Научная статья на тему 'Когерентность политических элит'

Когерентность политических элит Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
266
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / POLITICAL ELITES / КОГЕРЕНТНОСТЬ / COHERENCE / ВЫБОРНЫЙ ПРОЦЕСС / ELECTORAL PROCESS / КВАНТОВО-ПОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ / QUANTUM-FIELD CONCEPT OF POLITICAL DYNAMICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родионов Михаил Александрович, Волкова Татьяна Александровна

В статье проведен анализ осенних выборов губернаторов (2017 г.) в Российской Федерации с точки зрения когерентности политических элит страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The coherence of the political elites

In the article the analysis of the fall elections of governors (2017) in the Russian Federation from the point of view of coherence of the political elites of the country is done.

Текст научной работы на тему «Когерентность политических элит»

М.А. РОДИОНОВ доктор военных наук, профессор, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, профессор МГТУ ГА*

Т.А. ВОЛКОВА аспирант факультета права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ**

Когерентность политических элит

В современных условиях обострения геополитической обстановки, продолжающейся мировой финансово-экономической рецессии и экономических санкций критически важна консолидация политических элит России. Это является залогом успешного противостояния угрозам национальной безопасности во всех сферах жизнедеятельности, максимизации мобилизационных возможностей общества и государства. С другой стороны, необходимы разнородные, противоречивые, даже конфликтные составляющие этого российского элитарного политического спектра. Именно кризисные явления и их последующее преодоление являются необходимым условием и фактором политического развития1, в том числе качественного обновления как политической системы, так и в целом государства, общества, отдельной личности. Необходим поиск рационального баланса между этими, казалось бы, противоречивыми тенденциями. Для этого предлагается рассмотреть возможность использования понятия когерентности применительно к описанию процессов в области политического элитизма современной России.

Понятие когерентности используется прежде всего в естественнонаучной области. Оперирование данным понятием в квантовой механике связано с самыми прорывными, фантастическими направлениями развития технологий современной цивилизации. Одновременно существует физи-

* Родионов Михаил Александрович, е-mail: rodionovma2015@ya.ru

** Волкова Татьяна Александровна, е-mail: Volkova237@mail.ru 1 См.: Родионов М.А. Антикризисное управление. Ч. 1. Теоретические положения антикризисного управления. Учеб. пособие. М., 2012, с. 9-12.

ческая концепция "декогерентности". Ее можно проиллюстрировать примером. Наша комната пронизывается сигналами радиостанций со всего мира. Но если приемник настраивается только на одну частоту (станцию), то он становится "декогерентным" по отношению к остальным передающим станциям. По аналогии, под политической декоге-рентностью можно понимать невозможность для тех или иных политиков и социальных групп смотреть на явление или процесс глазами своих политических оппонентов.

Понятие когерентности используется в ряде гуманитарных областей знания. В философском понимании когерентность (от лат. cohaerere - "находиться в связи") не столько физическая, сколько логическая величина, когерентным называют то, что непротиворечиво1. Здесь важно отметить гносеологическое положение о том, что когерентные явления и процессы носят общий, глобальный характер, что обусловлено неравновесностью и нелинейностью самоорганизующихся систем.

Когерентность (англ. coherence - слаженность, согласованность) в экономической политике рассматривается как индикатор качества и эффективности, понятие когерентности сначала использовалось странами ОЭСР и трактовалось как «согласованность политических целей и инструментов, применяемых странами ОЭСР индивидуально или совместно в свете их суммарного воздействия на развивающиеся стра-ны»2. За последние два десятилетия когерентность стала важным индикатором качества экономической политики вообще, а также торговой политики и политики развития в частности. Когерентность рассматривается как критически важная составляющая эффективности политики3.

Важнейшими особенностями когерентных процессов являются их системный характер и наличие синергетического эффекта. Понятие когерентности используется при описании фундаментальных взаимодействий и в обобщающих их фи-

1 Конт-Спонвиль А. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. М., 2012, с. 255.

2 Fukusaku K. and Hirata A. OECD and ASEAN: Changing Economic Linkages and the Challenge of Policy Coherence // OECD and the ASEAN Economies: the Challenge of Policy Coherence / Edited by Fukusaku, Plummer and Tan. OECD, 1995.

3 Хакимжанов С., Сейтенова Ай-Гуль С. В поисках когерентности: торгово-промышленная политика Казахстана. Доклад №18. Институт государственного управления и политики. Бишкек, 2013, с. 6.

зических теориях. Важную роль когерентность играет при описании бифуркационных состояний систем и выхода их в новое качество. В политике это проявляется в переходе от "антикризисного управления" к "управлению кризисами", когда акценты переносятся с процессов недопущения кризисов и борьбы с ними к рассмотрению кризиса как необходимого этапа в развитии политической системы. А апогей кризиса рассматривается как точка бифуркации синергетического процесса развития системы, прохождение через которую необходимо для обретения нового качественного состояния1.

В предыдущих исследованиях авторами анализировалась возможность использования для описания политических процессов квантово-полевых концепций. Рассматривалось "непрерывное политическое поле", в котором взаимодействуют "корпускулярные" политические акторы. Политическое взаимодействие осуществляется посредством разнообразных информационных процессов. Технологии Интернета дали инструмент мгновенной коммуникации, объединяющей все мировое политическое пространство. Особую роль при этом играют социальные сети, использование которых может содержать как конструктивный, так и деструктивный аспекты, что, с одной стороны, дает новые возможности, с другой -вызывает риски и угрозы распространения социально и политически небезопасного контента, негативного влияния агрессивных коммуникаторов, целенаправленно расшатывающих общество. Предполагается, что политические взаимодействия носят квантовый характер, т. е. осуществляются определенными информационными порциями, в результате чего качественно изменяется состояние политического поля. В данной статье не излагаются вопросы формализации и математизации описываемых процессов, поскольку это выходит за рамки предметной области журнала гуманитарной направленности. Так, например, использование при описании политического (информационного) поля аппарата римановых тензоров само по себе является сложной математической задачей. Не менее сложной и масштабной является проблема разработки математического инструментария, адекватно описывающего динамику политических взаимодействий.

1 Родионов М.А. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений в антикризисном менеджменте // Научный вестник МГТУ ГА, 2008, № 131(7), с. 126-130.

Вместе с тем данный подход можно считать перспективным направлением исследования вопросов политического элитиз-ма с использованием математического инструментария.

Рассматривая процессы политического элитизма в современной России с точки зрения их когерентности, можно отметить следующее. В преддверии президентских выборов в марте 2018 г. в российской политической элите, на разных уровнях пирамиды власти присутствуют тенденции как к консолидации, так и к разнородности.

Прошедшие в сентябре 2017 г. в 16 субъектах РФ выборы губернаторов показали, что в рядах политической элиты на уровне глав регионов отмечается тренд к консолидации. Так, во всех регионах более чем уверенную победу одержали представители партии «Единая Россия». В среднем явка на выборах губернаторов составила 35,39%. В своих регионах больше всего голосов набрали: Савченко Е.С., Овсянников Д.В., Алиханов А.А., Васильев И.В., Никитин А.С., Решетников М.Г., Цыденов А.С., Парфенчиков А.О., Евстифеев А.А., Волков В.Д., Любимов Н.В., Радаев В.В., Куйвашев Е.В., Жвачкин С.А., Бречалов А.В., Миронов Д.Ю.1. Отметим, что молодые представители губернаторского корпуса (Алиханов А.А., Решетников М.Г., Цыденов А.С.) набрали более 80% голосов, а по избирательной кампании в целом результат превышал 60% голосов - эти показатели превышают рейтинг партии «Единая Россия», который по данным ВЦИОМ на 24 сентября 2017 г. составлял 51,7%2, и свидетельствуют, что губернаторы консолидировали общественное мнение, привлекая голоса избирателей от оппозиции.

Успех действующих губернаторов стал возможен в результате проведения «Единой Россией» избирательной кампании на высоком уровне, сотрудничества политтехно-логов Москвы и команд регионов, реализации стратегии консолидации региональной элиты. Этому способствовали модели избирательных кампаний, когда глава государства и правящая партия поддерживали своих кандидатов. При таком раскладе альтернативные сценарии оппозиции не были привлекательны для избирателей.

1 Выборы губернаторов 2017. Официальные результаты выборов губернаторов 2017. 27.09.2017. Электронный ресурс. URL: https://vsevybo-ry.ru/category/vybory-gubernatorov-2017/

2 Рейтинги политических партий. // ВЦИОМ. 24.09.2017. Электронный ресурс. URL: https://wciom.ru/news/ratings/elektoralnyj_rejting_politicheskix_partij/

В ходе региональной кампании была вновь обозначена связь между партией и главой государства, активно посещавшего выборные регионы. В кампанию был включен лидер партии, глава правительства Д. Медведев, совершивший ряд поездок в регионы, где проходили выборы Законодательных собраний и органов представительной власти. Тем самым федеральное руководство не только помогало кандидатам «Единой России», но и подчеркивало командный характер работы властной элиты страны1.

Несмотря на непростую социально-экономическую ситуацию, элита сумела нивелировать угрозы социально-политических протестов, презентуя результаты работы действующей власти и раскрывая программы будущего развития, прогнозирующие позитивные изменения социально-политических аспектов жизни на уровне отдельных регионов и страны в целом. Результаты губернаторских выборов 2017 г. позволяют говорить о высокой степени консолидации политических элит на уровне глав регионов.

Отсутствие стремления к объединению у оппозиции, ставка на протестные настроения избирателей, отсутствие реальной полноценной альтернативной программы регионального развития не позволили добиться успеха КПРФ, ЛДПР и иным партиям. Примечательно, что на выборах провалились попытки создания объединенной оппозиции, реализации сценариев биполяризации электората, потенциально опасных для действующих губернаторов. Призывы к объединению оппозиции имели декларативный характер. Идеологические и межличностные противоречия в отношениях между КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией» остались непреодолимыми, в итоге партии остались в своих узких нишах. Сценарий формирования объединенной оппозиции оказался нежизнеспособным2.

КПРФ по итогам губернаторских выборов продемонстрировала ослабление своих позиций в регионах ввиду дефицита перспективных политиков. При всех попытках декларировать статус «единственной» и «настоящей» оппозиции подкрепить это перспективными кандидатами и привлекательными предвыборными инициативами не удалось. «Спра-

1 Орлов Д. Региональные выборы-2017: конкуренция, легитимность и обновление элиты. 12.09.2017 URL: http://www.regcomment.ru/artic-les/regionalnye-vybory-2017-konkurentsiya-legitimnost-i-obnovlenie-elity/

2 Там же.

ведливая Россия» чаще всего вела скоординированную с властями игру, лишь в некоторых случаях пыталась стать главной оппозиционной силой. Бросалось в глаза не присутствие, а отсутствие «Справедливой России» на выборах губернаторов, что свидетельствовало и об острой кадровой проблеме, и о договоренностях с властями. Поэтому для «Справедливой России» эти губернаторские выборы стали полным провалом, не принеся никаких зримых политических дивидендов. Не были успешными выборы и для ЛДПР. В большинстве регионов она либо использовала выборы для публичной раскрутки своих местных координаторов, как правило, малоизвестных политиков, либо сдавала свои позиции, выдвигая откровенно слабых кандидатов.

Участие остальных партий в выборах губернаторов носило эпизодический характер, подчеркивая их низкое влияние и кадровый дефицит. Примечательно, что ни в одном регионе не удалось зарегистрировать кандидата «Яблока», что показывает продолжающееся ослабление его позиций, а также отсутствие взаимопонимания и договоренностей с властями как в центре, так и в регионах. Немногим более успешным оказался ПАРНАС, представленный в Ярославской области. Участие в выборах малых партий носило единичный характер. Не демонстрировали малые партии и желания реально включаться в предвыборную борьбу, что подчеркнуло добровольное снятие сразу трех кандидатов - от «Родины», «Патриотов России» и «Партии Роста» - в Карелии, двое из которых открыто поддержали А. Парфенчикова1.

В сентябре-октябре 2017 г. произошла массовая ротация губернаторов, связанная, по мнению экспертов, с тем, что Кремль меняет немолодых губернаторов, не имеющих федеральной поддержки, на выдвиженцев «Ростеха»2. В результате сменились главы в 20 регионах: Калининградской области, Адыгее, Пермском крае, Бурятии, Новгородской и Рязанской областях, Карелии, Удмуртии, Марий Эл, Самарской и Нижегородской областях, Красноярском крае, Дагестане, Ненецком автономном округе, Приморье, Орловской, Новосибирской, Омской, Ивановской, Псковской областях. По словам Президента России, ротация глав регионов проводится

1 Орлов Д. Указ. соч.

2 Махукова Л., Сапронова Ю. Год отставок: каких губернаторов и почему сменили в последнее время. 28.09.2017. // Сайт РБК. URL: //http://www. rbc.ru/photoreport/28/09/2017/59cba8f79a794729827ab9de

для пополнения губернаторского корпуса современными и перспективными управленцами. «Это ставка на современных перспективных технократов. И в дальнейшем ротация кадров будет продолжена»1. Таким образом Кремль, учитывая предстоящие выборы Президента, удовлетворил запросы общества на обновление глав регионов, используя в каждом регионе отдельные критерии с учетом его особенностей.

Роль А. Навального, пытающегося представить себя в качестве основного оппозиционера, скорее сводится к «фигуре, способствующей выяснению отношений». Он дважды был использован для удаления из кандидатов в преемники представителей правящей элиты (в 2013 г. - против С. Со-бянина, в 2017 г. - против Д. Медведева). Можно предположить, что вопросы интриги президентской кампании и оформления ее предсказуемого результата для В. Путина малозначимы. Легитимность итогов выборов в любом случае будет подвергнута сомнению со стороны Запада. Вклад той или иной группы в предрешенную победу не станет для нее индульгенцией. Более того, президентская кампания Путина носит ярко выраженный антиэлитистский характер -«президент вместе с народом против зажравшихся бюрократов». При этом запроса на повышение конкурентности внутренней политики у правящей элиты нет. Наблюдение за рисками, которые влечет за собой высокий уровень политической конкуренции на Западе, не вызывает у российских элитариев энтузиазма2.

На уровне региональных и муниципальных выборов, проходивших 10 сентября 2017 г., консолидация элиты вокруг губернатора оказывала позитивное влияние на избирательные кампании кандидатов «Единой России». В результате активного руководства и координации партией работы на местах ее представители одержали уверенную победу.

В Москве абсолютным лидером по числу депутатских мандатов в советах депутатов муниципальных образований стала партия «Единая Россия», которая набрала 76,83% голосов. Из 1502 мандатов «Единая Россия» получила 1154.

1 Путин объяснил, зачем проводит ротации губернаторов // Российская газета. 19.10.2017 г. Электронный ресурс. URL: https://rg.ru/2017/10/19/putin-obiasnil-zachem-provodit-rotacii-gubernatorov.html

2 Доклад «Политбюро 2.0.: реновация вместо демонтажа». «Минченко Консалтинг». с. 4, 23.08.2017. URL: http://www.minchenko.ru/netcat_files/user-files/2/Dokumenty/Yubileynyy_doklad_22.08.17.pdf

На втором месте оказались представители «Яблока» - 176 мандатов. На третьем месте находятся самовыдвиженцы, за ними следуют КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР. Кандидаты от партии «Единая Россия» одержали победу на выборах глав исполнительной власти во всех 16 регионах РФ, где 10 сентября в 82 субъектах прошли выборы и референдумы различного уровня. В свою очередь, в Кремле отметили «весьма внушительный кредит доверия» тем кандидатам, которых предложил Президент России В. Путин1.

Стратегия «Единой России» на выборах в региональные Законодательные собрания и в муниципалитеты основывалась на принципе консолидации элиты аналогично избирательным кампаниям выборов губернаторов. Партия участвует в процессах обновления элиты, организуя конкурентный отбор кандидатов на праймериз и выдвижение новых кандидатов на выборах представительных органов власти.

Губернаторы, выступая в роли консолидаторов элиты, включались в избирательные кампании. Различные группы влияния получали возможность конкурировать между собой на праймериз, по итогам которых обычно удавалось обеспечить их сбалансированное представительство в партийных списках. Пространство для маневра у недовольных элит оказалось в этих условиях минимальным. Вопреки прогнозам не было после праймериз и массового оттока «обиженных» кандидатов в другие партии2.

В целом в преддверии президентских выборов уровень когерентности и консолидации региональной элиты заметно возрос, основным центром этой консолидации стала «Единая Россия». Работая в связке с руководством страны и пользуясь зонтиком рейтинга Президента, она подтверждает статус ведущей российской партии, успешно моделирует консолида-ционные процессы и укрепляет связи с новыми губернаторами, обеспечивая высокий результат и успех на выборах.

В то же время отмечается отсутствие реальной оппозиции с альтернативными программами развития, а также

1 Сельцова К. «Единая Россия» победила на муниципальных выборах в Москве». 11.09.2017 г. Электронный ресурс. URL: https://iz.ru/644284/2017-09-11/edinaia-rossiia-pobedila-na-munitcipalnykh-vyborakh-v-moskve

2 Орлов Д. Региональные выборы-2017: конкуренция, легитимность и обновление элиты. 12.09.2017. URL: http://www.regcomment.ru/articles/re-gionalnye-vybory-2017-konkurentsiya-legitimnost-i-obnovlenie-elity/

внутриэлитного и общественного запроса на высокую конкуренцию элит.

Примеры выигравшего выборы и скованного конгрессом, саботирующим чиновничьим аппаратом и либеральными медиа Трампа, стремительно теряющего популярность Макро-на, Брекзита и пирровой победы консерваторов на парламентских выборах в Великобритании, отсутствия единой политической воли в Евросоюзе, европейского миграционного кризиса, террористической угрозы и раскола общества в странах Запада не вызывают желания у российских элит снова идти по пути копирования западных институтов. Зависимость от политического электорального календаря воспринимается как слабость, а стабильность правящей российской элиты - как конкурентное преимущество в геополитической игре в эпоху турбулентности1. В создавшихся условиях все большую значимость приобретает система

обеспечения информационной безопасности государствен-

2

ного управления и политических элит .

Сложившаяся система власти административно-политической элиты является одновременно и эффективной, и неэффективной. Она эффективно обеспечивает воспроизводство режима, ограничивает притязания на власть со стороны других групп и позволяет правящей элите реализо-вывать свои стратегические цели. По сравнению с предшествующим десятилетием государство в России стало внутренне связанным, дееспособным и значительно укрепило свои ресурсы, а его низовые звенья, в существенно большей степени, чем в ельцинский период, находятся под контролем федерального центра. Вместе с тем оно остается слабым в сфере реализации базовых прав и потребностей граждан, а многие его функции не реализуются должным образом либо в силу неадекватных управленческих действий, либо в результате того, что характер и специфика используемых властных ресурсов препятствуют решению стратегических задач модернизации общества, укреплению правовых основ и расширению социальной базы государственного управления. В какую бы сторону ни

1 Доклад «Политбюро 2.0.: реновация вместо демонтажа». «Минченко Консалтинг». с. 4. 23.08.2017. URL: http://www.minchenko.ru/netcat_fi-les/userfiles/2/Dokumenty/Yubileynyy_doklad_22.08.17.pdf

2 Белов В.П., Дербин Е.А., Родионов М.А. Информационная безопасность государственного управления. Учеб. пособие для вузов МО. М., 2004, с. 155.

эволюционировала российская политическая система в ближайшем будущем, в интересах россиян сделать ее эффективной не столько в сохранении и воспроизводстве власти правящей элиты, сколько в создании условий для успешного развития личности в свободном, динамично развивающемся обществе1.

В работе И.В. Прангишвили показано, что "равновесие между беспорядком и порядком в целом по всем параметрам системы предполагает их неравенство для отдельных частей и отдельных параметров. При этом устойчивость системы определяется отношениями значений меры порядка или беспорядка для соответствующих параметров по методу Фибоначчи или золотой пропорции"2. Принцип "золотого сечения" (целое так относится к средней части, как средняя часть относится к малой) - это проявление структурной устойчивости и гармонии, логично рассматривать его в качестве некого универсального принципа для построения социально-экономических систем и иерархич-ных структур, обеспечивая максимальную эффективность работы. Золотая пропорция соответствует числу 1,6180339 и выражает соразмерность, гармоничность, красоту природных объектов, шедевров искусства и архитектуры.

Организация по правилу «золотого сечения» образует гармоничную и устойчивую систему. Этот принцип может быть использован при организации систем управления, включая политическое пространство. Теоретически распределение представительства различных партий и функций между органами власти по «золотой пропорции» позволит повысить стабильность политической системы и ее эффективность. Вместе с тем при анализе пропорций представительства в парламентах ведущих западных стран «золотая пропорция» не прослеживается.

Электоральная поддержка оппозиционных сил в России на протяжении всех лет была стабильной и колебалась в диапазоне от 18 до 21%. Однако это явно меньше, чем идеальное соотношение из «золотой пропорции» - 38% .

1 Ледяев В.Г. Власть, авторитет и господство в России: основные характеристики и формы // Политическая концептология, 2009, №4, с. 93-94.

2 Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные закономерности: Вопросы управления сложными системами. М., 2003, с. 105.

3 Санжаревский И.И. Пропорциональность в современных социально-политических отношениях / Под ред. проф. В.М. Долгова. Саратов, 2004, с. 140.

Возможно, этим объясняется неспособность оппозиции кардинально влиять на политический и экономический курс страны. Власть же, отчетливо осознавая отсутствие у оппозиции реальной силы, спокойно ее игнорировала. На парламентских выборах не было достигнуто даже подобия соотношения «власть - оппозиция», характерного для «золотой пропорции». Это свидетельствует о том, что общество находится в разбалансированном состоянии, его очень легко расшатать и необходимо принимать серьезные и системные меры по более пропорциональному его развитию. При этом необходимо учитывать, что в современном мире коммуникативная природа власти и властных отношений основывается прежде всего на бурном развитии информационно-коммуникационных технологий1.

В ожидании президентских выборов ни одна политическая группа не готова предпринимать шаги к серьезным изменениям вследствие опасений утраты своих позиций. Электорату важна повестка, связанная с будущим развитием регионов и социально-политической стабильностью. Сценарии, результаты и технологии губернаторских кампаний будут, несомненно, проанализированы и использованы на президентских выборах 2018 г.

Когерентность политических процессов имеет решающее значение для получения синергетического эффекта при выборе стратегий на различных уровнях власти - федеральном, региональном, местном. Все это необходимо учитывать при принятии политических решений по поиску компромиссов, минимизации несоответствия между целями экономической и социальной политики, учету специфики различных регионов и особенностей поведения и восприятия различных категорий избирателей, для прогнозирования оценки хода и исхода политических процессов. При этом важно обеспечить согласованность политики и создать благоприятные условия для устойчивого развития на всех иерархических уровнях и всеми участниками (вертикальная и горизонтальная когерентность).

Повышение когерентности политических процессов является важной проблемой и для международных отношений. Так, страны-члены ОЭСР пытались решить эту пробле-

1 Родионов М.А., Волкова ТА. Политические коммуникации и властные элиты // Коммуникология, 2014, т. 6, № 4, с. 83.

му созданием механизмов согласования: политических обязательств и заявлений, которые могут помочь перевести приверженность в действие; координацией политики по разрешению конфликтов или нестыковок между стратегиями; системы мониторинга, анализа и отчетности о воздействии политики для информирования о процессе принятия решений и их контроля.

Политическая когерентность необходима для капитализации эффекта синергизма между политическими акторами, различными региональными стратегиями, между местным, региональным и федеральным уровнями.

Родионов М.А., Волкова Т.А. Когерентность политических элит. В статье проведен анализ осенних выборов губернаторов (2017 г.) в Российской Федерации с точки зрения когерентности политических элит страны.

Ключевые слова: политические элиты, когерентность, выборный процесс, квантово-полевая концепция политической динамики.

Rodionov M.A., Volkova T.A. The coherence of the political elites. In the article the analysis of the fall elections of governors (2017) in the Russian Federation from the point of view of coherence of the political elites of the country is done.

Keywords: political elites, coherence, electoral process, quantum-field concept of political dynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.