Научная статья на тему 'Основные барьеры участия торговых предприятий в государственных и муниципальных закупках'

Основные барьеры участия торговых предприятий в государственных и муниципальных закупках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СПОСОБ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / GOVERNMENT PROCUREMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / MUNICIPAL PROCUREMENT / ТЕНДЕРЫ / TENDERS / АУКЦИОНЫ / КОТИРОВКИ / ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ / MAIN BARRIERS / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / РЫНОК ОФИСНОЙ МЕБЕЛИ / OFFICE FURNITURE MARKET / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY KRAI / BUSINESSES / PROCUREMENT PROCEDURE / GOVERNMENT PROCUREMENT AUTHORITIES / STATE CUSTOMER / AUCTION BIDDINGS / QUOTATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Драгилев Игорь Георгиевич, Гильгерт Ольга Игоревна

В борьбе за свои конкурентные позиции торговые предприятия осваивают новые рынки и новые формы торговли. Одной из таких ниш является участие торговых предприятий в государственных закупках. В данной работе проблемы государственных закупок рассмотрены на примере торговых предприятий, реализующих офисную мебель на рынке Приморского края. Остается проблема успешного участия торговой компании в государственных закупках в зависимости от формы размещения тендера на поставку офисной мебели. Целью данной работы является исследование барьеров при участии торговой компании в государственных закупках. В соответствии с поставленной целью в работе определены и решены следующие задачи: изучены и проанализированы теоретические и методические основы функционирования системы государственных закупок; выявлены особенности участия торговых компаний в государственных и муниципальных закупках на рынке офисной мебели Приморского края; определена стратегия формирования конкурентных преимуществ для торговой компании в госзакупках; разработаны рекомендации по реализации конкурентной стратегии для успешного участия торговой компании в госзакупках. Объектом исследования являются торговые компании, осуществляющие свою деятельность на рынке государственных заказов, при размещении тендеров на поставку офисной мебели в Приморском крае. Предметом исследования является обеспечение конкурентоспособности торгового предприятия в процессе участия в государственных закупках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Драгилев Игорь Георгиевич, Гильгерт Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN BARRIERS OF PARTICIPATION OF TRADE ENTERPRISES IN THE PUBLIC AND MUNICIPAL PROCUREMENTS

In order to gain competitive advantage, businesses are developing new markets and new forms of trade. One of the ways for businesses to become more competitive is to participate in government tenders to win government procurement contracts. The article examines the difficulties businesses encounter when participating in government procurement process and focuses mainly on businesses operating in the office furniture market of Primorsky Krai. The problem is that successful participation of businesses in public procurement process depends on the form of placement of the tender for the supply of office furniture. The paper aims to investigate barriers restricting the participation of businesses in public procurement. Thus, the following tasks have been determined and solved: to study and analyze current government procurement system and procurement procedures; to reveal the specific features characterizing the ways companies choose to do business when it comes to state and municipal tenders in the market of office furniture of Primorsky Krai; to work out the strategy to increase competitive advantages of businesses taking part in government procurement; to give recommendations for businesses willing to win state procurement contacts. The object of the research is companies that take part in state and municipal procurement and specialize in office furniture delivery in Primorsky Krai. The subject of the research is to ensure competitiveness of businesses taking part in government procurement.

Текст научной работы на тему «Основные барьеры участия торговых предприятий в государственных и муниципальных закупках»

Драгилев Игорь Георгиевич, Гильгерт Ольга Игоревна ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ УЧАСТИЯ ТОРГОВЫХ ...

УДК 339.1

ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ УЧАСТИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ

© 2017

Драгилев Игорь Георгиевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Гильгерт Ольга Игоревна, аспирант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: Olya300@yandex.ru)

Аннотация. В борьбе за свои конкурентные позиции торговые предприятия осваивают новые рынки и новые формы торговли. Одной из таких ниш является участие торговых предприятий в государственных закупках. В данной работе проблемы государственных закупок рассмотрены на примере торговых предприятий, реализующих офисную мебель на рынке Приморского края. Остается проблема успешного участия торговой компании в государственных закупках в зависимости от формы размещения тендера на поставку офисной мебели. Целью данной работы является исследование барьеров при участии торговой компании в государственных закупках. В соответствии с поставленной целью в работе определены и решены следующие задачи: - изучены и проанализированы теоретические и методические основы функционирования системы государственных закупок; - выявлены особенности участия торговых компаний в государственных и муниципальных закупках на рынке офисной мебели Приморского края; - определена стратегия формирования конкурентных преимуществ для торговой компании в госзакупках; -разработаны рекомендации по реализации конкурентной стратегии для успешного участия торговой компании в госзакупках. Объектом исследования являются торговые компании, осуществляющие свою деятельность на рынке государственных заказов, при размещении тендеров на поставку офисной мебели в Приморском крае. Предметом исследования является обеспечение конкурентоспособности торгового предприятия в процессе участия в государственных закупках.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, торговые предприятия, способ закупки, государственные закупки, государственные заказчики, муниципальные закупки, тендеры, аукционы, котировки, основные барьеры, коррупция, рынок офисной мебели, Приморский край.

MAIN BARRIERS OF PARTICIPATION OF TRADE ENTERPRISES IN THE PUBLIC AND MUNICIPAL PROCUREMENTS

© 2017

Dragilev Igor Georgievich, candidate of Technical Sciences, associate professor of the department

«International Marketing and Trade» Gilgert Olga Igorevna, postgraduate student Vladivostok State University Economics and Service (690014 Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: Olya300@yandex.ru)

Abstract. In order to gain competitive advantage, businesses are developing new markets and new forms of trade. One of the ways for businesses to become more competitive is to participate in government tenders to win government procurement contracts. The article examines the difficulties businesses encounter when participating in government procurement process and focuses mainly on businesses operating in the office furniture market of Primorsky Krai. The problem is that successful participation of businesses in public procurement process depends on the form of placement of the tender for the supply of office furniture. The paper aims to investigate barriers restricting the participation of businesses in public procurement. Thus, the following tasks have been determined and solved: - to study and analyze current government procurement system and procurement procedures; - to reveal the specific features characterizing the ways companies choose to do business when it comes to state and municipal tenders in the market of office furniture of Primorsky Krai; - to work out the strategy to increase competitive advantages of businesses taking part in government procurement; - to give recommendations for businesses willing to win state procurement contacts. The object of the research is companies that take part in state and municipal procurement and specialize in office furniture delivery in Primorsky Krai. The subject of the research is to ensure competitiveness of businesses taking part in government procurement.

Keywords: competitive advantages, businesses, procurement procedure, government procurement, government procurement authorities, state customer, municipal procurement, tenders, auction biddings, quotations, main barriers, corruption, office furniture market, Primorsky Krai.

Введение. В борьбе за свои конкурентные позиции торговые предприятия осваивают новые рынки и новые формы торговли. Одной из таких ниш является участие торговых предприятий в государственных закупках.

В данной работе проблемы государственных закупок рассмотрены на примере торговых предприятий, реализующих офисную мебель на рынке Приморского края.

Опыт показал, что остается проблема успешного участия торговой компании в государственных закупках в зависимости от формы размещения тендера на поставку офисной мебели.

Поэтому потребовалось исследовать существующие на настоящий момент барьеры и возможные стратегии при участии торговой компании в государственных закупках.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Различным аспектам государственных закупок в разные периоды времени и в разных сферах деятельности посвящены

работы многих экономистов, среди которых Романенко Е.В. , Мельников В. В., Шадрина Е. В., А.А., Демин, В.А. Кощеев, Воропаева С. В., Пластинина Е. А , Смотрицкая И. И., Каранатова Л. Г., Иванова О.В., Подъяблонская Е.П., Иванова В.О., Гасаналиева А. Ш. и другие [1-13].

В то же время изучение указанных и других источников показало, что некоторые аспекты обеспечения конкурентоспособности торговых предприятий при размещении государственных заказов не получили отражения в научных исследованиях и требуют дальнейшей проработки.

Как показал опыт, участвуя в госзакупках торговые компании испытывают недостаточную информированность и доступность; отсутствие конкурентной стратегии участия и обеспечения конкурентоспособности; отсутствие проработанных научно-методических подходов и другие проблемы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Государственные закупки являются макроэкономическим инструментом, позволяющим государству осу-

Драгилев Игорь Георгиевич, Гильгерт Ольга Игоревна жонжт^кш

ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ УЧАСТИЯ ТОРГОВЫХ ... науки

ществлять свои функции, параллельно оказывая влияние на экономические отношения и создавая благоприятные условия для развития национальной экономики. Государство, обеспечивая обществу правовую защиту, национальную безопасность, здравоохранение, образование и т.п., обладает правом обеспечивать за счет бюджета государственные и муниципальные учреждения для их нормальной работы определенными благами. Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ или оказания услуг для муниципальных и государственных нужд. Государственными заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации (РФ), органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Для эффективного проведения государственных закупок и экономии бюджетных средств законом установлено проведение закупок двумя способами. Первый способ - закупка у единственного поставщика. Такой способ закупки возможен только в ряде определенных случаев, прописанных в законодательстве РФ.

Например, закупать услуги, товары или работы у единственного исполнителя (поставщика) позволительно естественным монополиям, учреждениям культуры (с некоторыми оговорками) и другим муниципальным и государственным учреждениям.

Также закупка у единственного поставщика возможна при проведении закупки на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем; закупка произведений литературы и искусства определенных авторов; выполнение работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации и других случаях, установленных ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон № 44-ФЗ) [14].

Во всех остальных случаях проводятся конкурентные процедуры госзакупок - тендеры.

Тендером называют конкурсный отбор участников закупки определенной направленности. Сам термин был позаимствован из английского языка, на котором он означает «торги, конкурс». Тендеры позволяют выбрать из всех компаний, принявших участие в процедурах, тех, кто предоставляет наиболее качественные товары и услуги по выгодным ценам, статья 24 закона № 44-ФЗ [14].

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтап-ный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений, статья 24 закона № 44-ФЗ [14].

Наиболее распространенным способом участия предприятий в государственных закупках являются электронные аукционы. Так в 2015 году цена заключенных контрактов посредством электронного аукциона составляла около 53% от общей суммы заключенных контрактов [15]. Такая же тенденция прослеживается на рынке офисной мебели Приморского края. Участие в государственных закупках помогает компаниям поддержать свой бизнес в период кризисных ситуаций [16]. Однако с чем же сталкиваются предприятия?

Тендеры призваны сделать процесс государственных закупок более прозрачным, исключить возможность коррупции и увеличить конкуренцию между поставщиками с целью экономии- средств- государственного бюджета. Но махинации с тендерными предложениями являются одной из самых распространенных коррупци-90

онных схем в сфере государственных закупок. Их задача - обеспечить выигрыш заранее выбранного претендента. Общий объем рынка госзаказа, включая закупки госкорпораций, достиг 30 трлн. руб. и 25% валового внутреннего продукта страны, сообщил заместитель министра экономического развития Евгений Елин. [17].

Поэтому не удивительно, что данный сектор изобилует проявлением таких коррупционных составляющих, как взяточничество, манипулирование ценами, вымогательство [18].

По мнению разработчиков закона № 44-ФЗ должен был снизить риски коррупции, механизмы предквали-фикации участников торгов и антидемпенговые меры дали бы возможность заказчику заключать контракт с добросовестным поставщиков, а расширение методов определения начальной (максимальной) цены контракта сократило бы случаи «искусственного» завышения цен закупок.

Тем не менее, по данным Счётной палаты, объём госзакупок в 2015 году составил 25 трлн. рублей, из них только за 9 месяцев было выявлено более 100 нарушений на 34 млрд. рублей и количество нарушений по-прежнему сохраняется [19]. Чтобы получить госзаказ, компании должны выйти на аукцион и торговаться между собой: кто предложит меньшую цену и лучшие условия, тот и побеждает. Вместо этого участники торгов заранее договариваются между собой не торговаться и делят аукционы, делят заказчиков или регионы: ты побеждаешь здесь с максимальной ценой, а я там. Всё, конкуренции нет.

С другой стороны, при определнном подходе чиновник может достаточно легко обмануть всех участников торгов и отдать победу «своей» компании, используя разные схемы. Каким образом происходит так, что аффилированным с чиновниками компаниям на законных основаниях удается выигрывать тендеры? Компаниям по закону запрещено договариваться с госзаказчиком, то есть с чиновниками, которые организуют торги. Но находят лазейки. Рассмотрим подробнее основные схемы, которые использует госзаказчик для продвижения своего «протеже» и которые имеют место быть и сейчас [20].

С какой документацией нам приходилось сталкиваться. Заведомо невыполнимые требования. Чаще всего, для победы своей компании, в пакет тендерной документации вносят ряд требований, которые сразу отсеивают потенциальных конкурентов. Подобные требования могут касаться ограничения сроков поставки товаров, выполнения работ или услуг по контракту с высоким процентом пени за просрочку, наличия спецтехники или специальной лицензии, наличие складов и специалистов определенной квалификации. Единственно возможный победитель такого конкурса - это фирма, под которую создавалась тендерная документация.

Утечка информации. Вторая по распространенности коррупционная схема при проведении тендеров - предоставление заинтересованным лицам закрытой информации. В случае если конкуренты в своей заявке предлагают более быстрые сроки выполнения контракта или более низкую цену - чиновник передает информацию своей компании. Скорректировав свою заявку, нужная компания побеждает, не оставляя шансов другим участникам.

Договорные аукционы в электронной форме. При проведении тендера всегда имеет место соперничество по цене. Несколько компаний в течение нескольких минут аукциона сбивают цену до предела, а затем выясняется, что во второй части их заявок отсутствуют необходимые документы для заключения контракта. В результате контракт заключается с единственным оставшимся участником.

Завышение цен на приобретаемые товары. При описании предмета закупки должным образом не конкретизируются характеристики приобретаемого имущества или указывается товар с лучшими и более «дорогими» АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)

Драгилев Игорь Георгиевич, Гильгерт Ольга Игоревна

ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ УЧАСТИЯ ТОРГОВЫХ ...

характеристиками, чем будет приобретено по факту. Или с согласия заказчика описывается дополнительный объем работ, который по факту необходимо выполнить лишь частично или не выполнять вовсе.

Орфографические ошибки. Еще один способ мошенничества при госзакупках состоит в том, что организуя аукцион, чиновники, оповещают только «свои» компании, остальные же желающие поучаствовать в тендере подрядчики попросту не могут найти нужную документацию. В соответствии с законом вся информация о предстоящих торгах должна публиковаться в средствах массовой информации и [на официальном сайте. Потенциальные поставщики и подрядчики должны отслеживать эти данные для подачи заявок. Но в объявлениях намеренно делаются орфографические ошибки, впоследствии выдавая их за опечатки. В результате такое объявление потенциальные участники не увидят. Из старых способов известен такой: в объявлениях одновременно используется кириллица и латиница - такое замаскированное объявление сможет найти только «свой» подрядчик.

Применение так называемого фильтра. В требованиях документации приводится описание предмета закупки под конкретного производителя, исполнителя. Часто такой способ используют при закупках техники или лекарственных препаратов. В описании предмета закупки указываются требования к составным элементам лекарств или определенные параметры техники, которые относятся к какому-то конкретному производителю. И зачастую данные требования продиктованы не необходимостью закупить именно данный продукт, а «заточкой» под определенного поставщика — продукт есть только у одной фирмы, которая предоставит его в качестве единственного участника торгов без значимого понижения стоимости поставки.

Вышеперечисленные схемы — далеко не полный перечень махинаций, связанных с госзакупками. В итоге добросовестные поставщики не могут осуществить поставку товара или выполнить услуги для государства по более низкой цене, потому что их попросту не пускают на торги. И всё это сопряжено с элементами коррупции.

Основные результаты и выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что система государственных закупок по-прежнему несовершенна, и на данный момент существуют пробелы в законодательстве, позволяющие участие в сговоре заказчика и поставщика, создающие ограничения и барьеры для свободного и честного участия в тендерах. Пока не приняты новые поправки в законах, регулирующие размещение государственного заказа, поставщикам необходимо «приспосабливаться» к существующим условиям конкуренции и искать свои способы успешного участия в тендерах.

Проведенные теоретические и практические исследования конкурентных преимуществ и конкурентных стратегий на примере торгового предприятия, позволили сделать следующие выводы:

- привлечь в число своих потребителей государственные и муниципальные предприятия торговые компании могут только через участие в государственных закупках;

- участвуя в госзакупках торговые компании испытывают недостаточную информированность и доступность; отсутствие конкурентной стратегии участия и обеспечения конкурентоспособности;

- чтобы обеспечить конкурентоспособность торговым компаниям необходимо определить конкурентную стратегию для успешного участия в госзакупках;

- для более эффективной реализации конкурентной стратегии необходимо наращивать конкурентные преимущества компании, для чего были разработаны мероприятия по реализации конкурентной стратегии;

- при определении компания-поставщиком рынка госзаказа, требуется подготовка квалифицированного персонала, менеджеров по государственным закупкам, обладающими высокими качествами коммуникабель-

ности, определенной хваткой, умеющих убеждать и договариваться, которые будут сами заниматься поиском госзаказчиков и составлением выгодных для своей компании техзаданий;

- отслеживание конкурентов. Если внимательно изучать технические задания конкурентов, ценовое предложение, по которым они в итоге выигрывают, и какую мебель в действительности они поставляют госзаказчикам, можно выработать методы конкурентной борьбы за счет, например, поиска мебели-аналога;

- тщательная подготовка заявки: если компания-поставщик безошибочно составила заявку на участие в тендере, ее обязаны допустить. В этом случае, иногда компании прибегают к жестким методам конкуренции -демпингуют цены. Это может быть связано как с отстаиванием «своего» госзаказчика, чтобы никаким образом не допустить конкурентов к их взаимодействию, так и с возможностью любой ценой получить нового госзаказчика.

Таким образом, данная работа дала возможность выявить особенности участия торговых компаний в государственных и муниципальных закупках на рынке офисной мебели Приморского края; определить стратегию формирования конкурентных преимуществ для торговой компании в госзакупках; разработать рекомендации по реализации конкурентной стратегии для успешного участия торговой компании в госзакупках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Романенко Е.В. Управление системой государственных и муниципальных закупок (на примере Хабаровского края): дис.... канд. экон. наук. Хабаровск, 2003.

2. Мельников В. В. Совершенствование механизма государственных закупок на основе повышения эффективности конкурсных торгов в Российской Федерации : Дис. ... канд. экон. наук : Новосибирск, 2005

3. Шадрина Е. В.Региональная система государственных закупок как рыночный меха-низм обеспечения общественных потребностей : автореф. дис. ...канд. экон. наук. Ростовн/Д, 2005.-23 с.

4. Демин А. А.Государственный заказ как фактор развития Государственного сектора трансформационной экономики: теоретико-экономические аспекты :ав-тореф. дис. ...канд. экон. наук. Челябинск, 2007.-27 с

5. Кощеев В. А. Методологические основы регулирования и оптимизации государственного строительного заказа / В. А. Кощеев // Вестник гражданских инженеров. 2008. N03(16).

6. Воропаева С. В.Государственные закупки в современной России: необходимость соз-дания нового института/Легга Есопоткш.2008. Т. 6. N0 4-2.С. 71-75.

7. Пластинина Е. А. Система государственных закупок как фактор экономической безопасности региона :на примере Ярославской области: дис.. канд. экон. наук. Ярославль, 2009.

8. Смотрицкая И.И.Трансформация системы государственных закупок в российской экономике :автореф. дис. ..д-ра экон. наук. М., 2009. -51 с.

9. Каранатова Л.Г. Государственные закупки и принципы их осуществления // Российское предпринимательство. 2010. № 2-2.

10. Иванова О.В. Государственные закупки: развитие понятийного аппарата//Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. N0 3. С. 40-43.

11. Подъяблонская Е.П. Государственные и муниципальные закупки в условиях реформы бюджетного процесса //Финансы. 2012. N0 7. С. 76-78.

12. Иванова В.О. Формирование инновационного механизма государственных закупок продукции промышленного производства: дис.. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2015.

13. Гасаналиева А. Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных

Драгилев Игорь Георгиевич, Гильгерт Ольга Игоревна

ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ УЧАСТИЯ ТОРГОВЫХ ...

и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 671-673.

14. Федеральноый закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

15. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. No 44-ФЗ

16. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году // URL: http://tender.mos.ru/upload/iblock/412/prilozhenie-_-2-_ monitoring_44fz_2015_.pdf

17. Госзаказ - спасение для бизнеса во время кризиса фирмы // URL: http://www.dvru.ru/articles/goszakaz_

spasjenije_dlja_biznjesa_vo_vrjemja_krizisa.html

18. Объем госзакупок в России достиг четверти ВВП страны // URL: http://www.rosbalt.ru/ business/2016/03/23/1500475.html

19. Коорупция в госзакупках. // URL: http://good-tender.ru/poleznye-stati/52-korruptsiya-v-goszakupkakh

20. Голикова оценила ежегодный объем госзакупок в 25 трлн рублей // URL: http://www.rosbalt.ru/ main/2015/12/22/1474055.html

21. Коррупция в тендерах : // URL: http://ppt.ru/guide/ news/136624

Статья поступила в редакцию 03.04.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.