Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК РОСГВАРДИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / профессиональные компетенции / процесс формирования квалифицированных специалистов / особенности профессиональной подготовки военнослужащих / professional training / professional competencies / process of forming qualified specialists / features of professional training of military personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Л. Поминова, Р.М. Агаев

В статье рассматривается вопрос, связанный с необходимостью формирования профессиональных качеств служащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации. В этой связи автором дается современная трактовка понятий «профессионализм», «профессиональные качества», «профессиональная подготовка» в контексте законодательства для военнослужащих; основные выводы сформированы в соответствии с имеющимися исследованиями по рассматриваемой теме. Процесс формирования профессиональных компетенций изучен не только в период обучения, но и в ходе внеучебных занятий. Кроме этого, материал статьи подготовлен на основе социологических исследований, опросов и анкетирования кадровых офицеров и личного состава военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Л. Поминова, Р.М. Агаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF MILITARY SERVANTS OF THE NATIONAL GUARD

The article considers the need to develop professional qualities of employees in the National Guard of the Russian Federation. In this regard, the author gives a modern interpretation of the concepts: professionalism, professional qualities, professional training in the context of legislation for military personnel. The main conclusions are formed in accordance with the available research on the topic under consideration. these competencies are important for the process of training military personnel both during training and during training, professional competitions, which have recently played a fairly significant role in the formation of personal achievements of military personnel. In addition, the article is based on sociological research in the form of surveys, interviews and questionnaires of career officers and personnel of the National Guard troops.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК РОСГВАРДИИ»

2. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'iury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

3. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye iehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschesivo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

5. Asaf'ev B. Izbrannye siai'i o muzykal'nom prosveschenii i obrazovanii. Moskva; Leningrad: Muzyka, 1965.

6. Muzykal'naya 'enciklopediya. Moskva: Izdatel'stvo «Sovetskaya 'enciklopediya», 2013; T. 2.

7. Berger N.A. Meiodicheskie rekomendaciipo riimicheskomu vospiianiyu. Chienie i zapis'. Leningrad, 1990.

8. Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Informacionnoe soprovozhdenie muzykal'nyh disciplin po obrazovatel'noj vertikali: real'nost' i perspektiva. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 342 - 347.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda v obuchenii sovremennogo muzykanta. Komp'yuiernye iehnologiivrazviiii muzykal'noj odarennosii deiej iyunoshesiva: Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2012: 22 - 24.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kul'iura i iskussivo: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya". 2013: 7 - 12.

11. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

12. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Sibirskij uchiiel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

13. Berger N.A. Teoriya muzyki vsovremennojprakiike muzicirovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Saratov, 2011.

14. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noeprogrammirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.

16. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4.

17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

18. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuiernye iehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo ivorchesiva: monografiya. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.

19. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informaiika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293-294.

20. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya iprakiika obschesivennogo razviiiya. 2015; № 12: 470 - 477.

21. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Leciure Noies in Compuier Science. Proceedings. Springer. 2018: 381 - 389.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Pominova O.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor of Theory and Methods of Continuous Professional Education Department,

St. Petersburg Military Institute of National Guard (St. Petersburg, Russia), E-mail: ol1958@mail.ru

Agaev R.M., colonel, Deputy Head of Rosgvardiya Directorate for the Tver Region - Head of Department for Work with Personnel (Tver, Russia),

E-mail: renat-agaev@mail.ru

ANALYSIS OF THE LEVEL OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF MILITARY SERVANTS OF THE NATIONAL GUARD. The article considers the need to develop professional qualities of employees in the National Guard of the Russian Federation. In this regard, the author gives a modern interpretation of the concepts: professionalism, professional qualities, professional training in the context of legislation for military personnel. The main conclusions are formed in accordance with the available research on the topic under consideration. these competencies are important for the process of training military personnel both during training and during training, professional competitions, which have recently played a fairly significant role in the formation of personal achievements of military personnel. In addition, the article is based on sociological research in the form of surveys, interviews and questionnaires of career officers and personnel of the National Guard troops.

Key words: professional training, professional competencies, process of forming qualified specialists, features of professional training of military personnel.

О.Л. Поминова, д-р пед. наук, доц., проф., Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург,

E-mail: ol1958@mail.ru

Р.М. Агаев, полковник, зам. нач. Управления Росгвардии по Тверской области - нач. отделения по работе с личным составом, г. Тверь,

E-mail: renat-agaev@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК РОСГВАРДИИ

В статье рассматривается вопрос, связанный с необходимостью формирования профессиональных качеств служащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации. В этой связи автором дается современная трактовка понятий «профессионализм», «профессиональные качества», «профессиональная подготовка» в контексте законодательства для военнослужащих; основные выводы сформированы в соответствии с имеющимися исследованиями по рассматриваемой теме. Процесс формирования профессиональных компетенций изучен не только в период обучения, но и в ходе внеучебных занятий. Кроме этого, материал статьи подготовлен на основе социологических исследований, опросов и анкетирования кадровых офицеров и личного состава военнослужащих.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, процесс формирования квалифицированных специалистов, особенности профессиональной подготовки военнослужащих.

Особенности современного общества, возрастающая роль военных силовых структур для обеспечения общественного правопорядка требуют высокого уровня подготовки специалистов, профессионализм которых не будет уступать профессионализму специалистов, подготовленных в других странах [1]. Для проходящих службу в рядах войск национальной гвардии Российской Федерации критерии к профессиональной подготовке и ряд профессионально важных качеств определяются федеральными законами и подзаконными актами, принятыми с 2016 года. Данные документы содержат требования к кадровому составу и, следовательно, влияют на систему подготовки кадров для их дальнейшей профессиональной деятельности в качестве военнослужащих [2; 3].

Следует отметить, что необходимость и важность формирования и дальнейшего развития профессиональной компетенции военнослужащих национальной гвардии Российской федерации - это определенные требования, связанные с социальным заказом. Его основными требованиями является готовность к обеспечению военнослужащими как государственной безопасности, так и безопасности общества в целом. Только такой подход в профессиональной подготовке способен обеспечить права граждан на защиту их прав, гарантировать им свободу Анализ достаточно большого количества работ по теме исследования позволяет прийти к выводу о том, что существует большое количество статей и монографических изданий, посвященных изучению профессиональных качеств

военнослужащих национальной гвардии, но работ, изучающих их сформирован-ность, в настоящее время достаточно небольшое количество. Кроме того, результаты имеющихся исследований противоречат друг другу, что подтверждает необходимость проведения дальнейших изысканий. Рассматривая сформиро-ванность профессиональных качеств военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации, стоит остановиться на таком понятии, как профессионализм, и определить его основные критерии для данной категории лиц. Профессиональные качества - это умение принимать решения на своём уровне ответственности, выявлять возможные перспективы выполнения поставленных задач, предугадывать возникновение проблемных ситуаций и т.д. Как определяет Маркова А.К., под понятием «профессионализм» понимается ряд нормативных требований профессии к личности индивида, то есть к совокупности его личностных характеристик, которые являются необходимыми для результативной профессиональной деятельности [4]. Также данное понятие исследовал Климов Е.А., который отмечает, что профессионализм определяется средовыми параметрами, в рамках которых специалист может реализовать имеющиеся у него профессиональные способности [5]. Согласно формулировке, которая была предложена Симоновым В.П., профессионализм можно определить как качественное исполнение обязанностей, глубокое и осознанное овладение профессией. С точки зрения Белолипецкого В.К. и Игнатова В.Г., профессионализм есть совокупность профессиональных качеств, позволяющих достигнуть эффективности реализуемой деятельности и в дальнейшем развивать свой уровень мастерства [4]. Анализируя представленные понятия, было выявлено общее понятие, на которое был сделан упор в рамках проведённого исследования: эффективное осуществление профессиональной деятельности, которое основывается на сформированности у субъекта профессиональных качеств, регламентируемых специализированными документами (в частности, закон, приказ, или иными).

Таким образом, профессионализм военнослужащего зависит от сформи-рованности у него профессиональных качеств. В частности, согласно законодательству [2], военнослужащий национальной гвардии должен уметь решать широкий ряд профессиональных задач, участвовать в охране общественного порядка, осуществлять надзор за соблюдением законодательства и мн. др.; иметь достаточный уровень образования согласно занимаемой должности. В президентских указах определены требования к квалификации и профессиональному обучению будущих специалистов, проходящих службу в войсках Нацгвардии РФ. Кроме этого, нормативные документы содержат информацию, связанную с организацией и проведением конкурсов, в рамках которых устанавливается уровень профессионального мастерства офицерского состава [3]. Процедура определения подтверждения наличия необходимых профессиональных качеств состоит из конкурсных заданий, в ходе которых устанавливается соответствие занимаемой должности. Кадровый военнослужащий должен отвечать профессиональным требованиям и пройти ряд соответствующих испытаний, посредством которых выявляют наличие или отсутствие необходимых качеств и навыков. В частности, среди них выделяются: высокий уровень физической подготовки, достаточный уровень военной подготовки, дисциплинированность и ответственность.

В целом, как определяет Башлыков А.М., вне зависимости от занимаемой должности, наличие устойчивого интереса к выполняемой профессиональной деятельности обусловлено его личностными качествами, в особенности познавательной активностью [6]. С точки зрения Беспалова Т.М., среди качеств военнослужащих, в том числе национальной гвардии, особенно важными являются высокий уровень сформированности волевой сферы и готовность брать на себя ответственность [7].

Достаточное количество исследований в области особенностей профессиональных качеств военнослужащих в целом проводил Копейкин М.А. Он, опираясь на проведенный теоретический анализ, предложил использовать такую категорию профессионального тезауруса, как компетентность в области военной профессиональной деятельности, военно-профессиональная компетентность. Под данной категорией автор предлагает понимать факт военно-профессиональной подготовленности офицера, а также наличие у него способностей для выполнению большого круга обязанностей и перспективных и каждодневных задач в период службы. Исследователь выявил, что существует ряд профессиональных качеств, которые включает в себя военно-профессиональная компетентность: готовность к решению сложных задач, наличие профессиональных знаний, системы профессиональных умений, развитые коммуникативные и общекультурные навыки [8].

Библиографический список

Исследователь Секаева О.В. также выделяет ряд иных профессионально важных качеств военнослужащих (общие качества): профессиональный кругозор, упорство, патриотизм, целеустремленность, дисциплинированность и исполнительность. Также важными являются такие качества, как самоконтроль, выдержка, уверенность в себе, сдержанность в проявлении чувств и эмоций, смелость в поступках, мужество в действиях. Секаева О.В. отмечает также, что необходимо формирование и таких профессионально значимых качеств, связанных с вниманием, усидчивостью, работоспособностью терпением, организованностью. Данные качества свидетельствуют о преданности профессии и готовности исполнять профессиональный долг военнослужащего [9]. В работах Яшина А.А. сформированность профессиональных качеств в определенной степени связана с социальной структурой личности. Это прежде всего приоритетные ценности, связанные с верностью служения государству и народу, а также социальные установки в ходе воинской деятельности. Невозможно не учитывать и ситуативные моменты службы, в которых проявляются особенности поступков и действий в служебных ситуациях [4].

Следует отметить, что уровень подготовки военнослужащих напрямую влияет на качество выполняемой деятельности. В частности, исследование, проведенное Беспаловым Т.М., свидетельствует о том, что только у 32% военнослужащих сформированы такие качества, как желание достичь целей, значимых для общества, установок, направленных на реализацию целей и задач профессионального плана, инициативы в повседневной деятельности. У остальной части контингента (48%) данный уровень профессионального отношения к делу выражен недостаточно определенно или частично отсутствует. И, как следствие этого, выявляются трудности в процессе приобретения профессиональных навыков и профессионального опыта, что мешает качественному выполнению заданий профессиональной деятельности, снижает уровень нацеленности на достижение успеха. Беспалов Т.М. отмечает, что только у незначительного количества (15%) опрошенных выявлен высокий уровень мотивированности в поступках в ходе профессиональной деятельности. Эти качества связаны с добросовестным выполнением порученного, способствующие достижению устойчивого постоянного положительного результата [7]. Похожие результаты получены в работах Сивак А.Н. В его исследованиях на базе выпускников вузов вНг РФ выявлено, что у большинства (54%) респондентов отмечается отсутствие целеустремленности и в целом трудности с формированием и развитием профессиональных качеств [10].

Кроме этого, существует ряд исследований, по результатам которых получены противоположные результаты, свидетельствующие о высоком уровне подготовки военнослужащих. В частности, по результатам исследования Митрахович В.А. было выяснено, что у военнослужащих в целом достаточно высокий уровень развитости всего перечня профессионально важных качеств, и выделен ряд перспектив их дальнейшего развития [11]. Башлыков А.М., изучая профессиональную подготовку офицеров войск национальной гвардии на базе подразделений в Новосибирском военном институте, сделал выводы, что у большинства (около 80%) можно выделить высокий уровень морально-психологических, управленческих, физических и технических умений, навыков и знаний [6]. Похожие результаты получили И.В. Диденко, А.А. Диденко, которые выявили, что около 82% военнослужащих отмечают у себя высокий уровень развития профессионально важных качеств. Кроме того, респонденты отметили высокую степень подготовки только через систему военных учебных заведений [8].

Таким образом, в связи с реформированием войск национальной гвардии необходимо проводить научные исследования, направленные на выявление требуемой сформированности профессиональных качеств военнослужащих войск национальной гвардии. Так как само понятие «профессиональные качества военнослужащих» является достаточно сложным и состоящим из множества аспектов. Это такие профессиональные действия военнослужащего, которые обеспечивают результативность выполнения учебных и боевых задач, что связано со спецификой воинской деятельностью и соответствующими требованиями к профессиональной подготовке.

Военнослужащие должны обладать комплексом специальных знаний, навыков, умений, характеризующих военнослужащего как военного профессионала, способного решать поставленные служебно-боевые задачи в любых условиях, то есть различными умениями и навыками не только специфическими профессиональными, но управленческими, коммуникативными, волевыми и др.

1. Башлыков А.М. Профессионализм как результат профессиональной подготовки военных специалистов. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017; № 20-2: 127 - 130.

2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации. Федеральный закон от 3 июля 2016 г № 226-ФЗ (редакция от 06.07.2016). Собрание законодательства Российской Федерации. Москва, 2016.

3. Об учреждении нагрудного знака войск национальной гвардии Российской Федерации "квалификационное звание", утверждении Положения о нагрудном знаке войск национальной гвардии Российской Федерации "квалификационное звание" и его описания, Порядка присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учёта лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции и квалификационные звания. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 21 января 2019 г № 9 (зарегистрирован 14.02.2019 № 53800). Собрание законодательства Российской Федерации. Москва, 2019.

4. Ефремова О.Ю. Военная педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

5. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С. Психолого-педагогические аспекты изучения индивидуальных особенностей военнослужащих. Военный инженер. 2018; № 3: 50 - 63.

6. Башлыков А.М. Особенности профессиональной подготовки офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017; № 9-10 (13-14): 43 - 46.

7. Беспалов Т.М. Содержательно-смысловые и инструментально-стилевые составляющие ответственности военнослужащих. Психолого-педагогический поиск. 2012: 149 - 155.

8. Диденко И.В., Диденко А.А. Современный военный профессионализм: социально-психологический аспект. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014; № 2 (57): 3 - 8.

9. Секаева О.В. Формирование профессионально-значимых качеств личности военнослужащих. Научные исследования в образовании. 2008; № 8: 1 - 2.

10. Сивак А.Н. Психолого-педагогические условия необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов вузов ВВ МВД России. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012; № 1 (83): 135 - 138.

11. Митрахович В.А. Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011; № 6: 439 - 445.

References

1. Bashlykov A.M. Professionalizm kak rezul'tat professional'noj podgotovki voennyh specialistov. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya vsovremennom mire. 2017; № 20-2: 127 - 130.

2. O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 3 iyulya 2016 g. № 226-FZ (redakciya ot 06.07.2016). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. Moskva, 2016.

3. Ob uchrezhdenii nagrudnogo znaka vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii "kvalifikacionnoe zvanie", utverzhdenii Polozheniya o nagrudnom znake vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii "kvalifikacionnoe zvanie" i ego opisaniya, Poryadka prisvoeniya, podtverzhdeniya kvalifikacionnogo zvaniya, snizheniya v kvalifikacionnom zvanii, lisheniya kvalifikacionnogo zvaniya i vedeniya ucheta lic, prohodyaschih sluzhbu v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii i imeyuschih special'nye zvaniya policii i kvalifikacionnye zvaniya. Prikaz Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii ot 21 yanvarya 2019 g. № 9 (zaregistrirovan 14.02.2019 № 53800). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. Moskva, 2019.

4. Efremova O.Yu. Voennaya pedagogika. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

5. Pashkin S.B., Mozerov S.A., Mozerova E.S. Psihologo-pedagogicheskie aspekty izucheniya individual'nyh osobennostej voennosluzhaschih. Voennyj inzhener. 2018; № 3: 50 - 63.

6. Bashlykov A.M. Osobennosti professional'noj podgotovki oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Sankt-Peterburgskij obrazovatel'nyj vestnik. 2017; № 9-10 (13-14): 43 - 46.

7. Bespalov T.M. Soderzhatel'no-smyslovye i instrumental'no-stilevye sostavlyayuschie otvetstvennosti voennosluzhaschih. Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2012: 149 - 155.

8. Didenko I.V., Didenko A.A. Sovremennyj voennyj professionalizm: social'no-psihologicheskij aspekt. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2014; № 2 (57): 3 - 8.

9. Sekaeva O.V. Formirovanie professional'no-znachimyh kachestv lichnosti voennosluzhaschih. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2008; № 8: 1 - 2.

10. Sivak A.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya neobhodimye dlya povysheniya 'effektivnosti professional'nogo razvitiya kursantov vuzov VV MVD Rossii. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2012; № 1 (83): 135 - 138.

11. Mitrahovich V.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya professionalizma u voennosluzhaschih kontraktnoj sluzhby. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2011; № 6: 439 - 445.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Abdulaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Theory and Methodology of Physical Culture, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Mansurov T.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Sports Disciplines and Martial Arts, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PREPARING FUTURE BACHELORS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN SPORTS TRAINING AND WELLNESS PHYSICAL CULTURE. The article examines the most significant problems associated with the use of information technologies in sports training and recreational physical culture of students. Before starting the conversation about the main subject of the study, processes of informatization of modern society are considered. On the basis of their analysis, an indissoluble link between the processes of the students physical training further modernization on the one hand and the introduction of advanced information technologies into it on the other is proved. Next, the most promising areas of the information technologies integration in the field of physical culture and sports are studied. On the basis of the obtained results, the researchers talk about the specific opportunities that exist for the use of modern information technologies in sports training in various sports, teaching the relevant subject at a university, as well as in classes on health-improving physical culture. Possibilities of their application in high-performance sports are also considered.

Key words: physical culture, teaching of physical culture at a university, high-performance sports, student, teacher.

М.А. Абдулаева, канд. пед. наук, зав. каф. теории и методики физической культуры ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Т.М. Мансуров, канд. пед. наук, зав. каф. спортивных дисциплин и единоборств ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В настоящей статье исследуются наиболее значимые проблемы, связанные с применением информационных технологий в спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре студенческой молодёжи. Перед началом разговора об основном предмете исследования рассмотрению подвергаются процессы информатизации современного общества. На основе их анализа доказывается неразрывная связь между процессами дальнейшей модернизации физической подготовки студенческой молодёжи, с одной стороны, и внедрения в неё передовых информационных технологий - с другой. Далее изучаются наиболее перспективные направления интеграции информационных технологий в сферу физической культуры и спорта. На основании полученных результатов говорится о конкретных возможностях, существующих для использования современных информационных технологий в спортивных тренировках по различным видам спорта, преподавании соответствующей предметной области в вузе, а также на занятиях по оздоровительной физической культуре. Также рассматриваются возможности их применения в спорте высоких достижений.

Ключевые слова: физическая культура, преподавание физической культуры в вузе, спорт высоких достижений, студент, преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.