Научная статья на тему ' трансформация факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики'

трансформация факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1587
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / глобальный индекс конкурентоспособности / факторы конкурентоспособности / механизмы управления конкурентоспособностью / цифровая экономика / информационная экономика. / competitiveness / global competitiveness index / competitiveness factors / competitiveness management mechanisms / digital economy / information economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулин Роман Александрович

В статье представлен анализ факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики. Автор рассматривает конкурентоспособность в макроэкономическом масштабе на уровне государства и в масштабе отдельного предприятия. В глобальном аспекте были проанализированы данные Всемирного экономического форума в отношении расчета глобального индекса конкурентоспособности. Выявлены объединяющие характеристики наиболее конкурентоспособных экономик мира в части наличия возможностей для совершенствования и проблемы российской экономики. Представлена динамика рейтинга глобальной конкурентоспособности России, рассмотрены показатели, включаемые в расчет глобального индекса конкурентоспособности и проблемы, сдерживающие рост конкурентоспособности. Особое внимание уделено трансформации факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики. С позиции предприятия отмечена взаимосвязь его конкурентоспособности с макроэкономическими факторами и трансформацией бизнес-процессов и бизнес-моделей в цифровую форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никулин Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF COMPETITIVENESS FACTORS IN THE DIGITAL ECONOMY

The article presents an analysis of competitive factors in the digital economy. The author presents competitiveness on a macroeconomic scale at the state level and on a scale of an enterprise. In the global aspect, the data of the World Economic Forum was analyzed in relation to the valuation of the global competitiveness index. The author reveals the unifying characteristics of the most competitive economies of the world in terms of the availability of opportunities for improvement and the problems of the Russian economy restraining the growth of competitiveness. The dynamics of the ranking of Russia's global competitiveness, indicators included in the calculation of the global index of competitiveness and problems constraining the growth of competitiveness are presented in the article. Special attention is paid to the transformation of competitiveness factors in the digital economy. At the enterprise level, the interrelation of its competitiveness with macroeconomic factors and the transformation of business processes and business models into digital form is noted.

Текст научной работы на тему « трансформация факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики»

история и современность / сост. П.С. Дражнюк [и др.]; под общ. ред. Н.В. Мироновой. Саранск, 2008. 199 с.

4. Список всех потребительских обществ России, как действовавших, так и закрывшихся на 1 января 1912 г. СПб., 1912.

5. Шавандина И.В., Шамин А.Е. Основные направления развития заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации Нижегородской области // Вестник Чувашского ун-та. 2011. № 2. С. 501-506.

6. Federal Service of State Statistics. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru.

References

1. Lenin V.I. Poln. sobr. soch.: v 55 t. T. 35.

2. Obzor polozheniya i deyatel nosti potrebi-teFskikh obshchestv v Rossii po dannym 1897 g. / sost. N.A. Rejtlinger. SPb., 1898.

3. Potrebitelskaya kooperatsiya Mordovii: istoriya i sovremennost [Consumer cooperation of Mordovia: history and modernity] / sost. P.S. Drazh-nyuk [i dr.]; pod obshch. red. N.V. Mironovoj. Saransk, 2008. 199 s.

4. Spisok vsekh potrebiteFskikh obshchestv Rossii, kak dejstvovavshikh, tak i zakry'vshikhsya na 1 yanvarya 1912 g. SPb., 1912.

5. Shavandina I.V., Shamin A.E. Osnovnye napravleniya razvitiya zagotovitePnoj deya-tePnosti organizatsij potrebitePskoj kooperatsii Nizhegorodskoj oblasti [Main directions in the development of procurement activities of consumer cooperation organizations of the Nizhny Novgorod region] // Vestnik Chuvashskogo un-ta. 2011. № 2. S. 501-506.

6. Federal Service of State Statistics. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru.

КЕВБРИНА Ольга Борисовна - доктор исторических наук, профессор кафедры общеобразовательных и естественных наук. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: okevbrina@rucoop. ru.

ПЛЕХАНОВА Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: eplehanova@rucoop.ru.

KEVBRINA, Olga Borisovna - Doctor of Sciences (History), Professor of the Department of General Education and Natural Sciences. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: okevbrina@rucoop.ru.

PLEKHANOVA, Elena Alexandrovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Head of the Department of Economics. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: eplehanova@rucoop. ru.

УДК 339.137.2

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Р.А. Никулин

В статье представлен анализ факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики. Автор рассматривает конкурентоспособность в макроэкономическом масштабе на уровне государства и в масштабе отдельного предприятия. В глобальном аспекте были проанализированы данные Всемирного экономического форума в отношении расчета глобального индекса конкурентоспособности. Выявлены объединяющие характеристики наиболее конкурентоспособных экономик мира в части наличия возможностей для совершенствования и проблемы российской экономики. Представлена динамика рейтинга глобальной конкурентоспособности России, рассмотрены показатели, включаемые в расчет глобального индекса конкурентоспособности и проблемы, сдерживающие рост конкурентоспособности. Особое внимание уделено трансформации факторов конкурентоспособности в условиях цифровой экономики. С позиции предприятия отмечена взаимосвязь его конкурентоспособности с макроэкономическими факторами и трансформацией бизнес-процессов и бизнес-моделей в цифровую форму.

Ключевые слова: конкурентоспособность; глобальный индекс конкурентоспособности; факторы конкурентоспособности; механизмы управления конкурентоспособностью; цифровая экономика; информационная экономика.

R.A. Nikulin. TRANSFORMATION OF COMPETITIVENESS FACTORS IN THE DIGITAL ECONOMY

The article presents an analysis of competitive factors in the digital economy. The author presents competitiveness on a macroeconomic scale at the state level and on a scale of an enterprise. In the global aspect, the data of the World Economic Forum was analyzed in relation to the valuation of the global competitiveness index. The author reveals the unifying characteristics of the most competitive economies of the world in terms of the availability of opportunities for improvement and the problems of the Russian economy restraining the growth of competitiveness. The dynamics of the ranking of Russia's global competitiveness, indicators included in the calculation of the global index of competitiveness and problems constraining the growth of competitiveness are presented in the article. Special attention is paid to the transformation of competitiveness factors in the digital economy. At the enterprise level, the interrelation of its competitiveness with macroeconomic factors and the transformation of business processes and business models into digital form is noted.

Keywords: competitiveness; global competitiveness index; competitiveness factors; competitiveness management mechanisms; digital economy; information economy.

Изменяющийся характер экономической конъюнктуры все больше трансформируется под влиянием современных технологий, что выдвигает на первый план необходимость анализа факторов конкурентоспособности и выявления механизмов управления конкурентоспособностью в современной цифровой экономике как на уровне предприятий, так и в государственном масштабе.

Конкурентоспособность в цифровой экономике представляет собой динамическую способность предприятия осуществлять успешную хозяйственную деятельность на рынке в конкурентной среде, грамотно используя свой интеллектуальный и кадровый потенциал для обработки и использования информации и знаний в своей деятельности в условиях асимметрии информации [4]. При рассмотрении конкурентоспособности в условиях цифровой экономики, на наш взгляд, представляется важным разграничить масштабы рассмотрения данной экономической категории, обратив внимание как на конкурентоспособность государства в целом в масштабах мировой экономики, так и на конкурентоспособность отдельного предприятия в национальной экономике.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [1] одной из целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции в России является повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов за счет стимулирования инновационной активности, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства и развития рынков высокотехнологичной продукции. При этом Национальный план развития конкуренции не включает конкретные показатели развития информационных технологий по отраслям

экономики. Факторы цифровой экономики отражаются исключительно в показателях отрасли информационных технологий, таких как повышение доли российских программных продуктов в сфере информационных технологий, включая предоставление услуг в формате облачных сервисов, не менее чем на 10 % ежегодно. Подобный подход лишен системности и во многом отличается от подхода к показателям конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Согласно данным этого форума трансформация факторов конкурентоспособности в глобальном масштабе проявляется в том, что на повышение конкурентоспособности стран в будущем будут оказывать влияние факторы, которые ранее не были в центре внимания. К ним относятся, например, генерация идей, предпринимательская культура и открытость экономики, подразумевающая взаимодействие национальной экономики с остальным миром в части торговли товарами и услугами, движения капитала, передачи информации и технических ноу-хау и миграции рабочей силы.

Для определения конкурентоспособности в национальном масштабе по методике Всемирного экономического форума были использованы 98 показателей, объединенных в 12 блоков:

- инновации;

- институциональный фактор;

- инфраструктура;

- макроэкономическое окружение;

- здравоохранение и начальное образование;

- высшее образование;

- эффективность товарного рынка;

- эффективность рынка труда;

- развитие финансового рынка;

- уровень развития технологий;

- размер рынка;

- деловые практики.

В результате по методике Всемирного эко-

номического форума определяется оценка глобального индекса конкурентоспособности по странам, максимальное значение которой равняется 7. На рис. 1 представлено сравнение глобальных индексов конкурентоспособности различных стран.

Одной из объединяющих характеристик наиболее конкурентоспособных экономик мира является наличие значительных возможностей для совершенствования экономической конъюнктуры. Так, Сингапур является наиболее «готовой к будущему» экономикой, Швеция лидирует в части наличия квалифицированной рабочей силы в цифровой сфере, в Швейцарии самая эффективная рабочая сила для подготовки и переподготовки кадров, а американские компании -самые быстрые в принятии изменений.

Определяющим фактором конкурентоспособности в современном мире является принятие четвертой промышленной революции. Основатель и президент Всемирного экономического форума Клаус Шваб указывает на возможность появления новых глобальных разрывов между странами, которые понимают и принимают инновационные преобразования, и странами, которые этого не делают [13].

Существуют различные исследования, коррелирующие высокий уровень ВВП на душу населения со значительными инвестициями в информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ), однако, по мнению некоторых ученых, это соотношение может быть результатом других экономических процессов и государственной политики [11]. Как уровень ВВП, так и синергетический эффект от различных государственных воздействий может повлиять на конкурентоспособность в глобальном масштабе. Тем не менее, европейские

страны с высоким уровнем инвестиций в ИКТ являются странами, имеющими высокий ВВП на душу населения, что косвенно свидетельствует о том, что усиление цифровой трансформации оказывает положительное влияние на макроэкономические показатели.

На инновации и рыночную эффективность в период обострения торговой напряженности и негативной реакции на глобализацию оказывает значительное влияние фактор открытости экономики, который проявляется в низких тарифных и нетарифных барьерах, простоте найма иностранной рабочей силы и сотрудничестве в патентной сфере. Так, лидирующие позиции Сингапура во многом связаны с открытостью этого глобального торгового центра.

Россия с уровнем индекса глобальной конкурентоспособности 4,6 из 7, по данным отчета Всемирного экономического форума за 2017-2018 гг., находилась на 38 месте в рейтинге стран. Благоприятным моментом является улучшение рейтингового места России в списке 140 анализируемых стран за 20112016 гг. (таблица).

Место России в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности за 2011-2018 гг.

Годы Рейтинговое место России

2011 67

2012 64

2013 53

2014 45

2015 43

2016 38

2017 45

2018 43

Мозамбик, Йемен Сенегал, Эфиопия Украина Россия Грузия, Румыния Греция, Непал, Молдавия Латвия, Казахстан Тайланд, Чили, Испания Китай, Исландия Бельгия, Австралия, Франция Гонконг, Швеция, Япония Сингапур, Нидерланды, Германия Швейцария, США

■ 4,6 ■ 4,3 4,0

4,4

4

5,0

■ 5,2

5,5

5

т

т

7

5,9

0,0 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0 Рис. 1. Глобальные индексы конкурентоспособности различных стран [12]

7,0

Так, за пять лет Россия улучшила свои позиции с 67-го места в 2011 г. до 38-го места в 2016 г. в основном за счет улучшения макроэкономической обстановки, принятия законов, повышающих минимальную заработную плату, что оказало общее благоприятное воздействие путем восстановления внутренней покупательной способности, пострадавшей от инфляции и слабого рубля. Неблагоприятным моментом в рейтинге России стало то, что по уточненным докладам Всемирного экономического форума за 2017 и 2018 гг. рейтинговое значение России ухудшилось до 45-го и 43-го места в общем рейтинге соответственно.

По данным отчета Всемирного экономического форума за 2018 г., значение различных групп факторов, влияющих на глобальную конкурентоспособность, варьируется от 51 до 88 из максимальных 100 (рис. 2). Очевидно значительное отставание России от лидирующих стран по многим показателям, в особенности по критериям инноваций, институциональным факторам, эффективности товарного рынка и развития финансового рынка.

Обратимся к рис. 3, на котором представлено сравнение отдельных групп показателей, включаемых в расчет глобального индекса конкурентоспособности по России и США. По данным рис. 3 видно значительное отставание индексов России по сравнению с США практически по

всем группам показателей. При этом даже высокое значение по размеру рынка и показателю здравоохранения и начального образования свидетельствует о том, что высокие показатели в одной области не могут компенсировать низкие значения в другой. Ключевым моментом повышения конкурентоспособности является необходимость системного подхода к управлению.

Наряду с системным подходом к выявлению факторов, влияющих на оценку показателей конкурентоспособности, и управлению конкурентоспособностью необходимо также учитывать синергетический эффект влияния различных факторов, например, сильный акцент на технологии может предоставить возможности для скачкообразной перестройки наименее развитых стран. Так, развитие новых технологий позволит повысить производственный потенциал страны и выявить направления в области исследований и разработок, будет способствовать преодолению «цифрового разрыва» и технологического отставания в поддержку обеспечения устойчивого развития и повышения уровня доходов населения. Стимулирование развития новых технологий, распределение бюджетных средств с акцентом на развитие науки, техники и инноваций будет способствовать развитию государственно-частного партнерства в этой сфере, создавать и укреплять в соответствующих случаях институциональные

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

88

84

/ У / </ / / У / / / / <

/У////V/УУ'* *

У -¡г ^ у ,/ у «

У / / * У ^ У

ж * ^ * * У

* 4

Рис. 2. Значения групп факторов, включаемых в расчет глобального индекса конкурентоспособности России за 2018 г.

Институциональный фактор

Эффективность рынка труда

-Россия---США

Рис. 3. Сравнительные индексы, включаемые в расчет глобального индекса конкурентоспособности по России и США за 2017-2018 гг.

структуры и базу знаний для поддержки местных, национальных и региональных усилий в области исследований и разработок, науки и техники; способствовать сотрудничеству и взаимодействию между научно-исследовательскими учреждениями и частным сектором в целях поощрения исследований и разработок и инноваций в области науки и техники. Таким образом, будут улучшаться различные показатели национальной экономики, учитываемые при определении конкурентоспособности: инновации, институциональный фактор, инфраструктура, образование, уровень развития технологий и пр.

Важнейшим механизмом управления конкурентоспособностью в условиях трансформации факторов конкурентоспособности в цифровой экономике является управление проблемами развития. Так, в макроэкономическом масштабе необходимо учитывать существующие в динамике проблемы развития. Факторы, сдерживающие ведение бизнеса в России, представлены на рис. 4. Данный перечень факторов был составлен на основании ответов респондентов опроса Всемирного экономического форума по пяти наиболее проблемным факторам ведения бизнеса в стране с их ран-

жированием по степени значимости. Итоговая оценка соответствует взвешенным значениям ответов.

Наряду с проблемами коррупции, нехватки финансирования и прочих факторов отмечаются также риски глобальной экономики для ведения бизнеса, к которым относятся фискальные кризисы, межгосударственные конфликты, ценовые энергетические шоки и неуправляемая инфляция. Анализируя отдельные индексы, входящие в состав групп показателей для расчета глобального индекса конкурентоспособности, следует отметить также существование негативных трендов по показателям эффективности экономики, к которым относятся общая налоговая нагрузка, увеличение процедур и времени для старта бизнеса.

Таким образом, именно на эти моменты необходимо обращать внимание в макроэкономическом масштабе при управлении конкурентоспособностью страны, так как существующие проблемы являются сдерживающим фактором развития в условиях цифровой экономики. Для воплощения преимуществ цифровой экономики и эффективности в современных условиях необходимо также инвестировать в человеческий капитал и социальную защиту.

Плохое здоровье населения Преступность Ограничительные трудовые нормы Валютное регулирование Недостаточный потенциал для инноваций Государственная нестабильность Недостаточно развитая инфраструктура Неблагоприятная этика труда Политика нестабильности Неэффективная государственная бюрократия Низкоквалифицированная рабочая сила Налоговое регулирование Инфляция Доступ к финансированию Система налогообложения Коррупция

4

I 2,1 2,4

3 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

,3

3.8

3.9

5

2 5,5 6,1

9

,3

10,1 10,2

13,1

т

13,1

0,0 2,0 4,0 6,0 8,0 10,0 12,0 14,0

Рис. 4. Наиболее значимые проблемы ведения бизнеса в России, влияющие на глобальный индекс ее конкурентоспособности, %

Управление конкурентоспособностью на уровне государства оказывает значительное влияние на состояние конкуренции также и на внутреннем рынке страны. На деятельность предприятий в национальной экономике влияют макроэкономические факторы, которые представляют собой внешние факторы конкурентоспособности, вытекающие из способности государства эффективно осуществлять инновации и иметь устойчивые позиции на международных товарных и финансовых рынках. Что касается внутренних факторов, на конкурентоспособность российских предприятий оказывают первостепенное влияние практика использования преимуществ информационной экономики, а также сам масштаб использования инструментов информационной экономики [2].

В цифровой экономике механизм управления конкурентоспособностью основывается, как и в традиционной концепции, на реализации тактических и стратегических целей компании, однако достижение конкурентного преимущества связано с такими факторами, как:

- развитие информационно-коммуникационных технологий;

- развитие научного потенциала сотрудников организации;

- поддержание благоприятного имиджа компании [3].

Именно по данным факторам необходимо проводить мониторинг и анализ ситуации, выявление и устранение несоответствий для повышения конкурентоспособности компании.

В условиях цифровой экономики для достижения конкурентного преимущества, наряду с научным потенциалом сотрудников организации, важное значение приобретает также знание и активное использование информационных технологий в бизнес-процессах, способность к саморазвитию и самосовершенствованию для приспособления к появлению новых технологий производства, сбыта и взаимодействия с потребителями.

Таким образом, наблюдается трансформация факторов конкурентоспособности от рассмотрения традиционной концепции пяти сил конкуренции Портера к сдвигу в сторону рационального использования информационно-коммуникационных технологий и трансформации бизнес-процессов в цифровой формат. Трансформации также подвергается механизм управления персоналом организации как фактором повышения конкурентоспособности. В данном аспекте необходимо обеспечить сотрудников компании возможностью регулярного повышения квалификации, использования современных 1Т-систем в работе и стимулировать их инициативность и вовлеченность в процесс [5].

Механизм управления конкурентоспособностью в условиях цифровой экономики также основывается на таком факторе конкурентного преимущества, как гибкость и способность к изменениям. Стратегия компании больше не может быть фиксированным планом на перспективу. Ее формулировка должна включать подход, который приспосабливается к быстро

меняющимся условиям, чтобы компания не упускала возможности внешней среды и не создавала пробелов для угроз со стороны конкурентов. В этом аспекте в научной литературе предлагается понятие гиперконкуренции, оптимальный путь достижения успеха в условиях которой зависит от постоянного создания новых преимуществ и непрерывной разработки и внедрения инноваций, востребованных рынком [6].

В зарубежной научной литературе также отмечается усиление конкурентного давления между предприятиями в цифровой среде ввиду высокой степени взаимозаменяемости продуктов и услуг, что также затрагивает построение отношений с потребителями в рамках клиенто-ориентированного подхода, предложения комплексных услуг [9]. В этом аспекте важно рассмотреть два направления обеспечения конкурентоспособности: цифровую трансформацию в виде оцифровки и цифровизации [7].

Оцифровка представляет собой перевод информации с физических носителей на цифровые без изменения структуры информации, например: продажа электронных книг, предложение товаров онлайн. Оцифровка чаще применяется для совершенствования существующей бизнес-модели и оптимизации бизнес-процессов. Цифровизация же представляет собой создание нового продукта в цифровой форме, например: динамический учебный курс с мультипликацией, онлайн-игры и пр. Подобные продукты позволяют компаниям получить устойчивые конкурентные преимущества, однако нередко требуют предварительной полной перестройки бизнес-процессов.

Ключевые изменения, которые приносит цифровая трансформация, включают [9]:

- потребительский опыт в части расширения традиционных методов маркетинга, например: сегментация клиентов с использованием передовых инструментов и информации, доступной в Интернете, знакомство с поведением потребителей и их вкусами через социальные сети, развитие интеллектуального маркетинга, контекстной рекламы, пользовательских настроек приложений и цифрового самообслуживания;

- бизнес-процессы в части повышения производительности, управления интеллектуальным капиталом, принятия решений на основе передовой аналитики и данных, при которых потребители и сотрудники больше общаются с алгоритмами, а не с другими сотрудниками компании;

- бизнес-модели в аспекте их информационной трансформации, увеличения количе-

ства полностью оцифрованных продуктов и услуг для полного преобразования.

Цифровая трансформация бизнес-процессов носит клиентоориентированный характер, ввиду того что потребители продукции и услуг в настоящее время становятся основным драйвером цифровизации, так как ожидают от предприятий постоянного совершенствования в части ускорения и персонализации взаимодействия.

Оптимизация бизнес-процессов предприятия в аспекте цифровизации может достигаться использованием таких инновационных механизмов, как облачные технологии, готовые решения, большие данные, искусственный интеллект, а в отношении рыночного позиционирования - трансформация стратегических ориентиров с учетом быстро меняющихся условий среды.

Ключевое стратегическое решение, касающееся поведения на рынке при трансформации цифрового бизнеса, заключается в том, какую стратегию выбрать: атакующую или защитную, либо сочетать оба направления конкурентной борьбы. Обоснование данного выбора включает в себя анализ рынка для предвидения угроз.

В цифровой экономике цель и миссию компании необходимо определять на основе таких элементов, как:

- цифровые технологии, позволяющие изменить существующий бизнес и сформировать клиентскую базу;

- цифровые технологии, позволяющие идентифицировать компанию в среде конкурентов;

- цифровые технологии, обеспечивающие оптимальную структуру управления и функционирование бизнес-процессов для внутренней устойчивости компании.

Чтобы быть конкурентоспособными в цифровой экономике, компаниям требуется больше, чем традиционные бизнес-модели. Корпоративная стратегия должна воплощать цифровую технологию, а не рассматривать ее как дополнение к бизнесу, требующее отдельной стратегии [10].

В цифровой экономике выделяются такие стратегические опасности, как рассмотрение информационных технологий отдельно от компании и отсутствие релевантной информации о рыночной ситуации [10]. Опасность для компаний, которые рассматривают цифровые технологии отдельно от стратегии, заключается в том, что, используя оцифровку, они улучшат существующие бизнес-процессы, сделают старые продукты и услуги быстрее и дешевле, но никогда не трансформируются в корне. Опас-

ность для компаний, у которых нет процесса конкурентной разведки, состоит в том, что они могут пропустить выход на рынок новых конкурентов, которые сделают текущие бизнес-модели устаревшими.

Сильная конкуренция вынуждает компании адаптировать процесс цифровой трансформации к бизнес-условиям и потребительским предпочтениям. Цифровая трансформация становится основным механизмом обеспечения конкурентоспособности компаний в современных условиях. Цифровое преобразование представляет собой не только внедрение новых технологий и продуктов, но и переосмысление бизнес-модели, перестройку бизнес-процессов и управление организационными изменениями. Реальное цифровое преобразование требует финансовых инвестиций и государственных расходов для достижения адекватного уровня развития и получения положительного эффекта в отношении экономических показателей.

В качестве заключения отметим, что трансформация факторов конкурентоспособности проявляется как цифровизация бизнес-моделей, интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс принятия стратегических решений и вызывает системный синергетический эффект повышения конкурентоспособности и эффективности компании.

Список литературы

1. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: указ Президента Рос. Федерации от 21.12.2017 № 618.

2. Багаутдинова Н.Г., Никулин Р.А. Исследование влияния информационной экономики на конкурентоспособность российских предприятий // Казанский экономический вестник. 2017. № 3 (29). С. 14-22.

3. Багаутдинова Н.Г., Никулин Р.А. Модель конкурентоспособности организации в условиях информационной экономики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2018. № 3 (44). С. 18-25.

4. Багаутдинова Н.Г., Никулин Р.А. Основы конкурентоспособности предприятия в условиях асимметричности информации в информационной экономике // Казанский экономический вестник. 2017. № 1 (27). С. 30-35.

5. БудановаМ.В., Кузнецов С.Г. Трансформация системы управления персоналом предприятия в условиях цифровизации российской экономики // Вызовы цифровой экономики: условия, ключевые институты, инфраструктура: сб. ст. I Всерос. науч.-практ. конф. (21-22 марта 2018 г.). Брянск: Брянский гос. инженерно-технол. ун-т, 2018. С. 8-13.

6. Кунцман А.А. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики // Управление экономическими системами. 2016. № 11 (93). URL: http://www.uecs.ru (дата обращения: 04.03.2019).

7. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография. Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018. 131 с.

8. Changing Nature of Competitiveness Poses Challenges for Future of the Global Economy. URL: https://www.weforum.org/press/2018/10 (дата обращения: 04.03.2019).

9. Kostic Z. Innovations and digital transformation as a competition catalyst. URL: https:// scindeks-clanci.ceon.rs/data/pdf (дата обращения: 04.03.2019).

10. Llewellyn R. Competitive strategy in a digital economy. URL: https://robllewellyn.com (дата обращения: 04.03.2019).

11. Micic L. Digital transformation and its influence on GDP. URL: https://content.sciendo.com/ view/journals/eoik/5/2/article-p135.xml (дата обращения: 04.03.2019).

12. The Global Competitiveness Report 20172018. URL: http://www3.weforum.org/docs (дата обращения: 04.03.2019).

13. The Global Competitiveness Report 2018. URL: https://www.weforum.org (дата обращения: 04.03.2019).

References

1. Ob osnovny'kh napravleniyakh gosudarstven-noj politiki po razvitiyu konkurentsii: ukaz Preziden-ta RF ot 21.12.2017 № 618.

2. Bagautdinova N.G., Nikulin R.A. Issledo-vanie vliyaniya informatsionnoj e'konomiki na konkurentosposobnost' rossijskikh predpriyatij [Investigation of influence of information economics on competitiveness of Russian entreprises] // Kazanskij e'konomicheskij vestnik. 2017. № 3 (29). S. 14-22.

3. Bagautdinova N.G., Nikulin R.A. Model' konkurentosposobnosti organizatsii v usloviyakh informatsionnoj e'konomiki [Model of competitiveness of an organization in the conditions of information economy] // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2018. № 3 (44). S. 18-25.

4. Bagautdinova N.G., Nikulin R.A. Osnovy' konkurentosposobnosti predpriyatiya v uslovi-yakh asimmetrichnosti informatsii v informatsion-noj e'konomike [Bases of competitiveness of an enterprise in the conditions of information asymmetry in the information economy] // Kazanskij e'konomicheskij vestnik. 2017. № 1 (27). S. 30-35.

5. Budanova M.V., Kuzneczov S.G. Transfor-

matsiya sistemy' upravleniya personalom pred-priyatiya v usloviyakh tsifrovizatsii rossijskoj e'konomiki [Transformation of the enterprise personnel management system in the conditions of digitalization of the Russian economy] // Vy'zovy' tsifrovoj e'konomiki: usloviya, klyuchevy'e insti-tuty', infrastruktura: sb. st. I Vseros. nauch.-prakt. konf. (21-22 marta 2018 g.). Bryansk: Bryanskij gos. inzhenerno-tekhnol. un-t, 2018. 288 s.

6. Kuntsman A.A. Transformatsiya vnutrennej i vneshnej sredy' biznesa v usloviyakh tsifrovoj e'konomiki [Transformation of Internal and External Business Environment in the Digital Economy] // Upravlenie e'konomicheskimi sistemami. 2016. №11 (93). URL: http://www.uecs.ru (data obra-shcheniya: 04.03.2019).

7. Razvitie tsifrovoj e'konomiki v Rossii kak klyuchevoj faktor e'konomicheskogo rosta i povy'sheniya kachestva zhizni naseleniya [The development of the digital economy in Russia as a key factor in economic growth and improving the quality of life of the population]: monografiya. Nizhnij

Novgorod: Professionalnaya nauka, 2018. 131 s.

8. Changing Nature of Competitiveness Poses Challenges for Future of the Global Economy. URL: https://www.weforum.org/press/2018/10 (data ob-rashcheniya: 04.03.2019).

9. Kostic Z. Innovations and digital transformation as a competition catalyst. URL: https://scin-deks-clanci.ceon.rs/data/pdf (data obrashcheniya: 04.03.2019).

10. Llewellyn R. Competitive strategy in a digital economy. URL: https://robllewellyn.com (data obrashcheniya: 04.03.2019).

11. Micic L. Digital transformation and its influence on GDP. URL: https://content.sciendo.com/ view/journals/eoik/5/2/article-p135.xml (data obrashcheniya: 04.03.2019).

12. The Global Competitiveness Report 20172018. URL: http://www3.weforum.org/docs (data obrashcheniya: 04.03.2019).

13. The Global Competitiveness Report 2018. URL: https://www.weforum.org (data obrashche-niya: 04.03.2019).

НИКУЛИН Роман Александрович - аспирант. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Россия. Казань. E-mail: r.nikulin@cheaz.ru.

NIKULIN, Roman Aleхandrovich - Postgraduate. Kazan (Volga) Federal University. Russia. Kazan. E-mail: r.nikulin@cheaz.ru.

УДК 334:338

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А.Н. Рыбаков, О.Е. Рассанова

В исследовании на основе систематизации действующих в Российской Федерации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, среди которых выделены меры по снижению административной нагрузки на бизнес, установлению 18-процентной квоты по государственным закупкам, расширению номенклатуры государственных закупок, развитию взаимодействия по принципу «одного окна», расширению финансовой поддержки, действие специальных налоговых режимов, поддержка отечественного сельхозпроизводителя, проведена оценка результативности и эффективности их реализации. Критическая оценка позволила выявить существенные проблемы, тормозящие процесс развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в стране. Авторами сделан вывод, что действующая в Российской Федерации система мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства требует дальнейшего совершенствования и корректировки, в том числе с позиции внесения соответствующих изменений в законодательство с целью упрощения процедур ведения бизнеса в России.

Ключевые слова: экономические субъекты; малое и среднее предпринимательство; государственная поддержка; бизнес в России; Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

A.N. Rybakov, O.E. Rassanova. ACTUAL PROBLEMS OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.