Научная статья на тему 'Факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур'

Факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1202
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Александр Владимирович

Возрастание конкуренции определяет необходимость концентрации внимания на наиболее значимых и перспективных направлениях обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Исследование факторов, оказывающих на нее влияние, способствует решению данной задачи. В статье предложена классификация факторов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Определено место экологического фактора в данной системе факторов и обоснована необходимость учета его влияния при обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александров Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур»

Факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур

Аннотация: Возрастание конкуренции определяет необходимость концентрации внимания на наиболее значимых и перспективных направлениях обеспечения конкурентоспособности

предпринимательских структур. Исследование факторов, оказывающих на нее влияние, способствует решению данной задачи. В статье предложена классификация факторов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских

структур. Определено место экологического фактора в данной системе факторов и обоснована необходимость учета его влияния при обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур.

Ключевые слова: факторы конкурентоспособности,

конкурентоспособность предпринимательских структур,

экологический фактор, предпринимательство.

Abstract: The increment of the competitiveness supposes the necessity of the attention focusing on the most important and perspective ways of providing the business structures competitiveness. The investigation of factors of the competitiveness contributes to solving this problem. In the article the author offers the classification of factors of the business structures competitiveness. The article identifies the place of the ecological factor in this system of factors and substantiates the necessity of taking into account its influence while providing the business structures competitiveness.

Keywords: factors of competitiveness, business structures competitiveness, ecological factor, business activity

Александров Александр Владимирович

соискатель

Волгоградский государственный технический университет

[email protected]

Введение

Конкурентоспособность предпринимательских структур отражает их гибкость и адаптивность к постоянным изменениям внешней среды, а также их возможность эффективно использовать имеющиеся внутренние резервы. В условиях качественных изменений в мировой экономике, вызванных обострением конкурентной борьбы на всех ее уровнях, интенсивное развитие, модернизация и эффективное управление предпринимательскими структурами становится залогом высокой конкурентоспособности страны. Для обеспечения конкурентоспособности

предпринимательских структур необходимо исследовать факторы, которые оказывают на нее значительное влияние.

Возрастающая интеграция экономики России в крупные международные экономические системы и повышение степени открытости российской экономики способствует усилению влияния общепринятых в мире стандартов на деятельность российских предпринимательских структур. Важность экологического фактора в обеспечении конкурентоспособности в этих условиях существенно возрастает, а формирование в рамках предпринимательских структур экологически чистых производств все больше влияет на повышение их конкурентоспособности.

Теоретические аспекты классификации факторов конкурентоспособности предпринимательских структур

Под факторами конкурентоспособности предпринимательских структур понимают явления или процессы производственнохозяйственной деятельности и внешней среды

предпринимательской структуры, наличие которых необходимо и достаточно для изменения критериев ее конкурентоспособности (качество продукции, затраты на ее производство, имидж фирмы и др.), а следовательно и уровня конкурентоспособности предпринимательской структуры в целом [2]. По своей сути, фактор конкурентоспособности фирмы - это конкретная составляющая ее маркетинговой среды, по которой она превосходит конкурирующие фирмы. Несмотря на значительное

количество работ на тему повышения конкурентоспособности предпринимательских структур, различные авторы по-разному определяют комплекс факторов, оказывающих на нее влияние.

Интересной представляется классификация факторов повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в зависимости от влияния на движущие конкурентные силы, определяющие прибыльность отрасли. Концепция пяти конкурентных сил была предложена профессором Гарвардской бизнес-школы М. Портером. Согласно данной концепции в любой отрасли функционирования предпринимательской структуры, правила конкуренции определяются пятью движущими конкурентными силами: появлением на рынке новых конкурентов, влиянием со стороны покупателей, товарами-заменителями, влиянием со стороны поставщиков, действующими на рынке конкурентами. Воздействие этих конкурентных сил на предпринимательскую структуру определяет ее прибыльность. Данная концепция также подразумевает постоянный поиск новых путей конкурентной борьбы. Творческая энергия менеджеров и предпринимателей должна быть направлена на те составляющие структуры отрасли, которые имеют наибольшее значение для рентабельности фирмы.

На основании указанных конкурентных сил можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур:

1) Факторы, определяющие соперничество в отрасли (рост отрасли, временный избыток производственных мощностей, различия между продуктами, узнаваемость бренда, информационное обеспечение, диверсифицированность конкурентов, доля корпораций, барьеры выхода из отрасли и др.).

2) Факторы, определяющие рыночную власть поставщиков (дифференциация факторов производства, издержки смены поставщиков, концентрация поставщиков на рынке, объем поставок, необходимый поставщику, затраты на поставки по отношению к общему объему закупок в отрасли и др.).

3) Факторы, определяющие угрозу со стороны товаров-заменителей (цены на продукты-заменители относительно цен исходных товаров, издержки переключения на производство заменителей, готовность покупателя перейти на продукты-заменители).

4) Факторы, определяющие рыночную власть покупателя (количество покупателей, информационное обеспечение покупателей, наличие продуктов-заменителей, отношение цены к общему количеству закупок, различия в товарах конкурентов, узнаваемость бренда, доходы покупателей) [3, с. 32].

В зависимости от отрасли и региона, в котором функционирует компания, любая из этих пяти сил может иметь разный уровень влияния. Различной будет и относительная значимость каждого фактора, ее определяющего.

Заслуживает внимания трактовка факторов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур

представленная в работах Е.Л. Смольяновой и В.Б. Малицкой. Авторы предлагают классификацию факторов обеспечения

конкурентоспособности предпринимательских структур в зависимости от степени возможного влияния на них со стороны государства и предпринимателей.

В соответствии с данным подходом, факторы обеспечения

конкурентоспособности делятся на три группы:

- неконтролируемые государством (мегауровень);

- контролируемые государством, неконтролируемые

предпринимательской структурой (макроуровень);

- контролируемые предпринимательской структурой

(микроуровень)[5, с. 336-341].

Предложенный авторами подход позволяет не только определить наиболее значимые факторы обеспечения конкурентоспособности, но и сконцентрироваться на тех факторах, на которые предпринимательская структура может оказывать

непосредственное влияние. Недостатком данной классификации

можно считать отсутствие факторов мезоуровня, связанных с инфраструктурой региона, в котором функционирует компания.

Другие критерии классификации предложены в работах российского ученого Р.А. Фатхутдинова. Типовые факторы обеспечения конкурентоспособности фирмы подразделяются на внутренние и внешние [7, с. 133-139]. При всем удобстве предложенной автором классификации и многообразии выделенных факторов возможна дополнительная систематизация внешних факторов обеспечения конкурентоспособности.

На основании проведенного анализа существующих подходов, предлагается следующая классификация факторов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур: все

факторы подразделяются на внутренние и внешние. Внешние факторы подразделяются в зависимости от уровня воздействия на мегауровень (мировое хозяйство), макроуровень (государство), мезоуровень (город и регион) и микроуровень (предприятие). Данная классификация представлена на рисунке 1.

Особое внимание следует уделить внутренним факторам и внешним факторам микроуровня, поскольку на них руководство фирмы может оказывать самое непосредственное влияние. Предпринимателям желательно сконцентрировать свое внимание на управленческом факторе, так как от эффективности системы управления и квалификации менеджеров напрямую зависит возможность использования всех имеющихся резервов, обеспечения эффективности деятельности и

конкурентоспособности предпринимательской структуры. Также необходимо понимать, что отсутствие возможности оказывать непосредственное влияние на факторы мега-, макро и мезоуровня не означает, что руководство фирмы может их игнорировать. Значимость этих факторов крайне высока и в зависимости от рода деятельности фирмы и рынков сбыта необходимо осуществлять постоянный мониторинг соответствующих факторов, прогнозировать их изменение и последствия этих изменений для фирмы. Учитывая в финансово-хозяйственной деятельности факторы обеспечения конкурентоспособности, которые

предлагается систематизировать указанным на рисунке 1 способом, предпринимательские структуры значительно повышают свои возможности в получении конкурентных преимуществ на рынке.

Рисунок 1 - Основные факторы обеспечения

конкурентоспособности предпринимательских структур.

Экологический фактор в системе факторов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур

Из рисунка 1 видно, что почти в каждом блоке факторов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур присутствует экологический аспект. На уровне мировой хозяйственной системы - это международные стандарты в области экологического менеджмента и высокие природоохранные требования ряда развитых государств. На уровне государства - это требования национального природоохранного законодательства и санкции за его нарушение. На уровне города и региона - это существующая экологическая обстановка и политика властей по охране окружающей среды. На микроуровне - это выдвигаемые потребителями требования по соответствию предпринимательской структуры и производимой продукции определенным экологическим стандартам. Возможно также влияние со стороны различных контактных аудиторий: средств массовой информации и природоохранных организаций. Экологическая составляющая имеет место и во внутренних факторах обеспечения конкурентоспособности: формирование системы экологического

менеджмента, как составной части общей системы управления фирмой, оптимизация производственных процессов, снижение экологических рисков и расходов, вызванных нерациональным использованием ресурсов. Такое положение вещей определяет важность учета влияния экологического фактора при обеспечении конкурентоспособности современных предпринимательских структур.

В первую очередь, необходимо дать определение экологического фактора. В наиболее общем смысле под экологическим фактором понимается любой элемент среды обитания, оказывающий прямое или косвенное влияние на живые организмы хотя бы на протяжении одной из фаз их развития [1, с. 12]. Применительно к предпринимательской структуре необходимо учитывать, что к экологическому фактору будут относиться не все элементы ее внутренней и внешней маркетинговой среды, а только имеющие непосредственное отношение к ее негативному воздействию на окружающую среду. Таким образом, учитывая понятие фактора

конкурентоспособности предпринимательских структур,

сформулированное выше, можно дать следующее определение экологического фактора. Экологический фактор обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры - это явления или процессы, происходящие во внутренней и внешней среде предпринимательской структуры, обусловленные ее деструктивным воздействием на природную среду, оказывающие прямое или косвенное влияние на изменение уровня конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Рассматривая экологический фактор обеспечения

конкурентоспособности предпринимательских структур необходимо понимать, что уровень его влияния будет меняться в зависимости от вида предпринимательской структуры, и для получения максимального эффекта от проведения природоохранных мероприятий необходимо определить тот вид, на который экологический фактор оказывает наибольшее воздействие. Интерес в данном случае будет представлять классификация предпринимательских структур по сферам деятельности.

Необходимо также учитывать, что производственное предпринимательство имеет внутреннюю классификацию и подразделяется в зависимости от отрасли хозяйственной

деятельности на промышленное, сельскохозяйственное,

строительное, торговое и др. В рамках каждой отрасли выделяют

предпринимательство по подотраслям. Например, в рамках промышленного производственного предпринимательства

выделяют химическую, энергетическую, машиностроительную и другие подотрасли. И для каждого представленного вида предпринимательских структур значимость экологического фактора также будет различной.

Влияние экологического фактора в наибольшей степени проявляется в производственных предпринимательских структурах, в частности, в промышленном производстве. Если продолжить данную иерархию дальше и анализировать различные отрасли промышленности, то наибольший ущерб экологии будут наносить предпринимательские структуры, относящиеся к химической и металлургической отрасли, а мероприятия, проводимые ими в

рамках снижения воздействия на окружающую среду, могут стать серьезным инструментом конкурентной борьбы.

Влияние экологического фактора часто воспринимается предпринимателями как досадная необходимость, избыточные требования, навязанные обществом, и неоправданные расходы. Очень распространенной является точка зрения, что предпринимателям приходится выбирать между экономикой и экологией, а получаемые социальные преимущества от соблюдения требований природоохранного законодательства не могут компенсировать издержки предприятий, вызванные

предотвращением или устранением последствий загрязнения окружающей среды.

М.Портер в своей работе «Конкуренция» указывает на ошибочность данной точки зрения. По мнению ученого, стандарты по защите окружающей среды способствуют внедрению инноваций, позволяющих снизить суммарные расходы на производство продукции или повышающих ее ценность. На практике это

означает более эффективное использование всей совокупности экономических ресурсов (начиная с сырья и энергии и заканчивая рабочей силой). Таким образом, издержки, связанные с необходимостью соблюдения природоохранного законодательства компенсируются за счет оптимизации других расходов, а суммарный эффект, получаемый предпринимательской структурой от мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду, оказывается положительным. В конечном итоге, повышение

производительности ресурсов делает компанию более

конкурентоспособной. М.Портер подчеркивает, что загрязнение окружающей среды часто является формой экономического расточительства и являются свидетельством неэффективного использования ресурсов. Кроме того, в результате этого компании приходится нести дополнительные издержки, связанные с устранением его последствий.

Неэффективность использования ресурсов в компании проявляется в двух основных формах:

- в форме неполного использования материалов и нерациональной

организации процессов, следствием которой являются дефекты, потери и необходимость хранения больших запасов материалов;

- в форме скрытых издержек, возникающих после факта продажи (необходимость утилизации упаковки или отсутствие возможности ее вторичной переработки, производство продукции, наносящей урон окружающей среде и потребляющей чрезмерное количество энергии и т.д.).

Компании должны научиться рассматривать проблему защиты окружающей среды с точки зрения производительности ресурсов, так как загрязнение окружающей среды в процессе производства продукции обычно отражает определенные недостатки в изделиях или производственных процессах. Поэтому роль природоохранного законодательства сводится не только к защите окружающей среды и обеспечению экологической безопасности продукции. Не менее важным является то, что оно сигнализирует компаниям о наиболее вероятных случаях неэффективного использования ресурсов и о возможных сферах технологических улучшений и способствует скорейшему внедрению инноваций, имеющих положительное влияние на состояние окружающей среды [4, с. 438 - 453].

Для российских предпринимательских структур важность экологического фактора в обеспечении конкурентоспособности приобретает еще большее значение в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Результаты проведенных исследований Всемирного экономического форума относительно уровня конкурентоспособности национальных экономик в 2010 году показали, что рейтинг Российской Федерации на мировом рынке остается на стабильно невысоком уровне - в соответствии с индексом глобальной конкурентоспособности ^С1) страна занимает лишь 63-е место [8, с. 16]. Учитывая существующие стремления основных участников таких крупнейших международных организаций как ЕС и ВТО следовать принципам устойчивого (не наносящего ущерб природе) развития и допускать на свои рынки только компании, сертифицированные Международной организацией по стандартизации (^О), положение российских предпринимательских структур на мировой арене может значительно ухудшиться.

Вступление России в ВТО предполагает соблюдение комплекса экономических, правовых, социальных, экологических и других стандартов, регламентирующих практически все сферы. Несмотря на то, что ВТО не имеет отдельного соглашения по охране окружающей среды, многие существующие соглашения ВТО содержат статьи и положения, касающиеся этого вопроса. Таким образом, ВТО предусматривает проведение экологических мероприятий, как в сфере международной торговли, так и в сфере производства. При этом большинство стран-участниц ВТО предъявляет и официально декларирует более жесткие требования к экологической безопасности производства и производимых продуктов, чем принятые в России. По данным Минэкономразвития России уже 26 стран приняли более 130 ограничительных мер по ввозу российских товаров и услуг на свои рынки, в т.ч. по экологическим критериям. И, несмотря на то, что официально в рамках ВТО запрещено регламентировать национальную политику в области охраны природы и экологической безопасности производимой продукции, если она произвольно или непроизвольно содействует дискриминации между странами и возникновению торговых барьеров, в реальной жизни такие барьеры существуют.

Заключение

Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе экологического фактора способствует формированию устойчивых конкурентных преимуществ, облегчающих доступ компаний на различные рынки, обеспечивающих высокую экономическую эффективность и инновационность их деятельности путем систематического сокращения производственных затрат, внедрения передовых технологий и снижения экологических рисков, стимулирует развитие социально ответственного и экологичного бизнеса, а также создает предпосылки для комплексного решения экологической проблемы экономически целесообразными способами.

Сегодня экологический фактор превратился в эффективный инструмент конкурентной борьбы западных стран, помогающий им сохранять доминирующее положение на многих мировых рынках. В таких условиях учет российскими предпринимательскими структурами в процессе производственно-хозяйственной деятельности влияния экологического фактора позволит им обеспечить высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке.

Библиографический список

1. Воскресенская, О. Л. Организм и среда : факториальная экология [Текст] : учебное пособие / О. Л. Воскресенская, Е. А. Скочилова, Т. И. Копылова, Е. А. Алябышева, Е. В. Сарбаева. - Йошкар-Ола : Марийский гос.ун-т, 2005. - 180 с.

2. Кузьминич, Г. Г. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур [Электронный ресурс] / Г. Г. Кузьминич. // Материалы Международной научно-практической конференции / Байкальский государственный университет экономики и права, - Иркутск, 2010. Режим доступа: http://com-паика^еа.ш^^^1/37%20Кузьминич^Г

3. Портер, М. Конкурентное преимущество или Как достичь

высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] = Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior

Performance : пер. с англ. / Майкл Портер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. - 715 с.

4. Портер, М. Конкуренция [Текст] = On competition : пер. с англ. / Майкл Портер. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 567 с.

5. Смольянова, Е. Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия [Текст] / Е. Л. Смольянова, В. Б. Малицкая // Вестн. ТГУ. -2009. - Вып. 2 (70). - С. 336-344.

6. Ускова, Т. В. Развитие региональных кластерных систем / Т. В. Ускова // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. - 2008. - № 1. - С. 97-99.

7. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / Р. А. Фатхутдинов. - М. : Дело, 2005. - 448 с.

8. The Global Competitiveness Report 2010-2011 [Text] : World Economic Forum. - Geneva, 2010. - 502 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.