Предложенная методика расчета интегральной конкурентоспособности предприятий, адаптированная к коммерческим банкам, позволит выявить и использовать конкурентный потенциал банков, сформировать механизм повышения конкурентоспособности российских банков в условиях глобализации экономики. Список использованной литературы:
1. Зражевский В.В. Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности банковской системы РФ/ http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/ uploaded/files/vak/announcements/ (дата обращения: 22.12.2016 г.)
2. Вардуль Н. В. Герман Греф нашел замену трубе. Глава Сбербанка готов к глобальной конкуренции / Материалы СМИ: утренний выпуск. - № 1, - 2013. с.48-50 http://minfin.ru/common/library/2013/01/Materialy_SMI_31.01.13.pdf/(дата обращения: 22.12.2016 г.)
3. Эволюционируй или вымрешь: Герман Греф на Конвенте выпускников Сколково/ http://trends.skolkovo.ru/2016/05/evolyutsioniruy-ili-vyimresh-german-gref-konvente-vyipusknikov-skolkovo//(дата обращения: 22.12.2016 г.)
4. Гельвановский М. И. Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы/ http://cyberleninka.ru//(дата обращения: 23.12.2016 г.)
5. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий/Маркетинг в России и за рубежом. - № 4 , - 2001. - С.17-27.
6. Швейцарский опыт повышения конкурентоспособности банков http://www.liveintemet.ru/users/mari_olesko/post143988300//(дата обращения: 23.12.2016 г.)
© Абдулгужина Г.А., 2017
УДК 351
Д. М. Аксянова
студент 2 курса заочного отделения магистратуры института экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени академика
С. П. Королева
ПРОБЛЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ (НА МАТЕРИАЛАХ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» ИМ. Г. А. СМОЛЯКОВА С. БОЛЬШАЯ ЧЕРНИГОВКА)
Аннотация
Рыночные отношения существенно изменяют цели и характер труда: повышается его интенсивность, обостряется напряженность, необходима высокая компетентность, ответственность и работоспособность. Исследования последних лет по России демонстрируют, что вплоть до 30% молодых людей реализовывают собственный профессиональный выбор бессознательно. Наболевшей проблемой является устройство на работу выпускников школы. Установлено, что уровень безработицы из числа людей, закончивших учебное заведение выше, чем из числа другой части экономически активного населения. Общеобразовательная средняя школа, как одно из основных звеньев системы образования обязана оказывать обучающимся поддержку в адаптации к новым экономическим отношениям, формировать просветительные посылы с целью формирования их умственного и индивидуального потенциала, увеличивать степень информированности о разных нюансах мира современных специальностей.
При надлежащем финансировании главные проблемы столь нужной обществу деятельности по подготовке молодого поколения к осознанному выбору профессии, можно разрешить в довольно сжатые сроки. Необходимо усовершенствовать механизмы сотрудничества и взаимодействия муниципальных и городских органов.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
Ключевые слова
Система образования, муниципальный район, школа, трудоустройство, работоспособность, профессиональный выбор, профориентационная работа в школе, образовательный процесс.
Переход страны на рельсы, продолжительный финансовый кризис привели к изменениям на рынке труда (новые специальности и профессии, большие несоответствия в плате труда, перемена статуса профессий, безработица и т.п.). Современная общественно-политическая и экономическая ситуация вынуждает устанавливать наиболее высокие запросы к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека.
Рыночные отношения существенно изменяют цели и характер труда: повышается его интенсивность, обостряется напряженность, необходима высокая компетентность, ответственность и работоспособность.
В связи с этим немалое внимание нужно уделять проведению направленной профориентационной деятельности среди школьников и молодежи, которая должна основываться на глубоком понимании всей системы факторов, характеризующих развитие профессиональных устремлений личности и пути её осуществления.
Исследования последних лет по России демонстрируют, что вплоть до 30% молодых людей реализовывают собственный профессиональный выбор бессознательно. В Самаре по состоянию на 15.02.2017 количество нетрудоустроенных, официально оформленных в государственном учреждении Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара», составило - 22 351 человек [2]. Обостряется проблема устройства на работу выпускников ПТУ, техникумов, вузов. Даже государственные университеты все чаще ориентируются на удовлетворение потребности людей в образовании, чем на удовлетворение необходимости народного хозяйства в рабочих кадрах и специалистов конкретного профиля, вследствие чего же рынок профессий и биржа образовательных услуг становятся практически не связанными.
Наболевшей проблемой, так же является устройство на работу выпускников школы. Установлено, что уровень безработицы из числа людей, закончивших учебное заведение выше, чем из числа другой части экономически активного населения. Доля районов, где почти все выпускники продолжают учебу или приступают к работе, невелика. В подавляющем большинстве неработающая молодежь страдает от безделья и праздности, при этом формирует трудности собственным девиантным поведением для местного населения.
В таких условиях, когда нет реальных гарантий права на труд, наблюдается, как жестокая реальность смывает из сознания людей нахлебнические настроения, и большая часть выпускников и их родителей, самостоятельно ищут возможности трудоустроиться, и стоит отметить довольно активно. Казалось бы, в такой обстановке отходят на задний план идеи о интересной работе, соответствии ее способностям человека, профессиональном образовании и т.д. Однако это не совсем так. Найти работу - это полдела, а удержаться на должности, показать свою конкурентоспособность, являются важными составляющими в профессиональном самоопределении молодого поколения.
Общеобразовательная средняя школа, как одно из основных звеньев системы образования обязана оказывать обучающимся поддержку в адаптации к новым экономическим отношениям, формировать просветительные посылы с целью формирования их умственного и индивидуального потенциала, увеличивать степень информированности о разных нюансах мира современных специальностей. Направленность в профессиональной деятельности и подбор своего профессионального будущего обязана выступать как необходимая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана содействовать обучающимся в их профессиональном самоопределении и подборе специальности с учетом личных отличительных черт, предрасположенностей, возможностей и востребованности на рынке труда.
Проанализируем структуру профориентационной работы в сельских школах на примере ГБОУ СОШ «№2» ОЦ им Г. А. Смолякова с. Большая Черниговка.
Цель: управление процессом профессионального самоопределения личности.
Задачи: подготовка учащихся к выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей современного рынка труда в кадрах; формирование из школьников профессионально значимых мотивов такого выбора, интересов, способностей.
Профориентационные мероприятия, проводимые в ГБОУ СОШ № 2 "ОЦ" им. Г. А. Смолякова с. Большая Черниговка
Направление деятельности Мероприятие
Мониторинг самоопределения выпускников 2012г.
Оформление выставки книг по профориентации
Организация работы профконсультационного пункта в школе
Обеспечение методическим материалом учителей
Подготовка памяток и рекомендаций по профориентации
Заполнение профориентационных карт
Разработка классных часов по профориентации 1-11 кл.
Предпрофильные курсы 9 классы и профильное обучение 10-11 кл.
Работа с учениками Посещение районного центра информации о профессиях
Встреча со специалистами ВУЗов 11 кл.
Неделя труда и профориентации (по плану)
Знакомство с профессией «Профессия - воспитатель, учитель.» 1- 11 кл.
Классный час «Мир профессий в загадках?» 3-4кл.
День дублера 11 кл.
Конкурс сочинений «Профессия - учитель» 8-11кл.
Участие в окружном конкурсе по профориентации
КТД - игра «Фабрика мастеров» 1-4 кл.
Игра - телепередача «Человек и профессия» 7-8 кл.
Беседа «Что может помочь в планировании карьеры» 9-11кл.
Встреча с человеком интересной профессии 1-4 кл.
Игра - практикум «Мы выбираем» 9-11 кл.
КТД «Я в мире профессий»5-6 кл.
Деловая игра «Выбор профессии» 9-11 кл.
Экскурсия «Профессии моих родителей» 1-4 кл.
Классные часы «Как выбрать профессию» 9-11кл.
Встреча с ВУЗами, СУЗами
Круглый стол «Куда пойти учиться»
Экскурсии на предприятия
Ярмарка профессий
Классные часы «Встреча с интересными людьми различных профессий»
Консультации социального педагога и педагога - психолога по профориентации
Анкетирование учащихся 9 - 11 классов по выявлению профнамерений
Анкетирование учащихся 7 - 8 классов по изучению интересов и склонностей
Неделя профориентации
Собеседование с учащимися девиантного поведения по определению их про фнамерений
Работа с родителями Анкетирование родителей учащихся 8 - 11 классов
Родительское собрание «Образование и формирование жененных планов»
Проведение классных родительских собраний: «Помощь семьи в правильном профессиональной ориентации ребенка»
Родительское собрание «Жизненные интересы ваших детей» 9,11кл.
Индивидуальные и групповые консультации родителей по вопроса выбора профессии их детьми.
Работа с педагогами Анализ трудоустройства учащихся 9,11 классов
Консультации по организации профориентационной работы в классе
Заседания МО классных руководителей "Организация профориентационной работы в классе"
Консультации социального педагога и педагога - психолога по запросам
Индивидуальная работа с педагогами о возможностях использования их предмета в целях профориентации.
Учебное образовательное пространство школы условно делится на три уровня - это профориентационная работа с учащимися, организация предпрофильной подготовки и непосредственно обучение по ИОТ.
На этапе предпрофильной подготовки в 9-х классах были введены ориентационные и предметные курсы, исходя из запросов учащихся следующего содержания: «Астрономия», «Радиоэлектроника» «Пограничная деятельность», «Таможенное дело». Цель таких курсов - самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, и выбора профиля обучения.
Результаты обучения следующие: в соответствии с профилем обучения выбрали учебное заведение 11
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
класс - 55% учащихся Выпуск - 75% .
Из 31 выпускника 9-х классов 17 продолжили свое обучение в 10 классе. ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Черниговка, 12 поступили в средне-специальные учебные заведения, двое получают начальное профессиональное образование [3].
При организации системы профориентационной работы в школе следует принимать во внимание следующие моменты:
- в мероприятиях воспитательного и учебного характера, по возможности, должны быть отражены задачи профессиональной ориентации;
- в профориентационную работу должны быть вовлечены все субъекты образовательного процесса;
- следует осуществлять мероприятия с целью повышения уровня знаний всех специалистов, участвующих в проведении деятельности по профориентации.
План профориентационной деятельности в школе обязан содержать в себе концепцию мероприятий профконсультационного и профинформационного характера. Определенную роль в нем нужно отводить мерам, устремленным на предоставление методики и знаний проведения профориентационной деятельность педагогическому коллективу.
При планировании профинформационных мероприятий необходимо учитывать потребность обучающихся в ознакомлении со структурой экономики государства в целом, с единичными секторами экономики, видами профессиональной деятельности и определенными специальностями. Составление плана информативного материала осуществляется с учетом данных о необходимости в кадрах в данном регионе и о возможностях трудоустройства выпускников школы. Составление плана профинформационных мероприятий должно реализоваться с учетом необходимости использования в каждом конкретном случае той или иной формы подачи информационного материала. При этом принимаются во внимание сущность раскрываемой профессии, возрастные особенности обучающихся и прочие факторы.
Подготовка учеников к осознанному выбору профессии осуществляется уже с первых лет их пребывания в школе. Возрастные особенности обучающихся характеризуют дифференциацию проблем профориентационной деятельности на различных этапах школьного образования: начальные, средние и старшие классы.
При соблюдении следующих основополагающих элементов, возможно повышение эффективности профориентационной работы:
- принципа преемственности и систематичности;
- принципа связи профориентации с жизнью;
- принципа взаимосвязи школы и семьи;
- принципа сочетания групповых, индивидуальных и массовых форм деятельности;
- принципа дифференцированного подхода к учащимся.
Значимым фактором эффективной профориентационной деятельности в школе считается её личное принятие педагогами и иными участниками образовательного процесса, понимание ее ценности и важности. Для организации и координации работы по профориентации рационально формирование в школе Совета по профориентации или иного координирующего органа, в которых входят представители разных структур, участвующих в профориентационной работе. На основе общешкольного плана профориентационной работы должны планировать собственную работу участники данной деятельности: классные руководители, социальный педагог, школьный психологический отдел, учителя-предметники, родительский комитет и прочие [1, с. 6-8].
Стоит выделить, что проблемы формирования механизмов сотрудничества и взаимодействия муниципальных и городских органов всегда были весьма важны в связи с тем, что 92% общеобразовательных средних учебных заведений являются муниципальными, к тому же область имеет аграрно-промышленный профиль, и муниципальные сельские школы составляют 87% с общего числа общеобразовательных учреждений.
Одним из приоритетных направлений образовательной политики в области является создание, совершенствование и развитие законодательной и нормативно-правовой базы, которая определяет
взаимоотношения органов управления образованием государственного и муниципального уровней
Однозначно, можно сказать, что в данной сфере государственное регулирование необходимо для контролирования, а, следовательно, для оптимизации средств, которые выделяет государственный бюджет, на развитие и модернизацию образования, а также и на предоставляемые им услуги.
С помощью изменений в системе государственного и муниципального управления можно помочь развитию системы профессионального ориентирования, для этого необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, улучшение качества предоставляемых услуг, а так же данная сфера нуждается в отдельном финансировании, способном помочь ей в развитии.
Таким образом, изложенные в данной статье предложения по усовершенствованию государственной и муниципальной политики могут помочь в формировании благоприятных условий для функционирования сферы образования. Подводя итог анализа состояния профориентационной деятельности в школах области, можно отметить, что, невзирая в весьма тяжелую обстановку (в первую очередность материально-технического и финансового обеспечения), она продолжает осуществляться, и что, на наш взгляд самое главное, школы готовы её улучшать. При надлежащем финансировании главные проблемы столь нужной обществу деятельности по подготовке молодого поколения к осознанному выбору профессии, можно разрешить в довольно сжатые сроки.
Список использованной литературы:
1. Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно - практический журнал. - М.: МГПУ, 2011. - № 4 (II). - 140 с.
2. Официальный сайт министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области.
3. Официальный сайт ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г. А. Смолякова с. Большая Черниговка.
© Аксянова Д. М., 2017
УДК 336.57
Л.Д. Андросова
к.э.н, доцент Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва, Российская Федерация
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Аннотаций
В статье анализируется состояние современной системы негосударственных пенсионных фондов в РФ, исследуются основные направления и проблемы их функционирования, подводятся итого двадцатипятилетнего развития НПФ, обосновываются предложения по дальнейшему совершенствованию системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Ключевые слова
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, пенсионные резервы, пенсионные накопления, пенсионная реформа.
В современной финансовой системе России негосударственные пенсионные фонды (НПФ) занимают особое место. Это особенность определяется целям рядом факторов. Во-первых, НПФ, хотя и являются в большинстве своем коммерческими структурами, имеют четкую социальную направленность, поскольку предназначены для улучшения финансового положения наименее защищенных слоев населения -пенсионеров. Во-вторых, деятельность НПФ направлена на решение финансовых проблем государства, а