Научная статья на тему 'КОНКРЕТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ И РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ИФКСИЗ'

КОНКРЕТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ И РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ИФКСИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Татьяна Константиновна, Кузьменко Галина Анатольевна, Эссеббар Кайс Мхаммедович, Марьин Игорь Сергеевич

Постоянные преобразования общественной жизни, усиливающаяся конкуренция на рынке труда, востребованность высококвалифицированных специалистов для сферы физической культуры и спорта приводят к изменениям в системе образования. Осмысление методологических оснований образования в контексте ценностей, актуальных для той или иной социально-культурной и экономической ситуации, вызывает необходимость конкретизации системы требований к качеству и результатам учебной деятельности как условия совершенствования образовательного процесса студенческой молодежи. В статье определены ключевые направления развития базовых компонентов образовательной системы, направленных на усиление теоретико-методической, практико-ориентированной и научно-исследовательской составляющей подготовки бакалавров и магистрантов и формирование необходимых компетенций для наиболее полной реализации в избранной сфере профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ким Татьяна Константиновна, Кузьменко Галина Анатольевна, Эссеббар Кайс Мхаммедович, Марьин Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICATION OF THE SYSTEM OF QUALITY REQUIREMENTS AND THE RESULTS OF ACTIVITY AS A CONDITION FOR IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS OF INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND HEALTH

Constant changes of social life, increasing competition in the labor market, the demand for highly qualified specialists for the sphere of physical culture and sports lead to changes in the system of education. Understanding the methodological grounds of education in the context of values, relevant to a particular social-cultural and economic situation, causes the need to specify a system of requirements for the quality and results of learning activities as a condition for improving the educational process of students. The article identifies the key directions of the development of the basic components of the educational system, aimed at strengthening the theoretical-methodological, practice-oriented and research component of the bachelor’s and master’s training and the formation of necessary competencies for the most complete realization in the chosen field of professional activity in the field of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «КОНКРЕТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ И РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ИФКСИЗ»

УДК 378.147; 378.14.015.62 ББК 74.489

DOI: 10.31862/2073-9613-2022-3-188-199

КОНКРЕТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ И РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ИФКСИЗ

| Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко, К.М. Эссеббар, И.С. Марьин

Аннотация. Постоянные преобразования общественной жизни, усиливающаяся конкуренция на рынке труда, востребованность высококвалифицированных специалистов для сферы физической культуры и спорта приводят к изменениям в системе образования. Осмысление методологических оснований образования в контексте ценностей, актуальных для той или иной социально-культурной и экономической ситуации, вызывает необходимость конкретизации системы требований к качеству и результатам учебной деятельности как условия совершенствования образовательного процесса студенческой молодежи. В статье определены ключевые направления развития базовых компонентов образовательной системы, направленных на усиление теоретико-методической, практико-ориентированной и научно-исследовательской составляющей подготовки бакалавров и магистрантов и формирование необходимых компетенций для наиболее полной реализации в избранной сфере профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: требования и результаты образовательной деятельности, компетенции, студенты.

Для цитирования: Ким Т.К., Кузьменко Г.А., Эссеббар К.М., Марьин И.С. Конкретизация системы требований к качеству и результатам деятельности как условие совершенствова-188 ния образовательного процесса студентов ИФКСиЗ // Преподаватель XXI век. 2022. № 3.

Часть 1. С. 188-199. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-3-188-199

SPECIFICATION OF THE SYSTEM OF QUALITY REQUIREMENTS AND THE RESULTS OF ACTIVITY AS A CONDITION FOR IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS OF INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND HEALTH

I T.K. Kim, G.A. Kuzmenko, K.M. Essebbar, I.S. Marin

Abstract. Constant changes of social life, increasing competition in the labor market, the demand for highly qualified specialists for the sphere of physical culture and sports lead to changes in the system of education. Understanding the methodological grounds of

© Ким Т.К., Кузьменко Г.А., Эссеббар К.М., Марьин И.С., 2022

l/j^i 0 I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

education in the context of values, relevant to a particular social-cultural and economic situation, causes the need to specify a system of requirements for the quality and results of learning activities as a condition for improving the educational process of students. The article identifies the key directions of the development of the basic components of the educational system, aimed at strengthening the theoretical-methodological, practice-oriented and research component of the bachelor's and master's training and the formation of necessary competencies for the most complete realization in the chosen field of professional activity in the field of physical culture and sports.

Keywords: requirements and educational activity results, competencies, students.

Cite as: Kim T.K., Kuzmenko G.A. Essebbar K.M., Marin I.S. Specification of the System of Quality Requirements and the Results of Activity as a Condition for Improving the Educational Process of Students of Institute of Physical Culture, Sports and Health. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 3, part 1, pp. 188-199. DOI: 10.31862/2073-96132022-3-188-199

Качество образовательной деятельности студентов Института физической культуры, спорта и здоровья на этапах освоения образовательных программ определяется не только успешностью преемственного и поступательного формирования актуальных профессиональных способностей и компетенций, но и обеспечением перспективы их трудоустройства и эффективной профессиональной самореализации в будущем. Профессиональная компетентность педагогических кадров состоит в продуктивности деятельности, в которой «составляющие опыта отражают знания, ценности, навыки, умения, привычки; знания и ценности определяют мировоззрение, формируют направленность личности, объем знаний становится эрудицией и компетентностью, навыки и умения доводятся до мастерства и профессиональной способности, а привычки становятся нормами общечеловеческой морали и поведения» [1, с. 55], что в совокупности определяет актуальные в профессии результаты сопряженной деятельности педагога и студента.

В связи с обостряющейся конкуренцией в профессионально-педагогической среде в настоящее время особое

внимание уделяется оценке качества подготовки бакалавров и магистров. Так, рассматривая этап профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования, отметим чрезвычайный интерес работодателей к проведению конкурсов в рамках движения WorldSkils. Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей в системе среднего профессионального образования проводит сертификацию квалификаций выпускни- ^дд ков профессиональных образовательных организаций, представляя «инструмент независимой оценки качества подготовки кадров для экономики» [2, с. 45]. Обращаясь к системе высшего образования, актуализация взаимосвязи вузов с работодателями прослеживается в структуре запросов к реализации образовательных программ по ФГОС ВО в контексте требований к кадровому составу, где не менее 10% профессорско-преподавательского состава должны быть представителями работодателей, а состав государственной аттестационной комиссии должен состоять не менее чем из 4-х представителей работодателей, что свидетельствует о весомости перманентного контроля за

качеством реализации программ высшего образования и формированием востребованных отраслью «Физическая культура и спорт» компетенций у данного специалиста.

«В процессе взаимодействия в социуме у человека, по И.Ф. Яруллину, вырабатывается нормативно-ценностная система внутренних регуляторов поведения, которые являются базисом становления личности как гражданина государства» [3, с. 215]. Очень часто преподаватели рассматривают педагогический труд как априори ведущий к ожидаемым результатам с учетом созданного в сознании педагога представления о гражданском долге студента. И.Ф. Яруллин характеризует гражданскую позицию студента педагогического вуза как «уровень зрелости личности, его политической культуры, социальной активности, личной позиции в обществе» [там же, с. 216]. Тогда как А.С. Гаязов заключает, что содержание «статуса гражданина» «состоит из двух компонентов: 1 — свобод, прав, обязанностей; 2 — понимания и принятия их личностью» [4, с. 23], где, на наш взгляд, 190 именно второй компонент чрезвычайно важен в развитии профессионального мировоззрения, выработке критической позиции к состоянию сформированности актуальных в профессии качеств, способностей, форм поведения. Незрелость второго компонента зачастую оправдывает безответственное отношение студента к процессу и результатам образовательной деятельности. С учетом сказанного, по мнению И.Ф. Яруллина, «главнейшей задачей педагогов должна стать борьба с гражданской инфантильностью, которая ведет к ограниченности его гражданских интересов», должных быть регуляторами активности в самообразовании. В этой связи нами выделена следующая проблемная ситуация: отсутствие в

категориальном описании деятельности обучающегося зон персонифицированной ответственности. На педагога возлагается спектр обязанностей, зон профессиональной ответственности, включая правовую, а обучающийся, студент, «априори всегда прав», зоны его ответственности обобщенно представлены исключительно в процессуальных характеристиках «добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы» [5].

Не вызывает сомнения, что профессионализация непосредственно связана с социализацией молодого человека, которая, в свою очередь, не может рассматриваться вне полноценной реализации социальных ролей: «обучающийся и направленно формирующий профессиональные умения»; «повышающий научно-методическую компетентность» и т. д. Успех в подготовке профессиональных кадров обусловлен эффективностью мониторирования качества образовательной деятельности, ведущим субъектом которой становится именно обучающийся, признающий определенную социальную ответственность за качество своей деятельности.

Согласно представлениям Д.А. Леонтьева, Н.С. Пряжникова, С.Д. Неверкови-ча с соавторами, «выбор профессии осуществляется с опорой на чередование этапов: А — самоактуализации способностей и склонностей субъекта, зарождения мотива профессиональной' деятельности и на ее основе создания означенной потребности в данном виде труда и типе профессионального образования; Б — самостоятельного или вынужденного

включения субъекта в пространство профессиональной деятельности, в ходе чего происходит формирование индивидуального смысла... взаимодействия на уровне диалога профессионалов» [6, с. 35; 7, с. 120; 8, с. 110].

Процесс подготовки профессиональных педагогических кадров для отрасли «Физическая культура и спорт» сопряжен с рядом трудностей, зачастую вступающих в противоречия:

• между потребностью образовательной организации демонстрировать высокие показатели качества обучения и необходимостью по объективным обстоятельствам предоставлять одаренным в избранном виде спорта спортсменам возможность обучения по индивидуальному плану, что не в полной мере позволяет студенту на должном уровне самостоятельно изучить дисциплины учебного плана;

• между стандартной системой требований к посещаемости занятий и ранней профессионализацией обучающихся с их трудоустройством в профильных организациях и учреждениях, включая трудоустройство, обусловленное сложным материальным положением и необходимостью оплачивать обучение по внебюджетной форме;

• между исходным представлением о социальной значимости педагога и реальными трудностями профессиональной коммуникации и адаптации к педагогическому труду и многое другое.

Отмеченное требует предметного рассмотрения вопроса совершенствования качества подготовки профессиональных кадров, где зона ответственности обучающегося должна содержательно прирастать, структурно оформляться, содержательно развиваться и деятельностно преобразовываться в актуальные профессиональной способности.

Совершенствование образовательного процесса студентов и ориентация педагогических кадров на преобразование качества их деятельности обусловливают, по мнению Е.В. Быстрицкой, И.Ю. Бурхано-вой, С.Д. Неверковича, формулирование ряда базовых принципов, «оптимизирующих процесс профессионального самоопределения и социализации будущих педагогов по физической культуре:

1. Принцип стратегического развития профессионала на основе прогнозирования и постановки отсроченных целей его социализации в учебной и спортивной деятельности как субъекта своего индивидуального развития и как педагога, которому делегированы и исполнительские, и продуктивные творческие, управленческие, воспитательные функции.

2. Принцип целевого регулирования взаимодействия различных профессиональных сообществ. Спортивное профессиональное сообщество диктует своим членам высокий уровень профессиональной гордости, иногда в ущерб представителям других сообществ, где соревновательность является базисным механизмом успешности субъекта в данной сфере, что ^ЭД приводит к обесцениванию других видов труда и провоцирует высокомерное отношение к представителям иных профессиональных сообществ, конфликтное поведение педагогов-тренеров. Аналогично и представители других педагогических профессии, будучи мало осведомлены о структуре и сущности профессиональной деятельности в сфере спорта, оказываются нетолерантными в высказываниях, что

не позволяет организовать между этими профессионалами продуктивное сотрудничество.

3. Принцип природосообразного самоопределения, основанного на полинаучном понимании взаимосвязей естественных и социальных процессов,

ЕК

позволяющий определить образовательную траекторию развития субъекта профессиональной деятельности, поскольку образовательному изменению подвергаются все структуры человека — биотелесная, эмоционально-психическая, социально-личностная.

4. Принцип системного восприятия профессиональной среды, реализующийся в совокупности элементов: целевых, ориентированных на рефлексию и прогнозирование результата собственной' спортивной и педагогической деятельности; нормативных — осознания студентом обязательности по достижению спортивных, дидактических и воспитательных целей; регулятивных, основанных на

принципах проектирования, внешней и внутренней регуляции спортивной деятельности и поведения, на способности к самоконтролю и степени подчиненности внешнему контролю; когнитивных, включающих социально значимые профессиональные знания, знания о межличностных отношениях и способах их продуктивного построения средствами профессиональной деятельности в сфере спорта на основании педагогической коммуникации; рефлексивных, позволяющих проводить проективную, проспективную и ретроспективную оценку профессиональной деятельности в сфере спорта и вырабатывать систему оценочных критериев, снабжая их диагностическим инструментарием» [8, с. 117-118].

Таблица

Конкретизация требований к содержанию и результатам образовательной деятельности обучающихся ИФКСиЗ, условия и формы их реализации на разных уровнях образования (жирным шрифтом выделены виды и показатели деятельности, актуальные для всех курсов обучения)

192

Требования к содержанию образовательной деятельности конкретизируются в следующих задачах: Результаты образовательной деятельности Условия и организационные формы

Уровень предвузовской подготовки — абитуриенты

• ознакомление с будущей педагогической деятельностью в сфере ФКиС;

• участие в мероприятиях, организуемых ИФКСиЗ и МПГУ;

• реализация программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;

• подготовка к: поступлению в вуз; выполнению требований ВФСК ГТО; участию в олимпиаде по физической культуре, конкурсах и конференциях,

др.;

Информированность об особенностях будущей профессиональной деятельности, мотивированный выбор направления и профиля подготовки.

• Профориентационная работа с обучающимися организаций полного общего образования и среднего профессионального образования;

• информация на сайте института, вуза;

• классные часы, беседы и просветительские мероприятия, организуемые в рамках педпрактики студентов;

• дни открытых дверей;

• мастер-классы;

• университетские субботы;

• Конкурсы проектных и научных работ обучающихся организаций полного общего образования и среднего профессионального образования и др.;

• программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;

• подготовительные курсы различной направленности и т. п.;

Продолжение таблицы

Уровень бакалавриата

Студенты 1 курса

Формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках освоения дисциплин и модулей учебного плана соответствующего направления и профиля подготовки;

• ознакомление: с областями и сферами профессиональной деятельности и типами задач профессиональной деятельности; профессиональными стандартами; требованиями работодателя к трудоустройству выпускника образовательной программы; с видами учебной и внеучебной деятельности, создающими основу профессионального трудоустройства на основе передачи опыта успешных студентов выпускных курсов;

• формирование персонифицированной учебной активности и организационной культуры и ориентация обучающегося на развитие актуальных профессионально- и личностно значимых качеств и способностей и размещение результатов образовательной и других видов деятельности в портфолио обучающегося и выпускника;

• совершенствование коммуникативных умений эффективного взаимодействия в различных профессиональных сообществах;

• разработка индивидуальных образовательных маршрутов для студентов, включающих цели, задачи, технологии, мониторинг (самооценка) успешности спортивной, педагогической, методической, научно-исследовательской, пропагандисткой, оздоровительной и иных видов деятельности.

• личностные результаты как «система ценностных отношений обучающихся к себе, другим субъектам образовательной деятельности, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т. д.»;

• предметные результаты: сформированность в соответствии с индикаторами достижений компетенций и уровнем их освоения, оцениваемых в формате знает, умеет, владеет дисциплин и модулей учебного плана направления и профиля подготовки (для студентов всех курсов и уровней образования);

• оценка освоения дисциплин учебного плана на высоком уровне по результатам промежуточной аттестации (для студентов всех курсов и уровней образования). Включая:

• сформированность мотивации к избранной сфере профессиональной деятельности;

• высокий уровень познавательной активности и включенность во все виды учебной и внеучебной деятельности (тренировочной, соревновательной, педагогической, воспитательной, развивающей, формирующей, пропагандистской, научно-исследовательской и т. п. и участие в мероприятиях, организуемых ИФКСиЗ и МПГУ;

• наличие портфолио на сайте института и др.

• Программно-методическое, научное, материально-техническое обеспечение всех видов и направлений деятельности;

• соответствие требованиям к кадровому обеспечению ОП по ФГОС;

• формы и виды учебной и внеучебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (для уровней образования);

• информирование посредством размещения актуальных требований, материалов и результатов учебной и других видов образовательной деятельности на платформе ИнФоДаMoodle;

• педагогическая практика и практическая подготовка по учебным дисциплинам;

• образовательные, учебно-воспитательные и иные проекты ИФКСиЗ и МПГУ (конкурсы проектных и научно-исследовательских работ обучающихся; физкультурно-спортивные мероприятия, соревнования и т. п.);

• классные часы, беседы и просветительские мероприятия, организуемые в рамках педпрактики студентов;

• дни открытых дверей;

• мастер-классы;

• университетские субботы;

• конкурсы проектных и научных работ обучающихся организаций полного общего образования и среднего профессионального образования и др.

193

Продолжение таблицы

194

Студенты 2 курса

• актуализация прикладного значения и влияния на будущего профессионала дисциплин теоретико-методического, научно-исследовательского и практико-методического циклов с необходимым выполнением заданий в пространстве профессионально-педагогической деятельности обучающегося (с реализацией принципов обучения, воспитания, тренировки на основе применения методов научного исследования);

• формирование регулятивных способностей как внешней" и внутренней" регуляции спортивной" деятельности и поведения, способностей к самоконтролю и степени подчиненности внешнему контролю;

• формирование когнитивных способностей, включающих социально значимые профессиональные знания, знания о межличностных отношениях и способах их продуктивного построения средствами профессиональной" деятельности в сфере спорта на основании педагогической" коммуникации;

• формирование рефлексивных способностей, позволяющих проводить проективную, проспективную и ретроспективную оценку профессиональной" деятельности в сфере спорта и выработка системы оценочных критериев, на основе специально разработанного диагностического инструментария;

• ознакомление с логикой выбора тематики курсовых работ в соответствии с перспективной линией научных исследований в ВКР и ее разделов, с учетом интересов (запросов) работодателей в системе основного образования и дополнительного образования спортивной направленности и, как следствие — своевременное определение обучающимся спектра научных интересов.

• осознание студентом обязательности по достижению спортивных, дидактических и воспитательных целей" в системе профессионально-личностного развития;

• самоопределение студентом векторов стратегического развития профессиональных качеств на основе прогнозирования и постановки текущих и перспективных целей" социализации в учебной и спортивной деятельности как субъекта своего индивидуального развития и как педагога, которому делегированы исполнительские, продуктивные, творческие, управленческие, воспитательные функции;

• самоопределение студентом образовательной траектории развития себя как субъекта профессиональной" деятельности;

• самоопределение целей освоения основной образовательной программы с учетом рефлексии и прогнозирования результата собственной" спортивной"и педагогической" деятельности;

• ответственный выбор дисциплин учебного плана по освоению блока «Дисциплины по выбору» с учетом образовательных потребностей и перспектив профессиональной самореализации и успешное их освоение;

• утверждение тематики КР и т. д.

Студенты 3 курса

• ознакомление с педагогическими смыслами участия в конкурсах проектных и научно-исследовательских работ в рамках научно-практических конференций и конкурсов МПГУ и стимулирование обучающихся к участию в мероприятиях различной направленности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ориентация на участие в научно-исследовательской работе;

• повышение организационной культуры обучающегося при совмещении образовательной и профессиональной деятельности;

• совершенствование умений и способностей реализации прикладных задач образовательной деятельности;

• совершенствование умений визуализировать (презентовать) результаты индивидуальной и коллективной педагогической, научно-исследовательской, др. видов деятельности;

• подготовка к публикации научных, научно-методических статей по избранной тематике в сборниках научных конференций, научных журналах и т. д.

• ответственный выбор «Дисциплин по выбору» учебного плана по освоению блока с учетом образовательных потребностей и перспектив профессиональной самореализации;

• утверждение тематики КР и ВКР и определение базы экспериментального исследования с предоставлением в учебную часть запроса работодателя на разработку сформулированного совместно с научным руководителем направления научно-исследовательской деятельности;

• наличие сертификатов, дипломов, грамот и т. п. об участии в научно-исследовательской, проектной, др. деятельности;

• наличие опубликованных статей;

• успешное прохождение: учебной практики, технологической, педагогической диагностики метапредметных образовательных результатов и практики по сопровождению обучающихся с ОВЗ и наработки прикладных умений; производственной практики, педагогической, психолого-педагогических технологий в обучении и развивающей деятельности.

Образование и физическая культура Продолжение таблицы

Студенты 4 и 5 курсов

• ориентация на успешное прохождение: учебной практики, педагогической практики; производственной практики, научно-исследовательской работы; производственной практики, преддипломной практики; • актуализация публикационной активности студента по результатам педагогической, научно-методической; научно-исследовательской деятельности; • ознакомление с программой ГАК и замечаниями председателя ГАК к выпускникам образовательной программы по предыдущим годам; • ознакомление с информацией в базе данных в открытом доступе о вакансиях в организациях и месте перспективного трудоустройства. • наличие сертификатов, дипломов, грамот и т. п. об участии в вузовских, всероссийских конкурсах работ по направлениям педагогической, научно-исследовательской, проектной, др. деятельности; • наличие опубликованных статей в сборниках научных конференций, научных журналах и т. д.; • иные результаты достиженческой активности обучающихся; • ассистирование в качестве преподавателя и т. п. То же

Выпускники, студенты предвыпускных курсов бакалавриата и абитуриенты

• подготовка и опубликование научных, научно-методических статей по избранной тематике в материалах научных конференций, научных журналах, включая журналы, рецензируемые Высшей аттестационной комиссией с переводом фрагментов статей на английский язык; • ориентация на преподавательскую деятельность в вузе в формате педагогической практики и практической подготовки по учебным дисциплинам. • участие в научно-методических семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах научно-исследовательских работ, конкурсах профессионального мастерства с материалами личных научных исследований и результатов научно-педагогической и проектной деятельности; • наличие публикаций в качестве автора и в соавторстве в материалах научных конференций, научных журналах, включая журналы, рецензируемые Высшей аттестационной комиссией с переводом фрагментов статей на английский язык; • проведение учебных занятий в качестве преподавателя; • руководство научными проектами и работами школьников. То же

Уровень магистратуры

Студенты 1 курса

• ознакомление: с областями и сферами профессиональной деятельности и типами задач профессиональной деятельности; профессиональными стандартами; требованиями работодателя к трудоустройству выпускника образовательной программы; с видами учебной и внеучебной деятельности, создающими основу профессионального трудоустройства на основе передачи опыта успешных студентов выпускных курсов; • расширение общепедагогического и общекультурного кругозора обучающихся; • введение в проблемное поле методологии современной науки и образования; • освоение системного, концептуального видения ситуаций и процессов в профессиональной области; • развитие исследовательских умений и навыков при анализе и синтезе педагогических явлений и фактов; • совершенствование навыков самостоятельной работы с теоретико-методологическими источниками; • утверждение темы магистерской диссертации (научно-исследовательской работы) в соответствии с направленностью образовательной программы, запросами работодателя и индивидуальными научно-образовательными интересами; определение базы экспериментального исследования с предоставлением в учебную часть запроса работодателя на разработку сформулированного совместно с научным руководителем направления научно-исследовательской деятельности; • разработанность индивидуальных образовательных маршрутов для студентов, включающих цели, задачи, технологии, мониторинг (самооценка) успешности спортивной" и педагогической" деятельности. То же

195

Окончание таблицы

• развитие рефлексивной культуры педагога; • формирование персонифицированной учебной активности и организационной культуры в рамках освоения дисциплин учебного плана; • совершенствование коммуникативных умений эффективного взаимодействия в различных профессиональных сообществах. То же

Студенты 2 курса

• ознакомление с требованиями учебной практики, педагогической, научно-исследовательской, преддипломной практики; • ознакомление с программой ГАК и замечаниями председателя ГАК к выпускникам образовательной программы по предыдущим годам. • успешное прохождение практик и аттестация; • успешное освоение образовательной программы и аттестация на ГАК. То же

Педагогический анализ категориальных суждений о долженствовании педагога и студента позволяет выделить перекрестный характер претензий, при этом в суждениях студентов применяются исключительно процессуальные характеристики деятельности и отсутствие их результативных форматов (должен: обучаться, тренироваться, посещать занятия, присутствовать на мероприятиях и др.). Что характеризует проблему исследования: мировоззренческая позиция совре-196 менного студента, отражающая его социально-профессиональную незрелость, запаздывание определенности в ценност-но-мотивационной ориентации на профессиональное самосовершенствование.

В связи с этим цель исследования: конкретизировать содержание требований и выделить подходы к преемственному формированию профессиональной компетентности студента через развитие зон его социальной ответственности перед процессом и результатами образовательной деятельности. Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы и информационных источников, интервьюирование, сравнительно-сопоставительный анализ, проектирование, интерпретация.

Результаты проведенного исследования. Анализ специальных литературных источников показал, что формирование гражданской позиции студентов рассматривается в тесной связи с «социально-культурным пространством образовательной организации высшего образования, которое представляет собой педагогически организованную социально-педагогическую среду при интеграции учебной и внеучебной деятельности» [9, с. 101] и характеризует образовательную среду актуализации значимых проявлений активности студента. Е.Н. Иванова, К.С. Брим-жанова, Л.П. Разумова обосновывают «существенное влияние самостоятельной работы студентов педагогического вуза на формирование их ответственности» [10, с. 224] к учебной деятельности. Рассмотренные нами проблемные зоны учебной деятельности студентов ИФКСиЗ обусловили конкретизацию методических подходов к созданию информационного поля для обучающегося, формулирование опережающих требований к качественной самореализации на этапах освоения образовательных программ (см. табл.).

Выводы. Представленный спектр формируемых отношений, профессионально-личностных подходов к качеству

самореализации в видах профессиональной деятельности обеспечат развитие актуальных качеств и способностей, мировоззренческих основ ответственного профессионального мышления будущего педагога. Очевидно, что данная активность обучающегося возможна при развитии интереса к коммуникации с педагогом с опорой на постоянное приращение

современных знаний, где конкретизированное нами содержание требований и определение подходов к преемственному формированию профессиональной компетентности студента через развитие зон его социальной ответственности перед процессом и результатами образовательной деятельности обусловят качественное развитие профессиональных способностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Матназарова, М.Б. Качество образования и факторы, влияющие на профессиональную подготовку педагогических кадров // Современные инновации. 2018. № 6 (28). С. 55-56.

2. Вялых, С.Д. Сертификация квалификаций выпускников профессиональной образовательной организации как инструмент независимой оценки качества подготовки кадров для экономики региона // Педагогический поиск. 2020. № 7-8. С. 45-47.

3. Яруллин, И.Ф. Понятие гражданской ответственности студентов педагогических вузов // Образование и саморазвитие. 2009. № 6 (16). С. 215-219.

4. Гаязов, А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск, 1995. 238 с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3. Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/? (дата обращения: 23.01.2022).

6. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности: монография. М.: Смысл, 1993. 43 с.

7. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996. 256 с.

8. Быстрицкая, Е.В., Бурханова, И.Ю., Неверкович, С.Д. Профессиональные принципы самоопределения студентов факультетов физической культуры // Известия Российской академии образования. 2021. № 4 (56). С. 109-121.

9. Енова, И.В. Педагогический потенциал социально-культурной деятельности в формировании гражданской ответственности студентов вузов // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 4 (9). С. 101-104.

10. Иванова, Е.Н., Бримжанова, К.С., Разумова, Л.П. Влияние самостоятельной работы студентов педагогического вуза на формирование их ответственности // International Conference on Advanced Engineering, Science and Technology. Conference Proceedings. 2017. С. 224-233.

REFERENCES

197

1. Matnazarova, M.B. Kachestvo obrazovaniya i faktory, vliyayushchie na professionalnuyu podgotovku pedagogicheskih kadrov [The Quality of Education and Factors Influencing the Professional Training of Teaching Staff], Sovremennye innovacii = Modern Innovations, 2018, No. 6 (28), pp. 55-56. (in Russ.)

2. Vyalyh, S.D. Sertifikaciya kvalifikacij vypusknikov professionalnoj obrazovatelnoj organizacii kak instrument nezavisimoj ocenki kachestva podgotovki kadrov dlya ekonomiki regiona [Certification of Qualifications of Graduates of a Professional Educational Organization as a Tool

for Independent Assessment of the Quality of Training for the Economy of the Region], Pedagogicheskij poisk = Pedagogical Search, 2020, No. 7-8, pp. 45-47. (in Russ.)

3. Yarullin, I.F. Ponyatie grazhdanskoj otvetstvennosti studentov pedagogicheskih vuzov [The Concept of Civil Responsibility of Students of Pedagogical Universities], Obrazovanie i samorazvitie = Education and Self-Development, 2009, No. 6 (16), pp. 215-219. (in Russ.)

4. Gayazov, A.S. Formirovanie grazhdanina: teoriya, praktika, problem [Formation of a Citizen: Theory, Practice, Problems]. Chelyabinsk, 1995, 238 p. (in Russ.)

5. Federalnyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 N 273-FZ. Statya 43. Obyazannosti i otvetstvennost obuchayushchihsya [Federal Law "On Education in the Russian Federation" Dated 29.12.2012 N 273-FZ. Article 43. Responsibilities and Responsibilities of Students]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 23.01.2022). (in Russ.)

6. Leontev, D.A. Ocherk psihologii lichnosti: monografiya [An Essay on Personality Psychology: A Monograph]. Moscow, Smysl, 1993, 43 p. (in Russ.)

7. Pryazhnikov, N.S. Professionalnoe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and Personal Self-Determination]. Moscow, Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh, Modek, 1996, 256 p. (in Russ.)

8. Bystrickaya, E.V., Burhanova, I.Yu., Neverkovich, S.D. Professionalnye principy samoopredeleniya studentov fakultetov fizicheskoj kultury [Professional Principles of Self-Determination of Students of Faculties of Physical Culture], Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya = Izvestia of the Russian Academy of Education, 2021, No. 4 (56), pp. 109-121. (in Russ.)

9. Enova, I.V. Pedagogicheskij potencial socialno-kulturnoj deyatelnosti v formirovanii grazhdanskoj otvetstvennosti studentov vuzov [Pedagogical Potential of Socio-Cultural Activity in the Formation of Civil Responsibility of University Students], Pedagogika i psihologiya: aktualnye voprosy teorii i praktiki = Pedagogy and Psychology: Topical Issues of Theory and Practice, 2016, No. 4 (9), pp. 101-104. (in Russ.)

10. Ivanova, E.N., Brimzhanova, K.S., Razumova, L.P. Vliyanie samostoyatelnoj raboty studentov 198 pedagogicheskogo vuza na formirovanie ih otvetstvennosti [The Influence of Independent Work of

Pedagogical University Students on the Formation of Their Responsibility]. In: Mezhdunarodnaya konferenciya po peredovoj tekhnike, nauke i tekhnologiyam [International Conference on Advanced Engineering, Science and Technology: Conference Proceedings]. 2017, pp. 224-233. (in Russ.)

Ким Татьяна Константиновна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, kim.tatiana8848@yandex.ru Tatiana K. Kim, ScD in Education, Associate Professor, Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow Pedagogical State University, kim.tatiana8848@yandex.ru

Кузьменко Галина Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, kuzmenkoga2010@yandex.ru Galina A. Kuzmenko, ScD in Education, Associate Professor, Professor, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow Pedagogical State University, kuzmenkoga2010@ yandex.ru

Эссеббар Кайс Мхаммедович, старший преподаватель, кафедра спортивных дисциплин и методики их преподавания, Московский педагогический государственный университет, oliy800@ yandex.ru

Kais M. Essebbar, Senior Lecturer, Sports Disciplines and Methods of their Teaching Department, Moscow Pedagogical State University, oliy800@yandex.ru

Марьин Игорь Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра спортивных дисциплин и методики их преподавания, Московский педагогический государственный университет, 13igmar795@gmail.com

Igor S. Marin, PhD in Education, Associate Professor, Sports Disciplines and Methods of Their Teaching Department, Moscow Pedagogical State University, 13igmar795@gmail.com

Статья поступила в редакцию 08.05.2022. Принята к публикации 17.06.2022 The paper was submitted 08.05.2022. Accepted for publication 17.06.2022

199

3/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.