Таким образом, основные методические задачи, решаемые в процессе подготовки, должны быть направлены на интенсификацию психических процессов на фоне интенсивного бега.
На практике из большого количества тренеров по спортивному ориентированию, работающих в стране, есть только несколько человек, обладающих адаптационным потенциалом личности в системном виде и методической компетентностью, обуславливающей методическое мышление.
Таким образом, подготовка бакалавров физической культуры в условиях ВУЗа должна быть направлена не только на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, но и на формирование методической компетентности, являющейся базой для формирования интеллектуального потенциала личности. В практическом плане эта проблема решается путем проектирования и постановки методических задач, в условиях конкретной деятельности и анализа достигнутых результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верещагина, Н.О. Становление методической компетентности бакалавров и магистров в области географического образования / Н.О. Верещагина // Общество. Среда. Развитие. - 2012. -№ 1. - С. 187-191.
2. Казанцев, С.А. Адаптационный потенциал личности тренера по спортивному ориентированию / С.А. Казанцев // Акмеология. - 2013. - № 3. - С. 64-69.
REFERENCES
1. Vereshchagina, N. O. (2012), “Formation of methodical competence of bachelors and masters in the field of geographical education”, Society. Space. Development, No. 1, pp. 187-191.
2. Kazantsev, S.A. (2013), “Adaptation potential of the identity of the coach on sports orientation”, Akmeology. Scientific and practical journal, No. 3, pp. 64-69.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.04.2014.
УДК 796 (470)
РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Надежда Егоровна Калинина, кандидат биологических наук, профессор,
Виктор Степанович Якимович, доктор педагогических наук, профессор, Марина Николаевна Жегалова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, (ФГБОУВПО «ВолгГАСУ»)
Аннотация
В работе представлен анализ развития советской системы физического воспитания населения, как исторически обусловленного типа социальной практики физического воспитания, включающего мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни, с момента её создания и до сегодняшних дней. Подробно рассмотрены реформации учебных программ по физическому воспитанию для высших учебных заведений, их структура, содержание и целевые ориентиры. Определены ожидаемые в ближайшее время проблемы в физическом воспитании российской молодежи, связанные с введением Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне», и пути их решения.
Ключевые слова: система физического воспитания, физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p54-60
RUSSIAN SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION: PAST, PRESENT AND FUTURE
Nadezhda Egorovna Kalinina, the candidate of biology sciences, professor,
Viktor Stepanovich Yakimovitch, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Marina Nikolaevna Zhegalova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering
Annotation
The article presents the analysis of the Soviet physical education system development as a historically conditioned type of physical education social practice, including the philosophical, theoretical and methodological norms and regulatory institutional framework to ensure the physical development of people and promoting a healthy lifestyle, from its inception until today. The reformations of curriculum for the physical education in higher education institutions, as well as the structure, content and targets, have been studied in detail. The expected in the nearest future problems in Russian youth physical education associated with the introduction of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", and their solutions, have been defined.
Keywords: system of physical education, sports complex "Ready for Labor and Defense".
ВВЕДЕНИЕ
Специалистам в сфере физической культуры и спорта давно и хорошо известно определение понятия «система физического воспитания», как исторически обусловленного типа социальной практики физического воспитания, включающего мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни [8]. Без сомнений, формулируя такое определение, специалисты понимали, что система - это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Что же выступило в качестве ориентира задач и функций физического воспитания, как системообразующего фактора системы советского физического воспитания в период ее создания? Прежде всего, это совокупность взглядов и идей, определяющих направленность физического воспитания и представляющая его мировоззренческую основу. Основываясь на идеалистических представлениях гуманистической педагогики, целью физического воспитания было объявлено: содействие всестороннему и гармоничному развитию человека, укреплению его здоровья и подготовке к производительному труду и защите Отечества.
Несмотря на то, что теоретические основы системы физического воспитания первоначально опирались на положения биологической науки, которая несколько опережала в своем развитии российскую педагогику, психологию и социологию, были сформулированы базовые принципы физического воспитания (всестороннее, гармоничное развитие личности; оздоровительная и прикладная направленность) и правила их реализации. Тем не менее, биологические приоритеты с тех пор заняли доминирующую позицию не только в изучении и понимании технологии спортивной тренировки, но и в методологии физического воспитания различных слоев населения.
Для того чтобы сформулированные цели и задачи физического воспитания были решены, создаются его организационные основы: государственные и общественносамодеятельные формы организации, руководства и управления физическим воспитанием в стране. По государственной линии предусматривались систематические обязательные занятия физическими упражнениями в общеобразовательных школах, средних спе-
циальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях и т.д. Занятия в таких структурах проводились по государственным программам, в отведенное для этого время в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).
Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивал вначале Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР, а затем Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР, созданный в 1936 году, а также аналогичные республиканские, краевые, областные, городские и районные комитеты.
Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривала массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ («Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы», «Буревестник» и т.д.), коллективы физической культуры на производствах, спортивные клубы в вузах, федерации по видам спорта и т.д.
Целевые ориентиры системы физического воспитания и возможность оценки ее эффективности были заложены в программно-нормативные основы, которые составили: единые школьные программы физического воспитания (1927 год); учебные программы по физическому воспитанию в вузах (1929 год); Всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (1931 год); Единая Всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК) (1935-1937 гг.).
Здесь важно подчеркнуть, что все учебные программы образовательных учреждений по физическому воспитанию основывались на подготовке учащихся и студентов к успешной сдаче норм комплекса ГТО. Именно этот целевой признак и был определяющим как содержание, так и структуру физического воспитания в школах, ссузах и вузах того времени. Кроме этого, по результативности сдачи студентами норм комплекса ГТО оценивали эффективность работы кафедры физического воспитания и вуза в целом. Такой же критерий оценки качества физкультурно-спортивной работы был и на промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах, в общеобразовательных школах, армии и милиции.
Изначально предполагая, что созданная система физического воспитания в стране должна из года в год улучшать физическую подготовленность различных слоев населения возрастом от 10 до 60 лет. От работников сферы физической культуры и спорта постоянно требовали роста количества людей, успешно сдавших нормы комплекса ГТО. Однако столь ожидаемого эффекта во многих регионах страны не наблюдалось, и ответственные работники отрасли во избежание административных, а иногда, и уголовных наказаний, в ежегодных статистических отчетах результативность своей работы намеренно завышали. К чему это привело в итоге, все хорошо знают: количество значкистов ГТО в стране стало равняться количеству ее населения. С небольшими изменениями, в основном касающимися реорганизации государственных органов управления и научного дополнения теоретико-методических основ, данная система физического воспитания в нашей стране практически просуществовала до начала 90-х годов, когда наступили кардинальные политические, экономические и социальные реформы.
Первое, что подверглось реформе в системе физического воспитания - это государственные органы управления физической культурой и спортом в стране, и, как следствие, программно-нормативная его основа. Из теории систем хорошо известно, что ключевой характеристикой любой системы выступает «единство и взаимная связь ее частей», то, что придает новому образованию качественно другой уровень [6]. Кардинальное изменение хотя бы одной из частей (элементов), образующих систем, обязательно приводит к смене качества системы в целом, причем, надо подчеркнуть, не всегда в лучшую сторону. И так, в самом начале реформ орган государственного управления физической культурой и спортом в России был: Комитет содействия олимпийскому движению
при Правительстве Российской Федерации (1991 год); Комитет Российской Федерации по физической культуре (1992 год); Государственный Комитет по физической культуре и туризму (1994 год).
В Положении о Государственном комитете по физической культуре и туризму, утвержденному в 1995 году, все его взаимоотношения с заинтересованными организациями ставились на договорную основу, то есть были лишены прямого управленческого воздействия. Несмотря на то, что Положение предусматривало осуществление совместной широкой деятельности Госкомспорта, Госкомитета Молодежи России и Министерства образования Российской Федерации по обязательным формам физического воспитания в различных типах учебных заведений страны, в реальности это было практически не осуществимо. К тому же, существовавшая 60 лет нормативная основа системы физического воспитания в форме комплекса «ГТО», была признана не эффективной и утратила свою юридическую силу. Кроме этого, в начале 90-х годов прошлого столетия в теории и методике физического воспитания детей и молодёжи начало активно развиваться принципиально новое направление, в рамках которого главной задачей стало формирование здорового образа жизни и физической культуры личности через приобщение её к ценно -стям изучаемой сферы деятельности.
Многие ученые [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10] предполагали, что такой подход позволит решить многие проблемы физического воспитания учащихся и студентов, в том числе и существенно, улучшить показатели их здоровья. Естественно, что смена целевого ориентира физического воспитания, реформа государственных органов управления и их функций, утрата нормативных основ отразились в учебных программах по физическому воспитанию во всех образовательных заведениях.
Так, в 1994 году вводится Всероссийская базисная учебная программа «Физическая культура» для высших учебных заведений (приказ № 777 от 26.07.94 г.). В формулировке цели вузовского физического воспитания впервые указывается на формирование физической культуры студента и способности реализовать ее в социальнопрофессиональной, физкультурно-спортивной деятельности, а так же и в семье. Теперь вузы самостоятельно стали определять свои нормативы и критерии оценки физической подготовленности студентов с учетом условий работы вуза, климатогеографических характеристик региона, материальной спортивной базы и т. д. Понимание того, что без единой нормативной основы в системе физического воспитания различных слоев населения невозможно осуществить контроль этого процесса, оценить его качество и эффективность, сделать его управляемым наступает довольно быстро. И уже в 1999 году издается Федеральный Закон № 87 от 29 апреля «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В нем, в частности, указывалось, что основу физического воспитания населения Российской Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье», включающий совокупность программ и нормативов. К сожалению, этот пункт Закона так и не был реализован. В том же году Государственный комитет по физической культуре и туризму преобразуется в Министерство по физической культуре, спорту и туризму и наделяется более широкими полномочиями для осуществления своей деятельности.
В июле 2000 года отменяется Всероссийская базисная учебная программа «Физическая культура» для высших учебных заведений и рекомендуется примерная учебная программа по физической культуре, подготовленная научно-методическим советом по физической культуре вузов Российской Федерации. Эта программа, в отличие от предыдущей, основывается на требованиях государственного образовательного стандарта, который в дальнейшем и будет определять цели, задачи и содержание физического воспитания в высших учебных заведениях. О нормативах Всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье» в этой программе умалчивается. В связи с формированием нового правительства и изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти в
2000 году Министерство по физической культуре, спорту и туризму вновь преобразуется в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, передавая часть своих функций Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. В высших учебных заведениях с этого года вводятся государственные образовательные стандарты первого поколения, в которых акцентируется внимание на повышении удельного веса и качества занятий физической культурой. В настоящее время высшие учебные заведения осуществляют подготовку специалистов строго в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования (ВО), начиная с 2009 года. Это стандарты уже третьего поколения, характерным признаком их является формирование у студентов компетенций, то есть способностей применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также в определенной широкой области. Причем это касается и учебной дисциплины «Физическая культура», в рамках которой решаются задачи физического воспитания студенческой молодежи. Однако, к сожалению, оптимистические прогнозы специалистов, ориентировавшие физическое воспитание студенческой молодежи в русло формирования физической культуры личности, не оправдались, а негативные тенденции в динамике физической подготовленности молодежи не только сохранились, но и, в некоторой мере, продолжают свой рост. На самом деле здесь нет ничего удивительного и неожиданного.
Постоянные изменения базовых основ системы физического воспитания, то есть ее компонентов (цели, органов управления и их полномочий, программных документов, нормативных основ), ни в коей мере не могут положительно сказаться на результативности работы такой системы. В настоящий момент Указом Президента России от 24 марта 2014 года в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, вводится в действие, с 1 сентября этого года, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Наделен этот комплекс функцией программной и нормативной основы физического воспитания населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какие проблемы с введением комплекса ГТО ожидаются в физическом воспитании российской студенческой молодежи?
1. Министерство образования и науки Российской Федерации до 1 августа 2014 года, то есть до начала учебного года в вузах, должно разработать и принять нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на федеральном, региональном и местном уровнях. Задача не простая, так как придется совместить компетентностный подход к подготовке специалистов и заданные нормативы физической подготовленности студентов. Кроме Министерства образования и науки в эту работу должны будут включиться и другие министерства, в ведении которых находятся высшие учебные заведения.
2. Во все рабочие программы учебной дисциплины «Физическая культура» в вузах соответствующие кафедры обязаны будут внести серьезные коррективы. Это касается, прежде всего, самого содержания дисциплины. Например, в подавляющем большинстве вузов России на занятиях физической культурой не изучается стрельба из пневматической винтовки. Во вводимом комплексе ГТО такой норматив есть, а значит, для того чтобы студенты смогли его выполнить, необходимы специальные занятия по стрелковой подготовке в тире.
3. Для того чтобы студентам выполнить нормативы по физической подготовленности, обозначенные в комплексе ГТО, придется перестроить и структуру рабочих про-
грамм учебной дисциплины «Физическая культура», отведя большую часть времени на специальные тренировки. Однако оздоровительной и профессионально-прикладной направленности данной учебной дисциплины никто не отменял, а, значит, этим задачам будет уделено меньше внимания и времени, чем требуется для достижения устойчивого эффекта.
4. Все нормативы физической подготовленности, принятые кафедрами с учетом всевозможных местных условий, следует привести в соответствие с нормативами ГТО. И если раньше студент по установленным нормативам кафедры пробегал 100 м на оценку «отлично», то теперь это может оказаться всего лишь «удовлетворительно».
5. На реализацию комплекса ГТО, в том числе и в вузах, дополнительного финансирования не предусматривается. Не многие вузы смогут изыскать средства на организацию внеучебных занятий физическим воспитанием, которые обязательно потребуются для того, чтобы подготовить большинство студентов к успешной сдаче нормативов.
6. Начиная с 2015 года Правительству Российской Федерации до 1 мая необходимо представлять отчет Президенту о состоянии физической подготовленности населения. Это означает, что наряду с ежегодными статистическими отчетами ФК-1 и ФК-2, должен появиться еще один официальный стандартный документ, в котором и будут отражаться показатели физической подготовленности. Специалистам хорошо известно, какова достоверность таких отчетов и как ее повысить.
Это только несколько из тех проблем, которые ожидают в ближайшее время физическое воспитание не только студенческой молодежи, но и всех остальных слоев населения. На наш взгляд, благие намерения улучшить сложившуюся ситуацию с уровнем физической подготовленности россиян с введением комплекса ГТО, скорее всего не дадут ожидаемого эффекта, в ближайшее время, так как отсутствие системного подхода, а речь идет именно о системе физического воспитания, не позволяет существенно улучшить ее качество и продуктивность в короткие сроки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-23, 39-40.
2. Барбашов, С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Барбашов С.В. - Омск, 2000. - 50 с.
3. Лубышева, Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Лубышева Л.И. -М., 1992. - 58 с.
4. Матвеев, А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Матвеев
A.П. - М., 1997. - 44 с.
5. Петьков, В.А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Петьков
B.А. - Краснодар, 1999. - 48 с.
6. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ / В.Н. Садовский. - М. : Наука, 1974. - 279 с.
7. Соловьев, Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Соловьев Г.М. - М., 1999. - 46 с.
8. Теория и методика физического воспитания : учебник для институтов физической культуры : в 2 т. Т. 1 / под общей ред. Л.П. Матвеева и А. Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 303 с.
9. Шилько, В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шилько В.Г. - М., 2003. - 48 с.
10. Якимович, В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодёжи
на основе личностно ориентированного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Якимович
В.С. - М., 2002. - 48 с.
REFERENCES
1. Balsevich, V.K. (1999), “Prospects for the development of the general theory and technology of sports training and physical education (methodological aspect)”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 21-23, 39-40.
2. Barbashov, S.V. (2000), Theoretical and methodological foundations of person-oriented technology for students’ physical education, dissertation, Omsk.
3. Lubysheva, L.I. (1992), Theoretical, methodological and organizational fundamentals offormation of physical culture in students, dissertation, Moscow.
4. Matveev, A.P. (1997), Theoretical and methodological fundamentals for the formation of the subject "Physical Culture" in secondary school, dissertation, Moscow.
5. Petkov, V.A. (1999), Theoretical foundations and practical aspects of formation of physical culture of a person in continuing education, dissertation, Krasnodar.
6. Sadovsky, V.N. (1974), Fundamentals of general systems theory: logical and methodological analysis, publishing house "Nauka", Moscow.
7. Soloviev, G.M. (1999), Pedagogical technology in shaping the individual student physical culture, dissertation, Moscow.
8. Ed. Matveev, L.P. and Novikov, A.D. (1976), Theory and Methodology of Physical Education: Textbook for institutes of physical culture, publishing house “Physical Culture and Sports”, Moscow.
9. Shilko, V.G. (2003), Modernization of the system of physical education of students based on personality-oriented content of sports activity, dissertation, Moscow.
10. Yakimovich, V.S (2002), Design of physical education system for children and youth on the basis of personality-oriented education, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2014.
УДК 378
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ
ВУЗЕ
Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,
Ольга Владимировна Романова, кандидат педагогических наук, доцент,
Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент,
Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова
Аннотация
Модернизация образовательного процесса в современном вузе принадлежит к числу актуальных проблем теории и практики современной педагогики. В условиях создания единого мирового пространства, в том числе образовательного, возникает необходимость качественных изменений в системе образования нашей страны. Данные изменения имеют концептуальный и технологический характер и касаются совершенствования, как содержания, так и форм, методов и средств процесса обучения современных студентов. Особое значение проблема модернизации приобретает в условиях создания трехступенчатой системы образования включающей бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Проблема модернизации высшего образования обозначена в последних законодательных документах. Термин модернизация трактуется как изменение, усовершенствование, отвечающее новейшим современным требованиям и нормативам, техническим условиям, показателям качества. Коррелирующим понятием, связанным с понятием качества является эффективность обучения.
Ключевые слова: модернизация, модернизация образования, трехступенчатая система образования, качество и эффективность образовательного процесса.