Научная статья на тему 'К вопросу о тенденциях развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Алтайском крае'

К вопросу о тенденциях развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко Галина Михайловна, Сафронова Ирина Викторовна

Одним из результатов реформирования сельскохозяйственного производства, направленного на укрепление частного сектора, стало создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Объективная необходимость их формирования обусловлена факторами экономического, социального и политического характера. Рассмотрены достоинства К(Ф)Х как одной из форм малого предпринимательства, раскрыт ряд проблем, сдерживающих их развитие, предлагаются направления активизации их деятельности исходя из социально-экономического потенциала; ведется создание комплексной нормативно-правовой базы. Рассмотрен национальный приоритетный проект «Развитие АПК», одно из направлений которого предусматривает стимулирование и развитие малых форм хозяйствования в АПК, позволяющие более полно реализовать производственно-экономический потенциал, повысить эффективность и социальную защищенность самого крестьянского (фермерского) хозяйства и каждого из его членов. Предложены направления научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гриценко Галина Михайловна, Сафронова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of development tendencies of individual farmers' enterprises in the Altai region

One of the results of reforming of agricultural production directed on strengthening private sector was creation individual farmers' enterprises. Objective necessity of such formation is caused by factors of economic, social and political character. The paper considers advantages individual farms as one of forms of small business, reveals the problems limiting their development, directions of promoting their activity proceeding from social and economic potential are proposed; the paper also considers creation of integrated base of legal standards. The national priority project "Development of Agricultural Industry Complex" is considered, one of its directions provides stimulation and development of small forms of economic activity in agricultural industry complex allowing to more completely realize productive and economic potential, to increase efficiency and social security of a farmer's enterprise itself and each of its members. Directions of further research are suggested.

Текст научной работы на тему «К вопросу о тенденциях развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Алтайском крае»

ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ

33: 63.058.232.6(571.15) Г.М. Гриценко,

И.В. Сафронова К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Одним из результатов реформирования сельскохозяйственного производства, направленного на укрепление частного сектора, стало создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Появление этих новых хозяйствующих субъектов не просто изменило структуру сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и существенно повлияло на взаимодействие внутри тех хозяйствующих систем, в состав которых входит значительное количество крестьянских хозяйств.

В разное время вопрос о месте крестьянского хозяйства в сельскохозяйственном производстве России решался теоретически и практически при разнице позиций дискутирующих сторон от полного неприятия фермерства до придания ему роли основного производителя сельхозпродукции. Однако для сторонников смешанной экономики наиболее убедителен взгляд на крестьянское (фермерское) хозяйство с позиций равенства экономических укладов, которое может иметь место не только в переходный период от одной формы собственности к другой, но и в периоды эволюционного развития общественноэкономических процессов.

Объективная необходимость формирования крестьянских (фермерских) хо-

зяйств как самостоятельного сектора многоукладной аграрной экономики обусловлена факторами экономического, социального и политического характера.

Экономические факторы — решение продовольственной проблемы и повышение эффективности аграрного производства. Повышение отдачи от сельского хозяйства, в первую очередь, требует определенных стимулов к эффективному труду работников. Такими стимулами являются частная собственность на факторы производства и присвоение результатов труда, то есть хозяйское отношение, главным образом, касающееся использования земли.

Социальные факторы — реализация тружениками села своих социальноэкономических интересов. Формирование сектора крестьянских (фермерских) хозяйств — попытка добиться прогресса в материальной жизни людей и богатства государства в целом не через уравнительность распределения благ и «равенства в бедности», а путем предоставления работникам крестьянских (фермерских) хозяйств реально равных прав и возможности строить жизнь, обеспечивать уровень материального благосостояния в соответствии со свои-

ми силами, способностями, психологическими и другими особенностями.

Политические факторы — реализация политической свободы тружеников села. Крестьянин, будучи свободным собст-венником-товаропроизводителем, хозяином своего дела, экономически независимым, имеет и свободно выражает свои экономические и политические взгляды и интересы [1, 10]. Существовавшая экономическая система всеобщей пролетаризации населения способствовала зависимости каждого человека от вышестоящих органов управления, сохраняла экономическое, а следовательно, политическое бесправие. С переходом на рыночные отношения ситуация мало изменилась. В сложившихся условиях необходимо сельским товаропроизводителям иметь в законодательных органах своих представителей, которые будут представлять и отстаивать их интересы, т.е. речь идет об аграрном лобби. Судьбу села должен решать крестьянин, а не люди, никогда не работающие на земле.

Таким образом, современные крестьянские (фермерские) хозяйства, основанные на личной заинтересованности в результатах своего труда, отражают суть и направленность аграрной реформы на разрешение сложнейшей экономической проблемы — продовольственного обеспечения территории. До сих пор в мировой практике не существует единого понятия крестьянского (фермерского) хозяйства, что приводит к большой путанице, к искажениям в статистике по сельскому хозяйству.

Этим обусловлена необходимость глубокого изучения проблем организации и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и обоснования перспектив их развития в современных условиях.

В нашей стране правовой статус крестьянского хозяйства определен Законом РФ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» от 11июня 2003 г. № 74-ФЗ.

В качестве социально-экономической категории их рассматривают как добровольно созданные субъекты аграрной предпринимательской деятельности без образования юридического лица, в основе которых заложено семейнотрудовое объединение лиц по использо-

ванию частных или арендованных земель сельскохозяйственного назначения и имущества, принадлежащих членам хозяйства на праве общей совместной собственности (если иное не предусмотрено законом или договором между ними), созданные для производства товарной сельскохозяйственной продукции, а также занятия, связанные с ней иными видами деятельности, не запрещенными законом [2].

Российское фермерство на государственном уровне представлено общественной организацией «Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России» (АККОР), созданной в 1990 г. Функционирует также фонд «Российский фермер», призванный оказывать финансовую поддержку фермерам. Ежегодно проводится Петербургская фермерская ярмарка. В регионах созданы фермерские ассоциации, являющиеся органами фермерского самоуправления, призванными развивать фермерскую кооперацию, создавать инфраструктуру, информационно-консультативного, агросервисного и иного обслуживания фермеров. К сожалению, на практике органы фермерского самоуправления не выполняют должным образом свои обязанности, так как не налажена совместная работа между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и фермерскими ассоциациями.

Крестьянские хозяйства как одна из форм малого предпринимательства имеют ряд достоинств по сравнению с крупным производством: вхождение в рынок и уход с него для них не представляет серьезных проблем, гибкость в хозяйственной деятельности дает возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка, экономия на внутрихозяйственных перевозках в сравнении с крупными хозяйствами, наличие б ольшого числа факторов стимулирования эффективного труда. Фермерство с теоретических позиций — одна из наиболее перспективных форм ведения сельского хозяйства, более совершенный шаг на пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства, экономической заинтересованности товаропроизводителя в конечных результатах труда.

Вместе с тем создание в массовом количестве крестьянских (фермерских) хозяйств в Алтайском крае в ближайшие годы представляется нереальным в силу различных причин. Быстрое создание фермерского хозяйства требует больших материальных средств для строительства усадьбы, обретения техники. Без этого фермерство не будет способно конкурировать с технически оснащенными крупными хозяйствами. Кроме того, фермером не может быть необученный работник сельскохозяйственной сферы, а для их обучения нужны немалые средства. Фермер должен уметь квалифицированно осуществлять полный цикл сельскохозяйственных работ. Поэтому по-настоящему подготовленных фермеров сейчас мало. По разным оценкам фермерство может стать реальной экономической силой к 20302065 гг. Причем в эти годы потребуются от государства серьезные усилия по созданию фермерских хозяйств [3, с. 102].

В последние годы крестьянский сектор не получил преимущества перед другими субъектами хозяйственной системы и продолжает борьбу за самосохранение. К настоящему времени накопилось немало проблем, сдерживающих развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Среди них, прежде всего, несовершенство и незавершенность нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность; ориентация экономической политики государства и ряда местных органов управления на обеспечение интересов крупных хозяйственных структур; дефицит денежных средств при неэффективности форм бюджетной поддержки и кредитования; отсутствие

обоснованных механизмов распределения средств государственной поддержки малого сельского предпринимательства, в связи с чем преобладающая часть выделяемых средств достается посредникам и крупным хозяйственным и финансовым структурам; недостаточная ориентация на развитие рыночной интеграции и кооперации малого и крупного сельского предпринимательства; практическое отсутствие рыночной инфраструктуры для обслуживания деятельности предприятий и организаций малого предпринимательства; слабое информированное и консультационное обеспечение мелких сельских предпринимателей; низкие покупательная способность населения и уровень спроса на продукцию фермеров; растущий уровень неэквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью; заметная экспансия продовольственного импорта, конкурентоспособность которого в наибольшей степени объясняется значительными мерами государственной поддержки стран-экспортеров и очевидной либеральностью нашей торговой политики и др. [4, с. 46].

Небольшая в связи с этим доходность усугубляется малыми размерами производства, недостаточной фондо- и энерговооруженностью, отсутствием в основной массе хозяйств современных технологий, высокими рисками. В силу этих нерешенных проблем в настоящее время идет процесс сокращения числа фермерских хозяйств, вызванный еще и тем, что их создание носило во многих случаях стихийный характер и не подкреплялось соответствующим техникоэкономическим обоснованием (табл.).

Таблица

Крестьянские (фермерские) хозяйства Алтайского края [5, с. 32]

Показатели Ед. из- мер. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Число зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств ед. 6612 6332 6121 6104 5960 5851 5882 5384 5190 5072

Средний размер земельного участка га 112,7 121,7 136,5 149,3 156,4 170,2 180,3 206,3 218,4 249

Число зарегистрированных крестьян- числа зарегистрированных крестьянских

ских (фермерских) хозяйств сократилось (фермерских) хозяйств действует лишь

к 2004 г. на 23%. При этом из общего половина. Средний размер земельного

участка на протяжении рассматриваемого периода увеличился более чем в 2 раза и составил в 2004 г. 249 га, это несмотря на низкую техническую вооруженность. Увеличивается производство продукции сельского хозяйства, как растениеводства, так и животноводства (рис.), что свидетельствует о большом потенциале и его способности решить проблемы возрождения агропромышленного производства. Актуальной при этом является выработка системы мер поддержки малого бизнеса в современных условиях.

По мнению авторов, активизация деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Алтайском крае должна исходить из его социально-экономического потенциала, способствующего устойчивому развитию сельскохозяйственного производства, ускоренному темпу роста объемов товарного производства на основе повышения его конкурентоспособности и повышения привлекательности жизни на селе, повышению занятости и доходов сельского населения, решению социальных проблем развития сельских территорий. Эффективно развивающиеся крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы возрождают сельские населенные пункты.

Повысить доходность, а значит устойчивость крестьянских хозяйств можно, прежде всего, за счет их объединения в различные формы кооперации, и не только производства, но и кредитования, переработки продукции, снабжения и сбыта, совместного использования техники и т.д. Как показывает мировая и отечественная практика, кооперативы — наиболее отвечающая интересам фермеров, эффективная форма обслуживания крестьянских хозяйств в области производства, переработки и сбыта продукции. Но для ее развития требуется государственная поддержка как на федеральном, так и на региональном уровне, как правовая, так и финансовая. Отметим, что единоличное ведение производства, характерное для России начала двадцатого века, сегодня, за редким исключением, не может обеспечить высокой эффективности предпринимательской деятельности. Исторически сложившаяся форма расселения Алтайского края значительно затрудняет функционирование на селе самостоятельных крестьянских (фермерских) хозяйств без их кооперации, усиления взаимодействия с другими хозяйствующими субъектами. Для каждого субъекта кооперации создаются объективные условия, повышающие его эффективность.

■Растениеводство, млн руб.

ивотноводство, млн. руб.

Годы

Рис. Динамика производства продукции крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края по отраслям, 1995-2003 гг. [5, с. 90]

Кроме этого необходимо создание го Федерального закона о сельском хо-

долгосрочной и комплексной норматив- зяйстве, которая должна сформировать

но-правовой базы на основе специально- агропродовольственную политику. Такой

документ есть во всех развитых странах. Он определяет особенности сельскохозяйственной деятельности территории и место в производственном процессе каждого экономического уклада. В Японии, например, действует сельскохозяйственный закон, который определяет ведущее положение аграрного протекционизма и создание условий наибольшего благоприятствования для сельского хозяйства. В США Закон «Об охране сельского хозяйства и защите потребителей» оценен видными экономистами как знаменующий начало нового века в истории американского сельского хозяйства.

Обобщение материалов ряда научных центров (ВИАПИ, ВНИЭТУСХ и др.) по развитию малого сельского предпринимательства показало, что государственную поддержку необходимо оказывать на основе программного подхода по нескольким приоритетным направлениям. Это позволяет планировать выполнение основных мероприятий по поддержке малого предпринимательства, прогнозировать их эффективность, сочетать меры государственной поддержки с привлечением внебюджетных источников финансовых средств.

Минсельхоз и подведомственные ему организации, научные институты и отраслевые союзы, администрация Президента РФ, аппарат Правительства РФ, Минэкономразвития, Россельхозбанк, Росагролизинг в результате совместной работы разработали национальный приоритетный проект «Развитие АПК», одно из направлений которого предусматривает стимулирование и развитие малых форма хозяйствования в АПК через два основных мероприятия. Первое из них направлено на расширение доступности кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Впервые предполагается осуществить 100%-ное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам. Размер кредита для крестьянских (фермерских) хозяйств — до 3 млн руб., для создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов — до 10 млн руб. В сложившихся условиях хозяйствования (недостаточности стартового капитала, ограниченных возможно-

стей накопления средств, неблагоприятных условий доступа к финансовокредитным ресурсам) малые сельскохозяйственные предприятия не имеют внутренних стимулов для собственного развития, возможностей освоения новых товарных рынков, совершенствования рыночного производства и повышения качества продукции, как следствие — незначительная доля малых предприятий в объеме производства сельхозпродукции, перемещение активности малых предприятий из производственной в торговую сферу, развитие теневого рынка. Реализация проекта «Развитие АПК» позволит уже в 2006 г. воспользоваться беспрецедентной льготной формой кредитования. Около 6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств смогут привлечь до 20 млрд руб. кредитов для развития товарного производства.

Второе мероприятие будет направлено на стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развитие кредитной кооперации, а также производств по переработке производимой сельскохозяйственной продукции. Реализация национального проекта «Развитие АПК» позволит к 2008 г. создать 2550 сельских потребительских кооперативов, увеличить объемы реализации продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на 5-7% [6, с. 2].

Предлагаемые мероприятия по стимулированию и развитию малых форм хозяйствования, конечно же, позволят более полно реализовать производственно-экономический потенциал, повысить эффективность и социальную защищенность как самого крестьянского (фермерского) хозяйства, так и каждого из его членов, что особенно значимо в условиях современной рыночной экономики. Но для их реализации потребуются научные разработки, предлагающие механизмы распределения и использования выделенных ресурсов.

Библиографический список

1. Петренко И.Я. Экономика крестьянского хозяйства / И.Я. Петренко. М.: Интерпракс, 1995. 328 с.

2. Гражданский кодекс РФ // Справочные правовые системы Консультант плюс. 2005.

3. Антипин. АПК: экономический рост или углубление кризиса // Экономика и управление. 2005. № 1. С. 102.

4. Козлов М.П. Приоритеты поддержки малого сельского предпринимательства в АПК / М.П. Козлов // Эко-

номика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 8. С. 46.

5. Паспорт социально-экономического развития Алтайского края, 19952003 гг.

5. Савин Ю.И. Два главных направления / Ю.И. Савин // Сельская жизнь. 2005. 25 октября.

+ + +

УДК 631.15 А.А. Кайгородцев

СИСТЕМА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Продовольственная безопасность — это состояние надежной защищенности жизненно важных интересов и коренных основ существования личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором становится возможным обеспечение за счет собственного производства основными видами продовольствия всего населения страны при обязательном приоритете наиболее уязвимых, малоимущих его слоев и при условии физической и экономической доступности продуктов питания в таком количестве и качестве, которые необходимы для сохранения и поддержания жизни и дееспособности человека, полной или максимально возможной независимости государства от внешних источников продовольствия.

К национальным интересам государства в агропродовольственной сфере можно отнести: 1) обеспечение необходимого объема собственного производства продуктов питания; 2) поддержание на нормативном уровне государственного продовольственного резерва; 3) обеспечение соответствия качества производимых и реализуемых продуктов питания стандартам качества и безопасности пищевых продуктов; 4) обеспечение необходимого прожиточного минимума, достойного уровня и высокого качества здоровой жизни населения; 5) обеспечение создания эффективной системы управления аграрным сектором экономики; 6) расширение производства

конкурентоспособной продовольственной продукции с ориентацией на экспорт; 7) развитие материально-технической базы сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; 8) реализацию единой научно-технической политики в агропродовольственном комплексе; 9) осуществление государственного контроля рынка продовольствия (в том числе учет и контроль за производством, внешними и внутренними поставками, запасами продуктов питания).

Угрозы продовольственной безопасности подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним угрозам относятся: 1) усиление импортной зависимости по продовольственным товарам;

2) чрезмерная открытость экономики;

3) криминализация экономических отношений.

К внешним угрозам можно отнести: 1) технологическую блокаду, опасность которой возрастает из-за отставания в научно-технической сфере; 2) потерю рынков сбыта в дальнем и ближнем зар у б е ж ь е; 3) перепроизводство продовольствия в других странах; 4) экономическую и финансовую зависимость от других стран.

Продовольственная безопасность

представляет собой систему ресурсной структуры демографической популяции населения, сформированную из взаимосвязанных подсистем по функциональному, организационному, ресурсному и технологическому (экономические, со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.