Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНГ РФ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНГ РФ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
готовность / войска национальной гвардии / управленческая деятельность / readiness / National Guard troops / management activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротынцев Виталий Владимирович

В статье приводятся результаты исследование понятия «готовность», «готовность военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности». В частности, в рамках исследования сделаны выводы о степени подготовки военнослужащих к управленческой деятельности. Рассматривается структура готовности к управленческой деятельности военнослужащих ВНГ РФ. Ряд авторов в исследованиях готовности военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности отмечают проблему несоответствия между реальным и требуемым уровнем подготовки военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности, что актуализирует важность проведения анализа сформированности готовности к управленческой деятельности, профессиональных качеств военнослужащих, степени готовности выполнять поставленные задачи. Еще один важный аспект, что представленные исследования по готовности военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности частично противоречат друг другу, именно это подтверждает необходимость проведения исследований в данном направлении и определении единого актуального и эффективного исследования в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воротынцев Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE READINESS OF THE MILITARY PERSONNEL OF THE VNG OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR MANAGERIAL ACTIVITIES

The article presents the results of the study of the concept of “readiness”, “readiness of the military personnel of the VNG of the Russian Federation for managerial activities”. In particular, the study draws conclusions about the degree of training of military personnel for managerial activities. The structure of readiness for managerial activity of the military personnel of the VNG of the Russian Federation is considered. A number of authors in the studies of the readiness of the military personnel of the VNG of the Russian Federation for managerial activities note the problem of inconsistency between the real and required level of training of the military personnel of the VNG of the Russian Federation for managerial activities, this actualizes the importance of analyzing the formation of readiness for managerial activities, the professional qualities of military personnel, and the degree of readiness to perform assigned tasks.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНГ РФ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10126 ВОРОТЫНЦЕВ Виталий Владимирович,

подполковник, адъюнкт очного обучения адъюнктуры (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, e-mail: vorotyncev-vitaliyy@rambler.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНГ РФ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье приводятся результаты исследование понятия «готовность», «готовность военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности». В частности, в рамках исследования сделаны выводы о степени подготовки военнослужащих к управленческой деятельности. Рассматривается структура готовности к управленческой деятельности военнослужащих ВНГ РФ. Ряд авторов в исследованиях готовности военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности отмечают проблему несоответствия между реальным и требуемым уровнем подготовки военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности, что актуализирует важность проведения анализа сформированности готовности к управленческой деятельности, профессиональных качеств военнослужащих, степени готовности выполнять поставленные задачи. Еще один важный аспект, что представленные исследования по готовности военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности частично противоречат друг другу, именно это подтверждает необходимость проведения исследований в данном направлении и определении единого актуального и эффективного исследования в данной области.

Ключевые слова: готовность, войска национальной гвардии, управленческая деятельность.

VOROTYNTSEV Vitaly Vladimirovich,

lieutenant colonel, adjunct of SPB MI TNG RF

STUDY OF THE READINESS OF THE MILITARY PERSONNEL OF THE VNG OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR MANAGERIAL ACTIVITIES

Annotation. The article presents the results of the study of the concept of "readiness", "readiness of the military personnel of the VNG of the Russian Federation for managerial activities". In particular, the study draws conclusions about the degree of training of military personnel for managerial activities. The structure of readiness for managerial activity of the military personnel of the VNG of the Russian Federation is considered. A number of authors in the studies of the readiness of the military personnel of the VNG of the Russian Federation for managerial activities note the problem of inconsistency between the real and required level of training of the military personnel of the VNG of the Russian Federation for managerial activities, this actualizes the importance of analyzing the formation of readiness for managerial activities, the professional qualities of military personnel, and the degree of readiness to perform assigned tasks.

Key words: readiness, National Guard troops, management activity.

Особенности современного общества, возрастающая роль военных силовых структур для обеспечения общественного правопорядка требуют высокого уровня подготовки специалистов, профессионализм которых не будет уступать профессионализму специалистов других стран.

Для военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации критерии к профессиональной подготовке и ряд профессионально важных качеств определяются такими документами, как Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [1], а также Приказом Федеральной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 9 [2]. Стоит отметить, что необходимость и важность формирования и дальнейшего развития профессионализма военнослужащих национальной гвардии Российской федерации является опосредованным требованиями социального заказа по обеспечению военной безопасности, гарантированной защите Отечества.

С успешностью деятельности и активности в ней личности связывают готовность в своем исследовании Е.М. Левин, В.А. Беловолов. Они определяют ее «как психологическое состояние личности, внутреннюю настроенность будущего офицера на определенное поведение при решении профессиональных задач, установку на активные и целесообразные действия, что является условием эффективности его будущей профессиональной деятельности» [6].

Новый аспект в понимании готовности мы обнаруживаем в работе А.М. Башлыкова, в котором готовность рассматривается и как предпосылка, и как регулятор «реальной деятельности, обеспечивающий включенность субъекта в ее исполнение» [5, с. 127-130].

Нельзя не учитывать утверждение Б.Г. Ананьева, который отмечает, что «готовность к деятельности не может ограничиваться характеристиками мастерства и производительности труда, в тот момент, когда совершается соответствующая деятельность». При оценке «готовности ученый считает важным определение внутренней силы личности, ее потенциала и резерва», необходимых для повышения производительности профессиональной деятельности в будущем [3, 432].

Во многих работах отмечается, что у человека в деятельности проявляется готовность как устойчивая характеристика личности [7; 10; 11]. Она действует постоянно, но ее нужно формировать. Так, В.А.Митрахович, изучая состояние «готовность к деятельности» выделил «длительную готовность и временное состояние готовности», отмечая при этом три вида состояний: «обычную, повышенную и пониженную готовность». Исследователем данная классификация психических состояний приводится по преобладанию познавательных, волевых или эмоциональных психических функций [7, с. 439-445].

Учитывая вышеприведенные обобщения, сам собой напрашивается вывод о том, что различные подходы к понятию «готовность», обязательно включают качества личности и собственно деятельность, в которой они проявляются. Для военнослужащих данное понятие носит особый характер, это не только качества лично, а определённое состояние, в котором каждый военнослу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

жащий должен постоянно находиться, при этом, чем выше звание военнослужащего, тем выше должен быть развит данный показатель. Готовность военнослужащего к управленческой деятельности - это еще и большая ответственность за здоровье и жизнь подчиненных.

Поэтому вполне обоснованно К.К. Платонов подчеркивает: «Роль профессионального обучения как особой формы социального регулирования и сопровождения профессионализации личности. Качественный скачок в развитии человека, у него формируется готовность к профессиональной деятельности, структура профессионально важных качеств и система профессиональной деятельности» [9, с. 50-63].

Содержание готовности в деятельностным аспекте определяется, исходя из основных положений деятельностного подхода к организации управленческой деятельности. Она подчиняется общим закономерностям и принципам овладения деятельностью человеком [4, с. 43-46].

Содержание готовности в личностном аспекте связано с теми качествами личности, которые обеспечиваю успех решения тактических задач. Для решения этой проблемы мы обратились к получившей в отечественной науке достаточно широкое распространение профессиональной идентичности профессии. Она строится на знании положительных примеров управленческой деятельности военнослужащих из отечественной истории, высокую общественную значимость своей профессии; условия и перспективы службы; необходимые профессионально-важные качества; требования к современному военному профессионалу; положительные образы для подражания в служебной деятельности [8; 12; 13].

Итак, исследования в области готовности военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности в первую очередь необходимо рассматривать именно с профессиональных качеств военнослужащих, личностного отношения к управленческой деятельности, личностного настроя заниматься управленческой деятельностью, компетентности и многих других факторов готовности военнослужащих к выполнению своих обязанностей и поставленных задач. Именно уровень готовности и подготовки к решению сложнейших задач и четкого выполнения приказов основной показатель качества выполняемой деятельности военнослужащего.

В процессе исследования данной темы были сделаны следующие выводы:

Во-первых, сформированность такого направления, как готовность военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности в настоящее время изучено недостаточно. Ряд авторов показывают противоположные результаты, что

говорит нам о необходимости проведения дополнительных уточняющих исследований, проведения анализа и дальнейшее развитие данного направления.

Во-вторых, готовность военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности должна заключаться в нескольких важных личностных аспектах, таких как: готовность жертвовать собственным личным временем, интерес к управленческой деятельности и регулярное стремление в развитии и достижениях в данной области, умение управлять стрессами, умение управлять коллективом, наличие развитых управленческих навыков,

По результатам проведенного исследования можно предложить следующие мероприятия для повышения готовности военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности:

1. Проведение мероприятий, направленных на развитие готовности военнослужащих ВНГ РФ к управленческой деятельности, умение воспитать и обучить, руководить подчиненными, уметь разрешать конфликтные ситуации, умение преодолевать возникающие трудности в процессе несения службы;

2. Рекомендуется регулярно повышать уровень профессионализма и повышать уровень знаний в области управленческой деятельности военнослужащими ВНГ РФ;

3. Изучение возможностей использования современных информационных, инновационных средств и знаний в рамках управленческой деятельности ВНГ РФ.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_200506/ (дата обращения: 12.12.2020).

[2] Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 21.01.2019 № 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // https://rosguard.gov.ru (дата обращения: 12.12.2020).

[3] Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; -Воронеж: НПО Модэк, 2005. - 431 с.

[4] Башлыков А.М. Особенности профессиональной подготовки офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 9-10 (13- 14). - С. 43-46.

[5] Башлыков А.М. Профессионализм как результат профессиональной подготовки военных специалистов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. №. 20-2. - С. 127-130.

[6] Левин Е.М., Беловолов В.А. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности как психолого-педагогическое явление // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 9. -С. 41-50.

[7] Митрахович В.А. Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. №. 6. - С. 439-445.

[8] Новожилов В.Ю. Исторический опыт организации и проведения воспитательной работы в войсках НКВД в годы Великой Отечественной войны // Власть. 2014. Т. 22. № 10. - С. 170-175.

[9] Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С. Психолого-педагогические аспекты изучения индивидуальных особенностей военнослужащих // Военный инженер. 2018. №. 3 (9). - С. 50-63.

[10] Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1999. - 360 с.

[11] Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. - С. 87.

[12] Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в ВУЗах МВД России: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2-1. - С. 168-176.

[13] Шагбанова Х.С. Роль художественной литературы в формировании личности сотрудника Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // NB: Административное право и практика администрирования. 2020. № 1. -С. 31-41. - Режим доступа: https://e-notabene.ru/al/article_33405.html (дата обращения: 12.12.2020).

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 № 226-FZ «O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii» (red. ot 31.07.2020) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_200506/ (data obrashcheniya: 12.12.2020).

[2] Prikaz Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii ot 21.01.2019 № 9 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: // https:// rosguard.gov.ru (data obrashcheniya: 12.12.2020).

[3] Anan'ev B.G. Psihologiya i problemy chelovekoznaniya: Izbrannye psihologicheskie trudy / pod red. A.A. Bodaleva. - M.: Izd-vo Moskovskogo

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

psihologo-social'nogo in-ta; - Voronezh: NPO Modek, 2005. - 431 s.

[4] Bashlykov A.M. Osobennosti professional^ podgotovki oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii // Sankt-Peterburgskij obrazo-vatel'nyj vestnik. 2017. № 9-10 (13- 14). - S. 43-46.

[5] Bashlykov A.M. Professionalizm kak rezul'tat professional'noj podgotovki voennyh spe-cialistov // Fundamental'nye i prikladnye issledo-vaniya v sovremennom mire. 2017. №. 20-2. - S. 127-130.

[6] Levin E.M., Belovolov V.A. Gotovnost' budu-shchego oficera k professional'noj deyatel'nosti kak psihologo-pedagogicheskoe yavlenie // Sibirskij ped-agogicheskij zhurnal. 2010. № 9. - S. 41-50.

[7] Mitrahovich V.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya professionalizma u voennosluzhashchih kontraktnoj sluzhby // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2020. №. 6. - S.439-445.

[8] Novozhilov V.YU. Istoricheskij opyt organ-izacii i provedeniya vospitatel'noj raboty v vojskah

NKVD v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Vlast'. 2014. T. 22. № 10. - S. 170-175.

[9] Pashkin S.B., Mozerov S.A., Mozerova E.S. Psihologo-pedagogicheskie aspekty izucheniya indi-vidual'nyh osobennostej voennosluzhashchih // Voennyj inzhener. 2018. №. 3 (9). - S. 50-63.

[10] Povarenkov YU.P. Professional'noe stano-vlenie lichnosti: diss. ... d-ra psihol. nauk. - M., 1999. - 360 s.

[11] Ravkin Z.I. Razvitie obrazovaniya v Rossii: novye cennostnye orientiry (koncepciya issledo-vaniya) // Pedagogika. 1995. № 5. - S. 87.

[12] SHagbanova H.S. Gumanizaciya obrazovaniya v VUZah MVD Rossii: sovremennoe sos-toyanie i perspektivy razvitiya // Pedagogicheskij zhurnal. 2020. T. 10. № 2-1. - S. 168-176.

[13] SHagbanova H.S. Rol' hudozhestvennoj literatury v formirovanii lichnosti sotrudnika Minister-stva vnutrennih del Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] // NB: Administrativnoe pravo i praktika admin-istrirovaniya. 2020. № 1. -S. 31-41. - Rezhim dos-tupa: https://e-notabene.ru/al/article_33405.html (data obrashcheniya: 12.12.2020).

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

-4.

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.