Научная статья на тему 'Подходы к оценке влияния здоровья населения на социально-экономические показатели региона'

Подходы к оценке влияния здоровья населения на социально-экономические показатели региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рылов В. П., Бутенко Я. А., Пахалкова Е. В., Рылова С. В.

В статье на основании статистических данных и системного анализа приводятся результаты исследований корреляционной зависимости между уровнями жизни населения, экологическими факторами, динамикой здоровья населения и экономическими затратами на его поддержание. Тем самым сделана попытка системного представления влияния динамики здоровья на экономическую деятельность семьи, фирмы, региона (на примере Омской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке влияния здоровья населения на социально-экономические показатели региона»

УДК 330.567.28:414(571.13)

В. П. РЫЛОВ Я. А. БУТЕНКО Е. В. ПАХАЛКОВА C.B. РЫЛОВА

Омский государственный технический университет

Омская государственная медицинская академия

Омская городская клиническая больница № 1 им. А.Н. Кабанова

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕГИОНА

В статье на основании статистических данных и системного анализа приводятся результаты исследований корреляционной зависимости между уровнями жизни населения, экологическими факторами, динамикой здоровья населения и экономическими затратами на его поддержание. Тем самым сделана попытка системного представления влияния динамики здоровья на экономическую деятельность семьи, фирмы, региона (на примере Омской области).

В настоящее время перед региональным менеджментом стоит ряд актуальных проблем в сферах, обеспечивающих жизнедеятельность населения, при этом одной из важнейших проблем является состояние здоровья населения и сферы здравоохранения. В целом ситуация в этой сфере по Омской области улучшилась благодаря предпринимаемым мерам со стороны властных структур региона и самого населения. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», по словам министра здравоохранения Омской области C.B. Моисеенко [11], из федерального бюджета на зарплату омским медикам было выделено 110 млн руб.: средняя заработная плата врача составила 10,8 тыс. руб., среднего медицинского персонала — 6,5тыс., а младшего медицинского персонала — 3 тыс. руб. Кроме того, были сохранены выплаты, предусмотренные постановлением областного правительства от 8.06.2006 г. «О выплатах 180-процентной надбавки медицинским работникам первичного звена». В результате зарплата у участковых врачей в 2006 г. выросла в 2 раза. Но вместе с тем депутат Омского городского совета, председатель комитета по социальным вопросам и здравоохранению В.В. Мамонтов отмечает: «Национальный проект по здравоохранению создан, поставлены цели, а алгоритма их достижения нет. Действуем по принципу: дивизия пошла вперед, а тылы подтянутся. Но сколько будет ошибочных решений, если не будет разработано четкого алгоритма. Нужно помнить, что главная цель социальной политики — увеличение продолжительности жизни населения». В настоящее время в ряде стран стоит актуальный вопрос о повышении возраста выхода на пенсию (например, в Великобритании планируется плавное повышение: к 2010 г. возраст выхода на пенсию составит 68 лет как мужчин, так и женщин; в Германии — 67 лет). В ноябре 2006 г. глава Минздравсоцразвития России М.Ю. Зурабов заявил, что пенсионный возраст может быть увеличен на восемь лет — до 68 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. Можно предположить, что повышение пенсионного возраста будет бесполез-

ным шагом, поскольку недоступность благ пенсионной системы для большинства россиян (в первую очередь для мужчин, лишь половина которых доживает до 60 лет) снизит стимулы дела ть вклады в пенсионную систему. Вместо этого россияне пойдут по пути европейцев и будут копить средства «на старость» либо самостоятельно, либо пользуясь специальными услугами страховых компаний и банков. Дело в том, что средняя продолжительность жизни россиян составляет 60 лет у мужчин и 72 года у женщин. Если в Европе из 20-летних мужчин до 60 лет доживают более 90%, то в России — только половина. Стоит отметить, что, даже если пенсионный возраст будет повышен только для женщин, едва ли это прибавит долголетия мужчинам. На наш взгляд, первоочередной задачей правительства страны, регионов, муниципальных образований должно стать увеличение не возраста выхода на пенсию, а увеличение активной продолжительности жизни, неотъемлемым условием которого является здоровье населения, идеология здорового образа жизни.

Здоровье — это категория личностная, общественная и социально-экономическая, поэтому состояние здоровья населения влияет на такие ячейки общества, как семья, предприятие, муниципальное образование, регион. Рассмотрим потери от болезней населения на всех этих уровнях. Прежде всего, каждая здравомыслящая личность проявляет заботу о собственном здоровье и здоровье своих близких. Ввиду этого можно выделить социально-психологические факторы влияния здоровья на состояние трудового потенциала общества: во-первых, переживания больного из-за работы, сохранения рабочего места, уменьшения доходов семьи и т.д.; во-вторых, переживания близких, которые сказываются на производительности их труда; в-третьих, по мнению экспертов, успех в ведении дел на 85% зависит от общения и только на 15% от знаний в соответствующей отрасли экономики, а нездоровый человек идет на общение неохотно. В отличие от социально-психологических факторов, потери от которых можно оценивать только гипоте-

тически, конкретные формы и размеры имеют экономические факторы, характеризующие потери субъектов экономики.

1. Потери и затраты семьи можно представить следующим алгоритмом. Рассмотрим его на отдельном фрагменте болезни человека, занятого в общественном секторе экономики: а) основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является больничный лист (листок нетрудоспособности), выплата которого производится из фонда социального страхования, исчисляется путем умножения дневного пособия на число дней болезни, при этом размер дневного пособия определяется исходя из среднедневного заработка и в зависимости от размера назначенного пособия в процентах к зарплате: рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет, пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 50% от среднего заработка, от 5 до 8 лет стажа - 80% и от 8 лет и старше - 100%. Потери семьи вследствие болезни одного из ее трудоспособных членов проиллюстрируем на кардиологическом заболевании — инфаркте миокарда. Это заболевание требует безусловной и экстренной госпитализации, при этом помощь домашними средствами может привести к потере времени и к потере заболевшего. После пребывания в больнице определяются индивидуально по состоянию больного сроки его перевода на режим амбулаторной или санаторной реабилитации, а также возвращения к работе. Предположим, общая продолжительность болезни и реабилитации составит два месяца (сентябрь, октябрь 2005 г.). Если работник, имеющий непрерывный стаж на предприятии 7 лет, до болезни в августе 2005 г. получил зарплату в размере 9000 руб., то оплата его больничного листа составит:

размер среднедневного заработка в августе 2005 г. (23 рабочих дня): 9000 / 23 = 391,30 руб.;

размер дневного пособия: 391,30 х 0,8 = 313,04 руб.;

размер пособия за период нетрудоспособности: 313,04 х (22 + 22) = 13773,76руб.,где22и22 - количество рабочих дней за сентябрь, октябрь 2005 г. Это пособие выплачивается из территориального фонда социального страхования, формируемого за счет отчислений предприятий.

Разница между размером зарплаты, которую мог бы получить работник в случае отсутствия заболевания, и пособием по нетрудоспособности: 391,30 х (22 + 22) - 13773,76 = 17217,20 - 13773,76 = 3443,44 руб.;

б) затраты семьи на платные медицинские услуги и лекарства по нашему примеру можно оценить следующим образом: стоимость лекарственных средств, необходимых на лечение инфаркта миокарда, приблизительно составит около 8,5 тыс. руб., поскольку цена препаратов по данному заболеванию колеблется от 250 руб. за биокальций для улучшения мозговой деятельности и снижения уровня сахара в крови до 17500 руб. за стимулятор кровообращения; стоимость медицинских услуг будет примерно равняться стоимости лекарств, общие затраты семьи составят 17000 руб.

в) затраты семьи на поездки в больницу и продукты питания для больного в предположении, что один из членов семьи будет навещать больного четыре раза в неделю (при госпитализации в течение шести недель) составят: на транспортные расходы 384 руб. (при проезде без пересадок на общественном транспорте) и на продукты питания 100 руб. за одно посещение, за период нахождения в больнице — около 2400 руб.

В итоге если у одного члена семьи будет инфаркт миокарда, то затраты на его выздоровление и возвращение к трудовой деятельности составят приблизительно 23,3 тыс. руб., не считая социально-психо-

логического ущерба больного и близких. Можно сделать вывод, что любая семья будет терпеть убытки при любом заболевании.

2. Потери предприятия, где трудился заболевший человек, проявится в виде снижения выпуска продукции. На основании рассмотренного выше примера рассчитаем потери организации в 2005 г. с учетом ВРП (221,8 млрд руб.) и количества ЭАН в Омской области (1015 тыс. чел.). Размер ВРП на одного работника в отчетном году (А ):

4 = ВРП1 / ЛГ / ЭАН1 ,

где ВРП, — размер ВРП в 1-том году; Ы, — количество рабочих дней; ЭАН1 - численность ЭАН в I-том году.

А2005 г = 221800000000 / 254 /1015000 « 860,32 руб. в день.

Если период болезни составил 44 рабочих дня, то потери ВРП составят: 860,32 х 44 « 37,9 тыс. руб.

Поскольку в период продолжительной болезни сотрудника необходимо выполнять его обязанности, то возможны два варианта, требующие дополнительных затрат: либо загрузка имеющегося персонала, у которого при возникновении перегрузки производительность труда снизится, при этом возрастут затраты предприятия на оплату сверхурочной работы; либо наем нового работника, которому, по мнению специалистов, требуется два месяца на ознакомление с работой и адаптацию в новом коллективе.

3. Муниципальное образование также несет определенные потери, связанные с оплатой койко-дней в муниципальных медицинских учреждениях. Согласно данным ОГКБ № 1 им. А.Н. Кабанова стоимость стационарного койко-дня составляет от 345 до 600 руб. для взрослого и от 350 до 568 руб. для ребенка в зависимости от вида болезни. В рассматриваемом примере стоимость нахождения больного в стационаре составит: 472,50 х 42 « 19,8 тыс. руб. (за счет территориального фонда медицинского страхования, формируемого предприятиями).

4. На уровне региона потери проявляются как снижение доходов бюджета, за счет уменьшения налогов; понижение размера ВРП, рассчитанного выше. Не считая потерь, связанных с болезнью населения, согласно бюджету Омской области на 2005 г. [ 1 ] расходы на сферу здравоохранения составили 11,5% (3,583 млрд руб.) от общего объема расходной части бюджета. В целом экономический эффект от улучшения здоровья, снижения заболеваемости приносит пользу не только непосредственно человеку и его семье, но и обществу; если нет потерь рабочего времени из-за болезней, то это позитивным образом отразится на бюджете области.

В нашем примере, если рассматривать только экономические параметры, на выздоровление одного человека с инфарктом миокарда необходимы затраты приблизительно в 82 тыс. руб. Это говорит о том, что следует разрабатывать и реализовывать программы по улучшению здоровья, а главным лекарством от болезней является повышение уровня жизни населения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие — это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда» [3, с. 67]. Проблемное поле здоровья личности, населения Омской области определяют такие факторы, как низкий уровень жизни основной массы населения, небла-

гоприятная экологическая обстановка, удорожание и недоступность для многих медицинского обслуживания и лекарственных препаратов, увеличение продолжительности рабочего времени из-за необходимости работы по совместительству в связи с малой оплатой труда, установление многими работодателями режима ненормированного трудового дня без соответствующих компенсаций.

Наличие перечисленных проблем подтверждается следующими статистическими данными: а) в РФ суточная калорийность питания на душу населения составляет 2775 ккал (в развитых странах она превышает 3000 ккал) [7]; б) номинальные денежные доходы населения Омской области имеют позитивную динамику (показатель среднемесячных пенсионных выплат постепенно увеличивается: в 2004 г. — 1573,0руб., в2005г. — 1826,3руб.; среднемесячная заработная плата рабочих по области также увеличивается: в 2004 г.

- 4216,9 руб., в 2005 г. - 5828,1 руб.), но реальные доходы увеличиваются незначительно из-за инфляции. Численность населения с денежными доходами ниже бюджета прожиточного минимума сокращается незначительно: в 2001 г. — 30,6% от общей численности населения; 2002 г. - 24,7%; 2003 г. - 21,0%; 2004 г.

— 17,6% [4]; в) увеличилась заболеваемость населения в 2005 г. по отношению к 2004 г.: на 7% по болезням крови и кроветворных органов; на 9% по заболеваемости гепатитом; на 15% по злокачественным новообразованиям; па 4% по болезням нервной системы и органов чувств; на 4% по заболеванию туберкулезом; на 3% по заболеваемости наркологическими расстройствами [4]; г) ухудшилось качество и уменьшилась номенклатура услуг по бесплатному медицинскому обслуживанию; д) дорожают лекарственные средства, многие из них оказываются недоступными для людей с низкими доходами, особенно проживающими в сельских поселениях; е) население тревожат проблемы экологии, криминогенной обстановки, безработицы. Экологическая обстановка в г. Омске и области практически остается без изменений, что подтверждают такие данные: сброс загрязненных сточных водв водные объекты в 2003 г. — 226,3 млн куб. м; в 2004 г. — 223,4 млн куб. м; в 2005 г. — 218,8 млн куб. м; выбросы загрязненных веществ в атмосферный воздух в 2003 г.

- 663,5 тыс. тонн; в 2004 г. — 637,6 тыс. тонн; в 2005 г.

— 617,2 тыс. тонн; нарушено земель в связи с несельскохозяйственной деятельностью в 2003 г. — 108 га; в 2004 г. — 68 га; в 2005 г. — 36 га; образовалось отходов в 2003 г. — 3,2 млн тонн; в 2004 г. — 3,4 млн тонн; в 2005 г.

- 3,2 млн тонн [5]. Исследования ученых ОмГТУ показали, что наиболее загрязненными в г. Омске являются участки вдоль оживленных транспортных магистралей (по 50 метров от автодорог выбросы СО, содержащие такие вредные вещества, как свинец, превышают ПДК в несколько десятков раз). Криминогенная обстановка, по данным Управления внутренних дел Омской области, характеризуется повышением уровня преступности [9]: зарегистрировано преступлений в 2005 г. по отношению к 2004 г. — 118,5% (убийство — 98,8%; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 103,3%; изнасилование — 90,8%; разбой - 106%; грабеж - 144,9%; кража -124,5%; мошенничество — 130,9%; угон автомобилей

— 109,9%; преступления, связанные с наркотиками — 95,8%). По уровню официально регистрируемой безработицы ситуация практически не меняется: численность зарегистрированных безработных по области в I полугодии 2004 г. составляла 20061 чел., в I полугодии 2005г. - 22386чел., в I полугодии 2006 г. - 20474 чел., что соответствовало следующему уровню безработ-

ных от ЭАН за те же периоды: 2004 г. - 2,0%; 2005 г. -2,3%; 2006 г. - 2,0% [8]; ж) дорожают услуги ЖКХ, в т.ч. растут тарифы на электроэнергию, тепло, воду, пользование телефоном; з) новое жилье практически полностью стало платным.

Правительство Омской области в сотрудничестве с мэрией г. Омска и районными администрациями принимает позитивные решения по ускоренному развитию экономического потенциала области, на основе чего намечены конкретные мероприятия по улучшению качества жизни населения: средняя месячная зарплата по области должна возрасти за 2006 г. до 10000 руб.; улучшается медицинское обслуживание населения, в том числе за счет передовых медицинских технологий, ранней диагностики патологий; внедрения методов трансплантации органов; участия в федеральных программах «Здоровье», «Спорт», «Культура», проведения ряда целевых программ, таких как газификация области, строительство Омского метро, международного аэропорта «Федоровка», губернаторской программы «Жилье» и т.п.

На наш взгляд, состояние здравоохранения определяется также показателями уровня охраны здоровья, в том числе детей. Депутаты комитета по социальным вопросам и здравоохранению Омского городского Совета уделяют особое внимание проблемам организации медицинской помощи населению в современных экономических условиях, связанным с ухудшением здоровья населения, и в частности, принятию мер комплексного характера по охране здоровья матери и ребенка. В Омске с 2002 г. доля здоровых детей сократилась с 24 до 17%, на 30% увеличилось число новорожденных, родившихся больными [2]. Показатель убыли населения в 2004 г. составил 27929чел., в 2005г. — 28997чел. (I полугодие 2005г. - 8222чел.), в Iполугодии 2006г. - 8165чел. (из них детей в возрасте до года в 2004 г. — 222 чел., в 2005 г. - 201 чел., в I полугодии 2005 г. - 91, а в I полугодии 2006 г. — 84). Показатель рождаемости также уменьшился: в 2004 г. — 20242 чел., в 2005 г. — 19681 чел. (вI полугодии 2005г. — 5477чел.), в 1полу-годии2006г. — 5166чел. [4, 10]. Рассчитаем на основании представленных выше данных коэффициент младенческой убыли (т0) по следующей формуле:

хЮОО,

Ч^о Ъ)

где М0 — число убывших в возрасте до года из числа родившихся в году, для которого вычисляется коэффициент; N0 — число родившихся в том же

году;

Л/,

число убывших в возрасте до года из

числа родившихся в предыдущем году; Nt — число родившихся в предыдущем году.

f 201 222 л

т,

19681 84

20242 91

х 1000 «21

х 1000 «33

ч 5166 5477, Коэффициент младенческой убыли за период первого полугодия 2006 г. превышает аналогичный коэффициент за 2005 г. Полученные данные свидетельствуют о необходимости принятия срочных мер по улучшению всех сфер жизнедеятельности, в частности здравоохранения.

Проанализируем еще один важный показатель, характеризующий состояние здоровья и условий труда в отраслях экономики региона, а именно, динамику инвалидности населения Омской области. Инвалидность — нарушение здоровья со стойким

расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Если в 2003 г. численность лиц в возрасте 18лети старше, впервые признанных инвалидами, составляла 14557 чел., то в 2004 г. она возросла на 25% и стала равняться 18142 чел. Представим социально-экономические показатели за 2005 г. и первое полугодие 2006 г., характеризующие положение инвалидов всех категорий в табл. 1 [4, 8, 9,10].

На основании приведенных в этой таблице данных рассчитаем количество денежных средств, выделяемых инвалидам в 2005 г. и первой половине 2006 г. (О). Прежде всего, определим размер денежной выплаты за отчетный период инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности (В„„):

вин

где Ит — численность работающих инвалидов, не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности; ИБН — численность безработных инвалидов, не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности; Вн — размер денежной выплаты инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности; М — количество месяцов отчетного периода.

я,/„,2005) = (1985 + 1094) X 50x12 =

= 1847400,00 рублей « 1, 85л/лн рублей

2оо6)=(3167 + 2И°)х98'05х6 =

= 3104459,10 рублей ~Ъ,\0млн рублей

Следующим шагом будет расчет выплаты за 2005 г. и шесть месяцев 2006 г. пособия по безработице инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности (ВИК), найденный как про-изведе ние численности инвалидов данной категории, которым назначено пособие, среднего размера ежемесячного пособия по безработице и числа месяцев.

=1037x872x12 =

= 10851168,00 рублей »10, %5млн рублей

В =1607x968x6 =

И1Н1/2 200«)

= 9333456,00 рублей я 9,33млн рублей

Необходимо вычислить размер денежных выплат за рассматриваемый период инвалидов всех групп (ВИ).

^,=1 {И,-ПР№+ИКН1)хВ^М1,] = 1,2

где И,численность инвалидов 1-й группы в трудоспособном возрасте; В, — размер денежной выплаты по 1-й группе инвалидов.

В =634x950x12 =

11-1 (2005)

= 7227600,00 рублей « 7,23млн рублей

В,

И-П (2005)

= (4699-1450-219)х 550x12 =

= 19998000,00 рублей = 20, ООмлн рублей Ви.„, = (2185 - 535 - 875) х 350 х 12 =

И-Ш (2005)

= 3255000,00 рублей ~ 3,26млн рублей В„ пт) = 7,23 + 20,00 + 3,26 = 30,49лгш рублей В =866x1133,14x6 =

И-1 (1/2 2006) '

= 5887795,44 рублей « 5,89млн рублей В =(5058-1313-268)х673,10х6 =

И-П (1/2 2006) 4 '

= 14042212,20 рублей « 14,04лш/ рублей

Ви-„п>п М0Л) =(3696-954-1842)х443,08x6 = = 2392632,00 рубля ~ 2,39млн рублей

В,

II (1/2 2006)

= 5,89 + 14,04 + 2,39 =

= 22,Ъ2млн рублей

Далее рассчитаем размер выплат, заменяющих набор социальных услуг (Всп). Поданным, представленным О. Понятовской [6], семьдесят процентов сельских льготников отказались от социального пакета (по сравнению с проживающими в городах шестьюдесятью процентами инвалидов). Причины отказов не только в очень низком по сравнению с горожанами уровне жизни на селе, но и в том, что лекарственная помощь, как и в целом медицинская помощь, сельским жителям малодоступна. Стоимость .юездок на прием к врачу за рецептом, в аптекул< карством превышает нередко стоимос ть самих лекарств. В целом в сельских поселениях учреждения здравоохранения находятся в крайне ущербном состоянии, к проблемам в данной сфере относятся: преобладание маломощных лечебно-профилактических учреждений; низкая укомплектованность кадрами лечебно-профилактических учреждений (фельдшерами и фармацевтическими работниками); недостаточная квалификация специалистов; неудовлетворительное состояние материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. В малонаселенных и труднодоступных районах, в районах с длительной сезонной изоляцией медицинские работники (фельдшеры, акушеры, медицинские сестры) выполняют ряд не свойственных им функций, значительно расширяющих их обязанности, в том числе по вопросам обеспечения населения лекарственными средствами. Вступивший в силу с 01.01.2005 г. Федеральный закон от 22.08,2004 г. № 122 — ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения должен, казалось бы, стать механизмом решения проблем, связанных с доступностью лекарственных средств сельскому населению. Однако число отказов сельских и городских жителей, имеющих 11 раво на лекарственное обеспечение, не уменьшается.

в _(//,+ И„ + И ш) х /7, '" , 100%

х СП х М ,

где И,, Иц , Иш — число инвалидов определенной группы, проживающих в сельских (городских) поселениях Омской области; П0 — процент инвалидов, которые заменили выплатой льготы, входящие в социальный пакет; СП — размер денежной компенсации набора социальных услуг.

_(409 + 2317 + 1028)х70

"сп (сыо-гоо?) _ ] рд

= 14190120,00 рублей «14,19млн.рублей (225 + 2382 + 1157)х60 100

= 121953 60,00рублей ~ 12,20млн.рублей (612+ 2964 +1734) х 70

В,.

В( П (/(«'14,7-2005)

-х450х12 =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-х450х12 =

о

СП (СЮО-\П 2006) ]00

= 1063 8054,00рубля « 10,64млн.рублей _(254 + 2094 + 1962)х60

-х477х6 =

В.

СП(ЮГОЛ-Ч1 2006)

100

X477x6=

= 7401132,00рубля « 7,40млн.рублей На основании проведенных выше расчетов найдем общую сумму выплат инвалидам за указанные периоды времени:

о = вт + вт + в„ + ва

пито) + ВСПиОЮД)

Таблица 1

Социально-экономические показатели по утрате трудоспособности населения Омской области за 2005 г. и первое полугодие 2006 г.

Показатели 2005 г. 1 полугодие 2006 г.

Численность инвалидов в трудоспособном возрасте, человек 7518 9620

Инвалиды I группы 634 866

проживающие в сельских поселениях 409 612

проживающие в городских поселениях 225 254

Инвалиды II группы 4699 5058

проживающие в сельских поселениях 2317 2964

проживающие в городских поселениях 2382 2094

Инвалиды III группы 2185 3696

проживающие в сельских поселениях 1028 1734

проживающие в городских поселениях 1157 1962

Численность работающих инвалидов, не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности, человек 1985 3167

Инвалиды II группы 1450 1313

Инвалиды III группы 535 954

Численность безработных инвалидов, не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности, человек 1094 2110

Инвалиды II группы 219 268

Инвалиды III группы 875 1842

Численность безработных инвалидов, не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности, которым назначено пособие по безработице, человек 1037 1607

Инвалиды II группы 192 201

Инвалиды III группы 845 1406

Средний размер пособия по безработице, рублей 872 968

Размер денежной выплаты, рублей:

Инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности 950 1133,14

Инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности 550 673,10

Инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности 350 443,08

Инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности 50 98,05

Денежная компенсация набора социальных услуг, рублей 450 477

Таблица 2

Данные корреляционного анализа зависимости заболеваемости населения от численности врачей

Показатели Численность врачей всех специальностей, чел. ( X) Заболеваемость населения всеми видами болезней, тыс. чел. (у ) XX у х2 /

2003 г. 11352,00 99877,30 1133807109,60 128867904,00 9975475055,29

2004 г. 11209,00 101403,60 1136632952,40 125641681,00 10282690092,96

2005 г. 11118,00 102804,50 1142980431,00 123609924,00 10568765220,25

Итого 33679,00 304085,40 3413420493,00 378119509,00 30826930368,50

Средние 11226,33 101361,80 1137806831,00 126039836,30 10275643456,00

Г>2005 =1,85 + 10,85 + 30,49 + 14,19 + 12,20 =

= 69,58млн. рублей

й =3,10 + 9,33 + 22,32 + 10,64 + 7,40 =

1/2 2006 '

= 52,млн. рублей

По полученным данным можно сделать вывод что за период 2006 г. размер выплат будет значительно превышать аналогичный показатель за предыдущий год. Расчеты свидетельствуют о том, что необходима срочная реализация ряда мероприятий по улучшению социально-экономических показателей в Омской области в сфере здравоохранения. Ухудшение демографической ситуации, уменьшение продолжительности жизни омичей, увеличение числа инвалидов, рост младенческой убыли настоятельно диктует целенаправленно проводить более широкий спектр адресно-целевых программ, направленных на повышение благосостояния омичей и их здоровья. Авторы вносят ряд предложений, которые должны содействовать улучшению здоровья населения при их реализации в ближайшее время.

1. Разработать комплекс мер по улучшению экологической обстановки в г. Омске, в связи с наличием корреляционной зависимости между загрязнением воздуха, водоемов и уровнем здоровья населения: а) перевод технологических процессов на предприятиях нефтехимической, нефтеперерабатывающей отрасли на замкнутый цикл, с сокращением вредных выбросов в атмосферу, с применением фильтров и передовых технологий очистки; б) уменьшение сброса в реки и водоемы Омской области загрязненных отходов, для чего увеличить штрафы предприятиям-загрязнителям и стимулировать их на переход к более совершенным технологиям, либо на очистку стоков; в) ввести на территории РФ те же нормы выброса СО автотранспортом, которые применяются в развитых странах. Это даст экологический и экономический эффект, открывая отечественным автоперевозчикам возможности для ввоза экспортируемой продукции на территорию Европы на автомобилях российского производства; г) осуществить внедрение передовых технологий утилизации и переработки отходов путем создания специального фонда, что позволит улучшить экологическую обстановку.

Число врачей —♦— Заболеваемость населения!

Рис. 1. Динамика численности врачей и заболеваемости населения

2. Увеличить численность врачей всех специальностей, которая сокращается в последние годы. Определим с помощью корреляционного анализа взаимосвязь между числом врачей и заболеваемостью населения (табл. 2), изобразим графически динамику этих показателей (рис. 1). Рассчитаем коэффициент корреляции (г) по следующей формуле:

г =

ху-хху

где ху — среднее арифметическое произведение показателей х и у, х — среднее арифметическое показателя х; у — среднее арифметическое показателя у.

и _ 1137806831,00 -11226,33 х 101361,80

[12603 9836,30-11226,332]х

|х[10275643456,00-101361,802 ]

= --"4185,19

115595,26

Значение коэффициента корреляции равно — 0,99, что показывает тесную обратную связь между количеством врачей и числом заболеваний в 2005 г. Отрицательный корреляционный коэффициент свидетельствует о том, что при возрастании значений одной переменной, значения другой убывают, поэтому необходимо увеличить число высококвалифицированных специалистов в сфере здравоохранения.

3. Повысить реальную заработную плату, введя с помощью механизма «Территориального соглашения» минимальную зарплату, равную бюджету прожиточного минимума, который требует корректировки в сторону увеличения с перерасчетом его натурального содержания для повышения средней суточной калорийности питания надушу населения до 3000 ккал. Это возможно только на основе эмерджентного развития экономического потенциала области, для чего необходимо: а) просить правительство России об установлении статуса свободной экономической зоны на территории Омской области на пять лет; б) снизить уровень безработицы и обеспечить возможности приложения трудового потенциала в общественном секторе экономики д ля всех желающих трудиться, в т.ч., выпускников школ, студентов (на время каникул или по совместительству) и др. категорий граждан; в) развивать индустрию гостиничного и туристического бизнеса не только в г. Омске, но и в части привлекательных по ландшафту районов (напр., Муромцево); г) укрепить границу с Казахстаном, для чего просить правительство таможенные пошлины и сборы оставлять в ведении приграничных районов. Это даст импульс их развитию и одновременно закроет пути проникновения на территорию РФ нелегальной продукции, в т.ч. наркотиков; д) развиватьлесопереработку с последующим импортом продукции в другие регионы и госу-

дарства; е) развивать и дотировать агропромышленный комплекс, в т.ч. отрасли сельского хозяйства, приближая уровень жизни селян к городскому, обеспечивая возможности для реализации продукции на рынках городов других регионов, в т.ч., на международных рынках; создать равные с городскими условия проживания и работы сельской интеллигенции (учите.чей, врачей, агрономов]; ж) использовать отечественные инвестиции, в т.ч., кредиты Сбербанка и сбережения граждан д ля строительства дорог (организовать целевую региональную программу «Дорогу — к каждому дому») информатизации районов области ча уровне г. Омска, жилищного строительства с частичным финансированием за счет частного бизнеса, муницш шльных и регаональных бюджетов; з)ставки кредитов банковских учреждений изменить в сторону их снижения и сделать гибкими, состоящим и из двух частей (постоянная банковская маржа в размере 4 — 5% и переменная инфляционная составляющая, определяемая официально на период кредита).

4. Повысить заботу о здоровье населения области, развивая: а) профилактику заболеваний инфекционного характера; б) усилить санитарно-просве-тительскую работу среди населения, введя в качестве регионального компонента изучение дисциплины «Ва-леология» в учебных заведениях; в) улучшить материальное обеспечение лечебных учреждений, повысить зарплату медицинским работникам, считая их профессию одной из наиболее важных на современном этапе развития общества; г) развивать передовые технологии в медицине, для чего проводить финансирование из регионального бюджета научных исследований; развивать и внедрять в практику лечебных учреждений нетрадиционные методы лечения: восточную медицину, народную медицину, гомеопатию, современные методы диагностики; д) развивать и повышать качество частного сектора медицинской практики, обеспечивая специалистам, зарекомендовавшим себя в определенной области медицины, льготы по аренде помещений, кредитование для приобретения необходимого медицинского оборудования; е) законодательно установить для фармацевтической промышленности и аптечной сети верхний порог рентабельности, отменить таможенные пошлины на импортные лекарства; ж) развивать массовое физкультурное движение, приобщая к нему все возрастные группы населения.

5. Содействовать органам правопорядка в улучшении криминогенной обстановки на территории Омской области и в целом в РФ, для чего обратиться в Госдуму со следующими предложениями: а) ужесточить меры наказания за особо тяжкие преступления против человечества; б) усилить наказания, вплоть до конфискации имущества, за преступления экономического характера (в т.ч. кражи из частных квартир); в) ввести штрафы за тунеядство; г) запретить показ в дневное время по телевидению фильмов, содержащих сцены криминогенного или эротического характера.

Реализация комплекса приведенных предложений позволит значительно улучшить здоровье населения, повысит качество жизни и привлекательность региона, будет способствовать росту экономического потенциала, в соответствии с основами теории институциональной экономики.

Библиографический список

1. Закон Омской области от 22.09.2005 г. № 666 - ОЗ «Об областном бюджете на 2005 год».

2. Бутенко Я.А., Рылов В.П. Деятельность Омского городского совета по улучшению сферы здравоохранения // Матери-

алы межрегиональной научной студенческой конференции «Современные проблемы экономического развития». — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - С. 14 - 15.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Изд-во НОРМА - ИНФРА - М, 2001. - 448 с.

4 . Омский областной статистический ежегодник. Ч. I / Под ред. A.A. Агеенко. - Омск: Омскстат, 2005. - 241 с.

5. Омский областной статистический ежегодник. Ч. II / Под ред. A.A. Агеенко. — Омск: Омскстат, 2005. - 374 с.

6. Понятовская О. На селе лекарства недоступны // Социальная защита. - 2006. - №9. - С. 21 - 23.

7. Рылов В.П., Пахалкова Е.В. Проблемы и направления улучшения здоровья населения Омской области // Восьмые апрельские экономические чтения: Материалы научной конференции по проблемам экономики и менеджмента. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - С. 245 - 250.

8. Ситуация на контролируемом рынке труда Омской области в I полугодии 2006 г. / Под ред. Управления федеральной государственной службы занятости населения по Омской области - Омск: ГУ «Центр занятости населения», 2006. — 78 с.

9. Социально-экономическое положение Омской области

за январь —декабрь 2005 года / Под ред. A.A. Агеенко. — Омск: Омскстат, 2005. - 160 с.

10. www.omskporlal.ru — официальный сайт правительства Омской области.

11. www.president.kremlin.ru - официальный сайт Президента Российской Федерации.

РЫЛОВ Владимир Петрович, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» ОмГТУ. БУТЕНКО Яна Андреевна, методист АНО «Образовательно-инновационный центр». ПАХАЛКОВА Елена Владимировна, кандидат медицинских наук, зам. директора центра «Здоровье» ОГМА. РЫЛОВА Светлана Васильевна - заведующая лабораторией иммунологии ОГКБ № 1 им. А.Н. Кабанова.

Дата поступления статьи в редакцию: 08.09.2006 г. © Рылов В.П., Бутенко Я.А., Пахалкова Е.В., Рылова C.B.

УДКзз8.4з С. А. ВОРОБЧУКОВ

Государственная дума РФ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕФОРМ В АПК РОССИИ_

Статья посвящена проблемам конкурентоспособности малого бизнеса и эф-фективности проводимых в АПК России реформ. На основании проведенных исследований автор выделяет ряд основных проблем, с которыми стал-киваются в своей деятельности представители малого предпринимательства. Делается вывод о том, что малый бизнес через повышение уровня его хон-курентоспособности создаёт предпосылки превращения этого экономического феномена в стратегический фактор социально-экономического развития АПК РФ.

Сегодня можно считать доказанным тот факт, что подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса. Отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Также недостаточно эффективной является деятельность малых предприятий с точки зрения формирования бюджетов всехуровней.

После бурного роста числа субъектов малого предпринимательства в первой половине 90-х годов его развитие, начиная с 1996 года, практически на всей территории страны в последующем затормозилось. Практически не растет и число крестьянских (фермерских) хозяйств. Количество постоянно работающих на

одном малом предприятии за последние пятьлет уменьшилось в среднем с 10 до 7,5 человек. Каждое пятое малое предприятие в 2000 году в стране приостановило свою деятельность, каждое четвёртое находится в стадии ликвидации. В конкретных социально-экономических условиях страны анализ показывает, что количественный потенциал значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства.

Проведенный ВНИИЭСХ мониторинг (1999-2004 гг.) показал что в большинстве регионов страны активные программы содействия занятости, создания новых рабочих мест, развития малого предпринимательства, особенно в несельскохозяйственной сфере, свернуты или практически не реализуются. Социальная защита сельских безработных ограничивается выдачей мизерных пособий, причем эта помощь с каждым годом ужесточается [1,37].

На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.