Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке студентов экономических профилей к стратегическому планированию'

К вопросу о подготовке студентов экономических профилей к стратегическому планированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRATEGIC PLANNING / MODULES OF PROGRAMS / CRITERIA OF READINESS FOR STRATEGIC PLANNING / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МОДУЛИ ПРОГРАММЫ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Л.Н., Мельникова Н.М., Мельникова Н.С.

В статье актуализируется необходимость подготовки экономистов к стратегическому планированию в условиях турбулентности современной экономической ситуации. Аргументирована направленность курса «Стратегическое планирование» на повышение конкурентоспособности и расширение диапазона профессиональной компетентности выпускников. Представлены анализ определений стратегического планирования различных авторов, уровни стратегического планирования, с целью обоснования содержания курса «Стратегическое планирование» и наполнения четырех его модулей. Авторы высказывают предположение о следующих структурных компонентах готовности студентов экономических профилей к стратегическому планированию: целевой, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Выделены критерии готовности к стратегическому планированию, такие как интеллектуальная активность, самостоятельность и продуктивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Л.Н., Мельникова Н.М., Мельникова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION ABOUT TRAINING STUDENTS OF ECONOMIC PROFILES TO STRATEGIC PLANNING

The article actualizes the need to prepare economists for strategic planning in the turbulent current economic situation. The focus of a course “Strategic planning” on improving of competitiveness and expanding of the range of professional competence of graduates is stated. The analysis of definitions of strategic planning of different authors, objectives of strategic planning, principles and levels are presented in order to justify the contents of “Strategic planning” and filling its four modules. The authors suggest the following structural components of the readiness of students of economic profiles for strategic planning: target, cognitive, predictive, reflective. The criteria of readiness for strategic planning such as intellectual activity, independence and productivity are highlighted.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке студентов экономических профилей к стратегическому планированию»

3. Лазуткина Л.Н. Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.

4. Приказ Директора Федеральной службы ВНГ РФ от 05.12.2018 № 625. Об утверждении Временного наставления по организации морально-психологическому обеспечению войск национальной гвардии Российской Федерации.

5. ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 07.11.2017 № 467. Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации (Зарегистрирован 30.11.2017 № 49050).

6. Панкратов В.Н. О культуре общения офицера. Available at: http://old. nasledie.ru /kyltyra

7. Прохоров А.К. «Проблемные вопросы в работе по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка в войсках национальной гвардии». Материалы учебно-методического сбора руководящего состава органов по работе с личным составом войск национальной гвардии Российской Федерации. Москва, 2-4 апреля 2019: 11.

8. Философский словарь. 2-е изд., испр. и доп. Под редакцией М.М. Розенталя. Москва: Политиздат, 1968: 432.

References

1. Alehin I.A. Rol' i mesto voennoj pedagogiki v podgotovke voennosluzhaschih. Voennaya pedagogika: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2017.

2. Ancupov A.Ya., Baklanovskij S.V., Buranov S.N. Voennaya konfliktologiya. Moskva: VU, 2008.

3. Lazutkina L.N. Pedagogicheskaya koncepciya formirovaniya irazvitiya rechevojkultury u kursantov voennyh komandnyh vuzov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

4. Prikaz Direktora Federal'noj sluzhby VNG RF ot 05.12.2018 № 625. Ob utverzhdenii Vremennogo nastavleniya po organizacii moral'no-psihologicheskomu obespecheniyu vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii.

5. PRIKAZ FEDERAL'NOJ SLUZhBY VOJSK NACIONAL'NOJ GVARDII ROSSIJSKOJ FEDERACII OT 07.11.2017 № 467. Ob utverzhdenii Osobennostej organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj, metodicheskoj i nauchnoj (nauchno-issledovatel'skoj) deyatel'nosti v oblasti podgotovki kadrov v interesah oborony i bezopasnosti gosudarstva, obespecheniya zakonnosti i pravoporyadka, a takzhe deyatel'nosti voennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii (Zaregistrirovan 30.11.2017 № 49050).

6. Pankratov V.N. O kulture obscheniya oficera. Available at: http://old. nasledie.ru /kyltyra

7. Prohorov A.K. «Problemnye voprosy v rabote po podderzhaniyu voinskoj discipliny i pravoporyadka v vojskah nacional'noj gvardii». Materialy uchebno-metodicheskogo sbora rukovodyaschego sostava organov po rabote s lichnym sostavom vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Moskva, 2-4 aprelya 2019: 11.

8. Filosofskij slovar'. 2-e izd., ispr. i dop. Pod redakciej M.M. Rozentalya. Moskva: Politizdat, 1968: 432.

Статья поступила в редакцию 02.08.19

УДК 378 1 3

Davydova L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of Preschool and Primary Education Department, Astrakhan State University, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: lugena2003@mail.ru

Melnikova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: mielnikova54@list.ru

Melnikova N.S., Senior Lecturer, Department of World Economics and Finance, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: camry2000@list.ru

ON THE QUESTION ABOUT TRAINING STUDENTS OF ECONOMIC PROFILES TO STRATEGIC PLANNING. The article actualizes the need to prepare economists for strategic planning in the turbulent current economic situation. The focus of a course "Strategic planning" on improving of competitiveness and expanding of the range of professional competence of graduates is stated. The analysis of definitions of strategic planning of different authors, objectives of strategic planning, principles and levels are presented in order to justify the contents of "Strategic planning" and filling its four modules. The authors suggest the following structural components of the readiness of students of economic profiles for strategic planning: target, cognitive, predictive, reflective. The criteria of readiness for strategic planning such as intellectual activity, independence and productivity are highlighted.

Key words: strategic planning, modules of programs, criteria of readiness for strategic planning.

Л.Н. Давыдова, д-р пед. наук, проф. каф. дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань; проф. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: lugena2003@mail.ru Н.М. Мельникова, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: mielnikova54@list.ru

Н.С. Мельникова, ст. преп. каф. мировой экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: camry2000@list.ru

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

В статье актуализируется необходимость подготовки экономистов к стратегическому планированию в условиях турбулентности современной экономической ситуации. Аргументирована направленность курса «Стратегическое планирование» на повышение конкурентоспособности и расширение диапазона профессиональной компетентности выпускников. Представлены анализ определений стратегического планирования различных авторов, уровни стратегического планирования, с целью обоснования содержания курса «Стратегическое планирование» и наполнения четырех его модулей. Авторы высказывают предположение о следующих структурных компонентах готовности студентов экономических профилей к стратегическому планированию: целевой, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Выделены критерии готовности к стратегическому планированию, такие как интеллектуальная активность, самостоятельность и продуктивность.

Ключевые слова: стратегическое планирование, модули программы, критерии готовности к стратегическому планированию.

Введение

Повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников вузов является одной из задач образовательной политики России. Это подтверждается такими документами, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в которых подчёркивается необходимость обеспечения инновационного характера образования, в том числе взаимосвязи академических знаний и практических умений, развитие вариативности образовательных программ, способствующих обеспечению конкурентоспособности подготавливаемых кадров.

Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», одним из видов профессиональной деятельности является организационно-

управленческая. Данный вид деятельности включает стратегическое планирование, что предполагает участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ. Кроме того, организационно-управленческая деятельность подразумевает подготовку и обсуждение вариантов управленческих решений, обоснование их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений. В свою очередь добавим, что в профессиональном стандарте экономиста указывается такой вид профессиональной деятельности, как управление финансово-экономической и административной деятельностью. Трудовая функция в данном случае заключается в экономической постановке задач стратегического управления, включающего стратегическое планирование как этап.

Учитывая, что стратегическое планирование воспринимается как инновационная форма управленческой деятельности, предусматривающая разработку целей развития любого кластера экономики, формирование основных направлений достижения поставленных целей и их ресурсного обеспечения, полагаем, что в условиях турбулентности современной экономики подготовка экономистов к стратегическому планированию является особо актуальной, и на наш взгляд, будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускников и расширению диапазона их профессиональной компетентности. Принимая вышесказанное за основу, вузы, осуществляющие подготовку экономистов по разным формам и видам программ, ориентируются на обновление содержание образования, учитывая совокупность требований, указанных в нормативных документах разного характера [1 - 7].

Основное содержание статьи

Известно, что стратегическое планирование рассматривается как новый вид плановой деятельности по подготовке стратегических решений (прогнозов, программ, планов), содержащих цели и задачи, осуществление которых позволит обеспечить устойчивое и эффективное функционирование предприятий, организаций, социально-экономических систем в быстро изменяющихся условиях внешней среды [3].

Для обоснования значимости стратегического планирования обратимся к определениям этого понятия, данным разными авторами.

Так, В.Ф. Захаров и Ю.С. Маточкин отмечают, что стратегическое планирование в общем случае представляет собой процесс определения целей организации (социально-хозяйственной структуры) и их изменений, а также ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов [1].

Согласно А.В. Якимову, стратегическое планирование является процессом оптимизации всех видов ресурсов, позволяющим организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ [4].

Т. Нойманн рассматривает стратегическое планирование как пространство действий и целей, направленных на увеличение ресурсов, обеспечивающих экономический эффект [6].

В свою очередь, Л. Эдвардс и А. Чандлер в понимание сущности стратегического планирования вкладывают процесс определения основных долгосрочных целей и задач, а также процесс утверждения курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей [5].

Контент-анализ содержания понятия «стратегическое планирование» позволил сделать вывод о том, что основными составляющими в определениях многих авторов является:

- новая плановая деятельность по подготовке стратегических решений, осуществление которых позволит обеспечить устойчивое и эффективное функционирование предприятий, организаций, социально-экономических систем в быстро изменяющихся условиях внешней среды;

- процесс определения основных целей и задач по достижению улучшений и развития любого элемента национальной экономики, а также накапливание для этого ресурсов.

В итоге, мы разделяем позицию авторов о сущности стратегического планирования как новой формы организационно-управленческой деятельности, предусматривающей разработку вектора изменений и достижения конкурентных преимуществ с наименьшими рисками.

Стратегический подход к планированию включает применение большого количества идей и моделей, заимствованных из других учебных дисциплин. Именно это наполняет стратегический анализ содержанием, и именно его интегрирующая составляющая объясняет, почему необходим курс «Стратегическое планирование» и его можно считать ключевым в подготовке выпускников экономических профилей. При разработке курса «Стратегическое планирование» следует учитывать, что в итоге студенты должны знать: функции решения в методологии и организации процесса стратегического планирования; типологию стратегических планов; условия и факторы стратегического планирования; модели, методологию и организацию процесса стратегического планирования; эффективность и контроль в стратегическом планировании. Рекомендуется учесть, что студенты должны уметь: анализировать альтернативы, внешнюю среду и её влияние на реализацию альтернатив. А также студенты должны владеть методиками разработки стратегических планов и целевой ориентации стратегии.

Следует учесть, что в условиях рыночной экономики стратегическое региональное планирование позволяет: использовать конкурентные преимущества региона; определять точки роста, развитие которых принесет наибольший эффект; концентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях; создавать базу для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования; стимулировать региональную власть к использованию современных методов управления.

Содержание программы курса «Стратегическое планирование» ориентирует на понимание того, что в основе успешного решения проблем социально-экономического характера территории лежит решение первоочередных задач на уровне регионального/муниципального управления таких, как определение миссии, т е. первостепенной стратегической цели, исходя из которой, разрабатываются направления социально-экономического развития региона в форме стратегического видения образа будущего развития и подготовка плана действий,

иными словами стратегических мероприятий, которые осуществляет администрация региона с целью достижения поставленных целей.

Важно отметить, что В.В. Климаное выделил четыре уровня стратегического планирования [2].

Первый уровень стратегического планирования представляют Стратегия социально-экономического развития РФ, стратегии развития отдельных отраслей, принятых для решения межотраслевых проблем; стратегии субъектов РФ, макрорегионов и пространственного развития страны. Указы Президента, определяющие стратегические параметры развития экономики и национальной безопасности составляют стратегический блок данного уровня стратегического планирования. Данный блок определяет порядок взаимодействия стратегий экономического развития с документами, отражающими вопросы национальной безопасности; основополагающие подходы к реализации Долгосрочной стратегии и иных стратегических документов, содержащих Основные направления деятельности правительства.

Второй уровень стратегического планирования составляют экономические, технологические, демографические прогнозы, которые носят сценарный характер. Они обосновывают вероятные варианты развития российской и мировой экономики, которые зависят от изменений внешних условий, реализуемой внутренней макроэкономической политики, институциональных изменений.

Третий уровень стратегического планирования представлен государственными программами и планами, направленными на обеспечение реализации стратегических задач и подходов посредством специальных мероприятий, преобразований институционального характера, разного рода финансирования. В программы, в частности федеральные целевые, включены и основные проекты, которые должны стать катализаторами запланированных преобразований.

Четвёртый уровень стратегического планирования включают стратегии и планы корпораций и других субъектов экономики, являющихся не только объектом государственного стратегического планирования, но и активными участниками системы стратегического управления. Они по предписанию правительства разрабатывают долгосрочные программы развития и стратегии, программы инновационного развития и среднесрочных инвестиционных программ, с учетом согласования долгосрочных программ и инвестиционных программ с правительством.

Вышеуказанное позволяет нам выделить в содержании курса «Стратегическое планирование» четыре модуля в соответствие с рассмотренными уровнями стратегического планирования.

Первый модуль целесообразно представить разделами, раскрывающими методологические основы стратегического планирования, его нормативное и до-кументационное обеспечение.

Второй модуль рекомендуется посвятить основам разработки экономических, технологических и демографические прогнозов и сценариев.

Третий модуль необходимо наполнить информацией, касающейся государственного программирования и особенностей его финансирования.

Четвертый модуль целесообразно направить на изучение основ реализации стратегий и планов, их согласования между разными уровнями власти.

Придерживаясь мнения Рябовой Е.В., мы высказываем свое предположение о том, что результатом подготовки студентов является их готовность [7]. Таким образом, содержание курса «Стратегическое планирование» направлено на формирование готовности студентов экономических профилей к реализации стратегического планирования и будет способствовать развитию таких качеств личности как целенаправленность, самостоятельность, интеллектуальная активность, способности генерировать новые идеи, рефлексировать результаты своей деятельности, умений планирования, прогнозирования, переноса знаний в новую ситуацию.

Выводы

В итоге, учитывая вышеизложенное, считаем, что результатом освоения предлагаемого курса является готовность студентов экономических профилей к стратегическому планированию, которая может включать такие компоненты, как целевой, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Вопрос о структурных компонентах, ровно также как о сущностной характеристики упомянутой выше дефиниции, остается открытым. В качестве высказываний для дальнейшего обсуждения, сформулируем некоторые критерии готовности студентов экономических профилей к стратегического планированию. Считаем, что ими могут выступать:

- интеллектуальная активность (определение проблемы, выдвижение идеи, поставка цели, планирование, перенос знаний в новую ситуацию, прогнозирование результата);

- самостоятельность (умение самостоятельно определить цель, умение самостоятельно планировать, умение самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, умение самостоятельно прогнозировать результат деятельности);

- продуктивность (участие в разработке и обсуждении стратегических решений и представление интеллектуального продукта).

Стоит отметить, что предлагаемая нами структура и содержание курса «Стратегическое планирование» может послужить основой для разработки программ подготовки не только будущих экономистов, которые с определённой периодичностью погружаются в квазипрофессиональную деятельность, но и для работников экономических структур разного уровня в процессе повышения квалификации и переподготовки.

Библиографический список

1. Захаров В.Ф., Маточкин Ю.С. Стратегический менеджмент. Москва: Экономика, 2007.

2. Климанов В.В., Будаева К.В. Точки роста как элемент стратегического планирования в регионах России. Региональные исследования. 2017; 3 (57): 99 - 106.

3. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития. Москва: Экономика, 2006: 38 - 65.

4. Якимов А.В. Теория и практика стратегического планирования. Бизнес-журнал. 2010; 5: 23.

5. Edwards L.M. Strategic Planning in Local Government: Is the Promise of Performance a Reality? Public Management and Policy Dissertations. 2012: p. 2.

6. Neumann Torsten. Strategische Informationsplunung. Wiesbaden: Betriebswirtschaftlicher Verlag Dr. Th. Gabler GmbH, 1992.

7. Рябова Е.В. Формирование готовности студентов к созданию эргономических условий обучения младших школьников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2013.

References

1. Zaharov V.F., Matochkin Yu.S. Strategicheskijmenedzhment. Moskva: 'Ekonomika, 2007.

2. Klimanov V.V., Budaeva K.V. Tochki rosta kak 'element strategicheskogo planirovaniya v regionah Rossii. Regional'nye issledovaniya. 2017; 3 (57): 99 - 106.

3. Kuzyk B.N., Kushlin V.l., Yakovec Yu.V. Prognozirovanieistrategicheskoeplanirovaniesocial'no-'ekonomicheskogorazvitiya. Moskva: 'Ekonomika, 2006: 38 - 65.

4. Yakimov A.V. Teoriya i praktika strategicheskogo planirovaniya. Biznes-zhurnal. 2010; 5: 23.

5. Edwards L.M. Strategic Planning in Local Government: Is the Promise of Performance a Reality? Public Management and Policy Dissertations. 2012: p. 2.

6. Neumann Torsten. Strategische Informationsplunung. Wiesbaden: Betriebswirtschaftlicher Verlag Dr. Th. Gabler GmbH, 1992.

7. Ryabova E.V. Formirovanie gotovnosti studentov k sozdaniyu 'ergonomicheskih uslovij obucheniya mladshih shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2013.

Статья поступила в редакцию 12.08.19

УДК 371

Radjabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: radjabov-izo@mail.ru Magomedgadzhieva E.M., senior teacher, Department of Arts and Crafts and Teaching Methods, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: radjabov-izo@mail.ru

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ARTISTIC HERITAGE ANCESTORS IN FORMATION OF ARTISTIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN. The article deals with issues of pedagogical potential, creative heritage of ancestors in shaping artistic culture of schoolchildren. It emphasizes the role and importance of folk traditions in education of schoolchildren that is based on the optimal involvement of the creative pedagogical potential of folk costumes in the development of the artistic culture of schoolchildren. The authors conclude that the pedagogical potential of the creative heritage of the ancestors in the formation of the artistic culture of the student contains a considerable identification resource, the meaning of which is to provide the individual with cultural guidelines laid down in the social experience of his people and based on the local tradition, which carries both its common features and patterns of development, and its own unique features; as well as in the realization of the most important human need for rootedness and belonging to tradition through consciousness and the experience of unity with a certain significant community. Key words: pedagogical potential, creative heritage, features of traditions, art education, aesthetic education, school students.

И.М. Раджабов, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: radjabov-izo@mail.ru Э.М. Магомедгаджиева, ст. преп. каф. декоративно прикладного искусства и методики преподавания, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: radjabov-izo@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПРЕДКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников. Особо подчёркивается роль и значимость народных традиций в воспитании школьников, а также народного костюма в развитии художественной культуры школьников. Автор делает вывод о том, что педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьника содержит в себе немалый идентификационный ресурс, сущность которого заключается в обеспечении индивида культурными ориентирами, заложенными в социальном опыте его народа и основанными на местной традиции, несущей в себе как её общие черты и закономерности развития, так и собственные уникальные особенности; а также в реализации важнейшей потребности человека в укорененности и принадлежности к традиции через сознание и переживание единства с некой значимой для него общностью.

Ключевые слова: педагогический потенциал, творческое наследие, особенности традиций, художественное образование, эстетическое воспитание, учащихся школ.

Введение

Один из наиболее выраженных показателей эффективности использования творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников состоит в содействии развития их творческого потенциала.

Выявленные за последние десятилетия большие воспитательные возможности и ресурсы народной культуры привели к выявлению и активному исследованию творческого наследия предков и его влияния на подрастающее поколение. Педагогический потенциал творческого наследия предков и его влияние на формирование и развитие личности, в отечественной психолого - педагогической науке представлен в работах И.А. Ореховой, ПН. Манасовой, Л.И. Левкиной, Е.Б. Макушиной, Т.Я. Приставкиной, А.А. Столица, О.Я. Фишуковой, М.А. Чистяковой, Л.А. Шестаковой и многих других.

Основное содержание статьи

Учёные [1 - 3] под педагогическим потенциалом понимают совокупность возможностей, способностей, ресурсов. В.А. Митрахович описывает педагогический потенциал как атрибут бытия и присущую всякой системе совокупность параметров, действие которых может быть направлено на формирование художественной культуры при определённых педагогических средствах и условиях [1].

По мнению И.В. Малыгиной, творческое наследие предков - важная, и значительная часть каждой национальной культуры, однако не всегда вполне осознаваемая и понимаемая, если его рассматривать только с точки зрения современности. Поэтому для постижения самобытного образа мира того или

иного народа, требуется расширение временных рамок исследования культуры [3].

Каждый народ имеет свои особенности развития и бытия. Но на эти особенности также влияют различные факторы.

- исторические предпосылки развития региона;

- географическое положение,

- климатические условия развития данной местности.

Каждая нация находит свои формы самовыражения с определённой идеей и смыслом. При этом народные мастера в своих произведениях раскрывают не только определённые отношения к трудовой деятельности, быту, а так же личное мировоззрение, представления о красоте, культуре.

Народное искусство предполагает отражение личного опыта мастера, который основан на многовековом опыте предыдущих поколений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Д.С. Лихачева, отношение к творческому наследию предков формирует собственный национальный облик. «Каждый человек - носитель прошлого и носитель национального характера, он является частью общества и частью его истории» [4]. Не сохранив в самом себе память прошлого, он может погубить часть своей личности, а в отрыве себя от национальных, семейных и личных корней - обречь себя на преждевременное увядание.

Изучая истоки народного творчества, которые подпитывают его, исследователи отмечают ряд особенностей, характерных черт народного искусства, определяющих его как самостоятельную «культурную целостность», это синкретич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.