Научная статья на тему 'Экономические потери, связанные с инвалидностью и смертностью подростков (15-17 лет), проживающих в Омской области'

Экономические потери, связанные с инвалидностью и смертностью подростков (15-17 лет), проживающих в Омской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / СМЕРТНОСТЬ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ПОДРОСТКИ 15-17 ЛЕТ / ECONOMIC LOSS / MORTALITY / DISABILITY / YOUTH 15 / 17 YEARS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Закоркина Наталья Аркадьевна, Банюшевич Ирина Анатольевна

В статье рассматривается медико-социальное значение экономических потерь, связанных с инвалидностью и смертностью подросткового населения (15-17 лет) Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Закоркина Наталья Аркадьевна, Банюшевич Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic losses associated with disability and mortality of adolescents (15-17 years) living in the Omsk region

In the article the medico-social values economic losses related to disability and mortality, adolescent population (15-17 years) of Omsk Oblast.

Текст научной работы на тему «Экономические потери, связанные с инвалидностью и смертностью подростков (15-17 лет), проживающих в Омской области»

Три месяца из четырех относились к теплому времени года. В остальные месяцы данные показатели находились ниже или на уровне среднегодового (рис. 3).

Таким образом, выраженное влияние сезонных колебаний на уровень смертности подростков от внешних причин в целом связано с теплым временем года (с мая по сентябрь), что характеризует особенности подростковой среды: отсутствие занятий в учебных заведениях, ограниченная занятость подростков, усиливающееся действие девиантного поведения старшеклассников, сезонное увеличение численности транспортных средств и др.

Библиографический список

1. Рогожников, В. А. Проблемы охраны здоровья сельского населения / В. А. Рогожников, В. И. Стародубов, Г. Г. Орлова. — М. : ГЭОТАРМЕД, 2004. - 448 с.

ЗАКОРКИНА Наталья Аркадьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии.

Адрес для переписки: omz@omgpu.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2015 г. © Н. А. Закоркина

УДК 314.42/44-053.7:330.567.4(571.13)

Н. А. ЗАКОРКИНА И. А. БАНЮШЕВИЧ

Омский государственный педагогический университет

Омская государственная медицинская академия

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ, СВЯЗАННЫЕ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И СМЕРТНОСТЬЮ ПОДРОСТКОВ (15-17 ЛЕТ), ПРОЖИВАЮЩИХ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается медико-социальное значение экономических потерь, связанных с инвалидностью и смертностью подросткового населения (15-17 лет) Омской области.

Ключевые слова: экономический ущерб, смертность, инвалидность, подростки 15-17 лет.

Региональные различия смертности находятся в зависимости от экономических показателей уровня жизни, более низкий темп роста смертности отмечается в экономически более благоприятных территориях.

Проведенный анализ причинно-следственных связей между уровнем общей смертности подростков и обеспеченностью сельских районов Омской области ресурсами здравоохранения за 2008-2013 гг. выявил среднюю по силе отрицательную связь (г = -0,34, р < 0,05). Так, в четырех районах из пяти с низким и ниже среднего уровнем обеспеченности ресурсами здравоохранения показатель смертности отмечался высоким и очень высоким (Любинский, Называевский, Нижнеомский, Усть-Ишимский), а в пяти районах, наоборот, при выше среднего и среднем (максимальном) уровнях обеспеченности ресурсами отмечался показатель смертности на среднем уровне (Горьковский, Павлоградский, Русско-Полянский, Саргатский, Тарский).

Также выявлена отрицательная, средняя по силе связь между обеспечением сельских территорий врачами всех специальностей и уровнем смертности (г = — 0,52, р < 0,05), то есть чем лучше обеспе-

чен район врачебными кадрами, тем ниже смертность подросткового населения.

В группу районов с низким уровнем смертности входили Большереченский, Марьяновский, Полтавский, Седельниковский, среднемноголетний уровень смертности в них находился в интервале от 48,1 до 67,1 на 100 000 подросткового населения.

Географический фактор особых различий не имел: из четырех районов этой группы два относились к северной группе, один — к южной, один — расположен в средней полосе. Расстояние районов от города также находилось в больших пределах от 20 до 350 км и, видимо, в меньшей степени оказывало влияние на смертность, между уровнем смертности и расстоянием сельского района от города Омска не выявлено достоверной корреляционной зависимости (г = 0,11, р > 0,05).

В этой группе районов, как и в целом по области, также не выявлена причинно-следственная связь между уровнем смертности от внешних причин (суицидов) и общей заболеваемостью подростков психическими расстройствами (г = —0,19, р > 0,05), а отмечена средняя по силе отрицательная связь между уровнем смертности от внешних

Рис. 1. Ранжирование сельских территорий по показателю смертности подросткового населения

причин (транспортные травмы) и травматизмом (г = —0,33, р < 0,05), что скорее свидетельствует об отсутствии достоверного учета отдельных нозологических форм — не все травмы попадают в показатели первичной заболеваемости.

Между числом посещений в амбулаторно-поли-клинические учреждения в расчете на одного подростка в год и уровнем смертности существовала средняя по силе обратная связь (г =—0,46, р< 0,05). То есть, чем чаще подростковое население обращается за медицинской помощью, тем ниже уровень

его смертности. Укомплектованность лечебно-профилактических учреждений врачами составляла от 61 % до 87 %, коэффициент совместительства находился в пределах 1,1 — 1,5.

В число территорий с высоким и очень высоким уровнями показателей смертности входили Лю-бинский, Муромцевский, Называевский, Нижнеомский, Усть-Ишимский районы. Среднемноголетний уровень смертности в этих районах колебался от 137,8 до 189,1 на 100 тыс. соответствующего населения (рис. 1) [1].

Районы данной группы расположены также и в северных частях области (Муромцевский, Усть-Ишимский), и в средней полосе (Любинский, На-зываевский, Нижнеомский) и имели различное удаление от административного центра от 50 до более 500 км. В Муромцевском районе обеспеченность врачами превышала среднерайонный уровень, в Любинском, Называевском и самом отдаленном Усть-Ишимском районах этот показатель низкий, коэффициент совместительства составлял 1,6—1,9, что свидетельствовало о снижении качества медицинской помощи. Удельный вес врачей с квалификационными категориями во всех районах этой группы ниже среднерайонного уровня. Обеспеченность врачами-педиатрами также недостаточна в этих районах. Укомплектованность лечебно-профилактических учреждений имела вариабельность от 52,9 % в Называевском до 66,7 % в Муромцев-ском районе. По числу посещений в амбулаторно-поликлинические учреждения в расчете на одного жителя в год Любинский, Называевский, Нижнеомский, Усть-Ишимский районы имели показатель ниже среднерайонного, что, видимо, характеризует недостаточную доступность врачебной помощи для населения.

Медико-социальное значение потерь здоровья подростков определялось уровнями экономического ущерба.

Величина ущерба включала прежде всего непрямые экономические потери, обусловленные недополучением определенной величины внутреннего валового продукта (ВВП). Рассчитаны экономические потери вследствие смертности, инвалидности подросткового населения Омской области на основе материалов 2012 года.

Расчет экономического ущерба от инвалидности определялся по формуле [2].

У = (Д + П + Л) х (Т х И),

где Д — среднегодовой национальный доход, производимый одним работником;

П — среднегодовая пенсия по инвалидности;

Л — среднегодовые дополнительные затраты государства на медицинское обслуживание одного инвалида;

Т — среднее число рабочих лет, потерянных по инвалидности одним инвалидом;

И — число инвалидов.

При расчете экономического ущерба от смертности подросткового населения взяты за основу потери человеко-лет жизни от 22 лет до пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин),

а также поправка на то, что часть достигших пенсионного возраста могла бы продолжать трудиться по крайней мере до 70 лет, создавая внутренний валовой продукт, в среднем это 12—15 % от общего числа пенсионеров [3, 4].

Кроме того, рассчитывался средний экономический ущерб, наносимый обществу в виду преждевременной смертности одного подростка, по формуле [5]:

У= 0,5 Дп/р (1;п - 1б) - (П+ Ф/н) (1;с - 1;п),

где У — средний экономический ущерб, наносимый обществу ввиду преждевременной смертности одного человека;

0,5 доля стоимости прибавочного продукта во вновь созданной стоимости (внутренний валовой продукт);

Д — внутренний валовой продукт области в год;

Р — численность работников, занятых в общественном производстве;

Дп/р — внутренний валовой продукт, производимый в среднем в год на одного работающего (в рублях);

;п — установленный возраст выхода на пенсию (для ж.-55, для м. — 60) в годах;

;б — возраст, в котором врачами спасена жизнь человека, в годах;

;с — средняя продолжительность жизни человека в годах;

П — сумма годовой пенсии по старости, в среднем на одного работающего в рублях;

Ф/н — расходы государства в расчете на душу населения за счет общественных фондов потребления.

В Омской области в 2012 году на одного работающего приходилась величина внутреннего валового продукта в денежном исчислении 252,0 тыс рублей в год. Число потерянных человеко-лет жизни подростков в связи со смертностью от заболеваний и внешних причин в трудоспособном возрасте составило в сельской местности 3140,0 в городе 4216,0. Таким образом, величина брутто-потерь от преждевременной смертности подростков составила в сельской местности 791,2 млн рублей, в г. Омске 1162,2 млн рублей. Величина потерянных человеко-лет жизни подростков в связи со смертью от заболеваний и внешних причин до 70 лет в селе равна 3537,0, в городе 6015,0. Соответственно размер брутто-потерь за счет смертности лиц, которые могли бы трудиться до 70 лет, достигала 2407,1 млн рублей (в селе 891,3 млн рублей, в городе 1515,8 млн рублей). Суммарные брутто-потери от преждев-

Таблица 1

Упущенная выгода в производстве ВВП в связи со смертностью и инвалидностью подростков от различных заболеваний в Омской области в 2012 году (млрд рублей)

Село Город Омская обл. в целом

Смертность 841,3 1339,0 2180,3

Инвалидность 10343,1 9247,5 19590,6

Итого 11184,4 10586,5 21770,9

ременной смертности в трудоспособном возрасте и смертности тех лиц, которые могли бы производительно трудиться до 70 лет, для Омской области составляют 4360,6 млн руб. (в селе 1682,6 млн руб., в городе 2678,0 млн руб.) [6].

Если учесть, что объем прибавочного продукта к величине потребляемого продукта в народном хозяйстве примерно равны, то «чистые» потери в связи со смертностью подростков (15—17лет) от всех нозологических форм в Омской области составляла 1203,6 млн рублей, а с поправкой на возможность трудиться до 70 лет — 2180,3 млн рублей (в ценах 2012 года) [6].

Кроме того, рассчитывался средний экономический ущерб, наносимый обществу ввиду преждевременной смертности одного подростка.

По нашим расчетам У = 4,4 млн руб. (в эквиваленте 2012 года).

Ущерб, вызванный инвалидностью, слагался из трудового экономического ущерба, связанного также с недополучением внутреннего валового продукта. Исходными данными для расчетов послужили численность инвалидов, величина внутреннего валового продукта на одного занятого в производстве в течение года, а также среднее число рабочих лет, потерянных по инвалидности одним человеком, по расчетным данным — 35 лет.

Упущенная выгода в связи с инвалидностью подростков, проживающих в сельских территориях, составила 10,3 млрд рублей в год, в городе — 9,2 млрд рублей (табл. 1).

Таким образом, потери, связанные с инвалидностью и смертностью подростков (15—17 лет), проживающих в Омской области, имеют более высокий темп роста в экономически менее благоприятных муниципальных территориях, упущенная выгода в связи с инвалидностью и смертностью подростков от различных заболеваний в 2012 году составила 21,8 млрд рублей.

Библиографический список

1. Кулагина, Э. Н. Экономика здравоохранения: поиск резервов / Э. Н. Кулагина, Н. И. Введенская. — Нижний Новгород, 1998. - 214 с.

2. Аксель, Е. М. Методика расчета «утраченного жизненного потенциала» в связи со смертностью от злокачественных новообразований : метод. рекомендации / Е. М. Аксель, В. В. Дворкин. - М., 1986. - 23 с.

3. Лисицын, Ю. П. Концепция «человеческого капитала»: медико-экономический аспект / Ю. П. Лисицын // Экономика здравоохранения. — 1998. — № 2/26. — С. 5-9.

4. Экономические проблемы развитого социализма / Ред. Т. С. Хачатуров, Е. И. Капустин. - М. : Наука, 1980. - 310 с.

5. Ежегодник. Издание территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области [Электронный ресурс]. - Омск, 2013. - Раздел 12.8. -Режим доступа : http://www.gks.ru/ (дата обращения: 12.,02.2015).

6. Закоркина, Н. А. Профилактика потерь здоровья подростков в условиях сельской местности / Н. А. Захоркина, О. П. Голева. - Омск : ОмГПУ, 2006. - 204 с.

ЗАКОРКИНА Наталья Аркадьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Омского государственного педагогического университета.

БАНЮШЕВИЧ Ирина Анатольевна, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Омской государственной медицинской академии. Адрес для переписки: omz@omgpu.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2015 г. © Н. А. Закоркина, И. А. Банюшевич

Книжная полка

Романова, Е. А. Диагностика заболеваний. Медицинский справочник / Е. А. Романова ; под ред. С. С. Скляр // Здоровье и красота. - Харьков : Клуб семейного досуга, 2015. - 640 с. - ISBN 978-5-99103199-8.

Этот универсальный справочник поможет вам самостоятельно разобраться в том, что скрывается за сложными медицинскими терминами, узнать о симптомах, диагностике, течении и лечении более 480 заболеваний. Заболевания сгруппированы по алфавиту, что позволит отыскать нужную информацию легко и быстро. Представлены сведения о самых распространенных заболеваниях желудочно-кишечного тракта; верхних дыхательных путей; уха, горла, носа; нервной системы; сердца и крови; мочеполовой системы; опорно-двигательного аппарата; детских и инфекционных болезнях, а также много другой полезной информации.

Парфенов, В. Л. Нервные болезни. Общая неврология : учеб. / В. Л. Парфенов, Н. Н. Яхно. - М. : МИА, 2014. - 256 с. - ISBN 978-5-9986-0197-2.

Учебник написан коллективом авторов кафедры нервных болезней и нейрохирургии Первого МГМУ имени И.М. Сеченова на основе многолетнего опыта преподавания дисциплины «Нервные болезни и нейрохирургия» студентам IV курса. В томе «Общая неврология» описываются основные методы неврологического обследования, симптомы, синдромы и топическая диагностика поражений нервной системы.

При изложении различных неврологических синдромов приводятся основные заболевания, проявляющиеся этими синдромами, а также подходы к их лечению. Изложение общей неврологии направлено на формирование клинического мышления, способности провести неврологическое обследование, выявить симптомы и синдромы поражения нервной системы, установить топический диагноз.

Для студентов медицинских вузов, клинических ординаторов и врачей-неврологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.