Научная статья на тему 'Конкурентоспособность политических элит'

Конкурентоспособность политических элит Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
396
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / POLITICAL COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И РЕЙТИНГИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ / COMPETITIVENESS AND RATINGS OF POLITICAL ELITES / РOLITICAL ELITES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родионов Михаил Александрович, Волкова Татьяна Александровна

В статье анализируются вопросы конкуренции и конкурентоспособности политических элит во внутриполитическом и международном аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of political elites

The article analyzes the issues of competition and competitiveness of political elites in domestic and international aspects.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность политических элит»

Актуальные страницы политической истории

М.А. РОДИОНОВ доктор военных наук, профессор, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, профессор МГТУ ГА*

Т.А. ВОЛКОВА аспирант факультета права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ**

Конкурентоспособность политических элит

Конкуренция имеет место во всех биологических видах, она присуща любой сфере жизнедеятельности социума, где наблюдается противоположность интересов, их столкновение в ходе борьбы за существование. Сам термин «конкуренция» (от лат. concurrere - сталкиваться) определяется как «соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере»1.

Если, рассматривая политическую конкуренцию, мы воспользуемся содержанием экономической конкуренции, то и ее нужно рассматривать в более глубоком смысле, нежели простое соперничество. В соответствии с концепцией социал-дарвинизма как будто все очевидно - «выживает сильнейший». Но рыночную экономику поверхностно рассматривать как «закон джунглей». Ее цивилизационный смысл (начиная с идей А. Смита, Д. Риккардо и др.) в другом - создается особый механизм, благодаря которому каждый предприниматель, стремясь к максимизации своей прибыли, работает вместе с тем на общественное благо. И создать такой меха-

* Родионов Михаил Александрович,e-mail: rodionovma2015@ya.ru

** Волкова Татьяна Александровна, e-mail: Volkova237@mail.ru 1 Большой энциклопедический словарь. Электронный ресурс. Дата обращения. 25.08.2017 // URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/29666/

низм способен лишь один актор - государство, которое осуществляет это, прежде всего, усилиями своих элит, принимающих в данной области критически важные решения и организующих их выполнение соответствующими должностными лицами государственного управления и представителями бизнеса. Без этого неминуемо наступает монополизация, отсутствие экономической конкуренции, потеря фактора развития. По аналогии используем эти рассуждения применительно к вопросам конкуренции политических элит.

Политическая конкуренция отображает состояние общества, при котором каждый уполномоченный субъект имеет шансы прийти к власти1. В современном мире она является элементом демократического развития и поддерживается демократическими институтами, гражданским обществом и конкурентной партийной системой. Залогом эффективной конкуренции в политике является достаточно сильная оппозиция. Наличие механизмов, процедур и институтов политической конкуренции - необходимое условием развитости и демократизации политических режимов.

Применительно ко внутриполитическим процессам любая монополизация политического поля, препятствующая конкуренции со стороны других политических сил, создает угрозу потери фактора развития социума. Вместе с тем реальная политическая конкуренция вносит и дестабилизирующий элемент в существующую политическую стабильность общества.

Важнейшая политическая задача государства - придать этому конфликтному (ведь любой политический субъект стремится к достижению политической власти), кризисному процессу управляемый характер. Тем самым мы возвращаемся к изложенной в предыдущих исследованиях современной парадигме антикризисного управления2. Согласно ей смысл политического антикризисного менеджмента будет состоять не в борьбе с политическими кризисами (без них мы будем лишены фактора политического развития), а в управлении ими. Именно это является основной политической задачей современных развитых демократий. Ведь государство создается обществом для обеспечения своей безопасности. Но если государство становится над обществом, ослабляет или даже

1 Основы конституционного строя России: двадцать лет развития / Под ред. А.Н. Медушевского. М., 2013, с. 62.

2 Родионов М.А. Антикризисное управление: Учеб. пособие. М., 2012, с. 9.

ликвидирует формы общественного контроля, то оно становится опасностью для самого социума.

Политика - это отношения власти и политическую конкуренцию можно определить «как соперничество в сфере политики за обладание властью, когда результаты соперничества определяет некто третий»1. Государство необходимо субъектам политической конкуренции для придания посредством властно-принудительных полномочий статуса общегосударственных идеалам и интересам, которые они выражают2. Политическое разнообразие формирует конкурентную среду, в которой происходит поиск и отбор рациональных политических моделей. Все это является частью межэлитной и предвыборной борьбы. Характер и динамика политической конкуренции определяются тем, как соблюдаются политические свободы и права граждан, их права во взаимоотношении с государственными институтами, а также их права на формирование государственной и местной власти, на контроль и участие в деятельности этих органов, в управлении делами общества и государства3.

Рассматривая конкурентоспособность политических элит, отметим, что сам термин «конкурентоспособность» рассматривается в различных аспектах. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова термин «конкурентоспособный» определяется как способный выдерживать конкуренцию,

4 _ ^

противостоять конкурентам . В экономической науке конкурентоспособность - это один из ключевых терминов, объясняющих природу экономического развития, он определяется как способность конкурировать на рынках товаров и услуг. Исследование аналогии политического рынка с товарным имеет давнюю историю. Рассмотрение политики как процесса обмена проведено в диссертации К. Викселя «Исследования по теории финансов» (1896). В основе работ Дж. Бьюкенена содержится положение о государстве как арене конкуренции за влияние на принятие решений, доступ к

1 Шилов В.Н. Демократическая политическая конкуренция и предпосылки ее эффективности // Научный результат. Сер. Социальные и гуманитарные исследования. Белгород, 2014, т. 1, № 1(1), с. 19.

2 Нисневич Ю.А. Свобода и конкуренция или коррупция? М., 2009, с. 3-4.

3 Нисневич Ю.А. Роль конкуренции в обеспечении социально-политической стабильности и подавлении коррупции // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология, 2009, № 3, с. 6-8.

4 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка Электронный ресурс. Дата обращения 25.08.2017. // URL: http://www.ozhegov.com/words/12956.shtml

распределению ресурсов, места во власти. Ю. Хабермас в 1962 г. описывал избирательную кампанию как разновидность деятельности по продаже товаров и услуг. В социологии политики П. Бурдье рассматривается политическое поле как место, где в конкурентной борьбе рождается политическая продукция, из которой должны выбирать граждане, низведенные до положения «потребителей». Й. Шумпетер считал, что демократия состоит в конкурентном способе формирования органов власти, когда население выбирает из предлагаемого ему на политическом рынке «политический товар» (партию, кандидата)1.

Для конкурентоспособности современной политической элиты во внутриполитическом аспекте ей необходимо в рамках демократического правового поля выработать и довести до общества собственную политическую концепцию, предложить рациональные механизмы практической реализации предлагаемых мер, получить от избирателей их одобрение, рационально использовать полученный мандат доверия путем эффективного планирования, организации и осуществления мероприятий, на которые получен мандат власти. Чем полнее политическая концепция отражает потребности и интересы общества, тем вероятнее ее положительное восприятие последним. Необходимым условием является получение политической власти демократическим путем, без монополизации для этого силового ресурса.

Можно привести многочисленные примеры из практики различных государств, когда фактор политического развития они получали в результате политических конфликтов, во многих случаях перераставших в силовые столкновения, нередко носившие бесчеловечный характер, форму геноцида по отношению к определенным частям социума. Применяемые современными политическими элитами вроде бы более гуманные методы конкуренции могут оказать не менее пагубное влияние на социум. Например, широко известный метод использования «политического делового цикла».

Концепция «политического делового цикла» базируется на том, что зависимость между уровнями безработицы и инфляции определяется по типу «кривой Филлипса»: чем меньше безработица, тем быстрее растут цены. Экономичес-

1 Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с нем. М., 2007, с. 667-668.

кое положение страны существенно влияет на популярность правящей партии. Главными экономическими показателями, на которые реагирует население, считаются темпы инфляции и уровень безработицы: чем ниже их уровни, тем, при прочих равных условиях, больше голосов будет подано на предстоящих выборах за правящую партию или президента.

Для победы на выборах правящая элита принимает меры для поддержания такого сочетания уровней инфляции и безработицы, которое представляется приемлемым избирателям. После прихода к власти она снижает темпы их роста искусственным провоцированием кризисных явлений, а к концу избирательного срока наоборот - повышает уровень занятости. Это вызывает рост цен, но расчет делается на то, что к выборам уровень занятости повысится, а инфляция не успеет набрать полной силы. Партия власти может обеспечить победу. В определенной степени это использовали правящие партии практически во всех развитых странах. Примером этого для нашей страны является ситуация в ходе президентских выборов 1986 г., когда в СССР много говорили об экономической стабилизации. Но в 1987 г. спад продолжился, страну ожидали неминуемая, при реализуемом сценарии, депрессия, гиперинфляция, экономический и политический коллапс. В современной России наблюдается управляемая политическая конкуренция, актором которой является Президент страны. По словам Е. Ясина, «даже если, предположим, Путин стремился к демократизации и политической конкуренции, то в какой-то момент он столкнулся с дилеммой: либо неопределенность, свойственная демократии, либо управляемость демократии. Российский президент выбрал второй вариант»1. Это соответствует запросам населения после разочарования в реформах М. Горбачева и Б. Ельцина, консолидации элиты вокруг Президента в обострившейся международной обстановке, при усилении санкций. Индекс одобрения Президента на август 2017 г. - 73%2.

Рассмотрим показатели конкурентоспособности в политической сфере для представителей политической элиты, партий, регионов, стран.

1 Ясин Е.Г. Приживется ли демократия в России. М., 2005, с. 143.

2 Динамика еженедельных оценок одобрения и неодобрения деятельности государственных институтов за последний месяц, в %. 20.08.17. // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_ gosudarstvennyx_-institutov/

По данным ВЦИОМ на 20.08.2017 г. индекс доверия политикам в решении государственных вопросов1 выглядит так: В. Путин - 47%, С. Шойгу - 17%, С. Лавров - 12%, Д. Медведев - 0%, С. Миронов - минус 1%, А. Навальный - минус 2%, Г. Зюганов - минус 6%, В. Жириновский - минус 15%. При этом индекс доверия государственным институтам по состоянию на август 2017 г. такой: Президент - 73%, Правительство - 29%, Председатель Правительства - 22%, Совет Федерации - 38%, Государственная Дума - 16%.

По данным ВЦИОМ, оценка работы министров по состоянию на III квартал 2016 г.3 по шкале от 1 до 5 баллов такова: С. Шойгу (министр обороны) - 4,69; С. Лавров (министр иностранных дел) - 4,64; В. Пучков (министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) - 3,84; Д. Рогозин (заместитель Председателя Правительства) - 3,73; Д. Козак (заместитель Председателя Правительства) - 3,63; А. Ткачев (министр сельского хозяйства) - 3,56; А. Новак (министр энергетики) -3,5; В. Колокольцев (министр внутренних дел) - 3,5; О. Васильева (министр образования и науки) - 3,47. Аутсайдеры рейтинга: А. Коновалов (министр юстиции) - 2,99; С. Донской (министр природных ресурсов и экологии) - 2,94; С. При-ходько (заместитель Председателя Правительства) - 2,92.

Ключевым аспектом является наличие эффективного информационно-аналитического инструментария процессов обеспечения конкурентоспособности политических элит. При этом необходимо широкое использование современ-

- 4

ных технологий принятия управленческих решений .

Рассматривая подходы к определению показателей деятельности представителей элит, отметим следующее. Используемый рейтинг эффективности губернаторов является интегральным показателем, методика определения которо-

1 Индекс доверия политикам. 20.08.17. // ВЦИОМ.URL: https://wciom.ru-/news/ratings/doverie_politikam/

2 Индекс доверия государственным институтам. 23.08.17. // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/news/ratings/ odobrenie_ deyatelnosti_gosudarstvennyx_institutov/

Оценки работы министров. 23.08.17. // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/news/-ratings/odobrenie_ deyatelnosti_novogo_pravitelstva_rf/

4 Родионов М.А. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений в антикризисном менеджменте // Научный вестник МГТУ ГА, 2008, № 131 (7), с. 126-127.

го содержит пять тематических модулей1. Модуль 1 - базовый, основан на результатах исследования Фонда «Общественное мнение» «Георейтинг», экспертной оценке. Модуль 2 основан на данных о соотношении денежных доходов и расходов населения в конкретном регионе по данным из доклада «Социально-экономическое положение России» Федеральной службы государственной статистики. Модуль 3 основан на экспертной оценке следующих социально-экономических показателей регионов: объема валового регионального продукта (ВРП), объема ВРП на душу населения, динамики уровня промышленного производства, уровня средней заработной платы. Модуль 4 характеризует оценку экономической ситуации в субъектах РФ, основан на результатах исследования Фонда «Общественное мнение». Модуль 5 оценивает широкий спектр качественных и количественных показателей сообщений в СМИ о деятельности главы конкретного региона. Данные берутся из Индекса медиаэффективности глав регионов Национальной службы мониторинга, основанного на анализе более 300 000 информационных сообщений в более чем 500 федеральных и 8 000 региональных СМИ.

Применяется шкала оценок от 1 до 100 баллов. Губернаторы, получившие свыше 75 баллов, зачисляются в первую группу с «очень высоким рейтингом», от 75 до 55 баллов - во вторую («высокий рейтинг»), от 55 до 40 - в третью («средний рейтинг»), от 40 баллов и ниже - в четвёртую («рейтинг ниже среднего»). Согласно рейтингу эффективности губернаторов на июнь 2016 г. лидерами первой группы являлись: В. Якушев (Тюменская область) - 96 баллов; Д. Кобылкин (Ямало-Ненецкий автономный округ) - 95; А. Артамонов (Калужская область) - 94; Р. Минниханов (Республика Татарстан) - 93; Р. Кадыров (Чеченская Республика) - 92; А. Тулеев (Кемеровская область) - 92; Е. Савченко (Белгородская область) - 91 балл. Последние шесть мест третьей группы рейтинга («средний рейтинг - 55-40 баллов») занимали: С. Морозов (Ульяновская область) - 46; В. Битаров (Республика Северная Осетия - Алания) - 45; В. Назаров (Омская область) - 45; С. Ястребов (Ярославская область) - 45; В. Басаргин (Пермский край) - 43; А. Худи-

1 Рейтинг эффективности губернаторов. Вып. 14. 19.06.2016. // Фонд развития гражданского общества. URL: http://civilfund.ru/mat/101

лайнен (Республика Карелия) - 41 балл. Четвёртая группа по состоянию на июнь 2016 г. отсутствовала.

А. Худилайнен досрочно ушел в отставку, он «остался чужим для республики, не преодолел статус варяга и не смог разрешить региональные внутриэлитные конфлик-ты...»1. В.Ф. Басаргин также сложил полномочия, «будучи грамотным хозяйственником, так и не стал политиком, не смог объединить прикамские элиты... его ближайшие соратники генерировали конфликты и привлекали внимание силовиков»2. С. Ястребов (Ярославская область) досрочно ушел в отставку по собственному желанию.

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК)подготовило рейтинг «100 ведущих политиков России в июле 2017 г.». Экспертный опрос проводится методом закрытого анкетирования. Принимали участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, представители партий3. Рейтинг традиционно открывает Президент России В. Путин, затем идет глава Правительства Д. Медведев, третьим является глава «Роснефти» И. Сечин. Глава президентской администрации А. Вайно - на четвертой позиции. Пятое место - за министром обороны С.Шойгу. Министр иностранных дел С. Лавров занимает шестое место. Заместитель руководителя администрации президента С. Кириенко - на седьмой позиции. На восьмой строке рейтинга - спикер Государственной Думы В. Володин.

АПЭК проводит рейтинг влияния глав субъектов России. В июле 2017 г. лидером оставался мэр Москвы С. Собянин. Вторую строку, как и месяцем ранее, занял глава Чеченской Республики Р. Кадыров. На третьем месте - губернатор Тюменской области В. Якушев. На четвертую строку переместился глава Татарстана Р. Минниханов (плюс один пункт). Губернатор Санкт-Петербурга Г. Полтавченко - на пятом месте (минус один пункт)4.

1 Карельский варяг: почему губернатор Худилайнен не доработал до конца первого срока. 15.02.2017. // ТАСС. URL: http://tass.ru/politika/4023570

2 Иванов Н. Комментарий. 06.02.2017 // Федерал Пресс. URL: http://fed-press.ru/online/1738033

3 Рейтинг. 100 ведущих политиков России в июле 2017 г. 01.08.2017. // АПЭК. URL: http://www.apecom.ru/news/?ELEMENT_ID=3912

4 Рейтинг влияния глав субъектов Российской Федерации в июле 2017 г. 07.08.2017. // АПЭК. URL: http://apecom.ru/projects/item.php?SECTION_-ID=101&ELEMENT ID=3941

Эффективность и качество деятельности губернаторов показывает «Рейтинг регионов по качеству жизни - 2016»1, включающий 72 показателя, которые объединены в 11 групп, характеризующих все основные аспекты условий проживания в регионе: уровень доходов населения, занятость населения и рынок труда, жилищные условия населения, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, уровень развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.

Первые позиции в рейтинге регионов по качеству жизни по-прежнему занимают Москва и Санкт-Петербург. За ними следуют Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Белгородская область, Воронежская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Липецкая область, Тюменская область. В последней десятке: Республика Бурятия, Чукотский автономный округ, Курганская область, Карачаево-Черкесская Республика, Забайкальский край, Еврейская автономная область, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Республика Тыва.

Рейтинг политических партий по состоянию на 20.08.2017 г. по данным ВЦИОМ таков: Единая Россия - 51,0%, КПРФ -9,4%, ЛДПР - 10,8%, «Справедливая Россия» - 4,4%, непарламентские партии - 6,3 % .

В 16 регионах России в сентябре 2017 г. прошли выборы областных депутатов, муниципальных депутатов, а также губернаторов. Таким образом, курс на развитие политической системы, повышение конкурентности выборов оправдан и будет продолжен. По словам экспертов, специфика момента в том, что перед президентской кампанией 2018 г. особенно важно не расходовать стратегический запас авторитета власти на свои электоральные нужды, а наращивать его для президентской кампании. Однако запроса на повышение конкурентности внутренней политики у правящей элиты нет. Анализ больших рисков политической конкурен-

1 Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2016. РИА Рейтинг. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2016.pdf

Рейтинг политических партий. 20.08.2017. // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/news/ratings/elektoralnyj_rejting_politicheskix_partij/

ции на Западе вызывает у российской элиты тревогу. Примеры выигравшего выборы и блокированного конгрессом, саботируемого чиновничьим аппаратом и либеральными медиа Трампа, стремительно теряющего популярность Макрона, Брекзита и пирровой победы консерваторов на парламентских выборах в Великобритании, отсутствия единой политической воли в Евросоюзе, европейского миграционного кризиса, террористической угрозы и раскола общества в странах Запада показывают нецелесообразность копирования западных институтов. Зависимость от политического электорального календаря воспринимается как слабость, а стабильность правящей российской элиты - как конкурентное преимущество в эпоху турбулентности1.

В современном стремительно глобализирующемся мире самые идеально разработанные для конкретного государства механизмы внутриполитической конкуренции не будут практически реализованы без учета внешних факторов. Даже американский политический истеблишмент после последних президентских выборов до сих пор обсуждает вмешательство неких внешних «киберсил» в предвыборную кампанию.

Рассматривая вопросы конкурентоспособности политических элит в геополитическом смысле, зададимся вопросом: если конкурентная борьба на этом уровне не просто опасна для международной обстановки, но и может угрожать существованию самой цивилизации (яркий пример - политический конфликт на Корейском полуострове), то может быть, было бы целесообразно ограничить, а лучше и вообще исключить ее из международных отношений. Не лучше ли будет решать все мировые вопросы в рамках единой политической организации? Предположим, что этот вариант состоялся. Представим, что вся планета стала единым политическим пространством, единым государством.

Для современного духовно-нравственного состояния политических элит практически всех государств переход к единой политической организации означает легитимный переход под управление глобального актора, сконцентрировавшего в своих руках все механизмы управления, прежде всего все управленческие знания высшего уровня. Делить-

1 Доклад «Политбюро 2.0.: реновация вместо демонтажа». 23.08.2017. // Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг». URL: http://minchenko.-ru/netcat_files/userfiles/2/Dokumenty/Yubileynyy_doklad_ 22.08.17.pdf

ся этими знаниями для такого сверхактора нерационально с точки зрения сохранения его глобальной власти. Как следствие произошла бы герметизация управленческих знаний высшего уровня. История человечества дает такие примеры (жреческие касты Древнего Египта, американская цивилизация доколумбовой эпохи и др.), итог которых -потеря фактора развития. Как в предыдущие эпохи, так и для существующего духовно-нравственного уровня развития человечества, видимо, какие-то высшие силы исключают возможность общемирового политического господства, так как это означало бы тупик развития цивилизации. Геополитическая конкуренция элит является необходимым фактором развития социальной организации в таких условиях. При этом политические элиты государств сталкиваются с дефицитом глобального управления, вызванного противоречивостью интересов самих элит. Это выражается в поиске баланса между интеграцией в глобальные механизмы управления и сохранением своих позиций на верхушке

i

пирамиды управления внутри страны .

Позиция государства в мире оценивается прежде всего на основе экономических показателей. Индекс «Глобальной конкурентоспособности» (Global Competitiveness Index, GCI), публикуемый Всемирным экономическим форумом, рассматривает конкурентоспособность как набор институтов, законов и факторов, определяющих уровень благосостояния, который может быть достигнут в результате экономической деятельности государства2. В рейтинге 2016-2017 гг., составленном по итогам 2015 г., как и в предыдущем, первое место занимает Швейцария (5,81 балла), второе - Сингапур (5,72 балла). В первую десятку вошли США, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг, Финляндия. Россия поднялась с 45-го на 43-е место. Всего в рейтинге 138 стран, на последнем месте - Йемен. В целом конкурентоспособность государства в мире включает не только экономические индикаторы, но и общую жизнеспособность государства, его безопасность как субъекта геополитики, которая обеспе-

1 Родионов М.А., Волкова Т.А. Политические элиты: история и современность. М., 2016, с. 242.

2 Рейтинг "Глобальная конкурентоспособность". 28.09.2016. // ТАСС. URL: http://tass.ru/info/3659673

чивается в том числе качеством и эффективностью государственного управления со стороны политической элиты.

Существуют Индикаторы качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators) Всемирного банка. В методологии исследования используются шесть агрегированных показателей, отражающих различные параметры государственного управления: учет мнения населения и подотчетность государственных органов, политическая стабильность и отсутствие насилия, эффективность работы правительства, качество законодательства, сдерживание коррупции. По данным на 2015 г. Россия по всем показателям имеет отрицательные значения и уступает более чем половине из более 200 стран рейтинга. Среди пяти лучших по значениям стран - Сингапур, Швейцария, Гонконг, Новая Зеландия, Норвегия1.

Американский журнал «Forbes» выпускает рейтинг самых влиятельных людей мира. В нем политики, религиозные лидеры, финансисты, предприниматели, филантропы и звезды шоу-бизнеса оцениваются по различным показателям: число людей, на которых влияют их решения; объем финансовых ресурсов, принадлежащих им или управляемых ими; количество различных сфер жизнедеятельности, в которых ощущается их влияние; активность, с которой участники рейтинга пользуются своим влиянием.

По данным «Forbes», рейтинг «Самые влиятельные люди мира - 2015» возглавлял Президент России В. Путин. На 2-м месте - канцлер Германии А. Меркель, на 3-м - президент США Б. Обама, на 4-м - папа Франциск, на 5-м -глава КНР Си Цзиньпин. В 2016 г. рейтинг вновь возглавил Президент России. Второе место - президент США Д. Трамп, третье - канцлер Германии А. Меркель, четвертое -глава КНР Си Цзиньпин, пятое - папа Франциск .

Проведенный исторический анализ свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования информационной коммуникации как инструмента воздействия на

1 The Worldwide Governance Indicators (WGI) project. Электронный ресурс. Дата обращения 24.08.2017. URL: http://info.worldbank.org/governance/wgi/in-dex.aspx#home

2 Путин возглавил рейтинг Forbes самых влиятельных людей мира. 14.12.2016. // РБК. URL: http://www.rbc.ru/politics/14/12/2016/585167da9a-79475a372d67f1

политическое сознание и поведение граждан . Сегодня важнейшим направлением поддержания социально-политической стабильности и развития общества является эффек-

2

тивное использование пространства социальных сетей . Одновременно информационная безопасность политических элит в информационном обществе XXI в. становится важнейшей составляющей их конкурентоспособности3.

Конкурентоспособность политических элит также во многом обуславливают их компетентность и инновационность. Так, перспективу критикуемых американской прессой в 1920-х гг. идей по ракетной технике Р. Годдарда, как ни печально, из мировых лидеров первым осознал Гитлер. В результате «Фау-2» во Второй мировой войне постоянно обстреливали Лондон. Нацистов отделял лишь шаг от создания атомного оружия. Если бы это произошло, то судьба цивилизации сложилась трагически. Сегодня человечество стоит на пороге небывалых научных открытий и вопрос их разумного использования во многом зависит от управляющих социумом элит.

Родионов М.А., Волкова Т.А. Конкурентоспособность политических элит. В статье анализируются вопросы конкуренции и конкурентоспособности политических элит во внутриполитическом и международном аспектах.

Ключевые слова: политические элиты, политическая конкуренция, конкурентоспособность и рейтинги политических элит.

Rodionov M.A., Volkova T.A. Competitiveness of political elites. The article analyzes the issues of competition and competitiveness of political elites in domestic and international aspects.

Keywords: ро!Шса! elites, political competition, competitiveness and ratings of political elites.

1 Родионов М.А., Волкова Т.А. Политические коммуникации и властные элиты // Коммуникология, 2014, т. 6, № 4, с. 78-87.

2 Родионов М.А. Информационная безопасность: социальные аспекты. М., 2004, с. 60.

3 Родионов М.А. Информационная безопасность политических элит // Социально-гуманитарные знания, 2016, №1, с. 118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.