СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
THE MODERN STATE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Коровина Елизавета Романовна
студент
медицинский институт Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Korovina Elizabeth Romanovna
student medical institute Orel state university Orel, Russia
Научный руководитель: Мостовая Татьяна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Scientific adviser: Mostovaya Tatiana Nikolaevna candidate of pedagogical sciences, associate professor
department of physical culture Orel state university Orel, Russia
Аннотация. Сегодня в сфере физической культуры и спорта можно выделить ряд проблем и положительных моментов. Мировые и российские спортивные сообщества стремятся к сохранению, укреплению и развитию спортивных траддиций и искоренению всех негативных образований.
Abstract. Today in the field of physical culture and sports, a number of problems and positive aspects can be identified. World and Russian sports community is committed to the preservation, strengthening and development of sports tradici and eliminate all the negative entities.
Ключевы/е слова: физическая культура, спорт, допинг, здоровье, Олимпийское движение, сооружения, соревнования
Keywords: physical culture, sports, doping, health, Olympic movement, facilities, competitions
За последние годы в России обострилась проблема состояния здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на здоровье населения, относятся снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда и отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания, увеличение чрезмерных
стрессовых нагрузок, снижение уровня физической подготовленности и физического развития всех социально-демографических групп населения.
Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это около 30% от студентов, обучающихся в ВУЗе. В современных социально-экономических условиях наблюдаются негативные изменения в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных коллективах. Многократное повышение стоимости услуг сделало недоступными учреждения физической культуры и спорта и туризма для многих трудящихся.
В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%. С 1991 г. продолжается тенденция сокращения сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. В 1999 г. их число по сравнению с 1991 г. уменьшилось на 22% и составило около 195 тыс. с единовременной пропускной способностью около 5 млн. человек. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению.
Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере, как потребности спорта высших достижений, так и развитие спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия. Кроме недостатка финансирования, малое количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни, ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации.
В связи с перечисленными проблемами, на государственном уровне принимается ряд мер по исправлению ситуации. Сегодня важной составной частью государственной социально-экономической политики стало развитие физической культуры и спорта, эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.
Физическая культура и спорт (ФКС) - одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Данная отрасль имеет свою специфику, которая проявляется в двойственной природе услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой. Инвестирование в ФКС обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих мест не только непосредственно в спортивной отрасли, но и в смежных отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение социальных проблем государства: снижение
безработицы, улучшение социального климата в обществе.
По данным отечественных и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.
В своем выступлении на Совете при Президенте РФ по спорту 15.10.2008г. Президент РФ Д. Медведев отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких достижений в стране есть все необходимые ресурсы, и указал на необходимость принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы.
В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002 г. по 2008 г., передало свои функции и полномочия Министерству спорта, туризма и молодежной политики, созданному 12 мая 2008 г. Указом Президента РФ. Это министерство сегодня осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральных агентств.
Существенным фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое обеспечение. Госкомспорт СССР имел развитую материально-техническую базу, которая включала в себя разветвленную сеть учебно-тренировочных баз и центров для подготовки сборных команд страны, предприятия спортивной промышленности, учебные и научные учреждения, а также хозяйственные организации. После распада СССР материально-техническая база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям. В 1991-1992 годах в соответствии с межгосударственными соглашениями многие организации бывшего Госкомспорта СССР перешли под юрисдикцию новых суверенных государств (Республики Белоруссия, Украины).
В середине 90-х годов критическое положение наблюдалось в вопросах финансирования физической культуры и спорта и, прежде всего, подготовки сборных команд страны. До 1999 года недостаточное финансирование из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию спортсооружений привело к невозможности эксплуатации многих из них, а организация учебно-тренировочных сборов на отечественных спортивных базах и центрах стала невозможной. По этой причине сборные команды страны были вынуждены проводить учебно-тренировочные сборы за границей. Федерации по видам спорта, получив полную самостоятельность, не смогли в полной мере обеспечить развитие видов спорта без государственной поддержки.
С 1991 г. сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20%. По данным федеральной службы государственной статистики, сегодня эта сеть составляет 225 тыс. единиц, которые могут единовременно принять около 5 млн. человек, что соответствует всего лишь 17% действующего норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений.
По сравнению с 2001 г. общее число штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%. Таким образом, обеспечение населения России кадрами ФКС составляет сегодня в расчете на 10 тысяч жителей не более 20 работников,
а норматив - 26 работников. Например, в российской школе учитель физкультуры - самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация в отношении инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.
Между тем, в настоящее время в России подготовка кадров ФКС осуществляется по одному направлению и шести специальностям в 219 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. При этом в системе Госкомспорта России работают: 13 высших учебных заведений, имеющих 16 филиалов. Следует отметить качество подготовки, которое находится на удовлетворительном уровне, хотя спрос на российских специалистов высок не только в России, но и за рубежом. Проблема заключается в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране институты физкультуры, в России остаются всего лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы, в том числе низкой зарплаты. Сегодня в российском спорте - дефицит тренеров, но в то же время, по некоторым оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.
ФКС России испытывает дефицит и в отношении научно-исследовательских кадров, без которых невозможно развитие отрасли. Когда-то во всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры работало более 3 тыс. человек, а институт располагал современным научным оборудованием и полноценными экспериментальными центрами. Сегодня финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ведется по остаточному принципу. Хотя, положительная динамика имеется. Объем финансирования науки образования в 2006 году составил 140,7 млн. руб.
Существует еще одна значимая проблема: кадры для работы на современных физкультурно-спортивных объектах практически нигде не готовятся. Необходима система повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных объектов, как дворцы спорта с искусственным льдом, быстровозводимые сооружения и конструкции с теннисными кортами и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.
За последние годы в связи с профессионализацией и коммерциализацией спорта обострилась конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами по детско-юношескому спорту, показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы этих учреждений и качественной подготовки спортивного резерва.
Следует отметить и позитивную динамику в стране по показателям состояния сферы ФКС, это:
- рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа занимающихся физической культурой и спортом;
- рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, а также средних затрат на 1 учащегося в спортивной школе;
- рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;
- увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки;
- рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.
При этом указанные тенденции не носят случайного характера, поскольку обеспечены новым Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3, а также Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и подпрограмм. Также подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы.
Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную значимость массового спорта и многие вопросы решает самостоятельно. Но есть значимая часть, которая потребует изменений в Налоговом кодексе, Законе о земле, Законе об образовании. Например, нужны изменения в Законе об образовании, относительно детских спортивных школ. Необходимы изменения в налоговом законодательстве, чтобы заработал механизм налоговых льгот и послаблений бизнесу, который помогает детскому и инвалидному спорту.
Литература
1. Визитей, Н. Н. Социология спорта: курс лекций / Н. Н. Витизей. - Киев : Олимпийская литература, 2005. - 247 с.
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - 2-е изд. - М. : Ось-89, 2006. - 48 с.
3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
4. Чермин, К. Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы (текст) : учебное пособие / К. Д. Чермин. - М. : Советский спорт, 2005. - 272 с.
5. Шилько, В. Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности / В. Г. Шилько. - Томск: Томский государственный университет, 2003. - 196 с.
References
1. Vizitej N. N. Sociologiya sporta[Sociology of sport]. Kiev, Olimpijskaya literature Publ.,
2005, 247 p.
2. Federal'nyj zakon «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» [Federal law"on physical culture and sports in the Russian Federation"]. 2th ed. Moscow, Os'-89 Publ.,
2006, 48 p.
3. Holodov Zh. K., Kuznecov V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Theory and methods of physical education and sports]. Moscow, Akademiya Publ., 2000, 480 p.
4. Chermin K. D. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury: opornye skhemy [Theory and methodology of physical culture]. Moscow, Sovetskij sport Publ., 2005, 272 p.
5. Shil'ko V. G. Fizicheskoe vospitanie studentov na osnove lichnostno-orientirovannogo soderzhaniya fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti [Physical education of students on the basis of personality-oriented content of sports activities]. Tomsk, Tomskij gosudarstvennyj universitet Publ., 2003, 196 p.