Научная статья на тему 'Конкурентоспособность: понятие и факторы'

Конкурентоспособность: понятие и факторы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1748
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Life Sciences and Agriculture
Область наук
Ключевые слова
конкуренция / организация / потребители / влияние / факторы / динамика / спрос / рынок / способность / классификация / факторы развития / сcompetition / organization / consumers / influence / factors / dynamics / demand / market / ability / classification / development factors

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурахимова Феруза Турсунбой Кизи

В статье рассмотрены факторы влияния на конкурентоспособность организации. Проведен сравнительный анализ важности внешних и внутренних факторов влияния. Определены основные факторы влияния на конкурентоспособность организации, оказывающей услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS: THE CONCEPT AND FACTORS

The article deals with the influence of factors on competitiveness of the organization. Comparative analysis of the importance of outer and inner factors of influence was identified. The basic factors of influence on competitiveness of the organization that presents services are determined.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность: понятие и факторы»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ

Абдурахимова Феруза Турсунбой кизи

Андижанский филиал Ташкентского государственного аграрного университета

В статье рассмотрены факторы влияния на конкурентоспособность организации. Проведен сравнительный анализ важности внешних и внутренних факторов влияния. Определены основные факторы влияния на конкурентоспособность организации, оказывающей услуги.

Ключевые слова: конкуренция, организация, потребители, влияние, факторы, динамика, спрос, рынок, способность, классификация, факторы развития.

COMPETITIVENESS: THE CONCEPT AND FACTORS

The article deals with the influence of factors on competitiveness of the organization. Comparative analysis of the importance of outer and inner factors of influence was identified. The basic factors of influence on competitiveness of the organization that presents services are determined.

Key words: сcompetition, organization, consumers, influence, factors, dynamics, demand, market, ability, classification, development factors.

РАЦОБАТБАРДОШЛИК: ТУШУНЧАСИ ВА ОМИЛЛАРИ

Мацолада ташкилот рацобатбардошлигига таъсир этувчи омиллар куриб чицилган. Ташци ва ичуи омиллар таъсирининг циёсий тах,лили амалга оширилган. Хизмат курсатиш сох,аси корхоналари рацобатбардошлигига таъсир этувчи асосий омиллар ёритилган.

Калит сузлар: рацобат,ташкилот, истеъмолчилар, та\сир, омиллар, динамика, талаб, бозор, цобилият, тасниф, тарацциёт омиллари.

DOI: 10.24411/2181- 0761/2020-10076

Введение. Мировой практикой ведения бизнеса доказано, что малое и среднее предпринимательство занимает очень важное место в национальной экономике любого государства, ведь оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Данные обстоятельства отмечаются Службой государственной статистики: «...успехи российской экономики и повышение ее конкурентоспособности во многом зависят от эффективности и планомерности развития сектора малого и среднего бизнеса, что подтверждает опыт ведущих национальных экономик зарубежных стран». Одним из основных элементов рыночной экономики выступает система свободного предпринимательства. Предпринимательство формирует достаточную гибкость и мобильность национальной экономики, реструктуризирует ее, а также создает значимую долю рабочих мест.

В настоящее время в экономически развитых странах активно формируется инновационная экономика, позволяющая обеспечивать более половины ВВП за счет наукоемкой продукции и услуг. В этой связи переход России на инновационный путь развития является одной из наиболее насущных проблем. Необходимость выхода на инновационную траекторию развития определяется появлением новых конкурентных преимуществ на мировом рынке.

Несмотря на обилие экономической литературы, посвященной становлению и развитию предпринимательства, проблема выращивания конкурентоспособных малых и средних предприятий сферы услуг, а также разработки и совершенствования институциональных форм, структур и систем управления предпринимательской активностью осталась до конца неисследованной. Актуальность и научно -практическая значимость указанных проблем на современном этапе развития малого и среднего предпринимательства предопределила выбор темы данной научной статьи.

Основная часть. Актуальность статьи связана с тем, что в настоящее время существует тенденция увеличения конкуренции на рынке. Это связано с появлением все большего количества товаров-аналогов, которые оцениваются потребителем не только с точки зрения платежеспособности, но и по степени удовлетворения потребностей. Для достижения высокой конкурентоспособности предприятиям требуется не только знать потребности покупателя, но и изучить все возможные факторы, которые могут оказать прямое или косвенное влияние на деятельность организации, а также определить относительную важность этих факторов.

В мировой экономике постоянно происходят изменения, в первую очередь связанные с процессами глобализации, неравномерным уровнем развития государств, конкурентной борьбой, как на уровне стран, так и на уровне организации. Таким образом, потенциал развития государства зависит от конкурентоспособности организаций, осуществляющих деятельность на его территории. Обеспечение конкурентоспособности является одной из главных целей стратегии развития предприятия, отрасли и даже государства.

Обратимся к пониманию термина конкурентоспособности. По мнению ряда авторов, в конкурентной борьбе основное участие принимают предприятия, а не государства, поэтому в основе конкурентоспособности лежат показатели эффективности на микроуровне, которые включают стратегии предприятия, эффективность менеджмента, маркетинга, ценообразования и др. Напомним, что предпринимательскую деятельность может осуществлять организация, зарегистрированная на территории конкретного государства, согласно его законодательству. Работа предприятия напрямую зависит от мероприятий государственного масштаба: при поддержке государства организация может осуществить производство, на которое ранее не хватало ресурсов.

Анализируя сущность конкурентоспособности, необходимо учитывать двустороннюю зависимость экономического субъекта и процесса. Так, развитие национальной экономики напрямую зависит от развития отрасли, которое в свою очередь находится в зависимости от конкурентоспособности каждого отдельно взятого предприятия. И в это же время конкурентоспособность отдельной организации зависит от развития национальной экономики.

Развитие государства зависит от всех элементов рынка и в первую очередь от преимуществ конкуренции. В свою очередь конкурентные преимущества организации существуют в тесной связи с внутренним государственным климатом - возможность инвестиций, регулирование предпринимательской деятельности. Удача организации в конкурентной борьбе зависит от ситуации в стране регионе, и в тоже время государство развивается в глобальной конкурентной среде. Возникает замкнутый круг, в котором результаты государственного развития зависят от результатов деятельности организаций, а на конкурентоспособность организации влияет уровень развития государства.

При оценке возможности обеспечения конкурентоспособности организации наибольшее значение уделяется определению основного фактора, влияющего на конкурентоспособность. Мы считаем, что для выделения основных факторов,

целесообразно разделить все области влияния на группы, учитывая их характер воздействия - внешний или внутренний. Внешняя среда оказывает значительное влияние на формирование конкурентоспособности предпринимательской деятельности, от которой зависит потенциал развития организации. Среди таких факторов можно выделить налоговую политику государства, инвестиции, инновации, демографическую ситуацию, качество образования и др. В это же время внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность организации - это факторы, отражающие внешнюю среду.

В связи с тем, что конкурентоспособность организации зависит от большого количества факторов, рассмотрим их, разделив на группы:

1. Внутренние факторы:

- конкурентоспособность продукта (качество, состав, ценовая политика, дополнительные услуги, гарантии, соответствие нормативам);

- финансовое положение организации на рынке (платежеспособность, эффективность проводимой деятельности);

- эффективность маркетинга и продаж (доля рынка, объем продаж);

-конкурентоспособность производства (потенциал развития, эффективность

производственных мощностей, инновационные технологии, человеческий капитал).

2. Внешние факторы:

- государственное регулирование:

- в области экономики (налоговая, амортизационная, кредитная, инвестиционная политика);

- в области административного управления (законодательство, сертификация и стандартизация производства, правовая защита потребителей);

- характеристики рынка, на котором организация осуществляет свою деятельность (тип, емкость, конкуренты);

- политическая ситуация и социально-экономическое положение в государстве.

Таким образом, можно сказать, что двустороннюю зависимость внешних и

внутренних факторов влияния на конкурентоспособность предприятия.

В связи с тем, что существует большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность организации-производителя, нецелесообразно стремиться по возможности полностью им следовать. Слишком большое количество факторов, взятых во внимание, для оценки конкурентоспособности может привести к ситуации, когда объем информации и возможности математической обработки усложняют практическую применимость полученных результатов.

Так же следует сказать, что все факторы конкурентоспособности взаимозависимы и взаимообусловлены. Учет природы и степени влияния факторов, которые воздействуют на предприятия, позволит осуществлять процесс управления его конкурентоспособностью более результативно и эффективно.

По данным экспертов, «рейтинги Узбекистана отражают, с одной стороны, хороший суверенный баланс, низкий государственный долг и историю высокого роста по сравнению со странами с сопоставимыми рейтингами и, с другой стороны, -значительную зависимость от сырьевого сектора, высокую инфляцию и структурные недостатки в плане низкого показателя ВВП на душу населения и слабых уровней институциональной среды и качества управления относительно эмитентов с сопоставимыми рейтингами».

В современных условиях происходит цифровизация всех рынков, и эти изменения сильно влияют на конкурентоспособность. По данным Всемирного экономического форума, который регулярно публикует Глобальный индекс конкурентоспособности. В настоящее время Узбекистан имеет скоринговый балл оценки релевантности [13]:

- ESG 4 по параметру «Гражданские права и свободы», поскольку индикаторы качества управления Всемирного банка имеют наиболее высокий вес в суверенной рейтинговой модели Fitch и являются релевантными для рейтинга и рейтинговым фактором.

- ESG 5 по параметру «Политическая стабильность и политические права».

- ESG 5 по параметру «Верховенство закона, качество институтов и регулирования и контроль над коррупцией».

- ESG 4 по параметру «Права кредиторов», поскольку готовность обслуживать и погашать долг является релевантной для рейтинга и рейтинговым фактором.

Наряду с этим, согласно отчету FitchRatings, подтверждены:

- краткосрочный рейтинг дефолта эмитента на уровне «В»;

- долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте на уровне «BB -», прогноз «Стабильный»;

- краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте на уровне «В»;

- страновой потолок на уровне «ВВ -»;

- долгосрочный приоритетный необеспеченный рейтинг на уровне «ВВ -».

Этим обоснована актуальность исследования проблемы цифровой трансформации рынков в аспекте факторов конкурентоспособности.

Актуальные подходы к пониманию цифровой трансформации рынков должны состоять в комплексном исследовании следующих направлений:

-повышение прозрачности рынков, расширение сфер и скорости взаимодействия спроса и предложения;

-персонализация рыночного предложения, вызывающая к жизни новые формы конкуренции и инструменты цифрового маркетинга;

-формирование новых моделей потребительского повеления, обусловивших внедрение цифровых технологий взаимодействия с потребителем.

Серьезное воздействие на рыночные механизмы оказывают новые формы связи спроса и предложения на основе цифрового контента [2], в связи с чем уникальность является новой характеристикой системы маркетинга [10].

Проведенные исследования высокотехнологичных компаний на телекоммуникационных рынках дают основания утверждать, что в условиях цифровизации формируются и развиваются новые факторы конкурентоспособности, к числу которых надо отнести, в первую очередь [3]:

-управление эффективностью точек контакта потребителя с продуктом; -управление клиентским опытом на основе продуктивного тестирования.

Современное значение технологических факторов в повышении конкурентоспособности отмечают и ведущие зарубежные исследователи. Так,Уоллер и Фосетт[12] выявили растущее значение таких факторов, как наука о данных, прогнозная аналитика и большие данные. Мартенс[8] доказал в своих исследованиях, что одним из ключевых драйверов развития современного маркетинга становятся детализированные данные о поведении потребителей для улучшения прогностических моделей целевого маркетинга. Согласно Бредлоу[7], цифровые источники данных обеспечивают повышенную способность предсказывать поведение клиентов и последствия маркетинга для них, другие исследователи [9] предсказывают неизбежность внедрения цифровой аналитики в операционные исследования и маркетинг для понимания экосистемы. Популярность больших данных и бизнес -аналитики значительно возросла, и ключевой проблемой для организаций является понимание того, как использовать их для создания стоимости [11].

На основе названных подходов, управление клиентским опытом, на наш взгляд, может быть представлено как единство трех составляющих: управление конкурентоспособностью продукта, оценка индивидуального потребительского опыта

взаимодействия с продуктом, создание канала мгновенной цифровой связи между компанией и ее клиентами.

Внедрение данного подхода будет способствовать повышению конкурентоспособности, т.к. позволит маркетологам проводить регулярные и непрерывные измерения и объективную технологическую оценку в соответствии с установленными критериями.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Всемирное исследование Digital IQoR за 2017 год: десятое, юбилейное издание wwwpwc.ru/ru/puЫications/global-digital-iq-survey-rus.pdf,[Дата обращения 10 марта 2019].

2. Герасименко В. В., Голованова Е. В. Цифровые инструменты конкурентного анализа: как измерить знание и интерес к бренду в Сети. - Маркетинг в России и за рубежом, 2018, № 4, с. 77-100.

3. Герасименко В.В., Цивлин А.П. Конкурентоспособность в этозуdigital: экосистема -качество - клиент. Аудит и финансовый анализ, 2017, №.7, с. 28-33.

4. Комлева Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия и обоснование факторов ее повышения. Сборник научных трудов SWORLD // 2016 Т. 18. № 2. С. 23-28.

5. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В. Синько // Стандарты и качество. 2013. № 4. С. 54-59.

6. Исследование IAB Russia: digital advertisers barometer, 2018, https://adindex.ru/specprojects/digitalopinion/175481.phtml,[Датаобращения 10 марта 2019].

7. Bradlow E., Gangwarb M., Kopallec P., Voletib S. (2017). The Role of Big Data and Predictive Analytics in Retailing. Journal of Retailing, Volume 93, Issue 1, p.79-95

8. Martens D., Provost F., Clark J., Junqu'e de Fortuny E. (2016). Mining Massive Fine -Grained Behavior Data to improve predictive analytics.MIS Quarterly, Vol. 40 No. 4, p.869-888.

9. Mortenson M.J. , Doherty N.F., Robinson S. (2015). Operational research from taylorism to terabytes: A research agenda. European Journal of Operational Research, 241, p. 583 -595.

10. Tasnim M TaufiqueHossaina, ShahriarAkterb, UraipornKattiyapornpongc, Samuel Fosso Wambad,2017, The Impact of Integration Quality on Customer Equity in Data Driven Omnichannel Services Marketing, Peer-review under responsibility of the scientific committee of the CENTERIS, p.784

11. Vidgena R., Shawb S., B. Grantc D.B. (2017). Management challenges in creating value from business analytics. European Journal of Operational Research, Volume 261, Issue 2, p. 626-639.

12. Waller M.A. , Fawcett S.F. (2013), Click here for a data scientist: Big data, predictive analytics, and theory development in the era of a maker movement supply chain. Journal of Business Logistics, 34 (4), p. 249-252

13. World Economic Forum (2020), Global Competitiveness Index2019-2019 edition [ONLINE] Available at: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-2018-2019/countryeconomy-profiles/#economy= [Датаобращения 10 марта 2020].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.