Научная статья на тему 'Конкурентоспособность банков в условиях глобализации экономики'

Конкурентоспособность банков в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1287
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БАНК / ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулгужина Г. А.

В условиях мирового экономического кризиса, обострения конкурентной борьбы вопросы повышения конкурентоспособности банков как основного звена финансового сектора экономики приобретают особую важность, что связано с процессами глобализации экономики, ростом открытости российской экономики. Исходя из этого, в данной статье рассмотрены основные направления повышения конкурентоспособности банковской системы в условиях дальнейшей финансовой глобализации, приведена методика определения интегральной конкурентоспособности предприятий, применимая для оценки конкурентных позиций банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность банков в условиях глобализации экономики»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336

Г.А.Абдулгужина

Магистрант ИНЭФБ, БашГУ г .Уфа, Российская Федерация

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В условиях мирового экономического кризиса, обострения конкурентной борьбы вопросы повышения конкурентоспособности банков как основного звена финансового сектора экономики приобретают особую важность, что связано с процессами глобализации экономики, ростом открытости российской экономики. Исходя из этого, в данной статье рассмотрены основные направления повышения конкурентоспособности банковской системы в условиях дальнейшей финансовой глобализации, приведена методика определения интегральной конкурентоспособности предприятий, применимая для оценки конкурентных позиций банков.

Ключевые слова

Конкурентоспособность, банк, процесс глобализации, конкурентные преимущества, конкурентная позиция, повышение конкурентоспособности банков.

Положение страны на мировом рынке интегрально характеризует конкурентоспособность банковской сферы. Для банковской сферы и экономики России в целом проблема управления конкурентоспособностью является сложной, комплексной и многогранной, что объясняется постоянным изменением условий и факторов функционирования российских банков.

Проблемы повышения конкурентоспособности коммерческих банков приобретают особое значение в связи с процессами глобализации экономики и ростом открытости российской экономики. Глобализация -это, прежде всего, финансовая глобализация, регионализация секторов мировой экономики, интенсификация и динамизация мировой торговли, ускоренное развитие процессов конвергенции, сопровождающиеся укрупнением субъектов экономической деятельности. За счет слияний и поглощений транснациональных корпораций возникают новые мощные субъекты мировой экономики - ТНК и банки, делящие между собой сферы влияния в мире. Кроме того, необходимость пересмотра стратегии позиционирования и формирования действенных механизмов деятельности российских банков вызывают ужесточение требований со стороны Банка России, ускорение бизнес-процессов и усложнение условий функционирования [1,с. 280].

Говоря о конкурентоспособности российских банков на Гайдаровском форуме в 2013 году глава Сбербанка Г. Греф заявил: «Можем ли мы быть глобально конкурентоспособны? Потенциально можем» [2,с. 48]. Такое утверждение связано с тем, что:

- во-первых, в последние годы в основе роста российской экономики лежит рост финансового сектора. Опереться же можно, в том числе и в конкурентной борьбе, на тот сектор экономики, который показывает рост;

- во-вторых, несмотря на наличие крупных банков, в целом концентрация в финансовом секторе России не так уж и высока: у первой десятки российских банков примерно 45% рынка, в то время как в США - 70%. По мнению Г.Грефа «это говорит о том, что, несмотря на наличие больших игроков, все-таки конкурентная среда остается достаточно большой» [2, с. 50].

Кроме того, выступая с лекцией в мае 2016 года в МШУ Сколково в рамках Ежегодного конвента выпускников бизнес-школы Г. Греф отметил, что в условиях глобализации «основа конкурентоспособности сегодня - это не производство какого-то товара, продукта, а способность с завидной регулярностью поставлять этот продукт на рынок. Конкуренция становится всеобщей - и она глобальна» [3, с.2].

Процессы глобализации экономики определяют новые вызовы и ставят новые задачи перед банками.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

В их числе:

- обострение банковской конкуренции на мировых финансовых

рынках и в международном банковском офшорном бизнесе;

- усиливающееся соперничество между национальными банками, ориентирующимися на стратегию выживания;

- необходимость совершенствования национальной регламентации банковской деятельности на основе международных рекомендаций по совершенствованию управления банками с учетом возросших рисков (Базельские соглашения I,II и III), по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма;

- заинтересованность России в международном сотрудничестве со странами СНГ, Евразийского экономического союза и риски банков в этой сфере;

- ускорение бизнес-процессов и усложнение условий функционирования банков.

Под влиянием глобализации экономики Россия, также же как и другие страны, начала реструктуризацию банковской системы с целью усиления ее конкурентоспособности. Стратегия усиления ее конкурентоспособности включает следующие направления:

- повышение эффективности и стабильности банков;

- расширение набора банковских услуг и дальнейшее повышение качества обслуживания клиентов;

- совершенствование контроля и надзора за банками;

- адаптация банковского законодательства к современным условиям;

- внедрение рекомендаций международных организаций - Базельского комитета по банковскому надзору, ФАТФ по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма;

- сохранение банковской тайны, если операция не вызывает подозрений в отмывании криминальных денег или мошенничестве;

- внедрение новейших банковских технологий с использованием интегрированной дистрибьютерной

сети;

- унификация правил деловой этики для банков и других участников финансового рынка.

Для того чтобы решить подобные сложные, комплексные задачи и прежде чем рассматривать взаимосвязь конкурентоспособности коммерческого банка и процесса глобализации, необходимо уточнить понятие «конкурентоспособность», так как конкурентоспособность - это комплексное понятие, требующее структуризации для осмысления данного понятия во всей полноте.

В настоящее время в литературе, как зарубежной, так и отечественной, имеется множество точек зрения на определение данного понятия. В определениях в широком смысле отличия заключаются в позициях, с которых они формулируются: возможность, обладание свойствами, способность.

Под конкурентоспособностью в самом общем виде понимается способность различных субъектов рынка к успешному соревнованию со своими конкурентами, которое не только более полно отражает требования рынка, но, что особенно важно, ориентирует субъекты конкурентной борьбы на активные действия по завоеванию рыночных позиций, их удержанию, укреплению и расширению [4, с.50].

Субъект рынка должен обладать конкурентным преимуществом. Конкурентное преимущество - это эксклюзивная ценность, которой обладает субъект рынка и которая дает ему превосходство над конкурентами. В процессе глобализации из всех ценностей, приобретаемых субъектом рынка, наиболее эффективными для него являются базисные стратегические глобальные ценности, которые имеют монопольное право на использование этого конкурентного преимущества в глобальном масштабе.

Обладателей конкурентных преимуществ можно условно разделить на три основные группы, каждая из которых характеризует иерархический уровень формирования категории конкурентоспособности:

- микроуровень - товары (конкретные виды продукции и услуг);

- мезоуровень - отдельные компании, их корпоративные объединения, отрасли, отраслевые комплексы;

макроуровень - национальные хозяйства отдельных стран.

На каждом из указанных уровней формируется различное содержание самого процесса конкуренции и круг факторов, определяющих микро-, мезо- и макроконкурентоспособность [4, с.50]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 2410-6070_

Тенденции развития российских банков детерминированы усилением конкуренции со стороны банков с участием иностранного капитала, а также небанковских кредитных организаций, что актуализирует необходимость повышения их конкурентоспособности. Для формирования механизма повышения конкурентоспособности российских банков следует разработать приемлемый методический инструментарий, позволяющий выявить конкурентный потенциал и критические зоны в деятельности российских банков.

В научной литературе по экономике излагаются разные методические подходы к оценке конкурентоспособности коммерческих банков. В своей существенной части они базируются на методиках оценки состояния коммерческого банка, прежде всего финансового, или таких важных характеристик его деятельности, как устойчивость и надежность, достаточно полно описанных в специальных источниках. Данные методики различаются по источникам получения информации, охвату направлений банковской деятельности и учету ее среды, виду используемых показателей, инструментарию построения, технологиям расчета и др.

В целях получения объективной оценки конкурентоспособности банка необходим комплексный подход к проведению данной оценки. Одной из методик, рассматриваемых в данной статье и использующих комплексный подход к оценке конкурентоспособности предприятия, является методика определения интегральной конкурентоспособности предприятия, основанная на выделении не только текущей, но и потенциальной конкурентоспособности.

Согласно методики при вычислении интегрального (группового) показателя конкурентоспособности предприятия предполагается, что всякий вычисляемый показатель работы предприятия является показателем, характеризующим его потенциал, который может по тем или иным причинам не реализовываться [5, с.18]. При этом, всю совокупность факторов, влияющих на предприятия и тем самым на их конкурентоспособность, можно разделить на три группы:

- цели, которые ставит перед собой предприятие;

- ресурсы, которыми располагает предприятие;

-факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия на предприятие.

Интегральная конкурентоспособность предприятия может быть представлена в виде функции трех групп переменных:

К = К({Кп, 1 = 1, ..., №}, {Ш, 1 = 1, ..., №}, {Ф1, 1 = 1, ..., (1)

где К - показатель интегральной конкурентоспособности предприятия;

Кг1 - это конкурентоспособность отдельных ресурсов предприятия общим числом №;

Wi - весовые коэффициенты общим числом №;

Ф1 - количество факторов внешней среды общим числом Nф.

В том случае, если при проведении оценки конкурентоспособности предприятия необходимо абстрагироваться от условий внешней среды и учитывать только внутренние ресурсы предприятия, то интегральная конкурентоспособность будет выражаться в виде:

К = К({Кг1, 1 = 1, ..., №}, ^1, 1 = 1, ..., №}). (2)

Показатель К, рассчитанный по формуле (1) и учитывающий действие факторов внешней среды, является показателем внешней интегральной конкурентоспособности предприятия. Тогда как показатель К, определяемый по формуле (2) и учитывающий только ресурсы самого предприятия, т.е. только внутренние факторы, является показателем внутренней интегральной конкурентоспособности предприятия. В условиях действия на предприятия одинаковых факторов внешней среды показатели их внешней и внутренней интегральной конкурентоспособности будут равны между собой и определяться по формуле (2) [5, с.19].

Для расчета интегрального показателя конкурентоспособности К для конкретного предприятия должны быть оценены показатели конкурентоспособности предприятия по отдельным ресурсам Ш и известны их веса Wi, а также определен вид взаимосвязи в интегральном показателе К. Следует отметить, что значения Wi зависят от целей и стратегии предприятия. К примеру, при рассмотрении предприятий, имеющих одинаковые стратегии, применяется одинаковая система весов {Wi, 1 = 1,..., №}.Так, при расчете интегральной конкурентоспособности коммерческих банков, стратегия которых близка и нацелена на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

долгосрочное выживание и эволюционное развитие, основной вклад в интегральную конкурентоспособность вносит уровень руководства [5, с 19].

Алгоритм определения весовых коэффициентов в показателе интегральной конкурентоспособности предприятий, предложенный авторами методики представлен на рисунке 1.

Вычисленные весовые коэффициенты Wi, позволяют рассчитать показатель интегральной конкурентоспособности для существующих на данном рынке предприятий, а также по тем предприятиям, которые не присутствуют в данный момент на целевом рынке, но планируется их проникновение. Такой расчет поможет на этапе планирования проникновения на целевой сегмент рынка оценить потенциальные позиции предприятия. По мнению авторов данной методики (Зулькарнаев И.У, Ильясова Л.Р) ее можно применить при проведении оценки конкурентоспособности коммерческого банка.

Таким образом, в связи с процессами глобализации экономики и ростом открытости российской экономики, усложнением условий функционирования банковской системы перед российскими банками ставятся новые стратегические задачи по усилению их конкурентоспособности.

1, Формирование группы предприятий, находящихся в одинаковых условиях внешней среды. Количество предприятий должно быть не меньше количества факторов (ресурсов). включаемых в показатель интегральной конкурентоспособности предприятий: ^ " - ^пр-

J

2. Определение показателей конкурентоспособности отдельных ресурсов (менеджмента, производственных ресурсов. технологии. человеческого потенциала и др.) для каждого предприятия выборки: Кгу. ] = 1. .... Nпp:

ч 1= 1.....№._ у

Г

3. Определение доли рынка, которые занимают предприятии выборки, и темпы роста/спада их доли на рынке, т.е. определение показателей интегральной конкурентоспособности (Д. 1 = 1.....'Мпр},

^___:_1_1__у

г л

4. Решение задачи определения весовых коэффициентов, состоящую из

уравнении оощим числом, равным количеству внутренних

ресурсов предприятия.

5. Проверка результата на контрольной группе предприятий.

г

6. Осуществление п.п. 4. 5 для разных групп ресурсов, подбирая таким образом ту группу, которая дает удовлетворительные результаты на контрольной группе шэелпоиятий.

7. Определение весовых коэффициентов регрессионными методами, если количество предприятий в выборке на порядок превышает принимаемые во внимание ресурсы предприятия.

Рисунок 1 - Алгоритм определения весовых коэффициентов в показателе интегральной конкурентоспособности предприятий [5, с. 20].

Для формирования механизма повышения конкурентоспособности российских банков следует разработать приемлемый методический инструментарий, позволяющий выявить конкурентный потенциал и критические зоны в деятельности российских банков.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070

Предложенная методика расчета интегральной конкурентоспособности предприятий, адаптированная к коммерческим банкам, позволит выявить и использовать конкурентный потенциал банков, сформировать механизм повышения конкурентоспособности российских банков в условиях глобализации экономики. Список использованной литературы:

1. Зражевский В.В. Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности банковской системы РФ/ http://oldvak.ed.gov.ru/common/1mg/ uploaded/files/vak/announcements/ (дата обращения: 22.12.2016 г.)

2. Вардуль Н. В. Герман Греф нашел замену трубе. Глава Сбербанка готов к глобальной конкуренции / Материалы СМИ: утренний выпуск. - № 1, - 2013. с.48-50 http://m1nfm.ru/common/l1brary/2013/01/Mater1aly_SMI_31.01.13.pdf/(дата обращения: 22.12.2016 г.)

3. Эволюционируй или вымрешь: Герман Греф на Конвенте выпускников Сколково/ http://trends.skolkovo.ru/2016/05/evolyuts1on1ruy-1l1-vyimresh-german-gref-konvente-vy1puskn1kov-skolkovo//(дата обращения: 22.12.2016 г.)

4. Гельвановский М. И. Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы/ http://cyberlen1nka.ru//(дата обращения: 23.12.2016 г.)

5. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий/Маркетинг в России и за рубежом. - № 4 , - 2001. - С.17-27.

6. Швейцарский опыт повышения конкурентоспособности банков http://www.l1ve1ntemet.ru/users/mar1_olesko/post143988300//(дата обращения: 23.12.2016 г.)

© Абдулгужина Г.А., 2017

УДК 351

Д. М. Аксянова

студент 2 курса заочного отделения магистратуры института экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени академика

С. П. Королева

ПРОБЛЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ (НА МАТЕРИАЛАХ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» ИМ. Г. А. СМОЛЯКОВА С. БОЛЬШАЯ ЧЕРНИГОВКА)

Аннотация

Рыночные отношения существенно изменяют цели и характер труда: повышается его интенсивность, обостряется напряженность, необходима высокая компетентность, ответственность и работоспособность. Исследования последних лет по России демонстрируют, что вплоть до 30% молодых людей реализовывают собственный профессиональный выбор бессознательно. Наболевшей проблемой является устройство на работу выпускников школы. Установлено, что уровень безработицы из числа людей, закончивших учебное заведение выше, чем из числа другой части экономически активного населения. Общеобразовательная средняя школа, как одно из основных звеньев системы образования обязана оказывать обучающимся поддержку в адаптации к новым экономическим отношениям, формировать просветительные посылы с целью формирования их умственного и индивидуального потенциала, увеличивать степень информированности о разных нюансах мира современных специальностей.

При надлежащем финансировании главные проблемы столь нужной обществу деятельности по подготовке молодого поколения к осознанному выбору профессии, можно разрешить в довольно сжатые сроки. Необходимо усовершенствовать механизмы сотрудничества и взаимодействия муниципальных и городских органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.