СПОРТИВНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
И.М Амиров
Кафедра истории и теории государства и права Уфимский юридический институт МВД России
ул. Муксинова, 2, Уфа, Россия, 450103
В статье анализируются различные подходы к понятию «правопорядок», приводятся примеры отраслевых правопорядков. На основании этого предлагается ввести в научный оборот разновидность такого отраслевого правопорядка, как спортивный правопорядок. Автор впервые предлагает структуру спортивного правопорядка и рассматривает ее элементы. Среди них выделяются: 1) нормы права, регулирующие спортивные отношения. Данные нормы содержатся в законах, подзаконных актах, а также актах, принимаемых общественными спортивными организациями; 2) субъекты (участники) спортивного правопорядка. Наряду с традиционными субъектами спортивных правоотношений в статье предлагается отнести к ним волонтеров, контролеров-распорядителей и правоохранительные органы. В частности автором поддерживается точка зрения о необходимости создания специального подразделения органов внутренних дел — спортивной полиции; 3) права и обязанности субъектов (участников) спортивного правопорядка. Приводятся права и обязанности отдельных субъектов (участников) спортивного правопорядка, закрепленные законодательно; 4) спортивное правосознание и управление формированием, функционированием, совершенствованием спортивного правопорядка. Рассматриваются труды ведущих специалистов, исследующих данный элемент спортивного правопорядка, на основании чего автор приходит к выводу, что ключевыми для данного направления вопросами являются установление пределов государственного вмешательства в сферу спорта и совершенствование механизма взаимодействия государственных и общественных спортивных организаций. В статье также приводится сравнительный анализ отдельных элементов спортивного правопорядка в России и за рубежом.
Ключевые слова: правовой порядок, спортивные отношения, спортивный правопорядок, элементы спортивного правопорядка.
В отечественной теории права существуют различные подходы к определению категории «правопорядок». По мнению С.С. Алексеева, правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности [4. С. 194]. А.Ф. Черданцев предлагает подход, согласно которому «правопорядок — это порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения законов и основанных на них других юридических актов. Правопорядок — результат действия законности» [30. С. 389].
По мнению А.С. Шабурова, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую ее качественное состояние на определенном этапе развития общества [32. С. 457].
С.Н. Кожевников определяет правопорядок как «систему общественных отношений, основанных на нормах права, требованиях законности» [19. С. 207].
В ряде работ под правопорядком понимается «прочный и устойчивый правовой режим, правовая реальность, которые достигаются на основе права» [14. С. 81].
Отмеченное позволяет сказать, что правопорядок — это реально существующая практика регулирования отношений, возникающих между людьми и социальными общностями при помощи права. Он отражает не декларированные, а фактически признаваемые и функционирующие в данном обществе процедуры и механизмы реализации правовых предписаний. Он является основным юридическим продуктом, производимым государством в процессе взаимодействия с обществом.
Одним из критериев классификации правопорядка признается правовое регулирование определенных специфических общественных отношений. В основание деления правопорядка на виды заложены виды правовых отношений. В результате выделяют такие виды правопорядка, как миграционный [27], экологический [11; 23; 24], воинский [31. С. 457; 34], международный [13; 28] и др.
Учитывая вышеизложенное, а также особенности в регулировании общественных отношений в сфере спорта, расширение правовых предписаний, принятых в последнее время и направленных на регулирование отношений в спорте, внимание, которое в последнее время уделяется со стороны государства физической культуре и спорту, представляется возможным выделить такой специфический вид правопорядка, как спортивный правопорядок. К специфическим общественным отношениям, в рамках которых может быть реализован спортивный правопорядок, С.В. Алексеев предлагает относить целый «комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, — гражданских, трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, в сфере спортивной медицины и охраны здоровья граждан, занимающихся физкультурой и спортом, противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров)» [3. С. 136].
Исходя из выводов, содержащихся в работах исследователей отраслевых правопорядков [10; 27], к структурным элементам спортивного правопорядка следует отнести:
- нормы права, регулирующие спортивный правопорядок;
- субъекты (участники) спортивного правопорядка;
- права и обязанности субъектов (участников) спортивного правопорядка;
- спортивное правосознание;
- управление формированием, функционированием, совершенствованием спортивного правопорядка.
Элементом спортивного правопорядка являются специфические правовые нормы, предназначенные для регулирования специфических спортивных отношений.
В зарубежных странах законы о спорте стали появляться в 1930-1940-х гг. Так, в 1937 г. Закон о физической подготовке и рекреации был принят в Великобритании. В 1942 г. был принят Закон о спорте в Италии. В 1961 г. Законы о
физической подготовке и любительском спорте введены в действие в Канаде и Японии. В 1972 г. принят Закон о спорте в Швейцарии, а 1975 г. — в Греции и во Франции. В 1978 г. Закон о любительском спорте принял Конгресс США. С первой половины 1980-х гг. число стран, принявших или пересмотревших старые спортивные законы, резко увеличивается (Аргентина, 1992; Португалия, 1990; Финляндия, 1980; Франция, 1984, 1992; Италия, 1984; Испания, 1988, 1990; Польша, 1996; Украина, 1993, и др.) [1]. Следует отметить, что в таких странах, как Франция и Бразилия действуют Спортивные кодексы [5; 26].
Законотворчество в сфере физической культуры и спорта в России берет свое активное начало лишь после распада Советского Союза. 27 апреля 1993 г. принимаются «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте», в этот документ были включены нормы различных отраслей законодательства (гражданского, налогового, трудового, земельного и т.д.), что уже тогда закрепило межотраслевой, комплексный характер законодательства в области спорта и физической культуры.
Последующее развитие России определило потребность в более полном и всестороннем регулировании общественных отношений в сфере спорта, и 29 апреля 1999 г. был принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-ФЗ.
Тем не менее, и этот закон, несмотря на многочисленные поправки, довольно скоро перестал справляться с решением проблем современного спорта (борьба с употреблением допинга, обеспечение безопасности в сфере спорта, регулирование статуса физкультурно-спортивных организаций и т.д.). И 4 декабря 2007 г. была принята новая редакция ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В нем был закреплен целый ряд нововведений. В частности, впервые были включены статьи о реестре видов спорта, спортивных клубах, паралимпийском и сурдолимпийском комитетах, всероссийской спортивной конфедерации, государственной символике России в спорте, спортивной этике, договоре перехода спортсменов-профессионалов, единой всероссийской спортивной классификации. Впервые законодательно раскрывались такие ключевые понятия, как спортсмен, спортсмен высокого класса, спортсмен-профессионал, тренер и другие категории.
В настоящее время массив законодательства в сфере регулирования спортивных отношений продолжает неуклонно расти. Появляются новые поправки как в действующий закон о спорте, так и в другие законы и подзаконные акты. Неслучайно все более убедительным становится предложение по созданию кодифицированного нормативно-правового акта в этой сфере — Спортивного кодекса России [16].
Основной же массив норм, регулирующих спортивные отношения, содержится в различных регламентах и правилах видов спорта, принимаемых общественными спортивными организациями. Ключевым вопросом здесь будет вопрос о юридическом статусе данных нормативных актов. В литературе высказывается мнение о том, что они носят сугубо корпоративный характер [17].
На наш взгляд, закрепленный в п. 4 ст. 25 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» порядок обязательного утверждения правил видов спорта уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти указывает на то, что в данном случае на лицо пример актов санкционированного правотворчества. Таким образом, спортивные правила относятся к разновидности нормативно-правовых актов, а содержащиеся в них нормы являются юридическими.
Субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации посвящена ст. 5 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», согласно которой к ним относятся:
- физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
- спортивные федерации;
- образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
- оборонные спортивно-технические организации;
- научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
- Олимпийский комитет России;
- Паралимпийский комитет России;
- Сурдлимпийский комитет России;
- Специальная олимпиада России;
- Российский студенческий спортивный союз;
- федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
- профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
- граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), зрители, спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Как нам представляется, все эти субъекты в той или иной степени являются и субъектами спортивного правопорядка. Ключевым из них, на наш взгляд, является спортсмен. Согласно п. 22 ст. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортсменом является «физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях».
Достаточно большая роль в обеспечении правопорядка непосредственно при проведении спортивного мероприятия отводится спортивным судьям (арбитрам, рефери и т.д.). Согласно п. 21 ст. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» им признается «физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию».
Кроме того к субъектам спортивного правопорядка следует отнести волонтеров и контролеров-распорядителей. Определение данных участников спортивного правопорядка закрепляется в ст. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Так, согласно п. 3.1 волонтерами являются «граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность», а согласно п. 3.4 этой же статьи контролером-распорядителем признается «физическое лицо, которое прошло специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и которое привлекается организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником, пользователем объекта спорта на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования»
На наш взгляд, особое значение в обеспечении правопорядка играют правоохранительные органы, в частности органы внутренних дел. Как представляется, в связи с все более возрастающей необходимостью противодействия фактам подкупа участников спортивных мероприятий, фактам проявления насилия со стороны спортивных зрителей их роль в обеспечении спортивного правопорядка будет неуклонно расти. Неслучайно в литературе все чаще встречаются мнения о необходимости создания специального подразделения органов внутренних дел — спортивной полиции [15; 22].
Правам и обязанностям субъектов спортивного правопорядка посвящена гл. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Организация деятельности в области физической культуры и спорта). Так законодательно закрепляются права и обязанности физкультурно-спортивных организаций (ст. 10), Олимпийского комитета России (ст. 11), Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, Специальной олимпиады России (ст. 12), общероссийских спортивных (ст. 16) и региональных спортивных федераций (ст. 16.1), спортивных клубов (ст. 19), организаторов и зрителей спортивных мероприятий (ст. 20), контролеров-распорядителей (ст. 20.2) и спортсменов (ст. 24), Российской антидопинговой организации (ст. 26.1).
На наш взгляд, наименее изученным элементом структуры спортивного правопорядка в отечественной литературе является спортивное правосознание. Исследования, проведенные среди студентов вузов физической культуры, пока-
зали недостаточность уровня их как общей, так и специальной в области физической культуры и спорта, правовой грамотности [9; 25]. Недостаточное внимание к сфере спорта в тот период наблюдалось и со стороны юридического сообщества.
Тем не менее, с тех пор ситуация заметно улучшилась. Было защищено более десятка кандидатских и несколько докторских диссертаций, посвященных различным аспектам правового регулирования сферы спорта. В 2011 г. в стенах Московского государственного юридического университета была создана кафедра спортивного права. Уже несколько лет существует и активно способствует развитию спортивно-правовой науки Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России, а в сентябре 2011 г. на ее базе было создано Национальное объединение спортивных юристов [2]. Проводятся ежегодные научно-практические конференции, круглые столы и открытые лекции, посвященные проблемам спортивного права. Особое значение в деле повышения спортивного правосознания субъектов спортивного правопорядка имеют публикации монографических исследований, а также в периодической печати, в частности в двух специализированных журналах: «Спорт: экономика, право, управление» и «Спортивное право». Все это, безусловно, способствует повышению правосознания участников спортивного правопорядка.
Вопросы, связанные с управлением формированием, функционированием и совершенствованием спортивного правопорядка, рассматривается в работах таких исследователей, как С.Н. Братановский, М.С. Братановская, М.Г. Вуллах, С.А. Ищенко, Мельник Т.Е., Понкина А.И. и др. [6-8; 13]. В них, в частности, анализируются структура государственных и общественных спортивных организаций, рассматриваются механизмы взаимодействия этих организаций с целью повышения эффективности их работы, изучаются имеющиеся и предлагаются новые правовые средства управлением формированием, функционированием и совершенствованием спортивного правопорядка.
Ряд основных направлений государственного управления в области спорта перечислен в ст. 6 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Управление организацией сферы спорта в зарубежных странах рассматривается в работах С.Н. Братановского, М.Г. Вулаха [7], А.И. Понкина [21], А.А. Соловьева, И.В. Понкиной [25].
Исходя из выводов, содержащихся в них, как в России, так и в зарубежных странах ключевым вопросом для системы управления спортивным правопорядком является определение границ государственного вмешательства в деятельность общественных спортивных организаций. Подробное исследование «автономности спорта» и ее пределов приводится Т.Е. Мельник [18], А.И. Понкиной [20] и др.
Как справедливо отмечает А.В. Евтеев со ссылкой на зарубежных исследователей, предпосылки распространения действия права на спортивные отношения включают в себя две группы факторов: связанных с необходимостью обеспечения безопасности участников спортивных мероприятий и связанных с коммерциализацией современного спорта [12].
Таким образом, в статье был проведен краткий анализ структурных элементов одной из разновидностей отраслевых правопорядков — спортивного правопорядка. Учитывая современные реалии, опыт, полученный при проведении крупных спортивных мероприятий в нашей стране, необходимость подготовки к следующим, считаем необходимым проведение дальнейшего исследования спортивного правопорядка, что будет способствовать не только выявлению проблем в сфере его обеспечения, но и выработке возможных путей их решения, а также повышению правового регулирования в сфере спорта.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Алексеев С.В. Источники и система олимпийского права // Спорт: экономика, право, управление. — 2009. — № 4. — С. 55-68.
[2] Алексеев С.В. Национальное объединение спортивных юристов России как основа дальнейшего развития и интеграции в мировую систему спортивного права и эффективной защиты прав российских спортсменов и тренеров на международной спортивной арене // Спорт: экономика, право, управление. — 2012. — № 1. — С. 4-11.
[3] Алексеев С.В. Спортивное право России. — М., 2013.
[4] Алексеев С.С. Теория права. — М., 1994.
[5] Бразильские спортивные кодексы. — М. : Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России, 2010.
[6] Братановская М.С. Система мунициапального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — Волгоград, 2007.
[7] Братановский С.Н., Вулах М.Г. Организация спорта в зарубежных странах: правовая идеология и политика. — Саратов, 2001.
[8] Братановский С.Н. Управление физической культурой и спортом в условиях реформ (Орг.-правовые проблемы): дисс. ... д-ра юрид. наук. — М., 1997.
[9] Воеводина С.С. Формирование правовой компетентности студентов ВУЗов физической культуры: дисс. ... канд. пед. наук. — Краснодар, 2002.
[10] Духно Н.А. Отраслевой правопорядок // Российский следователь. — 2012. — № 22. — С. 39-41.
[11] Духно Н.А. Теоретические проблемы обеспечения экологического правопорядка: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. — Уфа, 2000.
[12] Евтеев А.В. О некоторых подходах к исследованию механизма правового регулирования в спорте // Спорт: экономика, право, управление. — 2012. — № 1. — С. 12-18.
[13] Ищенко С.А. Организационно-правовые проблемы управления общественными объединениями в российском и международном спортивном движении»: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. —М., 2001.
[14] Керимов Д.А. Основы философии права. — М., 1992.
[15] Климов С. Спортивная полиция: время профессионалов // Газета. — 2007. — 9 апр.
[16] Концепция проекта Спортивного кодекса Российской Федерации. — М.: Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России, 2009.
[17] Маргулис М.А. Нормотворчество корпоративных объединений в области спорта: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 2005.
[18] Мельник Т.Е. Государственное регулирование и саморегулирование в области физической культуры и спорта // Журнал российского права. — 2012. — № 3. — С. 23-32.
[19] Общая теория права: Курс лекций / под ред. С.Н. Кожевникова. — Н. Новгород, 2010.
[20] Понкина А.И. Автономность спорта: теоретико-правовое исследование / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России, Национальное объединение спортивных юристов Российской Федерации. — М., 2013.
[21] Понкина А.И. Правовое регулирование спорта в государствах Латинской Америки. — М., 2012.
[22] Пулов Е.А. Обеспечение правопорядка при проведении спортивных и физкультурно-массовых мероприятий // Спорт: экономика, право, управление. — 2013. — № 2. — С. 21-24.
[23] Пушкарева Э.Ф. Экологический правопорядок и экологические права человека: авто-реф. дисс. ... докт. юрид. наук. — М., 2008.
[24] Ращупкина Л.В. Экологический правопорядок (общетеоретический анализ): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — Владимир, 2006.
[25] Соловьев А.А., Понкин И.В. Испанское законодательство о спорте. — М., 2011.
[26] Спортивный кодекс Франции. Регламентированная часть — Декреты. Книги I и II: Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. — М., 2010.
[27] Степанов А.В. Миграционный правопорядок: обоснованность существования, характеристика основных элементов структуры // Административное право и процесс. — 2013. — № 5. — С. 30-34.
[28] Ушаков Н.А., Энтин М.Л. Современный международный правопорядок // Международный порядок: политико-правовые аспекты / под ред. Г.Х. Шахназарова. — М., 1986.
[29] Феоктистова О.А. Роль спортивного права в жизни спортсменов и специалистов физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. — 2008. — № 3. — С. 31-33.
[30] Черданцев А. Ф. Теория государства и права. — М., 2000.
[31] Шабуров А. С. Правопорядок // Теория государства и права / под ред. В.М. Карельского и В.Д. Перевалова. — М., 1997.
[32] Шаов И.К. Международный правопорядок и пути его совершенствования: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 2004.
[33] Шестак В.А. Воинский правопорядок как основной элемент системы предупреждения преступности в войсках // Юридический мир. — 2013. — № 5. — С. 48-50.
[34] Хропанюк В.Н. Социальные нормы и их воздействие на укрепление советского воинского правопорядка: дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 1973.
SPORTS LAW AND ORDER IN RUSSIA AND ABROAD
I.M. Amirov
Department of History and Theory of State and Law Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
2, Muksinova st., Ufa, Russia, 450103
The article sifts various approaches to the definition of the category «law and order», it gives some examples of branches of law. It proposes such kind of branch of law as sports law and order. For the first time the author considers the structure of sports law and order and its structural elements. He focuses on the following elements: 1) regulations of law, concerning sports relations. These regulations are in laws, by-laws and laws adopted by public sports organizations; 2) subjects (participants) of sports law and order. The article proposes to refer volunteers, inspectors and law enforcement agencies to tra-
ditional subjects of sports relations. The author stands for creating a special unit of the Internal Affairs agencies -sports police; 3) rights and obligations of subjects (participants) of sports law and order. The rights and obligations of separate subjects (participants) sports law and order, enshrined in law; 4) sense o justice and monitoring formation, functioning, improvement of sports law and order. Based on the works of leading experts in the field of sports law and order the author concludes that establishing limits of government interference in the sphere of sport and improvement of mechanisms of interaction between state and community sports organizations are key factors. The article also provides a comparative analysis of individual elements of sports law in Russia and abroad.
Key words: law and order, sports relations, sports law and order, elements of sports law and order.
REFERENCES
[1] Alekseev S.V. Istochniki i sistema olimpijskogo prava // Sport: jekonomika, pravo, upravle-nie». — 2009. — № 4. — S. 55-68.
[2] Alekseev S. V. Nacional'noe ob#edinenie sportivnyh juristov Rossii kak osnova dal'nejshego razvitija i integracii v mirovuju sistemu sportivnogo prava i jeffektivnoj zashhity prav rossi-jskih sportsmenov i trenerov na mezhdunarodnoj sportivnoj arene // Sport: jekonomika, pravo, upravlenie. — 2012. — № 1. — S. 4-11.
[3] Alekseev S. V. Sportivnoe pravo Rossii: M. — 2013.
[4] Alekseev S.S. Teorija prava. — M., 1994.
[5] Brazil'skie sportivnye kodeksy. — M.: Komissija po sportivnomu pravu Associacii juristov Rossii, 2010.
[6] Bratanovskaja M.S. Sistema municiapal'nogo upravlenija fizicheskoj kul'turoj i sportom v Rossii: pravovye osnovy organizacii i dejatel'nosti: avtoref. diss. ... kand. jurid. nauk. — Volgograd, 2007.
[7] Bratanovskij S.N., Vulah M.G. Organizacija sporta v zarubezhnyh stranah: pravovaja ideologija i politika. — Saratov, 2001.
[8] Bratanovskij S.N. Upravlenie fizicheskoj kul'turoj i sportom v uslovijah reform (Org.-pravovye problemy): diss. ... d-ra jurid. nauk. — M., 1997.
[9] Voevodina S.S. Formirovanie pravovoj kompetentnosti studentov VUZov fizicheskoj kul'tury: diss. ... kand. ped. Nauk. — Krasnodar, 2002.
[10] Duhno N.A. Otraslevoj pravoporjadok // Rossijskij sledovatel'. — 2012. — № 22. — S. 3941.
[11] Duhno N.A. Teoreticheskie problemy obespechenija jekologicheskogo pravoporjadka: avtoref. diss. ... dokt. jurid. nauk. — Ufa, 2000.
[12] Evteev A.V. O nekotoryh podhodah k issledovaniju mehanizma pravovogo regulirovanija v sporte // Sport: jekonomika, pravo, upravlenie. — 2012. — № 1. — S. 12-18.
[13] Ishhenko S.A. Organizacionno-pravovye problemy upravlenija obshhestvennymi ob#edinenijami v rossijskom i mezhdunarodnom sportivnom dvizhenii»: avtoref. diss. ... kand. jurid. nauk. —M., 2001.
[14] Kerimov D.A. Osnovy filosofii prava. — M., 1992.
[15] Klimov S. Sportivnaja policija: vremja professionalov // Gazeta. — 2007. — 9 apr.
[16] Koncepcija proekta Sportivnogo kodeksa Rossijskoj Federacii. — M.: Komissija po sportivnomu pravu Associacii juristov Rossii, 2009.
[17] Margulis M.A. Normotvorchestvo korporativnyh ob'edinenij v oblasti sporta: Avtoref. diss. ... kand. jurid. nauk. — M., 2005.
[18] Mel'nik T.E. Gosudarstvennoe regulirovanie i samoregulirovanie v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta // Zhurnal rossijskogo prava. — 2012. — № 3. — S. 23-32.
[19] Obshhaja teorija prava: Kurs lekcij / Pod red. S.N. Kozhevnikova. — N. Novgorod, 2010.
ÁMupoB H.M. CnopTHBHtrn npaBonopagoK b POCCHH U 3a py6exoM
399
[20] Ponkina A.I. Avtonomnost' sporta: teoretiko-pravovoe issledovanie / Komissija po sportiv-nomu pravu Associacii juristov Rossii, Nacional'noe ob'edinenie sportivnyh juristov Rossi-jskoj Federacii. — M.: — 2013.
[21] Ponkina A.I. Pravovoe regulirovanie sporta v gosudarstvah Latinskoj Ameriki. — M., 2012.
[22] Pulov E.A. Obespechenie pravoporjadka pri provedenii sportivnyh i fizkuTturno-massovyh meroprijatij // Sport: jekonomika, pravo, upravlenie. — 2013. — № 2. — S. 21-24.
[23] Pushkareva Je.F. Jekologicheskij pravoporjadok i jekologicheskie prava cheloveka: avtoref. diss. ... dokt. jurid. nauk. — M., 2008.
[24] Rashhupkina L.V. Jekologicheskij pravoporjadok (obshheteoreticheskij analiz): avtoref. diss. ... kand. jurid. nauk. — Vladimir, 2006.
[25] Solov'ev A.A., Ponkin I. V. Ispanskoe zakonodatel'stvo o sporte. — M., 2011.
[26] Sportivnyj kodeks Francii. Reglamentirovannaja chast' — Dekrety. Knigi I i II: Komissija po sportivnomu pravu Associacii juristov Rossii. — M., 2010.
[27] Stepanov A. V. Migracionnyj pravoporjadok: obosnovannost' sushhestvovanija, harakteristika osnovnyh jelementov struktury // Administrativnoe pravo i process. — 2013. — № 5. — S. 30-34.
[28] Ushakov N.A., Jentin M.L. Sovremennyj mezhdunarodnyj pravoporjadok // Mezhdunarodnyj porjadok: politiko-pravovye aspekty / pod red. G.H. Shahnazarova. — M., 1986.
[29] Feoktistova O.A. Rol' sportivnogo prava v zhizni sportsmenov i specialistov fizicheskoj kul'tury i sporta // Sport: jekonomika, pravo, upravlenie. — 2008. — № 3. — S. 31-33.
[30] Cherdancev A.F. Teorija gosudarstva i prava. — M., 2000.
[31] Shaburov A.S. Pravoporjadok // Teorija gosudarstva i prava / pod red. V.M. Karel'skogo i V.D. Perevalova. — M., 1997.
[32] Shaov I.K Mezhdunarodnyj pravoporjadok i puti ego sovershenstvovanija: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. — M., 2004.
[33] Shestak V.A. Voinskij pravoporjadok kak osnovnoj jelement sistemy preduprezhdenija prestupnosti v vojskah // Juridicheskij mir. — 2013. — № 5. — S. 48-50.
[34] Hropanjuk V.N. Social'nye normy i ih vozdejstvie na ukreplenie sovetskogo voinskogo pravoporjadka: diss. ... kand. jurid. nauk. — M., 1973.