10.5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Поляничкин Юрий Алексеевич, аспирант НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права»
Аннотация: переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования обусловил рост интереса теоретиков и практиков-экономистов к таким атрибутам рынка как конкуренция и конкурентоспособность предприятий. В этой связи необходимо выяснить, какова экономическая природа этих категорий, что позволит сформулировать систему показателей, определяющих конкурентные преимущества предприятия, и разработать методику их оценки.
Ключевые слова: рыночная экономика, конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, факторы, влияющие на конкурентоспособность.
THE ECONOMIC NATURE OF THE COMPETITION AND COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY
Polyanichkin Yury Alekseevich, Postgraduate student of NOU VPO «Moscow business and right institute».
Annotation: transition of the Russian economy to market conditions of managing caused growth of interest of theorists and experts economists to such attributes of the market as the competition and competitiveness of the enterprises. In this regard it is necessary to find out, what economic nature of these categories that will allow to formulate system of the indicators defining competitive advantages of the enterprise and to develop a technique of their assessment.
Keywords: market economy, the competition, the
competitiveness, competitive advantages, the factors influencing competitiveness.
Одной из характерных черт рыночной экономики является борьба за привлечение заказчика и получение большей прибыли, что заставляет предприятия наращивать и укреплять свои преимущества, в том числе и в стремлении выйти на международный рынок.
Рассмотрим, как понятие конкуренции трактуется в современной экономической литературе. Так, термин «конкуренция» (от латинского «concurrentia» -
сталкиваться) применяется в экономической теории в значении борьбы между предприятиями-товаропроизводителями за определенные преимущества или наиболее выгодные условия производства и сбыта своего продукта.
Определения, приводимые в энциклопедической литературе, можно считать официальными. Экономическая энциклопедия дает несколько иною трактовку этого понятия, исходя из условий, в которых конкуренция имеет место: «Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».
В Экономическом словаре дается расширительное толкование этого определения: «Конкуренция -
соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей, которые играют основополагающую роль в рыночной экономике, выполняют роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства, выступают стихийным регулятором хозяйственных процессов и способом установления на рынке равновесной цены, стимулирует снижение издержек производства и реализации».
Для классической экономической теории был присущ поведенческий подход. Так, один из классиков экономической теории А. Смит определял сущность конкуренции как совокупность не влияющих друг на друга попыток различных продавцов установить контроль на рынке.
Основные компоненты сущности конкуренции по А. Смиту можно интерпретировать следующими положениями:
- конкуренция определяется как соперничество, повышающее и уменьшающее цены на продукцию;
- главный принцип конкуренции - принцип «невидимой
руки», в соответствии с которым действие этой «руки» заставляет действовать предприятия в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет предприятия, занятые
производством невостребованной рынком продукции;
- конкуренция теоретически характеризуется очень тонким и гибким механизмом, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают предприятия, выпускающие некачественную и излишне дорогую продукцию;
- основные условия эффективной конкуренции заключаются в наличии большого количества продавцов и покупателей, невозможности каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены продукции, работ или услуг;
- в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение запросов потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом.
Наряду с поведенческой трактовкой, начиная с конца Х1Х века, в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Несмотря на то, что поведенческая трактовка конкуренции характерна и для неоклассической политической экономии,
представителями которой являются Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, неоклассики стали в большей степени связывать конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. В современной западной экономической науке используется именно структурной подход.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с борьбы предприятий друг с другом на исследование структуры рынка и господствующих в нем условий.
Как подчеркивает А.Ю. Юданов, «...в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или
Поляничкин Ю. А.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае -об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».
Такое понимание конкуренции значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и
соперничеством. Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении
понятий «конкуренция» и «соперничество». В
современном понимании термин «соперничество»
относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнеса, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция», в свою очередь, используется для характеристики модели строения рынка.
Кроме поведенческого и структурного подходов к трактовке конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Автором функционального подхода к определению конкуренции можно считать австрийского экономиста Й. Шумпетера, который определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели -организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Й. Шумпетера, задача предпринимателя -осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать того, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию. Теория, выдвинутая, Й. Шумпетером, большее значение придает внутренним факторам, влияющим на бизнес, позволяющим предприятию выиграть в конкурентной борьбе.
Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.
Наличие конкуренции на рынке обусловливает необходимость введения понятия
«конкурентоспособность», которое может быть применимо к различным объектам: продукции; предприятию; отрасли; национальной экономике; стране в целом.
Сущность категории «конкурентоспособность» также неоднозначна как и конкуренции. Так, М. И. Гельвановский считает, что «конкурентоспособность - это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования». Данное определение подчеркивает многоаспектность рассматриваемого понятия, но не раскрывает понятия «свойств», способных увеличить эти преимущества, которые можно назвать конкурентными.
В этом определении, по мнению автора, реализуется принцип необходимости общественного признания произведенного продукта, который может быть
осуществлен только в результате продажи необходимого потребителю продукта.
По мнению Р. А. Фатхутдинова,
«. конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке».
Данное видение конкурентоспособности нацеливает на поиск дополнительных рынков сбыта путем удовлетворения потребностей потенциальных покупателей на рынке, при этом ничего не говорится о внутренних резервах повышения конкурентоспособности.
Анализируя выше приведенные определения, можно обобщить их применительно к предприятию: конкурентоспособность предприятия - это качественный показатель, отражающий возможности развития одного предприятия по сравнению с другими предприятиями и эффективности его производственной деятельности, в зависимости от степени удовлетворения потребностей покупателей уровнем качества производимого продукта.
Как известно, наиболее распространенными в
экономической теории советского периода
составляющими конкурентоспособности считались технический и экономический ее аспекты. Этот взгляд на проблему оценки конкурентоспособности способствовал внедрению в производственный процесс новейших достижений научно-технического процесса,
усовершенствованию методов организации
производственного процесса.
В настоящее время уровень конкурентоспособности предприятий во многом определяется факторами организационно-технического, финансово-экономического, маркетингового и других аспектов, учитываемых производителем продукции (работ, услуг) в условиях жесткой конкурентной борьбы. Специалистами
выделяется ряд факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, основными из которых являются:
- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
- вид производимого товара;
- емкость рынка (количество ежегодных продаж);
- конкурентоспособность региона и страны и т.п.
В специальной литературе часто высказывается мнение, что, конкурентоспособность - это такая характеристика товара, которая обеспечивается сравнительной комплексной оценкой всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей». Согласно приведенному определению технические показатели продукта определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности требованиям, которые формируются потребителями на рынке. Таким образом, обеспечивая конкурентоспособность своего продукта на потребительском рынке, предприятие
получает определенные конкурентные преимущества, выраженные в продукции, по сравнению с другими производителями-конкурентами.
Современная теория конкуренции делит все виды конкурентных преимуществ на две группы: преимущества низкого и высокого порядка.
В настоящий момент на многих отечественных предприятиях преобладают преимущества низкого порядка. Эти преимущества теряются по мере выработки источников сырьевых ресурсов, износа слабо обновленных основных производственных фондов и из-за быстрого роста цен на основные виды производственных ресурсов, дисквалификация рабочей силы и т.д.
Оценивая степень важности конкурентных преимуществ на предприятии, разные авторы по-разному выделяют приоритеты, требующие внимания управленческого аппарата. Так, например, Лившиц В. Н. утверждает, что «. для достижения конкурентного преимущества предприятие должно быть в состоянии организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром: от его конструкторской разработки до продажи конечным покупателям». Гудков А. С. считает, что «. для успешного развития предприятия необходимо разрабатывать и совершенствовать стержневые технологии, являющиеся собственностью фирмы. Приобретение новых базовых технологий у других фирм позволяет повысить конкурентоспособность изделий». Фундамент конкурентных преимуществ, по его мнению, строится за счет ускоренного продвижения на рынок более эффективной технологии.
Николаенко А. А. и Пискланов П. В. утверждают, что «.для обеспечения этого конкурентного преимущества предприятие должно научиться искусству выделяться среди конкурентов, предлагая покупателю товар, заметно отличающийся высоким уровнем качества, при стандартном наборе параметров, определяющих это качество».
По утверждению М. Портера «. сохранение конкурентного преимущества на долгий период требует усовершенствования его источника. Совершенствование преимущества требует, в свою очередь, более сложных технологий, навыков и методов производства. Стратегия, которая хорошо работает, должна привести к конкурентному преимуществу».
Заметим, что зарубежные экономисты, как правило, отдают предпочтение сервисному обслуживанию
потребителей в деле обеспечения конкурентных преимуществ, считая так называемые «дополнительные услуги» ключевым из них.
Таким образом, конкурентное преимущество представляет собой способность предприятия
обеспечивать максимум возможностей в преодолении силы конкуренции, привлечении сохранении
потребителей.
В современных условиях хозяйствования предприятиям необходимо уделять больше внимания повышению конкурентных преимуществ высокого порядка, что позволяет определить конкурентоспособность предприятия как эффективное использование имеющихся в его распоряжении ресурсов и внедрение достижений научно-технического прогресса, что позволит сохранить и обеспечить устойчивость конкурентных преимуществ на длительную перспективу.
Следовательно, конкурентоспособность во многом определяется внутренними условиями хозяйствования в предприятии, среди которых следует отметить уровень материально-технической базы и технологии
производства, совершенствование организации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов и т.д. Совокупность перечисленных внутренних условий составляет, по нашему мнению, техникоорганизационный уровень предприятия, в значительной степени обеспечивающий его конкурентоспособность.
Список литературы:
1. Азоев Г.Л., Челенкова А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Новости, 2000.
2. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов (Вторая редакция) / Рук. авт. кол.: В.В. Косов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров. - М.: Экономика, 2000.
3. Портер М. Конкуренция. Перевод с английского. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
4. Проблемы обеспечения конкурентоспособности в современных условиях. Под ред. Куганова В.Г. - Спб: Инфо-да, 2002.
5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2002.
7. Шумпетер ЙА. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. Экономическая школа, 2004 г.
8. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
Reference list:
1. Azoyev G. L., Chelenkova A.P. Competitive advantages of firm. - M: News, 2000.
2. Methodical recommendations about an assessment of investment projects (The second edition) / Hands. bus stake.: V. V. Kosov, V. N. Livshits, A.G. Shakhnazarov. - M: Economy, 2000.
3. M. Porter. Competition. Translation from English. - M: Williams publishing house, 2003.
4. Problems of ensuring competitiveness in modern conditions. Under the editorship of Kuganov V. G. - SPb: Info - yes, 2002.
5. Rayzberg B. A., Lozovsky L.Sh., Starodubtsev E. B. Modern economic dictionary. 5th prod., reslave. and additional - M: INFRA-M, 2007.
6. Fatkhutdinov R. A. Competitiveness of the organization in the conditions of crisis: economy, marketing, management. - M: Marketing, 2002.
7. Shumpeter Y.A. Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy. Economic school, 2004.
8. Yudanov A.Yu. Competition: theory and practice: Educational and practical grant. - the 3rd edition corrected and added. - M: GNOME and Д, 2001.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная на рецензирование статья написана на актуальную в настоящее время тему, так как развитие рыночных отношений в России потребовало уточнения сущности и содержания многих экономических категорий, которые приобретают новый смысл в новых условиях хозяйствования. В этой связи появляется необходимость рассмотрения во многом новых для отечественной практики экономических категорий, отражающих специфику рыночных отношений. Кроме того, несомненный интерес представляют рассмотренные вопросы взаимосвязи конкуренции и конкурентоспособности как отдельных предприятий так и производимых ими продуктов.
В статье подробно рассматриваются различные позиции и точки зрения современных специалистов на исследуемые категории. Сформулировано авторское определение понятия «конкурентоспособность предприятия», что придает статье научную значимость.
Изложение материала отличается логичностью и доступностью для понимания. Работа полностью отвечает требованиям ВАК и может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе», который включен в рекомендуемый перечень.
Д.э.н., профессор
Скачко Г. А.