Конкурентоспособность отечественных торговых сетей
Фаизова Эльвира Фирзатовна,
кандидат экономических наук, доцент экономического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, [email protected]
На данный момент на продовольственном розничном рынке происходят структурные изменения. Увеличивается доля современных форматов торговли и сокращается количество рынков, организованных стихийно.
В работе раскрывается современное состояние торговых сетей на российском рынке розничной торговли. Современное состояние розничной торговли и современные тенденции на рынке ритейла.
Определены условия конкурентоспособности торговой сети, которые характеризуются работой для достаточно разборчивых и требовательных потребителей. Проанализирован оборот розничной торговли, приведена структура рынка розничной торговли продовольственными товарами. Используя многоугольник конкурентоспособности проведена оценка конкурентоспособности крупных розничных продуктовых ритейлеров. Делая выводы о недостаточности обеспечения лишь качества товара и его привлекательной цены для победы на розничном рынке, ритейлеры в настоящее время прибегают к акциям и системе скидок, разрабатывают индивидуальные скидки, предоставляемые постоянным клиентам, скорости обслуживания и шаговой доступности для дополнительного преимущества перед конкурентами.
Кроме этого, стремясь удержать позиции и повысить свою ценность для потребителя розничные продавцы инвестируют в цифровые технологии и осваивают интернет-пространство. Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, качество продукта, конкурентная среда, розничный продуктовый рынок, конкуренты, торговые сети, интернет-магазины
Вопрос конкурентоспособности компании в настоящее время актуален как никогда. Предприятия в процессе своего развития постоянно развивают способность к конкуренции. На сегодняшнем этапе развития экономики интерес уделяется увеличению конкурентных возможностей предприятия. Конкурентоспособность компании это возможность компании удовлетворять потребительскую потребность по доступной цене в условиях конкуренции и обеспечивать получение прибыли.
Рыночная ситуация в значительной степени зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. Одно из наиболее динамично развивающихся направлений российской экономики представляют собой розничные торговые сети, что во многом объясняется тем, что продукты питания, а также непродовольственные товары повседневного использования традиционно пользуются постоянным спросом вне зависимости от того, каким образом изменяется уровень доходов населения.
На данный момент на продовольственном розничном рынке происходят структурные изменения. Увеличивается доля современных форматов торговли и сокращается количество рынков, организованных стихийно.
Сегодня большое многобразие магазинов: супермаркет, «магазин у дома», гипермаркет и т.д. Естественно, каждый из них характеризуется соответствующим размером, площадью, ассортиментом, местоположением, объемом и размером поставки товара и своей политикой ценообразования.
Оборот розничной торговли ежегодно увеличивается, что подтверждается цифрами таблицы 1[1].
Таблица 1
о см о см
О Ш
т
X
<
т О X X
I 2014-2018г.г.
Год Всего В том числе Оборот розничной торговли торгующих Продажа на розничных рынках и ярмарках
Продовольственными товарами Непродовольственными товарами
2014 26356237,3 12380805,5 13975431,8 240057249,0 2298988,3
2015 27526793,2 13412264,0 14114529,2 25358189,2 2168604,0
2016 28240884,9 13716580,0 14524304,9 26298361,0 1942523,9
2017 29745535,5 14402840,9 15342694,6 27879584,6 1865950,9
2018 31579371,8 15055431,1 16523940,7 29799468,9 1779902,9
Поскольку потребители становятся более разборчивыми и требовательными к выбору товаров, то все меньше покупателей предпочитают делать покупки на ярмарках и киосках. Напротив, все больше потребителей выбирают магазины с более высоким качеством обслуживания. Влияние ценовых факторов на массовые услуги ослабевает, поэтому растет необходимость в комплексном обслуживании клиента [2].
Престиж торгового заведения, его способность удерживать покупателей во многом зависит от знаний и опыта, приветливости, внешнего вида его работников. Покупатель идет в те супермаркеты, в которых ставка делается на качество и сервис. Спрос на покупательский сервис растет, поскольку современный клиент та-новится все прихотливее и разборчивее [3, 080].
Доля ТОР-10 FMCG ритейлеров на рынке розничных продаж продовольственных товаров в России в 2019 году выросла на 2 п.п. до 32,9%, учитывая, что в 2018 году рост составил 1,6 п.п, по данным INFOLine [4].
Структура рынка розничной торговли продовольственными товарами в РФ в 2019 году.^
«
ЯВИ
таг
6.0Л 11.ХП&
■ Траззщноктя торговля
■ HeciTteiit ссвреыакныа ферм am ■ТОР-ЮсетгЛ
1 Рынки L[ йрызрааЕ
Рапинпьныа cimC^OO сетей из TOP-100) ■ TOP-100 сетей (TOP- 10)
Рис. 1.
В Республике Башкортостан основными игроками на розничном продуктовом рынке являются «Пятерочка», «Магнит», «Карусель», «АШАН», «Монетка», «Метро», «Лента» и др. Безусловно, лидерами рынка являются «Пятерочка», которая входит в X5 Retail Group и «Магнит».
Для оценки конкурентоспособности розничных продуктовых ритейлеров можно использовать метод «Многоугольник конкурентоспособности».
Оценим конкурентоспособность двух тесно конкурирующих между собой розничных продовольственных ритейлеров - «Пятерочка» и «Магнит». Определим критерии конкурентоспособности продовольственных сетей.
Для оценки конкурентоспособности двух прямых конкурентов розничного ритейла «Пятёрочка» и «Магнит», используем методику, основанную на концепции «4Р».
Результаты опроса более 300 человек в г.Стерлита-мак представлены на рисунке 1. Оценка проводилась по 10-ти балльной шкале, где 1 - самый низкий балл, 10 -самый высокий.
Отразим уровень развития сетей, согласно выделенным критериям, на многоугольнике конкурентоспособности (рис. 2).
Многоугольник конкурентоспособности
-Оигерочка -Магм ггт
Режим райоть-
качество лрадцаон 10
Ди-а ыл к-а расширений сети
к о т кчестао v вгатяоя
YHJhka."c*b t продукта
а чеегю и ска poCTta Обспуживвчич
IVKTW Блик
широта ассортимрта
выклвднетоеч»
; исте v з ач НИИ Н скидок
Блиюсть к потребителе Чистота в магзвипе
Рисунок 2. «Многоугольник конкурентоспособности» универсамов «Пятерочка и «Магнит»
Усилия по критериям «Выкладка товара, «Акции и скидки», «Реклама и PR», «Уровень цен», «Количество магазинов», «Динамика расширения сети» и «Режим ра-
боты» оправданны и позволили розничной сети «Пятерочка» занять лидирующее место. Однако есть позиции по которым сеть уступает своему конкуренту «Магнит».
Делая выводы о недостаточности обеспечения лишь качества товара и его привлекательной цены для победы на розничном рынке, ритейлеры в настоящее время прибегают к акциям и системе скидок, разрабатывают индивидуальные скидки, предоставляемые постоянным клиентам, увеличивают скорость обслуживания для обеспечения дополнительного преимущества перед конкурентами.
В целом можно отметить, что розничные сети продолжают наращивать долю на рынке, при этом значительно увеличивают количество промоакций и спецпредложений.
За время пандемии 2020 года отмечен переток покупателей из более премиального формата магазинов в «магазины у дома». Во время самоизоляции, когда для многих людей поход за продуктами, явился одним из возможных поводов выйти на улицу, оказалось что «Пятёрочка» находится в шаговой доступности. Это позволило новым посетителям оценить магазин и обратить внимание на вежливый персонал, привлекательные цены, ассортимент и качество товаров. Так что, даже во время изоляции ритейлеры способны обернуть ситуацию в свою пользу.
Стремясь удержать позиции и повысить свою ценность для потребителя розничные продавцы инвестируют в технологии и осваивают интернет-пространство. Потребители постепенно переходят к покупкам в сети, причем им хочется совершать покупки играючи.
Еще в 2018 году при разработке стратегических планов «Пятёрочка» задумалась не столько о расширении присутствия на рынке и увеличения доли рынка, сколько о повышении рентабельности с квадратного метра площади. Также разработанная стратегия ориентирована на улучшение предложений покупателям и увеличение операционной эффективности магазинов.
Еще одним направлением развития явилось интернет-торговля. С этой целью X5 Retail Group, куда входит «Пятёрочка» реализует цифровые проекты и продолжает открывать магазины в новой концепции. Также сеть осваивает онлайн продажи через платформу «До-ставка.Пятёрочка».
Все это оказалось очень своевременным в условиях пандемии. Ритейлеры начали менять взгляды на продажу товаров в ответ на вызовы коронавируса. Сегодня бытовые вопросы с мелкими и крупными покупками для дома и семьи помогают решить интернет-магазины.
В условиях жесткой самоизоляции количество он-лайн-заказов на экспресс-доставку в сети «Пятёрочка» возросло с 600 в феврале до 12 тысяч в апреле [5].
Магазины сети планируют оснастить в 2020 году электронными ценниками, чтобы сократить число человеческих ошибок и разгрузить продавцов с целью использования высвобожденного времени сотрудниками на общение с клиентами.
Розничные сети стараются управлять ожиданиями своего клиента, ведь недовольный клиент может поделиться негативом с десятком, сотнями, а то и тысячами других людей. То есть реакция компании может оказать большое влияние на ее репутацию. С этой целью «Пятёрочка» запустила рейтинги товаров через мобильное приложение, уже собрали 45 миллионов оценок, и они будут непосредственно влиять на выбор ассортимента.
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м о
Анализируются отзывы в соцсетях, чтобы улучшаться и добиваться долгосрочного успеха на рынке[5].
То есть инвестиции в цифровую трансформацию в последние годы, новая стратегия развития цифровых сервисов, формирование сильной команды определили конкурентоспособность продуктового ритейлера.
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru
2. Фаизова Э.Ф. Повышение конкурентоспособности предприятия // Вестник СамГУ серия ЭиУ. - Самара. 2012. - 10(101)
3. Фаизова Э.Ф. Сервис как условие успешного бизнеса // Вестник Самарского государственного университета. 2015. №2 (124). С.80
4. Анатолий Костырев «Магнит» теряет притяжение. Сеть уступила «Пятёрочке» по доле рынка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4096441
5. Официальный сайт ООО «X5 Retail Group»: Интервью и публикации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.x5.ru/ru/Pages/Media/InterviewPublications.as px
Competitiveness of domestic trading chains
Faizova E.F.
Sterlitamak branch of the Bashkir State University
At the moment, structural changes are taking place in the food retail market.
The share of modern trading formats is increasing and the number of spontaneously organized markets is decreasing.
The paper reveals the current state of retail chains in the Russian retail market. The current state of retail and current trends in the retail market.
The conditions for the competitiveness of the trading network, which are characterized by work for rather discerning and demanding consumers, have been determined. The retail trade turnover is analyzed, the structure of the food retail market is given. Using the competitiveness polygon, the competitiveness of large retail food retailers was assessed.
Drawing conclusions about the insufficiency of ensuring only the quality of the goods and their attractive prices to win the retail market, retailers are currently resorting to promotions and a system of discounts, developing individual discounts provided to regular customers, speed of service and walking distance for an additional advantage over competitors.
In addition, retailers are investing in digital technologies and mastering the Internet space in an effort to maintain their positions and increase their value for the consumer.
Keywords: enterprise competitiveness, product quality, competitive environment, retail food market, competitors, retail chains, online stores
References
1. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru
2. Faizova E.F. Increasing the competitiveness of the enterprise // Bulletin of SamSU, E&U series. - Samara. 2012. - 10 (101)
3. Faizova E.F. Service as a condition for successful business // Bulletin of the Samara State University. 2015. No. 2 (124). P.80
4. Anatoly Kostyrev "Magnet" loses its attraction. The network gave way to Pyaterochka in terms of market share [Electronic resource]. - Access mode: https://www.kommersant.ru/doc/4096441
5. Official site of LLC "X5 Retail Group": Interviews and publications [Electronic resource]. - Access mode: https://www.x5.ru/ru/Pages/Media/InterviewPublications.aspx