Научная статья на тему 'Конкурентные закупки'

Конкурентные закупки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1321
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЙ / ЗАКУПКА / ТЕНДЕР / ТОРГИ / КОНКУРС / ЗАПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ПЕРЕГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трефилова Ю.С.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что задача выбора оптимального поставщика наиболее успешно решается при использовании методов конкурентных закупок. В статье уделяется особое внимание процессу выбора надежных поставщиков. Решению этой задачи способствуют честно проводимые конкурентные закупочные процедуры. Автор анализирует основные способы, достоинства и недостатки закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентные закупки»

27(69) - 2011

экономика предприятия

УДК 351.72

КОНКУРЕНТНЫЕ ЗАКУПКИ

ю. с. трефилова,

аспирантка кафедры управления качеством E-mail: trefilova@bk. ru Ульяновский государственный технический университет

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что задача выбора оптимального поставщика наиболее успешно решается при использовании методов конкурентных закупок. В статье уделяется особое внимание процессу выбора надежных поставщиков. Решению этой задачи способствуют честно проводимые конкурентные закупочные процедуры. Автор анализирует основные способы, достоинства и недостатки закупок.

Ключевые слова: конкурентный, закупка, тендер, торги, конкурс, запрос, предложение, переговоры.

Как показывает российская и зарубежная практика, задача выбора оптимального поставщика наиболее успешно решается при использовании методов конкурентных закупок исходных материальных ресурсов. Конкуренция — (от лат. сопсиггеге — сталкиваться) — борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.

Результативность проведения конкурентных закупочных процедур, в свою очередь, в значительной степени зависит от наличия достаточного количества потенциальных поставщиков и, следовательно, от усилий покупателя по привлечению поставщиков к участию в конкурентных процедурах.

В этих условиях существенно возрастает значение рыночной коммуникационной функции (продвижения) в закупочной деятельности предприятий и организаций. При правильном проведении конкурентных закупок достигаемая экономия средств заказчика может составлять в среднем от 5 до 15 % [3, с. 68, 80], а по утверждениям зарубежных специалистов, — до 40 % [4, с. 200].

Управление предложением поставщиков и их активностью, в том числе и при осуществлении конкурентных закупок, по мнению автора, является важным составляющим процесса обеспечения постоянного наличия достаточного количества рыночных сигналов о готовности установить или продолжить в той или иной форме отношения по поставкам с предприятием-покупателем.

С точки зрения режима правового регулирования регламентируемые закупки можно разделить на два типа. Первый — конкурсные закупки, осуществляемые для государственных и муниципальных нужд в рамках Федеральный закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [5]. Второй — конкурентные закупки, осуществляемые предприятиями, организациями, которые не подпадают под действие данного закона и действуют в рамках Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). К ним можно отнести и предприятия — субъекты естественных монополий.

Характер правового регулирования, тип и интересы собственника, стиль управления, основная цель существования и даже цели регламентации разнятся в значительной степени. Для государственных и муниципальных организаций главное — это противодействие коррупции и прямая экономия бюджетных средств. Другие приоритеты у субъектов естественных монополий: открытость и прозрачность при тарифном регулировании и эффективность закупок, тогда как борьба с возможной коррупцией — только одна из целей, но не главная. У частных предприятий основная

27 (69) - 2011

экономика предприятия

цель — экономическая эффективность, влияние на рынке поставщика и конкурентоспособность собственной продукции.

Закупки всегда связаны с принятием решений, которые не могут быть полностью формализованы без ущерба для результатов. Следовательно, всегда остается место для маневра и принятия решения на основании личного усмотрения человека, возглавляющего процесс. Личное усмотрение, рассогласованное с целями организации (государственной или частной), — вот общая проблема и причина приложения немалых усилий для регламентации закупок.

Последствия такого усмотрения всегда снижают общую эффективность организации. Во-первых, потому, что ресурсы всегда ограничены и в большой мере влияют на результаты. Во-вторых, существование рассогласованного процесса становится примером и распространяется по всей организации.

Другое общее обстоятельство связано с тем, что влияние покупателя на снижение цен, предлагаемых поставщиками, возможно лишь через конкуренцию. Для получения лучшего предложения, для крупных закупок проводят открытый конкурс, или тендер.

В настоящее время нет официальной систематизации терминологии, используемой в отечественной закупочной практике. Понятийный аппарат применительно к государственным закупкам только создается [1] и далек от завершения. Отсутствие единства приводит к разночтениям, причем это касается даже самых простых терминов.

Отечественное законодательство, в частности Гражданский кодекс РФ, вводит два основных определения — торги и конкурс. Их иногда рассматривают как синонимы, хотя это не совсем так — торги проводятся не только в виде конкурса, но и в виде аукциона [2, ст. 447, п. 4].

В упомянутом Федеральном законе под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и чьей заявке присвоен первый номер [5, гл. 2, ст. 20, п. 1].

Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся

в конкурсной документации либо в проекте государственного контракта [5, гл. 2, ст. 20, п. 2].

Говоря о Гражданском кодексе РФ, необходимо отметить, что, во-первых, глава, посвященная проведению торгов, не идентична по своим правовым последствиям названному закону. Во-вторых, применение норм права по аналогии не приветствуется контролирующими органами, и не всегда возможно применить это на практике.

В некоторых законодательных актах используется еще один термин — тендер (от англ. tender — торги, конкурс). Конкурсная форма проведения подрядных торгов представляет собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации; предложение на строительство объекта, оказание услуг или поставку товаров при проведении торгов; закрытый конкурс.

Следует отметить, что ориентация в современной закупочной деятельности на долгосрочные, взаимообязывающие отношения при осуществлении поставок на корпоративном рынке диктует необходимость уделять особое внимание выбору оптимального круга надежных во всех отношениях поставщиков из достаточно большого числа претендующих на эту роль потенциальных партнеров.

Решению этой задачи способствуют грамотно, открыто и честно проводимые конкурентные закупочные процедуры, при осуществлении которых максимально обеспечивается широкое представительство поставщиков, соответствующих выдвигаемым требованиям предприятия-покупателя.

Представляется, что при конкурентных закупках необходимо управлять предложениями претендентов и их активностью для обеспечения достаточного количества существующих и потенциальных поставщиков, установления или продолжения в той или иной форме отношений по поставкам.

Это достигается выдачей заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем конкурса.

В закупочной практике этот способ всегда рассматривается в качестве основного. Однако процедура открытого соревнования весьма длительна (не менее месяца) и ресурсоемка (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурентные закупки, тендеры, котировки, конкурсы — все эти термины давно не являются

экономика предприятия

27(69) - 2011

новыми для большинства специалистов по закупкам. Более того, все чаще встречаются компании, столкнувшиеся с конкурсными закупками и вынесшие негативный опыт. Особенно много разочаровавшихся среди поставщиков, участвовавших в конкурсах, проводимых государственными заказчиками.

К сожалению, многие конкурсы проводятся формально. На таких «тендерах» победитель, как правило, известен задолго до вскрытия конвертов с заявками. Ситуация с закупками ряда коммерческих структур, декларирующих использование конкурсных процедур, также не всегда внушает оптимизм. Все чаще встречаются случаи коррупции.

Основным законодательным актом, регламентирующим закупки коммерческих структур, является Гражданский кодекс Российской Федерации. Следует помнить о том, что действия организатора конкурсных закупок регламентированы, и никакое принимаемое решение не может идти вразрез с законодательством. Момент очевидный, но, как показывает практика, игнорируемый многими.

Например, согласно ст. 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушениями закона, по иску заинтересованного лица могут быть признаны недействительным решением суда. Соответственно, недействительным будет и договор с победителем. В частности, объявление о проведении торгов должно быть опубликовано не менее чем за 30 дней до их проведения (ст. 448 ГК РФ).

К сожалению, далеко не все организаторы конкурсов об этом задумываются. Причем не столь важно, как процедура называется ими, — конкурс, тендер, торги. Законодательное регулирование от этого не меняется.

В то же время коммерческие заказчики не связаны тяжеловесными нормами законодательства о государственных закупках и имеют возможность построить гибкую и эффективную систему.

То, что в практике государственных закупок называется запросом котировок и по закону должно применяться в редких случаях, часто является одним из основных методов закупок многих коммерческих структур. Отделом снабжения изучаются рыночные предложения, сравниваются прайс-листы, подбираются поставщики и проводятся с ними переговоры.

Предпочтение, как правило, отдается наработанным связям. Иногда это оправдано, но чаще всего максимальной эффективности можно достичь при использовании конкурентных закупок: аукционов, торгов, запросов котировок, конкурентных пере-

говоров. По оценкам экспертов, уровень экономии от использования конкурсов достигает в среднем 10—15 % от планируемой цены контракта.

Недостаточная эффективность конкурентных закупок связана прежде всего с недопониманием специалистами, отвечающими за закупки, выгод от конкурсов и с неумением и нежеланием воплотить в жизнь конкурсные технологии.

Чаще всего такие проблемы возникают в крупных компаниях. Чем она крупнее, тем сложнее руководству контролировать протекающие на местах процессы, в том числе функционирование системы закупок.

Схожая проблема существует и в государственных закупках. На взгляд автора, наибольшей эффективности можно достичь не столько использованием наработанных связей, сколько максимальным применением рыночных механизмов, и в первую очередь конкурентной борьбы поставщиков.

Когда уровень состязательности достигает максимума и все резервы уже задействованы, приходится искать дополнительные источники оптимизации хозяйственной деятельности. И одним из главных факторов, определяющих успех, является эффективность использования всех ресурсов, начиная от потребляемого сырья и материалов (включая даже канцелярские товары) и заканчивая услугами внешних консультантов.

Еще одна из распространенных проблем — неиспользование закупаемых товаров, оборудования, даже несмотря на достаточные с формальной точки зрения обоснования. Практика показывает, что не менее 10 % от закупленных товаров и услуг практически не применяется (в том числе ряд дорогостоящих программных продуктов), а производительность значительного процента закупленного оборудования (в первую очередь компьютерного) заметно превышает текущие потребности.

Эта проблема весьма характерна для крупных организаций, в том числе использующих конкурентные методы в закупках.

Несмотря на принятие закона о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, уровень коррупции не уменьшился. Документ жестко регламентирует внеконкурсное размещение госзаказа у одного поставщика, запрещаются закрытые конкурсы.

Но даже при идеально отлаженной технологии процесс подготовки конкурсной документации, публикация в прессе информации о конкурсе,

27 (69) - 2011

экономика предприятия

взаимодействие с поставщиками, сбор заявок на участие в конкурсе и т. п. — все это приводит к дополнительным проблемам оформительского плана, отнимающим у госзаказчиков много сил и времени. При появлении исправлений или уточнений приходится повторять всю процедуру практически с самого начала.

Не меньше проблем выпадает и на долю поставщиков — нужно найти информацию о конкурсе, выкупить комплект документации, разобраться и заполнить его, отвезти заявку. А если появится информация об изменениях и уточнениях, — переделать заявку и отослать вновь.

В результате махинаций в ходе госзакупок страдает бюджет, ведь завышение цен доходит до 30 %. Бюджет страдает и от неправильного выбора закупаемых товаров или технологий. При этом бюджетные деньги просто расходуются впустую. За последнее время такие случаи участились. Бюджетные потери каждый год оцениваются в миллионы рублей, ведь объем госзакупок весьма существенный.

Введенный в действие с 1 января 2006 г. названный закон вносит значительные изменения в существовавшую ранее практику размещения государственного и муниципального заказов. В связи с тем, что этот документ в некоторых аспектах применения вступает в противоречие не только с Гражданским кодексом РФ, но и с Бюджетным кодексом РФ, а также затрагивает и Трудовой кодекс РФ, в него вносились изменения около двух десятков раз. На сегодня разработка нормативно-правовой и ме-

тодической базы, обеспечивающей ввод в действие нового закон, не завершена. В переходный период регионам при размещении государственного и муниципального заказа приходится самостоятельно решать возникающие проблемы.

Можно предположить, что неэффективность системы государственных закупок связана с неэффективностью способов оценки заявок на участие в конкурсах. Именно на этом этапе зеленый свет получают предложения с менее выгодными условиями и зачастую — заявки участников, состоящих в сговоре с заказчиком.

Список литературы

1. Гладков А, Скорняков С., Храмкин А. Понятийный аппарат госзакупок // Конкурсные торги. 2002. № 28.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Кузнецов К. Конкурентные закупки: торги, тендеры, конкурсы. СПб, Питер, 2005.

4. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / пер. с англ. М. , ИНФРА-М, 2005.

5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

6. URL: http://tender-consalt. га.

7. URL: http://zakupki. gov. ru.

Московская Высшая Школа Экономики 20 лет лицензиям 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300

ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)

УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 • БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ * ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92

Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.