Научная статья на тему 'Целевые программы управления в сфере физической культуры и спорта'

Целевые программы управления в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
694
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ / FEDERAL TARGET PROGRAM MANAGEMENT / ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ / ORGANIZATION REGIONAL AND MUNICIPAL LEVEL / МАССОВЫЙ СПОРТ / POPULAR SPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махова Наталия Станиславовна

Рассмотрены основные проблемы в сфере физической культуры и спорта. Изучены основные целевые программы управления в сфере физической культуры и спорта. Проведен краткий анализ мер и комплексов по улучшению сферы физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Махова Наталия Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGETED PROGRAMS OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Considered the main problems in the sphere of physical culture and sports. Studied the basic management program in the sphere of physical culture and sports. The analysis of the measures and systems improvement of the sphere of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Целевые программы управления в сфере физической культуры и спорта»

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

TARGETED PROGRAMS OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Махова Наталия Станиславовна

магистрант, направление «Государственное и муниципальное управление» Орловский государственный университет

экономики и торговли г. Орёл, Россия Makhova Natalia Stanislavovna graduate student, direction «State and Municipal Administration» Orel State University of economy and trade

Orel, Russia

Аннотация. Рассмотрены основные проблемы в сфере физической культуры и спорта. Изучены основные целевые программы управления в сфере физической культуры и спорта. Проведен краткий анализ мер и комплексов по улучшению сферы физической культуры и спорта.

Abstract. Considered the main problems in the sphere of physical culture and sports. Studied the basic management program in the sphere of physical culture and sports. The analysis of the measures and systems improvement of the sphere of physical culture and sports.

Ключевые слова. Физическая культура и спорт, федеральные, целевые программы управления, организации регионального и муниципального уровня, массовый спорт.

Keywords. Physical culture and sport, Federal target program management, organization regional and municipal level, popular sport.

Развитие сферы физической культуры и спорта является одним

и u г\ \j \J

из приоритетных направлений социальной политики государства в Российской Федерации. Основными целями государственных программ являются: эффективное использование ценностей физической культуры и спорта в оздоровлении нации, воспитание молодого поколения, формирование здорового образа жизни, достижение высоких спортивных результатов российских спортсменов на крупнейших всероссийских и международных соревнованиях.

Однако, существует ряд серьезных проблем в сфере физической культуры и спорта, возникшие в начале XXI столетия: ухудшение здоровья людей, их физическое развитие тела и духа, физическая подготовленность и выносливость; отсутствие эффективной системы детско - юношеского спорта; необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва; внедрение новейших, инновационных спортивных технологий; огромное

отставание от ведущих спортивных, мировых держав; глобальная конкуренция в спорте высших достижений. Особенно, это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы пытаются использовать весь свой экономический и политический потенциал для достижения поставленных целей. Победа в Олимпийских играх - это престиж и признание развитого социального, экономического и политического уровня страны.

На данный момент, в России проживает около 60% населения, имеющего нарушения здоровья. Большая часть граждан систематически не занимается или не имеет финансовой или иной возможности увлекаться спортом и физическими нагрузками. Практически половина призывников имеют какие-либо заболевания, непригодные для полноценной армейской службы. Непродуманные и неразвитые программы, связанные с внедрением инновационных спортивных технологий, вынуждены негативно влиять на развитие массового спорта и сказываются на конкурентоспособности России на международном уровне.

Для решения данных проблем государственные и общественные органы управления всех уровней должны предпринимать адекватные организационно-управленческие, нормативно-правовые и экономические меры. Государство должно обеспечивать общество квалифицированными кадрами, которые обладали бы нестандартным, современным, инновационным мышлением, способным быстро и правильно реагировать на ситуацию в непрерывно меняющихся условиях социальной, экономической и политической жизни России. Кадры должны совершенствовать свои профессиональные умения и знания, проходить ежегодную переподготовку, повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать новым стандартам в сфере развития физической культуры и спорта, воспитывать конкурентоспособных личностей.

В середине XX века начали активно разрабатываться методы и программы для развития физической культуры и спорта. За этот период были достигнуты положительные результаты в управленческой деятельности. Однако, полученные результаты управленческой деятельности того столетия не подходят под социальные и экономические условия современного общества.

Существуют различные законы и программы государственной политики в сфере физической культуры и спорта. К ним относятся: федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года», «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», «Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации», «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Основная цель федеральных, целевых программ: «Дети России», «Молодежь России», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», «Социальная поддержка инвалидов», «Старшее поколение» - разработка определенных мер и методов по улучшению качества жизни населения России.

Концепция целевой программы «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» заключается в совершенствовании

управлением сферой физической культурой и спортом на региональном и муниципальном уровнях, пропаганды здорового образа жизни среди граждан, усовершенствовании системы физического воспитания среди различных слоев населения, улучшении подготовки спортсменов международного уровня, развитии кадрового и управленческого отдела, обеспечении безопасности на спортивных объектах, обеспечении финансирования физкультурно-спортивной деятельности за счет средств федерального бюджета, развитии инфраструктуры, модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях. Важнейшие задачи Стратегии позволят определить долгосрочную перспективу развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, обеспечат инновационную политику в данной отрасли.

В федеральной, целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» основной упор делается на развитие здорового образа жизни населения, инновационную политику, разработку современных методик для управления сферой физической культуры и спорта. Такая программа направлена на улучшение жизни и здоровья населения: планируется увеличить количество граждан, обучающихся, лиц с ограниченными возможностями, систематически занимающихся спортом и физическими нагрузками; создать спортивно-тренировочные комплексы и центры массового спорта, которые не включены в Олимпийские и Паралимпийские игры (спортивная аэробика, акробатический рок-н-ролл, единоборства, бейсбол, софтбол и др.); на 100% обеспечить инвентарем и оборудованием спортивную инфраструктуру во всех субъектах Российской Федерации; ввести в эксплуатацию малобюджетные физкультурно-спортивные объекты шаговой доступности.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» позволяет проследить изменение роли физической культуры и спорта в современном обществе.

Государство поощряет занятия физической культурой, проводит оздоровительные и спортивные мероприятия, популяризует спорт среди населения различных возрастов, пропагандирует здоровый образ жизни, финансирует целевые, спортивные программы для развития здоровой нации и повышения конкурентоспособности на международном уровне, создает условия для внедрения инновационных технологий в область физической культуры и спорта. Но для осуществления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации существуют органы представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одним из основных органов в Российской Федерации является Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое занимается разработкой государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации кадров; пропагандой; разрабатывает различные методики управления и организации данной структуры; внедряет новое, научное и высокотехнологическое оборудование. Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи способствует эффективному управлению сферой физической культуры и спорта на законодательном уровне. На реализацию общей стратегии развития физической культуры и спорта

в стране, при тесном взаимодействии с государственными органами управления, направлена деятельность Олимпийского комитета России, федераций по видам спорта, различных ассоциаций, союзов, обществ.

Существуют различные организации, которые подразделяются по территориальному уровню: федеральный, региональный и муниципальный. Организации федерального характера разрабатывают стратегии государственного развития в сфере физической культуры и спорта, обеспечивают реализацию положений федеральной, целевой программы «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», занимаются подготовкой и переподготовкой кадров, привлечением инвестиций в спортивную индустрию, осуществляют выступления сборных команд на Олимпийских играх и на других международных соревнованиях, контролируют функции и полномочия в сфере своей компетенции.

Основное направление организаций регионального и муниципального уровней - создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах, среди всех возрастных групп и категорий населения. Приоритетами региональных органов управления являются формирование бюджета для развития спортивной отрасли в том или ином регионе, разработка, продвижение и реализация программ и проектов в области физической культуры и спорта, совершенствование регионального законодательства.

Организации муниципального уровня разрабатывают программы и проекты строительства и развития спортивной базы и площадок образовательных или иных организаций, физкультурно-спортивных сооружений, центров и комплексов, обеспечивают их необходимым инвентарем и оборудованием, пропагандируют здоровый образ жизни среди местного населения, занимаются финансированием местного бюджета и поддержкой спортсменов.

Государство пытается совершенствовать законодательную систему. Федеральное агентство по физической культуре и спорту подготовило концепцию нового закона «Об обязательном страховании жизни и здоровья спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации», направленная на создание механизма страхования, обеспечивающего дополнительные государственные гарантии на компенсацию неблагоприятных последствий, связанных с профессиональной деятельностью спортсменов -членов спортивных сборных команд России во время проведения всероссийских и международных спортивных соревнований. Обязательное страхование спортсменов - это один из наиболее эффективных способов усиления их социальной защиты.

В настоящее время возрастает роль социальной защиты в области физической культуры и спорта, поэтому необходимо разрабатывать программы и проекты, которые поддерживались бы государством и стимулировали бы труд работников физической культуры, выдающихся спортсменов и их тренеров.

Государство должно вырабатывать стратегии совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта, которые влияют на развитие физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации.

Спорт имеет не только социальный, но и политический аспект в современном мире. Привлечение всех слоев населения к массовому спорту («спорт для всех») направлено на физическое воспитание и развитие граждан, посредством проведения организованных и самостоятельных занятий, совершенствования своих физических качеств и двигательных возможностей, укрепления здоровья и продления творческого долголетия, улучшения жизнеспособности и духовной силы любой нации.

За последнее время было принято много мер и комплексов по улучшению сферы физической культуры и спорта, которые предотвратили неуклонное снижение потенциала отрасли. Необходимо разработать единый механизм взаимодействия различных министерств и ведомств, общественных организаций, квалифицированных кадров, научных работников и специалистов. Такая политика должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха. Спортивная сфера образует единую систему, которая объединяет массовый спорт, детский спорт, спорт высших достижений.

Комплексное решение развития спортивной сферы позволит привести её в стройную систему и укрепить нормативную правовую базу на основе инфраструктурных решений по всем соответствующим направлениям для осуществления государственной политики в области физической культуры и спорта.

Литература

1. О федеральной целевой программе Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 года N 30 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420248844 (Дата обращения 21.11.2017).

2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации (с изменениями на 26 июля 2017 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902075039 (Дата обращения 21.11.2017).

3. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление / И. А. Василенко. - М.: Юрайт, 2013. - 496 а

4. Игнатов, В. Г. Государственное и муниципальное управление в России / В. Г. Игнатов. - М.: Феникс , 2010. - 384 а

5. Кемеров, Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении спортом / Е. И. Кемеров. - М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Сурин, А. В. Основы управления. Государственное и муниципальное управление. Антикризисное управление. Управление персоналом / А. В. Сурин. - М.: КДУ, 2008. - 368 а

7. Холопов, В. А. Государственное и муниципальное управление / В. А. Холопов. - М.: Феникс, 2010. - 368 а

References

1. O federal'noj celevoj programme Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 janvarja 2015 goda N 30 [On the Federal targeted programme Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2016-2020: the RF Government Decree of January 21, 2015 No. 30]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420248844 (accessed 21.11.2017). (In Russian).

2. O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii (s izmenenijami na 26 ijulja 2017 goda) [On physical culture and sport in the Russian Federation (as amended on 26 July 2017)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902075039 (accessed 21.11.2017). (In Russian).

3. Vasilenko I. A. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie [State and municipal management]. Moscow, Yurayt Publ., 2013, 496 c.

4. Ignatov V. G. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie v Rossii [State and municipal management in Russia]. Moscow, Feniks Publ., 2010, 384 p.

5. Kemerov E. I. Stimulirovanie i motivacija v sovremennom upravlenii sportom [Stimulation and motivation in modern sports management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2000.

6 Surin A. V. Osnovy upravlenija. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Antikrizisnoe upravlenie. Upravlenie personalom [Osnovy of management. State and municipal management. Crisis management. Personnel management]. Moscow, KDU Publ., 2008, 368 c.

7. Holopov V. A. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie [State and municipal management]. Moscow, Feniks Publ., 2010, 368 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.