Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
627
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL MANAGEMENT / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СПОРТ / SPORT / СИСТЕМА / SYSTEM / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / КООРДИНАЦИЯ / COORDINATION / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кочерга Павел Сергеевич

В статье исследуются вопросы правового регулирования спортивных отношений на муниципальном уровне. Дается структурно-функциональная характеристика системы органов муниципального управления физической культурой и спортом. Исследуется возможность формирования дуалистических физкультурно-спортивных управленческих структур. Обосновывается необходимость укрепления низового звена органов муниципального управления физической культурой и спортом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кочерга Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION AND ACTIVITY OF MUNICIPAL GOVERNING BODIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

In article questions of legal regulation of the sports relations at the municipal level are investigated. The structurally functional characteristic of system of bodies of municipal management of physical culture and sport is given. The possibility of formation of dualistic sports administrative structures is investigated. Need strengthening of a local link of bodies of municipal management of physical culture and sport is proved

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

УДК - 342 КОЧЕРГА Павел Сергеевич,

ББК - 67 аспирант кафедры уголовного права

Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Аннотация. В статье исследуются вопросы правового регулирования спортивных отношений на муниципальном уровне. Дается структурно-функциональная характеристика системы органов муниципального управления физической культурой и спортом. Исследуется возможность формирования дуалистических физкультурно-спортивных управленческих структур. Обосновывается необходимость укрепления низового звена органов муниципального управления физической культурой и спортом.

Ключевые слова: муниципальное управление, физическая культура, спорт, система, законодательство, координация, регулирование.

KOCHERGA Pavel Sergeyevich,

post-graduate student, Department of Criminal Law Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov

LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION AND ACTIVITY OF MUNICIPAL GOVERNING BODIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Summary. In article questions of legal regulation of the sports relations at the municipal level are investigated. The structurally functional characteristic of system of bodies of municipal management of physical culture and sport is given. The possibility of formation of dualistic sports administrative structures is investigated. Need strengthening of a local link of bodies of municipal management of physical culture and sport is proved.

Keywords: municipal management, physical culture, sport, system, legislation, coordination, regulation.

Приступая к анализу вопросов организации и деятельности органов муниципального управления (как субъектов административно-правовых отношений в сфере физической культуры и спорта), отметим, что подготовлено много социально и общественно значимых работ, посвященных местному самоуправлению [1, 2, 14, 19, 21, 23], изучению их структуры [30], правового статуса [15], компетенции [18], а также анализу взаимоотношений органов государственной власти с муниципалитетами. При этом необходимо отметить постоянную дискус-сионность вопросов о понятии и сущности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

местных органов власти, их предназначении и перспективах работы [4, с. 315]. Как представляется, при анализе различных точек зрения необходимо выделить мнение В.Д. Граждана, суть которого заключается в следующем: «В такой огромной стране, как Российская Федерация, система территориального административного управления должна включать три уровня государственного управления (федеральный, региональный, районный) и четвертый — негосударственного местного самоуправления» [12, с. 252, 253]. Достойно внимания и мнение П.П. Сергуна о том, что, согласно Конституции РФ, местное самоуправление

отделено от государственного управления. Однако, как показывает практика, в финансовых и организационных вопросах муниципалитеты полностью зависят от государственной власти. В этом аспекте важно, чтобы местное самоуправление находилось под постоянным контролем федеральных и региональных властных структур [24, с. 36].

М.В. Баглай констатирует, что ст. 12 Конституции РФ на практике всегда порождала огромное количество споров и вопросов. При этом доподлинно неясно, какая иерархичность присваивается местному самоуправлению в целостной системе государственной власти. Исследователь приходит к выводу о том, что местное самоуправление является одновременно и частью, и продолжением государственной власти [3, с. 133-136].

О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев, как нам представляется, ближе всех подходят к пониманию юридической природы местного самоуправления. Согласно мнению ученых, местное самоуправление выступает особым уровнем власти в государстве, функционирование которого основано как на правовых нормах федерального значения, так и на законодательстве субъектов Федерации. Местное самоуправление, как и государственная власть, относится к формам публичной власти [20, с. 8, 9]. Эти два уровня (вида) власти имеют ряд схожих признаков, к которым относятся: территориальная организация, единые цели и задачи, делегирование полномочий исполнительным органам власти, право устанавливать налоги и сборы, право осуществлять нормотворчество, возможность принимать меры принуждения, установленные нормативными актами [17, с. 10].

При этом существуют критерии, по которым государственную власть и местное самоуправление можно разграничить. Так, между ними отсутствует субординация, а также какое-либо подчинение в рамках закона. Любые нормативные акты, его устанавливающие, будут противоречить Конституции РФ. Государственная власть вправе на правовом уровне регламентировать работу местного самоуправления, устанавливать, перераспределять и упраз-

днять его полномочия. Таким образом, подводя небольшой итог, отметим, что местное самоуправление всегда носит подзаконный характер, представляет собой особый, самостоятельный уровень публичной власти, сочетающий в себе общественные и государственные начала [16, с. 49, 50].

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, органы контроля, выборные должностные лица муниципалитетов, иные органы и должностные лица, реализующие полномочия местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. В части 2 указанной статьи установлено, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия представительного органа муниципального образования [8, с. 12, 13].

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования устанавливаются подконтрольность, иерархия, порядок формирования, полномочия органов местного самоуправления, а также иные вопросы их организации и деятельности. Этой же нормой установлено, что наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) определяются

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2017

законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций [7, с. 82]. Применительно к предмету нашего исследования отметим, что местный (муниципальный) орган управления физической культурой и спортом (МОУФКС) является одним из обязательных структурных подразделений муниципальной администрации. Организационно-правовые формы данного органа могут быть разнообразными. В настоящее время распространены такие формы, как управление, комитет, отдел, сектор и др., в зависимости от размера и численности муниципальной территории и количества поставленных задач. Создание таких структур предписано органам местного самоуправления Федеральным законом от 2007 г. «О спорте», так как о них многократно упоминается в различных статьях данного Закона.1

МОУФКС образуются по итогам решений органов местного самоуправления, которые в соответствующих нормативных актах определяют их административно-правовой статус и полномочия. Например, Решением Саратовской городской Думы от 19 февраля 2009 г. № 37-405 утверждено Положение об Управлении по физической культуре и спорту администрации г. Саратова. Данный орган является муниципальным и призван обеспечивать решение вопросов в сфере физической культуры и спорта на территории г. Саратова; заместитель мэра города по социальной сфере является должностным лицом, направляющим и координирующим работу Управления [27].

Результаты проведенного исследования необходимости и целесообразности

1 В то же время вызывает обеспокоенность то обстоятельство, что в ст. 9 и 30, регулирующих управленческую деятельность органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, не указывается на то, что органы управления физической культурой и спортом муниципального уровня могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления. Такая аморфная формулировка создает угрозу существованию муниципального уровня управления физической культуры и спорта в России.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

создания подобных органов в муниципальных образованиях дают веские основания полагать, что их образование оправданно. Так, например, Г.С. Поярков в своем научном исследовании указывает позитивную сторону создания таких органов, мотивируя это тем, что «развивается не только муниципальная система физической культуры и спорта, но и региона в целом» [22, с. 46-67]. В.П. Даниляц на основе проведенного статистического анализа указывает на резкое возрастание числа спортсменов -разрядников массовых спортивных разрядов, повышение уровня методологического, информационного обеспечения, усиление работы по физическому воспитанию населения [13].

Далее укажем, что, согласно ст. 14, 16 Федерального закона о местном самоуправлении [25], общие задачи обозначенного органа в целом сводятся к обеспечению условий для развития на территории муниципального образования массовой физической культуры и спорта. Эта норма, по сути, определяет границы организационно-управленческой деятельности МОУФКС. Поэтому представляется необходимым, во-первых, изучить организационную структуру этого органа, основные направления его деятельности и возможности организационно-структурных преобразований с целью совершенствования этой деятельности; во-вторых, исходя из законодательной установки на обеспечение развития массовой физической культуры и спорта рассмотреть особенности муниципальной спортивной политики в решении этого вопроса, уделив особое внимание при этом организационно-правовому обеспечению деятельности по внедрению и развитию комплекса ГТО.

Приступая к изучению полномочий муниципальных органов управления физической культурой и спортом, обратимся, прежде всего, к ФЗ от 2007 г. «О спорте», который устанавливает, что «органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан» (ч. 3 ст. 30), а к их компетенции отнесены, в частности, «определение основных задач и направлений развития физической

культуры и спорта, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта, организация проведения муниципальных физкультурных мероприятий, организация ими медицинского обеспечения» (ч. 1 ст. 9).

Однако ст. 9.1 Закона закрепляет полномочия не только муниципального, но и межмуниципального и регионального характера. Например, в п. 2 ст. 9.1 Закона предусматривается право органов местного самоуправления участвовать в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации и ее субъектов, проводимых на территории муниципального образования. Иными словами, в этом случае органы местного самоуправления являются субъектами административных отношений, осуществляющими регулирующие, координирующие и контрольные полномочия. К тому же необходимо добавить сложившуюся управленческую практику, которая включает ответственность органов местного самоуправления за осуществление в установленном региональным законодателем порядке сбора информации, представляемой физкультурно-оздоровительными объединениями. Одновременно следует учитывать, что указанная информация представляется в соответствии с формами документов, установленными федеральными органами власти в области статистики, и дачу по ним заключений и рекомендаций. Все указанное позволяет сделать вывод, что органы местного самоуправления де-факто осуществляют контроль за всеми, а не только за муниципальными ДЮСШ и спортивными сооружениями на своей территории [9, с. 26—33].

Оценивая как положительный опыт управления физической культурой и спортом на местном уровне в годы советской государственности по отдельным его направлениям, укажем на существующую в настоящее время тенденцию к воссозданию районных спортивных комитетов в крупных городах, которая прослеживается в работах специалистов в области

спортивного права. Так, Н.В. Уварова, проведшая сравнительно-правовой анализ муниципального управления физической культурой и спортом в России и Казахстане, отмечает: «Местные звенья республиканской схемы управления спортом в структурном отношении соответствуют административно-территориальному устройству Республики Казахстан. Как указывалось, данное обстоятельство относится к субъективным факторам построения республиканской схемы в целом и соответственно местных схем управления спортом. В связи с обсуждаемой проблемой актуальным является вопрос об укреплении низового звена органов специальной компетенции — районного. Дело в том, что в вертикальной системе уполномоченного органа по спорту «выпадает» низовое звено. Между тем именно на этом уровне спортивные объекты непосредственно соприкасаются с населением. Поэтому вполне логично в печати ставить вопрос о создании на районном уровне спорткомитетов, которые бы непосредственно организовывали и проводили спортивные мероприятия среди населения» [29, с. 78].

На территории почти каждого муниципального образования присутствуют ФСОУ, не относящиеся к муниципальным, на которые не распространяется прямое управленческое воздействие администраций муниципальных образований. Это — спортивные объекты и сооружения, не находящиеся в муниципальной собственности и состоящие на балансе предприятий и организаций. К неподотчетным муниципальным органам управления физической культурой и спортом организациям также относятся спортивные центры, школы олимпийского резерва федерального подчинения, государственные спортивные учебные заведения Министерства образования и науки.

Проведенное А.П. Стригуновым исследование [28, с. 48] наглядно показывает, что комплексы учреждений и организаций, занимающихся физической и спортивной подготовкой граждан в муниципальных образованиях, не в полном объеме решают поставленные перед ними законодатель-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2017

ством задачи. Следует признать, что управленческие отношения между немуниципальными органами управления физической культурой и спортом и подотчетными им объектами не налажены на должном уровне. Это является серьезным препятствием для развития здорового образа жизни на территории муниципалитетов.

При анализе существующего порядка исследователи в целях упорядочения управленческих действий и операций, обеспечения единства в решении повседневных проблем в области развития физкультур-но-спортивных отношений предлагают создание особого структурного подразделения среди основных управленческих звеньев местной администрации [5; 10, с. 16-28].

Основной функцией такого структурного подразделения, как полагает М.С. Брата-новская, должна быть установленная нормативными актами многоотраслевая координация, в которую следует вовлечь всех субъектов, задействованных в сфере физического воспитания и оздоровления граждан. Данное структурное подразделение в целом следует обозначить в качестве прямого координационного звена [6, с. 63-73].

В целом, обобщая содержание законодательных норм, отметим, что в анализируемой сфере управленческая деятельность местных администраций имеет два основных направления:

- прямое управление муниципальной подсистемой физической культуры и спорта, определение путей и руководство совершенствованием протекающих в ней отношений;

- координация деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, задействованных в сфере физической культуры и спорта, которые не подведомственны муниципальным органам управления.

Обозначенные направления наглядно свидетельствуют о важности формирования двух управленческих структур, требующихся для управления муниципальными организациями физической культуры и спорта.

К первой относится обязательное муниципальное управленческое звено - орган, существующий в организационной форме

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

управления, отдела, сектора и т.д. Этот муниципальный орган управления физической культурой и спортом существует в любом муниципальном образовании и призван реализовывать полномочия, установленные в Федеральном законе от 2007 г. «О спорте» [26].

В крупных городах, сохраняющих административное деление, орган имеет разветвленную иерархическую структуру, включающую районные подразделения.

Вторая, координационная, структура необходима только в муниципальных образованиях, в которых существует развитая сеть физкультурно-спортивных организаций и учреждений, прежде всего, в крупных городах. Специфика такой структуры заключается в том, что она по своей сути является органом самоорганизации территориального сообщества (как муниципальная администрация в целом). Не имея рычагов прямого администрирования по отношению к субъектам самоуправления, она призвана обеспечить условия для их добровольного и заинтересованного участия в совместной деятельности по решению задач комплексного развития территории [11, с. 114].

Координационная структура МСФКС должна выполнять комплекс специфических функций:

- мониторинг и анализ потребностей в оказании физкультурно-оздоровительных, рекреационных и спортивно-массовых услуг;

- формирование муниципального заказа на спортивно-оздоровительную работу в интересах муниципального образования;

- создание условий для оптимального выполнения муниципального заказа муниципального образования посредством физ-культурно-спортивных услуг МСФКС.

Таким образом, эта управленческая структура, по существу, выступает посредником между социально-производственной и физкультурно-спортивной сферами города, координирует процесс удовлетворения потребностей города посредством спортивных услуг, предоставляемых ФСУО МСФК. Иначе говоря, она выполняет две основные функции - посредническую и координационную.

Список литературы:

[1] Агибалов Ю.В. Экономико-организационные основы местного самоуправления и основные направления их развития. - М., 2009.

[2] Алексеев А.П., Братановский С.Н. Муниципальное право России. М.: РИОР, 2013.

[3] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998.

[4]Белкина Т.Л. Местное самоуправление и государственное управление // Вестник ВГУ Сер. «Гуманитарные науки». 2003. № 1.

[5] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». М.: Юстицинформ, 2009.

[6] Братановская М.С. Правовое обеспечение муниципального управления в сфере физической культуры и спорта // Гражданин и право. 2014. № 1.

[7] Братановская М.С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук // Волгоградская академия МВД России. Волгоград, 2007.

[8] Братановский С.Н., Братановская М.С. Государственное управление: сущностные признаки и элементы // В сборнике: Инновационное развитие российской экономики: Материалы конференции. 2014.

[9] Братановский С.Н., Вулах М.Г., Майст-ровой В.В. Организационная структура и органы управления общественных спортивных объединений // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 1.

[10] Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Типы и виды информации в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Гражданин и право. 2014. № 1.

[11] Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград, 2004.

[12] Граждан В.Д. Государственная служба субъектов Федерации // Государственная служба. Теория и организация: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998.

[13] Даниляц В.П. Ступени спортивной работы. Омск: ОУФК, 2012.

[14] Зарипов Ф.В. Организационно-правовые вопросы формирования и развития местного самоуправления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2002.

[15] Колесников А.В. Административно-правовой статус исполнительных органов местного самоуправления: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2003.

[16] Кореневская С.Н. Административно-правовое регулирование муниципального управления в социальной сфере: Дис. . канд. юрид. наук Воронеж, 2004.

[17] Кочеткова П.И. Соотношение государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 1.

[18] Красовская А.А. Компетенция органов местного самоуправления Российской Федерации в финансовой сфере: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.

[19] Кулушева М.А. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2001.

[20] Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001.

[21] Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти и гражданского общества: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2003.

[22] Поярков Г.С. Социально-правовые проблемы местного самоуправления: Монография. М.: Сокт Медиа, 2013.

[23] Романов А.Н. Проблемы законодательного регулирования местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.

[24] Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. Саратов, 1998.

[25] СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

[26] СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

[27] СПС «Гарант».

[28] Стригунов А.П. Механизм правового регулирования муниципальных отношений в социально-культурной сфере: Монография. М.: Проспект, 2014.

[29] Уварова Н.В. Организационно-правовые проблемы спора в Республике Казахстан: Дис. . канд. юрид. наук. Алматы, 2005.

[30] Усманова Р.Л. Системность в местном самоуправлении: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

Spisok literatury:

[1] Agibalov Yu.V. Е'копот1ко-о^аш2а-сюппу'е овпоуу' mestnogo ватоиргау1еп1уа 1

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

osnovny'e napravleniya ix razvitiya. - M., 2009.

[2] Alekseev A.P., Bratanovskij S.N. Municipal'noe pravo Rossii. M.: RIOR, 2013.

[3] Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: Uchebnik. M., 1998.

[4] Belkina T.L. Mestnoe samoupravlenie i gosudarstvennoe upravlenie // Vestnik VGU Ser. «Gumanitarny'e nauki». 2003. № 1.

[5] Borisov A.N. Kommentarij k Federal'-nomu zakonu «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii». M.: Yusticinform, 2009.

[6] Bratanovskaya M.S. Pravovoe obespe-chenie municipal'nogo upravleniya v sfere fizicheskoj kul'tury' i sporta // Grazhdanin i pravo. 2014. № 1.

[7] Bratanovskaya M.S. Sistema municipal'nogo upravleniya fizicheskoj kul'turoj i sportom v Rossii: pravovy'e osnovy' organizacii i deyatel'nosti: Dis. ... kand. yurid. nauk // Volgogradskaya akademiya MVD Rossii. Volgograd, 2007.

[8] Bratanovskij S.N., Bratanovskaya M.S. Gosudarstvennoe upravlenie: sushhnostny'e priznaki i e'lementy' // V sbornike: Innova-cionnoe razvitie rossijskoj e'konomiki: Materialy' konferencii. 2014.

[9] Bratanovskij S.N., Vulax M.G., Majstrovoj V.V. Organizacionnaya struktura i organy' upravleniya obshhestvenny'x sportivny'x ob»edinenij // Sport: e'konomika, pravo, upravlenie. 2013. № 1.

[10] Bratanovskij S.N., Lapin S.Yu. Tipy' i vidy' informacii v deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samouprav-leniya // Grazhdanin i pravo. 2014. № 1.

[11] Bratanovskij S.N., Carev Yu.N. Muni-cipal'naya sistema obrazovaniya v Rossii: pravovy'e osnovy' organizacii i deyatel'nosti. Volgograd, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Grazhdan V.D. Gosudarstvennaya sluzhba sub»ektov Federacii // Gosudarstvennaya sluzhba. Teoriya i organizaciya: Kurs lekcij. Rostov-na-Donu, 1998.

[13] Danilyac V.P. Stupeni sportivnoj raboty'. Omsk: OUFK, 2012.

[14] Zaripov F.V. Organizacionno-pravovy'e voprosy' formirovaniya i razvitiya mestnogo samoupravleniya: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Kazan', 2002.

[15] Kolesnikov A.V. Administrativno-pravovoj status ispolnitel'ny'x organov mestnogo samoupravleniya: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2003.

[16] Korenevskaya S.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie municipal'nogo upravleniya v social'noj sfere: Dis. ... kand. yurid. nauk Voronezh, 2004.

[17] Kochetkova P.I. Sootnoshenie gosudarst-vennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2003. № 1.

[18] Krasovskaya A.A. Kompetenciya organov mestnogo samoupravleniya Rossijskoj Federacii v finansovoj sfere: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2003.

[19] Kulusheva M.A. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2001.

[20] Kutafin O.E. Municipal'noe pravo Rossijskoj Federacii: Uchebnik. M., 2001.

[21] Mokryj V.S. Mestnoe samoupravlenie v Rossijskoj Federacii kak institut publichnoj vlasti i grazhdanskogo obshhestva: Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 2003.

[22] Poyarkov G.S. Social'no-pravovy'e problemy' mestnogo samoupravleniya: Monografiya. M.: Sokt Media, 2013.

[23] Romanov A.N. Problemy' zakonodatel'-nogo regulirovaniya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2003.

[24] Sergun P.P. Gosudarstvennaya sluzhba v organax vnutrennix del Rossijskoj Federacii: sostoyanie i teoriya razvitiya. Saratov, 1998.

[25] SZ RF. 2003. № 40. St. 3822.

[26] SZ RF. 2007. № 50. St. 6242.

[27] SPS «Garant».

[28] Strigunov A.P. Mexanizm pravovogo regulirovaniya municipal'ny'x otnoshenij v social'no-kul'turnoj sfere: Monografiya. M.: Prospekt, 2014.

[29] Uvarova N.V. Organizacionno-pravovy'e problemy' spora v Respublike Kazaxstan: Dis. . kand. yurid. nauk. Almaty', 2005.

[30] Usmanova R.L. Sistemnost' v mestnom samoupravlenii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2002.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.