Научная статья на тему 'Организация деятельности в физкультурно-спортивных клубах у школьников старших классов'

Организация деятельности в физкультурно-спортивных клубах у школьников старших классов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
316
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / ШКОЛЬНИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / МОДЕЛЬ / PHYSICAL CULTURE AT THE PLACE OF RESIDENCE / SCHOOL STUDENTS OF HIGH SCHOOL / QUESTIONING / SPORTS CLUB / WORK WITH THE POPULATION / STRENGTHENING OF HEALTH / MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Геращенко Дарья Васильевна, Самойлова Галина Миновна, Геращенко Владислав Валерьевич

С целью изучения системы физкультурно-спортивной деятельности по организации занятий физической культурой школьников старших классов, на основе учета их спортивных интересов, нами проведен анкетный опрос в школах Советского района г. Красноярска, в ходе которого выяснились предпочтительные интересы школьников старших классов к занятиям в спортивных секциях по месту жительства. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания организационных условий физкультурно-оздоровительной направленности в спортивных клубах, а также создание благоприятных условий для занятий в них старшеклассников, что будет способствовать повышению эффективности деятельности по работе с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Геращенко Дарья Васильевна, Самойлова Галина Миновна, Геращенко Владислав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF ACTIVITY IN SPORTS CLUBS AT SCHOOL STUDENTS OF HIGH SCHOOL

For the purpose of studying of a system of sports activities for the organization of physical culture of school students of high school, on the basis of accounting of their sports interests, we conducted questionnaire at schools of Sovetsky district of Krasnoyarsk. During which the preferable interests of school students of high school in classes in sports sections at the place of residence became clear. The relevance of a research is caused by need of creation of organizational conditions of sports and improving orientation for sports clubs and also creating favorable conditions for occupations in them of seniors that will promote increase in efficiency of activities for work with the population.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности в физкультурно-спортивных клубах у школьников старших классов»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Д.В. ГЕРАЩЕНКО, Г.М. САМОЙЛОВА, СФУ, г. Красноярск, Россия;

В.В. ГЕРАЩЕНКО, СГУНТ им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия

Аннотация

С целью изучения системы физкультурно-спортивной деятельности по организации занятий физической культурой школьников старших классов, на основе учета их спортивных интересов, нами проведен анкетный опрос в школах Советского района г. Красноярска, в ходе которого выяснились предпочтительные интересы школьников старших классов к занятиям в спортивных секциях по месту жительства. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания организационных условий физкультурно-оздоровительной направленности в спортивных клубах, а также создание благоприятных условий для занятий в них старшеклассников, что будет способствовать повышению эффективности деятельности по работе с населением.

Ключевые слова: физическая культура по месту жительства, школьники старших классов, анкетирование, физкультурно-спортивный клуб, работа с населением, укрепление здоровья, модель.

THE ORGANIZATION OF ACTIVITY IN SPORTS CLUBS AT SCHOOL STUDENTS OF HIGH SCHOOL

D.V. GERASHCHENKO, G.M. SAMOYLOVA, SFU, Krasnoyarsk, Russia; V.V. GERASHCHENKO, SSUST named after M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia

Abstract

For the purpose of studying of a system of sports activities for the organization of physical culture of school students of high school, on the basis of accounting of their sports interests, we conducted questionnaire at schools of Sovetsky district of Krasnoyarsk. During which the preferable interests of school students of high school in classes in sports sections at the place of residence became clear. The relevance of a research is caused by need of creation of organizational conditions of sports and improving orientation for sports clubs and also creating favorable conditions for occupations in them of seniors that will promote

increase in efficiency of activities for work with the population.

Keywords: physical culture at the place of residence, school students of high school, questioning, sports club, work with

the population, strengthening of health, model.

Введение

В процессе модернизации всех уровней общего и профессионального образования в России одной из основных целей государства в области физического воспитания является забота о сохранности жизни и здоровья людей, физическое формирование в подростковом возрасте, приобщение к занятиям спортом всех категорий и возрастов населения страны [2, 11]. Проблема обеспечения здоровья граждан занимает важное место в отечественной культуре [1]. Здоровье и ЗОЖ, несомненно, остаются одними из самых ключевых и приоритетных направлений для полноценной жизни человека [9].

Деятельность физической культуры как одной из совокупности отраслей социальной сферы направлена на обслуживание и удовлетворение социальных потребностей населения в вопросе развития физических способностей человека и укрепления здоровья [5].

Каждому человеку необходимо иметь хорошее и крепкое здоровье, однако данная потребность не является первостепенной, кроме того, не все люди осознают необходимость в систематических занятиях, которые будут укреплять здоровье. Для этого необходимо и достаточно обеспечить доступность занятий физкультурой и спортом. На сегодняшний день мы можем наблюдать незначительные положительные сдвиги в этом направлении, кроме роста числа людей, приобщенных к физической активности, меняется и само отношение к занятиям физкультурой [8].

Одним из стратегических направлений муниципальной политики в сфере формирования массовой физической культуры является организация работы с населением по месту жительства, то есть в физкультурно-спор-тивных клубах в целях формирования основ здорового

É»)

образа жизни, сохранения и укрепления здоровья. В последнее время в мировой практике отмечен повышенный интерес к оздоровлению разных категорий населения посредством занятий физическими упражнениями [6]. Складывается мощная отрасль жизнедеятельности людей, имеющая социальную и экономическую базу. Проблемы обеспечения условий повышения уровня здоровья, поиск оптимальных форм, средств и методов физкультурно-спортивной деятельности среди населения приобретают особое значение. Отличительная черта современных представлений о здоровье человека - понимание необходимости его сознательного укрепления и совершенствования.

Вопросы сохранения и дальнейшего формирования ФОК и работы с людьми по месту проживания, привлечения граждан всех возрастных категорий к регулярным занятиям физкультурой в г. Красноярске регулируются основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2019 г., утвержденными Председателем Правительства РФ от 31.01.2014, Стратегией формирования физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2021 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.07.2009 № 1001-р, федеральным законом от 04.11.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», законом Красноярского края «О развитии физической культуры и спорта» от 22.12.2011 № 11-5766 [5]. В вышеизложенных документах записано: внести с 2021 г. в планы комплексного формирования городов и районов раздел «Развитие материально-технической базы и улучшение работы ФОК с людьми по месту проживания».

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это полное физическое, психологическое и социальное благополучие [4-10]. Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 15% зависит от наследственных факторов; 15% - от факторов социальной и внешней среды, т.е. от экологии; 15% - от здравоохранения; 55% здоровья зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Таким образом, здоровье человека - это его способность сохранить соответствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в постоянно изменяющихся социальных условиях окружающей среды.

В сложившейся ситуации настала необходимость разработки на первом этапе преобразования теоретическо-структурной модели ФОК с последующим ее внедрением в систему образования [7]. Нами была разработана и впервые предложена структура и содержание ключевых направлений по реализации данной модели (рис. 1 и 2).

Радикальное изменение ритма жизни, заметное уменьшение доли физического труда в быту обострили противоречия между значительным интеллектуальным, эмоциональным и психологическим напряжением рабочей деятельности и резким снижением физической активности как главного регулятора состояния и функций организма человека.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания новых программ физкультурно-оздоровительной направленности и благоприятных условий, что будет способствовать повышению эффективности деятельности по работе с населением.

Значение работы физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, несомненно, высоко, поскольку при оздоровительной работе с населением главное - проведение занятий в удобное для населения время. К тому же оздоровительная деятельность представляет особую важность для человека не только по полученным результатам в ходе этой деятельности, но и непосредственно тем, что восстановление психофизиологических особенностей происходит не в результате, а в процессе такой деятельности [3].

Цель исследования: изучение системы физкультурно-спортивной деятельности по организации физической культуры школьников старших классов на основе учета их спортивных интересов.

Методы исследования. Анкетный опрос проводился в школах Советского района г. Красноярска. В опросе приняли участие 563 школьника старших классов, а именно: юношей - 237 (42,3%), девушек - 326 (57,7%). Опрос проводился в школах МОУ СОШ № 150, МОУ СОШ № 69, МОУ СОШ № 145, МОУ СОШ № 24, МОУ СОШ № 151.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования установлено, что 91,5% школьников относятся положительно к занятиям физической культурой и спортом, 6,4% выразили свое безразличное отношение к таким занятиям и лишь 2,1% опрошенных школьников считают, что в таких занятиях нет необходимости.

На вопрос «Занимаетесь ли Вы в настоящее время физической культурой (кроме учебных занятий)?» ответы респондентов распределились практически поровну, положительно ответили 52,6% опрошенных, отрицательно - 47,4%. Школьники, ответившие положительно, на следующий вопрос «Чем именно?», отреагировали следующим образом (рис. 3): наибольшей популярностью среди школьников пользуются индивидуальные занятия (33,1%) и занятия в спортивной секции (32,8%), наименьшей (8,9%) - занятия в физкультурно-оздоровительной группе. Причем большая часть школьников, ответивших положительно, занимается физической культурой три и больше раз в неделю (48,6%).

Хочется также отметить, что 62% опрошенных считают, что введение третьего урока физической культуры в неделю положительно скажется на здоровье. Причем 74% опрошенных занимаются в основной группе по здоровью, освобождены от занятий физической культурой 12%, а в специальной медицинской группе занимаются 14% респондентов.

В процессе опроса школьников установили, что план учебных занятий в школах Советского района устраивают только 42,1% школьников. Скорее, устраивают, чем нет - 21,8%, скорее, не устраивают - 8,9%, совершенно не устраивают - 10,3%, затруднились ответить - 16,9% опрошенных школьников.

Для большинства респондентов предпочтительнее заниматься физической культурой и спортом и на улице, и в спортзале, так ответили 67,8% школьников, наименьшее число школьников (2%) хотят заниматься только на улице, хочется также отметить, что вариант «безразлично» выбрали 12% опрошенных.

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КЛУБ «Советский»

Администрация города, комитеты, управления

Договора о совместной деятельности в реализации программ.

Совместная работа по реализации городских программ физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства

О £5

* I

а а

е

"а Чз

Э =>

N g^

® 2

а с

ж -е

Й»

о

ВУЗ, кафедра физического воспитания

1.

Подготовка инструкторов физкультурно-оздоровительной,

спортивной работы по месту жительства.

Научное и практическое сопровождение физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.

Подготовка и участие волонтеров из числа студентов в физкультурно-оздоровительной работе по месту жительства

Школа, другие образовательные учреждения микрорайона

Ежедневная удлиненная перемена « Олимпийский урок».

Работа школьных спортивных секций.

Проведение физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в школе, микрорайоне

©

§

1

Разработка и внедрение в практическую

деятельность инновационных программ в сфере

физкультурно-оздоровительной, спортивной работы.

Организация работы спортивных секций, проведение спортивно-массовых мероприятий в микрорайоне.

Проведение агитационной, просветительской работы по пропаганде здорового, спортивного образа жизни. Работа с детьми, подростками и молодежью по профилактике правонарушений,

наркомании, других вредных привычек. Организация и создание условий для здорового, активного, спортивного отдыха

Общественные организации микрорайона

Работа с общественным и спортивным

активом микрорайона по пропаганде и приобщению

жителей микрорайона к здоровому образу жизни.

Содействие и участие в проведении спортивно-массовых мероприятий в микрорайоне

Некоммерческие организации

Реализация социальных, спортивных программ.

Работа с людьми с ограниченными возможностями.

Создание рабочих мест

для организации спортивно-массовой работы по месту жительства

Партнеры проекта

Инвестирование проекта, создание материально-технической базы для

физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы по месту жительства

Рис. 3.

Ответ на вопрос «Занимаетесь ли Вы в настоящее время физической культурой (кроме учебных занятий)?»

Ответы на вопрос: «Что, по Вашему мнению, может нанести ущерб Вашему здоровью?» распределились следующим образом: большинство школьников считает, что наибольшую опасность для их здоровья представляет радиация (53,45%), наименьшую отвели таким факторам как наследственность и преступность (2,16%).

С целью организации работы со школьниками старших классов по месту жительства в анкете был задан вопрос: «Если у Вас появится возможность заняться дополнительно, кроме учебных занятий, физической культурой и спортом по месту жительства?» Ответы распределились следующим образом (рис. 4).

Как видно из рисунка, большинство опрошенных школьников (43,5%) при создании благоприятных усло-

□ Утренняя гимнастика

_ Занятия в физкультурно-оздоровительной группе

д Занятия в спортивной секции

■ Индивидуальные занятия

□ Кросс-походы

вий обязательно займутся физической культурой и спортом. Причем 92% опрошенных отдают предпочтение организованным занятиям с преподавателем или тренером.

Из числа опрошенных школьников, а именно 374 (66,54%) уже занимаются физической культурой и спортом по месту жительства. Из них - 42% занимаются физической культурой и спортом для улучшения фигуры, 40% -укрепляют здоровье, 27,5% - улучшают физические способности, 18,6% - стремятся поднять настроение, 18,3% - достигнуть более высоких спортивных результатов. По рекомендациям преподавателей занимаются 0,4% и 1,6% опрошенных.

В свою очередь, из числа опрошенных школьников, не занимающихся физической культурой и спортом по

е»)

■ Обязательно займусь

Возможно, займусь Ш (есть ограничения

по свободному времени)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Не займусь

□ Затрудняюсь ответить

Рис. 4.

Отношение к занятиям физической культурой и спортом по месту жительства (% от числа опрошенных)

месту жительства, указали причины, по которым они ею не занимаются. Первоочередной причиной является отсутствие свободного времени (45%), затем - отсутствие условий для занятий (36,1%); далее - отсутствие денежных средств для оказания платных физкультурно-оздоровительных услуг (20%); не могут спланировать свое свободное время (3,5%); нет желания, интереса к физкультурно-оздоровительным занятиям по месту жительства (11%), а также отсутствие секций по видам спорта (18%).

При анализе ответов на вопрос: «В каких физкультурно-оздоровительных группах Вы желали бы заниматься по месту жительства?» решено было рассмотреть ответы респондентов, исходя из их гендерных различий.

Наибольший интерес юноши проявляют к занятиям в группах по плаванию (25%), большого тенниса и бадминтона (17,4%), наименьшее - в группе специальной лечебной физкультуры (3,5%).

Девушки наибольшее предпочтение отдают группам аэробики (31,7%) и фитнеса (30,2%), наименьшее (1,9%), как и юноши, группам специальной лечебной физкультуры.

Данные опроса позволили выявить предпочтительные интересы школьников к занятиям в спортивных секциях по месту жительства. Так, юноши во всех без исключения школах Советского района г. Красноярска хотели бы заниматься баскетболом. Этому виду спорта отдало предпочтение самое большое количество учащихся (48,1%). Далее по значимости идет бокс. В секции по боксу хотели бы заниматься 41,7% юношей. Несколько ниже проявляется интерес школьников к футболу (30,9%). Волейболом в секции по месту жительства хотели бы заниматься 22,1% юношей. Наиболее низкий интерес проявлен к занятиям легкой атлетикой, всего 7,9%.

Среди девушек наибольший интерес был проявлен к секции волейбола (58,1%), к занятиям баскетболом имеют склонность 30,9% опрошенных школьниц, стремление заниматься в секции по плаванию высказали 22,1%, настольным теннисом - 13,1% опрашиваемых школьниц. Как и у юношей, занятия в секции легкой атлетикой у девушек не вызвали большого интереса (8,6%).

При ответе на вопрос: «Какие формы физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства Вы предпочитаете?» многие ответили, что более всего они хотели бы ходить в туристические походы (49,8%). Вторая форма физкультурных занятий, которая наиболее популярна у школьников, - занятия в спортивных секциях (38,7%). Индивидуальные занятия физкультурой наиболее прием-

лемы для 21,1% респондентов. Соревнования по видам спорта считают более приемлемой формой 16,2%, физкультурные праздники - 7,7%. Клубы по спортивным интересам являются наиболее важной формой занятий у 14,6% школьников. Всего лишь 2,5% респондентов указали другие формы занятий физической культурой по месту жительства.

Опрошенные школьники указали, что наиболее удобным временем для занятий физической культурой и спортом по месту жительства - вторник, четверг и суббота (эти дни недели отметили более 80% опрошенных), время занятий - с 16.00 до 18.00. Наибольший процент опрошенных хотят заниматься 3 раза в неделю.

Результаты проведенного опроса показали, что опрошенные школьники предпочитают заниматься физическими упражнениями, прежде всего, со своими ровесниками (51,7%), друзьями по учебе (18,5%), самостоятельно (8,8%), с членами семьи (4,5%) и соседями (2,1%). Безразличное отношение к составу групп высказали 14,4% школьников.

В связи с тем, что в последнее время возрос объем платных услуг в сфере физической культуры и спорта, проведенный опрос школьников позволил выявить доступность данных услуг для этой категории учащихся.

Анализ полученных ответов показал, что 44,7% школьников могут позволить себе занятия в платных физкультурно-оздоровительных группах, т.к. материальное положение в семье отличное. 38,5% респондентов ответили, что также могут себе позволить платные занятия физической культурой, хотя материальное положение у них хорошее. Остальная часть школьников (6,2%) в настоящее время не может себе позволить этого, ввиду отсутствия материальных средств у родителей. 10,6% опрошенных ответили, что не знают, как родители отнесутся к их занятиям физической культурой и спортом в свободное от учебы время.

Стоит отметить, что более чем у 80% опрошенных школьников есть личный спортивный инвентарь. В основном это спортивная одежда и обувь, велосипед и мячи, но ни у одного из опрошенных дома нет гимнастической стенки.

В случае создания хороших условий по месту жительства более 60% опрошенных уверены, что будут заниматься физкультурой и спортом. Также, примерно такой же процент опрошенных школьников, затрудняются ответить на вопрос об удовлетворении ими проведением свободного времени.

С*)

Массовая физическая культура и оздоровление населения

В основном опрошенные школьники не удовлетворены своим физическим развитием (в первую очередь, на наш взгляд, это связано с пропагандой спорта в последнее время).

Выводы

В результате исследования был установлен высокий уровень вербального отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом. Так, 91,5% считают занятия необходимыми и относятся к ним положительно, 6,4% выражают свое безразличное отношение и лишь 2,1% считают, что в занятиях нет никакой необходимости.

Результаты опроса позволили выявить предпочтительные интересы школьников к занятиям в спортивных секциях по месту жительства. Так, юноши во всех без исключения школах Советского района г. Красноярска хотели бы заниматься баскетболом. Этому виду спорта отдало предпочтение самое большое количество учащихся (48,1%). Далее по значимости идет бокс. В секции по боксу хотели бы заниматься 41,7% юношей. Несколько ниже проявляется интерес школьников к футболу (30,9%). Волейболом в секции по месту жительства хотели бы

заниматься 22,1% юношей. Наиболее низкий интерес проявлен к занятиям легкой атлетикой, всего 7,9%.

Среди девушек наибольший интерес был проявлен к секции волейбола (58,1%). К занятиям баскетболом имеют склонность 30,9%, стремление заниматься в секции по плаванию высказали 22,1%, настольным теннисом -13,1% опрашиваемых школьниц. Как и у юношей, занятия в секции легкой атлетикой у девушек не вызвали большого интереса (8,6%).

Вторжение рыночных отношений в сферу физической культуры привело к резкому сокращению числа занимающихся физкультурой, снижению количества соревнований на местах, утечке специалистов, массовому уходу детских тренеров, методистов в другие отрасли, замораживанию строительства спортивных объектов, а в ряде мест - к их использованию не по назначению, передаче коммерческим структурам. В связи с этим проведенный нами анализ деятельности физкультурно-спортивных клубов по месту жительства позволил выявить область проблемных ситуаций в масштабном освоении ценностей физической культуры.

Литература

1. Адольф, В.А. Сопровождение здоровьесберегаю-щей деятельности современного педагога: монография / В.А. Адольф, А.Н. Савчук // КГПУ им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2014. - 256 с.

2. Бауэр, В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В.Г. Бауэр // Теория и практика физ. культуры. -2011. - № 1. - C. 50-56.

3. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: учебное пособие для институтов физ. культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Кановец. - М.: ФиС, 1985. - 94 с.

4. Власов, А.А. Физическая культура и спорт: краткий терминологический словарь / А.А. Власов. - М.: Советский спорт, 2005. - 87 с.

5. Геращенко, Д.В. Формирование культуры здорового образа жизни студентов в высшем учебном заведении / Д.В. Непомнящая, В.В. Геращенко // Актуальные проблемы физического воспитания и здоровья людей: сборник III Междунар. науч.-практ. конф. Донбасского гос. ун-та. -Славянск, 2017. - С. 127-131.

6. Жолдак, В.И. Управление в сфере физической культуры и спорта / В.И. Жолдак, В.Н. Зуев. - М., 2002. - 142 с.

7. Изаак, С.И. Мониторинг физического формирования и физической подготовленности / С.И. Изаак. - М.: Теория и практика, 2015. - 49 с.

8. Изаак, С.И. Целевые показатели реализации стратегии формирования физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. - № 5 (6). - М.: Изд. «МЦНО», 2017. - С. 65-69.

9. Крюков, Д.Н. Организация физкультурно-оздоровительной работы / Д.Н. Крюков. - М.: ФиС, 2017. - 89 с.

10. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учеб. пособие / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра-Спорт, 2011. - 520 с.

11. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - М.: Тесей, 2013. - 132 с.

References

1. Adolf, V.A. and Savchuk, A.N. (2014), Maintenance of health saving activity of the modern teacher: monograph, Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State. Ped. Un-t of V.P. Astafyev, 256 p.

2. Bauer, V.G. (2011), The social importance of physical culture and sport in modern conditions of development of Russia, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 1, pp. 50-56.

3. Vilkin, Ya.R. and Kanovets, T.M. (1985), Organization of work on mass physical culture and sport: manual for institutes of physical Culture, Moscow: FiS, 94 p.

4. Vlasov, A.A. (2005), Physical culture and sport: short terminological dictionary, Moscow: Sovetskiy Sport, 87 p.

5. Nepomnyashchaya, D.V. and Gerashchenko, D.V. (2017), Formation of culture of a healthy lifestyle of students in a higher educational institution, In: Current problems of physical training and human health: collection the III international scientific-practical conference of the Donbass State. Un-t, Slavyansk, pp. 127-131.

6. Zholdak, V.I. and Zuev V.N. (2002), Management in the sphere of physical culture and sport, Moscow, 142 p.

7. Izaak, S.I. (2015), Monitoring of physical development and physical fitness, Moscow: Theory and practice, 49 p.

8. Izaak, S.I. (2017), Target indicators of implementation of the strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2020, In: The Scientific forum: Innovative science: com. the article on materials VI international scientific-practical conference No. 5 (6), Moscow: MTsNO, pp. 65-69.

9. Kryukov, D.N. (2017), Organization of sports and recreation work, Moscow: FiS, 89 p.

10. Solodkov, A.S. and Sologub, E.B. (2011), Human physiology. Common. Sports. Age: studies manual, Moscow: Terra-Sport, 520 p.

11. Furmanov, A.G. and Yuspa, M.B. (2013), Recreative physical culture, Moscow: Theseus, 132 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.