Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / преподавание физической культуры в вузе / спорт высоких достижений / студент / преподаватель / physical culture / teaching of physical culture at a university / high-performance sports / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Абдулаева, Т.М. Мансуров

В настоящей статье исследуются наиболее значимые проблемы, связанные с применением информационных технологий в спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре студенческой молодёжи. Перед началом разговора об основном предмете исследования рассмотрению подвергаются процессы информатизации современного общества. На основе их анализа доказывается неразрывная связь между процессами дальнейшей модернизации физической подготовки студенческой молодёжи, с одной стороны, и внедрения в неё передовых информационных технологий – с другой. Далее изучаются наиболее перспективные направления интеграции информационных технологий в сферу физической культуры и спорта. На основании полученных результатов говорится о конкретных возможностях, существующих для использования современных информационных технологий в спортивных тренировках по различным видам спорта, преподавании соответствующей предметной области в вузе, а также на занятиях по оздоровительной физической культуре. Также рассматриваются возможности их применения в спорте высоких достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE BACHELORS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN SPORTS TRAINING AND WELLNESS PHYSICAL CULTURE

The article examines the most significant problems associated with the use of information technologies in sports training and recreational physical culture of students. Before starting the conversation about the main subject of the study, processes of informatization of modern society are considered. On the basis of their analysis, an indissoluble link between the processes of the students physical training further modernization on the one hand and the introduction of advanced information technologies into it on the other is proved. Next, the most promising areas of the information technologies integration in the field of physical culture and sports are studied. On the basis of the obtained results, the researchers talk about the specific opportunities that exist for the use of modern information technologies in sports training in various sports, teaching the relevant subject at a university, as well as in classes on health-improving physical culture. Possibilities of their application in high-performance sports are also considered.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

6. Башлыков А.М. Особенности профессиональной подготовки офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017; № 9-10 (13-14): 43 - 46.

7. Беспалов Т.М. Содержательно-смысловые и инструментально-стилевые составляющие ответственности военнослужащих. Психолого-педагогический поиск. 2012: 149 - 155.

8. Диденко И.В., Диденко А.А. Современный военный профессионализм: социально-психологический аспект. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014; № 2 (57): 3 - 8.

9. Секаева О.В. Формирование профессионально-значимых качеств личности военнослужащих. Научные исследования в образовании. 2008; № 8: 1 - 2.

10. Сивак А.Н. Психолого-педагогические условия необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов вузов ВВ МВД России. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012; № 1 (83): 135 - 138.

11. Митрахович В.А. Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011; № 6: 439 - 445.

References

1. Bashlykov A.M. Professionalizm kak rezul'tat professional'noj podgotovki voennyh specialistov. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya vsovremennom mire. 2017; № 20-2: 127 - 130.

2. O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 3 iyulya 2016 g. № 226-FZ (redakciya ot 06.07.2016). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. Moskva, 2016.

3. Ob uchrezhdenii nagrudnogo znaka vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii "kvalifikacionnoe zvanie", utverzhdenii Polozheniya o nagrudnom znake vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii "kvalifikacionnoe zvanie" i ego opisaniya, Poryadka prisvoeniya, podtverzhdeniya kvalifikacionnogo zvaniya, snizheniya v kvalifikacionnom zvanii, lisheniya kvalifikacionnogo zvaniya i vedeniya ucheta lic, prohodyaschih sluzhbu v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii i imeyuschih special'nye zvaniya policii i kvalifikacionnye zvaniya. Prikaz Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii ot 21 yanvarya 2019 g. № 9 (zaregistrirovan 14.02.2019 № 53800). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. Moskva, 2019.

4. Efremova O.Yu. Voennaya pedagogika. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

5. Pashkin S.B., Mozerov S.A., Mozerova E.S. Psihologo-pedagogicheskie aspekty izucheniya individual'nyh osobennostej voennosluzhaschih. Voennyj inzhener. 2018; № 3: 50 - 63.

6. Bashlykov A.M. Osobennosti professional'noj podgotovki oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Sankt-Peterburgskij obrazovatel'nyj vestnik. 2017; № 9-10 (13-14): 43 - 46.

7. Bespalov T.M. Soderzhatel'no-smyslovye i instrumental'no-stilevye sostavlyayuschie otvetstvennosti voennosluzhaschih. Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2012: 149 - 155.

8. Didenko I.V., Didenko A.A. Sovremennyj voennyj professionalizm: social'no-psihologicheskij aspekt. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2014; № 2 (57): 3 - 8.

9. Sekaeva O.V. Formirovanie professional'no-znachimyh kachestv lichnosti voennosluzhaschih. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2008; № 8: 1 - 2.

10. Sivak A.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya neobhodimye dlya povysheniya 'effektivnosti professional'nogo razvitiya kursantov vuzov VV MVD Rossii. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2012; № 1 (83): 135 - 138.

11. Mitrahovich V.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya professionalizma u voennosluzhaschih kontraktnoj sluzhby. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2011; № 6: 439 - 445.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Abdulaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Theory and Methodology of Physical Culture, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Mansurov T.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Sports Disciplines and Martial Arts, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PREPARING FUTURE BACHELORS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN SPORTS TRAINING AND WELLNESS PHYSICAL CULTURE. The article examines the most significant problems associated with the use of information technologies in sports training and recreational physical culture of students. Before starting the conversation about the main subject of the study, processes of informatization of modern society are considered. On the basis of their analysis, an indissoluble link between the processes of the students physical training further modernization on the one hand and the introduction of advanced information technologies into it on the other is proved. Next, the most promising areas of the information technologies integration in the field of physical culture and sports are studied. On the basis of the obtained results, the researchers talk about the specific opportunities that exist for the use of modern information technologies in sports training in various sports, teaching the relevant subject at a university, as well as in classes on health-improving physical culture. Possibilities of their application in high-performance sports are also considered.

Key words: physical culture, teaching of physical culture at a university, high-performance sports, student, teacher.

М.А. Абдулаева, канд. пед. наук, зав. каф. теории и методики физической культуры ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Т.М. Мансуров, канд. пед. наук, зав. каф. спортивных дисциплин и единоборств ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В настоящей статье исследуются наиболее значимые проблемы, связанные с применением информационных технологий в спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре студенческой молодёжи. Перед началом разговора об основном предмете исследования рассмотрению подвергаются процессы информатизации современного общества. На основе их анализа доказывается неразрывная связь между процессами дальнейшей модернизации физической подготовки студенческой молодёжи, с одной стороны, и внедрения в неё передовых информационных технологий - с другой. Далее изучаются наиболее перспективные направления интеграции информационных технологий в сферу физической культуры и спорта. На основании полученных результатов говорится о конкретных возможностях, существующих для использования современных информационных технологий в спортивных тренировках по различным видам спорта, преподавании соответствующей предметной области в вузе, а также на занятиях по оздоровительной физической культуре. Также рассматриваются возможности их применения в спорте высоких достижений.

Ключевые слова: физическая культура, преподавание физической культуры в вузе, спорт высоких достижений, студент, преподаватель.

На протяжении трёх последних десятилетий фиксируется расширение сферы использования информационных технологий во всех сферах человеческой жизни. Сказанное в полной мере относится к спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре студенческой молодёжи [1 - 11].

В этой связи в содержании профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров в сфере физической культуры и спорта необходимо постоянно вносить и своевременно обновлять сведения о возможностях информационных технологий и их использовании в профессиональной деятельности спортсменов.

На факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета при подготовке будущих бакалавров в области физической культуры и спорта обязательно формируется осведомлённость студентов о возможности использования информационных технологий в тренировочном процессе, при организации мероприятий по физической культуре. Рассмотрим их подробнее.

Внедрение информационных технологий в сферу физической культуры и спорта предполагает расширение их использования по ряду направлений (табл. 1).

Таблица 1

Перспективные направления интеграции информационных технологий в сферу физической культуры и спорта

Как видим, особенно эффективным является широкое использование информационных технологий в ходе спортивных тренировок по различным видам спорта, преподавания соответствующей предметной области в вузе, а также на занятиях по оздоровительной физической культуре [2; 4; 5; 6]. Данная тенденция нашла своё выражение в разработке ряда систем, оптимизирующих процессы контроля и обучения в указанных областях.

Например, В.Ю. Волковым была разработана серия контролирующих и обучающих систем «Атлет», «Фитнес» и «Мини-шейпинг». Последние могут быть с успехом использованы в оздоровительной физической культуре. Обучающая программа «Атлет» выполнена на основе операционной системы Windows. Основной задачей указанного приложения является ознакомление студентов с основами знаний по атлетической гимнастике. Также она может применяться для демонстрации выполнения базовых упражнений. Работая в этой программе, студент устанавливает ту последовательность действий, которую он считает необходимой. Данная особенность программы «Атлет» позволяет максимально реализовать индивидуальный подход в обучении. Она, кроме того, имеет четыре уровня, которые студент также может выбрать по своему усмотрению в зависимости от уровня своей изначальной подготовки [10, с. 420 - 421]. Программа «Фитнес» включает большое количество тестовых испытаний, анкет и измерений. При этом чем больше будет пройдено тестов, тем точнее программа определит общую оценку физического развития и степень подготовки индивида, предоставит большее количество рекомендаций и индивидуальных программ тренировок. «Мини-шейпинг» предназначен для оценки особенностей телосложения и физической подготовленности студенток. Его использование в рамках учебных занятий позволяет не только тестировать учащихся, но и обучать их совершенствованию функциональных и двигательных возможностей, коррекции индивидуального физического развития, а также формировать устойчивое мо-тивационно-ценностное отношение к физкультурно-оздоровительным занятиям [10, с. 422]. Своё применение информационные технологии также находят в сфере спорта высших достижений. При рассмотрении возможностей информационных технологий в данной отрасли человеческой деятельности следует учитывать ряд тенденций её развития в период последней четверти XX - начала XXI вв. (табл. 2).

Таблица 2

Тенденции в развитии современного спорта высоких достижений, наиболее значимых с точки зрения внедрения информационных технологий

Тенденции Влияние на дальнейшее развитие спорта высоких достижений

Достижение объемов тренировочной нагрузки физиологически предельных величин Сделало необходимым поиск вариантов рационального размещения нагрузок различной преимущественной направленности на отдельных этапах годичного тренировочного цикла

Рост требований к уровню физической подготовки квалифицированных спортсменов Обусловливает необходимость открытия новых, наиболее эффективных путей совершенствования тренировочного процесса

Возросшая плотность спортивных результатов, повысившаяся напряженность соревновательной борьбы Способствуют повышению требований к качеству, стабильности и надежности морально-волевой подготовленности технического и тактического мастерства, а равно психологической устойчивости спортсменов в условиях соревновательной деятельности [11, с. 132]

В подобных условиях дальнейшее совершенствование процесса подготовки квалифицированных спортсменов является практически невозможным без широкого внедрения информационных технологий. В свою очередь, одно из перспективных направлений их интеграции в процесс подготовки атлетов представлено созданием прикладных программных продуктов и автоматизированных систем. Последние позволяют оптимизировать управление тренировочным процессом. В этой связи не вызывает удивления возрастающее на протяжении трёх последних десятилетий количество публикаций, затрагивающих различные вопросы, связанные с диагностикой и мониторингом функционального состояния спортсменов [1 - 6; 9; 10; 11].

Оптимизация процесса физической подготовки также может осуществляться на основе использования экспертных систем. Последние представляют собой сложные программные комплексы, позволяющие производить интеграцию знаний специалистов в конкретных предметных областях и в дальнейшем тиражировать данный опыт, например, в целях консультации менее квалифицированных пользователей. В этой связи определенный интерес с точки зрения раскрытия основной темы настоящего исследования вызывает автоматизированная систе-

Наименование направления Содержание направления

Материально-техническое обеспечение учебного процесса в системе высшего физкультурного образования Расширение использования автоматизированных обучающих программ; внедрение систем компьютеризированного контроля знаний; моделирование предметной среды; внедрение в образовательную практику электронных учебных пособий, информационно-поисковых и справочных систем

Техническое и организационное обслуживание соревнований Компьютерный хронометраж; использование электронных отметок

Делопроизводство тренера-преподавателя, преподавателя, студента, научного сотрудника Создание базы данных различных документов для использования в рамках учебного и тренировочного процесса

Научно-методическое обеспечение физического воспитания учащейся молодежи, детей и подростков Реализация дифференцированного подхода в рамках физического воспитания, предполагающая широкое использование современных информационных технологий; автоматизированные методы оценки физического здоровья и физической подготовленности обучающихся

Научно-исследовательская, организационная и управленческая деятельность Создание баз данных по актуальным проблемам физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; создание баз данных нормативно-правовых документов в отрасли физической культуры и спорта; автоматизация проведения социологических исследований

Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов Внедрение компьютеризированных тре-нажерно-диагностических стендов для обеспечения комплексного контроля специальной подготовленности спортсменов; создание систем с элементами «виртуальной реальности» для формирования у спортсменов двигательных навыков и умений; расширение использования автоматизированных диагностических комплексов для оценки и мониторинга физического состояния спортсменов; широкое применение компьютерных программ в целях решения задач моделирования и прогнозирования в спорте [1; 7; 8; 9]

ма «ОФИС», разработанная российскими специалистами. На основе показателей, характеризующих физическое развитие и состояние здоровья, эта система позволяет провести раннюю диагностику ряда заболеваний и выдать рекомендации по использованию средств массовой физической культуры. Точность такой диагностики варьируется от 64 до 89%. Также к подобного рода разработкам может быть отнесена система «Аксон», разработанная М.П. Шестаковым и В.М. Зубковым. Основное назначение последней - планирование подготовки прыгунов в высоту и длину [11, с. 136].

Охарактеризованные выше системы дают возможность решать задачи планирования и управления тренировочным процессом с учетом уровня изначальной подготовки, норм нагрузки, а также индивидуальных особенностей и закономерностей, отражающих сочетания упражнений различной направленности.

Таким образом, на основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что информатизация современного общества в полной мере сказывается на модернизационных процессах в области физической подготовки и оздоровительной физической культуры студенческой молодёжи.

Интеграция информационных технологий в сферу физической культуры и спорта предполагает расширение их использования по следующими направлениям: материально-техническое обеспечение учебного процесса в системе высшего физкультурного образования, техническое и организационное обслужи-

Библиографический список

вание соревнований, делопроизводство тренера-преподавателя, преподавателя, студента, научного сотрудника, научно-методическое обеспечение физического воспитания учащейся молодежи, детей и подростков, научно-исследовательская, организационная и управленческая деятельность, научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов. При этом информационные технологии особенно эффективны в процессе спортивных тренировок по различным видам спорта, преподавания соответствующей предметной области в вузе, а также на занятиях по оздоровительной физической культуре. Указанная выше тенденция нашла своё выражение в разработке ряда систем, оптимизирующих процессы контроля и обучения в этих областях. Своё применение информационные технологии также находят в сфере спорта высших достижений. Одним из перспективных направлений их интеграции в данную область является создание прикладных программных продуктов и автоматизированных систем.

Важными направлениями в использовании современных информационных технологий в области физической культуры и спорта являются моделирование спортивных движений и биомеханика.

Информационные технологии студенты факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета вначале используют при собственной тренировке, а потом начинают применять при прохождении производственной и педагогической практик, а в дальнейшем в будущей профессиональной деятельности.

1. Виноградов ПА, Савин ВА Спорт в мире информации. Теория и практика физической культуры. 1997; № 11: 59 - 62.

2. Фураев A.H. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений. Теория и практика физической культуры. 1996; № 11: 50 - 52.

3. Aндреева В.С., Mиронова С.П. Информационные технологии в сфере физической культуры и спорта. Available at: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/13024/1/ fsz_03.pdf

4. Богданов ВМ, Пономарев В.С., Соловов АВ. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2000: 23 - 24.

5. Тимошенков В.В. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте. Теория и практика физической культуры. 1993; № 1: 13 - 18.

6. Бекетова ДА, Савкина Н.В. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Наука-2020: Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. 2019; № 2 (27): 78 - 81.

7. Ваганова О.И., Хижная AE. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 1: Э - 94.

8. Хадиуллина РР, Mухаметшин РР Структура электронных курсов в виртуальной обучающей среде Moodle для студентов обучающихся в вузах физической культуры. Международный научно-исследовательский журнал. 201Э; № 8-Э (15): 12Э - 125.

9. Кутепов M.M., Ямбаева Н.В. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе. АНИ: педагогика и психология. 2016; Т. 5, № 2 (15): 8Э - 86.

10. Aкром A.A. Особенности использования информационных технологий в системе подготовки по физической культуре и спорту. Science and Education. Scientific Journal. 2021; Vol. 2, Issue 4: 419 - 424.

11. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе. Диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1997.

References

1. Vinogradov P.A., Savin V.A. Sport v mire informacii. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 1997; № 11: 59 - 62.

2. Furaev A.N. K voprosu o komp'yuterizacii analiza vypolneniya sportivnyh uprazhnenij. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 1996; № 11: 50 - 52.

3. Andreeva V.S., Mironova S.P. Informacionnye tehnologii v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta. Available at: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/13024/1/fsz_03.pdf

4. Bogdanov V.M., Ponomarev V.S., Solovov A.V. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tehnologij v teoreticheskoj i metodiko-prakticheskoj podgotovke studentov po fizicheskomu vospitaniyu. Fizicheskaya kul'tura i sport na rubezhe tysyacheletij: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Samara, 2000: 2Э - 24.

5. Timoshenkov V.V. Osnovnye napravleniya primeneniya vychislitel'noj tehniki v fizicheskoj kul'ture i sporte. Teoriya i prakiika fizicheskoj kul'tury. 199Э; № 1: 1Э - 18.

6. Beketova D.A., Savkina N.V. Informacionnye tehnologii v fizicheskoj kul'ture i sporte. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'tura, sport, turizm: problemy iperspektivy. 2019; № 2 (27): 78 - 81.

7. Vaganova O.I., Hizhnaya A.V. Ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov studentov vuza v 'elektronnoj srede Moodle. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 1: Э - 94.

8. Hadiullina R.R., Muhametshin R.R. Struktura 'elektronnyh kursov v virtual'noj obuchayuschej srede Moodle dlya studentov obuchayuschihsya v vuzah fizicheskoj kul'tury. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 201Э; № 8-Э (15): 12Э - 125.

9. Kutepov M.M., Yambaeva N.V. Informacionnye tehnologii obucheniya fizicheskoj kul'ture v vuze. ANI: pedagogika i psihologiya. 2016; T. 5, № 2 (15): 8Э - 86.

10. Akrom A.A. Osobennosti ispol'zovaniya informacionnyh tehnologij v sisteme podgotovki po fizicheskoj kul'ture i sportu. Science and Education. Scientific Journal. 2021; Vol. 2, Issue 4: 419 - 424.

11. Volkov V.Yu. Komp'yuternye tehnologii v obrazovatel'nom processe po fizicheskoj kul'ture v vuze. Dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1997.

Статья поступила в редакцию 31.05.21

УДК 378

Abdulgalimova G.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Medical Biology, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru

Nikitina V.V., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Department of Medical Biology, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru

Ibnmaskhudova P.M., senior teacher, Department of General Hygiene and Human Ecology, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: ramazan.abdulgalimov@mail.ru

FORMATION OF COMPETITIVENESS OF UNIVERSITY GRADUATES (ON THE EXAMPLE OF MEDICAL SPECIALTIES). The article deals with some aspects of a problem of forming competitiveness among university graduates on the example of medical universities. The article considers the structure of competitiveness, the characteristics of a competitive personality. With regard to the competitiveness of students of medical specialties, it can be noted that this problem is extremely relevant, since its solution is associated with improving the quality of medical educational services and the success of the functioning of the health system. The article shows that competitiveness of a graduate is determined by his professional competence, in which special knowledge should be combined with communication skills, the basics of personal growth, self-diagnosis and other properties. Among the practical mechanisms for improving the competitiveness of medical graduates, it is

Э61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.