Т.А. ВОЛКОВА аспирант института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ*
Влияние политических элит на развитие турецкого государства
Турция обладает уникальным геополитическим положением. Она контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, являющиеся важнейшими торгово-экономическими и военными коридорами, оказывает влияние на политику в регионе, являясь плацдармом блока НАТО на южных рубежах. Вместе с тем, происходят постоянные попытки мировых держав с противоположными интересами оказывать влияние на политику турецкого государства, что нередко наносит ущерб интересам его развития.
Турция - светская республика, в которой ислам отделен от государства, но он всегда играл здесь важную роль. Его влияние усилилось с приходом к власти происламской Партии справедливости и развития во главе с Р. Эрдога-ном. Современные сторонники мирного ислама, используя религиозную риторику, стремятся решать внутриполитические проблемы на основе принципов шариата, что находит отклик у значительной части населения.
Возникновение турецкого государства связано с обретением бейликом под предводительством Османа независимости. В этом государстве соединялись византийские, тюрко-монгольские и исламские принципы социально-политического устройства. Наследственной аристократии не существовало, правящая элита империи представляла собой военно-служилое сословие и формировалась на основе меритократических принципов. Доступ в элиту был открыт для всех независимо от социального происхождения. В Порте все были «рабами государства»1. Давая огромные привилегии, государство требовало от элит беспрекословного повиновения. Отсутствие горизонтальных связей де-
* Волкова Татьяна Александровна, е-mail: [email protected]
1 Мирзеханов В.С. От истории имперской к истории национальной: особенности развития османского государства в новое время. Учеб. пособ. Саратов, 2002, с. 12.
лало невозможной сильную оппозицию. Это, с одной стороны, способствовало укреплению режима, с другой - тормозило развитие государства, создавая тем самым причины будущего его упадка.
Пока основным занятием и источником дохода османской элиты была война, административно-военное устройство страны выглядело оптимальным и побуждало элиту к новым военным действиям. С завершением завоеваний не стало главного средства обогащения - военной добычи, грабежа завоеванных территорий, рабов и дани. В ХУ!-ХУ!! в. Османская империя потеряла свое экономическое и военное превосходство над Европой.
Поражение в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. имело катастрофические последствия, вызвав кризис, затронувший все сферы управления и жизнедеятельности. Правителями и идеологами угасавшей Османской империи владели два взаимоисключающих стремления - сделать государство таким же сильным, как Европа, чтобы успешно противостоять ей, и сохранить «свои» прежние ценности - средневековое толкование религии, газават, понятие собственности, роли государства и т.п.1. Государственно-политическое устройство Османской империи до реформ Х!Х в. было религиозно-бюрократическим. Несмотря на высокий уровень исламизации общества кризис ослабил влияние теократических институтов, выросла роль нерелигиозной оппозиции, видевшей будущее в развитии по западной модели.
В 1876 г. офицеры во главе с М. Кемалем, названные младотурками, установили конституционное парламентское правление. В 1909 г. правительственный кризис завершился окончательной победой младотурок над традиционной аристократией. В программе младотурецкой партии «Единение и прогресс» оформилась внешнеполитическая доктрина пантюркизма.
С поражением в Первой мировой войне произошел распад Османской империи. В 1922 г. был упразднен султанат, в 1923 г.- провозглашена республика, первым президентом которой стал Кемаль (Ататюрк). Элита Ататюрка выслала за границу сотни членов правившей династии, считала необходимым отделение религии от государства. Монополизировав власть, Народно-республиканская партия в корот-
1 См.: Киреев Н.Г. История Турции XX век. М., 2007, с. 25.
кие сроки принудительно реализовала программу западной модернизации. Основные направления реформ были сформулированы в доктрине «шести стрел»: революционность, республиканизм, национализм, народность, лаицизм и этатизм. В социально-политической сфере снижалась роль исламского духовенства. В результате установился авторитарный однопартийный режим во главе с Ататюрком. Власть была представлена двумя доминирующими и конкурирующими блоками военной и гражданской элиты. После смерти Ататюрка в 1938 г. нарастал процесс радикализации турецкого национализма, достигший крайних проявлений в виде шовинизма, расизма, пантюркизма и пантуранизма.
Отметим исторически доминирующее положение военной элиты и ее влияние на принятие политических решений. При этом военным запрещено вступать в политические партии, избираться депутатами и занимать административные должности. Исключительное положение армии - гаранта внутренней стабильности, суверенитета и соблюдения светских принципов Ататюрка является феноменом политической культуры Турции. В соответствии со ст. 35 Устава вооруженных сил Турции основной их целью является «сохранение и защита Турецкой Республики»1. При попытках нарушения светских основ государства в 1960, 1971, 1980, 1997 гг. армия корректировала стратегию его развития, вмешиваясь в политику путем военных переворотов, которые до 2016 г. были успешными, препятствовала чрезмерной исламизации государства, обеспечивая следование демократическим принципам.
После Второй мировой войны экономическое развитие страны и ее вестернизация были связаны с сотрудничеством с США, начавшемся в рамках «Доктрины Трумэна», основой которой являлась политика «сдерживания» СССР. В 1952 г. Турция вступила в альянс НАТО, после чего ее внешняя политика находились в зависимости от США. Западный мир приветствовал сворачивание политики этаиз-ма, поощрение частного предпринимательства, приватизации, открытие турецкого рынка для иностранных инвестиций. Но демократические реформы привели к общественно-
1 Черкасова И. «Таксим, «Эргенекон» и ст. 35 Устава Вооруженных сил Турции» // АНСАР, 30.06.2013. URL http://www.ansar.ru/analytics/2013/06/30/42044
му недовольству, вызвав усиление влияния исламистских и националистических партий.
В 2002 г. на внеочередных выборах победу одержала исламистская Партия справедливости и развития во главе с Р. Эрдоганом. Впервые в истории Турции было создано однопартийное правительство, исламистская элита стала господствующей. При этом сохранялась исключительная роль армии как баланса между сторонниками ислама и западных ценностей. Легальный приход исламистов к власти свидетельствует как о присутствии демократических черт, так и о снижении доминирования военной элиты. За ограничение влияния армии выступает и Европейский союз, в который Турция стремилась вступить на протяжении последних десятилетий.
Правительство Эрдогана избегало открытой конфронтации с придерживающимися светских принципов Ататюрка военной и политической элитами, позиционируя себя как партию, приоритетом которой является экономическая модернизация, успехи реализации которой обеспечили успех на парламентских выборах 2007 г. Положение военной элиты стало меняться после 2008 г., когда усилиями Эр-догана были инициированы судебные процессы против ее представителей. Триумфом партии Эрдогана стало принятие в 2010 г. подготовленного гражданским министром иностранных дел нового «Политического документа о национальной безопасности страны»1, определяющего основные для Турции вызовы и угрозы, разработка которого ранее осуществлялась исключительно военными.
Партии справедливости и развития удалось ослабить военную элиту в силу планомерного и осторожного подхода, проводя с 2007 г. курс на внесение изменений в Конституцию страны. Одобренные на народном референдуме в 2010 г. поправки в Основной закон значительно ограничили участие армии в политическом процессе. Партия справедливости и развития активно проводит внедрение новой идеологии в военной среде, выступая за демократизацию военных учебных заведений и изучение в них основ ислама, устраняя угрозу будущих государственных переворотов.
1 The World Fact Book. Turkey // CIA. 30.08.2016. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/tu.html
В начале пребывания у власти Эрдоган начал политическое и экономическое сближение с Евросоюзом. После конституционной реформы 2010 г. прослеживается движение Турции не к парламентской либерально-демократической, а к суперпрезидентской республике. Несмотря на то, что по действующей Конституции главой государства считается премьер-министр, в действительности вся власть сосредоточена в руках президента Эрдогана. Правящая Партия справедливости и развития на внеочередных парламентских выборах в ноябре 2015 г. набрала 49% голосов.
С течением времени светские реформы Эрдогана постепенно сворачивались, вместо них проводились реформы, ограничивающие последствия первых. В 2014-2015 гг. были проведены чистки среди военных, которых Эрдоган пытался «вернуть в казармы». Несмотря на это турецкая армия до июля 2016 г. выступала сдерживающим фактором внешней политики и представляла собой наиболее влиятельную силу внутри страны. Недовольная сложившимися условиями, снижением своей роли и не желающая уходить с политической арены военная элита в июле 2016 г. решилась на очередной военный переворот. Ранее приход к власти военных в долгосрочной перспективе имел для Турции положительный эффект, предотвращая чрезмерную ис-ламизацию государства и сползание к гражданской войне. О причинах провала военного переворота 2016 г. существуют разные мнения. Отмечают, что переворот организационно был плохо подготовлен, не получил народной поддержки, военные не мобилизовали своих сторонников, не устранили противников. По сравнению с предыдущими переворотами не было приказа со стороны Генерального штаба Турции и высших военных лиц, среди военных произошел раскол, часть из которых поддержала Эрдогана. Лидером мятежников в Турции назван экс-главком ВВС страны Акын Озтюрк. В ходе столкновений погибли более 290 человек и более 2 тыс. получили ранения1.
После попытки госпереворота в Турции были задержаны свыше 40 тыс. человек, арестованы более 20 тыс. человек, сняты с должностей не менее 79 тыс.2. После первой волны
1 См.: РБК, 2016, 17.07. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/578bbc069a-7947408b3552e0
2 Российская газета, 2016, 17.08. URL: https://rg.ru/2016/08/17/posle-popytki-gosperevorota-v-turcii-zaderzhany-40-tysiach-chelovek.html
массовых арестов силовиков наибольшему давлению подверглись работники сферы образования и сотрудники научных учреждений. После увольнения 15 тыс. учителей сообщалось о планах отставки деканов всех 1577 университетов. Власть, считая университеты рассадниками инакомыслия, также ввела «временный запрет» на выезд из страны для научных работников. В МВД число уволенных составило около 9 тыс. человек, в Министерстве финансов - 1,5 тыс., свыше 250 сотрудников лишились своих постов в аппарате премьер-министра1. Воспользовавшись ситуацией, Эрдоган запустил волну репрессий, устраняя судейское сообщество, не связанное с переворотом, но затрудняющее установление суперпрезидентской республики и возврат к исламскому пониманию власти.
Репрессивные меры осуществляются под лозунгом борьбы с внешним заговором, главным идеологом которого называется живущий в США влиятельный исламский проповедник Ф. Гюлен, запрос об экстрадиции которого Анкара направила Вашингтону. Целью проводимых в стране чисток является устранение потенциальных сторонников и организаций, финансируемых и поддерживающих Ф. Гюлена. В целом команда Эрдогана принимает все меры, чтобы не попасть "под каток" технологий информационной войны, успешно реализованных в ряде государств в течение ряда десятилетий перед рассматриваемыми турецкими событиями2.
Причинами переворота стали стратегические просчеты политики Эрдогана, нерешенные социально-политические проблемы, претензии на нео-Османскую империю, для реализации которых у Турции не хватает ресурсов. Стратегические просчеты характерны для турецких политических элит, особенно в мировых войнах XX в. В современном мире цена ошибки лидера особенно высока, что требует для выработки политических решений использования современных информационных технологий принятия решений3.
1 Строкань С. За турецких военных ответили штатские // Коммерсант, 2016, 28.08. URL: // http://www.kommersant.ru/doc/3043240
2 См.: Родионов М.А. Информационное противоборство: история и современность // Безопасность, 2002, № 7-8(58), с. 159.
3 См.: Родионов М.А. Проблемы информационно-аналитического обеспечения современного стратегического менеджмента // Научный вестник МГТУ ГА, 2014, № 202, с. 65-67.
Репрессии не решат накопившиеся проблемы. Замедляется экономическое развитие, обостряется внутриполитическая обстановка. Эксперты отмечают раскол в турецком обществе, часть которого поддерживает светское направление развития государства, а часть выступает за усиление исламских начал. Среди внешних угроз опасение вызывают обострение курдского вопроса, война в Сирии, непрекращающийся поток беженцев, угроза терактов внутри страны. Неудачны попытки Турции вступить в Европейский Союз из-за опасения стран ЕС интегрировать около 70 млн. мусульман в своих границах. Критически важной внешнеполитической угрозой стало резкое ухудшение отношений с Россией после инцидента со сбитым в ноябре 2015 г. российским бомбардировщиком и применением нашей страной ответных мер. Прекращение конфронтации с Россией стало "палочкой - выручалочкой" для Эрдогана, что, хочется надеяться, послужит ему хорошим уроком на будущее, которое для его страны несет много сложных проблем, в том числе и в свете обостряющейся мировой финансово-экономической рецессии1.
В целом проблемы Турции являются следствием проводимого политической элитой противоречивого политического курса, погони за региональным лидерством и амбициями пантураизма, а также влияния политики мировых держав, каждая из которых имеет свои интересы в регионе.
Волкова Т.А. Влияние политических элит на развитие турецкого государства. В статье рассматривается влияние политических элит на политику и развитие турецкого государства.
Ключевые слова: политические элиты, национальные элиты, геополитика, исторический анализ, военный переворот.
Volkova T.A. The impact of political elites on the development of the Turkish state. The article discusses the influence of political elites on policy and the development of the Turkish state.
Key words: political elites and national elites, geopolitics, historical analysis, a military coup.
1 См.: Родионов М.А. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений в антикризисном менеджменте// Научный вестник МГТУ ГА, 2008, № 131(7), с. 126-127.