Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В МПГУ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В МПГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МПГУ / ИФКСИЗ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубов Артем Михайлович, Ким Татьяна Константиновна, Кузьменко Галина Анатольевна, Михайлов Андрей Георгиевич

Здоровье нации приобретает все большую социальную ценность, выступает одним из ведущих ориентиров государственной политики, отражается в нормативно-правовой регламентации деятельности вузов Российской Федерации. Цель статьи состоит в теоретическом обосновании перспективных линий и ключевых разделов концепции физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ и определении векторов развития и конкретизации направлений деятельности Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ как базового структурного подразделения, на которое возложена основная миссия по воплощению на практике целевых ориентиров концепции. Наряду с этим в статье представлена характеристика текущего состояния физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ, конкретизированы исходные основы стратегического планирования деятельности института, первостепенные функции и задачи по направлениям деятельности и условия их эффективной реализации. Методы исследования: теоретический анализ и синтез; проектирование перспективных линий развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ; статистический анализ прогнозируемых параметров оценки эффективности результатов внедрения концепции в деятельность вуза на основе опросных методов. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «МПГУ» с задействованием обучающихся и сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубов Артем Михайлович, Ким Татьяна Константиновна, Кузьменко Галина Анатольевна, Михайлов Андрей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF PHYSICAL CULTURE AND RECREATION AND MASS SPORTS WORK AT MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY

The health of the nation is becoming increasingly of social value, it is one of the leading guidelines of state policy, it is reflected in legal regulation of the activities of universities of the Russian Federation. The purpose of the study is to theoretically substantiate the promising lines and key sections of the concept of physical culture and recreation and mass sports work in MPGU and to determine the vectors of development and specification of the activities of the Institute of Physical Culture, Sports and Health of MPGU as a basic structural unit, which is entrusted with the main mission of implementing the targets of the concept in practice. Along with this, the article presents characteristics of the current state of physical culture and recreation and mass sports work at MPGU, specifies the initial foundations of strategic planning of the Institute’s activities, primary functions and tasks in the areas of activity and the conditions for their effective implementation. Research methods: theoretical analysis and synthesis; design of promising lines for the development of physical culture and recreation and mass sports work at MPGU; statistical analysis of the predicted parameters for evaluating the effectiveness of the results of implementing the concept in the activities of the university on the basis of survey methods. The study was conducted on the basis of Moscow Pedagogical State University with the involvement of students and employees.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В МПГУ»

УДК: 378.172 DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-257-276

ББК: 74.200.554

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В МПГУ

| А.М. Дубов, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко, А.Г. Михайлов

Аннотация. Здоровье нации приобретает все большую социальную ценность, выступает одним из ведущих ориентиров государственной политики, отражается в нормативно-правовой регламентации деятельности вузов Российской Федерации. Цель статьи состоит в теоретическом обосновании перспективных линий и ключевых разделов концепции физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ и определении векторов развития и конкретизации направлений деятельности Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ как базового структурного подразделения, на которое возложена основная миссия по воплощению на практике целевых ориентиров концепции. Наряду с этим в статье представлена характеристика текущего состояния физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ, конкретизированы исходные основы стратегического планирования деятельности института, первостепенные функции и задачи по направлениям деятельности и условия их эффективной реализации. Методы исследования: теоретический анализ и синтез; проектирование перспективных линий развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ; статистический анализ прогнозируемых параметров оценки эффективности результатов внедрения концепции в деятельность вуза на основе опросных методов. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «МПГУ» с задействованием обучающихся и сотрудников.

Ключевые слова: МПГУ, ИФКСиЗ, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, организация, концепция. 257

Для цитирования: Дубов А.М., Ким Т.К., Кузьменко Г.А., Михайлов А.Г. Концептуальные основания организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ // Преподаватель XXI век. 2021. № 4. Часть 1. С. 257-276. DOI: 10.31862/2073-96132021-4-257-276

© Дубов А.М., Ким Т.К., Кузьменко Г.А., Михайлов А.Г., 2021

l/j^i 0 I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF PHYSICAL CULTURE AND RECREATION AND MASS SPORTS WORK AT MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY

I A.M. Dubov, T.K. Kim, G.A. Kuzmenko, A.G. Mikhailov

I Abstract. The health of the nation is becoming increasingly of social value, it is one of the leading guidelines of state policy, it is reflected in legal regulation of the activities of universities of the Russian Federation. The purpose of the study is to theoretically substantiate the promising lines and key sections of the concept of physical culture and recreation and mass sports work in MPGU and to determine the vectors of development and specification of the activities of the Institute of Physical Culture, Sports and Health of MPGU as a basic structural unit, which is entrusted with the main mission of implementing the targets of the concept in practice. Along with this, the article presents characteristics of the current state of physical culture and recreation and mass sports work at MPGU, specifies the initial foundations of strategic planning of the Institute's activities, primary functions and tasks in the areas of activity and the conditions for their effective implementation. Research methods: theoretical analysis and synthesis; design of promising lines for the development of physical culture and recreation and mass sports work at MPGU; statistical analysis of the predicted parameters for evaluating the effectiveness of the results of implementing the concept in the activities of the university on the basis of survey methods. The study was conducted on the basis of Moscow Pedagogical State University with the involvement of students and employees.

Keywords: MPGU, Institute of Physical Culture, Sports and Health (IFKSiZ), physical culture and recreation and mass sports work, organisation, conceptual framework.

Cite as: Dubov A.M., Kim T.K., Kuzmenko G.A., Mikhailov A.G. Conceptual Framework of Physical Culture and Recreation and Mass Sports Work at Moscow Pedagogical State University. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 4, part 1, pp. 257-276. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-257-276

Введение

Формирование концептуальных основ физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ связано с определением ряда ключевых положений, характеризующих современное состояние образовательной организации, ее миссию, цели, задачи и условия эффективного функционирования.

Современное состояние реализуемой в структурных подразделениях ФГБОУ ВО «МПГУ» физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы опирается на государственный запрос, ключевой задачей которого выступает создание условий для «обеспечения качественных и

доступных услуг в области туризма, физической культуры и спорта; возобновлении традиций массовости физической культуры, включение различных контингентов населения в систематические занятия оздоровительной физической культурой и массовым спортом; распространение стандартов здорового образа жизни», в целом способствующих повышению благосостояния населения Российской Федерации, становлению национального самосознания и обеспечению долгосрочной социальной стабильности [1-6].

Цель статьи состоит в теоретическом обосновании концепции физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой

работы в МПГУ и определении роли и функции ИФКСиЗ в ее реализации. Для достижения данной цели были использованы: теоретический анализ и синтез; проектирование перспективных линий развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ; статистический анализ прогнозируемых результатов методом непараметрической статистики — оценка достоверности приростов исследуемых показателей по Wilcoxon Matched Pairs Test, методом параметрической статистики — t-test; оценка согласованности мнений экспертов (Friedman ANOVA and Kendall Coeff. of Concordance); факторный анализ (Factor Loadings (Varimax raw). Положенное в основу статьи исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «МПГУ» с задействованием обучающихся и сотрудников ИФКСиЗ.

Анализ содержательных единиц теоретического обоснования концепции и результатов исследования

(в первом приближении)

Достижению поставленной задачи государственной политики Российской Федерации по созданию условий для роста благосостояния населения в значительной степени будут способствовать процессы модернизации, происходящие в системе образования, а также создание условий, обеспечивающих сохранение и улучшение показателей физического и духовного здоровья граждан. Для определения перспектив совершенствования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ важно проанализировать структурно-содержательные предпосылки ее организации на текущий момент. Так, процесс физического воспитания в МПГУ направлен на формирование физической культуры личности, становление и

совершенствование способности целенаправленно и системно реализовывать разнообразные средства физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья студентов, преподавателей и сотрудников университета, их полноценную подготовку к текущей и будущей профессиональной деятельности, включение в систематические организованные и самостоятельные занятия физической культурой [7].

В настоящее время физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в МПГУ осуществляется в следующих формах: в учебном процессе — при освоении дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту; во внеучебном процессе — занятия в секциях по видам спорта и тренировка сборных команд МПГУ. В рамках элективных курсов по «Физической культуре и спорту» для студентов организованы учебные занятия по ряду видов двигательной активности и спорта: спортивным играм (волейбол, баскетбол, н/теннис, бадминтон), различным видам фитнесса (силовой, cгossfit, пилатес, стретчинг, аэробика), единоборствам, танцевальным видам (рок-н-ролл, бальные, современные танцы), об- 259 щей физической подготовке, а также оздоровительно-рекреационным занятиям на свежем воздухе.

Основу спортивно-массовой работы университета составляет секционная работа, реализуемая в МПГУ по 20-ти направлениям, включая адаптивные виды двигательной активности и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, 18 из которых имеют сборные команды, и охватывает около 300 обучающихся университета. Обучающиеся, не имеющие противопоказаний для занятий физическими упражнениями и спортом, показавшие достаточную физическую подготовленность и стремление избрать для занятий один из видов спорта,

культивируемых в МПГУ, зачисляются в учебную группу по избранному виду.

В МПГУ получили развитие следующие виды спорта и формы двигательной активности: гимнастика (спортивная и оздоровительная); эстетическая и художественная, акробатика; лёгкая атлетика (беговые, прыжковые и метательские дисциплины); плавание (спортивное, прикладное, кондиционное); лыжный спорт; алтимат; дартс; подвижные игры; спортивные игры (гандбол, футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, теннис); атлетическая гимнастика; аэробика (спортивная и оздоровительная); фитнес-технологии; танцы; туризм и спортивное ориентирование; единоборства (олимпийские и восточные); подготовка к сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); допризывная физическая подготовка; основы самообороны и оборонно-спортивной подготовки. Данный перечень может быть расширен за счет введения ранее не культивируемых видов физкультурно-спортивной деятельности: стрельбы из 260 электронного оружия (ГТО), сквоша, волейбола сидя, голбола, настольных спортивных игр и др. Среди обучающихся, не входящих в состав сборных команд университета, проводится ежегодная Спартакиада МПГУ по различным видам спорта, руководство которой осуществляется организационным комитетом под председательством ректора. К участию в Спартакиаде МПГУ допускаются обучающиеся очной формы обучения (бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) и штатные преподаватели университета. В ходе мероприятий происходит отбор спортсменов на московские, всероссийские и международные соревнования в составе сборных команд университета, что в целом обеспечивает развитие

физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ.

Обращаясь к концептуальным линиям развития сферы образования и физической культуры и спорта в Российской Федерации на современном этапе, важно выделить ее новые ориентиры в совершенствовании процессов высшего образования, полноценной реализации вего структуре программ физического развития, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы и спортивной подготовки студенческой молодежи [8-13]. Так, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство Просвещения ориентированы на реструктуризацию системы образования, обеспечивающую сопряженную целостность процессов обучения и воспитания, где ведущим элементом является совершенствование организационно-содержательной, методико-технологической и организационно-правовой составляющих деятельности учреждений ВО. Современные векторы социально-экономического развития российского общества, преобразование концептуальных основ управления становятся предпосылками к обновлению деятельности вузов, что требует, в свою очередь, и обновления подхода к физической культуре в вузе.

Важно отметить, что «Физическая культура и спорт» выполняют значимую социальную и политическую роль в современном мире. Вовлеченность всех возрастных групп населения к систематическим занятиям физическими упражнениями и массовым спортом, показатели физического, психического и социального здоровья населения, успехи спортсменов, достигнутые на международных состязаниях, становятся неоспоримым доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации и усиления ее политического влияния. Однако в последнее десятилетие в силу

социально-экономических причин этот в свое время колоссальный потенциал во многом был утрачен. В настоящее время приоритетное развитие физической культуры и спорта в России вновь становится одним из ключевых направлений социальной политики государства. На высшем государственном уровне определены задачи по развитию массовости физкультурного движения в стране как неоспоримого условия формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, студенчества, взрослого населения, совершенствования процесса и результатов физического воспитания и связанных с ним видов и разновидностей физкультурно-спортивной деятельности с повышающимся охватом детей, подростков и юношества [14-16].

Концепция развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ разработана нами в русле основных содержательных линий Программы развития МПГУ [17], и, учитывая достигнутые результаты в области физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры студенческой молодежи вуза, определяет дальнейшие перспективные направления развития физической культуры и спорта в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

Концепция развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ строится с опорой на миссию ключевого в данной деятельности структурного подразделения — Института физической культуры, спорта и здоровья (ИФКСиЗ). С учетом ведущей цели университета — обеспечения устойчивого динамичного развития на этапе модернизации системы образования — социальная миссия ИФКСиЗ определяется становлением и формированием специалиста, способного к инновационной

деятельности, готового непрерывно повышать профессиональную компетентность, мобильно встраиваться в новые условия образовательной деятельности, направленной на ценности культуры, духовное и физическое развитие, а именно в развитии кадрового потенциала сферы физической культуры и спорта [18, с. 118; 19, с. 69].

Требование модернизации системы высшего образования в Российской Федерации создало предпосылки к обострению конкуренции на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. С учетом данной тенденции ИФКСиЗ сформулировал задачу выхода на принципиально новый профессиональный уровень подготовки конкурентоспособных первоклассных специалистов в сфере физической культуры и спорта.

В связи с этим выработка стратегии деятельности ИФКСиЗ по совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ основана на следующем:

• разработке стратегических целей развития ИФКСиЗ с учетом изменения стратегических приоритетов развития

страны; 261

• определении содержания новых образовательных ценностных ориентиров и оценки возможностей их достижения;

• изучении рынка услуг в области физической культуры и спорта, положения Института как образовательной организации по подготовке специалистов для сферы образования, физической культуры и спорта внутри страны и за рубежом;

• определении конкурентоспособности ИФКСиЗ в сфере физкультурно-обра-зовательных услуг и разработке условий ее совершенствования;

• направленности образовательной политики ИФКСиЗ на выпуск конкурентоспособного и востребованного отраслью специалиста.

Развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ связано с содержательным анализом базовых функций ИФКСиЗ:

• учебно-воспитательной;

• научно-методической и научно-исследовательской;

• организационной;

• финансово-хозяйственной деятельности;

• подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации преподавательских кадров;

• повышением имиджа и авторитета ИФКСиЗ во внешней и внутренней среде.

Это, в свою очередь, потребовало конкретизации целей и задач Института физической культуры, спорта и здоровья по совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ.

В результате анализа нормативно-правовых актов, литературных и иных информационных источников, проведения внутреннего самообследования были определены соответствующие стратегические цели и задачи развития Института 262 физической культуры, спорта и здоровья ФГБУ ВО «МПГУ». При этом мы учитывали, что стратегический план развития ИФКСиЗ как структурного подразделения МПГУ разрабатывается с учетом главной цели и приоритетов развития университета.

Так, главная цель ИФКСиЗ — это высококачественная подготовка конкурентоспособных специалистов для сферы образования, ФКиС и создание в университете условий для укрепления здоровья и профилактики заболеваний студентов, ППС и вспомогательного персонала на основе развития физкультурно-спортивной инфраструктуры, популяризации физкуль-турно-спортивной деятельности и приобщения обучающихся к регулярным

занятиям физическими упражнениями и спортом, здоровому образу жизни, полноценной профессиональной самореализации в области физического воспитания, студенческого спорта, оздоровительной физической культуры и фитнеса, адаптивной физической культуры, адаптивного спорта, физической рекреации, инклюзивного физического воспитания и инклюзивного спорта.

Цель находит отражение в ключевых задачах по направлениям деятельности:

1. Инновационное развитие:

• создание современной технологической цифровой среды, модернизация ее инфраструктуры для успешной реализации образовательных программ ИФКСиЗ, определяемых Федеральными государственными образовательными стандартами с учетом задач обеспечения качества образования;

• формирование спортивно-образовательного кластера, направленно совершенствующего физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу;

• привлечение коллектива ИФКСиЗ к научным исследованиям и инновационным проектам в рамках приоритетных государственных программ;

• развитие в ИФКСиЗ непрерывной системы образования, включая профессиональную переподготовку, повышение квалификации представителей сферы физической культуры и спорта, обеспечивающих совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

• совершенствование содержательного наполнения разрабатываемых ИФКСиЗ образовательных программ для сферы физической культуры и спорта в условиях экспертно-методической деятельности ППС в составах Национальной ассоциации учителей физической культуры РФ; коллегии жюри «Учитель года России»;

экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной Думы по образованию и науке; экспертного совета ФУМО в сфере высшего образования по направлению УГСН 44.00.00. «Образование и науки (педагогическое направление)» в области физической культуры и других общественных организациях, соучаствующих в определении развития содержательных линий подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта и их успешной профессиональной самореализации;

• разработка нормативной документации по актуализации инновационного развития института;

• совершенствование учебного процесса на основе широкой реализации новых технологий преподавания с применением новых информационных продуктов, включая информационное сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с применением современных информационно-коммуникационных технологий (создание Лаборатории мультимедийных технологий, специальное обучение преподавателей института по освоению новых технологий преподавания с применением новых информационных продуктов для полноценной реализации аудиторной и внеаудиторной работы с учетом современных реалий и угроз, успешного проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся).

2. Научно-исследовательская деятельность:

• создание современной научно-исследовательской инфраструктуры непосредственно в институте при его интеграции в российское и мировое научно-образовательное пространство на основе представления продуктов научно-исследовательской деятельности в России и в структуре

совместных международных научно-исследовательских проектов;

• концентрация интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава института при развитии приоритетных научных направлений по совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы при активном внедрении результатов научных изысканий в учебно-воспитательный и тренировочный процесс;

• интеллектуальное сопровождение стратегического развития института на основе дифференциации кафедр, создания научно-исследовательского центра, научно-производственной лаборатории с использованием их творческого потенциала;

• реализация НИР по проблематике физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры различных кон-тингентов (5.5.1.6. Фундаментальные закономерности когнитивных процессов человека: Развитие интеллектуальных способностей детей, подростков и учащейся молодежи в процессе учебной и тренировочной деятельности; 5.7.1.2. Адаптивные возможности и здоровье де- 263 тей в разные возрастные периоды; физиологические основы новых технологий физического воспитания детей и подростков: Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях различного типа; 5.7.2.5 Направления психолого-педагогической поддержки семейного воспитания в современных условиях: Научно-методическое и технологическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы с различными социально-демографическими группами населения, включая семьи с детьми; 5.7.3.10. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и

молодежи: Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в организациях высшего образования и повышение эффективности управления содержанием образования в области физической культуры и спорта; деятельностью физкультурно-спортивных организаций; процессом оздоровительной и спортивной тренировки);

• организация сотрудничества преподавателей и студентов в учебной, научно-исследовательской, проектной и других видах деятельности как реальной основы повышения качества подготовки специалистов, реализующих физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу;

• повышение качества приема абитуриентов в институт, уровня успешных защит диссертаций аспирантами ИФКСиЗ посредством обновления системы требований к научно-исследовательской деятельности аспирантов и их руководителей;

• разработка новых подходов к привлечению бакалавров к научно-исследовательской деятельности, включение студентов и сотрудников МПГУ в организацию

264 физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства при реализации программ производственных практик;

• активизация научно-исследовательской деятельности студенческого научного общества, научных семинаров по медико-биологическому, психолого-педагогическому, организационно-управленческому, нормативно-правовому обеспечению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ, создание условий для реализации самостоятельной научной работы и соответствующего развития форм библиотечного и информационного обслуживания.

3. Образовательная деятельность. Становление и развитие ИФКСиЗ как лидера в подготовке профессиональных

кадров в сфере физической культуры и спорта, преобразование его в одно из базовых подразделений физкультурного образования в России, реализующих физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу образовательной организации, демонстрирующей лучшие стандарты преподавания, обеспечивающие максимальные эффекты процессов обучения и воспитания. Реализация учебно-методической деятельности в условиях задействования передовых технологий образования (информационных, компьютерных), при создании комплекта государственных стандартов по ведущим отраслям знаний в своей области. Актуализация значимости физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы: руководство учебно-методическим объединением, проведение самостоятельно и совместно с Академией Наук и ФИ-РО экспертизы издаваемой учебно-методической литературы: ППС ИФКСиЗ в течение последних двух лет проведена экспертиза более чем 70 учебников и учебно-методических материалов по физической культуре для образовательных организаций. Публикация фундаментальных учебников и спецкурсов по комплексу реализуемых дисциплин и областей знаний, организация на базе Института общенациональных и международных семинаров и конференций, а также поддержка системы подготовки и переподготовки преподавателей в рамках системы повышения квалификации как на базе ИФКСиЗ, так и на базе других родственных учреждений. Это в свою очередь определяет решение следующих частных задач:

• подготовку специалистов в области физической культуры и спорта в соответствии с ФГОС нового поколения (вариативность образования, мобильность студентов), что приводит к оживлению

деловой и инновационной активности педагогических и профильных вузов;

• исследование рынка труда в области предоставления физкультурно-образова-тельных услуг, спроса на новые профили, инициирующие совершенствование профессиональных компетенций в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

• открытие перспективных направлений, программ переподготовки и повышения квалификации специалистов для отрасли «Физическая культура и спорт», востребованных рынком труда, смежных сфер при расширении спектра образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлениям: «Физическая культура», Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Менеджмент организации», «Психолого-педагогическое образование» и др.; взаимодействие с ВУЗами, ведущими подготовку педагогических, спортивных и медицинских кадров, включая спортивные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;

• разработку и реализацию образовательных программ по физическому воспитанию обучающихся; развитие студенческого спорта, оздоровительной физической культуры и фитнеса, адаптивной физической культуры, адаптивного спорта, физической рекреации, инклюзивного физического воспитания и инклюзивного спорта совместно с учреждениями высшего и среднего профессионального образования, обеспечивающих формирование ценностей и культуры здорового образа жизни; увеличение числа студентов, преподавателей и сотрудников, систематически занимающихся физической культурой и спортом; просвещение населения в

области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

• разработку образовательных программ дополнительного образования, формирующих профессиональную компетентность студентов и навыки в области здоровьесбережения средствами физической культуры у иных обучающихся;

• разработку и реализацию образовательных программ в сотрудничестве с международными организациями, ориентированными на совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с различными контингентами;

• совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех групп граждан, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

• реализацию системного подхода к качеству подготовки выпускников, участие в международной системе аккредитации;

• совершенствование форм и методов дополнительного образования по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; 265

• координацию деятельности кафедр и других структурных подразделений по методическому обеспечению национально-регионального компонента, обогащающего содержание образовательных программ по формированию профессиональной компетентности в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

• обеспечение безопасности при проведении физкультурно-спортивных мероприятий, совершенствование медицинского обеспечения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

4. Методическая деятельность:

• развитие направлений подготовки, обеспечивающих предоставление работы

по обозначенным специальностям в области успешной реализации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

• совершенствование методик образовательной деятельности с применением современных информационных технологий;

• разработка методического обеспечения и реализация процесса психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса образовательных организаций в регионах РФ в области совершенствования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

5. Социальное партнерство:

• совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в рамках дополнительного бюджетного ассигнования Рособразованием финансирования образовательной и научной деятельности;

• взаимодействие с организациями-партнерами института для совместного выполнения научно-образовательных проектов, создания совместных лабораторий по совершенствованию физкультурно-

266 оздоровительной и спортивно-массовой работы;

• участие в разработке моделей бакалавров, магистров, квалификационных характеристик как методологической основы для моделирования деятельности новых штатных должностей в области организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, создания новых рабочих мест в физкуль-турно-образовательных учреждениях, актуализирующих профессиональную компетентность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработка целевой программы подготовки молодых специалистов в области физической культуры и спорта на договорной основе с привлечением региональных средств;

• создание системы целевого мониторинга состояния кадровых ресурсов региона в сфере физической культуры и спорта (общественный договор, клуб выпускников, форум заказчиков кадров); развитие сотрудничества с выпускниками и работодателями для реализации долгосрочного прогнозирования рынка труда и занятости выпускников ИФКСиЗ;

• научно-методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы студентов ИФКСиЗ.

6. Международное сотрудничество:

• совершенствование международного сотрудничества с профильными зарубежными университетами и физкультур-но-спортивными объектами на основе участия ППС, студентов и аспирантов в международных конференциях по проблемам образования и физической культуры и спорта, а также активного привлечения иностранных учащихся — студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей — к обучению в Институте и их совершенствованию в области обновления содержания физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на основе продвижения национально-региональных традиций;

• реализация международных, межведомственных соглашений по кооперации в прохождении стажировок преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов, их участия в международных региональных мероприятиях;

• совершенствование процесса участия в международном движении WorЫSkШs, международном движении для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилим-пикс». В частности, в настоящее время развивается сотрудничество с Бухарским университетом, включая повышение публикационной активности в журнале

«Таълим Ва Инновацион Тадк,ик,отлар»; с Донецким национальным университетом (Институт физической культуры и спорта, г. Донецк, ДНР); Луганским государственным педагогическим университетом (ЛНР); Белорусским государственным университетом физической культуры (Белоруссия); Научным центром медицинской реабилитации инвалидов «Надежда» (г. Баку, Азербайджан).

7. Повышение квалификации. С целью обеспечения высокого уровня преподавания ученых дисциплин и модулей по формированию профессиональной компетентности в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы целесообразно широкое использование программ повышения квалификации преподавателей, стажировок в ведущих научных российских и зарубежных центрах.

8. Воспитательная деятельность.

Воспитательная работа представляет направленную деятельность ППС и студенческой молодежи по формированию мировоззрения, отношений и деятельности по популяризации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы для социальной адаптации к жизни в современном обществе. Воспитательная работа ориентирована на решение задач:

• укрепление социально-психологического и морально-нравственного климата в студенческих группах, формирование корпоративной физической культуры и культуры спортивной деятельности студентов и сотрудников ИФКСиЗ;

• развитие содержания и условий организации воспитательной работы со студенческим сообществом в союзе с институтом кураторов, способствующих обеспечению высокого качества подготовки обучающихся, их патриотическое воспитание и социализацию, формирование ценностно-мотивационных предпочтений

к реализации физического воспитания обучающихся, развитие студенческого спорта, оздоровительной физической культуры и фитнеса, адаптивной физической культуры, адаптивного спорта, физической рекреации, инклюзивного физического воспитания и инклюзивного спорта, популяризацию Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

• повышение конкурентоспособности образовательных программ посредством разработки системы мероприятий, реализуемых во внеучебной деятельности студенческой молодежи;

• совершенствование условий общественного самоуправления студенческой молодежи, активизация деятельности инициативных молодежных образований в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в опоре на деятельность студенческого спортивного клуба.

9. Финансово-экономическая и хозяйственная деятельность:

• придание финансово-экономической и хозяйственной деятельности института более целенаправленного и систематиче- 267 ского характера в опоре на повышение качества управления институтом в соответствии с развивающейся инфраструктурой (оказание платных физкультурно-оздоровительных, спортивных, рекреационных и реабилитационных услуг населению, увеличение количества обучающихся на договорной основе, оказание методической и консультационной помощи другим физкультурно-образовательным структурам, разработка спецкурсов и курсов повышения квалификации и т. д.);

• целевая поддержка научных и методических разработок в области физического воспитания различных контин-гентов, массового и спорта высших достижений;

• создание доступной образовательной среды и равных возможностей для занятий физической культурой и спортом всех групп населения, включая лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

• разработка эффективной системы оценки труда работников института с целью улучшения оплаты труда, обеспечения их социальными гарантиями, включая создание возможности к посещению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

• совершенствование материально-технической, учебно-методической и научно-исследовательской базы ИФКСиЗ, приведение ее в соответствие с требованиями времени по реализации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

• развитие инфраструктуры для занятий физическими упражнениями и спортом, активного проведения досуга, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в институ-

268 те и в университете.

Выделенные задачи, определяющие особенности полноценной реализации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ, требуют конкретизации условий эффективного функционирования Института физической культуры, спорта и здоровья.

Для решения выделенных задач целесообразно создать ряд условий для повышения эффективной подготовки специалистов до общемировых стандартов по качественному осуществлению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Требуется:

• создание эффективной модели организации учебного процесса;

• преобразование содержания образовательной деятельности, ориентируясь на востребованный временем инновационный характер;

• включение в систему обучения новейших методов и образовательных технологий;

• создание условий для повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

• создание соответствующего научного, программно-методического, материально-технического, информационного и финансового обеспечения института.

Для эффективной реализации целей и задач развития Института, совершенствования его деятельности, считаем целесообразным расширение, укрепление и развитие собственной материальной базы, увеличение аудиторных и лабораторных площадей и учебно-спортивного фонда, расширение спортивной инфраструктуры института:

• административного, учебного, научно-исследовательского отделов с оборудованными учебными классами, лекционными аудиториями, компьютерными классами, учебно-производственными и научными лабораториями, методическими кабинетами, более эффективным взаимодействием с библиотекой, поликлиникой, столовой и др.;

• спортивного кластера с тренажерным залом; залами для спортивных игр (баскетбольный, волейбольный, большой теннис, мини-футбол, гандбол и др.), занятий гимнастикой, единоборствами; в перспективе — легкоатлетическим манежем; бассейном; стадионом с открытыми спортивными площадками и игровыми полями;

• физкультурно-рекреационного и оздоровительно-реабилитационного центра с массажными кабинетами, сауной, баней, залами для занятий ЛФК и др.).

На основе повышения обеспеченности научных лабораторий, обновления оборудования ИФКСиЗ при эффективном использовании современной информационно-вычислительной и коммуникационной инфраструктуры осуществлять свободный обмен информацией с опорой на физкультурно-образовательные и информационные технологии, направленно совершенствовать процесс обучения студентов, стажеров и подготовки аспирантов. Все обозначенные материальные объекты необходимы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, работы со студентами, организации досуга студентов, преподавательского и вспомогательного персонала, проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, а также для оказания платных физкультур-но-спортивных услуг населению и возможной аренды производственных помещений, что обеспечит более совершенную реализацию Концепции физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ.

Первые срезы-результаты реализации нашего концептуального подхода к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, содержательно интегрированной, в том числе в учебный процесс, позволяют зафиксировать повышающуюся личностную значимость деятельностного компонента физической культуры, где данная категория сопряжена с качеством жизнедеятельности личности от дошкольного возраста к юношескому, что подтверждается существенными факторными весами дидактических блоков при освоении теоретического материала по физической культуре студентами МПГУ (п=100) и характеризует процесс формирования ценностного восприятия исследуемых переменных (см. таблицу 1).

Даже по локализации переменных в факторах физической культуры мы наблюдаем процесс перехода от социальных ценностей к индивидуальным, к ин-териоризации внешних ценностей во внутренние отношения, представления, личностные позиции, убеждения, что характеризует интеграцию деятельностного и ценностного аспектов физической культуры: как первый фактор «личностное пространство физической культуры» все более содержательно обогащается за счет освоения и ценностного присвоения компонентов второго фактора — социально-конструктивных характеристик поведения и деятельности субъектов по освоению образовательного пространства физической культуры на этапах жизненного пути.

В качестве другого результата реализации концепции важно представить повышение субъектной значимости содержательного обогащения самостоятельной работы студента, имеющей прикладную направленность и способствующей повышению ценностного отношения к деятельности в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы (см. таблицу 2). При этом согласо- 269 ванность мнений студентов достаточно высокая (Friedman ANOVA and Kendall Coeff. of Concordance (Spreadsheet 9) ANOVA Chi Sqr. (N = 80, df = 19) = 1355,664 p = 0,00000 Coeff. of Concordance = ,89188 Aver. rank r = ,89052).

Заключение

1. Теоретическое обоснование ключевых разделов концепции физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ опирается на методологические, теоретико-методические и прикладные контексты качественной подготовки конкурентоспособных специалистов, умеющих осуществлять профессиональную деятельность в условиях

Таблица 1

Факторы, повышающие ценности восприятия студенческой молодежью значимости образовательного потенциала физической культуры (ФК),

Factor Loadings (Varimax raw) (Spreadsheet 9) Extraction: Principal components (Marked loadings are > ,700000)

№ Организация содержания дидактических блоков освоения теоретического материала по физической культуре Фактор 1 «Личностное пространство ФК» Фактор 2 «Социальный контекст ФК»

1. ФК педагога-профессионала 0,824037 - 0,049336

2. ФК педагога 0,238553 0,285637

3. ФК профессиональной деятельности педагога 0,184338 - 0,920357

4. ФК студента (студенческой группы) 0,824037 - 0,049336

5. ФК личности как обобщенная идеализированная характеристика поведения и деятельности субъекта и самооценка процесса и результатов ФК 0,711539 0,099964

6. ФК дошкольника - 0,012301 0,787231

7. ФК дошкольников в самостоятельной совместной деятельности 0,123432 0,720263

8. ФК школьника (обучающегося и будущего студента) 0,176395 0,710642

9. Корпоративная ФК обучающихся класса 0,195337 0,732274

10. ФК семьи (всех ее членов — индивидуальная и в сотрудничестве) 0,903293 0,023687

11. ФК будущего родителя (и будущего ребенка) 0,730786 0,336703

12. Корпоративная ФК образовательной (профессиональной) организации 0,539216 0,708033

перманентных социально-экономических и политических преобразований, и на-270 правлено на создание в вузе условий для укрепления здоровья и профилактики заболеваний у студенческой молодежи, профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала средствами популяризации различных видов физкультурно-спортивной деятельности, приобщение их к систематическим занятиям физическими упражнениями и массовым спортом, к здоровому образу жизни, полноценной профессиональной самореализации в области физического воспитания обучающихся, студенческого спорта, оздоровительной физической культуры и фитнеса, адаптивной физической культуры, адаптивного спорта, физической рекреации, инклюзивного физического воспитания и инклюзивного спорта.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

2. Текущее состояние физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ является отправной точкой к преобразованиям, представленным в миссии ИФКСиЗ, цели реализации концепции, исходных основах стратегического планирования деятельности института, его базовых функциях, цели и ключевых задачах по направлениям деятельности в области совершенствования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ, условиях эффективного функционирования ИФКСиЗ.

3. Определение векторов развития и конкретизация направлений деятельности Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ отразились в сформированности факторов, повышающих ценности восприятия студенческой

Таблица 2

Динамика значимости для студенческой молодежи деятельностных организационных форм реализации процесса физического воспитания

Концептуальные линии ФВ студенческой молодежи Организационные формы реализации процесса физического воспитания Динамика субъектной значимости, балл Р

ОЭ ДЭ

Формирование организационной культуры личности студента педагогического вуза в физическом воспитании, реализации Входное анкетирование студентов по вопросам информационной, ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, регулятивной, операционально-деятельностной готовности к успешной реализации в практике повседневной жизни видов физкультурно-спортивной деятельности. 2,80 ± 0,604 4,70 ± 0,461

Самоконтроль необходимой оснащенности места для физкультурной деятельности. 2,10 ± 0,302 4,10 ± 0,302 5 ° то о .У о :+=

физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы Фиксация в дневнике самоконтроля результатов проведения функциональных проб, антропометрических измерений, данных (самост.) тестирования. 2,30 ± 0,461 4,10 ± 0,302 ст ~ '¡я V си О. ^ ^-Г СЛ Ю 7п ™

Наличие недельного плана (индивидуального расписания) физкультурно-спортивных (учебных и внеучебных) занятий. 2,50 ± 0,503 4,70 ± 0,461 ■а с^ % А 1 ц

Формирование физической культуры Тайм-менеджмент учебного (рабочего) дня. 2,20 ± 0,403 4,20 ± 0,424 & ¿С £ ° ■а Й

личности студента педагогического вуза Видеоотчет (программа) о проведении мероприятия просветительско-образовательного направления в области физической культуры личности обучающихся в образовательной организации. 2,50 ± 0,503 4,80 ± 0,403 I 2 | св о О. о

Самоотчет о двигательно-активно проведенном выходном дне, о демонстрации умения организовывать коллективные физкультурно-рекреационные мероприятия и состязания. 2,60 ± 0,493 4,90 ± 0,30 ■а о ф .с о <в о г о с ю <5 о х \/ О V

Комплекс восстановительных упражнений по избранной теме восстановительно-реабилитационной физической культуры. 2,18 ± 0,382 4,10 ± 0,396 о о. Э ^

Видеоотчет о проведении кондиционной тренировки на развитие избранных физических качеств. 2,80 ± 0,403 4,90 ± 0,302

План тренировочных занятий на микроцикл. 2,60 ± 0,493 4,80 ± 0,403

271

Примечание: ОЭ — ознакомительный этап; ДЭ — деятельностный этап.

молодежью значимости образователь-но-го потенциала физической культуры и достоверной динамике значимости для студенческой молодежи деятельностных организационных форм реализации процесса физического воспитания, что

характеризует верно избранные ориентиры содержательного обогащения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МПГУ и перспектив распространения данного опыта в педагогические вузы РФ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения: 16.09.2021).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 16.09.2021).

3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631 (дата обращения: 16.09.2021).

4. Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная приказом Минспорта России от 21 ноября 2017 г. № 1007. URL: https:// minsport.gov.ru/2017/doc/order1017_211117KoncepStudentSport_2025.pdf (дата обращения: 16.09.2021).

5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-24112020-n-3081-r/strategiia-razvitiia-fizicheskoi-kultury-i/ (дата обращения: 16.09.2021).

6. Порядок осуществления деятельности студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 марта 2020 г. № 462. URL: https://base.garant.ru/73948121/ (дата обращения: 16.09.2021).

7. Концепция развития МПГУ на период 2017-2020 годы: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования, утвержденная решением Ученого совета МПГУ от 27 марта 2017 г. протокол № 8. URL: http://mpgu.su/novosti/kontseptsiya-razvitiya-mpgu-na-period-2017-2020-godyi-ot-vozrozhdeniya-k-sozidaniyu-novogo-oblika-pedagogicheskogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 16.09.2021).

8. О реализации в 2021-2030 годах программы стратегического академического лидерства (далее — программа «Приоритет-2030»), утвержденной распоряжением Правительства Рос-

272 сийской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3697-р. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/ priority2030/ (дата обращения: 16.09.2021).

9. Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. № 2245-р. URL: http://static.government.ru/media/files/QNlN0zIXgAYfExx0bzmyGXxl Qm6SFf54.pdf (дата обращения: 16.09.2021).

10. Федеральный проект «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). URL: https:// mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/5 (дата обращения: 16.09.2021).

11. Межотраслевая программа развития студенческого спорта, утвержденная приказом Минспорта России и Минобрнауки России от 27 ноября 2019 г. № 981/1321. URL: https://minsport. gov.ru/2019/doc/Mejotr-prog-razvitiya-stud-sporta.pdf (дата обращения: 16.09.2021).

12. Соглашение о взаимодействии между Министерством спорта Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийской общественной организацией «Российский студенческий спортивный союз» в сфере развития студенческого спорта от 3 февраля 2021 г. № 13/ск-35/06. URL: https://ifksimp.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15670/2021/02_Fevral/

Soglashenie_o_vzaimodeistvii_v_sfere_razvitija_studencheskogo_sporta.pdf (дата обращения: 16.09.2021).

13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 16.09.2021).

14. Ким, Т.К. Научные основы физического воспитания в системе «Семья — Школа»: монография. М.: Московский педагогический государственный университет». 2016. 494 с.

15. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003 (дата обращения: 16.09.2021).

16. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Основы ГМП), утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL: http://government.ru/docs/all/93887/ (дата обращения: 16.09.2021).

17. Проект Программы развития МПГУ на 2021-2030 годы, одобренный решением Ученого совета МПГУ от 29 марта 2021 года. URL: http://mpgu.su/obyavleniya/proekt-programmy-razvitija-mpgu-na-2021-2030-gody/ (дата обращения: 16.09.2021).

18. Ким, Т.К., Кузьменко, Г.А. Анализ современных подходов к обновлению содержания и организации физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся: отечественный и зарубежный опыт // Общество: Социология, психология, педагогика. № 3 (71) 2020. С. 118-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Кузьменко, Г.А., Ким, Т.К. Вызовы времени и психологическая готовность педагогов к требованиям профессиональной деятельности // Рудиковские чтения-2020. Сбоник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общей редакцией Ю.В. Байковского, В.Ф. Сопова, В.А. Москвина. 2020. С. 69-75.

REFERENCES

273

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii [The Constitution of the Russian Federation]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

2. Federalnyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

3. Federalnyj zakon ot 4 dekabrya 2007 g. № 329-FZ "O fizicheskoj kulture i sporte v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 329-FZ of December 4, 2007 "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631 (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

4. Koncepciya razvitiya studencheskogo sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda, utverzhdennaya prikazom Minsporta Rossii ot 21 noyabrya 2017 g. № 1007 [The Concept of the Development of Student Sports in the Russian Federation for the Period Up to 2025, Approved by Order No. 1007 of the Ministry of Sports of the Russian Federation Dated November 21, 2017]. Available at: https://minsport.gov.ru/2017/doc/order1017_211117KoncepStudentSport_2025.pdf (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

5. Strategiya razvitiya fizicheskoj kultury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 24 noyabrya 2020 g.

№ 3081-r [The Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the Period Up to 2030, Approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r of November 24, 2020]. Available at: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-24112020-n-3081-r/strategiia-razvitiia-fizicheskoi-kultury-i/ (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

6. Poryadok osushchestvleniya deyatelnosti studencheskih sportivnyh klubov (v tom chisle v vide obshchestvennyh obedinenij), neyavlyayushchihsyayuridicheskimi licami, utverzhdennyjprikazom Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 23 marta 2020 g. № 462 [The Exercise of the Activities of Student Sports Clubs (Including in the Form of Public Associations) That are Not Legal Persons, Approved by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of March 23, 2020 No. 462]. Available at: https://base.garant.ru/73948121/ (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

7. Koncepciya razvitiya MPGU na period 2017-2020 gody: ot vozrozhdeniya k sozidaniyu novogo oblika pedagogicheskogo obrazovaniya, utverzhdennaya resheniem Uchenogo soveta MPGU ot 27 marta 2017 g. protokol № 8 [The Concept of Development of the Moscow Pedagogical State University for the Period of 2017-2020 Years: from the Renaissance to the Creation of a New Image of Pedagogical Education, Approved by the Decision of Academic Council of Moscow Pedagogical State University from March 27, 2017, Minutes No. 8]. Available at: http://mpgu.su/ novosti/kontseptsiya-razvitiya-mpgu-na-period-2017-2020-godyi-ot-vozrozhdeniya-k-sozidaniyu-novogo-oblika-pedagogicheskogo-obrazovaniya/(accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

8. O realizacii v 2021-2030 godah programmy strategicheskogo akademicheskogo liderstva (dalee — programma «Prioritet-2030»), utverzhdennoj rasporyazheniem Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2020 g. N 3697-r [On the Implementation from 2021 to 2030 Program of Strategic Academic Leadership (Hereinafter — the «Priority-2030»), Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of 31 December, 2020 No. 3697-R]. Available at: https:// minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

9. Koncepciya podgotovki sportivnogo rezerva v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda, 274 utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2018 g.

№ 2245-r [The Concept of Training of Sports Reserve in the Russian Federation for the Period up to 2025, Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of October 17, 2018 No. 2245-R]. Available at: http://static.government.ru/media/files/QNlN0zIXgAYfExx0bzmy GXxlQm6SFf54.pdf (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

10. Federalnyj proekt "Sport — norma zhizni" nacionalnogo proekta "Demografiya", utverzhdennyj prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacionalnym proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. № 16) [Federal Project "Sports — Norm of Life" of the National Project «Demography», Approved by the Presidium of the Presidential Council of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (Minutes Dated December 24, 2018 No. 16)]. Available at: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/5 (in Russ.)

11. Mezhotraslevaya programma razvitiya studencheskogo sporta, utverzhdennaya prikazom Minsporta Rossii i Minobrnauki Rossii ot 27 noyabrya 2019 g. № 981/1321 [Multisectoral Program Development Student Sports, Approved by Order of the Ministry of Sports and Ministry of Education and Science of 27 November 2019, No. 981/1321]. Available at: https://minsport.gov. ru/2019/doc/Mejotr-prog-razvitiya-stud-sporta.pdf (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

12. Soglashenie o vzaimodejstvii mezhdu Ministerstvom sporta Rossijskoj Federacii, Ministerstvom nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, Ministerstvom prosveshcheniya Rossijskoj

Federacii i Obshcherossijskoj obshchestvennoj organizaciej "Rossijskij studencheskij sportivnyj soyuz" v sfere razvitiya studencheskogo sporta ot 3 fevralya 2021 g. № 13/sk-35/06 [The Agreement on Cooperation Between the Ministry of Sport of the Russian Federation, the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, the Ministry of Education of the Russian Federation and the Russian Public Organization "Russian Student Sports Union" in the Development of Student Sports of February 3, 2021, No. 13/SK-35/06]. Available at: https:// ifksimp.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15670/2021/02_Fevral/Soglashenie_o_ vzaimodeistvii_v_sfere_razvitija_studencheskogo_sporta.pdf (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

13. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r [The Strategy of Development of Education in the Russian Federation for the Period up to 2030, Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-R]. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

14. Kim, T.K. Nauchnye osnovy fizicheskogo vospitaniya v sisteme "Semya — Shkola" [Scientific Bases of Physical Education in the System "Family — School"]. Moscow: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2016, 494 p. (in Russ.)

15. Federalnyj zakon ot 30 dekabrya 2020 g. № 489-FZ "O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 489-FZ of December 30, 2020 "On Youth Policy in the Russian Federation"]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003 (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

16. Osnovy gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (dalee — Osnovy GMP), utverzhdennye rasporyazheniem Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 29 noyabrya 2014 g. № 2403-r [The Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025 (Hereinafter Referred to As the GMP Fundamentals), Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 2403-r of November 29, 2014]. Available at: http://government.ru/docs/all/93887/ (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

17. Proekt Programmy razvitiya MPGU na 2021-2030 gody, odobrennyj resheniem Uchenogo soveta 275 MPGU ot 29 marta 2021 goda [The Draft Program for the Development of MPSU for 2021-2030, Approved by the Decision of the Academic Council of IPSU on March 29, 2021]. Available at: http://mpgu.su/obyavleniya/proekt-programmy-razvitija-mpgu-na-2021-2030-gody/ (accessed: 16.09.2021). (in Russ.)

18. Kim, T.K., Kuzmenko, G.A. Analiz sovremennyh podhodov k obnovleniyu soderzhaniya i organizacii fizkulturno-ozdorovitelnoj deyatelnosti obuchayushchihsya: otechestvennyj i zaru-bezhnyj opyt [Analysis of Modern Approaches to Updating the Content and Organization of Physical Culture and Recreation Activities of Students: Domestic and Foreign Experience], Obshchestvo: Sociologiya, psihologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, No. 3 (71), 2020, pp. 118-122. (in Russ.)

19. Kuzmenko, G.A., Kim, T.K. Vyzovy vremeni i psihologicheskaya gotovnost pedagogov k trebovaniyam professionalnoj deyatelnosti [Challenges of the Time and Psychological Readiness of Teachers to the Requirements of Professional Activity]. In: Rudikovskije chtenija-2020 [Rudikov Readings-2020: Collection of Materials of the XVI All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation], ed. by Yu.V. Baykovsky, V.F. Sopov, V.A. Moskvin. Moscow: 2020, pp. 69-75. (in Russ.)

Дубов Артем Михайлович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, кафедра физического воспитания и спорта, Московский педагогический государственный университет, am.dubov@mpgu.su

Artem M. Dubov, PhD in Pegagogy, Head of the Department, Department of Physical Education and Sports, Moscow Pedagogical State University, am.dubov@mpgu.su

Ким Татьяна Константиновна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, tk.kim@mpgu.su

Tatyana K. Kim, ScD in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department, Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports, Moscow Pedagogical State University, tk.kim@mpgu.su

Кузьменко Галина Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, ga.kuzmenko@mpgu.su

Galina A. Kuzmenko, ScD in Pegagogy, Associate Professor, Professor, Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports, Moscow Pedagogical State University, ga.kuzmenko@ mpgu.su

Михайлов Андрей Георгиевич, директор, Институт физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет, ag.mihailov@mpgu.su

Andrey G. Mikhailov, Director, Institute of Physical Culture, Sports and Health, Moscow Pedagogical State University, ag.mihailov@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 08.07.2021. Принята к публикации 01.09.2021 The paper was submitted 08.07.2021. Accepted for publication 01.09.2021

276

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.