы при данных условиях делает актуальным вопрос о конкуренции и повышении конкурентоспособности. В рамках работы проведено исследование теории конкуренции: эволюция теории, ее современное определение и развитие в условиях глобализации рынка и инновационного развития; место конкурентоспособности и конкурентных преимуществ в рамках системы представлений теории конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE STAGES OF THE DEVELOPMENT OF THE COMPETITION THEORY

Today, the process of globalization contributes not only to the expansion of integration, but also to the growing competition among market players. Tighter competition under these conditions makes the issue of competition and competitiveness more relevant. Within the framework of the work, a study of the theory of competition will be conducted: the evolution of the theory, its modern definition and development in the context of globalization of the market and innovative development; The place of competitiveness and competitive advantages within the ^ framework of the theory of competition theory.

Текст научной работы на тему «Особенности этапов развития теории конкуренции»

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

15

Корелин В.В., Хоанг В.Х. ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация. Сегодня процесс глобализации способствует не только расширению интеграции, но и обострению конкуренции между игроками рынка. Ужесточение конкурентной борьбы при данных условиях делает актуальным вопрос о конкуренции и повышении конкурентоспособности. В рамках работы проведено исследование теории конкуренции: эволюция теории, ее современное определение и развитие в условиях глобализации рынка и инновационного развития; место конкурентоспособности и конкурентных преимуществ в рамках системы представлений теории конкуренции.

Ключевые слова. Теория конкуренции, конкурентоспособность, модели конкуренции, конкуренция, монополия, свободная конкуренция, конкурентная политика, инновации.

Korelin V.V., Hoang V.Kh.

PECULIARITIES OF THE STAGES OF THE DEVELOPMENT OF THE COMPETITION THEORY

Abstract. Today, the process of globalization contributes not only to the expansion of integration, but also to the growing competition among market players. Tighter competition under these conditions makes the issue of competition and competitiveness more relevant. Within the framework of the work, a study of the theory of competition will be conducted: the evolution of the theory, its modern definition and development in the context of globalization of the market and innovative development; The place of competitiveness and competitive advantages within the ^ framework of the theory of competition theory.

Keywords. Competition theory, competitiveness, competition models, competition, monopoly, free competition, competition policy, innovations.

Такое понятие, как «конкуренция», впервые появилось в конце XVIII в. в процессе формирования классической школы политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо). Основоположником данного понятия стал всем известный представитель (основатель) классической школы политэкономии А. Смит. В своих работах А. Смит понимал под конкуренцией некое внутреннее свойство человека, естественным образом проявляющееся в поведении людей, которые стремятся к соперничеству и саморазвитию [4]. Саму «конкуренцию» он представлял в виде некой «невидимой руки», которая подталкивает людей к достижению определенной цели, которая в большинстве случаев носит эгоистический характер. Его внимание привлекли также вопросы макроэкономического благосостояния (модель совершенной, абсолютной, относительной конкуренции и монополия рынка).

Помимо этого, А. Смит дал определение понятию «свободная конкуренция» и выделил условия, при которых она может существовать [2] : конкуренты должны действовать независимо друг от друга;

ГРНТИ 06.81.00

© Корелин В.В., Хоанг В.Х., 2018

Владимир Владимирович Корелин - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Хоанг Виет Хунг - научный стажер кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Корелин В.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 812-310-40-83. E-mail: keiup2074@mail.ru. Статья поступила в редакцию 22.05.2018.

число конкурентов, как существующих, так и новых не должно быть ограниченно внешними барьерами, то есть не должно быть целенаправленного ограничения (регулирования) рынка для сохранения конкурентных преимуществ существующих игроков рынка; участники рынка должны обладать необходимым багажом знаний, связанных с рыночными возможностями, и т.д.

А. Смит первый связал конкуренцию со спросом и предложением на рынке, считая, что цена является основным инструментом конкуренции. Дефицит товара на рынке приводит к ужесточению конкуренции между потребителями, которая, в конечном итоге, приводит к увеличению стоимости конечного продукта, а профицит, наоборот, ведет к снижению цен. В этой связи, основным способом конкурентной борьбы должно было стать снижение цен (ценовая конкуренция) посредством минимизации затрат, повышения производительности труда в расчете на 1 единицу продукта, внедрение передовых технологий. Касательно своих размышлений о рыночной монополии А. Смит говорил, что это «случайное обстоятельство, являющееся врагом хорошей хозяйственной деятельности», которое возникает в силу низкой степени информированности остальных участников рынка или государственного вмешательства.

Впоследствии развитием теории конкуренции начали заниматься представители неоклассической научной школы. Неоклассическая школа, в отличие от классической школы, в вопросе конкуренции совершила переход от макроэкономического уровня к микроэкономическому (условие конкуренции). Один из представителей данной школы - А. Маршалл первым объяснил преимущество внедрения крупномасштабных производств. Он утверждал, что расширение масштаба производства приводит к повышению конкурентоспособности и снижению цен на конечный продукт (эффект масштаба) [1]. Помимо этого А. Маршалл различал два вида конкуренции: разрушительная, приводящая к монополизации рынка, росту цен, сокращению инновационной активности и падению качества готовой продукции или услуги; творческая, усиливающая конкурентную борьбу, стимулирующая рост инновационной активности, повышающая качество готовой продукции или услуги.

Таким образом, к началу XX века в экономической теории уже были заложены основы конкуренции и монополии, которые существуют и сегодня. На протяжении всего XX века многие экономисты занимались развитием теории конкуренции в различных плоскостях и формах. Например, Дж. Робинсон найдена взаимосвязь между совершенной конкуренцией и ценовой эластичностью рыночного спроса; Э. Чемберлин обосновал ценовые формы конкуренции и открыл новое понятие в теории конкуренции - «неценовая конкуренция»; Дж.М. Кейнс обосновал идею государственного регулирования рыночных отношений; Дж. Стиглер первым выделил «информацию» в качестве ключевого конкурентного преимущества; Г. Беккер выделил важность развития «человеческого капитала», как ключевой единицы в процессе повышения конкурентоспособности [5; 7].

Однако, на наш субъективный взгляд, главными «звездами» в процессе развития теории конкуренции XX века стали Й. Шумпетер (теория инновационного развития - см. рис. 1; теория эффективной конкуренции) и М. Портер (модель 5 сил конкурентов - см. рис. 2; конкурентные стратегии по М. Портеру). Й. Шумпетер и М. Портер стали рассматривать теорию конкуренции уже с позиции новой экономической категории, с позиции «эффективности функционирования». Технико-технологическое развитие достигло уже такого уровня, что о традиционной борьбе на уровне ценовых и неценовых факторов не может идти и речи. Конкуренция основывается на непрерывном внедрении нововведений (инноваций), которые повышают вероятность наступления успеха в бизнесе. Инновации, в свою очередь, по мнению Й. Шумпетера, являются «топливом» для развития конкурентной борьбы [10].

Данные исследования сформировали классическое представление о существующей на сегодняшний день теории конкуренции и заложили основу создания новых работ в данной области. Например, разработка пирамиды конкуренции относительно субъекта и объекта исследования (рис. 3), стратегии «голубого океана» У. Чан Кима и Р. Моборна (рис. 4), формирование новых видов конкуренции и конкурентоспособности во времени и пространстве [6]: стратегическая конкурентоспособность (конкуренция, маркетинг, менеджмент); тактическая конкурентоспособность; оперативная конкурентоспособность (рыночная фактическая конкурентоспособность).

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА 17

С Создание новых ^Ч товаров ^

С[спользование новых"^^

технол^ти»™»^) Типы нововведений (^ГоТ^г^

С Открытие новых Новая промышленная

источниковы сырья ^^ ^^^ организация ^^

Рис. 1. Инновации (нововведения) по И. Шумпетеру [10]

г Рыночная власть поставщиков 1 Угроза появления новых конкурентов

Соперничество между существующими фирмами-конкурентами

Рыночная власть покупателей Угроза появления товаров и услуг заменителей

Рис. 2. Модель пяти конкурентных сил по М. Портеру [3]

Страна в мировом сообществе

Субъекты Федерации

Отраси

Товаропроизводители

Инфраструктура

Товары и услуги

Технологии и инновации

Системы (законы, статистика, информация, документы и т.д.)

Персонал

Рис. 3.

Пирамида субъектов и объектов конкурентоспособности и конкуренции [6]

Стратегия «Алого океана» Стратегия «Голубого океана»

1. Борьба в существующем рыночном пространстве. 2. Победа над конкурентами. 3. Эксплуатирование существующего спроса. 4. Компромисс ценность - издержки. 5. Построение всей системы деятельности компании в зависимости от стратегического выбора, ориентированного либо на дифференциацию, либо на низкие издержки. 1. Создание свободного от конкуренции рыночного пространства. 2. Возможность не бояться конкуренции. 3. Создание нового спроса и овладевание им. 4. Разрушение компромисса ценность - издержки. 5. Построение всей системы деятельности компании в соответствии с задачей одновременного достижения дифференциации и снижения издержек.

Рис. 4. Стратегия «алого океана» против стратегии «Голубого океана» [8]

В условии глобализации и свободных рыночных отношений участникам рынка все труднее и труднее конкурировать со своими оппонентами, так как: на рынке присутствует однотипный или схожий по своим свойствам товар или услуга (перенасыщенность рынка); наблюдается избирательность потребителей.

В этой связи нужно сказать, что на наш взгляд, инновационный характер современной теории конкуренции будет определять концепцию развития на протяжении всего XXI века. Это не означает, что произойдет уход от традиционной рыночной парадигмы, наоборот, это говорит нам о том, что новые разработки будут дополнять уже существующие классические представления данного вопроса. Новые подходы теории конкуренции будут применяться в новых концепциях стратегического менеджмента, позволяя реализовать на практике различные способы достижения лидерских позиций путем повышения конкурентоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

2. Лоскутова М.В. Анализ теории конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (031). С. 101-106.

3. ПортерМ. Конкуренция. М.: Вильямс, 2018. 608 с.

4. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2017. 1056 с.

5. Тараненко И. В. Особенности инновационной конкуренции в условиях глобализации мировой экономики // Journal of Economic Regulation. 2010. № 4. С. 89-99.

6. Фатхутдинов Р.А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией // Современная конкуренция. 2007. № 1 (1). С. 73-86.

7. Фелешпин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. № 1. С. 47-57.

8. Чан Ким В., Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 336 с.

9. Шумпетер Й. Десять великих экономистов: от Маркса до Кейнса. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011. 416 с.

10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. 864 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.