Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс развития / формы организации спортивно-оздоровительной работы / оздоровительные занятия / спортивно-тренировочные занятия / соревновательные занятия / физическая культура и спорт / массовая физическая культура / физкультурно-спортивная деятельность / спортивно-оздоровительная работа / development process / forms of organization of sports and recreation work / health-improving classes / sports and training classes / competitive classes / physical culture and sports / mass physical culture / physical culture and sports activities / sports and recreation work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Баянкин, С.И. Супрунов

Представленный в статье материал – это теоретический и практический анализ развития спортивно-оздоровительной работы с различными группами населения в условиях физкультурной деятельности. Раскрываются основные понятия по данной актуальной проблеме: «процесс развития», «формы организации спортивно-оздоровительной работы», «физическая культура и спорт», «физкультурно-спортивная деятельность», «спортивно-оздоровительная работа». Анализируется процесс спортивно-оздоровительной работы с различными группами населения в условиях физкультурной деятельности. Авторы делают вывод о том, что эффективным инструментом для решения данной проблемы является постоянное самосовершенствование субъекта руководства развитием спортивно-оздоровительной работы, т.е. обогащение теоретико-информационного потенциала физкультурных кадров, разработка и внедрение в практику наиболее рациональных методических и психологических приемов, оптимизация деятельности физкультурных организаций и учреждений, развитие технических средств и материальной базы массовой физической культуры, повышения квалификации в сфере физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.В. Баянкин, С.И. Супрунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPORTS AND RECREATION WORK WITH VARIOUS GROUPS OF POPULATION IN CONDITIONS OF PHYSICAL CULTURE ACTIVITY

The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of the development of sports and recreation work with various groups of population in conditions of physical activity. The researchers describe the basic concepts for this urgent problem: “development”, “forms of organization of sports and recreation activities”, “physical culture and sports”, “sports activities”, “sports job”. The article analyzes the process of sports and recreation work with various groups of population. The authors conclude that an effective tool for solving this problem is to continuously improve subject leadership development of sports and recreation activities, i.e. enrichment of information-theoretical capacity of physical resources, development and introduction of the most efficient methodological and psychological techniques, the optimization of the activity of sports organizations and institutions, development of technical and material base of mass physical culture, training in the field of physical culture.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

с использованием беспереводных средств семантизации и выяснение правильности предполагаемого значения иноязычной лексической единицы. Определение возможной длительности процесса семантизации означает, что в ситуации необходимости следует отвести как можно меньше времени на семантизацию лексических единиц иностранного языка, использовать прием перевода на родной язык учащихся.

Учет образовательного уровня учащихся прежде всего необходим ввиду того, что в слабых группах учителю самому приходится принимать решение вопроса о выборе средств семантизации иноязычной лексической единицы, поскольку способ раскрытия значения слов иностранного языка с помощью толкования на языке в этих условиях не срабатывает, вследствие чего сужаются возможности опоры на контекст и словообразовательную модель.

Требование учета ступени школьного обучения при семантизации иноязычной лексики обусловлено наличием у этих ступеней своих значимых в этом вопросе особенностей. Так, у учащихся младших классов наибольший эффект дают приемы семантизации лексических единиц при ведущей роли учителя с активным использованием средств яркой наглядности и толкованием на родном языке учащихся. На средней ступени главным средством семантизации новых лексических единиц начинает становиться контекст и толкование значения на изучаемом иностранном языке, как и перевод с помощью словаря. На старшей ступени хорошо срабатывает принцип от иноязычной лексической единицы к ее значению при систематической опоре на контекст, перевод со словарем, а также морфологический (словообразовательный) анализ семантизируемого слова.

В практическом плане степень достижения ожидаемого эффекта процесса семантизации новых лексических единиц изучаемого иностранного языка обу-

Библиографический список

словлена степенью обеспечения учителем нижеперечисленных предпосылок, оговоренных в различных исследованиях известных методистов. К ним относятся: 1) соблюдение известного принципа устного опережения; 2) соблюдение контекстного принципа работы с этапа введения лексической единицы в процессе семантизации; 3) постоянное внимание сочетаемости лексических единиц; 4) обязательный учет методической типологии лексики при использовании конкретного способа семантизации иноязычной лексической единицы; 5) обязательное использование слуховых, языковых и иллюстративных средств наглядности в зависимости от цели, характера материала, стадии работы; 6) осуществление на одном уроке семантизации и закрепления сразу ряда значений полисемантичной лексической единицы; 7) использование только функционального принципа контроля усвоения новых лексических единиц иностранного языка.

В заключение, опираясь на практику обучения и экспериментальные данные, следует обратить внимание на то, что лучший потенциал на практике использования обнаруживают комбинации переводных и беспереводных способов, сочетание работы в контексте с работой над иноязычной лексической единицей вне контекста. При этом прием перевода иноязычной лексической единицы на родной язык учащихся должен осуществляться не как простая замена лексических единиц одного языка единицами другого языка, а как сопоставление аналогичных лексических единиц контактирующих языков.

Путь к осмысленному восприятию учащимися нового лексического материала изучаемого иностранного языка и его прочному усвоению с одновременной опорой на накопленные знания изучаемого языка знания, а также знания в сопоставимых областях родного языка лежит только через методически грамотное сочетание всех способов семантизации лексических единиц изучаемого иностранного языка.

1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. Москва: Просвещение, 1965.

2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Просвещение, 2008.

3. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва: Русский язык, 2011.

4. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Иностранные языки в школе. 1987; №6: 12 - 19.

5. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. Минск: Высшая школа, 2008.

6. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. Москва: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. Москва: Просвещение, 2005.

References

1. Belyaev B.V. Ocherkipo psihologii obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Prosveschenie, 1965.

2. Rogova G.V., Rabinovich F.M., Saharova T.E. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva: Prosveschenie, 2008.

3. Kostomarov V.G., Mitrofanova O.D. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kakinostrannogo. Moskva: Russkij yazyk, 2011.

4. Passov E.I., Kuzovlev V.P., Korostelev V.S. Cel' obucheniya inostrannomu yazyku na sovremennom 'etape razvitiya obschestva. Inostrannyeyazykivshkole. 1987; №6: 12 - 19.

5. Maslyko E.A., Babinskaya P.K., Bud'ko A.F., Petrova S.I. Nastol'naya kniga prepodavatelya inostrannogo yazyka: Spravochnoe posobie. Minsk: Vysshaya shkola, 2008.

6. Mirolyubov A.A. Istoriya otechestvennoj metodiki obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: STUPENI, INFRA-M, 2002.

7. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Bazovyj kurs. Moskva: Prosveschenie, 2005.

Статья поступила в редакцию 26.05.21

УДК 378

Bayankin O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bayankin_ov@mail.ru

Suprunov S.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Gymnastics, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: suprunov_si@mail.ru

DEVELOPMENT OF SPORTS AND RECREATION WORK WITH VARIOUS GROUPS OF POPULATION IN CONDITIONS OF PHYSICAL CULTURE ACTIVITY.

The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of the development of sports and recreation work with various groups of population in conditions of physical activity. The researchers describe the basic concepts for this urgent problem: "development", "forms of organization of sports and recreation activities", "physical culture and sports", "sports activities", "sports job". The article analyzes the process of sports and recreation work with various groups of population. The authors conclude that an effective tool for solving this problem is to continuously improve subject leadership development of sports and recreation activities, i.e. enrichment of information-theoretical capacity of physical resources, development and introduction of the most efficient methodological and psychological techniques, the optimization of the activity of sports organizations and institutions, development of technical and material base of mass physical culture, training in the field of physical culture.

Key words: development process, forms of organization of sports and recreation work, health-improving classes, sports and training classes, competitive classes, physical culture and sports, mass physical culture, physical culture and sports activities, sports and recreation work.

О.В. Баянкин, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, з. Барнаул, E-mail: bayankin_ov@mail.ru С.И. Супрунов, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, з. Барнаул, E-mail: suprunov_si@mail.ru

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ развития спортивно-оздоровительной работы с различными группами населения в условиях физкультурной деятельности. Раскрываются основные понятия по данной актуальной проблеме: «процесс развития», «формы организации спортивно-оздоровительной работы», «физическая культура и спорт», «физкультурно-спортивная деятельность», «спортивно-оздоровительная

работа». Анализируется процесс спортивно-оздоровительной работы с различными группами населения в условиях физкультурной деятельности. Авторы делают вывод о том, что эффективным инструментом для решения данной проблемы является постоянное самосовершенствование субъекта руководства развитием спортивно-оздоровительной работы, т.е. обогащение теоретико-информационного потенциала физкультурных кадров, разработка и внедрение в практику наиболее рациональных методических и психологических приемов, оптимизация деятельности физкультурных организаций и учреждений, развитие технических средств и материальной базы массовой физической культуры, повышения квалификации в сфере физической культуры.

Ключевые слова: процесс развития, формы организации спортивно-оздоровительной работы, оздоровительные занятия, спортивно-тренировочные занятия, соревновательные занятия, физическая культура и спорт, массовая физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность, спортивно-оздоровительная работа.

Развитие социально-психологического знания о физической культуре предопределило возникновение в этой сфере человеческой деятельности нескольких направлений исследовательского поиска, различающихся степенью их разработанности и популярности. В настоящее время приоритет пока принадлежит эмпирическим социально-психологическим исследованиям по сравнению с методолого-теоретическими, что обусловливает фрагментарность полученных результатов, достоинство которых нередко заключается в иллюстрировании тех или иных положений. При этом основной акцент делается на изучении спорта, особенно спорта высших достижений. Что же касается проблем массовой физической культуры, то социально-психологические исследования пока не получили здесь широкого развития, несмотря на свою актуальность.

В работах исследователей физическую культуру и спорт рассматривают как средство гармоничного развития и формирования личности [1]. Именно физические и умственные способности при развитии спортивно-оздоровительной работы с различными группами населения в условиях физкультурной деятельности в сочетании дают наиболее высокий уровень их образованности.

Описывая общие факты, определяющие физическую культуру, которая выступает как необходимая часть образа жизни людей, можно перечислить следующие моменты: она представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры; является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности; обеспечивает методы и средства реализации стратегической задачи становления гармоничной личности - ее физического совершенства; играет одну из первостепенных ролей в решении проблемы развития и рационального использования свободного времени.

Если рассмотреть определение массовой физической культуры при развитии спортивно-оздоровительной работы с различными группами населения в условиях физкультурной деятельности, то ее описательным характером будет являться сложное и разноплановое явление. В процессе работы с различными группами населения массовая физическая культура отличается многообразием форм и содержания, поэтому трудно дать единые рекомендации для всех и по всем вопросам. Каждый может саморегулировать процесс самостоятельных занятий физкультурой и спортом, используя научно-методическую литературу и консультации специалистов.

Массовая физическая культура предопределена существованием массового поведения людей, под которым в социальной психологии физической культуры подразумевается аналогичное по своему характеру поведение различных физкультурных групп, возникающее в результате психического взаимодействия между ними [2]. Люди, составляющие эти группы, сохраняют свою индивидуальность, но их поступки оказываются во многих чертах схожими.

Исследование социально-психологических аспектов массовой физической культуры сопряжено в первую очередь с изучением механизмов взаимодействия сознания профессиональных работников физической культуры и широких масс населения. Психологическое проникновение в сущность массовых процессов, протекающих в сфере физической культуры, позволяет сделать вывод о том, что массовая физическая культура подчиняется основным закономерностям психической деятельности, проявляющимся в человеческом общении. Вместе с тем развитие массовой физической культуры происходит по законам политической и социальной жизни, вытекающим из особенностей общественных отношений, детерминируемых способом производства и определяемыми им классовыми интересами.

Социально-психологические исследования в области массовой физической культуры призваны определить соотношение стихийного и сознательного в формировании социальных чувств, настроений, ценностных ориентаций и на основе этого оценить реальные возможности и способы целенаправленного воздействия на них. Они должны основываться на использовании закономерностей познавательной деятельности личности в зависимости от видов деятельности, образования, профессиональной принадлежности, социального опыта, возраста.

Субъектом массового поведения в условиях физкультурной деятельности при возникновении соответствующих ситуаций выступает любая группа, выделяющая себя по какому-нибудь признаку и осознающая свое единство (клубы любителей бега, зимнего плавания, автотуризма), а также публика, участвующая в массовых физкультурных мероприятиях как группа, образовавшаяся часто без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение. Феномены массового зрителя и участника массового мероприятия неразрывно связаны, взаимно обусловливают, раскрывают и дополняют друг друга. Субъектом массового поведения допустимо считать и массу людей как совокупность индивидов, в основном не имеющих прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим

постоянным интересом, каковым и являются занятия физической культурой сами по себе.

Физическая культура органично воздействует на познавательный процесс. Восприятие и усвоение соответствующих знаний опосредуется комплексом личностных характеристик, видами социальной деятельности. Поэтому существенное влияние на отношение к физической культуре оказывают объем, глубина, устойчивость интересов, обусловленных социально-психологическими характеристиками личности.

Наиболее важный и перспективный путь привлечения к систематическим занятиям физической культурой - выработка у людей потребности и привычки к ним. Для этого в первую очередь необходима систематическая работа по разъяснению и пропаганде значения занятий физической культурой не только для физического, но и духовного развития человека, по повышению престижа ценностей физической культуры по отношению к ценностям духовной культуры [3]. Большое значение имеет общекультурная и социально-психологическая подготовка кадров физкультурных работников, а также культура проведения физкультурно-массовых мероприятий с учетом особенностей различных социально-демографических групп населения.

Один из главных путей практической реализации дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта - это широкое развертывание работы по внедрению всех видов производственной физической культуры, для дальнейшего совершенствования которой необходимо создавать центры психорегуляции. Эффективность их действия основана на использовании формул психоре-гулирующей тренировки и социально-психологического тренинга в различной их модификации на фоне релаксации. Результаты исследований Н.В. Поповой [4] подтверждают, что названные виды специальной подготовки дают больший эффект в сочетании с выполнением физических упражнений, когда они применяются взамен активизирующей части аутотренинга.

При массовых занятиях физической культурой специальный акцент должен делаться на профессионально-прикладной подготовке [5], имеющей и социально-психологический аспект. В числе задач, требующих своего решения, здесь находятся те, которые направлены на формирование, развитие и совершенствование как определенных двигательных навыков, так и социальных и физических качеств личности, присущих той или иной профессии и необходимых для оптимального выполнения профессиональной деятельности.

Особую роль в развитии массовой физической культуры играет пропаганда. В соответствии с принципами научной идеологии перед пропагандой физической культуры выдвигаются требования оказывать позитивное влияние на формирование человека в современном обществе, развитие в нем потребностей, качеств и способностей, необходимых для жизни и защиты Родины. Пропаганда физической культуры может быть успешной только при условии соответствия ее ведения конкретному историческому уровню развития общественных и межличностных отношений. При этом личность человека не является только объектом пропаганды физической культуры. Она одновременно и ее субъект. Поэтому и придается большое значение развитию трудовой, общественно-политической, следовательно, и физкультурной активности личности на благо современного общества.

Такая деятельность способствует выполнению и реализации современных идей и планов, развитию личности, а также формированию и укреплению убежденности личности, физической готовности и совершенства человека. В современных условиях надлежит уделять еще больше внимания этой диалектической связи общественно полезной деятельности людей, с одной стороны, и их воспитанию и самовоспитанию, с другой.

В сфере физической культуры отношения системы средств массовой информации и пропаганды с социальной психологией до сих пор организационно не оформлены. Это не означает отсутствия интереса к социально-психологическим исследованиям. Просто в аппарате соответствующих учреждений, связанных с организацией и проведением пропаганды массовой физической культуры, нет специальных социально-психологических или психологических служб, поле деятельности которых связано и с исследовательской работой, и с деятельностью по реализации полученных результатов.

В современном обществе массовая физическая культура направлена на формирование гармонически развитой личности и преследует цель повышения всесторонней социальной активности масс. Эта историческая особенность обусловливает актуальность социально-психологических аспектов руководства развитием массовой физической культуры, прежде всего включающих глубокое знание субъектом руководства уровня физкультурной активности трудовых коллективов, отдельных социально-демографических групп населения и составляющих их индивидов до начала осуществления воздействия средствами физической культуры, а также систематическое изучение изменений, происходящих в

сознании, психологии и поведении людей под влиянием планомерно проводимой физкультурной работы. Это способствует правильной расстановке сил, рациональному выбору средств и методов для осуществления поставленных задач, успешному функционированию всей системы физической культуры, объединенной целевыми и идейно-политическими установками в российском государстве.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую вовлекаются различные группы населения в процессе спортивно-оздоровительной работы, является одним из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов формирования социально необходимых индивидуальных потребностей.

В своих научных работах Е.В. Антипова «Организационно-управленческие факторы развития оздоровительной и адаптивной физической культуры по месту жительства населения» и В.А. Бароненко «Здоровье и физическая культура студента», одним из ключевых критериев сохранения нормального функционирования внутренних систем организма рассматривают поддержание должного уровня двигательной активности [6; 7].

А.В. Родионов в своей работе «Психология физического воспитания и спорта» говорит о том, что положительные эмоции, вызванные хорошими взаимоотношениями с товарищами и преподавателями, оказывают стимулирующие влияние на жизненный тонус студента, состояние его психики [8].

В решении этой важной задачи необходимо активизировать работу по воспитанию физической культуры и спорта обучающихся. Выявить влияние физической культуры и спорта на уровень физического развития студентов. Изучение состояния воспитательной работы с будущими спортсменами показало, что оно еще не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Воспитательная работа должна быть значительно усилена в коллективах физической культуры.

Определяющее значение для ускорения развития физической культуры и спорта на современном этапе имеет тесная связь науки с практикой. Наша спортивная наука пока еще не стала движущей силой практики. По-видимому, уже в планировании научно-исследовательской работы допускаются просчеты и не учитываются запросы практики, особенно это касается прикладных исследований проблем массовой физической культуры, идейно-нравственного воспитания будущих спортсменов.

Важный вопрос - приобщение к здоровому образу жизни во время учебы в высших учебных заведениях. Активные занятия в школьные годы физической культурой и спортом - важный этап формирования здорового образа жизни. Как правило, юные физкультурники быстро овладевают навыками здорового образа жизни и менее часто подвергаются соблазну вредных привычек (алкоголь, курение).

Очевидно, что при комплексном воспитании физических качеств у 18-летних учащихся надо осуществлять дифференцированный подход в выборе средств, используемых для развития физических качеств, с учетом типологических сочетаний уровней физической подготовленности.

Как показывает опыт, регулярные занятия физической культурой и спортом эффективно влияют на повышения результативности в спортивной деятельности обучающихся, способствуют укреплению учебной дисциплины и сокращению заболеваемости.

Внимание необходимо обратить на перестройку физкультурно-спортивно-го движения на научной основе, определение основных направлений массового оздоровления учащихся и подготовки, высококвалифицированных в будущем спортсменов.

Научное обоснование и внедрение эффективных форм, методов и средств физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в повседневную жизнь обучающихся, наиболее полное удовлетворение их спортивных потребностей - это главная задача деятельности физкультурных организаций, методистов, тренеров, ученых.

Для этого надо не только изучать отношение учащихся профессиональных училищ к занятиям физической культурой и спортом, но и целенаправленно формировать его, используя средства массовой информации и, главное, постоянно улучшать практику физкультурно-спортивной работы на основе концентрации, специализации, кооперации кадров и материальных ресурсов, расширения сети культурно-спортивных комплексов и физкультурно-оздоровительных лабораторий. Следует отметить, что этим новым формам физкультурно-спортивной и воспитательной работы уделяется недостаточно внимания, как в практике физкультурного движения, так и в исследованиях наших ученых.

Большие задачи поставлены по улучшению использования материально-технической базы физической культуры и спорта: стадионов, спортивных залов, площадок, приобретения спортивного инвентаря, формы, обуви и других товаров.

Соревновательный этап подготовительной деятельности каждого спортсмена подразумевает увеличение объемов, интенсивности и психологической нагрузки на его организм. В такие моменты главным вопросом остается правильный подход к организации и проведению как тренировочной деятельности, так и отдыха. Основной особенностью данного этапа подготовительной деятельности является определение возможностей организма спортсмена при воздействии сильных психологических и физических нагрузок, практически схожих с нагрузками, получаемыми спортсменом в период его нахождения на соревнованиях различного уровня. Большая часть занятий данного этапа посвящена определению уровня готовности спортсмена, мобилизации его возможностей, а также проведе-

нию контрольных тренировок, способствующих закреплению результатов, полученных в течение всего периода подготовительной деятельности.

Зачастую при увеличении тренировочной деятельности, заключающейся в возрастании ее объемов, длительности и интенсивности, страдает психологическая и моральная подготовка спортсмена к соревнованиям, что негативно сказывается на его результатах непосредственно на соревнованиях.

Именно поэтому основной целью данного этапа спортивной подготовки является достижение наивысшего результата с учетом возможностей спортсмена, а также повышение уровня психологической и морально-волевой устойчивости.

Рассматривая вопрос функциональной подготовленности спортсменов на соревновательном этапе подготовительной деятельности первоначально, необходимо определить значение данного понятия. Средствами спортивной подготовки на этапе спортивного совершенствования являются различные физические упражнения, которые напрямую или опосредованно оказывают влияние на совершенствование мастерства спортсменов.

Тактическая подготовка совершенствуется в создании специальных условий, направленных на приближение спортсмена к положению, оказываемому на его психоэмоциональное состояние в период проведения соревнований различного рода.

При этом большое внимание уделяется фактам распределения сил на протяжении всей дистанции взаимодействия с участниками и одной команды, разработке нескольких вариантов развития соревнований, подсчитыванию стратегии поведения соперника и тому подобное.

При этом рекомендуется проведение товарищеских или внутренних соревнований с приглашением команд-соперников с целью рассмотрения тактики и расклада сил на дистанции, а также определения дальнейшего вектора развития.

Вопрос распределения нагрузки во время соревнований является наиболее актуальным. Так как в большей степени данный вопрос заключается в определении индивидуальных физиологических особенностей организма и его натренированности.

Также необходимо отметить, что вопрос распределения нагрузки при совершении тренировок не вызывает особых вопросов в связи с его изученностью и ясным пониманием направлений воздействия.

Поэтому с целью более качественного распределения нагрузки во время соревнований проводятся тренировки на высоких скоростях, а также тренировки, направленные не столько на скоростную выносливость, сколько на физическую, которая достигается посредством проведения длительных подготовительных упражнений на дальние расстояния.

На всех этапах развития нашего государства средства массовой информации и пропаганды были надежными помощниками в строительстве современного общества. Сейчас еще большую значимость приобретает действенность средств массовой информации. Сегодня одним из важнейших условий ускорения научно-технического прогресса стала социальная информация, включающая общественно-политические, научно-технические, общекультурные знания. Ежедневно средства массовой информации и пропаганды: газеты и журналы, радио и телевидение, кино, устная и наглядная агитация, сообщают большое количество разнообразных сведений, в том числе и из сферы физической культуры.

Особое место среди средств массовой информации занимает печать. В настоящее время редакциями центральных и местных газет выпускаются статьи, содержательный характер которых носит цель «улучшить пропаганду физической культуры и спорта, сосредоточив внимание на развитии у людей потребности в ежедневных занятиях физической культурой, популяризации комплексов упражнений для различных возрастных групп населения, широком показе лучшего опыта организации физкультурной и спортивной работы». Система средств массовой информации в физкультурном движении исследуется давно и в различных направлениях. Однако целый ряд проблем требует своего решения.

Представляется практически важным как для управления массовой физической культурой, так и для совершенствования средств массовой информации и пропаганды, несущих спортивную информацию, проанализировать содержание местной периодической печати, в частности регионов Алтайского края, по вопросам физической культуры, уточнив роль печати в этом социальном явлении.

Основным источником местной информации для населения являются газеты, которые привлекают 82% аудитории старше 18 лет.

Анализ полученных данных показал, что регионы Алтайского края в большей степени ориентированы на публикацию технических результатов и обзоров спортивных соревнований, как международных, так и всесоюзных. Вопросам массовой физической культуры уделяется значительно меньше внимания. Реализуя идеи о мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений, редакциям газет предписывалось постоянно освещать их деятельность, «пропагандировать новые, оправдавшие себя формы организации досуга населения», публиковать информацию об эффективности использования спортивных сооружений города.

Что касается видов спорта, то наиболее часто на страницах местных газет были представлены материалы о футболе, шахматах, комплексных соревнованиях, легкой атлетике, баскетболе. Преимущественное внимание печати именно к этим видам спорта было отмечено также и в других исследованиях.

Редко на страницах газет по проблемам массовой физической культуры и с распространением передового опыта выступают физкультурные работники.

Особое беспокойство вызывает отсутствие статей по вопросам массовой физической культуры.

В ответах специалистов ГДОИФКа им П. Ф. Лесгафта на вопрос «Анке-ты-2019» журнала «Теория и практика физической культуры» о перестройке работы в физкультурном движении: «Какие факторы, по вашему мнению, сегодня сдерживают развитие физической культуры?» 80,8% опрошенных ответили, что существенный фактор - это «отсутствие понимания руководителями ряда хозяйств, предприятий и учреждений важности физического воспитания населения» [9].

Всего четыре публикации за год по вопросам массовой физической культуры принадлежит перу ученых, авторитетное мнение которых, бесспорно, имело бы для читателей большое значение, заставило бы иначе смотреть на занятия физической культурой, спортом. Анализ материалов газет показывает, что такие попытки были сделаны. В разделе наряду со специалистами выступают и любители спорта, люди, занимающиеся физической культурой.

Совокупность материалов исследования содержания местной печати по вопросам массовой физической культуры показывает, что в регионах Алтайского края уделяют внимание указанным проблемам физкультурного движения, постоянно информируют читателей о физкультурно-спортивной жизни страны, мира, организуют массовые спортивные соревнования.

Недостаточно представлены на страницах газет темы, связанные с передачей передового опыта коллективов физической культуры, спортивных клубов, с ролью физической культуры. Больше внимания уделяется спортивной информации, представляющей технические результаты и обзоры международных и всесоюзных спортивных соревнований.

В состав авторского коллектива газет входят различные по профессиям специалисты. Преимущественно в них публикуются материалы журналистов. Выступления на страницах местной печати по вопросам развития массовой физической культуры хозяйственных руководителей, профсоюзных работников, ученых, любителей спорта крайне редки.

Усиление внимания указанных категорий руководящих работников к газетам послужит, на наш взгляд, повышению роли печати в развитии массовой физической культуры региона.

Большое значение имеет постоянное самосовершенствование субъекта руководства развитием массовой физической культуры, т.е. обогащение теоретико-информационного потенциала физкультурных кадров, разработка и внедрение в практику наиболее рациональных методических и психологических приемов, оптимизация деятельности физкультурных организаций и учреждений, развитие технических средств и материальной базы массовой физической культуры.

Возрастные роли социальной психологии в развитии массовой физической культуры как общенародного общественного явления подчеркивают необходимость и значимость специальных социально-психологических исследований. Этот процесс предполагает и квалифицированную социально-психологическую подготовку групп населения различных уровней и направленности. А отсюда становятся очевидными перспективы физкультурного образования и совершенствования деятельности факультетов повышения квалификации в сфере физической культуры.

Одним из важных направлений повышения массовости физической культуры является широкое привлечение к занятиям население по месту жительства. Необходимо расширить сеть физкультурно-спортивных клубов и физкультурно-оздоровительных комплексов, в том числе на хозрасчетных началах, в городе Барнауле.

Учитывая большую социальную значимость развития физической культуры по месту жительства, спортивные организации уделяют этому вопросу большое внимание. В результате число занимающихся физической культурой неуклонно возрастает. В организации физкультурно-спортивной работы во многих городах участвуют десятки ведомств и шефствующих над жилыми микрорайонами и физкультурно-спортивными клубами предприятий, школ, средних специальных и высших учебных заведений.

Однако, по данным ряда исследователей, потребность населения в организованных занятиях физической культурой по месту жительства все еще остается неудовлетворенной, а управление этой 'формой работы нуждается в совершенствовании.

В 2020 году г. авторами статьи проведено исследование состояния развития физической культуры по месту жительства в городе Барнауле. Изучен также

Библиографический список

опыт организации физической культуры на принципах платности в Алтайском крае и других городах.

Главной задачей исследования было изучение развития физической культуры по месту жительства, прежде всего форм организации на платных началах, а также выяснение социально-экономических причин, сдерживающих его развитие.

В результате исследования нами получены следующие данные. В 2020 г. из 65 тыс. человек, проживающих в городе, по месту жительства организованно занимались физической культурой 2 285 человек (или 3,5% населения), из которых взрослые старше 16 лет составляли лишь 135 человек. Таким образом, охват населения систематическими занятиями физической культурой по месту жительства оказался крайне низок, а среди взрослого населения - практически равен нулю.

Это позволяет сделать вывод, что рассматриваемый вопрос нуждается в совершенствовании. Анализ причин, формирующих такую ситуацию, позволил нам выявить ряд социально-экономических факторов, негативно влияющих на развитие физической культуры по месту жительства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная причина недостаточного количества занимающихся, с нашей точки зрения, - аморфность организационной структуры в предоставлении услуг по физической культуре и спорту по месту жительства населения. Известно, что в настоящее время главная часть работы по рассматриваемому вопросу сосредоточена в коллективах физической культуры, организованных по месту работы трудящихся, то есть по производственному признаку. Применение производственного принципа организации занятий физической культурой по месту жительства слабо развито (особенно в крупных городах, где жители одного микрорайона работают на десятках предприятий и в различных организациях). Здесь необходим территориальный принцип, соответствующий низовой организации типа коллектива. Однако в настоящее время его нет. Ответственность за работу по физической культуре по месту жительства возложена сейчас на ЖЭО, для которых в силу их производственного назначения эта работа далеко не главная и поэтому, как правило, необязательная. У районного спорткомитета сил и средств на подъем физкультуры по месту жительства нет, а предприятия проводят работу по физической культуре в основном со своими рабочими. Таким образом, физическая, культура по месту жительства оказывается без хозяина и зачастую держится на вдохновении отдельных энтузиастов.

В результате человеку, желающему заниматься физической культурой по месту жительства, некуда бывает обратиться по вопросу организованных занятий. Организационный фактор порождает причины экономического характера, сдерживающие развитие систематизированных форм занятий по месту жительства.

Развитие физкультурно-массовой работы по месту жительства в значительной мере определяется состоянием материально-технической базы. В настоящее время можно говорить лишь об относительно достаточном для исследуемого района количестве спортивных площадок в микрорайонах (2 - 3 площадки на один микрорайон). Однако их строительство и содержание находятся в ведомстве территориальных ЖЭКов, у которых не хватает достаточного количества фондов и кадров для проведения этих работ. Ремонт и обслуживание сооружений производятся в основном силами местных жителей.

Недостаточно отлажена система обеспечения физкультурного движения по месту жительства спортивной формой и инвентарем - товарами повышенного спроса. Их приобретение ЖЭКами не регламентировано, и наличие их в том или ином ЖЭКе зависит в основном от субъективных факторов. Слабо используются финансовые средства на развитие физической культуры по месту жительства.

Анализ приведенных причин позволяет нам сделать вывод о необходимости создания специализированной территориальной организации, для которой эта работа стала бы основным видом деятельности.

Рассмотренные социально-психологические аспекты массовой физической культуры подчеркивают плодотворность организации и проведения соответствующих исследований. Однако решающими все же являются развитие и углубление социально-психологической концепции физической культуры, что позволит укрепить методологический, теоретический и эмпирический фундаменты социально-психологического знания о физической культуре, а значит, и актуализировать содержание обсуждаемых вопросов развития спортивно-оздоровительной работы с различными группами населения в условиях физкультурной деятельности.

1. Супрунов С.И. Спортивно-оздоровительный аспект внеучебной деятельности студентов в системе высшего профессионального образования. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020; № 3 (44): 43 - 48.

2. Коновалов М.Ю. Медико-биологические аспекты совершенствования физкультурно-спортивной деятельности. XXВсероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей. 2018: 103 - 109.

3. Киспаев Т.А., Соколов Д.А., Баянкин О.В., Попова Н.В. Роль мониторинга физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста. Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. 2020: 377 - 380.

4. Попова Н.В., Баянкин О.В. Оздоровительные виды физической культуры как фактор укрепления здоровья людей среднего возраста. Тенденции развития науки и образования. 2019; № 49-2: 44 - 47.

5. Горелов А.А., Кондаков В.Л., Румба О.Г Физкультурно-оздоровительные технологии как средство кинезиотерапии в образовательном пространстве вуза. Физическое воспитание студентов. 2012; № 6: 47 - 51.

6. Антипова E.B., Антипов В.А. Организационно-управленческие факторы развития оздоровительной и адаптивной физической культуры по месту жительства населения. Дискурс. 2017; № 3 (5): 6 - 16.

7. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. Москва: Альфа-М, 2003.

8. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. Москва: Академический Проект, Фонд «Мир», 2004.

9. Долгов А.Я. Современные подходы к организации физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи. Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019; № 2 (18): 69 - 76.

References

1. Suprunov S.I. Sportivno-ozdorovitel'nyj aspekt vneuchebnoj deyatel'nosti studentov v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 3 (44): 43 - 48.

2. Konovalov M.Yu. Mediko-biologicheskie aspekty sovershenstvovaniya fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti. XX Vserossijskaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta: sbornik statej. 2018: 103 - 109.

3. Kispaev T.A., Sokolov D.A., Bayankin O.V., Popova N.V. Rol' monitoringa fizicheskoj podgotovlennosti uchaschihsya mladshego shkol'nogo vozrasta. Fundamental'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: opyt i perspektivy razvitiya issledovatel'skih proekiov RFFI: materialy vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2020: 377 - 380.

4. Popova N.V., Bayankin O.V. Ozdorovitel'nye vidy fizicheskoj kul'tury kak faktor ukrepleniya zdorov'ya lyudej srednego vozrasta. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2019; № 49-2: 44 - 47.

5. Gorelov A.A., Kondakov B.L., Rumba O.G. Fizkul'turno-ozdorovitel'nye tehnologii kak sredstvo kinezioterapii v obrazovatel'nom prostranstve vuza. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2012; № 6: 47 - 51.

6. Antipova E.B., Antipov V.A. Organizacionno-upravlencheskie faktory razvitiya ozdorovitel'noj i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury po mestu zhitel'stva naseleniya. Diskurs. 2017; № 3 (5): 6 - 16.

7. Baronenko V.A., Rapoport L.A. Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura studenta. Moskva: Al'fa-M, 2003.

8. Rodionov A.V. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta. Moskva: Akademicheskij Proekt, Fond «Mir», 2004.

9. Dolgov A.Ya. Sovremennye podhody k organizacii fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti studencheskoj molodezhi. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2019; № 2 (18): 69 - 76.

Статья поступила в редакцию 25.05.21

УДК 378

Bykova Е.А., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: elbykova80@mail.ru

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS AS FUTURE TEACHERS WITH DIFFERENT LEVELS OF INNOVATIVE ACTIVITY. The article discusses a problem of innovation activity and innovation activity of university students who will become future teachers. The article presents an analysis of the state of the issue in modern science and practice. The results of studying the psychological characteristics of students with different levels of activity in the innovation activities of an educational institution are presented. The study involved 412 students aged 18 to 20. There are 3 groups of students with different levels of activity in the innovative activity of an educational institution. Features of activity reflection, innovative personality qualities and tolerance to uncertainty in students of each group are analyzed. Significant differences between groups of students with different degrees of activity in innovation activity are identified in terms of the general index of innovation, "Information basis of activity" and tolerance to uncertainty. The study also shows that students who are highly active in innovation and research activities in an educational institution have a lower level of tolerance to uncertainty compared to passive students, however, they are more reflexive, easier to tolerate regulated activities, better orient themselves in the conditions of the upcoming activity and can make the right choice of its implementation, calmly relate to innovations, adapt well and can manifest themselves in situations that require non-standard solutions to problems.

Key words: innovation activity, innovation activity, tolerance to uncertainty, reflection of activity, innovativeness.

Е.А. Быкова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУВО «Шадринский зосударственный педазозическийуниверситет», з. Шадринск,

E-mail: elbykova80@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

В статье обсуждается проблема инновационной деятельности и инновационной активности студентов педагогического вуза. Представлен анализ состояния вопроса в современной науке и практике. Приведены результаты изучения психологических особенностей студентов с разным уровнем активности в инновационной деятельности образовательного учреждения. В исследовании участвовало 412 обучающихся педагогического вуза в возрасте от 18 до 20 лет. Выделено 3 группы студентов с разным уровнем активности в инновационной деятельности образовательного учреждения. Проанализированы особенности рефлексии деятельности, инновативные качества личности и толерантность к неопределённости у студентов каждой группы. Выделены значимые различия между группами обучающихся с разной степенью активности в инновационной деятельности по показателям общего индекса инновативности, информационных основ деятельности и толерантности к неопределённости. Исследование также показало, что студенты, отличающиеся высокой активностью в инновационной и исследовательской деятельности в образовательном учреждении имеют более низкий по сравнению с пассивными студентами уровень толерантности к неопределённости, однако они более рефлексивны, легче переносят регламентированную деятельность, лучше ориентируются в условиях предстоящей деятельности и могут сделать верный выбор пути её осуществления, спокойно относятся к нововведениям, хорошо адаптируются и могут себя проявить в ситуациях, требующих нестандартного решения проблем.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, толерантность к неопределённости, рефлексия деятельности, инновативность.

На современном этапе развития общества, в условиях инновационного развития экономики и инновационной политики государства важным становится подготовка подрастающего поколения, а особенно будущих педагогов, к активному участию в инновационной деятельности, созданию уникальных продуктов и внедрению новых технологий.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" к 2024 году необходимо обеспечить «...создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности.», «... внедрение инновационных медицинских технологий.», «.количество организаций, осуществляющих технологические инновации, должно увеличиться до 50% от их общего числа.» [1].

Таким образом, очевидным становится запрос государства на специалистов в сфере образования, компетентных в области инновационной деятельности в своей профессиональной области, готовых к разработке и внедрению педагогических инноваций, активных, целеустремлённых, творческих.

Общий анализ понятия «инновационная деятельность», представленный в отечественных и зарубежных исследованиях, позволяет трактовать её как деятельность практическую, творческую и продуктивную, реализуемую человеком в разных сферах жизни и предполагающую наличие нового предметного результата или продукта [2, с. 45]. Интеллектуальная деятельность является важной составляющей инновационной деятельности, её результатом становятся новые открытия, изобретения, отличающиеся от предшествующих объектов [3, с. 25].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.