Научная статья на тему 'Конкурентоспособность малого бизнеса и эффективность реформ в АПК России'

Конкурентоспособность малого бизнеса и эффективность реформ в АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробчуков С. А.

Статья посвящена проблемам конкурентоспособности малого бизнеса и эф-фективности проводимых в АПК России реформ. На основании проведенных исследований автор выделяет ряд основных проблем, с которыми стал-кнваются в своей деятельности представители малого предпринимательства. Делается вывод о том, что малый бизнес через повышение уровня его кон-курентоспособности создаёт предпосылки превращения этого экономического феномена в стратегический фактор социально-экономического развития АПК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность малого бизнеса и эффективность реформ в АПК России»

алы межрегиональной научной студенческой конференции «Современные проблемы экономического развития». — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - С. 14 - 15.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Изд-во НОРМА - ИНФРА - М, 2001. - 448 с.

4 . Омский областной статистический ежегодник. Ч. I / Под ред. A.A. Агеенко. - Омск: Омскстат, 2005. - 241 с.

5. Омский областной статистический ежегодник. Ч. II / Под ред. A.A. Агеенко. — Омск: Омскстат, 2005. - 374 с.

6. Понятовская О. На селе лекарства недоступны // Социальная защита. - 2006. - №9. - С. 21 - 23.

7. Рылов В.П., Пахалкова Е.В. Проблемы и направления улучшения здоровья населения Омской области // Восьмые апрельские экономические чтения: Материалы научной конференции по проблемам экономики и менеджмента. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - С. 245 - 250.

8. Ситуация на контролируемом рынке труда Омской области в I полугодии 2006 г. / Под ред. Управления федеральной государственной службы занятости населения по Омской области - Омск: ГУ «Центр занятости населения», 2006. — 78 с.

9. Социально-экономическое положение Омской области

за январь —декабрь 2005 года / Под ред. A.A. Агеенко. — Омск: Омскстат, 2005. - 160 с.

10. www.omskporlal.ru — официальный сайт правительства Омской области.

11. www.president.kremlin.ru - официальный сайт Президента Российской Федерации.

РЫЛОВ Владимир Петрович, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» ОмГТУ. БУТЕНКО Яна Андреевна, методист АНО «Образовательно-инновационный центр». ПАХАЛКОВА Елена Владимировна, кандидат медицинских наук, зам. директора центра «Здоровье» ОГМА. РЫЛОВА Светлана Васильевна - заведующая лабораторией иммунологии ОГКБ № 1 им. А.Н. Кабанова.

Дата поступления статьи в редакцию: 08.09.2006 г. © Рылов В.П., Бутенко Я.А., Пахалкова Е.В., Рылова C.B.

УДКзз8.4з С. А. ВОРОБЧУКОВ

Государственная дума РФ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕФОРМ В АПК РОССИИ_

Статья посвящена проблемам конкурентоспособности малого бизнеса и эф-фективности проводимых в АПК России реформ. На основании проведенных исследований автор выделяет ряд основных проблем, с которыми стал-киваются в своей деятельности представители малого предпринимательства. Делается вывод о том, что малый бизнес через повышение уровня его хон-курентоспособности создаёт предпосылки превращения этого экономического феномена в стратегический фактор социально-экономического развития АПК РФ.

Сегодня можно считать доказанным тот факт, что подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса. Отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Также недостаточно эффективной является деятельность малых предприятий с точки зрения формирования бюджетов всехуровней.

После бурного роста числа субъектов малого предпринимательства в первой половине 90-х годов его развитие, начиная с 1996 года, практически на всей территории страны в последующем затормозилось. Практически не растет и число крестьянских (фермерских) хозяйств. Количество постоянно работающих на

одном малом предприятии за последние пятьлет уменьшилось в среднем с 10 до 7,5 человек. Каждое пятое малое предприятие в 2000 году в стране приостановило свою деятельность, каждое четвёртое находится в стадии ликвидации. В конкретных социально-экономических условиях страны анализ показывает, что количественный потенциал значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства.

Проведенный ВНИИЭСХ мониторинг (1999-2004 гг.) показал что в большинстве регионов страны активные программы содействия занятости, создания новых рабочих мест, развития малого предпринимательства, особенно в несельскохозяйственной сфере, свернуты или практически не реализуются. Социальная защита сельских безработных ограничивается выдачей мизерных пособий, причем эта помощь с каждым годом ужесточается [1,37].

На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятель-

ности представители малого предпринимательства:

■ несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

• отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

• несовершенство системы налогообложения;

• недобросовестная конкуренция;

■ несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;

• неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

■ проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Существует распространённое мнение о том, что малый бизнес сам по себе приносит некий экономический эффект, в конечном итоге это действительно имеет место, но главное всё-таки то, что малый и средний бизнес представляет собой политический, экономический и социальный базис современной экономики. Особого внимания заслуживает политический аспект проблемы, особенно в свете последних событий. Власти страны и легитимные общественные организации обязаны взять под контроль начинающиеся интеграционные процессы в сфере малого и среднего бизнеса. Это очень тонкий и щепетильный вопрос, и решать его надо на основе специально разработанной подпрограммы, которую мы условно назовем «политический аспект Программы развития малого и среднего бизнеса в АПК РФ» в рамках программы повышения конкурентоспособности АПК РФ.

Следует отметить, что эффективность малого бизнеса достигается постепенно; каклюбая экономическая система, малый бизнес обладает достаточной инерционностью. Достигнуть значимого экономического эффекта, можно только по истечении определенного времени.

Таким образом, мы можем говорить о том, что малый бизнес создаёт предпосылки превращения этого экономического феномена в стратегический фактор социально-экономического развития АПК РФ, через повышение уровня его конкурентоспособности.

К этим предпосылкам относятся;

• традиционно высокий уровень предпринимательских способностей россиян;

• конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

• законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной и муниципальной поддержки;

• достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики. К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни нашей страны, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективной политики развития малого бизнеса:

- избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных и муниципальных органов, в том числе и контролирующих;

- недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся в таких формах как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;

- негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных за-

коном норм и правил ведения бизнеса;

- аналогичное восприятие предпринимателями чиновников, как лиц призванных «душить и не пущать» малый бизнес;

- недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов, хотя последние события показывают высокую динамику преодоления этого недостатка.

Эти явления и факторы имеют достаточно глубокие исторические и психологические корни. Для их преодоления необходимы особые усилия и принятие руководством страны к онкретных мер по коррекции политики в идеологической, экономической, административной, правоохранительной, образовательной сферах, - там, где эти я: ления укоренены в наибольшей степени, поскольку инерция, взаимное недоверие и непоследовательность государственной политики, как показывает историческая практика реформ и преобразований в российском обществе, способны обречь на неудачу любые прогрессивные начинания.

Агропромышленный сектор малого предпринимательства. В этом секторе агропромышленной экономики производится в совокупности более 62 процентов валовой сельскохозяйственной продукции, в том числе около 95 процентов картофеля, 84 процента овощей, 56Тфоцентов мяса и 54 процента молока, льна-долгунца 10,7%.

В настоящее время, по данным органов Госстатистики России, в сельском хозяйстве малым предпринимательством занимаются около 264 тысяч фермерских хозяйств, 17,8 тысячи малых сельскохозяйственных предприятий. В них занято около 1,5 млн человек [2].

При министерстве создан Совет по малому предпринимательству под председательством заместителя министра. В настоящее время в условиях административной реформы проводится его обновление. В состав совета войдут представители заинтересованных федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в августе текущего года приказом министра создана рабочая группа для разработки предложений по вопросам совершенствования технологии кредитования субъектов малого бизнеса и развития системы сельской кредитной кооперации.

Кроме ответственных работников Минс.ельхоза России в ее состав вошли представители Россельхоз-банка, Государственной думы, Федерального агентства по сельскому хозяйству, АККОРа и других ведомств.

Успешное развитие малого предпринимательства требует прежде всего законодательной и нормативно-правовой базы, особенно в вопросах создания действенной системы финансово-кредитной поддержки.

Вот один пример. В1906-1907 году указаниями царя часть государственных и удельных земель была передана Крестьянскому Банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепрод ажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд рублей золотом! Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную

массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами. Что это, если не меры по государственной поддержке малого бизнеса?

В настоящее время в рамках действующего законодательства по вопросам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроиззодителей на федеральном уровне реальную помощь (субсидии, кредиты, лизинг) получает незначительная часть крестьянских (фермерских) хозяйств и малых предприятий.

Коммерческие банки были и остаются ориентированными, прежде всего, на обслуживание крупных хозяйственных структур. К тому же плата за кредиты остается слишком высокой, крайне усложнена процедура получения кредита и система гарантии.

Безусловно, государственная поддержка не в полном обеспечивает потребности фермеров и других субъектов малого предпринимательства в ресурсах д ля стабилизации и расширения их хозяйственной деятельности.

В последние годы существенную помощь в решении проблемы кредитования малых форм хозяйствования оказывает сельская кредитная кооперация.

Действующие федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации» с принятыми 11,06.2003г. изменениями (ФЗ №73-Ф3.) и «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (ФЗ № 117-ФЗ от 07.08.2001 года) обеспечивают правовую основу развития кредитно-кооперативного движения на селе.

По данным Фонда развития сельской кредитной кооперации на 1 июля 2006 года, в Российской Федерации зарегистрировано 739 сельских кредитных кооператива, в которых более 65 тысяч пайщиков. Более половины кредитных кооперативов созданы в соответствии с федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации». Общая сумма займов, сформированных всеми кооперативами за счет фондов финансовой взаимопомощи, составляет свыше 1 млрд рублей.

Все сельские кредитные кооперативы объединены в Союз сельских кредитных кооперативов.

Сельские кредитные кооперативы смогли завоевать определенное доверие в сельской местности и успешно выполняют функцию микрофинансовой организации во многих регионах Российской Федерации.

Наибольшее развитие сельская кредитная кооперация получила в Южном федеральном округе, где сосредоточена примерно половина членов кооперативов и выданных займов системы сельской кредитной кооперации по России.

Вместе с тем надо отметить следующее: кредитная кооперация ускоренно развивается, а вот страховой кооперации нет. Хотя для села наиболее удобная организационная форма страхования - кооперативная. Это и дешевле, чем коммерческое страхование, и эффективнее, потому что все вопросы - и о страховых взносах, о страховых выплатах и другие решают сами страхователи. В этом направлении необходимо работать. В целях дальнейшего повышения экономического потенциала субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве проводится работа по совершенствованию законодательной базы.

Приняты федеральные законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ от 11.06.03), «О личном подсобном хозяйстве» (№ 112-ФЗ от 07.07.03). Внесены важные дополнения в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», способствующие активизации процесса создания субъектами малого предпринимательства сельских кредитных потребительских кооперативов.

Введена упрощенная система налогообложения. Разработан проект новой редакции федерального закона

«О кредитной кооперации», который Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении. В настоящее время проводится подготовка законопроекта ко второму чтению.

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации разрабатывается концепция и проект новой редакции федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Как видим, со стороны государственных органов проводилась и проводится работа по развитию и поддержке малого предпринимательства. Тем не менее, мы считаем, что принятых мер далеко недостаточно. Сегодня все меры по поддержке малого предпринимательства не достигают главной цели развития АПК России — повышения уровня его конкурентоспособности. Можно считать это глобальной целью развития АПК на современном этапе, далее, используя принципы системного подхода необходимо разработать целевую программу повышения конкурентоспособности АПК.

На основе системного подхода необходимо рассмотреть с точки зрения единых критериев всю совокупность как определенных, так и менее определенных связей и отношений в АПК России.

Системный подход учитывает специфические свойства отдельных элементов системы наряду с теми новыми свойствами и качествами, которые присущи организованной совокупности этих элементов в целом. Необходимо, с учетом требований системного подхода, точно выделить входы и выходы, связывающие систему с внешней средой (внешние угрозы), то есть определенным образом описать внешнюю среду системы, выделяя в ней те компоненты, которые существенны с точки зрения их влияния на систему. Ценность системного подхода решения проблем управления и развития состоит в комплексном рассмотрении системы и условий, в которых она функционирует. Системный подход не допускает одностороннего подхода и рассмотрения ограниченного числа частных факторов, действующих в локальном звене. Он требует сбалансированности и тесной взаимосвязанности всех элементов будущей системы управления АПК. Сложность системы обуславливает ее многоцелевой фактор.

Особое внимание хотелось бы обратить на организационно-правовую поддержку программы, разработку комплекса нормативных актов и механизмов её реализации.

Разработка и обоснование комплекса мер, направленных на преодоление негативного влияния явлений, препятствующих эффективному развитию малого и среднего предпринимательства, на базе существующих объективных предпосылок и вызовов времени и является главной целью предлагаемой «Программы развития малого и среднего бизнеса в АПК РФ» в рамках «Программы повышения конкурентоспособности АПК РФ».

Библиографический список

1. Материалы 1 -го Всероссийского конгресса экономистов-аграриев.- М.: Росинформагротехник, 2005.-132 с.

2. Материалы Всероссийского совещания «О развитии малого предпринимательства в сельском хозяйстве Омской области»,- Омск.: Агроинформ, 2004.-76 с.

ВОРОБЧУКОВ Сергей Анатольевич, депутат Государственной думы РФ.

Дата поступления статьи в редакцию: 19. 06.06 г. © Воробчуков С.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.