Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА ВУЗАХ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА ВУЗАХ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
физкультурно-оздоровительная работа / спортивно-массовая деятельность / высшие учебные заведения / физическая культура молодежи / российский спортивный опыт высшей школы / физическая культура в зарубежных ВУЗах / physical culture and health-improving work / sports and mass activities / higher educational institutions / physical culture of youth / Russian sports experience of higher education / physical culture in foreign universities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагбанов Фархат Рифхатович

Вовлечение студенческой молодежи в регулярные занятия физкультурой и спортом является приоритетным направлением работы в области социального оздоровления населения и одной из наиболее значимых государственных задач. Пропаганда здорового образа жизни населения, профилактика различного рода зависимостей, к числу которых относятся табакокурение, алкоголизм и наркомания успешно реализуемы в стенах образовательных учреждений, в том числе – в высшей школе. Учащиеся российских университетов способны, в отличие от школьников, уже более осознанно усваивать элементы здорового образа жизни, понимая их значимость, в том числе – для своей будущей профессиональной деятельности. В настоящей статье на базе методов описательного и сравнительно-сопоставительного анализа предпринята попытка выявить положительные стороны российского опыта проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ВУЗах и соотнесения его с достижениями высшей школы за рубежом. Автором сделан важный вывод о необходимости обогащения содержания физкультурно-спортивного работы в отечественных ВУЗах достоинствами западной системы преподавания дисциплины «физическая культура» при учете российской специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AND SPORTS AND MASS WORK IN UNIVERSITIES: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Involving student youth in regular physical education and sports is a priority area of work in the field of social improvement of the population and one of the most significant state tasks. Promotion of a healthy lifestyle of the population, prevention of various kinds of addictions, including tobacco smoking, alcoholism and drug addiction, are successfully implemented within the walls of educational institutions, including in higher education. Students of Russian universities are able, in contrast to schoolchildren, to more consciously assimilate the elements of a healthy lifestyle, understanding their importance, including for their future professional activities. In this article, based on the methods of descriptive and comparative analysis, an attempt is made to identify the positive aspects of the Russian experience in conducting physical culture, health-improving and sports-mass work in universities and correlating it with the achievements of higher education abroad. The author made an important conclusion about the need to enrich the content of physical culture and sports work in domestic universities with the advantages of the Western system of teaching the discipline “physical culture”, taking into account the Russian specifics.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА ВУЗАХ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10643

ШАГБАНОВ Фархат Рифхатович,

преподаватель кафедры физического воспитания Тюменского индустриального университета, e-mail: shagbanovfr@tyuiu.ru

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА ВУЗАХ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. Вовлечение студенческой молодежи в регулярные занятия физкультурой и спортом является приоритетным направлением работы в области социального оздоровления населения и одной из наиболее значимых государственных задач. Пропаганда здорового образа жизни населения, профилактика различного рода зависимостей, к числу которых относятся табакокурение, алкоголизм и наркомания успешно реализуемы в стенах образовательных учреждений, в том числе - в высшей школе. Учащиеся российских университетов способны, в отличие от школьников, уже более осознанно усваивать элементы здорового образа жизни, понимая их значимость, в том числе - для своей будущей профессиональной деятельности. В настоящей статье на базе методов описательного и сравнительно-сопоставительного анализа предпринята попытка выявить положительные стороны российского опыта проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ВУЗах и соотнесения его с достижениями высшей школы за рубежом. Автором сделан важный вывод о необходимости обогащения содержания физкультурно-спор-тивного работы в отечественных ВУЗах достоинствами западной системы преподавания дисциплины «физическая культура» при учете российской специфики.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа, спортивно-массовая деятельность, высшие учебные заведения, физическая культура молодежи, российский спортивный опыт высшей школы, физическая культура в зарубежных ВУЗах.

SHAGBANOV Farhat Rifkhatovich,

teacher of the Department of Physical Education, Tyumen Industrial University

HEALTH AND SPORTS AND MASS WORK IN UNIVERSITIES: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Annotation. Involving student youth in regular physical education and sports is a priority area of work in the field of social improvement of the population and one of the most significant state tasks. Promotion of a healthy lifestyle of the population, prevention of various kinds of addictions, including tobacco smoking, alcoholism and drug addiction, are successfully implemented within the walls of educational institutions, including in higher education. Students of Russian universities are able, in contrast to schoolchildren, to more consciously assimilate the elements of a healthy lifestyle, understanding their importance, including for their future professional activities. In this article, based on the methods of descriptive and comparative analysis, an attempt is made to identify the positive aspects of the Russian experience in conducting physical culture, health-improving and sports-mass work in universities and correlating it with the achievements of higher education abroad. The author made an important conclusion about the need to enrich the content of physical culture and sports work in domestic universities with the advantages of the Western system of teaching the discipline "physical culture", taking into account the Russian specifics.

Key words: physical culture and health-improving work, sports and mass activities, higher educational institutions, physical culture of youth, Russian sports experience of higher education, physical culture in foreign universities.

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в высших учебных заведениях в РФ в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с тем, что обучающиеся в них студенты предъявляют новые требования как

потребители образовательных услуг. Создание условий для того, чтобы учащиеся могли не только приобретать необходимые в их будущей работе профессиональные навыки, но и поддерживать хорошую физическую форму, вести здоровый образ жизни без отрыва от учебного процесса

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

является важным конкурентным преимуществом ВУЗа на стадии выбора абитуриента.

Кроме того, сегодня поддержание здорового образа жизни, а также рост массовой вовлеченности населения в спортивные мероприятия, повышение уровня физической подготовки российских спортсменов продолжает относиться к сфере государственной политики [6]. В свою очередь, особая значимость в настоящее время придается именно развитию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в студенческой среде. Статистика охвата молодежи отечественных ВУЗов физической культурой и спортом в настоящее время внушает уверенность, о чем было заявлено в ходе пленарного заседания на форуме «Россия - спортивная держава» в октябре 2019 г. занимавшей пост вице-премьера РФ О.Ю. Голодец. Она отметила, что около 30 процентов молодых людей уже занимаются спортом на регулярной основе [2].

Однако, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в ВУЗах РФ, несмотря на достаточно хорошие показатели, требует их сохранения на должном уровне. Для этой цели необходимо рассмотреть не только отечественный, но и зарубежный опыт организации спортивно-оздоровительной деятельности в высших учебных заведениях, а также наметить возможные пути усовершенствования данного направления работы российских ВУЗов. В этой связи безусловно положительным будет учет международного опыта в сфере спортивно-оздоровительной деятельности, его содержания, развития, особенностей его реализации в рамках образовательной системы ВУЗов. Углубление процессов глобализации в настоящее время также определяет значимость восприятия зарубежного опыта высших учебных заведений в спортивной сфере, а также его последующую реализацию в рамках образовательного процесса в российской высшей школе. Необходимо отметить, что положительная динамика численности населения, охваченного физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельностью, находится в прямой зависимости комфортности и доступности условий, в которых проходят спортивные занятия. Большинство граждан РФ зрелого возраста обладают слабой мотивацией для регулярных физических упражнений, не имеют специального спортивного снаряжения вследствие его высокой стоимости, а также хорошо оснащенных спортивными снарядами площадок по месту жительства, испытывают трудности с посещением спортивных секций ввиду высокой стоимости тренировок. В отличие от представителей старшего поколения, молодежь не испытывает подобных трудностей в период обучения, так как большинство ВУЗов РФ уком-

плектованы, по крайней мере, необходимым спортивным инвентарем, а также предоставляют студентам возможность заниматься спортом не только непосредственно в рамках учебных занятий, но также и посредством посещения спортивных кружков и секций различной направленности либо на бесплатной основе, либо по доступной для студенческой молодежи стоимости. В свою очередь, Закон «Об образовании в Российской Федерации» возлагает обязанность на руководителей учебных заведений, в том числе - высшего профессионального образования, оказывать содействовать развитию спорта и физической культуры [7]. Кроме того, в настоящее время, когда профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся ВУЗов является одним из элементов программы физического воспитания, ее основной целью является содействие формированию личностных качеств и физической выносливости будущего специалиста. Это связано с тем, что профессиональная подготовка в высших учебных заведениях неотделима от подготовки физической, в силу того, что последняя необходима для выполнения будущими специалистами своих профессиональных повседневных обязанностей [5]. Повышенные нагрузки, пусть даже при умственной работе, легче переносятся людьми с хорошим здоровьем и поддерживающими себя в хорошей физической форме, что, в свою очередь, невозможно без регулярных занятий спортом.

На сегодняшний день в Российской Федерации организация физкультурно-оздоровительной деятельности в высшей школе является необходимой составляющей учебно-воспитательного процесса. При этом выработка положений и норм, при помощи которых регулируется работа со студентами в области физкультуры и спорта, в первую очередь направлена на формирование и укрепление здоровья учащихся, и только потом -на достижение высоких спортивных результатов, развитие конкурентоспособности спортсменов не только в рамках межвузовских соревнований, но и на международной арене.

Опыт физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в отечественных ВУЗах наглядно демонстрирует, что основной целью развития данного направления работы является подготовка гармонично развитой личности, способной добиваться высоких профессиональных результатов. В этой связи освоение такой дисциплины, как физическое воспитание, предполагает решение следующих задач: 1) формирование у студенческой молодежи высоких волевых, моральных и физических качеств, что соотносится с задачей роста производительности труда будущих специалистов; 2) укрепление и поддержание здоровья учащихся высшей школы,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

рост работоспособности; 3) соотнесение спортивных нагрузок в период прохождения курса физической подготовки с будущими профессиональными задачами молодого специалиста [12, с. 21-22].

В ВУЗах России курс физического воспитания студентов является непрерывным, что позволяет учащимся освоить самые разные виды физических упражнений и существенно поправить здоровье. Как справедливо указывают Н.В. Решетников и Ю.Л. Кислицын, регулярные физические нагрузки, не говоря уже о профессиональных спортивных занятиях, оказывают положительное воздействие на психические функции организма, способствуют формированию эмоциональной устойчивости и будущему выполнению напряженной интеллектуальной деятельности [10, с. 28]. В результате того, что физическая культура и спорт являются необходимым элементом получения высшего образования и обязательны на протяжении всего периода обучения, складывается единый процесс физического воспитания обучающихся. При этом главной формой физического воспитания в современных отечественных ВУЗах продолжают оставаться учебные занятия. Они подразделяются на отдельные направления и проводятся на базе кафедр физического воспитания, действующих в каждом ВУЗе. Как отмечают Ж.С. Пупышева и Ю.А. Карвунис, ссылаясь на труд О.А. Рагимовой [9] в рамках физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в высшей школе в настоящее время выделяются такие направления, как общеподготовительное оздоровительно-рекреативное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое и лечебное [8, с. 210].

Опыт отечественных ВУЗов демонстрирует преимущества дифференцированного подхода к физическим нагрузкам для студентов с различными возможностями здоровья. В настоящее время помимо занятий профессиональным спортом, а также в основных физкультурных группах, студенты могут посещать специальные медицинские группы, а также группы адаптивной физической культуры на основании врачебного заключения. Показаниями для этого являются такие заболевания как миопия высокой степени, нарушение опорно-двигательного аппарата, поражения сердечно-сосудистой системы, заболевания органов пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем. Кроме того, как показывают некоторые исследования, в российских ВУЗах примерно у 20 % студентов отмечается так называемая сочетан-ная патология [3], т. е. наличие одновременно нескольких заболеваний, в силу которых студенты не могут быть допущены к обычным физическим

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

нагрузкам. Необходимо отметить, что именно ориентация современных отечественных ВУЗов на индивидуальный подход к каждому учащемуся на основании рекомендаций врача по состоянию здоровья во многом способствует стабилизации патологических процессов у студентов, а также снижению их выраженности.

Кроме того, в соответствии с учебным планом каждого отдельно взятого ВУЗа, проведение практических занятий по дисциплине «физическая культура» осуществляется не только на основании результатов медицинского обследования, показателей физической подготовленности и развития, но также с учетом особенностей пола и интересов студентов в спортивной сфере. Однако, опыт организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в современных отечественных ВУЗах свидетельствует, что ее эффективность оценивается преимущественно на основании спортивных достижений студентов в рамках проведения как внутривузов-ских, так и межвузовских соревнований [1].

В этой связи особую значимость приобретает вопрос о методах реорганизации физкультуры и спорта в современных отечественных ВУЗах. Речь идет об определении новых подходов к организации этой работы, которые отвечали бы вызовам времени и способствовали бы решению социально-педагогических задач, которые стоят в настоящее время перед высшей школой в РФ и, в частности, перед педагогами дисциплины «физическая культура». Ведь именно на базе высших учебных заведений, в распоряжении которых находятся различные ресурсы, от управленческих до организационных, возможно содействовать формированию в сознании молодого поколения ценности здорового образа жизни, а также осуществлять профилактику развития таких социально опасных явлений, как табакокурение, алкоголизм и употребление наркотиков.

Безусловно, в каждом отдельно взятом ВУЗе РФ накоплен большой положительный опыт физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Вместе с тем особую значимость имеет обобщение этого опыта, которое позволяет сформулировать ряд мер, реализация которых будет направлена на пропаганду здорового образа жизни в российской высшей школе. Крайне важно воплотить в жизнь:

- проведение информационно-разъяснительной работы среди студентов, включающей в себя беседы, организацию встреч с известными спортсменами, чтение информационных материалов и т.д.;

- осуществление спортивно-массовых мероприятий вне учебного процесса;

- реализация разного рода тематических акций, направленных на профилактику табачной, алкогольной и наркотической зависимости;

- создание творческих конкурсов между студентами в области теории спорта;

- разработка целевых программ, направленных на охрану здоровья и профилактику табакокурения, алкоголизма и наркомании;

- практика социальных опросов и иных форм мониторинга с целью выявления из числа студентов лиц, употребляющих психоактивные вещества с целью предоставления им психологической поддержки и проведения с ними дальнейшей работы по освобождению от зависимости [11, с. 14].

Однако, комплекс мер по усовершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в современных отечественных ВУЗах, был бы неполным в случае, если бы он базировался исключительно на отечественном опыте. Для эффективной организации этого направления работы в высшей школе РФ необходимо также принимать во внимание особенности и достижения в области преподавания физической культуры не только в России, но и за рубежом.

Охват населения физкультурой и спортом расценивается на Западе как один из основных способов поддержания и развития здоровья граждан, как средство для самовыражения, а также борьбы с социально опасными явлениями. В этой связи главы европейских государств придают большое значение вовлечению в регулярные занятия спортом значительного числа населения. Отдельно стоит отметить, что за рубежом пропаганде спорта отводится важная роль как основному каналу формирования интеллектуальной и эстетической личности. Более детально рассмотреть опыт физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы возможно, обращаясь к примерам отдельных государств.

Первой страной, опыт которой в области преподавания физкультуры и спорта в высшей школе может быть полезен и применим в отечественных ВУЗах, является Германия. На сегодняшний день на ее территории действует примерно 400 высших школ, большинство из которых обладают статусом государственных ВУЗов. При этом решение образовательных проблем находится в ведении федеральных земель, о чем можно сделать вывод, основываясь на различиях образовательных программ в немецких землях. Наряду с этим в Германии действуют и общие для всей страны образовательные стандарты [8, с. 210]. К их числу относится программа по физической культуре. Однако, для местных студентов, преподавание физической культуры не образует

единой комплексной программы, освоение которой являлось бы необходимым в течение всего периода обучения, в отличие от России. Более того - посещение дисциплины «физическая культуры» не является здесь обязательным. Несмотря на это, студенты стремятся посещать эти занятия, многие из которых являются платными.

Среди видов спортивных занятий, предлагаемых университетами немецким студентам, некоторые являются сходными с тем набором вариантов, который предлагается учащимся российской высшей школы (футбол, баскетбол, бадминтон, теннис, хоккей на льду), а некоторые - специфичны для западных ВУЗов (регби, гандбол, фрисби). Особенностью высшей школы в Германии является возможность освоения студентами различных боевых искусств, например, кунг-фу, айкидо, каратэ и т.д. Наибольший интерес представляют такие спортивные направления, реализуемые в рамках как основных, так и дополнительных занятий, как медитация, йога, пеший туризм и некоторые другие.

Таким образом, важной особенностью, выгодно отличающей немецкий опыт преподавания физической культуры и спорта в ВУЗах, является предоставление студентам возможности заниматься самыми разнообразными видами спортивной активности. Удовлетворение столь широкого круга физических потребностей учащихся определяет высокую эффективность немецкой системы физической подготовки в высшей школе. При этом студенты не ограничены жесткими рамками спортивных требований, диктуемых исключительно образовательными стандартами.

Также в отличие от российской системы, согласно которой студенты еще на первом курсе распределяются по группам в зависимости от состояния здоровья, в Германии обучающихся также разделяют на определенные категории, но в зависимости от степени овладения тем или иным видом спорта, что позволяет студентам чувствовать себя максимально уверенно во время учебных занятий, а также совершенствовать свой уровень. Кроме того, в Германии несмотря на полное отсутствие бесплатных занятий, оплата за них не является существенной.

Опыт физической подготовки в высших учебных заведениях таких стран, как Америка и Австралия, является результатом длительного пути развития и укоренения идей здорового образа жизни, стремления к все большему охвату населения традицией физического воспитания. Для высшего образования обоих стран характерна пропаганда заботы о здоровье и отказа от различных видов зависимости.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

Как следствие, высшие учебные заведения реализуют большой комплекс мероприятий, призванных мотивировать студенческую молодежь активно и регулярно заниматься физкультурой и спортом. Набор мероприятий, которые предлагают американские и австралийские ВУЗы, направлен на то, чтобы предоставить возможность заниматься физкультурой и спортом людям с различным уровнем подготовки и возможностями здоровья. В ВУЗах Америки и Австралии студентов привлекают также к любительскому спорту [4]. Основные задачи физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий здесь усматривают в том, что они закаляют волю студентов, в том числе - волю к победе, что может быть особенно полезным в будущем при работе на ответственных и руководящих должностях. Стоит отметить, что любительский спорт, в том числе Олимпийские и Национальные команды, формируются преимущественно из числа учащихся ВУЗов. В настоящее время действует программа пополнения профессиональных и полупрофессиональных лиг за счет студентов, показывающих выдающиеся спортивные результаты.

Значение зачисления в профессиональную команду для американцев очень высоко в силу того, что символом успешности человека является его материальное благополучие. Как известно, в среднем профессиональные спортсмены в Соединенных Штатах имеют доход, десятикратно превышающий зарплаты начинающих работников [4]. Таким образом, зачисление в профессиональную спортивную команду является символом высокого статуса и дохода молодежи, чем выгодно отличается ВУЗовское образование в США от России.

Кроме того, в Америке уделяется большое внимание не только практическим, но и теоретическим знаниям в области физической культуры и спорта. Как правило, в каждом ВУЗе, согласно учебному плану, предполагается одно теоретическое и одно практическое занятие в неделю. Так, во время теоретических занятий студенты получали полезную информацию по грамотному и безопасному использованию спортивного снаряжения, а также о полезных свойствах продуктов питания и т.д. Несмотря на то, что теоретические занятия учащиеся могут посещать пожеланию, по окончанию каждого семестра они обязаны сдавать тест на знания в области теории физической культуры и спорта.

Среди наиболее распространенных видов спорта в американской студенческой среде стоит отметить бег трусцой, американский футбол и аэробику. Положительным отличием от российской системы является тот факт, что проводить занятия в ВУЗах Соединенных Штатов могут

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

только профессиональные тренеры, а не просто педагоги по физической культуре. Наряду с этим, в Америке существуют и университеты, являющиеся исключением, так как студенты изучают там только теорию спорта дважды в неделю в виде лекций, без физических упражнений.

Традиционно, Лондон славится своими огромными университетами, престижными колледжами и большим количеством специализированных школ. Не маловажным факторов в жизни студентов является физическая культура. Система физической подготовки студентов в Великобритании обладает всем необходимым для комфортных занятий, которыми девушки и юноши могут заниматься раздельно (например, футбол и бадминтон). Высшие учебные заведения (примером тому являются как рядовые ВУЗы, так и престижные, например, «University of Huddersfield») имеют собственное поле и теннисный корт для спортивных занятий. Все престижные высшие учебные заведения имеют свой бассейн, посещение которого способствует укреплению почти всего человеческого организма и позволяет обрести стройную фигуру. Как следствие, студенты имеют возможность выбора спортивного занятия по душе и в соответствии с предрасположенностью к тому или иному виду спорта. Наличие собственных спортивных площадок удачно сочетается с преподаванием теории, которая состоит, как правило, из лекций по анатомии, которые студенты могут посещать один, либо два раза в неделю [4]. В высших учебных заведениях Великобритании действуют кафедры физкультуры и спорта. Однако, занятия, как и в России, могут вести не только профессиональные тренеры, но и обычные педагоги. При этом необходимо отметить, что преимущество при подборе преподавательских кадров ВУЗы отдают именно тренерам.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в ВУЗах Великобритании представляет собой систему, направленную на формирование у студентов основных спортивных навыков, необходимых для занятий самыми разными видами спорта. Наряду с этим, задачей высших учебных заведений является не только выработка у студентов необходимых спортивных умений и подготовка будущих профессиональных спортсменов, но и обеспечение массовой вовлеченности студентов в занятия спортом. Таким образом, значимым опытом высших учебных заведений Великобритании, который может быть воспринят отечественной высшей школой, является возможность охвата студенческой молодежи разносторонними физическими занятиями, а также подготовка студентов к будущему активному образу жизни.

Рассмотрение зарубежного опыта в области организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ВУЗах позволяет заключить, что ее определенные элементы, в частности технологически грамотный и детально разработанный подход к реализации физической активности студентов, возможность углубленного изучения не только практики, но и теории здорового образа жизни, а также занятий по самым различным спортивным направлениям, реализации студентами себя на профессиональном спортивном поприще с получением высоких доходов, могли быть в определенной степени заимствованы отечественными высшими учебными заведениями.

Кроме того, сравнение системы физического образования в ВУЗах РФ с западными высшими учебными заведениями демонстрирует, что физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в отечественной высшей школе является обязательной, а методы вовлечения молодежи в спортивные занятия являются, прежде всего, административно-вертикальными, в то время как в зарубежных ВУЗах студенты обладают большей свободой в рамках освоения дисциплины «физическая культура». Гибкость в руководстве физическим воспитанием студенческой молодежи успешно сочетается с самоорганизацией студентов и их инициативностью в отношении посещения учебных занятий и их направленности. В свою очередь, в высших учебных заведениях РФ это является не всегда возможным (в частности, студенты не всегда могут посещать физические занятия по выбору, так как содержание последних определяется учебным планом. Подводя итоги, можно заключить, что организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ВУЗах РФ в условиях глобализации и смещения вектора в сторону модернизации образовательного процесса в современной высшей школе, должна учитывать вышеуказанные преимущества преподавания дисциплины «физическая культура» за рубежом, однако не игнорировать при этом российскую специфику. Положительные стороны преподавания физической культуры в зарубежных ВУЗах необходимо принять во внимание при разработке инновационных проектов и планов по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в высшей школе РФ.

Список литературы:

[1] Баринов С.Ю. Формирование спортивной культуры как приоритетная задача спортивной работы в вузе // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 5 (26). - С. 182 - 185.

[2] Вице-премьер РФ выступила на пленарном заседании форума «Россия - спортивная держава» // ТАСС. Форум «Россия - спортивная держава. 10.10.2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://tass.ru/sport/6984266 (дата обращения: 10.06.2020).

[3] Егоров В.Н., Яшин А.А. Мониторинг нозологических форм в образовательной системе «школа-вуз» // Известия ТулГУ. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч. 2. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.

- C. 32-37.

[4] Захарова М.Д. Особенности физического воспитания в зарубежных университетах // Спортивная свобода. 17.12.2013 [Электронный ресурс]

- Режим доступа: URL: https://www.sports.ru/ tribuna/blogs/sportfreedom/543908.html (дата обращения: 10.06.2020).

[5] Касаткин А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе // Теория и практика физической культуры. 2012. № 9. - С. 10-13.

[6] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 10.06.2020).

[7] Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 8 июня 2020 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/ document/902389617 (дата обращения: 10.06.2020).

[8] Пупышева Ж.С., Карвунис Ю.А. Эффективные формы организации спортивно-оздоровительной работы в ВУЗе: российский и зарубежный опыт // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. - С. 209-212.

[9] Рагимова О.А. Основы здорового образа жизни студентов: учебное пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2008. - 40 с.

[10] Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура студента: учебник для СПО. 8-е изд., стереотипное. - М.: Академия, 2008. - 143 с.

[11] Трусова Л.А., Баченина Е.А. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в ВУЗе // Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. В.Н. Егорова. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. - 325 с. - С. 13-17.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

[12] Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. -448 с.

Spisok literatury:

[1] Barinov S.Yu. Formirovanie sportivnoj kul'tury kak prioritetnaya zadacha sportivnoj raboty v vuze // Vestnik MGIMO Universiteta. 2012. № 5 (26). - S. 182 - 185.

[2] Vice-prem'er RF vystupila na plenarnom zasedanii foruma «Rossiya - sportivnaya derzhava» // TASS. Forum «Rossiya - sportivnaya derzhava. 10.10.2019 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://tass.ru/sport/6984266 (data obrash-cheniya: 10.06.2020).

[3] Egorov V.N., Yashin A.A. Monitoring nozo-logicheskih form v obrazovatel'noj sisteme «shko-la-vuz» // Izvestiya TulGU. Seriya: Gumanitarnye nauki. Vyp. 1. CH. 2. - Tula: Izd-vo TulGU, 2012. - C. 32-37.

[4] Zaharova M.D. Osobennosti fizicheskogo vospitaniya v zarubezhnyh universitetah // Sportivnaya svoboda. 17.12.2013 [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: https://www.sports.ru/tribuna/ blogs/sportfreedom/543908.html (data obrash-cheniya: 10.06.2020).

[5] Kasatkin A.A. Motivy ozdorovitel'noj deya-tel'nosti studentok v processe obucheniya v vuze // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2012. № 9. - S. 10-13.

[6] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Kon-cepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020

goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda») [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/ (data obrash-cheniya: 10.06.2020).

[7] Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii (s izmeneniyami na 8 iyunya 2020 g.) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://docs.cntd.ru/ document/902389617 (data obrashcheniya: 10.06.2020).

[8] Pupysheva ZH.S., Karvunis YU.A. Effek-tivnye formy organizacii sportivno-ozdorovitel'noj raboty v VUZe: rossijskij i zarubezhnyj opyt // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 393.- S. 209-212.

[9] Ragimova O.A. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studentov: uchebnoe posobie. - Saratov: Izd-vo Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008. - 40 s.

[10] Reshetnikov N.V., Kislicyn Yu.L. Fizich-eskaya kul'tura studenta: uchebnik dlya SPO. 8-e izd., stereotipnoe. - M.: Akademiya, 2008. -143 s.

[11] Trusova L.A., Bachenina E.A. Fiz-kul'turno-ozdorovitel'naya i sportivno-massovaya rabota v VUZe // Fizicheskaya kul'tura i sport stu-dencheskoj molodezhi v sovremennyh usloviyah: problemy i perspektivy razvitiya: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov X Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii / Pod obshch. red. V.N. Egor-ova. - Tula: Izd-vo TulGU, 2015. - 325 s. - S. 13-17.

[12] Fizicheskaya kul'tura studenta: Uchebnik / Pod red. V.I. Il'inicha. - M.: Gardariki, 2000. - 448 s.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.