Научная статья на тему 'Инновационная интерпретация физической культуры и спорта в вузе'

Инновационная интерпретация физической культуры и спорта в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
777
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL CULTURE / SPORT / ATHELETIC CULTURE / INNOVATION / HEALTH FORMING TECHNOLOGIES / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паначев Валерий Дмитриевич

Отсутствие правовых оснований серьезной государственной поддержки внедрения инновационных технологий физического воспитания, обеспечивающих активизацию процессов освоения ценностей физической и спортивной культуры в массовой общеобразовательной школе и учреждениях среднего и высшего профессионального образования, становится все более актуальной социальной проблемой. Проблема формирования здоровья учащихся является одной из наиболее острых и требует принятия действенных мер. Наиболее эффективным путем формирования здоровья детей и юношества является коренное улучшение физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation interpreting of the physical culture and sport in high school

The Absence of the legal bases of serious state support of the introduction innovation technology of the physical education, providing activation of the processes of the mastering of valuables physical and sport culture in mass general school and institutions average and high vocational training, becomes more actual social problem. The Problem of the shaping of health of students is one of the most sharp and requires taking the effective measures. The most efficient by shaping of health children and youth is scolded improvement of physical work in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Инновационная интерпретация физической культуры и спорта в вузе»

УДК 372.879.6: 378.172

В. Д. Паначев

ИННОВАЦИОННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическая культура; спорт; спортивная культура; инновация; здоровьеформирующие технологии; физическое воспитание.

АННОТАЦИЯ. Отсутствие правовых оснований серьезной государственной поддержки внедрения инновационных технологий физического воспитания, обеспечивающих активизацию процессов освоения ценностей физической и спортивной культуры в массовой общеобразовательной школе и учреждениях среднего и высшего профессионального образования, становится все более актуальной социальной проблемой. Проблема формирования здоровья учащихся является одной из наиболее острых и требует принятия действенных мер. Наиболее эффективным путем формирования здоровья детей и юношества является коренное улучшение физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях.

V. D. Panachev

INNOVATION INTERPRETING OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN HIGH SCHOOL

KEY WORDS: physical culture; sport; atheletic culture; innovation; health forming technologies; physical education.

ABSTRACT. The Absence of the legal bases of serious state support of the introduction innovation technology of the physical education, providing activation of the processes of the mastering of valuables physical and sport culture in mass general school and institutions average and high vocational training, becomes more actual social problem. The Problem of the shaping of health of students is one of the most sharp and requires taking the effective measures. The most efficient by shaping of health children and youth is scolded improvement of physical work in educational institutions.

Несмотря на то что термин «ин- блематика как отражение объективных

новация», как утверждают спе- потребностей в сфере управления обще-

циалисты, впервые используется в науч- ством и самоуправления личности за-

ных текстах XIX в., инновационная про- фиксирована (пусть в ином терминоло-

гическом оформлении) еще в классической древности. Отношение к новому было принципиальным пунктом размышлений не только Лао-Цзы и Конфуция, софистов и Сократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех последующих эпох.

Однако объективная потребность в новом у общества в целом и аналогичная ориентация субъектов конкретной сферы деятельности формируются отнюдь не синхронно. И если во второй половине XX в. эстафету разработки инновационной проблематики из рук теоретиков социально-политических преобразований принимают эксперты в области научного и промышленного менеджмента, то субъекты управления спортом и физической культурой не торопятся последовать их примеру.

Положение мало изменилось и в постсоветский период, чем бы это ни объяснялось: особенностями российской ментальности, трудностями переходного периода или относительной молодостью спорта как потенциального заказчика исследований, свидетельствующими о социально-культурной зрелости субъекта (коллективного или индивидуального). Новое, как оно трактуется сегодня большинством исследователей, связано с переходом изменяющейся (становящейся, прогрессирующей и т. п.) системы в иное качественное состояние [3. С. 167].

Привносит ли указанное изменение достижение более высокого спортивного результата? Во всяком случае, определения физического развития, имеющиеся в базовых учебниках для студентов институтов физической культуры и иных специальных изданиях, дают много поводов для критически ориентированных размышлений. Но это не снимает проблемы, а лишь заостряет ее. В нынешних условиях возможно и необходимо использование всего арсенала, накопленного отечественной и зарубежной инноватикой за последние десятилетия. На

наш взгляд, полноценная разработка инновационных проблем физической культуры и спорта предусматривает осуществление следующих программ:

1. Теоретико-методологический анализ инновационных компонентов данной сферы творческой активности.

2. Осуществление паспортизации наиболее существенных по значимости инновационных проектов регионального и федерального уровня, как реализованных в недавнем прошлом, так и принимаемых к внедрению. Типовая методика такой паспортизации инновационных процессов разработана и неоднократно апробирована энтузиастами отечественного инновационного движения первой волны [4. С. 36].

3. Создание отраслевого (регионального, фирменного, клубного и т. д.) банка инновационных идей и нереализованных проектов с целью формирования базы для разработки инновационной стратегии развития физической культуры и спорта в конкретных локусах, оказания помощи субъектам инновационных инициатив.

4. Проведение конкретных социологических, социально-психологических, педагогических и т. д. исследований с целью диагностики инновационного потенциала различных профессиональнодеятельностных групп, представленных в отрасли.

5. Разработка спецкурсов лекционных, практических занятий для студентов специализированных учебных заведений и системы повышения квалификации по проблематике: «Инноватика и спорт», «Инноватика и физическая культура», «Инноватика и спортивная педагогика», «Инноватика и спортивный менеджмент» и т. п., а также тренинговых программ, нацеленных на актуализацию и развитие творческого мышления, овладение эвристическими технологиями, формирование инновационнотворческой мотивации [5. С. 212; 6. С. 192;

7. С. 135]. Фронтальный прорыв в разработке научно-исследовательских и социально-технологических программ инновационной ориентации возможен, если не надеяться на спорадические вспышки местечкового энтузиазма. Как показывает опыт отечественной и зарубежной инновации, он возможен только тогда, когда возникает заказчик, обладающий достаточно солидным инновационным потенциалом. Речь идет не столько о финансовых возможностях, сколько о наличии стратегически ориентированной организационно-управленческой воли к запуску процессов обновления.

Конечно, возможно наличие перспективных инновационных проектов, но еще более значимо стремление к их разработке или заимствованию для внедрения в отечественную систему развития спортивной культуры. Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствовании, на оздоровление среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных и внедрение полезных привычек. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы [1]. Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи — одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед вузом. Решение данной задачи требует разработки и внедрения здоровьеформирующих технологий, направленных на реализацию эффективных способов профилактики заболеваний и реабилитацию студентов средствами физического воспитания. В отношении молодежи, особенно студенческой, вопрос о двига-

тельной активности стоит очень остро, так как с каждым годом вырастает количество студентов специального медицинского отделения (СМО) электротехнического факультета. В этом учебном году 12% студентов имеют отклонения в состоянии здоровья. К ним необходим личностно-ориентированный педагогический подход с оздоровительной направленностью. На кафедре физической культуры разработаны и изданы учебнометодические пособия для занятий именно с такими студентами по всем группам заболеваний и отклонениям в состоянии здоровья. Главное в самостоятельной работе этой группы студентов — жизнь в движении может принести не только физическое, но и духовное благополучие.

В целях дифференцированного подхода к организации занятий физической культурой в начале 2008/09 учебного года все студенты 1—2-го курсов университета в зависимости от состояния здоровья были разделены на четыре отделения: спортивное, основное, подготовительное и специальное медицинское (СМО). Занятия в этих отделениях отличались учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. Число студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной программе, в ПГТУ на разных факультетах составило от 30 до 60%. Диапазон заболеваний достаточно широк, однако наиболее распространенными являются нарушения опорно-двигательного аппарата и заболевания сердечно-сосудистой системы. Большое количество студентов имеют слабое зрение.

СМО в начале учебного года условно было разделено на две подгруппы: подгруппу А, в которую вошли студенты с обратимыми заболеваниями (после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовитель-

ную группу), и подгруппу Б, в которую были включены студенты с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями). Были определены основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским группам:

— укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

— улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;

— освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

— постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

— закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

— формирование волевых качеств личности и интереса к физкультурно-спортивной деятельности;

— воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

— овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

— обучение правилам подбора, выполнения и формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и преподавателя;

— самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;

— обучение способам самоконтроля при выполнении упражнений различного характера;

— соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и

отдыха, полноценного и рационального питания.

Применительно к такой категории занимающихся организация работы требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки инновационных подходов, средств, методов, форм физической культуры, здоровьеформирующих технологий [2]. Анализ медицинских карт показал, что с каждым годом количество студентов ПГТУ, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличивается. Так, если в начале 1990/91 учебного года их число составляло 12% от всех видов отклонений в состоянии здоровья, то в начале нового 2008/09 учебного года такие нарушения имеют уже 38% обучающихся в СМО ПГТУ (в основном из числа студентов, поступивших на 1-й курс). Известно, что возникновению сердечно-сосудистых заболеваний в студенческом возрасте способствуют гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки (курение, употребление алкоголя), стрессовые ситуации и эмоциональные перегрузки (экзаменационные сессии). Кроме того, Пермь — центр нефтяной, химической промышленности и машиностроения, что говорит о наличии отрицательных экологических факторов в городе.

В силу названных причин реабилитация студентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями — одна из самых актуальных проблем, решение которой в большой степени зависит от построения адекватного двигательного режима для данной категории студентов. Наши исследования показали, что систематические физические нагрузки (3—4 раза в неделю по 35—45 мин) способствуют развитию приспособительных реакций, повышают сопротивляемость организма различным стрессовым воздействиям, обеспечивая психическую разрядку и улучшая эмоциональное состояние. Ухудшение качественных характеристик

жизнедеятельности народонаселения Пермского края и в целом Российской Федерации (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно сосудистых заболеваний, наркотизма и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности) становится все более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности значительных масс населения, как одного из серьезных факторов риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития нации [1; 3; 4; 7]. Особенность нынешнего периода развития физической и спортивной культуры, физического и спортивного воспитания состоит в том, что все большее значение приобретает использование в процессе его осуществления прогрессивных, здоровьеформирующих технологий, основанных на использовании по механизму конверсии тех средств и методов спортивной подготовки, проверенных в экстремальных условиях многолетней спортивной тренировки, которые приемлемы для достижения цели массового физического воспитания.

В результате проведенных российскими учеными и специалистами физической культуры и спорта Пермского края многолетних исследований здоровьеформирующего потенциала спортивной культуры и инновационных форм организации образовательной среды, обеспечивающей ускоренное освоение ее ценностей, была доказана возможность формирования физического, нравственного и духовного здоровья обучающихся в образовательных учреждениях от детского сада до вуза [1; 2; 5; 7]. Уровень физического, нравственного и духовного здоровья населения детерминируется многими обстоятельствами

(материальный достаток граждан, высокое качество образования, прогресс культуры жизнедеятельности, политическая и социально-экономическая стабильность). В недавнем обращении Президента Российской Федерации особое внимание было привлечено к образовательному вектору формирования потенциала здоровья нации и, в частности, образовательному пространству физического и спортивного воспитания подрастающего поколения. В краевой программе развития семи важных дел губернатором Пермского края также уделено серьезное внимание оздоровлению подрастающего поколения на основе современных инновационных технологий физической культуры и спорта.

Между тем в настоящее время уже известны высокие наукоемкие технологии стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанные в спорте высших достижений и в системе подготовки его резервов. Их эффективность разительно превосходит результативность традиционного школьного и вузовского физического воспитания. Отсутствие правовых оснований серьезной государственной поддержки внедрения инновационных технологий физического воспитания, обеспечивающих активизацию процессов освоения ценностей физической и спортивной культуры в массовой общеобразовательной школе и учреждениях среднего и высшего профессионального образования, становится все более актуальной социальной проблемой. На сегодняшний день специалисты активно обсуждают вопросы организации физкультурно-спортивной работы среди детей, подростков и молодежи. Существует множество разных подходов к решению проблемы вовлечения детей и юношества в сферу активного досуга. В одних проектах акцент делается на расширение секционной работы в школе и в вузе, в других — на развитие физической культуры по месту жительства, создание

спортивных клубов, центров и расширение системы соревнований.

В настоящий момент на территории Пермского края проживает 397,5 тыс. человек молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 26% от общего числа населения. От нацеленности молодежи на качество услуг для обеспечения здорового образа жизни зависит и качество воспроизводста последующих поколений. Стоит только отметить, что за последний год число молодых людей, страдающих алкоголизмом и токсикоманией, увеличилось на 23%, каждый третий юноша признан не годным для службы в армии. В связи с этим разработана целевая межведомственная программа «Студенчество Пермского края» (2009—2010 гг.), одним из важных направлений которой является «Формирование условий для оздоровления и отдыха студентов, развитие спорта». Негативные тенденции в молодежной среде продолжают усугубляться, поэтому просто необходимо предпринимать все усилия для их остановки, путем реализации продуманной политики в отношении молодежи.

Учащаяся молодежь — наиболее активная и организованная часть молодежи, в значительной степени определяющая развивающиеся в молодежной среде тенденции и формирующиеся в этой среде моральные ценности. Молодежи свойственно стремление к занятиям спортом, с одной стороны, в силу своего возраста и сложившегося в обществе отношения к спорту и спортивным достижениям ведущих спортсменов, с другой — растущим пониманием ценности здоровья для будущей профессиональной деятельности и достижения своих, в хорошем смысле, карьеристских устремлений. Занятия спортом служат не только решению задачи физического совершенствования молодежи, укрепления здоровья, но и воспитывают у нее такие качества, как целеустремленность, умение

планировать свое время и с пользой проводить свой досуг, закаляют характер, дают ей возможность для самореализации, воспитывают у нее стремление вести здоровый образ жизни, способствуют уменьшению распространения в молодежной среде различных негативных явлений. В современном обществе здоровье рассматривается как социальное свойство личности, качественный и количественный уровень которого обеспечивает человеку конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональный рост. В настоящее время существуют различные многочисленные определения и ракурсы рассмотрения феномена здоровья и культуры здоровья. С этим связана сложность разработки программ по формированию культуры здоровья у населения и, в частности, у молодежи. Выделяют, например, некоторые наиболее известные подходы к пониманию сущности здоровья: медицинский, гигиенический, психологический, религиозный, биолого-информационный.

В зависимости от этих подходов оздоровительная деятельность также понимается по-разному.

Выделяют здоровье в двух аспектах: здоровье общества и здоровье индивидуума. Здоровье общества оценивается по ряду демографических показателей: уровню рождаемости, смертности, продолжительности жизни, заболеваемости и т. д. Больше проблем вызывает оценка здоровья индивидуума, поскольку критерии, которые вкладываются в понятие «здоровье» разными исследователями, неоднозначны, Например, академик В. П. Казначеев (1974) определяет «здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей при оптимальной социальной активности и максимальной продолжительности жизни». В это определение сразу же закладывается определенное неравенство, поскольку социальная ак-

тивность людей разных профессий, например, космонавтов и учителей, требует разного уровня здоровья. С точки зрения аксиологического подхода здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, так же как и их переоценка, кризис, рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него. Аксиологический подход был предложен еще Платоном, который в своем диалоге «Законы» поместил «здоровое состояние души» (наряду с разумением, справедливостью и мужеством) в иерархию человеческих и божественных благ. Результаты опросов взрослого населения и учащихся показывают, что подавляющее большинство респондентов в системе ценностей помещает здоровье на 1—2-е ранговое место. Причем, родители особо выделяют здоровье своих детей среди остальных слагаемых благополучия. Однако более глубокий социологический анализ обнаружил: для граждан собственное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей, т. е. инструментально. Представляется соответственно, что физическое и психическое здоровье учащихся важно не само по себе, а как средство для достижения успехов в учебе, приобретения более высокого рейтинга в школе.

Естественно, преобладающая мотивация ответа связана с низким уровнем доходов большей части населения Пермского края. Нельзя забывать: здоровый человек обладает высокой работоспособностью и, следовательно, может выполнить больше работы и получить более высокую оплату. Таким образом, через укрепление здоровья можно повысить и уровень благосостояния. Заме-

ченная тенденция, когда здоровье выступает средством для других целей, просматривается и через следующие вопросы. Так, если бы респондентам предложили поехать работать в страну, климат которой вреден для здоровья, менее половины отказались бы от поездки: четверть поехала бы, предварительно подлечившись: пятая часть респондентов не знала, как бы они поступили, а 12% поехали бы «несмотря ни на что». На вопрос о том, при каких условиях респонденты пошли бы работать на вредное производство, только 27% заявили, что «ни при каких», а 70% пошли бы работать. Многочисленные научные данные и многолетние подтверждения валеологических, социально-

психологических и деятельностных преимуществ людей, активно занимавшихся спортом в детском и юношеском возрасте, по сравнению с их сверстниками, лишенными этих возможностей по разным причинам, результаты масштабных и многолетних педагогических экспериментов позволяют выдвинуть следующую научную гипотезу. Существенное увеличение числа детей и подростков, активно осваивающих ценности физической и спортивной культуры (от нынешних 10—15 до 80—85%) при государственной поддержки комплекса мероприятий, обеспечивающих увеличение объема и качества их физической активности (от нынешних 2—3-х учебных часов в неделю до 6-ти), позволят в исторически короткий срок (5—10 лет) радикально улучшить качественные характеристики здоровья, психофизического состояния и общей социально-позиционной, поведенческой, интеллектуальной, нравственной и этической культуры жизнедеятельности детей, подростков и молодежи Пермского края и Российской Федерации с последующей положительной их динамикой в контингентах населения среднего, старшего и пожилого возраста.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БАЛЬСЕВИЧ, В. К. Высокие технологии развития инновационных процессов в физическом и спортивном воспитании школьников I В. К. Бальсевич II Материалы і0-го международного научного конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». — Гданьск, 2006.

2. БАЛЬСЕВИЧ, В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ СПБ НИИФК I В. К. Бальсевич. — СПб., 2006.

3. ГЛОТОВ, Н. К. Философско-культурологический анализ физической культуры I Н. К. Глотов, А. С. Игнатьев, А. В. Лотоненко II Теория и практика физ. культуры. — і996. — № і.

4. ИЛЬЕНКОВ, Э. В. Философия и культура I Э. В. Ильенков. — М., і99і.

5. ИННОВАЦИОННЫЕ процессы : труды семинара I ВНИИСИ. — М., і982.

6. МАТВЕЕВ, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культ. I Л. П. Матвеев. — М. : ФиС, і99і.

7. ПАНАЧЕВ, В. Д. Социологические аспекты развития спорта I В. Д. Паначев II IX Міжнародний науковий конгресс «Олімпійський спорт і спорт для всіх»: тези доповідей, Киів, 20—23 вересня 2005 р. I НУФВСУ ; редкол.: В. М. Платонов [и др.]. — К., 2005.

L I S T O F T H E L I T E R A T U R E

1. BALISEVICH, V. K. The High technology of the development innovation processes іп physical and atheletic education of students I V. K. Balisevich II Material of і0 International scientific congress «Modern olympic sport and sport for everybody» Gdanisk, Poland, September, 2006.

2. BALISEVICH, V. K. Atheletic oriented physical education student of general schools SPB NIIFK I V. K. Balisevich. — Sankt-Peterburg, 2006.

3. GLOTOV, N. K. Philosophical-culture analysis of the physical culture I N. K. Glotov, A. S. Ignatiev, A. V. Lotonenko II Theory and practice physical culture. — і996. — №і.

4. ILIENKOV, E. V. Filosofiya and culture I E. V. Ilienkov. — M., і99і.

5. INNOVATION processes : Works of seminars I VNIISI. — M., і982.

6. MATVEEV, L. P. Theory and methods of the physical culture: textbook for institute of the physical

culture I L. P. Matveev. — M. : FIS, і99і.

7. PANACHEV, V. D. The Sociological aspects of the development of the sport I V. D. Panachev II IX

international scientific congress «Olimpic sport and sport for everybody». — Kiev, 2005.

Получено 0 2 .0 6. 0 9 © Паначев В. Д., 200 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.